Преподобный Авксентий Наказание за божбу Сей преподобный однажды уврачевал двух прокаженных, которые за легкомысленную божбу были наказаны от Бога проказою. Препод. Исаакий, затворник Печерский При большом искушении и святые падают Сей преподобный был в затворе и держал строгий пост, вкушая чрез день одну просфору. Однажды бесы своими кознями довели его до того, что он стал вместе с ними плясать; затем, по раскаянии и сокрушении сердечном, он получил опять надежду спасения и стал творить чудеса. Св. апостол Онисим Суетные дела Св. апостол Онисим суетными делами именует: прелюбодеяние, сребролюбие, чародеяние, гордость, зависть, злословие, лицемерие, ложь, гнев и пьянство. 17. Св. великомученик Феодор Тирон Пища духовная Когда мучитель вверг в темницу святого великомученика Феодора и дверь ее запечатал печатью, то Феодор там питался Духом Святым, и явился к нему Господь и сказал: «Дерзай, Феодоре, ибо Я с тобою: не принимай ни пищи, ни пития земного, ибо тебя ожидает жизнь иная, негибнущая, а вечная, со Мною на небеси.» ( Аввак. 2, 4 . Рим. 1, 17 ). Происхождение колива или кутьи Иулиан богоотступник тайно велел осквернить кровью от идольской жертвы христианскую пищу на рынке, но Бог , чрез великомуч. Феодора Тирона, повелел христианам не вкушать ее, а питаться коливом – вареною пшеницею. 18, Св. Лев, Папа Римский Слово святого мужа и свирепого человека укрощает Аттила готовился разорить всю Италию, но св. Лев укротил его ярость словом своим и тем не допустил разорить свое отечество: «я видел двух мужей (Ап. Петра и Павла), стоявших с обнаженными мечами по обе стороны сего мужа», сказал Аттила после беседы со св. Львом. Небесный цензор Однажды св. Лев написал опровержение против еретиков – Евтихия и Диоскора и положил это рукописание на гроб св. Апостола Петра, прося его об исправлении. После сорокадневного моления и поста, апостол Петр явился к нему и сказал: «прочел и исправил». Действительно – в раскрытой рукописи найдены следы свежих поправок чернилами. Достойное приготовление к смерти Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В серебряной раке почивает Никон, четвертый игумен обители, сподвижник Антония и друг игумена Феодосия. Далее, по пути к третьей подземной церкви, в отдельном затворе, лежат рядом двенадцать братьев, строителей великой церкви. В предверии церкви во имя Введения покоятся четыре угодника: Исаакий затворник, Илья Муромец, богатырь земли русской, окончивший жизнь Печерским иноком, мученик Иоанн младенец и Никон сухой, великий постник, он был взят в плен дикими половцами, напавшими на Киев и ограбившими монастырь Печерский. В живе истерзанный и измученный, святой Никон чудесным образом приплыл по Днепру в свою обитель. Скорбные родители, бездетные и лишившиеся детей, прибегают с молитвою к ходатайству Иоанна младенца о даровании им чад. При выходе из церкви богомольцам дают испить ключевой воды из медного креста Марка пещерника. За церковью Введения заканчивается пещерный круг и богомольцы, возвращаясь к устью пещеры, выходят на вольный воздух, против алтаря той же Воздвиженской церкви, из которой они спустились в Антониевы пещеры. Глубокий овраг отдляет ближние пещеры от дальних. Чрез него, в виде моста, перекинута деревянная галерея, которая и приводит к Зачатиевской церкви. Зачатиевская церковь построена над одним из входов в дальние пещеры, но ход из церкви неудобен, ибо очень тесен и крут. Для большего удобства устроен наружный ход, на востоке от церкви. Многими ступенями спускаются поломники с вершины холма и приходят в небольшую каменную башню, служащую преддверием пещеры. Оттуда с зажжёнными свечами богомольцы снова спускаются в подземелье. После довольно долгого перехода, ничем не ознаменованного, поломники проходят мимо затворов преподобного Пафнутия и Афанасия; за сим следует затвор преподобного Дионисия, бывшего блюстителя этих пещер. При этом Дионисие случилось чудо. Во время пасхальной утрени он обходил пещеру с кадилом и крестом и в избыток духовной радости воскликнул, обращаясь к почивающим угодникам: «святые отцы и братия, Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» отвечали ему преподобные. После этого чуда Дионисий удалился в пещеры и жил в затворе до конца дней своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Спустя много лет, в царствование благочестивого царя Феодосия Младшего [ 5 ], Святой Кирилл, патриарх Александрийский [ 6 ], по повелению Божиему чрез ангела, перенес мощи святых мучеников Кира и Иоанна в селение, называемое Мануфином [ 7 ], для прогнания оттуда множества бесов, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки, аминь. Чудеса святых Твоих