Те из подвижников, которые не стяжали дара рассуждения духов, не усмотрели в себе своего падения, не поняли, что Христос для христианина – все, что должно отвергнуть самое добро падшего естества и отречься души своей, которые по этой причине способны к самомнению в большей или меньшей степени, – подверглись великим бедствиям и самой погибели от чувственного явления духов, последовавшего по поводу изнурения плоти телесными подвигами и вкравшегося в душу самомнения. Когда духи пленят или уловят человека в тайне сердца и ума его, тогда они удобно действуют снаружи 126 . Человек вверяется лжи, думая, что он доверяет чистейшей истине. Преподобный Исаак Сирский повествует: «Некто Асинас, уроженец города Едеса, сочинитель многих трилогий, которые поются и доныне, проводил высокое (по-видимому) жительство. Он безрассудно наложил на себя труднейшие подвиги с (тайной) мыслью получить известность. Его прельстил диавол: он вывел его из кельи, поставил на вершине горы, именуемой Сторий, и, предварительно получив его согласие, показал ему образ колесницы и коней, причем сказал: «Бог послал меня взять тебя в рай, как Илию». Асинас вдался в обольщение по младенцеумию своему и взошел на колесницу: тогда разрушилась вся эта мечта, он низринулся с большой высоты, упал на землю и умер смертью, достойной плача и вместе смеха» 127 . Очевидно, Асинас погиб по недостатку духовного знания о падших духах, о таинстве искупления человечества Богочеловеком. При этом познании не имеет места в человеке самомнение, на котором были основаны казнь и обольщение. Страшному бедствию и по той же причине подверглись два киево-печерских затворника, святые Исаакий и Никита: первому явился демон в виде Христа, второму – в виде Ангела 128 . Вполне справедливы слова святого апостола Петра: супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити 129 . Пожирает он немощных и младенцев по духовному разуму; не стыдится нападать и на великих угодников Божиих, надеясь и их обмануть и низложить в минуты душевного дремания или недостаточного бодствования над собой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Повсеместно распространенный образ пещерной подвижнической жизни, принятый на Востоке, становится у нас вследствие суровых климатических условий особым подвигом. Монах обрекался на крайне изнурительное существование среди вечной сырости, при отсутствии света и свежего воздуха. Пещерничество как специальный подвиг продолжалось и после того, как монастырь был уже выстроен над землей. Но теперь оно, как правило, соединялось с другим подвигом – с затворничеством. Наиболее известные печерские затворникиИсаакий, Никита, Лаврентий – проводили в молчании десятилетия, посвящая свою жизнь молитве и телесным подвигам. Например, Иоанн Многотерпеливый провел в затворе более 30 лет. И за все это время никто не слышал от него ни одного праздного слова, лишь слова молитвы. До сих пор в Киево-Печерской Лавре можно увидеть железные вериги этого подвижника, которые он никогда не снимал. Помимо пещерного, сурового направления духовной жизни, восходящего к преподобному Антонию, существовал и путь кротости и смирения, восходящий к преподобному Феодосию. Так, своеобразное служение миру несет монах Прохор Лебедник. Он получил свое прозвище от изобретенной им формы постничества: не есть другого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды. Во время голода Прохор кормил многих нуждающихся незатейливыми продуктами своей аскетической кухни. Инок Алимпий иконописец – труженик, не дающий отдыха своей руке, кроткий, никого не карающий и возлагающий надежды лишь на одного Бога. Он раздавал бедным все свои средства. По зависти Алимпий был оклеветан и гоним своими братьями. Его чудесные краски совершали исцеления. Подражает Феодосию в своем смиренном трудничестве Никола Святоша, бывший князь Святослав Черниговский, первый князь-инок на Руси. Как простой монах, он проходил послушание на братской кухне, шил одежды и работал на огороде. Не довольствуясь такими послушаниями, Николай