Могилёв. Собор Иосифа Обручника. /// Объект утрачен Собор Иосифа Обручника. Его разрушили во время «столичной» реконструкции Могилева. На месте святилища возвели гостиницу для чиновников. Теперь гостиница - офисный центр. От Соборной площади осталась только арка ворот (на фото фрагмент арки - справа), на ней названия советских воинских частей, которые освобождали Могилев от нацистов Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты Иосифовский собор, построенный по проекту Н. А. Львова в 1781-1798 гг. в Могилеве, стал другой существенной частью императорской храмостроительной программы, связанной с “Греческим проектом”. Собор был заложен Екатериной II и австрийским императором Иосифом II в честь его небесного покровителя – праведного Иосифа Обручника. " Во славу Бога единаго всемогущаго на память знаменитаго свидания Екатерины Вторыя Императрицы и Самодержицы Всероссийския и Иосифа Втораго Императора Римскаго основан храм сей святаго Иосифа в Губернском городе Могилеве в присутствии обоих их Императорских Величеств майя 30 дня… 1780 [года] … при пастырстве Преосвященного Георгия Епископа могилевского и при управлении белорусским наместничеством Генерала фельдмаршала и Государева Наместника Графа Захара Григорьевича Чернышева, строил Николай Львов " . Выбор дня закладки собора знаменателен: 30 мая празднуется память преподобного Исаакия Далматского и, как известно, день рождения императора Петра Великого. Тогда же было заключено тайное соглашение России и Австрии о сотрудничестве в осуществлении " греческого проекта " . Основные композиционные и конструктивные принципы в Иосифовском соборе те же, что и в осуществленном Софийском соборе в Царском Селе: пологий купол в интерьере, имеющий в основании 12 арочных люкарн и опирающийся на паруса; невысокий наружный барабан, несущий внешний купол. С запада к собору примыкал развитый греко-дорический портик, напоминавший по пропорциям портик Парфенона. " Дорический орден, украшавший внешность вей церкви, сделан по примеру древнегреческих зданий без базов, коих при сем ордене никогда не употреблялось в лучшее время греческой архитектуры, как то свидетельствуют остатки афинских, также и пестумских храмов " . Четырехколонные портики боковых фасадов, исполненные в том же ордере, имели центральный интерколумний вдвое шире боковых, так что колонны казались едва ли не сдвоенными, как и в проекте Ч. Камерона для Софии. Тимпаны фронтонов боковых портиков были прорезаны уже знакомыми нам крупными термальными окнами. Сам по себе этот прием может напоминать о влиянии палладианских идей, однако в контексте содержательной программы Иосифовского собора он удачно поддерживает основную " греческую " мысль, будучи связанным особенностями облика Софии Константинопольской. При взгляде на чертежи Н. А. Львова невольно вспоминаются строки Г. Р. Державина из оды на взятие Измаила: " Афинам возвратить Афину/Град Константинов Константину " .

http://sobory.ru/article/?object=35032

Николо-Богоявленский морской собор (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николо-Богоявленский морской собор в городе Санкт-Петербург — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота. Храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет. Содержание История [ править править код ] Часовня, полотняная и деревянная церкви Жизнь Санкт-Петербурга в первое время сосредотачивалась вокруг главной судоверфи — Адмиралтейства. В 1710 году на Адмиралтейском лугу была сооружена небольшая деревянная церковь во имя преподобного Исаакия Далматского, находившаяся в ведении Адмиралтейств-коллегии. Чуть позже она была перестроена в камне. В 1730 году этот храм перешел в ведение Духовного правления, а приход приписан к небольшой часовне, находящейся в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Она была освящена в честь небесного покровителя моряков – святителя и чудотворца Николая. В 1733 году вместо часовни была построена полотняная церковь во имя того же святителя. В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь. Деревянная церковь просуществовала до начала 1761 года. Строительство каменного храма Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского...» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков - святителя Николая Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведение новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви. Разработка проекта нового храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

