Так, и Исаакий, «…приходя на заутреню раньше всех, стоял твердо и неподвижно. Когда же наступала зима и морозы лютые, стоял в башмаках с протоптанными подошвами, так, что примерзали ноги его к камню, и не двигал ногами, пока не отпоют заутреню. И после шел в поварню и приготовлял огонь, воду, дрова…» . Первые юродивые появились ещё в Византии, но по-настоящему раскрылся и расцвёл этот вид святости на Руси, где юродивых особенно любили. Такой человек мог говорить всё что угодно даже Царю. Именно Исаакию Торопецкому выпало стать первым русским юродивым Именно Исаакию Торопецкому выпало стать первым русским юродивым! Описывая чудесные случаи, происходившие с Исаакием, Нестор Летописец свидетельствует: «Иному я сам был очевидцем» . Об отношении Нестора к Исаакию говорит тот факт, что в «Повести временных лет» Исаакию Торопецкому отведено 4 главы, в то время как многие, даже Великие князья, удостоились лишь пары строчек! Погребение Исакия игуменом Иоанном и братией. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века Преподобный, затворник, юродивый – столько видов святости смог понести Исаакий. За смирение и подвиги Господь наделил своего избранника особыми дарами: в акафисте святой Исаакий не просто так назван «скорым помощником и преславным чудотворцем» . По молитве к Исаакию Торопецкому разрешались сложные жизненные обстоятельства, подавалось просимое, приходила неожиданная помощь В 2015-м году в посёлке Старая Торопа (близ Торопца) был освящён храм в честь Преподобного Исаакия, затворника Печерского. Прихожане поведают немало случаев, когда по молитве к Исаакию Торопецкому разрешались сложные жизненные обстоятельства, подавалось просимое, приходила неожиданная помощь. По свидетельству человека, пережившего критическую ситуацию, когда была спасена человеческая жизнь: «помощь пришла совершенно неожиданным образом, сразу после горячей просьбы: Святой Исаакий, помоги!» Храм в честь Преподобного Исаакия, затворника Печерского в посёлке Старая Торопа В Старой Торопе, в храмовой иконе, находится частица мощей святого.

http://pravoslavie.ru/158855.html

Блеск придворной жизни возбудил в нем отвращение от мирской славы и богатства, и он постригся в одном из монастырей столицы Константинополя. Но скоро удалился из шумной столицы в Вифинию, на гору Оксию и, живя затворником, удостоился дара чудотворения и прозорливости. Однажды пришли к нему два человека, православный и еретик. Первого он принял с любовью, с последним не стал и говорить. Еретик обиделся и начал порицать праведника, но был наказан жестокой болезнью. Когда же раскаялся и пришел к преподобному просить прощения, то был прощен и исцелен. Св. Авксентий узнал и сказал братии о смерти св. Симеона Столпника (память 1 сентября). Присутствовал на 4 Вселенском Соборе. Скончался в глубокой старости, около 470 года. Преподобный Исаакий, печерский затворник, был сначала богатым купцом торопецким. Сознав тщету мира, он раздал богатство свое бедным и поступил в Киево-Печерскую обитель к св. Антонию, где начал строго подвизаться: носил власяницу, в пищу употреблял просфору и воду, и то через день. То и другое подавали ему в маленькое оконце. Здесь св. Исаакий однажды подвергся искушению. Вдруг озарил его землянку яркий свет, явились два юноши с блестящими лицами и сказали: «Исаакий, мы ангелы; вот идет к тебе Христос, поклонись Ему». Исаакий не понял искушения, не оградил себя крестным знамением и поклонился до земли. Это было бесовское искушение. Тогда явилось множество бесов, и они, завопив: «Наш, наш ты, Исаакий!» начали играть на разных инструментах, а Исаакия заставили плясать, и он до того утомился, что упал на землю точно мертвый. Два года после того преподобный лежал в расслаблении, был глухим и немым. Наконец, поправился и начал вести опять строгую жизнь, но в пещеру пошел не вдруг. Носил власяницу, в сильные морозы ходил в дырявых башмаках, так что ноги его примерзали к каменному полу в храме, но он не двигался и стоял до окончания службы. Скончался в 1090 году. Мощи его открыто почивают в Антониевой пещере. Часть мощей перенесена в г. Торопец, в Благовещенскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Исаакий! Мы — ангелы, а вот грядет к тебе Христос с небесными силами. Поднявшись, Исаакий увидел множество бесов; лица их светились как солнце; один же среди них сиял более всех, и от лица его исходили лучи; тогда бесы сказали Исаакию:Исаакий! Вот — Христос; пади перед Ним, и поклонись Ему. Не поняв бесовской хитрости и забыв ознаменовать себя крестным знамением, преподобный