Патриарх Иоанн Х: Афон – это великие молитвенные четки Вселенной Святая Гора Афон, 10 ноября 2014 г. Во время своего визита на Святую Гору Афон, его Блаженство Патриарх Антиохийский Иоанн Х обратился к афонитам с особым словом, в котором попросил у них молитв за страждущих Сирии и Ирака, сообщает пресс-служба Патриархии. Патриарх молится у гробницы прп.Афанасия Афонского      Начав свою речь со слов преподобного Исаака Сирина, иерарх поблагодарил монахов монастыря за их молитвенные труды: «Афон олицетворяет опыт Церкви, молящейся у Креста своего Владыки; Афон – это ладан, воскуряющийся перед Закланным Агнцем; Афон – это фитиль лампады, масло которой – богобоязненность и молитва; Афон – это великие молитвенные четки Вселенной. Молитвенный же опыт святого Сирийца являют нам здесь вы и многие другие подвижники, которых я, недостойный, знал и знаю, и среди которых даже жил много лет». На видео: Патриарх молится в монастыре св.Павла на Афоне: Особо отметил предстоятель Антиохии и связь между Святой Горой и землей Востока. «Антиохийская Церковь не мыслит своей истории без Афона – ведь в ней сегодня молятся люди, навеки прочно связанные с ним: сотни, тысячи монахов, дьяконов, священников и епископов, духовно окормляющих паству Сирии и Ливана, Иордании и Ирака, подвизались здесь, в этом Саду Пречистой Девы! Дух Афона и афонской молитвы принесли на нашу землю ваши лучшие ученики, буквально вдохнув его в основанные ими на родине монастыри. Отсюда засиял свет православия, осенив весь мир; не обошел он и нашего Востока», –сказал Патриарх. Вместе с этим, его Блаженство испросил сугубых молитв монахов о многострадальном народе Ближнего Востока: «В 70-е годы прошлого века к вам пришел отец Исаак (Аталла), прося молитв о раздираемом междоусобной войной Ливане. Сегодня с этой просьбой к вам прихожу я: вот, я пришел с земли Ефрема Сирина и Иоанна Дамаскина, святых Петра и Андрея, Косьмы и Симеона; мы просим молитв о земле, помазанной Христом, об освобождении плененных алеппских владык, об избавлении страждущего народа, расплачивающегося сегодня за слепой фанатизм. А взамен мы несем вам наши молитвы, песню наших колоколов и любовь малых Антиохии и ее старцев». В заключение Патриарх выразил горячую надежду на прекращение войны, угрожающей миллионам жизней по всему миру. «Быть здесь, присоединиться к вашей молитве для меня, для нашей Церкви - это настоящее благословение! Давайте же все вместе преклоним свои колени перед образом Пресвятой Девы, испросив у нее избавления от всяческих напастей сей жизни и жизни будущей», - завершил Блаженнейший свое слово. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75005.html

Христианские иерархи из Сирии встретились с членами Комитета Государственной Думы РФ по международным делам 9 октября 2013 г. 18:11 9 октября 2013 года в Москве христианские иерархи из Сирии встретились с первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по международным делам Л.И. Калашниковым. Во встрече приняли участие епископ Апамейский Исаак, викарий Дамасской епархии ( Антиохийский Патриархат ), архиепископ Иосиф Абси (Греко-Мелькитская Католическая Церковь), епископ Армаш Налбандян ( Армянская Апостольская Церковь , Эчмиадзинский Католикосат), архиепископ Мар Силуан Петр Аль-Немех (Сирийская Ортодоксальная Церковь), архиепископ Самир Нассар (Маронитская Церковь), сотрудник секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов). С российской стороны участвовали ведущий советник Комитета по международным делам Госдумы Б.Е. Заранкин, заместитель руководителя аппарата Комитета Думы по международным делам Д.Л. Пчеляков. Л.И. Калашников приветствовал гостей. Он отметил несомненное значение религиозных и исторических памятников Сирии для мировой культуры. Выразив сочувствие в связи с продолжающимися боевыми действиями на территории страны, Л.И. Калашников заверил членов сирийской делегации в том, что с российской стороны сейчас делается все возможное для стабилизации ситуации при участии ООН и предотвращения перерастания войны в международный конфликт. