молился и осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали. Последние годы жизни И. провел в особенно строгом воздержании. Когда святой очень сильно заболел, монахи перенесли его из пещеры в монастырь, где на 8-й день он скончался. Игум. Иоанн и братия погребли тело И. в Ближних (Антониевых) пещерах. (Мощи в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, ныне считающиеся останками И., по-видимому, таковыми не являются, поскольку проведенное в 80-х гг. XX в. исследование установило, что эти мощи принадлежат человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте 18-20 лет; см.: Дива печер лаврських. С. 91, 92.) Судьба И. для последующих поколений рус. монахов была свидетельством опасности для новоначальных иноков трудного подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем иноческом житии. В повествовании Киево-Печерского патерика о Никите затворнике (см. Никита, свт., еп. Новгородский ) игум. Никон, пытаясь удержать молодого постриженика от ухода в затвор, ссылается на пример И.: «О чадо, несть ти ползы праздну сидети, понеже ун еси; уне ти есть, да пребудеши посреди братиа, да тем работаа, не погрешиши мзды своея. Самовидець еси брата нашего святаго Исакыа печерника, како прелщен бысть» (Древнерусские патерики. 1999. С. 36). Со времени прп. Феодосия для поселения в затворе необходимо было разрешение игумена, к-рое, как правило, получали уже опытные монахи. Почитание Начало местного почитания И. может быть отнесено к кон. XI - нач. XII в. Об этом свидетельствует наличие краткого повествования о святом в древнем Житии прп. Антония Киево-Печерского (2-я пол. XI в.), а также упоминание И. в числе 13 наиболее авторитетных печерских отцов, изгнавших беса из Никиты затворника. В каноне преподобным отцам Киево-Печерским, составленном Мелетием Сиригом ок. 1643 г., И. упоминается в 3-й песни: «Исакий, премногими страдании низложивый диаволскую прелесть, Тя, Христе, молит избавити от тогожде искушений» (Дива печер лаврських. 1997. С. 146). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. Общецерковное почитание Печерским отцам установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. почитался в Торопце. В XIX в. в Благовещенской ц. бывш. Харитонова Кудинского мон-ря под Торопцом хранились гроб И., привезенный из Киева купцом П. Абоконовым, и частица мощей святого, принесенная в обитель в 1711 г. игуменом Кудинского мон-ря Иосифом.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Множество преподобных отцов было прославлено в Русской Церкви. Особенно почитаются устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей: Антоний и Феодосий Киево-Печерские; Сергий и Герман Валаамские; Сергий и Никон Радонежские; Кирилл Белозерский; Иосиф Волоцкий ; Нил Сорский ; Савва Сторожевский; Иов Почаевский . Среди наиболее почитаемых подвижников, прославленных в лике преподобных, — Паисий Величковский , Серафим Саровский и  Амвросий Оптинский , а также другие Оптинские старцы. Преподобные могут именоваться по своему подвигу — пустынниками, отшельниками, столпниками, затворниками, молчальниками. Пустынниками и отшельниками именуют святых монахов, живших не только вдали от мира, но и вдали от монашеского общежития — в пустыне. Понятие «пустыни» в монашеской традиции использовалось расширительно: этим термином называли не только жаркую песчаную пустыню, но и, например, дремучий лес. Известными пустынниками были, например, преподобные Марк Подвижник (IV век), Исаия Отшельник (V век), Варсонофий Великий (V–VI века) и др. Столпниками именуются преподобные, которые взяли на себя подвиг стояния на столпе (на камне, в башне) ради удаления от мира и посвящения жизни посту и молитве. Распространение столпничество получает b V веке в основном среди сирийского монашества. Преподобный Симеон Столпник сначала подвизался как монах, затем как отшельник, а в 423 году, желая всецело посвятить себя молитве Богу, взошел на столп. Преподобный Симеон приобрел немало последователей: преподобного Даниила (V век), преподобного Иоанна и преподобного Симеона Столпника Младшего (VI век), преподобного Алипия (VII век). На Руси избрали подвиг столпничества преподобный Никита, столпник Переяславский (1186); преподобный Савва Вишерский, Новгородский (1461) и др. Затворниками именуются те монахи, которые избрали особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве. Затворничество стало известно на Руси одновременно с распространением монашества. Уже при жизни преподобного Феодосия в затворе находился преподобный Исаакий (ок. 1090). Пещерное затворничество было очень распространено в Киево-Печерском монастыре. Так, в Киевских пещерах подвиг затворничества несли преподобные Афанасий Затворник (XII век), Иоанн Многострадальный (1160), Авраамий Затворник (XIII — начало XIV века) и др.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

