Из русских авторов наиболее подробный анализ второго дополнения сделали П. А. Юнгеров 169 и еп. Филарет (Филаретов) 170 . 2.3.6. Использование в богослужении . Иов. 2:9 читается на паремии, на вечерне в среду Страстной седмицы. Дополнение вместе с Иов.41:12–17 читается как паремия на вечерне Страстной Пятницы. Иов является невинным страдальцем и в христианской экзегезе понимается, как прообраз Христа. Иов, во время своих страданий, верил, что они прекратятся, и своё выздоровление понимал, как надежду на воскресение: «А я знаю, искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его» ( Иов.19:25–26 ). Так же и Господь наш Иисус Христос предсказывал не только Свои страдания и смерть, но и тридневное воскресение: «Сын человеческий предан будет архиереям и книжникам, и осудят его на смерть, и поругаются ему, и уязвят его, и убиют его, и в третий день воскреснет» ( Мк.10:33–34 ). Иов, когда страдал, был, как заживо погребенный, его выздоровление стало похожим на воскресение из мертвых, и, тем самым, стало прообразом воскресения Христа. Можно увидеть связь между благополучным состоянием Иова – после тяжких испытаний и спасительными дарами – после страданий и крестной смерти Христовой 171 . Псалом 151 2.4. Псалом 151 . Канонический текст Псалтири в еврейской и христианской Библии состоит из 150 псалмов. Однако, православные издания Библии добавляют 151-й псалом, который считается иудеями, католиками и протестантами апокрифом. В церковнославянском переводе надписания указано, что «сей псалом особ писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа». Выбор из множества других неканонических псалмов и его место может говорить о его важности в сравнении с другими. То, что этот псалом стоит в конце Псалтири и написан «отдельно» (διγραφος), «вне числа», делает его своеобразным эпилогом всей книги 172 . 2.4.1. Содержание . По своему содержанию 151-й псалом – это автобиографическое повествование от имени Давида. Псалом предполагает знакомство читателя с библейским текстом, из которого черпаются идеи и фразы (напр., 1Цар.16–17 ; Пс.77:70–72; 88:20 ; Ср. 2Цар. 6:5 ; Деян.13:22 ). Как и многие псалмы, он написан с использованием параллелизмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

– «Не бойся (народ), ты распространишься направо и налево и племя твое овладеет народами, и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо супруг твой есть Творец твой; имя его Иегова воинств, и Искупитель, твой Святый Израилев, – Богом всей земли называется. Ибо как жену оставленную и скорбящую духом призывает тебя Иегова, и как подругу юности, которая была отвержена, говорит Бог твой ( Ис.54:3–6 ). И будут называть тебя боголюбезною и землю твою супругою; ибо Иегова будет благоволить к тебе и земля твоя сочетается, – как юноша сочетавается с девою и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой – ( Ис.62:4–5 ). См. также Ис.50:1 . Ср. Иер.2:2 , Иер.3:1 . Ос. 1–3 гл. Иез.16:10 ; Иез.13:23 . – В Новом Завете, Сам Иисус Христос называет себя женихом – Мф.9:15 и Предтеча Господень Иоанн говорит о себе не больше, как о друге жениха, который готовится вести в дом его невесту – Ин.3:28–29 104 . Возрадуемся и возвеселимся и воздадим славу Ему, восклицает друг Господа Иоанн Богослов в Апокалипсисе, ибо наступил брак Агнца жена Его уготовала себя; и дано ей облещись в виссон чистый и светлый, – виссон же есть праведность святых ( Ин.19:7–8 ). – Я Иоанн, видел святый град, Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, уготованный как невеста, украшенная для мужа своего ( Ин.21:2 ). – См. еще: Мф.22:2 ; Мф.24:1–11 ; Рим.7:4 ; 2Кор.11:2 ; Еф.5:23–27 ; Ин.22:17 ). – 105 . 