просил у игумена назначить его привратником. Став им, он кланялся каждому входившему в монастырь и просил молитв за себя – грешного и убогого привратника. Такое смирение князя-инока вызвало бурю негодования его братьев-князей, которые просили у игумена прекратить унижения родственника и не назначать их брату никакого послушания. Однако Николу никто и никогда не видел праздным, а работая, он непрестанно произносил молитву Иисусову. После его смерти брат Изяслав, получивший исцеление от власяницы Николы, всегда надевал ее на себя перед битвой. Свои немалые княжеские средства Никола Святоша употребил на церковное строительство и на помощь бедным. Он пожертвовал в монастырь также немало книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Летописец вспоминает еще о тяжкой напасти, которую претерпел преподобный. Князь тьмы — диавол, не вынося света дел добрых, снова попытался через князя Изяслава лишить стольный Киев великого светильника, преподобного отца нашего Антония, и с этой целью устроил смятение. После предсказанной преподобным победы половцев над русскими князьями киевляне стали побуждать князя своего Изяслава идти с ними против рассеявшихся по Руси врагов. Князь не согласился; тогда они произвели крамолу и освободили из темницы бывшего в плену в Киеве полоцкого князя Всеслава, которого и сделали своим князем. А Изяслав бежал в землю Ляхскую, в Польшу. Через семь месяцев он возвратился оттуда к Киеву с Болеславом Храбрым. Всеслав, тоже вышедший было им навстречу с войском, убежал затем тайком к Полоцку. Тогда Изяслав вошел в Киев. Он начал по наущению диавола гневаться на преподобного Антония, которого кто-то оклеветал пред ним, что будто бы Антоний любил Всеслава, давал ему советы, что он будто бы даже главный виновник всей смуты, происшедшей в Киеве. Преподобный же Антоний в это время служил в пещере болящему Исаакию затворнику (память 14/27 февраля), которого прельстил диавол, явившись в образе Иисуса Христа, и оставил еле живого, вовлекши в пляску с бесами. Это служение преподобного Антония болящим было особенно ненавистно обольстителю, опасавшемуся как бы Исаакий вскоре не исцелился душою и телом от сатанинского искушения. Поэтому диавол всячески и возбуждал гнев в князе Изяславе, чтобы тот изгнал преподобного Антония из Киевских пределов. И на некоторое время он достиг этого. Князь черниговский Святослав, узнавши, что брат его Изяслав сильно гневается на преподобного Антония, прислал за святым ночью и тайно взял его к себе в Чернигов. Преподобному Антонию полюбилось одно место близ Чернигова в горах Болдинских; здесь он выкопал себе пещеру и жил в ней (впоследствии на этом месте возник монастырь). Вскоре князь Изяслав, рассмотрев хорошенько и беспристрастно дело, убедился в незлобии святого и узнал козни искусителя. Сожалея о случившемся, он послал в пределы Черниговские к преподобному Антонию, умоляя его опять возвратиться в Киевскую область к своему богоизбранному стаду. Преподобный Антоний, кроткий и смиренный подвижник, склонился на эти просьбы: он возвратился к печерской братии, находившейся в смятении и забвении, как овцы без пастыря. Бог не хотел, чтобы такой светильник, светозарное солнце Русской земли, как преподобный Антоний, положил начало благочинного иноческого жития в ином городе, кроме богоспасаемого стольного Киева, но откуда через благоверного князя Владимира (память 15/28 июля) воссиял свет православной веры во всю землю Русскую, оттуда же Господь благоволил воссиять через преподобного Антония и лучу совершенного закона подвижнического.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