3 . Однажды преподобный Нифонт видел, что дьявол подошел к человеку, который в поле занимался работой, пошептал ему что-то на ухо, чего рабочий совсем не заметил, и отошел прочь; потом подошел к другому, невдалеке работающему, человеку и этому что-то сказал на ухо; оба эти работника, оставя свою работу, сошлись вместе и разговорились; прежде говорили спокойно и ласково, потом забранились, а наконец, жестоко поссорились («Чет.-Мин.» 23 декабря). 4 . Св. Никита, епископ Новгородский, был родом киевлянин и с юных лет вступил в Печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и действительно, подвергся в затворе горькому искушению. По внушению от дьявола, явившегося ему в образе Ангела светла, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению книг ветхозаветных, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания, и через то приобретать себе суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Совокупные молитвы отцов Печерских, между которыми находились – игумен Никон, Матвей прозорливец, Исаакий святой, Григорий чудотворец , Пимен постник и летописец Нестор, освободили несчастного инока от обаяний искусителя, – и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, которыми тщеславился, начал снова учиться в обители и грамоте, и иноческой жизни. На этот раз он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания, и мало-помалу достиг того, что превзошел всех своей добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа Новгородского (в 1096 г.) и в течение 11 лет не переставал служить образцом благочестия для своей паствы. Господь удостоил Своего угодника еще при жизни дара чудотворений: двукратно он спасал Новгород от бедствий, – однажды своей молитвой свел дождь с небес во время продолжительной засухи: в другой раз молитвою же остановил страшный пожар, истреблявший город... (См. «о Никите затворнике» и в рукописных печерских патериках; так же Пол. соб. р. лет. 1, 109; 11, 3, 122, 179, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Упомянутые книги повествуют, что бывали случаи, когда монахи чистой и высоконравственной жизни, идя путем неправильного духовного развития, руководимые своеволием, впадали в обольщение ума и гордость. Иным казалось, что они имеют особую, им свыше дарованную, благодать (например, простой монах Араамий Египятнин уверял, что его Сам Христос рукоположил во пресвитера, другие видели явившегося Христа и ангелов (монах Валентин из Палестины, Исаакий Киево-Печерский), некоторые во время молитвы поднимались от земли на воздух (Онуфрий, русский подвижник), другие исполняли своевольно взятые на себя подвиги, впадали в экстаз (Александр Дружинин из Москвы), некоторые прекращали молиться, отказывались от Причастия и чтения св. Евангелия (затворник Киево-Печерский Никита), делали попытки убить ближних (упомянутый выше Александр Дружинин) или сами кончали жизнь самоубийством (отшельник по имени не упомянут, «Отечник проповедника» 891). Опытные старцы быстро распознавали «бесовскую прелесть», определяли это состояние, как тяжкий духовный недуг и восстанавливали многих больных к прежней добродетельной жизни. Средствами освобождения от прелести считали: общую (соборную) всех молитву о недужном; психотерапию («смирение помыслов»), трудотерапию (изменение ритма жизни на более суровый и простой, например, работа в конюшне или хлебопекарне). Духовная прелесть не является недугом прошлого и спутницею исключительно подвижников. Эта болезнь во все времена постигает всех духовно дерзких и самонадеянных людей в гордости мечтающих преждевременно достигнуть высоких христианских вершин христианства. В каждом приходе встречаются люди «не знающие» за собой грехов, считающие себя, если не праведниками, то во всяком случае безгрешными, осуждающие своих родных, знакомых и пастырей. Это очень тяжкое и опасное состояние. «Мнимосвятые» слышат голоса и ошибочно думают, что ими руководит Сам Бог, а наставления приходских пастырей они считают для себя необязательными. Да и самому священнику легко можно встать на путь прелести, если он все уважение и почитание, оказываемое молящимися, будет относить к себе лично, а не к своему высокому священному сану. Молодых священников иногда прихожане начинают не в меру хвалить и опять может возникнуть горделивая мысль о своих личных особых дарованиях или о какой-то особенной личной духовной силе. Ложь, принятая за истину, уводит человека от Бога. Только воплощенная Истина – Христос может освободить человека и сохранить его из пути подлинной здоровой духовной жизни. Христианская религия духовно высока и привнесение чувственного элемента в личную или церковную жизнь неизбежно приводит к оземлению всей его духовной