10) 15-й стих: приведутся царю девы в след ея, искренния ея приведутся тебе 106 . – Несомненно, что эти подруги царицы – невесты, те же самые девы, которые в 10-м стихе псалма называются дщерями царей. Уже потому одному нельзя согласиться со многими толковниками, будто девы в след невесты только сопровождали ее или вели к жениху. При том выражения Евр. подлинника: подруги ея и приведутся к тебе указывают даже равноправность близких невесте дев в отношении к Царю – жениху, и они, следовательно, могут и должны сочетаться любовию с Ним. Отсюда возникает непреодолимое затруднение для тех, кто считает 41-й псалом брачною песнию, – одновременно жениться на нескольких женах никогда и нигде не было не только обычаем, но даже и необычайным исключением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Что касается пророчества Захарии, который говорил о том, как избранный народ Божий со временем будет с раскаянием взирать на Иегову, Которого он же пронзил, то евангелист, не входя в подробные объяснения, отмечает только, что пророчество это, непонятное для читающего книгу Захарии, стало понятно для того, кто смотрел на пронзенного копьем Христа: отныне будут теперь взирать с верою на Того, Кого пронзили, т.е. будут (иудеи, а отчасти и язычники, представителями которых были римские воины) с благоговением признавать во Христе своего Искупителя, Который источает возрождающую людей благодать. Ин.19:38 .  После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Ин.19:39 .  Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Ин.19:40 .  Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. Ин.19:41 .  На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Ин.19:42 .  Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. Сообщая здесь о снятии с креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков ( Мф.27:57–60 ; Мк.15:42–46 ; Лк.23:50–53 ) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа (о Никодиме см. Ин.3 ). Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно, состав из мирровой смолы и алойного дерева (ср. Мк.16:1 ), для того чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа, этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Царю. Также один Иоанн замечает, что гробница Христова находилась в саду. Не дает ли он намек на то, что этот сад должен явиться новым Эдемом, где восставший из гроба новый Адам – Христос выступит в своей прославленной человеческой природе, как некогда также в саду вступил в жизнь древний Адам?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это означает, что человек обнаруживает в своем сознании внутреннее противоречие и стремится превзойти его, иначе жизнь представляет собой невыносимый диссонанс. Все, что говорит Юнг, относится не к Богу в Самом Себе, но к религиозному опыту человека, к его реакциям, к проекции Бога в его душе. Вопросом жизни и смерти для Иова является его основное убеждение в том, что он найдет в Боге поддержку против Яхве, найдет живого свидетеля в свою пользу. С одной стороны: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» ( Иов.39:34 ). Но с другой стороны: «А я знаю. Искупитель жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; И я во плоти моей узрю Бога» ( Иов.19:25–26 ). Этот защитник в первом действии остается сокрытым. Яхве заключил с людьми договор, который требует верности с обеих сторон. Но – непостижимый факт! – пред Лицом Божественного всеведения возникает сомнение, олицетворяемое Сатаной. Удивительное пари заключается за счет бедного и беспомощного создания – Иова. Яхве проявляет странную настойчивость, подчеркивая Свое всемогущество. Перед испуганным взором Иова развертывается динамичная кинокартина с грозным Левиафаном в качестве центральной фигуры, и он обнаруживает бесчеловечную сторону Яхве: «Сердце его твердо, как камень» ( Иов.41:16 ). Иов потрясен, и однако он слышит: «Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй мне» ( Иов.38:3 ). Иов вознесен на головокружительную высоту – на уровень собеседника Яхве. Но