ВОЗРОЖДЕНИЕ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ЖИЗНИ В СОБОРЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО января 2002 12 сентября, в день памяти святого благоверного Великого князя Александра Невского - Небесного покровителя града св. Петра, в соборе преподобного Исаакия Далматского состоялось первое со времени своего закрытия как храма в 1928 году регулярное богослужение. Накануне этого исторического события был освящен левый придел собора во имя св. Александра Невского, в котором и была совершена Божественная литургия, ознаменовавшая собой начало возрождения богослужебной жизни в одном из самых величественных соборов Русской Православной Церкви. 12 сентября, в день памяти святого благоверного Великого князя Александра Невского - Небесного покровителя града св. Петра, в соборе преподобного Исаакия Далматского состоялось первое со времени своего закрытия как храма в 1928 году регулярное богослужение. Накануне этого исторического события был освящен левый придел собора во имя св. Александра Невского, в котором и была совершена Божественная литургия, ознаменовавшая собой начало возрождения богослужебной жизни в одном из самых величественных соборов Русской Православной Церкви. Исаакиевский собор - один из самых замечательных монументальных храмовых строений в Европе. " Благодаря своим колоссальным размерам, гигантским трудам, употребленным для его сооружения, а также несметным украшающим его богатствам, он считается первым и единственным по красоте и величию храмов в России... " (Лавры, монастыри и храмы на св. Руси. СПб, 1909.) Исаакиевский собор, имея важное значение как свидетель целой эпохи искусства, воплощение великих художественных произведений верующему человеку замечателен и дорог, как исторически-первенствующий храм С.-Петербурга. На одном из самых видных его мест начертана надпись " Храм Мой храмом молитвы наречется " , в этих евангельских словах выражено главное его значение и достоинство. Ни один храм в России не может вместить такого количества молящихся, собор вмещает 15 тыс. человек. Ни один храм в такой мере не приспособлен к совершению всенародных и церковных торжеств, как Исаакиевский собор.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=183...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Император Пётр I, как известно, родился в день памяти святого Исаакия Далматского, поэтому в нашем городе с момента его основания всегда был храм, посвящённый этому святому. 30 мая 1858 года был освящён Исаакиевский собор, четвёртый по счёту. Мы любуемся им по сей день. В первой Исаакиевской церкви Петр I венчался с Екатериной Алексеевной. Второй Исаакиевский храм он заложил сам лично. Третий Исаакиевский храм был заложен 8 августа 1768 года по проекту Антонио Ринальди, но строительство шло очень медленно. Его завершил лишь при Императоре Александре I архитектор Винченцо Бренна. В соборе проводились памятные богослужения в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга и празднования всеобщего мира в Европе 10 июля 1814 года. Этот Исаакиевский собор стал главным столичным храмом, но через пятнадцать лет здание пришло в аварийное состояние и богослужения пришлось прекратить. Престол, иконостас, образа и утварь перенесли для хранения в Никольский собор. Преосвященный Владимир, викарий Санкт-Петербургский, предложил священнослужителям Исаакиевского собора служить в церкви Сената, чередуясь с местным причтом, но местные служители не допустили Исаакиевский причт до постоянного богослужения в своей церкви. Тогда преосвященный велел причту Исаакиевского собора отправлять службу в верхней церкви Никольского собора, а сам ходатайствовал перед обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным найти в Адмиралтействе место для устроения за счёт казны особой церкви для прихожан строящегося Исаакиевского собора. Вскоре в Адмиралтействе был устроен новый храм святителя Спиридона Тримифунтского с приделом во имя преподобного Исаакия Далматского, и причт Исаакиевского собора получил возможность беспрепятственно отправлять богослужения для своих прихожан. Между тем строительство нового, четвёртого Исаакиевского собора по проекту архитектора Огюста Монферрана шло далеко не быстро: собор возводили в общей сложности (начиная с первого проекта 1818 года) сорок лет.