сущности. Подчинение же личного начала общецерковному возводит каждую отдельную личность до уровня полноты Благодати, дарованной всей Церкви. Путь к совершенству открыт только через глубину смирения и духовную рассудительность, которые уберегут христианина от крайностей и гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Так, к типу мытарь относятся не только отверженные древнееврейским обществом сборщики податей, какими были до призвания их Христом евангелист Матфей (16 ноября) и иерихонский начальник над мытарями Закхей (20 апреля), но и любые стяжатели земных богатств, немилосердные к должникам. Наиболее известный великий грешник такого типа – Петр-мытарь (22 сентября), который до своего раскаяния сочетал в себе оба значения этого слова: мытарь по профессии, он был известен своей жадностью и жестокостью по отношению к нищим. Последнее обстоятельство и становится завязкой действия его остросюжетного патерикового Жития. Тип мытарь весьма редок, хотя изучение ранней русской агиографии обнаруживает среди иноков Киево-Печерского монастыря несколько раскаявшихся стяжателей; к ним могут быть отнесены преподобные Арефа (24 октября), Еразм (24 февраля), Феодор (11 августа), отчасти Вениамин (13 октября) Печерские. К типу блудница/блудник относятся не только представительницы древнейшей женской профессии, но и нарушители седьмой заповеди, распутники и прелюбодеи обоего пола: прелюбодейка Феодора Александрийская (11 сентября) или распутники Вонифатий и Нифонт (соответственно 19 и 21 декабря) 14 . Включен в этот ряд в качестве примера от противного и преподобный Виталий, избравший для своего юродского подвига маску блудника и одновременно посвятивший свою жизнь делу спасения душ падших женщин (22 апреля). Несколько раскаявшихся разбойников, вошедших в галерею «грешных святых», дали название одноименному типу. Среди них наиболее известны преподобные Давид Ермопольский (6 сентября), Варвар Луканский (6 мая) и Моисей Мурин (28 августа). Тип отступник включает в себя не только отрекавшихся от своей веры по малодушию или из корысти. (Вслед за апостолом Петром (29 июня) этот вариант пути «падения и восстания» прошли каждый в свое время св. Панхарий, погибший при императоре Максимиане (19 марта), приближенный языческого князя Иоанн Литовский, отуреченный грек Михаил Вурлиот (соответственно 14 и 16 апреля)). К этому же типу условно отнесены агиографические персонажи, временно попавшие под власть Сатаны: заключивший договор с дьяволом Феофил-эконом (23 июня) или по неопытности впавшие в грех гордыни печерские затворники Исаакий (14 февраля) и Никита, будущий новгородский епископ (31 января). К этому же типу нами отнесены «непослушные» пророки Иона (22 сентября) и Иоад (30 марта), св. Иоанникий Великий, временно поддавшийся ереси иконоборчества (4 ноября), а также нарушители монашеских обетов, например, св. Малх Сирийский, о котором еще будет сказано подробнее, и русский инок Серапион Спасо-Елеазерский (9 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

III. Однажды преподобный Нифонт видел, что дьявол подошел к человеку, который в поле занимался работой, пошептал ему что-то на ухо, чего рабочий совсем не заметил, и отошел прочь; потом подошел к другому, невдалеке работающему, человеку и этому что-то сказал на ухо; оба эти работника, оставя свою работу, сошлись вместе и разговорились; прежде говорили спокойно и ласково, потом забранились, а наконец жестоко поссорились. (Чет.-Мин. 23 декабря). IV. Св. Никита, еписк. Новгородский, был родом киевлянин и с юных лет вступил в Печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и действительно подвергся в затворе горькому искушению. По внушению от дьявола, явившегося ему в образе Ангела светла, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению книг ветхозаветных, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания, и через то приобретать себе суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Совокупные молитвы отцов печерских, между которыми находились – игумен Никон, Матвей прозорливец, Исаакий святой, Григорий чудотворец , Пимен постник и летописец Нестор, освободили несчастного инока от обаяний искусителя, – и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, которыми тщеславился, начал снова учиться в обители и грамоте, и иноческой жизни. На этот раз он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания, и мало-помалу достиг того, что превзошел всех своей добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа Новгородского (в 1096 г.), и в течение 11 лет не переставал служить образцом благочестия для своей паствы. Господь удостоил Своего угодника еще при жизни дара чудотворений; двукратно он спасал Новгород от бедствий: однажды своею молитвою свел дождь с небеси во время продолжительной засухи; в другой раз молитвою же остановил страшный пожар, истреблявший город. (См. о Никите Затворнике в рукописных печерских патериках; также Пол. соб. р. лет. 1, 109; 11, 3, 122, 179, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