на заднем плане сцены видна тень сомневающегося – Сатаны, и удивительное пари наводит Юнга на мысль, что сомневающийся заражает своим сомнением саму верность Яхве. Настойчивость, с какой Иов во всеуслышание заявляет о своей невиновности, побуждает Яхве проявить Себя. Призыв к справедливости поднимается из такой глубины страдания, что этот крик доходит до светил небесных и звучит «за спиной Божества». Но единственный ответ, который получает Иов, – это ответ грубого демиурга, подавляющего Свое создание тяжестью Своего превосходства. Его безжалостная сила выходит за пределы всякой этической нормы. «Счастливый конец» истории Иова – материальное возмещение – никоим образом не является истинным ответом. Тяжелый занавес неразрешенного вопроса падает в конце первого акта. Монотеизм – не диалектичен; его монологизм не соответствует уровню подлинного ответа. Иов «руку свою полагает на уста» (ср. Иов.40:4 ), так как, со своей стороны, он верен договору.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

правую руку... поясы. Кир правит не своей, но Божией властью (41,2; 48,14; ср. Пс. 2,8.9; 109,1 ). Держать кого-либо за правую руку во всем помогать. 45 Я. В древнееврейском тексте на это местоимение приходится логическое ударение. уровняю... сломаю. Ничто не будет препятствием для раба Божиего (ср. Пс. 106,16 ). двери. Исполнением этого пророчества можно считать день, когда Кир приблизило к воротам Вавилона и нашел их отворенными (44,27 и ком.). 45 сокровища... богатства. В 546 г. до Р.Х. Кир овладел баснословным богатством царя Лидии Креза. Я Господь. См. ком. к 41,4. по имени. Господь выпестовал Кира и знает его так же близко, как и прочих Своих чад (см. ком. к 43,1). Бог Израилев. См. ком. к 37,16. 45 раба. См. ком. к 20,3. почтил. Господь почтил Кира, назвав его Своим слугой и пастырем (44,28). См. ком. к 43,4. ты не знал Меня. Кир продолжал оставаться язычником. 45 Я Господь. См. ком. к 41,4. Власть Божия простирается над творением и историей, над бедствием и благополучием, над судом и искуплением. 45 небеса... земля. Вселенная должна приготовиться к новому искупительному деянию Господа, которое пророк называет «правда» или «праведность» (1,21 и ком.) и «спасение» (12,2 и ком.; 26,17.18 и ком.). 45:9 Очевидно, этот стих относится к Израилю. 45 не за выкуп. Т.е. не из корысти, а по велению сердца. 45 Так говорит Господь. См. ком. к 43,1. Египтян... Савейцы. См. ком. к 43,3. повергнутся... будут умолять. Народы, ставшие свидетелями всесильного пребывания Бога со Своим народом (2,2–4; ср. Пс. 67,32 ), с покорностью склонятся перед Ним. 45 Бог сокровенный. Господь сокрыт от людей в Своем гневе и чудесных деяниях (8,17; 54,8; 55,8.9), однако доступен им в откровении (48,5–8). Даже язычники исповедуют, что пути Божий неисследимы. 45 спасением вечным... во веки веков. Господь не похож на людей и идолов, которые не властны над будущим (ср. Евр. 5,9 ). 45 так говорит Господь. См. ком. к 43,1. не напрасно. Смысл этих слов в том, что Господь сотворил землю не пустой, а пригодной для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На этот пункт и устремляется теперь Сыновняя энергия со всею натуральною божественностью. При таких данных искупительное служение воплощенного Сына получает божественную державность самого решительного акта, а он заключается в καθαρισμς или в очищении, изглаждающем пятно (см. Mф. VIII, 3 . Uob. VII, 21 и ср. Исх. ХХХ, 10 ) и освобождающем от него замаранный предмет (ср. Ebp IX, 14 ). Поскольку у нас трактуется сейчас о грехах, писатель напоминает религиозно-ритуальные способы морального очищения, причем легалистический термин ( Лk. II. 22 и Mk. I. 44 . Лk. V. 14 . Uh. II, 6. III, 25 ) приобретает этический смысл ( 2Nemp. I, 9 и ср. Исх. ХХХ. 10 и Uob. VII, 21 по Иов. LXX-mu). В этом очистительном действии конечно, тоже