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Собор Российской Империи 10.03.2017 1340 Время на чтение 5 минут Исаакиевский собор для Санкт-Петербурга и для всей России больше, чем просто обыкновенная церковь. Здесь сходятся чрезвычайно важные линии нашей истории, и молитвенное, литургическое осмысление и освящение их не может быть чисто музейным занятием, оно является общецерковным, общегосударственным, общенародным делом. Нужно сказать, что сами Романовы, начиная с императора Павла и его сыновей, гораздо лучше нынешних монархистов понимали роковую противоречивость петровского устроения Российской империи. Лучшее свидетельство этому - Санкт-Петербургские храмы. Самый замечательный памятник Петру I - не «Медный всадник». Медный всадник - это символ Екатерининской эпохи, а настоящим памятником Петру I скорее можно назвать стоящий рядом Исаакиевский собор, от которого - так получилось! - пытается ускакать, давя по пути змей, бронзовый всадник Этьена Фальконе. Храм, освященный в честь преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая (По новому стилю), и родился Петр I, строили, по сути дела, почти до самой революции.. Существует предание, что последние леса, окружавшие Исаакиевский собор, разобрали только в конце 1916 года... Между тем, деревянная церковь Исаакия Далматского, совмещенная с «чертежным амбаром», была сооружена вблизи Адмиралтейства вскоре после основания Санкт-Петербурга. В этой церкви в 1712 году венчался Петр I с Екатериной I, и пять лет спустя вместо деревянной церкви построили здесь каменный храм с деревянной часовней. Однако часовня в 1735 году сгорела, и храм, по приказу Екатерины II, разобрали на кирпичи... Про строительство нынешнего Исаакиевского собора написано множество книг, но все-таки, почему с таким упорством и такими сложностями строился этот храм, яснее понимаешь, когда в нерассеивающемся даже в электрическом освещении сумраке собора слушаешь акафист Исаакию Далматскому. Поразительно точно соединяются гонения на православных, учиненные царем Валентом из жития преподобного, и наступление на Православную Церковь первых Романовых; политика святого царя Феодосия Великого и попытка Романовых-Павловичей возвратить неограниченное самовластие в рамки служения Богу и народу.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере мая 2022 Императорские планы Исаакиевского собора Глядя на величественный Исаакиевский собор, поневоле задумываешься: если бы не Пётр Первый, вряд ли в нашем городе так бы чтили преподобного Исаакия Далматского, который никак с Санкт-Петербургом не связан, кроме того, что будущий император появился на свет в день его памяти. Для сотрудников музея-памятника «Исаакиевский собор» первый российский император — фигура особая. О юбилейных мероприятиях рассказывает директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров. Исаакиевская церковь петровских времен. Гравюра 1710 года Где венчался царь? Юрий Мудров В нашем музее чтут память императора Петра Великого не только в юбилейные даты, и это неудивительно: он — основатель и нашего города, и Исаакиевского собора. Конечно, во времена Петра никакого собора не было, была небольшая Исаакиевская церковь, но собор усвоил имя святого Исаакия Далматского именно от этой петровской церкви. Скоро в нашем издательстве выйдет книга «Первая Исаакиевская церковь (1707–1727) в документах и свидетельствах петровской эпохи». Началось всё с того, что сотруднику музея Василию Яковлеву было поручено сделать хорошую историческую справку, которой могли бы пользоваться ученые и экскурсоводы. Было одно условие — только на основании исторических документов. Косвенных свидетельств много, но нам нужны были неопровержимые факты. Василий Олегович принес эту справку, я посмотрел, призвал своих коллег, и мы решили, что это уже готовая и очень ценная книга, которая содержит множество малоизвестных сведений. Мы дали ознакомиться с ней и сторонним специалистам, и они подтвердили наше мнение. У музея были издания, в которых этот период рассматривался, но такого скрупулезного исследования, насколько возможно безупречного, не было. Изучены документы самых далеких от нас архивов и, разумеется, наших: РГИА, РГАДА, Военно-­Морского архива, крупных библиотек Санкт-­Петербурга и Москвы. В книге приводятся документы из Королевского и Государственного архивов Швеции, Мемориальной библиотеки Йельского университета.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=208840