мученик, стену необориму нам даровавый Христе Боже: тех молитвами советы языков разори, царства скипетры укрепи, яко един Благ и Человеколюбец. От божественныя благодати дар чудес приемше святии, чудодействуете непрестанно вся наша страсти рукодейством секуще невидимым, Кире богомудре со Иоанном славным: вы бо божественнии врачеве есте. Житие святого Никиты, епископа Новгородского Более других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее. В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе. — Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божия по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Никита ответил на это: — Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Однажды преп. Нифонт видел, что диавол подошел к человеку, который в поле занимался работой, пошептал ему что-то на ухо, чего рабочий совсем не заметил, и отошел прочь; потом подошел к другому, невдалеке работающему, человеку, и этому сказал что-то на ухо; оба эти работника, оставя работу, сошлись вместе и разговорились; прежде говорили спокойно и ласково, потом забранились и, наконец, жестоко поссорились. Св. Никита, епископ Новгородский, был родом киевлянин и с юных лет вступил в печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, не смотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и действительно, подвергся в затворе горькому искушению. По внушению от диавола, явившегося ему в образе ангела светла, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению книг ветхозаветных, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания, и чрез то приобретать себе суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Совокупные молитвы отцов печерских, между которыми находились игумен Никон, Матфей прозорливец, Исаакий святой, Григорий чудотворец , Пимен постник и летописец Нестор, освободили несчастного инока от обаяний искусителя, – и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, которыми тщеславился, начал снова учиться в обители грамоте и иноческой жизни. На этот раз он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания, и мало-помалу достиг того, что превзошел всех своею добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа новгородского (в 1096 г.), и в течении 11 лет не переставал служить образцом благочестия для своей паствы. Господь удостоил Своего угодника еще при жизни дара чудотворений: двукратно он спасал Новгород от бедствий, – однажды своей молитвой свел дождь с неба во время продолжительной засухи; в другой раз молитвой же остановил страшный пожар, истреблявший город...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вера сильна, глубока, без каких-либо колебаний. Постоянный фон «радости и счастья» охватывает человека. Тянет молиться, читать Евангелие и другие книги о Божественном, размышлять о величии Творения. Все дела веры легки и желанны. Хочется всех привлечь ко Христу, поделится этой радостью и знанием. Кажется, что теперь жизнь потечет благочестиво, споро и правильно, приведя в свое время к «законному» соединению с Господом. Но не так задумал наш путь Бог. Он показывает нам образ Небесной жизни, но не нарушает нашу личность, не искореняет корень греха, глубоко сидящий в нас. А в душе нашей спит до времени много всякого потаенного. И по замыслу божественному мы сами должны захотеть избавиться от этого груза. А чтобы захотеть избавиться — должны сначала увидеть в себе все это… И вот, этот период через 3-4 года (редко больше) — заканчивается, Благодать как-бы «улетучивается». Наступает прозрение… Оказывается это Бог жил во мне и творил благое, а я лишь радовался и ликовал. Оставил Бог — и стало ясно, что сам я ничего не могу и не на что не годен (кроме греха), — все трудно и не подъемно. И тут проявится наш свободный выбор. Какую стезю изберем? Пойдем ли по погибельному «широкому пути» или изберем трудный «узкий путь» вслед за Христом. Тут-то и начинается наша внутренняя работа и несение креста. И становится ясно, что ты за человек… — Прим. Паломника. Ломбардия — область в Северной Италии. Икона чудотворная. Во время пожара (в Югославии) она побывала в огне и не сгорела. От нее исходило чудное благоухание, не похожее ни на какие земные ароматы. С этой иконой матушка была похоронена — Прим. составителя владыки Гавриила . Бессарабия — ныне основная часть территории Молдавии. В 1918-1940 годах была оккупирована Румынией. По изъяснению матушки, серебряный столб означал Ангела-хранителя — Прим. составителя владыки Гавриила. Истаявати (ц.-сл.) — страдать, чувствовать сильную боль. Имеется в виду преподобный Исаакий Печерский, затворник, лежащий в Ближних (Антониевых) пещерах, впавший в прелесть после того, как своевольно ушел в затвор, и спасшийся благодаря молитвам братии.