После победы, одержанной, по предсказанию преподобного Антония, половцами в вышеупомянутой битве, киевские люди понуждали князя Изяслава, чтобы он снова вышел с ними на врагов, рассеявшихся по русской земле. Князь не соглашался на это. Поднялось возмущение, во время которого из темницы был освобожден князь полоцкий Всеслав, находившийся в плену в Киеве Возмутившиеся люди объявили Всеслава киевским князем, а Изяслав принужден был бежать в Польшу. Через семь месяцев он возвратился оттуда к Киеву с Болеславом Храбрым. Всеслав, вышедший, было, им тоже с войском на встречу, убежал, затем, тайком к Полоцку. Тогда Изяслав вошел в Киев Он начал, по наущению диавола, гневаться на преподобного Антония, которого кто-то оклеветал пред ним, — что будто бы Антоний любил Всеслава, давал ему советы, что он будто бы даже главный виновник всей смуты, происшедшей в Киеве Преподобный же Антоний в это время служил в пещере болящему Исаакию затворнику, которого прельстил диавол, явившись в образе Иисуса Христа, и оставил еле живого, вовлекши в пляску с бесами Это служение преподобного Антония было особенно ненавистно обольстителю, опасавшемуся, как бы Исаакий вскоре не исцелился душою и телом от сатанинского искушения. Поэтому диавол всячески и возбуждал гнев в князе Изяславе, чтобы он изгнал преподобного Антония из киевских пределов. И на некоторое время он достиг этого. Князь черниговский Святослав, узнавши, что брат его Изяслав сильно гневается на преподобного Антония, прислал за святым ночью и тайно взял его к себе в Чернигов. Преподобному Антонию полюбилось одно место близ Чернигова в горах Болдинских: здесь он выкопал себе пещеру и жил в ней; впоследствии на этом месте возник монастырь Вскоре князь Изяслав, рассмотрев хорошенько и беспристрастно дело, убедился в незлобии святого и узнал козни искусителя. Сожалея о случившемся, он послал в пределы черниговские к преподобному Антонию, умоляя его опять возвратиться в киевскую область к своему богоизбранному стаду. Преподобный Антоний, кроткий и смиренный сердцем подвижник, склонился на эти просьбы: он возвратился к печерской братии, находившейся в смятении и забвении как овцы без пастыря. Бог не хотел, чтобы такой светильник, светозарное солнце русской земли, преподобный отец наш Антоний положил начало благочинного иноческого жития в ином городе, кроме богоспасаемого стольного Киева: но откуда чрез благоверного князя Владимира воссиял свет православной веры во всю землю русскую, оттуда же Господь благоволил воссиять чрез преподобного Антония и лучу совершенного закона подвижнического.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Из великих князей и царей приняли перед смертью схиму: Александр Невский (в схиме Алексий), сын его Андрей, Иоанн I Калита (†1341 г.), Симеон Иоаннович (Созонт, †1353 г.), Иоанн II Иоаннович (†1359 г.), Михаил Ярославич Тверской (Матфей), Василий III (Варлаам), Иоанн IV (Иона, †1584 г.), Борис Годунов (Боголеп, †1605 г.). Со смирением, с боязнью Бога, с пониманием, что только от Него зависит дарование победы или поражения, с преклонением перед святою волею Господнею шли сражаться князья и воины. Князь Изяслав, отправляясь на войну, надевал крест и власяницу Русский народ чутко понял огромное значение юродивых. «Ни одна страна, – писал в 1871 году Рущинский в своем исследовании о русском религиозном быте XVI и XVII в. в., – не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как Россия.» «Простому народу, – писали «Московские Ведомости,» – присуще то чувство, которое люди интеллигентные не умеют выразить – это смирение и благоговейное преклонение перед величием нравственного подвига, в какой бы, по-видимому, странной и необычайной форме не выразился этот подвиг.» Юродство Христа ради Юродивые были ходатаями за русский народ. Последнему дорого было стремление юродивых открыто и невзирая на лица обличать и искоренять людскую ложь. Блаженный Михаил Клопский обличал князя Димитрия Шемяку, боровшегося с Василием II, требовал от него подчинения великому князю, предсказал ему смерть. Никола Салос, обличая Uoahha IV , спас Псков. Василий Блаженный обличал Грозного царя, блаженный Иоанн Московский – царя Бориса Годунова. Вспомним просиявших в России Христа ради юродивых, долгое время при жизни гонимых, высмеиваемых, возгоравших затем, озарявших всех светом, и Церковью нашею впоследствии причисленных к лику святых. Преподобный