допустимы оба названные момента, из которых первый непременно сопровождается вторым, но обратное не требуется с безусловностью, ибо возможно кого-нибудь очистить от грязи, не уничтожая ее, а только снявши. Естественно, что при этом всегда остается опасность последовательных дальнейших загрязнений, – и успех тут сомнителен и случаен. Это всего менее вероятно для Сына при описанных предварениях о достоинстве Его лица и подвига, где все располагало ожидать полного, окончательного эффекта. Очевидно, Сын уничтожил самый источник нечистоты именно тем, что счистил, смыл самые грехи, упразднив их (ср. Ebp. IX, 26 ), почему больше они ни к кому не могут пристать 40 . Таково здесь обязательное требование но фактическому течению вещей, в которых вредные следствия устранялись единственно поражением причин. В виду сего нельзя согласиться, когда ближайшую аналогию в Mф. VIII, 3 странным образом обращают против представленного понимания, якобы в обоих случаях тут просто искусственность и некорректность, между тем разумеются лица в качестве освобождаемых от грехов путем очищения их 41 . Но подобное толкование, гораздо насильственнее грамматически, а предметно грешит уже тем, что усвояет Сыну чисто внешнее действие, которое бывает поверхностным и временным по объему и результату, поскольку простирается на непосредственно подвергшихся ему и допускает даже у них возобновление старого с необходимостью бесконечного повторения очистительных операций.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Пс.2:2, 7:1—12). В Своем искупительном подвиге на земле Мессия проходит через страдания как Господь с Господом и, умирая праведным, чает воскресения, а вместе с тем — и преизбытка радости (см. Пс.15:8—11; ср.: Деян.2:26—29, 13:35—37). Страдания Мессии за человеческий род будут великими; Он почувствует Себя оставленным Богом; над Ним будут насмехаться враги; окружат они Его, как псы многие, и станут потешаться над Ним за Его надежду на Бога; Его ризы они разделят между собой и о Его одежде будут бросать жребий; у Страдальца рассыплются кости, растает, как воск, сердце, прилипнет к гортани язык, и Он будет низведен в персть смерти. Но Господь не презрит Его молитвы и услышит Его; и после того Он воспоет хвалу Богу, и Ему поклонятся все народы (см. Пс.21:1—32; Мф.27:46; Мк.15:34; Ин.19:22—24; Евр.5:7—10; Мф.27:29, 43; Лк.23:33—37). Мессия-Страдалец принесет Богу жертву за грехи людей, и эта жертва заменит собой все ветхозаветные приношения, ибо она будет добровольным принесением плоти Мессии — ею освятятся люди, жаждущие спасения (см. Пс.39:6—8; Евр.10:5—16). Божий Помазанник будет дивным и кротким; Он покорит народы, Его престол будет вечным и непоколебимым, ибо Он — Бог, Которого Бог помазует елеем радости; Его ризы благоухают «смирной, стактями и кассией» (ср. Пс.44:9); Его имя станет незабвенным, народы будут славить Его во все века (см. Пс.44:2—8, 18; Евр.1:8—9). В отношении к Господу Сам Мессия — Господь, и под Его ноги Господь положит Его врагов, ибо Он — от вечности рожденный Божий Сын. Впрочем Мессия — не только Господь, но и вечный священник, имеющий вовек приносить жертву за грехи других: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» (Пс.109:1, 3—4; ср.: Мф.22:42—45; Мк.12:35—37; Лк.20:41—44; Деян.2:34—36; Евр.1:13, 7:17).    3. Мессианские пророчества у пророков. Чем глубже с течением времени человечество погрязало в истории — причем трясины и омуты греха, изобильно умножаясь, делались все более разветвленными и необозримыми, — тем настойчивее и очевиднее поддерживал Бог мессианские чаяния в избранном народе, все яснее, через пророков, открывая тайну грядущего Мессии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