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний (†1073 г., 10 (23) июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосии (†1074 г., 3 (16) мая), «начальник общего жития монашеского в России,» подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев… Преподобный Нестор летописец († 1114 г., 27 октября (9 ноября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий (†около 1090 г., 14 (27) февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г., 18 (31) июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный (†1110 г., 7 (20) августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским (†1108 г., 31 января (13 февраля); Прохор Лебедник (†1007 г., 10(23) февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер, (†1071 г., 5(18) октября), великий целитель; Агапит (†1095 г., 1 (14) июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый праздник на возглас «Христос Воскресе» ответствовали пойи-вавшие в пещерах угодники; Никола Святоша (†1143 г., 14 (27) октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Щор Олегович (5 (18) июня), убитый в 1147 году киевлянами; Тарк гробокопатель (†В XII в., 29 декабря (11 января); Алипий (†1114 г., 17 (30) августа), замечательный иконописец, «доброе извык хытрости иконней, иконы писать хитр бе зело,» отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта (10 апреля), замученный в 1096 году корсу неким жидом на кресте по образу Христа Спасителя… Спиридон и Никодим просфорники (†В XII в., 31 октября (13 ноября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворе-ния; Арефа затворник, (†1190 г., 24 октября (6 ноября), избавленный от греха любостяжания и многие, многие, просиявшие в великой лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Очевидно, Асинас погиб по недостатку духовного знания о падших духах, о таинстве искупления человечества Богочеловеком. При этом познании нет места в человеке самомнению, на котором были основаны казнь и обольщение. Страшному бедствию и по той же причине подверглись два киево-печерские затворника, святые Исаакий и Никита: первому явился демон в виде Христа, второму — в виде Ангела 180 . Вполне справедливы слова святого апостола Петра: противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить 181 . Пожирает он немощных и младенцев по духовному разуму; не стыдится нападать и на великих угодников Божиих, надеясь и их обмануть и низложить в минуты душевного дремания или недостаточного бодрствования над собою. Средство, которое диавол употребил столь удачно против Асинаса, он хотел употребить для сокрушения преподобного Симеона Столпника. У Асинаса он извлек предварительное согласие; Столпника он хотел уловить внезапностью, — погубить, отняв и время и возможность к рассмотрению приготовленного обмана. Он преобразился в светлого Ангела, — предстал с колесницею и конями огненными Симеону, стоявшему на возвышенном столпе. «Услышь, Симеон! — сказал он. — Бог неба и земли послал меня к тебе, как видишь, с колесницею и конями, чтоб взять тебя на небо, как Илию: ты достоин такой чести за святость жития твоего. Уже настал час твой, в который ты должен пожать плоды трудов твоих, и принять венец доброты от руки Господа. Иди не медля, раб Господа, да видишь Творца твоего, да поклонишься Творцу твоему, создавшему тебя по образу Своему. Да узрят тебя Ангелы и Архангелы, пророки, апостолы, мученики, желающие тебя видеть». Когда искуситель говорил это и этому подобное — бесы многоглаголивы и велеречивы — преподобный не понял, что имеет дело с обольстителем. В характере святого была особенная простота и наклонность к бесприкословному повиновению, как это легко можно усмотреть при внимательном чтении его жизнеописания. Симеон сказал в ответ, обратясь к Богу: «Господи! меня ли грешного Ты хочешь взять на небо?» С этими словами он поднял ногу, чтоб вступить в колесницу, а рукою сотворил на себе крестное знамение, от которого диавол, и колесница с конями мгновенно исчезли 182 . Само собою разумеется, что, по причине этого искушения, Симеон еще более погрузился в смирение, еще более убоялся самомнения, которое, таясь в самой малой степени, едва не погубило его. Если святые находились в такой опасности быть обманутыми лукавыми духами: то для нас эта опасность еще страшнее. Если святые не всегда узнавали демонов, являвшихся им в виде святых и Самого Христа: то как возможно нам думать о себе, что мы безошибочно узнаем их? Одно средство спасения от духов заключается в том, чтоб решительно отказываться от видений их и от общения с ними, признавая себя к таким видению и общению неспособными.

