Затворничество прп. Павла Обнорского. Фрагмент иконы «Прп. Павел Обнорский, с житием». XVII в. (ВГИАХМЗ) Примеры З. известны с самого зарождения монашества на Руси (вероятно, не позднее 1037 - Смолич. С. 24) вплоть до XIX в. Очагами З. стали мон-ри. Известно ок. 40 святых, прославленных в чине преподобных затворников, не считая гораздо большего числа подвижников, не названных так, хотя и подвизавшихся в З. Примерно треть всех известных затворников относится к Киево-Печерскому мон-рю. Еще до основания обители прп. Антоний († 1073), вернувшись в Киев с Афона, избрал местом уединенного подвига пещеру на склоне холма, где затворился до тех пор, пока вокруг него не собралось много учеников. Устав прп. Феодосия († 1074), с введения к-рого начинается в полном смысле история Киево-Печерского мон-ря, был общежительным. Сам прп. Феодосий не поощрал чрезмерной аскезы, т. к. она не могла бы стать основой монастырской киновии, хотя и не отрицал высших степеней подвига (Там же. С. 31). Еще при жизни прп. Феодосия в затворе находился прп. Исаакий († ок. 1090). В Киево-Печерском мон-ре изначально сформировалось гармоничное сочетание общежития и пещерного З., выразителями к-рого стали преподобные Афанасий Затворник (2-я пол. XII в.), Иоанн Многострадальный († 1160), Авраамий Затворник (2-я треть XIII - нач. XIV в.), Иеремия Прозорливый († ок. 1070) и др. После того как была построена надземная часть мон-ря, пещеры стали использовать как место особенных подвигов, в т. ч. З. Оно носило разнообразные формы. В случае наиболее сурового затвора вход в пещеру подвижника замуровывался так, что оставалось лишь небольшое отверстие и прекращалось всякое общение с внешним миром. После смерти подвижника единственное окно в пещеру закладывалось, и затвор становился могилой. В др. случаях затвор мог быть временным или неоднократным (напр., прп. Исаакий Затворник). Реже затвор сочетался с духовнической деятельностью; в таком случае ищущие наставления или исцеления люди приходили к келье подвижника и общались с ним через маленькое отверстие в двери (напр., прп. Лаврентий Затворник (XII в.)).

http://pravenc.ru/text/182645.html

Бесы больше уже не осмеливались нападать на Исаакия, так как они потеряли всякую власть над ним. Когда они являлись к нему, то он насмешливо встречал их, говорил им, что не боится их, так как надеется на силу Господа Иисуса Христа и молитвы преподобных отцов Антония и Феодосия. При сем он обыкновенно знаменовал себя крестным знамением и прогонял их. Иногда бесы хотели навести на него страх, являлись к нему в большом количестве и говорили: «Разрушим твою пещеру и погребем тебя под развалинами». На сие преподобный Исаакий обыкновенно отвечал: — Если бы вы были людьми, то ходили бы днем, но вы сыны тьмы, посему и ходите во тьме. При сем он осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали. Иногда они хотели устрашить его другим способом. Они являлись ему в образе медведя или других хищных зверей, приползали ему в образе змей, мышей и других гадов; но, не будучи в состоянии что-нибудь сделать, говорили ему: — Победил ты нас, Исаакий! Он же отвечал им: — И вы некогда победили меня, явившись в образе Иисуса Христа и Его ангелов, не будучи достойны такого образа. Теперь же я вас побеждаю, ибо вы являетесь в своем подлинном виде — в образе зверей, скотов и гадов, каковы все вы и на самом деле... С тех пор бесы более уже не тревожили Исаакия, так что он уже свободно предаться подвигам благочестия. Последние годы своей жизни он вел жизнь самую суровую, усилил пост и воздержание, непрестанно горел духом своим, возносился всем своим существом к Богу. После своего выздоровления провел таким образом в пещере 20 лет. Но вот наступило время его блаженной кончины. Из пещеры Исаакия перенесли в монастырь; здесь на восьмой день своей болезни он и скончался. Это было в XII веке (около 1190 г.). Игумен с братией погребли его с честью в пещере, где покоились и другие святые отцы. Мощи Исаакия открыто почивают и по настоящее время в пещерах преподобного Антония. Так сей доблестный воин Христов, сперва побежденный диаволом, потом сам победил этого врага рода человеческого и получил царствие небесное.