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы рассказал о ряде встреч с представителями Сирии, сирийской диаспоры, некоторые из которых были вынуждены покинуть родину. Л.И. Калашников пожелал сирийским иерархам сил и мужества. От имени сирийской делегации представителя российской государственной власти приветствовал архиепископ Мар Силуан Петр Аль-Немех. Владыка выразил признательность сирийского народа России и Русской Православной Церкви за сочувствие и поддержку. По его свидетельству «то, что сейчас происходит в Сирии — это общая боль», так как война затрагивает всех жителей государства. На данный момент разрушено 60 христианских храмов в разных городах (Хомсе, Алеппо, Маалюле и др.), в этих населенных пунктах погибали и продолжают погибать верующие. «Мы рассчитываем, что Сирия останется для нас домом», — высказал надежду архипастырь, с сожалением констатировав, что Отечество покинули уже полмиллиона христиан. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3292797.ht...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК предыдущая статья следующая статья печать библиотека 26 , С. 676 опубликовано: 12 апреля 2016г. ИСААК [Исхак аль-Хамави] (XV в.), сщмч. (пам. в Антиохийской Православной Церкви 21 авг.). Краткое Мученичество И. содержится в единственной рукописи - Paris. arab. 254 (XV в.). Оно почти дословно повторяет Житие мч. Ризкаллы ибн Наба († 1477) и, вероятно, было с него списано с сохранением лишь неск. биографических сведений об И.- он был священником из дер. Ханак близ г. Хама (Сирия), казнен мусульманами за отказ принять ислам. Память И. была включена в «Новый Синаксарист», составленный в афонском мон-ре Симонопетра иером. Макарием ( Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2009 2. Τ. 12: Αγουστος. Σ. 226-227). Ист.: Al-Qiddsu  n al-mansiyyu  n f at-tura  th al-anta  k/Ed. Archim. Tu  ma   (Bayta  r). Bayru  t, 1995. P. 494-501 (на араб. яз.). Рубрики: Святые Поместных Православных Церквей Ключевые слова: Святые Антиохийской Православной Церкви Исаак (XV в.), священномученик (пам. в Антиохийской Православной Церкви 21 авг.) См.также: ИОСИФ ДАМАСКИН (1793-1860), сщмч. (пам. в Антиохийской Православной Церкви 10 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/674117.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ патриарх Александрийский (953 - 7 сент. 960). Единственным источником сведений об И. является арабо-христианская хроника Яхьи Антиохийского (XI в.). В ней сообщается о кончине И. в 349 г. хиджры после 8 лет Патриаршества. Предыдущий патриарх Исаак занимал кафедру с месяца зу-ль-хиджа 329 г. хиджры (авг.- сент. 941) на протяжении 13 лунных лет. Учитывая приблизительность указанных сроков правления, начало Патриаршества И. можно отнести к рубежу 341 и 342 гг. хиджры, т. е. к весне 953 г. Патриаршее служение И. совершалось в период резкого обострения мусульмано-христ. отношений как на границах, так и внутри мусульманского мира. В сер. 50-х гг. Х в. войско нубийского христианского царя вторглось в Египет и взяло Асуан. Мусульмане отбили вторжение и, преследуя нубийцев, захватили их крепость Ибрим. На сев. границах мусульманских владений византийцы продвигались в глубь Вост. Анатолии и Сирии. Победоносное вторжение доместика Льва Фоки в Сирию в 959/60 г. спровоцировало в марте 960 г. погромы церквей в Фустате. В течение неск. дней была дважды захвачена, разграблена и осквернена православная ц. арх. Михаила в квартале Каср-эш-Шама; та же участь постигла и 2 копт. церкви; мн. христиане подверглись нападениям. Вскоре И. скончался и был погребен в ц. св. Феодора в Фустате. После И. Александрийская кафедра вдовствовала 4 года, в течение к-рых продолжались погромы. 29 марта 961 г. в Египет пришли известия о завоевании византийцами Крита. Чернь Фустата снова разгромила ц. арх. Михаила (после чего здание оставалось заброшенным мн. десятилетия), а также храмы несториан и коптов. Ист.: Yahya-ibn-Sa‘ ï d d " Antioche. Histoire/Éd. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1924. [Fasc. 1]. P. 726-727, 779-783. (PO; T. 18. Fasc. 5) (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897. Т. 2(1). С. 333, 335-336. (ППС; Т. 17. Вып. 50)). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/578164.html