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

После победы, одержанной, по предсказанию преподобного Антония, половцами в вышеупомянутой битве, киевские люди понуждали князя Изяслава, чтобы он снова вышел с ними на врагов, рассеявшихся по русской земле. Князь не соглашался на это. Поднялось [ 35 ] возмущение, во время которого из темницы был освобожден князь полоцкий Всеслав, находившийся в плену в Киеве [ 36 ]. Возмутившиеся люди объявили Всеслава киевским князем, а Изяслав принужден был бежать в Польшу. Через семь месяцев он возвратился оттуда к Киеву с Болеславом Храбрым. Всеслав, вышедший, было, им тоже с войском на встречу, убежал, затем, тайком к Полоцку. Тогда Изяслав вошел в Киев [ 37 ]. Он начал, по наущению диавола, гневаться на преподобного Антония, которого кто-то оклеветал пред ним, — что будто бы Антоний любил Всеслава, давал ему советы, что он будто бы даже главный виновник всей смуты, происшедшей в Киеве [ 38 ]. Преподобный же Антоний в это время  служил в пещере болящему Исаакию затворнику, которого прельстил диавол, явившись в образе Иисуса Христа, и оставил еле живого, вовлекши в пляску с бесами [ 39 ]. Это служение преподобного Антония было особенно ненавистно обольстителю, опасавшемуся, как бы Исаакий вскоре не исцелился душою и телом от сатанинского искушения. Поэтому диавол всячески и возбуждал гнев в князе Изяславе, чтобы он изгнал преподобного Антония из киевских пределов. И на некоторое время он достиг этого. Князь черниговский Святослав, узнавши, что брат его Изяслав сильно гневается на преподобного Антония, прислал за святым ночью и тайно [ 40 ] взял его к себе в Чернигов. Преподобному Антонию полюбилось одно место близ Чернигова в горах Болдинских: здесь он выкопал себе пещеру и жил в ней; впоследствии на этом месте возник монастырь [ 41 ]. Вскоре князь Изяслав, рассмотрев хорошенько и беспристрастно дело, убедился в незлобии святого и узнал козни искусителя. Сожалея о случившемся, он послал в пределы черниговские к преподобному Антонию, умоляя его опять возвратиться в киевскую область к своему богоизбранному стаду. Преподобный Антоний, кроткий и смиренный сердцем подвижник, склонился на эти просьбы: он возвратился к печерской братии, находившейся в смятении и забвении как овцы без пастыря. Бог не хотел, чтобы такой светильник, светозарное солнце русской земли, преподобный отец наш Антоний положил начало благочинного иноческого жития в ином городе, кроме богоспасаемого стольного Киева: но откуда чрез благоверного князя Владимира воссиял свет православной веры во всю землю русскую, оттуда же Господь благоволил воссиять чрез преподобного Антония и лучу совершенного закона подвижнического.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Но прежде вспомним, по летописцу, о немалой напасти, которую претерпел преподобный. Князь тьмы, дьявол , ненавидящий света дел добрых, снова покусился через князя Изяслава удалить из стольного города Киева великого светильника, преп. отца нашего Антония, светящего добродетелями и чудесами в темной пещере, как под спудом, – и устроил такое смущение. Когда половцы победили в упомянутой битве, киевские граждане понуждали своего князя Изяслава выйти с ними снова на этих врагов, рассеявшихся по всей земле Русской. Когда же Изяслав не согласился, они произвели возмущение, освободили из темницы находившегося в Киеве в плену полоцкого князя Всеслава и поставили его себе князем киевским, а князь Изяслав бежал в Польшу. Семь месяцев сидел Всеслав в Киеве, когда пришел на него из Польши Изяслав, с королем Болеславом Смелым. Всеслав же, выйдя из города с другой стороны, тайно бежал к Полоцку. Тогда Изяслав вошел в Киев и, по наущению дьявола, начал жестоко гневаться на преп. Антония: кто-то оклеветал его пред Изяславом, будто он любил Всеслава и был его советником, а потому был виновником всей этой