поклонился тому бесу, как бы Христу. Тотчас же бесы подняли великий крик, возглашая: — Исаакий — ты наш теперь! Посадив его, они сами сели вокруг него; вся келия и пещерная улица около той келии наполнилась бесами (пещерные улицы в Киево-Печерской Лавре — это проходы, вырытые в горе, наподобие коридоров, в которые открывались пещерки, кельи затворников. — Схиархим. А.). Тогда один из бесов, мнимый Христос, сказал: — Возьмите сопели, гусли и тимпаны и играйте на них, а Исаакий пусть пляшет перед нами. Тотчас бесы стали ударять в сопели, тимпаны и гусли; схватив Исаакия, они стали скакать с ним и плясать в течение долгого времени; утомив преподобного, и оставив его едва живым и таким образом надругавшись над ним, бесы исчезли» . В этом состоянии Исаакия обнаружил преподобный Антоний и стал его выхаживать, причем тот совершенно лишился рассудка, ничего не понимал и не мог двигаться. И только спустя долгое время — конечно, по молитвам отцов и благодаря уходу сначала преподобного Антония, потом преподобного Феодосия — Исаакий пришел в себя и вновь вступил в брань с диаволом, но уже не через уединение, а через безропотное, беспрекословное послушание — и на этот раз победил, стяжал благодать Божию, милость Божию и даже стал чудотворцем. Мы читаем это не для того, чтобы порицать преподобного Исаакия, а для того, чтобы показать, что бывают ложные видения, и потому нужно быть, как я уже сказал, очень осторожными. Мы должны стремиться не к видению воскресшего Христа, а к тому же богопознанию, какое было у апостолов, стремиться, ничем себя не извиняя и не оправдывая. Пусть мы грешники, негодные и ничтожные люди, но и апостол Павел таковым искренно себя считал, называя себя недоноском, потому что гнал Церковь Божию.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Еще при преп. Антонии Печерском ушел в затвор преп. Исаакий (14 февраля). Сам преп. Антоний подавал ему через день одну просфору, которая и была единственным пропитанием затворника. Семь лет провел Исаакий в непрестанной слезной молитве Богу. Однажды явились ему два юноши с светлыми лицами и, назвав себя Ангелами, сказали: «Вот идет к тебе Христос, поклонись Ему». Исаакий поклонился, не сделав крестного знамения, и в тот же миг он увидел, что пещера наполнилась бесами, которые играли на музыкальных инструментах и заставляли его плясать до того, что он упал на землю едва живой. Игумен Феодосий с братиею вынесли Исаакия из пещеры. Он был глух и нем, не мог даже сидеть и в полном расслаблении два года лежал в постели, не имея сил повернуться. Поправившись, преп. Исаакий не пошел в затвор, а стал вести строгую подвижническую жизнь в монастыре. Перед кончиной, однако, он опять ушел в свою пещеру, и снова страшные видения бесов не давали ему покоя, но теперь он прогонял их с успехом крестным знамением и молитвою. По примеру преп. Исаакия в монастыре Киево Печерском подвизались в затворе многие подвижники. Преп. Афанасий (2 декабря) безвыходно пробыл в пещере двенадцать лет. Он плакал о своих грехах день и ночь; хлеба и воды, которые ему подавались через оконце, вкушал очень мало и во все время пребывания своего в пещере не говорил ни с кем. Преп. Софроний (28 августа), живя в затворе, каждый день прочитывал Псалтирь; на теле своем носил власяницу и железный пояс. – В тех же киевских пещерах подвизались: преподобные Аммон, Мардарий, Руф, Пиор, Дионисий (28 августа), Лаврентий (29 января), Никита (31 января) и др. Преп. Никита получил дар предсказания. Но им овладел дух гордости: он перестал молиться и стал изучать Св. Писание, чтобы сделаться учительным, но читал только Ветхий Завет , а Нового не хотел и видеть; братия поняли из этого, что Никита прельщен, и с трудом возвратили его на правый путь смирения. В позднейшее время, в конце XVI и начале XVII вв., в Ростовском Борисоглебском монастыре прославился затворник Иринарх (13 января).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В его игуменство Великая церковь лаврская была украшена иконами, написанными греческими мастерами из Константинополя по повелению явившейся им Пресвятой Богородицы. Прп. Никон скончался в 1088 г. и был погребен в своей пещере. •  Где принял пострижение и был рукоположен в иерея прп. Никон — неизвестно.  •  Чтобы отвести гнев князя Изяслава от Печерской лавры, он уходит в Тмутаракань (совр. Тамань), на берег Азовского моря. По свидетельству прп. Нестора (память его 27 окт.), «место это благодатию Божиею процвело: великий Никон основал здесь церковь Пресвятой Богородицы и составился здесь монастырь».  •  По возвращении в Киев преподобный стал четвертым игуменом Киево-Печерской лавры — после преставления прут. Антония и Феодосия и ухода на святительское служение на Волынскую кафедру прп. Стефана. Святитель Иоанн, митрополит Киевский (+ 1089) Память его празднуется 31 авг. в день преставления Святитель Иоанн стал митрополитом Киевским в 1080 г. По словам прп. Нестора Летописца, который его знал, он был «муж, сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому богатому и бедному, смиренный и кроткий...» Скончался он во второй половине XI в. Из его сочинений известны: «Послание митрополита Иоанна к Клименту, Папе старого Рима» и «Церковное правило», то есть объяснение правил Вселенской Церкви в применении их к Церкви Русской. Преподобный Исаакий, затворник Печерский (+ ок. 1090) Память его празднуется 14 февр. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Исаакий был родом из торопецкихкупцов. В Печерский монастырь он поступил при прп. Антонии (память его 10 июля). Под власяницу свою он надел сырую кожу только что убитого козла, так что она высохла на нем. Потом, вопреки своему наставнику прп. Антонию, он затворился в пещеру размером в 4 локтя, спал мало, и то сидя, а питался лишь просфорой и водой. Подавал их ему через малое оконце сам прп. Антоний, который не переставал следить за ним. Здесь Исаакий подвергся страшному искушению. Однажды пещера его осветилась и наполнилась бесами в виде лучезарных ангелов, и неопытный затворник, приняв одного из них за Христа, поклонился ему. Тогда бесы схватили его, заставили его плясать с ними и к утру исчезли, оставив без памяти, едва живым. Наутро пришел прп. Антоний; не получая ответа, он велел раскопать пещеру и перенести Исаакия в монастырь. Три года проболел прп. Исаакий: сначала лежал он без движения, лишенный языка, не мог ни есть ни пить. Прпп. Антоний и Феодосий ухаживали за ним, как за малым ребенком. На третий год он стал понемногу ходить и говорить. В церковь его сначала приводили, потом он стал ходить сам. Придя в себя, он понял свою ошибку и ради смирения и научения обрек себя на служение братии в поварне, стал носить самую худую власяницу и столь рваную обувь, что ноги его примерзали в церкви к полу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Если какой брат впадал в прегрешенье, его утешали и положенную на него епитимию разделяли между собою трое или четверо по великой любви – такова была любовь в братии той, таково воздержанье! Если иной брат выходил из монастыря, все братия о нем скорбели, посылали к нему, призывали его снова в обитель и, когда возвращался, умоляли игумена принять его и принимали с великою радостию” 1224 . Из числа этих братий остались известными по именам: Исаия, впоследствии епископ Ростовский, Стефан, впоследствии епископ Владимирский, Никон, приходивший на время из Тмутаракани, которого Нестор постоянно называет великим, без сомнения, за особенную святость жизни, Иеремия, помнивший Крещение земли Русской и имевший от Бога дар предвидеть будущее и прозревать в тайны сердца, Матфий прозорливец, удостоившийся разнообразных видений, Дамиан пресвитер, великий постник, который до самой смерти своей не вкушал ничего, кроме хлеба и воды, ночи проводил без сна в прилежном чтении книг и молитве и отличался необыкновенною кротостию 1225 . Из других затворников, начавших свои подвиги еще при Антонии и Феодосии, известны только двое: Исаакий и Агапит, которые, впрочем, не постоянно пребывали в затворе. Исаакий прежде был богатый торопецкий купец, потом, раздав все имущество свое на монастыри и нищим, пришел к преподобному Антонию, принял от него пострижение и затворился в малой пещере, простиравшейся едва на четыре локтя. Семь лет провел он в ней безысходно, подвизаясь в посте, бдении и молитве, вкушал только просфору, которую через день приносил ему великий Антоний и подавал сквозь малое оконце. Наконец, в одну ночь Исаакий подвергся страшному искушению от бесов: наутро преподобные Антоний и Феодосии нашли его едва живым и совершенно расслабленным и вынесли из пещеры. Сначала прислуживал больному сам преподобный Антоний; затем, когда он удалился в Чернигов, преподобный Феодосии перенес Исаакия в собственную келью и ходил за ним более двух лет. Мало-помалу выздоровев, Исаакий не пошел прямо в свой затвор, а долго оставался в монастыре между братиею, трудился в поварне и скрывал свои высокие подвиги под видом юродства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Скачать epub pdf Житие преподобного Исаакия, затворника Печерского Память 14 февраля Человеку не возможно избежать