Хронология событий от Адама до смерти римского императора Вера, но Св. Феофилу Антиохийскому «Адам до времени, когда родил детей, жил 230 лет; сын его Сиф – 205 лет; сын его – Енос – 190 лет; сын его Каинан – 170 лет; сын его Малелеил – 165 лет; сын его Иаред – 162 года; сын его Енох – 165 лет; сын его Мафусал – 167 лет; сын его Ламех – 188 лет. У него родился сын Ной, который родил Сима, будучи 500 лет. При Ное был потоп, когда ему было 600 лет. Итак, всего до потопа прошло 2249 года. Вскоре после потопа, Сим, будучи 100 лет, родил Арфаксада; Арфаксад же родил Салу 841 , будучи 135 лет; Сала же родил Евера, будучи 130 лет. – от него и назван весь род Евреями; Евер же родил Фалека, будучи 134 лет; он родил сына Рагава, будучи 130 лет; Рагав же родил Серуха, будучи 132 лет; Серух родил Нахора, будучи 130 лет, Нахор родил Фарру, будучи 75 лет; Фарра родил Авраама, будучи 70 лет; этот патриарх наш родил Исаака, будучи 100 лет. Итак, всех лет от создания человека до Авраама было 3978. Исаак жил до рождения детей 60 лет и родил Иакова; Иаков жил до переселения в Египет 130 лет; пребывание Евреев в Египте продолжалось 430 лет; и, по выходе из Египта, они пробыли в т.н. пустыне 40 лет. Таким образом, всех прошло 3938 лет; в это время, по смерти Моисея, принял начальство Иисус, сын Навин, который управлял народом 27 лет; после Иисуса, когда Евреи отступили от заповедей Божиих, находились в рабстве у царя Месопотамского, именем Хусоратона, 8 лет. Потом, когда раскаялся народ, у него были Судьи: Гофониил судил 40 лет; Еклон – 18 лет; Аод – 8 лет. Потом, когда народ преступил заповеди Божии, иноплеменники властвовали над ним 20 лет. Затем, Девора судила их 40 лет. Потом Мадианитяне владели ими (Евреями) 7 лет. После того Гедеон судил их 40 лет; Авимелех – 3 года; Фола – 23 года; Иаир – 22. Потом Филистимляне и Аммонитяне держали их в рабстве 18 лет. Потом Иефай судил их 6 лет; Есвон –7 лет; Елон – 10 лет; Авдон – 8 лет. Затем, иноплеменники владели ими 40 лет. Потом Самсон судил их 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Приведём несколько примеров его аллегорической экзегезы. «Рай, – говорит он, – есть любовь Божия», а также Древо жизни для прп. Исаака – «любовь Божия»: «От древа сего был отстранён Адам, и с тех пор не встречала его уже радость, но работал и трудился он на земле терний» (Isaacus Ninivita, 1909, 314. Cap. 43; Исаак Сирин , 1911, 397). Терние, по прп. Исааку, – это страсти: «Действительно же страсти суть терния и произрастают в нас от сеяния в тело» (ср. Гал.6:8 ). «Но с той ночи, в которую Господь излиял пот (в Гефсиманском саду), переменил Он пот, изведший терния и волчцы, на пот, проливаемый в молитве и вместе в делании правды…» (Isaacus Ninivita, 1909, 203. Cap. 28; Исаак Сирин , 1911, 78). Экзегетическим ключом прп. Исаак считал молитву: «К словесам таинств, заключённым в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: дай мне Господи, приять ощущение заключающейся в них силы» (Isaacus Ninivita, 1909, 329. Cap. 45; Исаак Сирин , 1911, 408). Герменевтический метод у прп. Исаака разбит на три этапа: 1) «Чтение твоё да будет в невозмущаемой ничем тишине». 2) «Будь свободен от многопопечительности о теле и от житейского мятежа, чтобы вкусить тебе в душе своей сладчайший вкус сладостным уразумением». 