http://pravicon.com/info-2583

Никто также не мог состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета: он его знал наизусть. Евангелие же и Апостол, эти святые книги, данные нам на наше утверждение и исправление, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и с другими не беседовал о них. И из этого все поняли, что прельщен он от врага. Не могли стерпеть этого преподобные отцы. Все они, эти богоносные отцы, пришли к прельщенному, помолились Богу и отогнали беса от затворника, и после того он не видел его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом Завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг. Из еврейских книг, которые прежде наизусть знал, теперь не ведал ни единого слова. Попросту сказать, ни одного слова не знал, так что блаженные отцы едва научили его грамоте. После этого предал себя Никита на воздержание и послушание, и чистое, смиренное житие, так что всех превзошел в добродетели и впоследствии был поставлен епископом в Новгороде, за премногую свою добродетель. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 82). 894. Самообольщение преподобного Исаакия Киево-Печерского и конечная его победа над бесами См. также: Демонские козни ; Самообольщение . Однажды, когда затворник Исаакий по обычаю сидел, потушив свечу, вдруг в пещере его засиял свет, как будто от солнца, и такой свет, что слепит человека. И пришли к нему два прекрасных юноши с лицами блестящими, как солнце, и сказали ему: “Исаакий! Мы ангелы, а вот идет к тебе Христос, пойди и поклонись ему.” Он же не понял бесовского наваждения, не додумался даже перекреститься, встал и поклонился, как Христу, бесовскому действию. Тогда бесы подняли радостный крик и сказали: “Ну, Исаакий, теперь ты уже наш!” Они ввели его в келию, посадили и сами сели с ним рядом. И вся келия наполнилась бесами. И сказал один бес, тот, что назвался Христом: “Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, Исаакий нам попляшет.” И ударили они в сопели, бубны и гусли и начали играть Исаакием. Наконец, измучив, оставили его еле живого и ушли, насмеявшись над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Антоний. Вероятно находя невозможным существование в открытой наружной пещере, которая зимой могла заноситься снегом и не держать в себе ни малейшего тепла, преп. Антоний углубился в землю. Этим достигалась некоторая защита от внешних стихий, но зато организм обрекался на крайне изнурительное существование среди вечной сырости, при отсутствии света и свежего воздуха. Таким путем самое проживание в подземных, нехарактерных для аскетической практики Востока, пещерах становилось подвигом. Пещерничество, как специальный подвиг, продолжалось и после Антония и Феодосия, когда монастырь был уже выстроен над землей, как это видно из примера преп. Василия и Феодора, поселившихся в так наз. Варяжской пещере. В рассказе Патерика пещерничество неоднократно является в соединении с другим родом подвижничества, позаимствованным с Востока, именно с затворничеством. Затворы были, судя по некоторым намекам летописи, и в других местах кроме Киева (Л. 1175 г.) и, по всей вероятности, помещались в надземных монастырских кельях, но в Печерском монастыре они находились в пещерах. Печерские затворники (Исаакий, Никита, Лаврентий, Иоанн), в неимоверном посте и самоумерщвлении проводили в земле не только годы, но даже десятки лет. В форме затвора было у нас и столпничество, как видно из биографии Кирилла епископа Туровского. Примером крайнего постнического подвига служит Прохор Лободник, который провел без хлеба всю свою жизнь; «не вкусил от хлеба, кроме просфоры, и никакого овоща и литья, но только лебеду и воду». Исаакий-Затворник, при вступлении в монастырь, придумал для истязания своей плоти следующую оригинальную одежду: облекся в колючую власяницу, а поверх ее в сырую шкуру, снятую с козла; обсохшая вокруг его тела шкура тесно прижала к нему власяницу, не давая ни секунды покоя. Тот же Исаакий принял на себя впоследствии и подвиг юродства. Таковы были внутренние аскетические подвиги... Монастыри по первоначальной своей задаче вовсе не имели в виду какого-нибудь служения человеческим обществам; они напротив старались как можно дальше убежать от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