искушений; если искуситель дерзнул приступить в пустыне к Самому Господу ( Мф.4:3 ), то тем более дерзает он искушать раба Господня; но подобно тому, как золото, очищенное огнем, светится перед людьми как солнце, так и человек, искушенный напастями врага, преданного вечному огню, просветится пред Богом своими добрыми делами, как яркое дневное светило. Сия истина ясно сказалась на преподобном отце нашем Исаакии, затворнике Печерском. Сей преподобный отец в миру был богатым купцом Торопецким 1383 ; задумав стать иноком, он раздал все свое имение нуждающимся и монастырям, пришел в пещеру к преподобному Антонию и просил его принять его в число иноков. Преподобный Антоний, предвидя, что сей муж будет подобно Ангелам подвизаться в добродетелях и сам уподобится Ангелам, исполнил его желание. Сделавшись иноком, преподобный Исаакий возлюбил суровую жизнь: он не только надел на себя власяницу, но велел еще купить себе козла и снять с него кожу; из этой кожи, еще сырой и мокрой, он сделал себе одеяние и носил его сверх власяницы, так что кожа та высыхала на его теле. Тогда же Исаакий затворился в одной тесной пещере, которая была размером всего около четырех локтей 1384 , и там молился Богу со слезами; пищей ему служила одна лишь просфора, но и ту он вкушал через день; жажду он утолял водой, и то лишь в небольшом количестве. И пищу и питье приносил ему преподобный Антоний и подавал чрез столь узкое оконце, что в нем могла поместиться одна только рука; кроме того, преподобный Исаакий никогда не ложился на одр, но сидя подкреплял себя кратковременным сном. Так, среди великих подвигов, он пробыл семь лет, не выходя из своей тесной келлии. Однажды, при наступлении вечера, он по своему обычаю начал творить коленопреклонения, воспевая псалмы до полуночи; когда же он утомился, то, погасив свечу, сел на месте своем. Внезапно пещеру озарил великий свет, яркий как солнечный, и к преподобному подошли два беса, в образе прекрасных юношей; лица их светились как солнце; они сказали святому:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вскоре после преставления блаженного Симеона Столпника приблизилась и блаженная кончина святого Авксентия, который уже достиг преклонной старости; тогда с миром отошел ко Господу и сей угодник Божий, который вёл благочестивую и богоугодную жизнь, своим благословением устроил по разным местам много монастырей, был начальником духовным всей Вифинийской области и многих наставил на путь спасения [ 7 ].   Тропарь, глас 1: Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси богоносе отче наш Авксентие, постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и душы верою притекающих ти. Слава давшему тебе крепость: слава венчавшему тя: слава действующему тобою всем исцеления. Житие преподобного Исаакия, затворника Печерского Человеку не возможно избежать искушений; если искуситель дерзнул приступить в пустыне к Самому Господу (Мф.4:3), то тем более дерзает он искушать раба Господня; но подобно тому, как золото, очищенное огнем, светится перед людьми как солнце, так и человек, искушенный напастями врага, преданного вечному огню, просветится пред Богом своими добрыми делами, как яркое дневное светило. Сия истина ясно сказалась на преподобном отце нашем Исаакии, затворнике Печерском. Сей преподобный отец в миру был богатым купцом Торопецким [ 1 ]; задумав стать иноком, он роздал все свое имение нуждающимся и монастырям, пришел в пещеру к преподобному Антонию [ 2 ], и просил его принять его в число иноков. Преподобный Антоний, предвидя, что сей муж будет подобно Ангелам подвизаться в добродетелях и сам уподобится Ангелам, исполнил его желание. Сделавшись иноком, преподобный Исаакий возлюбил суровую жизнь: он не только надел на себя власяницу, но велел еще купить себе козла и снять с него кожу; из этой кожи, еще сырой и мокрой, он сделал себе одеяние и носил его сверх власяницы, так что кожа та высыхала на его теле. Тогда же Исаакий затворился в одной тесной пещере, которая была размером всего около четырех локтей [ 3 ], и там молился Богу со слезами; пищей ему служила одна лишь просфора, но и ту он вкушал через день; жажду он утолял водой, и то лишь в небольшом количестве. И пищу и питье приносил ему преподобный Антоний и подавал чрез столь узкое оконце, что в нем могла поместиться одна только рука; кроме того, преподобный Исаакий никогда не ложился на одр, но сидя, подкреплял себя кратковременным сном. Так, среди великих подвигов, он пробыл семь лет, не выходя из своей тесной келлии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