Исаакий, затворник Печерский (†1190 г., 14 (27) февраля), происходивший из торговых людей, обманутый бесами, притворившимися ангелами, тяжко болевший, спасенный уходом за ним преподобных Антония и Феодосия. «Оздоровев от болезни,» он стал первым русским юродивым… Блаженный Прокопий, Устюжский чудотворец (†1303 г., 8 (21) июля), богатый иностранный купец, торговавший в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вследствие такого постоянного и близкого общения иночества русского с иночеством греческим, у нас на Руси, в скором времени, после принятия христианства, появились почти все виды подвижничества, какие известны были на Востоке. С самого начала (христианства на Руси) среди руссов обнаружилось сильное стремление к иночеству, почему быстро начали возникать монастыри в разных местах Руси. В больших городах, как в Киеве и Новгороде, они считались десятками и некоторые из них были многолюдные 220 . Под живым воздействием света истины Христовой, потребность в жизни благочестивой, в жизни для Бога и спасения души была велика, а между тем действительность особенно не отвечала этим высоким стремлениям; если вообще в мире очень трудно «спасаться», то тем более в то время, когда вера Христова немало омрачалась живыми остатками язычества, когда последнее еще было сильно между новопросвещенными. При тогдашней решительной наклонности наших предков к монашеству, ревнители благочестия должны были искать лучшей жизни в стенах монастыря 221 . Почему кроме подвижничества обыкновенного, о котором ревновать по мере сил есть долг всякого истинного инока, «строжайшими ревнителями аскетизма перенесены были к нам из Греции еще необыкновенные его формы – затворничество, столпничество и юродство» 222 . Первым, по времени, подвижником на Руси этого рода, Христа ради юродивый, в недавно основанном монастыре, – киево-печерский чернец Исаакий; постриженный преподобным Антонием в иноки, Исаакий сначала подвизался в затворе, но после 7-летнего жестокого подвига в нем, впал в искушение от диавола и вместе с сим искушением в тяжкую болезнь, почему и был из него выведен; после этого «оздоровев от болезни» и не возвращаясь снова в уединение, он решился юродствовать; одевшись во власяницу и по ней в «свиту вотоляну», «нача юродство творити и пакостити нача ово игумену, ово братьи, ово мирским человеком, да друзии раны ему даяху; и поча по миру ходити, такоже уродом ся творя, вселися в печеру, в ней же прежде был (в затворе) и совокупи к себе уных и вскладаше нань порты черенечьския, да ово от игумена Никона приимаше раны, ово от родитель тех детских; он же то все терпяше, приимаше раны и наготу и студень день и нощь» 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие и время кончины не известно. Мощи в Антониевой пещере, в затворе. Память общая с другими преподобными той же пещеры (Сергий, II, 254). 75. Преподобный отец Сергий постник Вероятно тот же, который обозначен в других списках под названием «послушливого». Жил в XIII веке. Житие не известно. Память 7 октября. Мощи в Антониевой пещере (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 25). 76. Преподобный отец Савва чудотворец Житие не известно. Ум. по всей вероятности в начале XIII века. Мощи в Антониевой пещере. Память 24 апреля (Сергий, II, 106). 77. Преподобные отцы Нектарий и Елладий Старец Нектарий, по свидетельству Кальнофойского, отличался постоянным послушанием. Память его 29 ноября. Преподобный Нектарий упоминается в каноне Печерским подвижникам. Оба в Антониевой пещере. Время их жизни не известно (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 303). 78. Преподобные отцы Иоанн и Феофил братья Родные братья, соединенные сердечною любовию от юности, просили преп. Марка гробокопателя приготовить им одну общую могилу. Иоанн умер прежде и по смерти его последовало чудо, описанное в житии блаженного Марка (см. выше, 70). Мощи их в пещере Антониевой. Память декабря 29. 