К слову, отголоски древних жизнеописаний отчетливо прослеживаются в нашем Киево-Печерском патерике. Так, мы читаем, что многие Печерские преподобные прошли через падения, и как раз это состояние еще больше приблизило их к Богу, потому что таким образом они были явно исцелены от высокоумия. Ярчайшие примеры — Никита-затворник и Исаакий-затворник. Оба были заражены как раз этим грехом, то есть считали себя не такими, как другие. А дьявол не бьет в лоб, он всегда работает «под прикрытием». Понятно, что подвижники вряд ли допускали мысль, что они — избранники Божии, светочи по сравнению с прочей «приземленной греховной массой». Нет. Но все равно в них очень тонко действовал яд тщеславия и высокоумия. Это мое предположение подтверждается хотя бы тем, что, подвергнувшись искушению, они не отринули его. Благодать Божия их не защитила, и в своем подвиге затворничества они потерпели поражение. И Никита, затворник Печерский, который предсказывал будущее, толковал Писание, наставлял приходящих к нему людей, почувствовал себя на достаточной духовной высоте. И Исаакий, затворник Печерский, так же — хоть и не имел видимых проявлений, как у Никиты, но однако же когда дьявол предстал перед ним в образе Христа со ангелы, посчитал себя достойным явления Господа и поклонился дьяволу, как Христу. Мы знаем, как жестоко с ним обошлись демоны: принудили его к плясанию и пляской заморили до полусмерти — так, что братия Киево-Печерской лавры еле-еле его выходили. Все это подробно описано в Печерском патерике. В житии, например, преподобного Сергия Радонежского уже меньше встречается подобных вещей, хотя несомненно, что он тоже прошел через испытания. И многие другие жития святых второго тысячелетия повествуют преимущественно о взлетах. Почему еще полезно читать жизнеописания древних, и особенно египетских монахов? Потому что все эти книги — что «Луг духовный», что «Лавсаик», что многие патерики — написаны современниками, очевидцами. Их составляли очень и очень трезво, упоминая обо всем, что случалось, совершенно не приукрашая, без цели завуалировать какие-то, может быть, неприглядные стороны или грехопадения тогдашних отцов. Это было необходимо, чтобы показать, как подвижники, победив дьявола и преодолев себя, становились святыми. И как другие братия при тех же условиях и в тех же монастырях погибали, поработившись греху.

http://pravmir.ru/dat-mesto-dejstvovat-b...

Тюря – крошеный хлеб в квасе или в воде с солью. Толокно – толченая, не молотая мука, употребляемая в пищу с водой, маслом и т. п. Вернуться 78 Преподобный Алексий, человек Божий (ум. ок. 411) – отказавшись от богатства и ведя праведную жизнь, много лет прожил как слуга в доме своих богатых родителей. Вернуться 79 Преподобный Иоанн Кущник (V b.) – сын богатого сенатора, юношей ушел в монастырь. Вернувшись к родителям в лохмотьях нищего, жил в хижине-куще возле дома и открылся им только перед смертью. Вернуться 80 Преподобный Симеон Столпник (356–459) – великий подвижник, аскет, более 40 лет простоял на столпе в несколько метров высотой, пребывая в постоянной молитве, без возможности прилечь, перенося дождь, зной и стужу. Вернуться 81 Преподобный Матфей Печерский, Прозорливый (ум. ок. 1088) – инок Киево-Печерского монастыря, имел особенный дар видеть бесов и их козни против людей. Вернуться 82 Преподобный Марк Печерский, гробокопатель (XI–XII bb.) – выполнял послушание могильщика в Киево-Печерской обители. Вернуться 83 Исаакий Затворник – первый русский юродивый. Бесы заставили Исаакия плясать с ними и повергли его в болезнь. Победив бесов и оправившись, Исаакий принял подвиг юродства: не желая славы от людей, с радостью терпел ради Христа побои, наготу и холод. Вернуться 88 В рассказе описывается последний день земной жизни святителя Димитрия Ростовского (1651–1709). Вернуться 90 Преподобный Иоанн Сезеновский (1791–1839) – ради Христа юродивый, блаженный, затворник, проживший в затворе 22 года, имевший дар прозорливости. Бунин также пишет о нем в дневнике «Окаянные дни»: «Был же Иоанн ростом высок и сутуловат, лицом смугл, со сквозной бородой, с длинными и редкими черными волосами. Сочинял простодушно-нежные стихи:   Где пришел ecu, молитву сотворяй, Без нее дверей не отворяй, Аще не видишь в дверях ключа, Воротись, друг мой, скорей, не стуча…»   99 Мякина – плевелы, части колосьев, листьев, стеблей, неполновесные зерна, получаемые в качестве отхода при обмолоте зерна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Таким образом он спас брата» . Тяжкому искушению подверглись по причине рановременного вступления в затвор наши соотечественники, преподобные Исаакий и Никита Печерские. Заметно из жизнеописания преподобного Исаакия, современника преподобных Антония и Феодосия, что он вступил в затвор по собственному произволу. Он проходил усиленнейший телесный подвиг; стремление к подвигу, еще более усиленному, внушило ему заключиться в одной из теснейших пещер Киево-Печерского монастыря. Пищею его была просфора, а питием вода, и эту скуднейшую пищу он принимал чрез день. При таком усиленном телесном подвиге и при недостатке опытных сведений о подвиге и борьбе душевных, невозможно не дать некоторой цены и подвигу своему и себе. На внутреннем настроении подвижника обыкновенно основывается искушение, наносимое ему бесами. «Если человек, — говорит преподобный Макарий Египетский, — сам собою не даст повода сатане подчинить его своему влиянию, то сатана никак не может возобладать им насильно» Бесы предстали Исаакию в виде светлых ангелов; один из них сиял более других; бесы назвали его Христом и требовали поклонения ему от подвижника. Подвижник поклонением, подобающим единому Богу и возданным диаволу, подчинил себя бесам, которые измучили его насильственным телодвижением (плясанием) до полусмерти. Преподобный Антоний, прислуживавший затворнику, пришел к нему с обычною пищею, но, увидев, что затворник не подает никакого голоса, и поняв, что с ним случилось что-нибудь особенное, разломал с помощию других монахов вход, наглухо заложенный, в пещеру Исаакия. Его вынесли, как мертвого, и положили пред пещерою; заметив же, что он еще жив, снесли в келлию на постель. Преподобные Антоний и Феодосий, один вслед за другим, ходили за ним. Исаакий от искушения расслабел умом и телом: не мог ни стоять, ни сидеть, ни, лежа, поворотиться со стороны на сторону; он лежал в течение двух лет неподвижно, нем и глух. На третий год он проговорил, и просил, чтоб его подняли и поставили на ноги. Потом начал учиться ходить, как дитя; но не выражал никакого желания, ниже мысли посетить церковь; к этому едва и насильно принудили его; он начал мало-помалу ходить в храм Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1943...