смуты. А преп. Антоний служил в то время в пещере болящему Исаакию затворнику, которого дьявол прельстил, явившись ему в образе Христа, и оставил едва живым, изнурив его плясанием. Враг особенно завидовал этому служению святого и старался, чтоб Исаакий затворник не был быстро исцелен душевно и телесно попечением преподобного. И потому он всячески побуждал Изяслава изгнать гневом своим преп. Антония от пределов Киевских. И на некоторое время враг получил желаемое. Князь Черниговский Святослав, извещенный, что брат его Изяслав жестоко гневается на преп. Антония, прислал за святым ночью и увез его в Чернигов. Там понравилось преподобному место близ города на горе Болдыни, и, ископав там пещеру, он жил в ней. Впоследствии на этом месте был создан монастырь. Но недолго ликовал ненавистник добра. Ибо вскоре князь Изяслав, спокойно рассмотрев дела, познал незлобие святого, увидел козни искусителя и, жалея о сделанном, послал в удел Святослава, область Черниговскую, к преп. Антонию, с просьбою возвратиться в его Киевскую область обратно, к Богоизбранному его стаду. И преп. Антоний, кроткий и смиренный сердцем, преклонился к мольбе и возвратился к своей братии, которая находилась в смятении и отвержении, как овцы, не имеющие пастыря. Так не восхотел Бог , чтобы этот всесветлый светильник, русское светозарное солнце, преп. отец наш Антоний, положил начало благочинного иноческого жития в ином городе, кроме богоспасаемого стольного города Киева, чтоб, откуда воссиял свет православной веры через благоверного князя Владимира на всю Русь, оттуда воссияли и лучи совершенного постнического закона через преподобного отца нашего Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При этом познании не имеет места в человеке самомнение, на котором были основаны кознь и обольщение. Страшному бедствию и по той же причине подверглись два Киево-Печерских затворника, святые Исаакий и Никита: первому явился демон в виде Христа, второму – в виде Ангела 53 . Вполне справедливы слова святого Апостола Петра: «Супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити» ( 1Пет. 5:8 ). Пожирает он немощных и младенцев по духовному разуму; не стыдится нападать и на великих угодников Божиих, надеясь и их обмануть и низложить в минуты душевного дремания или недостаточного бодрствования над собою. Средство, которое диавол употребил столь удачно против Асинаса, он хотел употребить для сокрушения преподобного Симеона Столпника. У Асинаса он извлек предварительно согласие; Столпника он хотел уловить внезапностью – погубить, отняв и время и возможность к рассмотрению приготовленного обмана. Он преобразился в светлого Ангела – предстал с колесницею и конями огненными Симеону, стоявшему на возвышенном столпе. «Услышь, Симеон! – сказал он. – Бог неба и земли послал меня к тебе, как видишь, с колесницею и конями, чтоб взять тебя на небо, как Илию: ты достоин такой чести за святость жития твоего. Уже настал час твой, в который ты должен пожать плоды трудов твоих, и принять венец доброты от руки Господа. Иди не медля, раб Господа, да видишь Творца твоего, да поклонишься Творцу твоему, создавшему тебя по образу Своему. Да узрят тебя Ангелы и Архангелы, пророки, апостолы, мученики, желающие тебя видеть». Когда искуситель говорил это и этому подобное – бесы многоглаголивы и велеречивы, – преподобный не понял, что имеет дело с обольстителем. В характере святого была особенная простота и наклонность к беспрекословному повиновению, как это легко можно усмотреть при внимательном чтении его жизнеописания. Симеон сказал в ответ, обратясь к Богу: «Господи! меня ли грешного Ты хочешь взять на небо?» С этими словами он поднял ногу, чтоб вступить в колесницу, а рукою сотворил на себе крестное знамение, от которого диавол и колесница с конями мгновенно исчезли 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010