§ 186. Лавсаик. Он принадлежит Палладию, Епископу Еленопольскому, другу и жизнеописателю Святого Иоанна Златоуста , мужу просвещённому и писателю с большим вкусом. Пастырь Еленопольский, путешествовав по разным пустыням, посещал монастыри и скиты, любил беседовать со святыми подвижниками своего времени о духовных предметах, весьма много слышал благочестивых повестей и рассуждений от старцев, быль свидетелем весьма многих подвигов, и сам был ревностнейшим подвижником. Из бесед, рассуждений, записок о деяниях святых людей составился его «Лавсаик» или Lausiaca historia, – книга весьма приятная и назидательная; но она не напечатана и едва ли когда была переведена. Впрочем, в Христианском Чтении помещено несколько статей из Лавсаика. § 187. Патерики. Их есть несколько, например, Патерик Печерский, Патерик Алфавитный, Патерик Скитский. Печерский содержит в себе жизнеописания святых угодников Божиих, кои подвизались в нашем отечестве и коих нетленные мощи почивают в пещерах Киевской лавры. Издатели Печерского Патерика говорят о его назидательности 67 , между прочим, следующее: «Стефан и Никон научат тя в книзе сей, читателю православный, терпению в напастях, Ефрем научит ревности к святым местам, Исаия умножению веры, Дамиан и Прохор, Марко и Пимен научат посту, Иеремия неисхождению из монастыря, Матфей неисхождению из Церкви, Исаакий и Никита покаянию по искушении, Лаврентий ревности к затворничеству, Алипий подвигу к рукоделию, Агапит служению больным, Григорий обращению к покаянию, и проч. § 188. Патерик алфавитный содержит в себе краткие назидательные повести и изречения древних великих подвижников, и называется алфавитным, потому что имена самих подвижников, коим принадлежат сказания, или о коих предлагаются сказания, расположены в нём по алфавиту или по азбучному порядку например, о Авве Антонии, о Авве Арсении, о Авве Афанасии, Агафоне, Виссарионе, Геласии, Диоскоре, Епифании и т. д. В Скитском Патерике также собраны повести, изречения Отцов и целые поучения о разных добродетелях подвижнических, как то: о безмолвии, о воздержании, о целомудрии, о нестяжании, о терпении, о тайном делании Богу, о трезвенной и непрестанной молитве, о неосуждении, о послушании и проч. Обе сии книги не напечатаны; но они переведены на Славянский язык, и превосходная рукопись сего перевода есть в Библиотеке Киево-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Почему до тех пор, пока я вел безбожную жизнь, у меня дела шли нормально, с родными и друзьями отношения были хорошие и неприятности редко случались. А после крещения, регулярной исповеди и стремления оставить дурные привычки обстоятельства начали меняться к худшему и отношения со многими испортились? Не скорби, что некоторые из родных и близких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и, чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться. Бог терпел и нам велел. Надо ли православному христианину ставить перед собой задачу и стремиться к тому, чтобы получить дар прозорливости и чудотворений, чтобы потом помогать людям? Это мысль вражеская. Цель христианина – победить свои худые привычки и угодить Богу через исполнение Его заповедей и делание добра с помощью Бога. Что делать в случае, если не хочется кому-либо подавать милостыню (отталкивающая внешность, настроение плохое, т. е. причина, не уважительная для отказа)? Подать, но немного, чтобы не было скупости. Многие говорят: не важно наружное благочестие – важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они? Оптинский старец Иосиф говорил, что без дерева и листьев, и плодов не будет – Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев.] . Св. отцы говорят, что сперва обязательно надо проходить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот впадает в искушения, подобные тому, что случилось со святителем Никитой Новгородским: подобно преподобному Исаакию Затворнику, он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали настоятель и братия не делать этого. И бесы поругались над ним. – Святитель Никита Новгородский, затворник Печерский, в начале своих монашеских трудов пожелал удалиться в затвор. Игумен предостерегал его от этого, напоминая о том, что как предшественник прп. Исаакий удалился в затвор и был прельщен бесами, явившимися в виде Христа и ангелов. Никита же уверял, что будет молиться, а Господь научит его различению духов, и поступил по-своему. Только молитвы братии впоследствии смогли вызволить его из плена прельстившего его врага. См. Киево-Печерский патерик.]