Новости В Этнографическом музее открывается выставка " 200 лет начала строительства Исаакиевского собора " 06.03.2018 10:39 Санкт-Петербург, 6 марта. В Российском этнографическом музее Петербурга во вторник открывается выставка " 200 лет начала строительства Исаакиевского собора " , сообщает «Интерфакс Северо-Запад» со ссылкой на пресс-службу музея. В основе экспозиции предметы из фондов Государственного музея-памятника " Исаакиевский собор " , большинство из которых демонстрируется впервые, а также артефакты из коллекций Эрмитажа, Музея истории Петербурга, Музея-заповедника " Петергоф " , Музея В.Тропинина и московских художников его времени, Российского государственного исторического архива, Российской национальной библиотеки. Первая церковь, освященная во имя святого Исаакия Далматского, была построена по указу императора Петра I, день рождения которого совпал с днем памяти святого. В дальнейшем храм неоднократно менял облик. Недовольство императора Александра I внешним видом третьей по счету Исаакиевской церкви побудило начать перестройку здания, которая обернулась масштабными работами, продолжавшимися 40 лет. " Проследить путь от замысла до воплощения, познакомиться со строительной практикой XIX века посетители смогут благодаря представленным на выставке проектам и авторским чертежам архитектора Огюста Монферрана, конкурсным проектам Исаакиевского собора архитекторов Александра и Андрея Михайловых, Иоганна Франца-Конрада Вильстера, Викентия Беретти " , - отмечают в музее. Графические листы из альбомов О.Монферрана отражают этапы строительства этого грандиозного сооружения. Ценными историческими документами являются указ императора Александра I о начале строительных работ и материалы комиссии по строению собора. Основной период строительства храма пришелся на время правления Николая I. Относясь к возведению Исаакиевского собора как к делу государственной важности, император лично контролировал ход работ, вникая во все подробности как строительного процесса, в котором применялись новые проектировочные решения и конструктивные приемы, так и создания его художественного убранства.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Петербургская епархия попросила увеличить число богослужений в Исаакиевском соборе 27.06.2017 10:54 Санкт-Петербург, 27 июня. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» и региональная епархия планируют внести корректировки в соглашение о партнерстве, увеличив число праздничных богослужений в храме, сообщил директор музея Юрий Мудров в интервью «Интерфаксу» . «Мы сейчас консультируемся насчет его (соглашения - «ИФ») корректировки. Епархия обратилась с просьбой наше соглашение подкорректировать в части времени богослужений, чтобы стало больше служб, которые проводятся в центральном нефе собора. Мы согласны в той части, что в двунадесятые праздники и праздники собора - скажем, дни святых Исаакия Далматского, Александра Невского - проводились большие торжественные службы. В этом мы достигли взаимопонимания», - сказал Ю.Мудров. По словам директора, он обсуждал вопрос проведения дополнительных богослужений в Исаакиевском соборе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. При этом Ю.Мудров подчеркнул, что слишком большое число парадных богослужений, которые будут занимать центральное помещение собора, музею неудобны. По его словам, у учреждения есть свои планы по посещаемости туристами и прочие обязательства, которые музей должен выполнять. Директор также заявил, что экспонаты музея-памятника «Исаакиевский собор» невозможно переместить в случае передачи храма в пользование Русской православной церкви, к такой мере сегодня не будут прибегать. «С музейными экспонатами вот как обстоят дела. Львиная доля экспонатов Исаакиевского собора - это иконы, это колонны из полудрагоценных камней и прочие архитектурные элементы, это живопись, скульптурное убранство. Смешно, чтобы кто-либо начал их вывозить. Нет таких людей безумных», - сказал Ю.Мудров. «Без музейной функции в Исаакиевском соборе нельзя. У Церкви есть своя функция: говорить о том, что есть добро, как человеку жить, как получить спасение. А мы должны показать чудо творения рук человеческих, уникальность этого. Эти вещи очень взаимосвязаны, поэтому сегодня не надо никаких баррикад», - добавил он.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви посетил святые места Санкт-Петербурга 31 мая 2013 г. 10:16 30 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , совершающий официальный визит в Русскую Православную Церковь, поклонился святыням северной столицы. Блаженнейший Владыка посетил Смоленское кладбище города на Неве. В кладбищенском храме в честь Смоленской иконы Божией Матери иерусалимская делегация пропела тропарь Пасхи. Его Блаженство поклонился чтимому списку иконы Божией Матери «Одигитрия» и благословил верующих. Настоятель храма протоиерей Виктор Московский обратился к Предстоятелю Иерусалимской Церкви со словами приветствия. В ответном слове Блаженнейший Владыка пожелал настоятелю укрепления от Господа в его пастырском служении и напутствовал всех усердно молиться Матери Божией. Затем в сопровождении протоиерея Виктора гости прошли к часовне блаженной Ксении Петербургской. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви и члены делегации поклонились гробнице святой подвижницы. В качестве памятного дара настоятель Смоленского храма преподнес Блаженнейшему Патриарху икону блаженной Ксении. На молитвенную память Его Блаженство подарил отцу Виктору перламутровый крест. Блаженнейший Владыка также посетил Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви встречал директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Н.В. Буров, который преподнес высокому гостю эмаль с изображением храма. Со своей стороны Патриарх передал памятные дары — перламутровый крест и Вифлеемский образ Божией Матери. Его Блаженство прошел в алтарь Исаакиевского собора, затем с амвона он благословил находившихся в храме. Иерусалимскому Патриарху была предложена экскурсия, гости также поднялись на смотровую площадку. У иконы святого Исаакия Далматского — этого подвижника особо почитал император Петр I, родившийся в день его памяти, — делегация Иерусалимской Церкви пропела тропарь преподобному. Перед Казанским собором Блаженнейшему Патриарху Феофилу от имени приходской общины преподнесли букет белых роз.

http://patriarchia.ru/db/text/3007744.ht...