К слову, отголоски древних жизнеописаний отчётливо прослеживаются в нашем Киево-Печерском патерике. Так, мы читаем, что многие Печерские преподобные прошли через падения, и как раз это состояние ещё больше приблизило их к Богу, потому что таким образом они были явно исцелены от высокоумия. Ярчайшие примеры — Никита-затворник и Исаакий-затворник. Оба были заражены как раз этим грехом, то есть считали себя не такими, как другие. А дьявол не бьёт в лоб, он всегда работает «под прикрытием». Понятно, что подвижники вряд ли допускали мысль, что они — избранники Божии, светочи по сравнению с прочей «приземлённой греховной массой». Нет. Но всё равно в них очень тонко действовал яд тщеславия и высокоумия. Это моё предположение подтверждается хотя бы тем, что, подвергнувшись искушению, они не отринули его. Благодать Божия их не защитила, и в своём подвиге затворничества они потерпели поражение. И Никита, затворник Печерский, который предсказывал будущее, толковал Писание, наставлял приходящих к нему людей, почувствовал себя на достаточной духовной высоте. И Исаакий, затворник Печерский, так же — хоть и не имел видимых проявлений, как у Никиты, но однако же когда дьявол предстал перед ним в образе Христа со ангелы, посчитал себя достойным явления Господа и поклонился дьяволу, как Христу. Мы знаем, как жестоко с ним обошлись демоны: принудили его к плясанию и пляской заморили до полусмерти — так, что братия Киево-Печерской лавры еле еле его выходили. Всё это подробно описано в Печерском патерике. В житии преподобного Сергия Радонежского уже меньше встречается подобных вещей, хотя несомненно, что он тоже прошёл через испытания. И многие другие жития святых второго тысячелетия повествуют преимущественно о взлётах. Почему ещё полезно читать жизнеописания древних, и особенно египетских монахов? Потому что все эти книги — что «Луг духовный», что «Лавсаик», что многие патерики — написаны современниками, очевидцами. Их составляли очень и очень трезво, упоминая обо всём, что случалось, совершенно не приукрашая, без цели завуалировать какие то, может быть, неприглядные стороны или грехопадения тогдашних отцов. Это было необходимо, чтобы показать, как подвижники, победив дьявола и преодолев себя, становились святыми. И о том, как другие братия при тех же условиях и в тех же монастырях погибали, поработившись греху.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/17/dat_me...

Вот, например, недавно открытая пещера одного киево-печерского затворника. Она имеет в длину пять аршин, в ширину четыре и в высоту два с половиною аршина. В стенах кельи три углубления: в среднем начертано острым орудием изображение святого, перед которым затворник молился, в правом углублении земляное сидение, в левом земляное же ложе, а над ним вбиты в стену гвозди для полки. И в эту пещеру от входа в гору, в которой она выкопана, ведет такой узкий проход, что на расстоянии четырех аршин по нему можно только проползти. В такой-то добровольной темнице затворник изнурял свое тело самым строгим и всегдашним постом, бдением, железными цепями и т. п.; постоянным занятием его была молитва, чтение Св. Писания и размышления, а труднейшим подвигом борьба со своими помыслами и видениями. Иногда страшные видения наполняли его пещеру: он видел дьявола в образе змея или чудовища, слышал голоса, повелевающие ему оставить затвор и грозящие разными муками; ужас смерти нападал тогда на подвижника. Всем этим страхам противопоставлял затворник молитву и крестное знамение и побеждал их; но бывало, что братия находила его без чувств и в полном изнеможении от тяжкой душевной борьбы. Приведем теперь несколько примеров затворничества: а) Еще при св. Антонии Печерском ушел в затвор препод. Исаакий (14 февр.). Сам пр. Антоний подавал ему через день одну просфору, которая и была единственным пропитанием затворника. Семь лет провел Исаакий в непрестанной слезной молитве Богу. б) По примеру пр. Исаакия в монастыре Киево-Печерском подвизались в затворе многие подвижники. Преп. Афанасий (2 декабря) безвыходно пробыл в пещере двенадцать лет. Он плакал о своих грехах день и ночь; хлеба и воды, которые ему подавались через оконце, вкушал очень мало и во все время пребывания своего в пещере не говорил ни с кем. в) Пр. Софроний (28 авг.), живя в затворе, каждый день прочитывал Псалтирь; на теле своем носил власяницу и железный пояс. д) В позднейшее время, в конце XVI и начале XVII в., в Ростовском Борисоглебском монастыре прославился затворник Иринарх (13 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010