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо он знал наизусть Бытие, Исход, Левит, Числа, Судей, Царств и все пророчества по порядку, и хорошо знал все еврейские книги, евангельских же и апостольских святых книг, преданных нам благодатью, чтоб исправиться и утвердиться нам никогда не хотел видеть, или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с собой из Нового завета. Потому все понимали, что он прельщен врагом. Встревоженные тем, пришли к прельщенному преподобные отцы Никон игумен, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исаия, который был епископом Ростовским, Матфей прозорливый, Исаакий, затворник пещерный, Агапит врач, Григорий чудотворец , Николай, который был епископом Тмутараканским, Нестор летописец , Григорий, творец канонов, Феоктист, который был епископом Черниговским, Онисифор прозорливый. Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили молитву к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что он больше не видал его. Выведя его из пещеры, они просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета; он же клялся, что не читал никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова, потому что едва был обучен грамоте. Тогда, придя в себя молитвами преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его, и принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное житие, так что он превзошел всех добродетелью. Человеколюбивый же Господь, видя такое подвижничество блаженного и не презирая прежних его добродетелей, – к которым приучал он себя в юности, – принял его истинное покаяние. И, как принимая покаяние Петра, три раза отвергшегося от Него, сказал ему: « Паси агнцев Моих, паси овец Моих, паси избранных Моих» ( Ин. 21:15, 16 ), то же знамение благоприятного покаяния подал и блаженному этому Никите. За многую любовь к хранению всех заповедей Он сделал его пастырем словесного Своего стада, возведя на престол епископства Новгородского. И там, в уверение и ясное доказательство прощения святому того, бывшего раньше, падения – прославил его добродетельную жизнь дарами чудотворения. Однажды, во время бездождия, помолился он, и свел дождь с неба. Также он погасил пожар в городе, и творил много других чудес. И, упасши мудро словесную свою паству, преставился ко Господу. И так как искушен он был, как золото, оказался достоин венца вечной жизни. Да сподобимся его и мы, молитвами преподобного отца нашего Никиты, благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому со безначальным Его Отцом и со Пресвятым, благим и животворящим Духом – честь, хвала и слава подобает, ныне и присно и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Лаврентия затворника

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобные примеры легко найти среди тех, кто увлекается экстра-сенсорными или «вне-телесными» экпериментами, кто пережил близкую встречу с НЛО, и пр.; массовое самоубийство 1980 года в Джоунстауне – еще одно напоминание об опасностях религиозного поиска. В нашей православной литературе за 2000 лет описано немало поучительных случаев такого рода. Я приведу вам пример из жизни преподобного Никиты Киево-Печерского, жившего в России почти тысячу лет тому назад: «Увлекаемый ревностию, преподобный Никита просил игумена благословить его на подвиг в затворе. Игумен – был тогда игуменом преподобный Никон – возбранил ему, говоря: «сын мой! неполезно тебе, молодому, быть в праздности. Лучше жить с братиею; служа им, ты не погубишь мзды своей. Ты сам знаешь, как Исаакий пещерник был прельщен бесами в затворе; он погиб бы, если бы не особенная благодать Божия, за молитвы преподобных отцев наших Антония и Феодосия, не спасла его. Никита отвечал: «Я никак не прельщусь чем-нибудь подобным, но желаю крепко стать против бесовских козней, и молить человеколюбца Бога, чтоб Он и меня сподобил дара чудотворения, как Исаакия затворника, который и поныне совершает многия чудеса.» Игумен опять сказал: «Желание твое выше твоей силы; блюди, чтобы вознесшись, не ниспасть. Я, напротив того, повелеваю тебе служить братии, и ты получишь венец от Бога за твое послушание». Никита, увлекаемый сильнейшею ревностию к затворническому житию, нисколько не хотел внимать тому, что говорил ему игумен. Он исполнил задуманное: заключил себя в затворе, и пребывал в нем, молясь и никуда не выходя. По прошествии некоторого времени, в час молитвы, он услышал голос, который молился вместе с ним, и обонял необыкновенное благоухание. Обольстившись, он сказал сам себе: если бы это не был ангел, то он не молился бы со мною, и не было бы слышно обоняние Святаго Духа. Затем Никита стал прилежно молиться, говоря: «Господи! Явись мне Сам разумно, да вижу Тебя». Тогда был к нему глас: «Ты молод! не явлюсь к тебе, чтобы ты, вознесшись, не ниспал».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/k...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010