выступили в поход против вторгнувшихся половцев и решили дать сражение на Альте. Когда они пришли за благословением к Пр. Антонию, он со слезами предсказал им поражение, а полководцу Шимону-Симону невредимость в бою и обстоятельства, имевшия последовать долго после битвы. В 1068 году мирное уединение святого было снова возмущено житейской бурею. Изяслав, изгнанный из Киева кн. Всеславом Брячиславовичем полоцким, возвратился в Киев и начал гневаться на Антония, думая, что тот благоприятствовал Всеславу. Тогда кн. Святослав черниговский прислал ночью за преподобным и взял его в Чернигов. Там Пр. Антонию понравились Болдины горы; он выкопал пещеру и пребывал в уединении. Точно неизвестно время его возвращения в Печерскую обитель. Скончался он в ней в 1073 г. в той пещере, в которую удалился до отбытия в Чернигов. Уединенной затворнической жизни Пр. Антония следовали при нем и после него многие. Летописи показывают таких подвижников даже в 1154 и в 1174 годах. Известны прославленные подвижники уединения: Исаакий, Никита, Лаврентий, Иоанн и Пимен, многострадальные: Иоанн и Афанасий. Два первые показали своим примером трудности подвижничества уединения, и как благодать Божия укрепляет немощь человеческую. Пр. Исаакий провел семь лет в пещере в подвиге и борьбе с бесами и однажды подвергся такому сильному бесовскому искушению – бесы, принявшие вид ангелов, побудили его поклониться им и потом обрушились на него. Он дошел до потери сознания и телесных сил. Потребовались многие годы, чтобы святой оправился от болезни. Выздоровев, он потом ушел опять в затвор, где и подвизался до кончины в 1090 г. «Был», пишет Поликарп, «во дни Пр. Никона один брат, именем Никита, пожелавший быть славимым от людей; избрав дело великое не Бога ради, он просил у старца дозволения взойти в затвор. Игумен возбранял ему и говорил: чадо! ты молод, а посему не полезно для тебя сидеть праздным: лучше тебе среди братии трудиться, и не потеряешь мзды своей; ты самовидец брата нашего св. Исаакие печерского, как прельщен он был, если бы не великая благодать Божия спасла его, – того Исаакие, который и ныне творит многия чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вопросы мастерам о церковном искусстве: Что такое житийная икона и как ее читать? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – февраль 2015. – С.80. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).   Что такое левкас? Отвечает Александр Лавданский , иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»//Фома. - – февраль 2015. – С.80. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама: С.81. [Новая книга Владимира Легойды : « Человек в шкуре дракона »]. Виталий Каплан. Ярославский эксперимент. Разговор о том, как вернуть себе Родину . Беседа с Виталием Горошниковым , руководителем проекта по созданию 30-ти томной книжной серии «Библиотека ярославской семьи». Фото Сергея Суткового, http://photos.erlizz.com и Николая Сапронова//Фома. - – февраль 2015. – С.82-85. – (раздел « Культура »). Имеется информационная справка « О проекте «Библиотека Ярославской семьи » (С.85). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Максим Калинин. Колокольный завет. Подборка стихотворений («Спасо-Преображенский собор в Рыбинске»/«Пронзительной звонницы стан…»/; «На земле не отыщется сила...»; «Не уродились звезды в эту ночь…»; Из «Сонетов о русских святых»: «Преподобный Максим Грек»/«Благослови отеческою дланью…»/и «Преподобный Исаакий, затворник Печерский, в Ближних пещерах почивающий»/«Сидит Исаакий, сумраком стеснен…»/; «Продрался ветер сквозь чертополох…»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунки Наталии Романенко//Фома. - – февраль 2015. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Обзоры:          Что читать: Представлены и отрецензированы издания: 10 храмов Москвы, хранящих чудотворные святыни . – М.: Редакция газеты «Вечерняя Москва», 2013. – 320 с.: ил. – (Православная традиция)/Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – февраль 2015. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-142-...