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Исаакия Далматского 239 . Память преподобномученика Евфимия Афонского 240 Память преподобномученика Евфимия Афонского Этот святой мученик родился в благочестивой зажиточной семье, происходившей из деревни Димицани на Пелопоннесе и поселившейся в Яссах в Молдавии. При крещении его нарекли Елевферием. Во время учебы Елевферия охватило желание стать монахом. Бедствия, вызванные русско-турецкой войной 1806 г., помешали ему добраться до Святой Горы Афон, и он провел некоторое время в Бухаресте. Там мирские знакомства заставили юношу забыть благочестивое намерение и завлекли на путь греха. Пожелав избавиться от дурных знакомств, он отправился в Константинополь и поступил на службу к посланнику султана. Во время путешествия в столицу он под влиянием одного отступника отрекся от Христа и принял обрезание. Однако благодать Христова его не оставила, и он, терзаемый угрызениями совести, обильно проливал слезы, призывая имя Сладчайшего Иисуса, от Которого отрекся. Хозяева-турки, видя его печальный вид, догадались о том, что с ним происходит, и запретили Елевферию куда-либо выходить. Когда они прибыли в Адрианополь, юноша обманул бдительность других слуг и попытался встретиться с митрополитом Кириллом, будущим патриархом Константинопольским (1813–1818), чтобы исповедать свой грех . Но священник кафедрального собора вместо того, чтобы пожалеть заблудшую овцу, выгнал его вон с громкими криками из страха перед репрессиями турок. Все попытки Елевферия воссоединиться с христианской общиной и примириться с Богом оказались неудачными, и он пребывал постоянно в огорчении, будучи предметом насмешек и глумлений слуг. По прибытии в Константинополь он поспешил в патриархию, где исповедал грех и попросил одеть его в христианское платье. Но и там священник, который принял его исповедь, отклонил эту просьбу и отослал Елевферия, прежде призвав к покаянию. Отвергнутый своими и избегающий турок, он наконец нашел убежище в русском посольстве, где его знали со времен учебы. Елевферию дали христианские одежды и посадили на корабль, отплывающий на Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТА МОНАСТЫРЬ [греч. το Δαλμτου, το Δαλματου, τν Δαλμτου], муж., впосл. жен. мон-рь в юго-зап. районе К-поля; основан в 381/2 г. учениками исп. Исаакия Далматского (см. в ст. преподобные Исаакий, Далмат и Фавст (пам. 3 авг.)). Назван по имени 2-го игумена - прп. Далмата К-польского (406-438). В визант. традиции считается первым к-польским мон-рем ( Theoph. Chron. T. 1. P. 443). В совр. научной лит-ре Д. м. также рассматривается как самый древний в городе, несмотря на сообщения ранневизант. церковных историков Созомена и Сократа Схоластика о мон-рях, основанных арианами в более ранний период (см.: Dagron. Р. 246-253). Сведений о б-ке и скриптории в Д. м. нет. Известна всего одна рукопись, происходящая из Д. м.,- Paris. gr. 1453 (см.: Ehrhard. Überlieferung. T. 1. S. 367-370). Об основании обители сообщается в Житии Исаакия Далматского (BHG, N 955-956). Прп. Исаакий удостоился от Бога видения, в к-ром ему было приказано идти в К-поль, чтобы бороться с ересью имп. Валента (364-378), приверженца арианства. В столице у святого появилось много учеников, и один из них, Сатурнин, построил для него в своем имении скромное жилище (κελλον), а затем передал ему права на все прилегавшие земли. Т. о. возник Д. м. О том, что он располагался за стенами города, можно судить по эпизоду из Жития: если Исаакию случалось задерживаться в городе допоздна, когда ворота уже запирались, при его приближении они открывались сами собой и выпускали святого. Преемником Исаакия стал прп. Далмат К-польский (не ранее 406), к-рый помогал Исаакию при основании мон-ря и позже провел в Д. м. 48 лет затворником. У Георгия Кодина Далмат ошибочно отождествлен с Флавием Юлием Далматом, племянником имп. Константина I Великого (PG. 157. Col. 609). Прп. Далмат решился покинуть обитель только в 431 г., чтобы бороться с ересью Нестория . Еще до того, как Несторий стал открыто проповедовать свое учение, Далмат знал о его нечестии и отказался пустить его в свой монастырь.