При этом, «будучи производной от любви, онтология Бога не подпадает под действие необходимости, сопряженной с сущностью. Любовь отождествляется с онтологической свободой» (Ibidem; ср.: Ibid. P. 41). Рассматривая учение о монархии Отца как ключевое для всей святоотеческой триадологии, И. З. раскрывает также богословское понимание вечности, бессмертия, уникальности и идентичности Бога: «…отождествление в Боге онтологии с любовью означает, что вечность и бессмертие принадлежат не Его «природе», а личным отношениям, источником которых является Отец» (Ibid. P. 46. Not. 41). В свою очередь с личностным пониманием вечности и бессмертия И. З. тесно связывает понятия уникальности и идентичности Божественных Лиц: «Бог Отец бессмертен постольку, поскольку Его уникальная и неповторимая идентичность как Отца вечно отличается от идентичности Сына и идентичности Духа, Которые называют Его «Отец». Сын Своим бессмертием обязан, прежде всего, не Своей сущности, а Своему бытию «единородным»… и Своему бытию Тем, в Ком Отец «благоугожден»» (Ibid. P. 48-49). Христология Раскрывая сотериологический смысл правосл. христологии, И. З. привлекает те же понятия лица, ипостаси и природы, что и в тринитарном учении. Бог и человек соединились во Христе не природно, а ипостасно - в едином Лице, или Ипостаси, Логоса. Поэтому, во-первых, в полной мере сохранилась инаковость природы тварной и природы божественной; во-вторых, такое соединение, не обусловленное природной необходимостью, носит личностный характер и не умаляет ни свободы Бога, ни свободы человеческой (Communion and Otherness. 2006. P. 36-37, 268). Полноту божественной и человеческой свободы во Христе И. З. обосновывает свидетельствами Свящ. Писания и Символа веры о том, что Воплощение произошло «от Духа Свята и Марии Девы» (Ibid. P. 37-38). Для И. З. характерно представление о решающей роли Св. Духа в «событии» Христа и как следствие - предельное сближение христологии и пневматологии. Получая личную идентичность во внутритроичных отношениях (σχσις) с Отцом и со Св. Духом, Сын сообщает воспринятой Им человеческой природе совершенный образ существования, в котором нет индивидуалистической обособленности от Бога и людей, составляющей сущность греха (Ibid. P. 238-241). Добровольная искупительная смерть Христа, Его Крест и воскресение являют торжество любви и жизни, преодоление греховной разделенности, ведущей к утрате личностной инаковости, природной детерминированности, к смерти и небытию (Ibid. P. 243-246). Воскресший Христос открывает для человеческих личностей возможность обожения - осуществления своего тварного бытия по образу нетварного бытия Лиц Божественных. Достижение такой полноты личностного образа бытия представляет собой актуализацию образа Божия, по к-рому человек сотворен, и обретение человеком подобия Божия (Ibid. P. 165-166).

http://pravenc.ru/text/471187.html

Поэтому–то, для уверения иудеев в Божестве Своем, Спаситель указывал им на пророчества и прообразования о Нем в Святом Писании: Испытайте писаний, — говорил Он, — яко вы мните в них имети живот вечный; и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5, 39). Сия суть словеса, — говорил Он ученикам Своим по воскресении из мертвых, — яже глаголах вам еще сый с вами, глаголя, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о Мне (ср.: Лк. 24, 44). Во всю жизнь Свою Господь делал, в собственном смысле, дела пославшего Его, творил волю Его и предлагал народу учение Его (как часто Он Сам говорил (см.: Ин. 7, 16, 8, 28 и др.), то есть делал то, учил тому, что и чему назначено было быть от вечности. Видите, братия, — Отец Небесный, Отец Господа нашего Иисуса Христа употребил все, чтобы уверить людей в Божестве Его и чтобы убедить нас слушаться Его во всем, как возлюбленного Сына Своего. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте, — вещал Он с небеси (Мф. 17, 5). Видите, как любит Бог мир, что и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Да, братия, есть жизнь вечная, есть другая жизнь, для которой мы созданы и на получение которой верные, кающиеся христиане имеют право в силу ходатайства Сына Божия. Но есть и погибель вечная, от которой никто не избавится, если не избавит единственный Ходатай Бога и человеков — Богочеловек Христос Иисус. А Он не избавит тех, которые не слушаются Его, которые живут не по–христиански, как язычники, заповедей Его не знают и не исполняют и только одно имя христиан носят. Такие люди осуждают сами себя и лишают себя наследия в Его Царстве. Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф. 7, 21). Братия! Иисус Христос есть Сын Божий возлюбленный: Того послушайте. Аминь. Беседа восемнадцатая. О явлении Искупителя — Бога во плоти Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса. Ин. 1,45 Тот, о Ком много преднаписал в Ветхом Завете пророк и боговидец Моисей, о Ком предсказали многие другие пророки, наконец пришел, — пришел на землю Примиритель грешного человечества с правосудным Богом. После долгого ожидания Искупителя наконец послышались на земле отрадные голоса: обретохом Мессию (Ин. 1,41); обретохом Иисуса, Егоже писа Моисей в законе и пророцы (ср.: ст. 45). Людие, седящие во тьме, видеша свет велий, и седящим во стране и сени смертней, свет воссия им (Мф. 4,16). Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне (Евр. 1, 1–12) Своем, Который, будучи Бог, для нас сделался человеком, хотя и Богом быть не перестал. Солнце правды Христос Бог наш воссиял на земле (ср.: Мал. 4, 2).

http://predanie.ru/book/220033-katehizic...

906 В таком случае нельзя здесь усматривать догматически-предзанятой мысли о божественном предопределении Сыновнего воплощения независимо от человеческого падения, которое, якобы, условливало лишь фактический способ, – как это делает, например, Br. F. Westcott, р. 8. 909 Так ныне М. Dods, p. 249, Ed. Riggenbach, S. 6, но см. ещё и Br. F. Westcott, p. 7, а также у † архиеп. Никанора (Каменского), Экзегетико-критическое исследование послания Святого Апостола Павла к Евреям (Казань 1904), стр. 12: «вообще в смысле предназначения Сына Божия к будущему обладанию (которое должно быть вечным, премирным)». 911 При таком соотношении нельзя выводить мысли о предвечном «положении» Сыновнего наследничества на том основании, якобы упоминание о нём ранее речи о миротворчестве говорит и о фактическом предварении последнего, отсылая в сферу до-мирного бытия: см. A.S. Реаке Hebrews, р. 75. и ср. о сём В. Weiss у Меуег’а XIII, S. 6 40–41. 912 Ср. Prof. George Milligan, The Theology of the Epistle to the Hebrews (Edinburgh 1899), p. 75–76. 914 Ср. Rev. Vincent McNabb, A Moot Point of Pauline Christology в «The Expository Times» XIX, 2 (November 1907), p. 93. 915 См. у Very Rev. Т.В. Strong, The History of the Theological Term «Substance» в «The Journal of Theological Studies» III, 9 (October, 1901) p. 36 sqq. 916 Cp. Ed. Riggenbach, S. 9 Anm., что здесь πστασις не Dasein, Existenz, Realität, а именно Wesen. 918 B. Weiss (согласно Winer’y § 45. 1 а) защищает, что – по связи с аористом главного предложения – part, praes. имеет имперфектное значение и служит для того обоснованием в смысле «quum esset, поскольку – поскольку Он был» (Meyer XIII, S. 6 42–43). Но идейно здесь обосновывается само искупительное дело, для которого отмечается не случайная или единичная причина, а постоянный базис в исконных и всегдашних свойствах действуюшего фактора. Посему правильнее указание Br. F. Westcott’a (р. 9), что данным ν устраняется идея адопции. Естественно, что тогда излучение будет не описанием действия Божия в мире, но и объективной характеристикой Сына, вечно сияющего в Боге (см. Prof. Dr. Julius Kögel, Die Verborgenheit Jesu als des Messias das Problem des Hebräerbriefes, Greifswald 1899, S. 8:4).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010