3) «Молитву почитай ключом к истинному разумению сказанного в Божественных Писаниях» (Isaacus Ninivita, 1909, 329. Cap. 45; Исаак Сирин , 1911, 408). Вообще, какую бы гевменевтическую процедуру прп. Исаак ни производил с библейским текстом, он всюду преследует одну цель – актуализация его и вовлечение в свой духовный опыт. Такой метод толкования в антиохийской традиции был впервые намечен прп. Ефремом Сириным , который «создал символическую интерпретацию как жанр, используя полисемантические свойства знака… Так, Адам, Самсон и Давид символизируют каждого из нас, оставаясь самими собою» [Саврей, 2012а, 154]. Прп. Исаак без сомнений проводит параллели между событиями ветхозаветных праведников и своим личным опытом: «Кто из собственного стяжания посевает учение в слух внемлющих ему, тот с дерзновением отверзает уста свои, говоря своим духовным чадам, как и престарелый Иаков сказал целомудренному Иосифу: Аз же даю ти единую часть свыше братии твоея, юже взях у аммореев мечем и луком моим ( Быт.48:22 )» Isaacus Ninivita, 1909, 9. Cap. 1; Исаак Сирин , 1911, 8). Прп. Исаак также уподобляет душу всему стану Израильскому, который днём был покрываем облаком, а ночью ему светил столп огненный ( Исх.40:38 ). «Если душа просияла памятованием о Боге и неусыпным бдением днём и ночью, то Господь устрояет там к ограждению её облако, осеняющее её днём и светом огненным озаряющее ночь» (Isaacus Ninivita, 1909, 83. Cap. 6; Исаак Сирин , 1911, 308).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

То же самое можно сказать о 2-м собрании, о котором у нас также нет несирийских свидетельств, помимо этого арабского перевода. Хотя тексты неполны и в некоторых местах переработаны, отрывки, связанные с 3-м собранием, оказались очень ценными для подготовки критического издания сирийского текста, поскольку они помогли пролить свет на некоторые моменты, которые были сомнительными или неясными в оригинале. Второе итоговое наблюдение, касающееся арабского собрания Исаака, касается текстов, которые не являются подлинными. На данном этапе исследования (повторяю, что мы находимся только на первом этапе нашего изучения) в дополнение к подлинным трудам Исаака наше собрание содержит следующие: Исаак Антиохийский, «Слово 33-е» (много отрывков); Иоанн Отшельник (Апамейский), «Беседа о молитве»; Дадишо Катрайа, «Беседа о тишине недель». Первые два автора, принадлежащие к раннему периоду, являются общим наследием всей сирийской традиции. Это относится особенно к Исааку Антиохийскому, но и к Иоанну Отшельнику, который жил в первой половине V в. до халкидонского кризиса, поэтому его принимают обе сирийские традиции, восточная и западная 45 . Присутствие в этом собрании труда Дадишо Катрайа «Первая беседа о тишине», известном как «Беседа о тишине недель», может показаться проблематичным, поскольку это труд восточносирийского автора, подобного Исааку Ниневийскому и его современника. Отсюда та же экспонента христологической традиции, отвергаемая Церквами до-халкидонской и халкидонской традиции. Более того, насколько я понимаю, о переводе на арабский «Беседы о тишине недель», сделанном Дадишо, ничего не известно 46 . Таким образом, Исаак служил каналом передачи определенной части сирийской литературы в арабоязычной среде – как коптской, так и мелькитской. Прежде чем я закончу это второе наблюдение, мне хотелось бы кратко рассмотреть возможные причины, которые привели к тому, что Исааку стали приписывать чужие труды. Я отвергаю гипотезу, согласно которой это было умышленным сокрытием авторства. Что касается первого в списке писателя, Исаака Антиохийского, мы можем согласиться с тем, что решающим фактом здесь оказалась омонимия, которая привела к путанице, о чем также свидетельствуют различные сирийские манускрипты и каталоги, приписывающие Исааку Ниневийскому труды Исаака Антиохийского. Установление авторства Иоанна Отшельника – более трудная проблема. Я лишь хочу напомнить, что «Беседа о молитве» в сирийских манускриптах приписывается разным авторам, не только Иоанну, но и Филоксену Маббугскому и – в заметке на полях кодекса Национальной Британской библиотеки (Add. 12167) – Василию 47 . Наконец, последний случай с текстом Дадишо объясняется легко, поскольку уже в сирийской рукописной традиции этот текст передается некоторыми списками под именем Исаака Ниневийского 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ar...