Предстоятель Элладской Церкви: С радостью и душевным ликованием пребываем мы в городе, посвященном апостолу Петру Санкт-Петербург, 28 мая 2012 г. 27 мая 2012 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе города на Неве. За богослужением молились настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина), настоятельницы петербургских обителей, многочисленные прихожане и гости северной столицы. Присутствовали представители городских властей, а также генеральный консул Греции в Санкт-Петербурге Теодорос Бизакис. По окончании литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир приветствовал Предстоятеля Элладской Церкви: «Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка Иероним! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днем и продолжающимся праздником Вознесения Господня. Сегодня мы отмечаем день рождения нашего города — града святого апостола Петра. От лица духовенства и всех верующих Санкт-Петербургской митрополии сердечно благодарю Вас, Блаженнейший Владыка, и членов Синода Элладской Церкви за то, что вы, совершая свой первый визит к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, посетили город на Неве и ныне приняли участие в торжественном богослужении, усугубив для нас радость праздника. Духовные и культурные связи между русским и греческими народами, между Русской и Греческой Православными Церквами уходят своими корнями в глубокую древность. Они не прерывались на протяжении многовековой истории. Наше единство основано на единстве веры и братской любви во Христе, на благодатном общении в Таинстве Святой Евхаристии. Русские паломники издавна любят посещать святыни Эллады, особенно Святую Гору Афон и место пребывания мощей святого Иоанна Русского на острове Эвбия. В Санкт-Петербурге — европейском городе — бережно сохраняют древние греческие церковные традиции. Наш город украшает византийский храм, за богослужением нередко звучит византийское пение. Символично и знаменательно, что сегодня мы собрались за Трапезой Господней под сводами величественного Исаакиевского собора, освященного в честь святого Исаакия Далматского, исповедника, подвижника Греческой Церкви, который почитается и в Русской Православной Церкви и является одним из небесных покровителей города Санкт-Петербурга.

http://pravoslavie.ru/53814.html

Разделы портала «Азбука веры» 22 Сен 2023 Фото: Андрей Петров, mitropolia.spb.ru В Исаакиевском соборе 20 сентября были представлены научные издания Василия Яковлева, посвященные преподобному Исаакию Далматскому, первой Исаакиевской церкви и второму Исаакиевскому собору. Директор ГМП “Исаакиевский собор” Юрий Мудров отметил, что жизнь Исаакия Далматского содержит много тайн и не исследована в полной мере, отсутствовал русский перевод жития преподобного. Новые издания получили высокую оценку специалистов и послужат важными документами по истории собора. Ключарь собора протоиерей Роман Ковальский поблагодарил автора за труд, особенно книгу о преподобном Исаакии Далматском: сведения о его жизни скудные. Теперь они найдены и систематизированы. Василий Яковлев рассказал о каждом издании: “Преподобный Исаакий исповедник, игумен обители Далматской: в источниках, агиографии и истории России”, “Первая Исаакиевская церковь в Санкт-Петербурге” (опыт графической реконструкции) и “Второй Исаакиевский собор (1717–1762 годы)” (в графических документах XVIII beka). Книга о преподобном Исаакии Далматском, небесном покровителе императора Петра I, родившегося в день его памяти, 30 мая 1672 года, — это обзор источников по истории жизни и служения святого. Это агиографические сочинения из греческих рукописей XXII веков в собраниях Ватикана, Парижа, Оксфорда, Венеции и Иерусалима; свидетельства церковных историков V века Феодорита Кирского и Созомена, славяно-русские переводы жития XI-XVII веков. Освещаются эпизоды жизни византийского подвижника. Перевод выполнен специально для этого издания. Вторая книга посвящена реконструкции внешнего вида храма. С петровского времени не сохранилось его картографических изображений. Базируясь на источниках первой половины XVIII века, используя академические методы исследования и архитектурную визуализацию, автор сделал реконструкцию. Храм имел прямоугольную форму, с пятигранным алтарным прирубом, ориентированным на восток. На стендах были размещены слайды с графической реконструкцией архитектурного облика первоначальной Исаакиевской церкви при Санкт-Петербургском Адмиралтействе (по состоянию на 1716 год).

http://azbyka.ru/news/predstavleny-izdan...