http://pravenc.ru/text/168658.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2014 Четыре жизни Исаакиевского собора Преподобный Исаакий Далматский, день памяти которого приходится на 4 апреля, - не очень известный на Руси святой. Но именно ему посвящен самый большой храм Петербурга — Исаакиевский собор. Это могло бы показаться странным, если не знать, что основатель нашего города Петр I родился в другой день памяти этого святого (30 мая/12 июня)... Церковь преподобного Исаакия Далматского в 1710 году. И.А. Клюквин. Конец 1850-х годов, по рисунку начала XVIII века Жизни первая и вторая Вот почему Исаакий Далматский пользовался в нашем городе особым почитанием. Четыре храма в честь этого святого сменяли один другого. В их истории, как в капле воды, отразилась история Петербурга. Первый храм в честь Исаакия Далматского возник в нашем городе в 1710 году. Находился он рядом с Адмиралтейской верфью, на Адмиралтейском лугу. В первые годы после своего основания Петербург строился на скорую руку, и Исаакиевская церковь не стала исключением. Она даже не была зданием специальной постройки. Просто к бывшему чертежному амбару пристроили колокольню со шпилем, да небольшую главку над алтарной частью, и церковь была готова. Церковь эта простояла не так уж долго, но успела войти в историю. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось публичное венчание Пет­ра I и Екатерины , будущей императ­рицы Екатерины I. Маленький деревянный храм не соответствовал величию столицы, и в 1717 году в присутствии Петра была заложена новая, теперь уже каменная Исаакиевская церковь. Располагалась она примерно на том месте, где сейчас стоит Медный всадник. Проект ее разработал архитектор Георг Иоганн Маттарнови. Через несколько месяцев после закладки храма он умер, и церковь строили сразу несколько архитекторов: Н. Ф. Гербель, М. Г. Земцов, Г. Киавери, Д. Трезини. В 1727 году в присутствии Екатерины I церковь была освящена. К сожалению, сохранилось очень мало изображений, по которым мы могли бы представить себе внешний вид этого здания. Судя по документам, оно представляло в плане равноконечный греческий крест. К однокупольному храму примыкала 40метровая трехъярусная колокольня, которую украшали куранты. Nemp I специально заказал в Европе двое башенных часов — для колоколен Петропавловского собора и Исаа­киевской церкви. Да и сам силуэт храма в панораме города напоминал Петропавловский собор. И эта церковь тоже играла важную роль в истории Петербурга: согласно указу Nempa I именно в ней принималась присяга «чинами Адмиралтейства и офицерами Балтийского флота». Однако и она простояла очень недолго. Причин этому было две. Вопервых, место для строительства было выбрано неудачно. Из-за близости к Неве почва под храмом не отличалась устойчивостью, и вскоре в стенах появились трещины. Второй же напастью стал огонь. Церковь дважды горела, в результате пожаров сгорел деревянный купол над алтарной частью, железная кровля с перекрытием обрушилась внутрь здания, были повреждены шпиль и часы на колокольне.

http://aquaviva.ru/journal/chetyre-zhizn...

По традиции верующие вознесли сугубую молитву об упокоении российских императриц Екатерины I и Екатерины II Великой. Был отслужен праздничный молебен, совершено славление перед иконой святой Екатерины. Среди молящихся был директор ГМП " Исаакиевский собор " Николай Буров. За богослужением пел церковный хор собора под руководством Льва Дунаева. Протоиерей Алексий Исаев обратился к верующим с пастырским словом: " Сегодня особенный день для нашего храма. Особые слова благодарности хочется сказать людям, которые сберегли этот храм и придел святой великомученицы Екатерины. По милости Божией мы ежедневно совершаем богослужения в нашем соборе утром и вечером, по будним дням - в приделе святого Александра Невского, по воскресным и праздничным - в центральном приделе преподобного Исаакия Далматского. И вот, сегодня впервые совершили богослужение в приделе святой Екатерины. Благодарю тех, кто потрудился, чтобы его подготовить " . Ключарь поздравил именинниц, носящих имя святой Екатерины, отметивших двойной праздник. Он пожелал, чтобы чудесное состояние, в которое богомольцы погрузилась в этот день, надолго сохранилось с ними. Верующим вручили памятные иконки святой Екатерины, а именинницам подарили по красной розе. Исаакиевский собор строился Огюстом Монферраном как главный храм российской империи по указу государя Александра I. Согласно проекту, помимо главного придела святого Исаакия Далматского, было спроектировано два придела - в честь святого Александра Невского и святой Екатерины - небесных покровителей членов императорского дома Романовых. В памятные дни тезоименитства в приделах проходили праздничные богослужения. После революционных событий и закрытия храма богослужения в приделе святой Екатерины не совершались. Святая Екатерина (287-305-313), родилась в Александрии Египетской в знатной семье. Отличалась редкой красотой и умом, получила блестящее образование. Ее мать, тайная христианка, привела дочь к своему духовному отцу, сирийскому монаху, который открыл девушке веру во Христа и крестил ее. Екатерина приняла мученическую смерть во время правления императора Максимина, которого пыталась убедить в должности языческих идолов. Император, пораженный ее красотой и умом, устроил ей диспут с лучшими учеными империи, но она победила их так, что все они уверовали во Христа и были впоследствии казнены Максимином. Мученицу должны были колесовать, но орудие казни чудесным образом разрушилось. Тогда ее обезглавили. После казни тело святой исчезло. По преданию, ангелы перенесли его на вершину высочайшей горы Синая, теперь носящей ее имя. В середине VI века насельники монастыря Преображения нашли останки святой, опознав их по принадлежавшему ей кольцу. После обретения мощей обитель была переименована в монастырь Святой Екатерины.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