79. Преподобный отцы Сергий и Еразм О первом из них ничего не известно. Сказание о преподобном Эразме, истратившем все имение свое на св. иконы Великой Печерской церкви, помещено в послании св. Симона к Поликарпу (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 51). Мощи в Антониевой пещере. Память 24 февраля. Время кончины около 1160 года (Филарет, Р. Св., февраль, стр. 138). 80. Преподобные Онисим и Матфей О преподобном Матфее ничего не известно, если только он не тот же Матфей прозорливый, о котором писано выше (см. 57). Мощи Онисима затворника в Антониевой пещере. Память 21 сентября. 81. Преподобный Илия Муромец богатырь Мнение, что преподобный Илия, Муромский уроженец, по прозванию Чоботок, есть одно лицо с известным богатырем Ильею Муромцем, ничем не доказано. Кальнофойский говорит, что преподобный Илия жил за 450 лет до его времени, следовательно ум. около 1188 года, а богатырь был современником равноапостольного князя Владимира. В статье: «в каком веке жил Илья Муромец?» М.А.Максимович, между прочим, пишет: «на родине Ильи Муромца, в с. Карачарове, которое в нынешнем столетии принадлежало еще графу Разумовскому, а потом досталось графу А.С.Уварову, есть крестьяне Ильюшины, присвояемые в потомство славного богатыря. С такою же вероятностию может быть приписан ему в родню и дворянский род Чоботков, еще на моей памяти процветавший в Киеве» (Максимович, 1, 125, 128). Мощи почивают в Антониевой пещере. Память 19 декабря. Замечтально перстосложение правой руки мощей: три первые перста вместе протянуты, а два последние пригнуты к ладони» (Филарет, Р. Св., декабрь, стр. 396). 82. Преподобный Исаакий затворник

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

При всем том следует признать, что юродство – подвиг опасный, путь не только тесный, но и скользкий. Поступки смешные и безобразные не должны переходить в греховные, обидные для других или соблазнительные; смеясь над всеми, легко потерять любовь к людям; жизнь презренная легко может отвести ум от Бога, а сознание невинных траданий часто приводит к гордости; вместо просветления можно помрачить свой ум и сердце. Потому-то святая Церковь с мудрою осторожно стию не поощряла этого подвига и из многих юродствовавших святыми подвижниками признала немногих и лишь по чрезвычайным Божественным указаниям. Начало подвигу юродства на Руси, как и другим видам подвижничества, положено было в древности в обители Киево-Печерской. Некоторое время там юродствовал преподобный Исаакий Затворник по выходе своем из пещеры. Из числа наиболее прославленных юродивых первым был св. Прокопий Устюжский в XIII веке (8 июля). Оставив Хутынский монастырь, он пришел в г. Великий Устюг. Юродствуя днем на улицах города, ночью он обходил городские храмы и со слезами молился на церковных папертях. Насмешки, ругательства и побои градом сыпались на Прокопия от детей и взрослых, но он не только не обижался, а даже молился за своих обидчиков. Утомленный, он ложился отдыхать на голой земле, на камне, на навозе, где придется. Зимой и летом ходил он без обуви, в рваной одежде; скудную пищу принимал только от людей богобоязненных. Обыкновенно он носил в руке три кочерги, и в течение ряда лет жители приметили, что святой предвидел, будет урожай хлеба или нет, и сообразно с этим держал кочерги вверх или вниз головой. Любимым местом Прокопия был камень на берегу реки Сухоны; сидя на нем, он молился за плавающих по реке. В XIV в. в Новгороде были два юродивых Николай и Феодор. Известно, что новгородцы, разделенные рекою Волховом на две половины, враждовали между собой и часто вступали в кровавые схватки на волховском мосту. Юродивые жили на разных сторонах реки; желая представить живой укор новгородцам, они также вели непрерывную борьбу между собой и не пускали друг друга на свою сторону; при этом Николай часто прогонял Феодора кочанами капусты, за что и получил прозвание Кочанова.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Размер 56×39 см. Поступило из Донского монастыря при ликвидации Антирелигиозного музея. 1182 Лидов А. М. Образ Небесного Иерусалима в восточно-христианской иконографии//Иерусалим в русской культуре. С. 15–33. 