У прп. Исаака мы находим аллюзию на этот фрагмент, который он истолковывает в аскетическом ключе: «Так и Адаму сказал: В поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт.3:19 ). Но с той ночи, в которую Господь излиял пот, пременил Он пот, изведший терния и волчцы, на пот, проливаемый в молитве и вместе в делании правды . Пять тысяч и пятьсот с лишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле, потому что дотоле не у явися святых путь ( Еф.35 ; Евр.9:8 )» 25 . Приведенные аллюзии на «Комментарии на Диатессарон» показывают определенное знакомство прп. Исаака с этим источником. Действительно, Диатессарон был стандартным текстом Евангелия у сирийцев до V в. Ефремовские толкования в Эдесско-Нисибинской школе были популярны до середины V в. Справедливо характеризует Эдесско-Нисибинскую школу В. Я. Саврей, говоря, что она «занимает особое место в антиохийской традиции, так как имеет исторически засвидетельствованную организацию и наиболее явный восточный, негреческий уклон. Ее первыми выдающимися представителями были прпп. Иаков Афраат (270–345) и Ефрем Сирин (306–378), последним уже условно можно считать прп. Исаака Сирина , епископа Ниневийского», – и отмечая, что прп. Исаак, «несомненно, продолжает литературную линию святого Ефрема» 26 . Итак, мы видим, что, несмотря на вековую дистанцию и ушедшую со школьной арены экзегетическую ефремовскую традицию, прп. Исаак Сирин выступает здесь как своеобразный наследник этой самобытной богословской культуры ефремовского стиля (прозы). В этом отношении писания прп. Исаака Сирина представляют собою уникальный отголосок (феномен) сиро-мелькитского эпоса. 3. Аллюзии на «греческого Ефрема» у прп. Исаака Сирина Корпус так называемого «греческого Ефрема» до настоящего времени остается плохо изученным. Принято считать, что тексты, входящие в корпус «греческого Ефрема», имеют довольно позднее происхождение: лишь немногие из них датируются периодом до Х в., а некоторые рукописи латинских переводов относятся к VII–VIII вв. 27 У нас есть один пример из святоотеческой письменности для более ранней датировки отдельных трактатов в корпусе «греческого Ефрема».

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/vl...