В это именно время протекала подвижническая жизнь преп. Серафима Саровского . Прохор Мошнин, происходивший из купеческой семьи, родился в Курске 19 июля 1759 г. В 1778 г. пришел он в Саровскую пустынь, направленный туда киево-печерским затворником Досифеем. Местность, где расположен Саров, была издавна населена народом финского племени, мордвою, до нашествия татар платившей дань рязанским и Владимирским князьям. В 1298 г. татары покорили это место под предводительством ширинского князя Бахмета. Вероятно тогда на месте нынешнего монастыря был построен, между речками Сатисою и Саровою, татарский город Сараклыч. В 1389 г. хан Бехан, теснимый местным населением после Куликовской битвы, удалился за р. Мокшу. Город пришел в запустение и зарос лесом. Триста лет пустовало это место. В 1664 г. пришел туда пензенский инок Феодосий, поставивший келью на валу бывшего города и подвизавшийся там. Он рассказывал жителям ближайшего селения, что по ночам видел необычайный с небес свет, освещавший всю гору. Иногда сходил огненный луч, иногда слышался громкий благовест. Он утверждался в мысли, что месту этому суждена великая будущность. Последние годы жизни жил он в Пензе. После там подвизался старец Герасим, также бывший свидетелем разных знамений. Он окончил жизнь свою строителем Краснослободского мон. Иногда и жители на этом месте слышали при ясной погоде гром и колокольный трезвон. В 1670 г. у причетника с. Красного, Арзамасского у., Феодора Стефанова, родился сын Иоанн. Его благочестивый отец окончил жизнь иноком. Иван с юных лет прилежал к церкви и рано помышлял о монашестве. В 1689 г. он пострижен был в Введенском Арзамасском мон. с именем Исаакие. Ища уединения, он, с благословения настоятеля и духовника, поселился с иноком Санаксарского мон. Филаретом, на «Старом городище» в Сарове, откуда ненадолго уходил, вернувшись иеромонахом. С 1692 г. он подвизался один, ведя тяжкую борьбу со врагом спасения. Боролся он с расколом, обратив 60 человек из скита Филарета. Позднее он был избран настоятелем Введенского Арзамасского мон., но не оставлял своим попечением Саров, где подвизался его постриженник Ириней. После смерти последнего в 1703 г. Исаакий вскоре вернулся в Саров и начал строить церковь и 16 июня 1706 г. создаваемая пустынь украсилась храмом. В 1711 г. Исаакий назначен был строителем обители и выстроил еще две церкви. Позднее он принял схиму с именем Иоанна. Часто уединялся он в пещеры. В 1734 г. по ложному доносу Саровские иноки были заподозрены в государственной измене. Настоятель иеросхимонах Иоанн был увезен в кандалах в Петербург. В заточении он скончался в 1737 г. и погребен был при Преображенской церкви, что в Колтовской, в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010