1183 Тепфер Л. Э. Реконструкция Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря на конец XVII века//Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2002. С. 127. 1185 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XІ–XV веков. М., 1996. С. 191. 1186 При воспроизведении надписей сохранена орфография оригинала, вышедшие из употребления древнерусские буквы заменяются буквами современного алфавита, надстрочные буквы внесены в строку и даются в круглых скобках, подтитловые сокращения раскрываются, цифры в буквенном обозначении переданы арабскими, пропущенные и реконструированные буквы воспроизведены в квадратных скобках. Разделения надписи на части передаются знаком/, разделение на строки знаком//. 1187 Ефрем, евнух, постриженный при преп. Антонии; в 1089 году, по Славенскому Па­терику, избран и посвящён во епископа Переяславского и там по преставлении погребён был в Кафедральной церкви Архангела Михаила в 1105 году. Но когда перенесён в Антониеву пещеру, неизвестно. В плане Антониевой пещеры у Кальнофойского мощи его просто названы Старца Ефрема Резанца (скопца). Служба с полиелеем – 28 января. 1188 Евгений, митрополит. Описание Киево-Печерской Лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. Киев 1847; там же «Киево-Печерского монаха Афанасия Кальнофойского описание Лавры Киево-Печерской и обеих пещер, с частью города Киева, по планам им из­данным в книге своей Тератургиме, напечатанной в 1638 году в К-п. типографии на Польском языке»; Киево-Печерский патерик (по древним рукописям). Троице-Сергиева Лавра. 1991. 1189 Исаакий Затворник пострижен при преп. Антонии, жил при игуменах преп. Феодосии, Стефане, Никоне и Иоанне, при последнем преставился. Мощи его почива­ют в Ближней пещере вне затвора, и небольшая часть оных перенесены из Киева в г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Общежительный устав, введенный в монастырях и придававший им однообразие, не исключал возможности отступлений от него для тех, кто желал наложить на себя более суровые подвиги. Более выдающиеся из них можно свести в следующие виды подвижничества: пещерничество, затворничество столпничество, постничество и юродство. Представителем первого является Антоний, который не хочет оставить жизни в пещере даже тогда, когда близ нее построились более удобные помещения – кельи. Замечательными затворниками были Исаакий Печерский и Иоанн Многострадальный. Первый был совЛ менником преподобного Антония; в пещере, простиравшейся едва на 4 локтя, провел он безвыходно 7 лет, подвизаясь в посте, бдении и молитве, не имея возможности лечь, вкушая лишь одну просфору, чрез день подаваемую ему Антонием в оконце; оставив пещеру по случаю страшной болезни, он несколько времени пробыл в келье преподобного Феодосия и в монастыре, а затем опять затворился в прежней пещере; только за 8 дней до смерти перенесли ев совершенно больного в монастырь, где он и скончался 328 . Преподобный Иоанн долго и напрасно боролся с плотской страстью; пришел в пещеру преподобного Антония и перед его гробницей день и ночь просил у него помощи; наконец услышал голос: " Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь… Господь поможет тебе молитвами своих преподобных». Иоанн так и сделал: 30 лет прожил он в затворе. Бывали минуты, когда страсть чувствовалась особенно сильно, и он думал бежать, но он боролся; наложил на себя вериги и в заключение при наступлении Великого поста влез в нарочно выкопанную яму и засыпал себя землей, оставив свободными лишь руки и голову. Так стоит он весь Великий пост ; ноги горят в огне, жилы корчатся, кости трещат, жар распространился по всему телу; но подвижник радуется духом, замечая ослабление страсти; наконец Господь услышал молитвы страдальца и даровал ему победу и душевный покой. Скончался он в той пещере, где подвизался 329 . Столпничество есть не что иное, как видоизменение затвора – это затвор в столпе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010