Как вы знаете, совсем недавно были похищены два иерарха: митрополит Алеппский Павел (Язиджи), родной брат Патриарха Антиохийской Православной Церкви Иоанна Х, и митрополит Алеппский Сиро-яковитской Церкви Григорий Иоанн Ибрагим. Подчеркну еще раз. Сами христианские иерархи, в том числе Антиохийской Православной Церкви (например, епископ Афамейский Исаак), с которыми я разговаривал, не согласны с определением, что идет война только против христиан. И если вы спросите, сколько христиан среди 70 тыс. погибших за два с лишним года, такую статистику никто вам не приведет. Поскольку это очень чувствительный вопрос. Сказать, что среди христиан больше жертв, чем среди суннитов, — обидеть суннитов, а сказать, что среди суннитов больше жертв, — значит обидеть христиан. Потому что христиане страдают и несут тяготы одинаково со всеми представителями других религиозных общин. И христианские пастыри (например, епископ Сейднайский Лука) говорят примерно так: «Мы неотделимы от народа. Это война против нашего народа, направленная на истощение и уничтожение Сирии, на ее обескровливание, чтобы Сирия стала слабой, не имела своего голоса на Ближнем Востоке, чтобы не могла противостоять Израилю. И, пожалуйста, не называйте нас христианским меньшинством, нас это коробит. Мы никакое не меньшинство, а плоть от плоти, кровь от крови этого народа, и мусульмане появились здесь на шесть веков позже христиан». Проходя по кварталам христианского района Дамаска Баб-Тума («Ворота Фомы»), я видел на стенах многих домов портреты солдат и офицеров — христиан, погибших недавно в боях с вооруженной оппозицией. Их там разместили родственники погибших, которые гордятся павшими за независимость страны. Боевики убивают не только христиан и алавитов, но и суннитов, подозреваемых в лояльном отношении к власти. Уничтожают не только церкви и мечети, но и вообще памятники старины и инфраструктуру страны — заводы и фабрики. Они вывозят оборудование даже нефтяных скважин, разбирают железнодорожные пути, уничтожают больницы, украли стратегический запас пшеницы Сирии. По данным сирийского правительства, уничтожено или сильно повреждено 35 больниц и 132 клиники (медцентров), только 25 из которых удалось восстановить.

http://e-vestnik.ru/world/veryu_siriya_v...

1889). В ней Пселл выдвигает против М. К. множество обвинений: в магии и ереси; в «тирании» и оскорблении императора (καθοσωσις); в подстрекательстве к убийствам (во время переворота 1057 г.); в святотатстве и преступном бездействии. В качестве еретического течения, к-рому якобы покровительствовал М. К., названа секта хиосских монахов Никиты и Иоанна, практиковавших своеобразную форму мантики (с участием «пророчицы» по имени Досифея) и почитавших Богородицу «Многотрудную» (πολπονος), названную так якобы по причине родовых мук при рождении Христа, что Пселл объявляет несторианством ( Mich. Psell. 1994. P. 15-16). Однако М. К. так и не предстал перед судом. По пути на Собор он скоропостижно скончался, едва сойдя с корабля на берегу Геллеспонта (Дарданеллы). Имп. Исаак Комнин приказал похоронить его с патриаршими почестями в основанном им мон-ре под К-полем и вернул ко двору его племянников Никифора и Константина ( Zonara. Epit. hist. 18. 5. 8). По утверждению Михаила Атталиата , рука патриарха, при погребении чудесным образом сложившаяся в благословляющий жест, впосл. оставалась нетленной ( Attal. Hist. 66). В одну из годовщин кончины патриарха - уже в правление имп. Константина X (1059-1067) - Михаил Пселл составил и произнес энкомий в его честь ( Σθας. MB. Τ. 4. Σ. 304-387), в к-ром приводятся важные сведения о жизни М. К. Высказанная Р. Дженкинсом гипотеза о том, что М. К. принадлежал серебряный крест, к-рый в наст. время хранится в коллекции центра Дамбартон-Окс , отвергнута C. Манго ( Mango. 1988; см. также: Jenkins, Kitzinger. 1967). М. К. не имел склонности к лит. творчеству и, несмотря на свой авторитет в решении мн. церковных вопросов, оставил мало сочинений. Сохранилось 2 его послания к Петру III , патриарху Антиохийскому (1052-1056). Из их текста следует, что познания М. К. в церковной истории были невелики. Так, он считал, что богослужебное поминовение папы Римского на Востоке прекратилось после Вселенского VI Собора по причине отказа папы Вигилия (537-555) анафематствовать «Три Главы» , которые в действительности были осуждены на Вселенском V Соборе .

http://pravenc.ru/text/2563664.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010