II. Епархиальные соборы и церкви  в Санкт-Петербурге I. Исаакиевский  кафедральный  собор. Исторические сведения о построении Исаакиевского  собора 1. Начало построения Исаакиевского собора. Начало построения Исаакиевского собора почти современно основанию Санкт-Петербурга. Заложив в 1703 году новую столицу и поручив ее молитвенному охранению Св. Апостола Петра, император Петр возымел желание устроить церковь и во имя преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая 1673 года, он родился;· но множество работ, начатых царем в одно время, не дозволили ему приступить к исполнению своего намерения ранее 1710 года. В этом только году возникла в Санкт-Петербурге церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. На Адмиралтейском лугу, огороженном для травы, против самых Адмиралтейских ворот, в пустом чертежном амбаре, государь в 1710 году решился устроить временно церковь во имя преп. Исаакия. Для этого над простой шатровой крышей с одной стороны устроена была одноярусная колокольня со шпицем, а с другой – маленький купол с крестом над алтарем. В том же 1710 году началась в ней и служба. В церковь эту государь нередко заходил помолиться, так как она стояла подле адмиралтейства, где он работал. Голиков говорит даже, что в ней Петр 1 19 февраля 1712 г. публично венчался с государыней Екатериной Алексеевной. По времени, выбрав другое, удобнейшее место, 6 августа 1717 года государь заложил новую Исаакиевскую церковь, уже лучшую, каменную. Это на берегу Невы на пространстве между нынешним зданием Сената и Адмиралтейством, на том самом месте, где теперь находится памятник Петру I. План и рисунки этой церкви составлял архитектор Матернови, а работами заведовал каменных дел мастер Яков Нарпонов. Церковь имела форму креста, длин. 28 саж., ширин. от южных дверей до северных 15 саж., а в других местах 9 1 / 2 саж.; большой купол ее упирался на четыре больших столба и покрыт был простым железом. Колокольня вышиной 12 саж. 2 арш., имела шпиц в 6 саж.  вышины, с крестом вышин. в 7 фут. 8 дюймов. На колокольне поставлены были часы, выписанные, Петром из Амстердама. Когда церковь снаружи была готова, в 1727 г., уже по смерти ее основателя, в нее перенесли из ветхой первоначальной Исаакиевсвой церкви св. престол и всю церковную утварь, и немалое время служили в этой новой неосвященной еще церкви, пока приготовлялись для нее новый иконостас и новые св. образа. Заведывание ею предоставлено было Адмиралтейств-Коллегии. По уважению к памяти основателя церкви и по удобству ее положения, в ней нередко были совершаемы торжественные архиерейские служения и церковные церемонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Память преподобного Исаакия исповедника, игумена Далматской обители в Константинополе 390 Св. Исаакий был сирийским отшельником. Он жил в пустыне во время антихристианских гонений императора Валента (364–379). В 378 г., когда император готовился к военному походу против готов, которые стояли в большом числе на берегах Дуная, угрожая Константинополю, св. Исаакий по Божественному откровению явился пред Валентом и сказал: «Царь! Отопри храмы для православных, и тогда Господь благопоспешествует пути твоему». Но правитель пренебрежительно отмахнулся от пустынника. На следующий день блаженный старец снова предстал перед ним, но Валент опять не прислушался к его словам. И на третий день подвижник подошел к царю. Взяв за узду его коня, Исаакий начал еще усерднее увещевать и просить царя открыть храмы. Когда они дошли до глубокой пропасти, поросшей терниями, раздраженный император приказал стражникам бросить туда святого. По Божией милости, Исаакий упал в терния как на мягкое ложе. Тогда явились ему два светлых мужа в белых сияющих одеждах, извлекли из пропасти и тут же перенесли здравым и невредимым в Константинополь, оставив посреди агоры, куда только что прибыл император. В крайнем изумлении Валент спросил, тот ли перед ним, кого он приказал бросить в пропасть. Святой сказал ему в ответ: «Отопри храмы, и тогда ты возрадуешься. Не послушаешь меня – знай, что, хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Царь, хотя и был потрясен таким предсказанием, тем не менее не внял ему и приказал сановникам Саторнику и Виктору содержать Исаакия в узах до своего возвращения. Сражение, произошедшее около Адрианополя 9 августа 378 г., обернулось поражением войск императора. Валент сумел выбраться с поля боя и со своим советником спрятался в куче соломы. Варвары, пустившиеся за ним в погоню, обнаружили его там и подожгли. Вот так бесславно погиб тиран, так сбылось пророчество св. Исаакия. Некоторые уцелевшие после битвы воины, вернувшись, желали испытать Исаакия и сказали ему: «Готовься держать ответ за свои слова, ибо император возвращается». А святой им ответил: «Еще семь дней назад до меня дошел запах его сожженных костей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010