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь Описание: Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря. В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками более 100 человек. Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых. Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия. Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребреников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

http://patriarchia.ru/db/text/4481291.ht...

Санкт-Петербург, 12 февраля. Крестный ход с молитвенным пением преподобному Исаакию Далматскому прошел 12 февраля у Исаакиевского собора по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . После Божественной литургии, которую возглавил ключарь собора протоиерей Алексий Исаев, молящиеся вышли на улицу и прошли крестным ходом вокруг здания. Это не потребовало перекрытия движения. По оценкам организаторов и участников, в крестном ходе приняли участие не менее шести тысяч человек.   Руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова подчеркнула, что крестный ход не надо расценивать как инструмент противостояния чему-то или кому-то, что цель любого крестного хода - молитва.   " Мы приглашали на молитву всех и очень рады, что верующие петербуржцы откликнулись несмотря на то, что времени на подготовку и оповещение было очень мало, - сказал корреспонденту " Воды живой " протоиерей Алексий Исаев. - Отрадно было видеть множество людей и на службе, и на крестном ходе. Мы молились небесному покровителю нашего храма преподобному Исаакию Далматскому об умножении любви " .   Отец Алексий пригласил всех желающих на второй крестный ход, который пройдет 19 февраля. Божественная литургия начнется в 9:00, и ее продолжением станет молитвенное шествие, начало которого ожидается примерно в 10:30. Собор святого преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский) с момента своего освящения в 1858 году был кафедральным собором Санкт-Петербурга и главным православным храмом Российской империи. В 1922 году храм был передан обновленцам, в 1928 году закрыт, а три года спустя передан в ведение Главнауки; 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в стране антирелигиозных музеев. Под куполом был установлен маятник Фуко, якобы доказывающий отсутствие Бога (на самом деле - лишь факт вращения Земли вокруг своей оси). С 1948 года функционирует как музей " Исаакиевский собор " . В 1990 году под купол собора вернулся посеребренный голубь - символ Святого Духа; с того же времени по согласованному с администрацией музея графику в соборе совершаются богослужения. Исаакиевский собор имеет статус объекта культурного наследия ЮНЕСКО, находится в собственности Санкт-Петербурга. Верующие ожидают возвращения собору его первоначального богослужебного назначения с сохранением и развитием музейно-экскурсионной составляющей. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Санкт-Петербург. Собор Спиридона Тримифунтского при бывшем Главном Адмиралтействе. Адмиралтейский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1809 году в отстроенной восточной части Адмиралтейства отделывались помещения, сооружался восточный павильон. Тогда же началась реконструкция главной башни. В марте началась перепланировка церкви. Старый иконостас был разобран и передан " в предполагаемую к построению церковь на кладбище Ижорского завода " Работы по проекту Захарова были завершены в 1819 году. В декабре архитектор Гомзин предоставил собственный проект отделки внутренних покоев Адмиралтейства. Он предлагал перепланировать некоторые из них с заделкой старых и пробивкой новых дверных проёмов, сооружением дополнительной лестницы, установкой голландских изразцовых печей. Всё это должно было быть осуществлено в 1820 году. В связи с разборкой старого Исаакиевского собора и строительством нового министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын весной 1821 года обратился к морскому министру с предложением разместить в Адмиралтействе временный храм для прихожан Исаакиевского собора. Место для этого храма было определено там, где Захаров спроектировал вторую парадную лестницу напротив только что отстроенного архитектором О. Монферраном дома Лобанова-Ростовского. Монферрану же и поручили разработать проект новой адмиралтейской церкви, её устройством занялась Комиссия по построению Исаакиевского собора. Сюда из старого Исаакиевского собора были перенесены престол, иконостас с царскими вратами и прочая утварь. Интерьер украсили 26 белых ионических колонн. Временная церковь настолько понравилась Александру I, что император распорядился её не закрывать и передать в Адмиралтейское ведомство. 12 декабря 1821 года главный придел церкви освятили в честь покровителя моряков Спиридона Тримифунтского, а второй - во имя Исаакия Далматского. Главными образами здесь стали образы Святых Константина и Елены в серебряном окладе, старинный образ " Коронование Божией Матери " , большой образ святителя Николая Чудотворца. В этой церкви молились при закладке и спуске кораблей.

http://sobory.ru/article/?object=24837

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010