В 1909 году был удостоен сана архимандрита . В 1910 году назначен председателем Комитета второго действующего в Финляндии братства преп. Сергия и Германа для объединения деятельности обоих братств. Большую часть времени проводил в путешествиях по Карелии , совершал богослужения и вел с народом беседы, посещал самые глухие деревни Карелии, открывал на средства братства, собранные своими трудами, несколько русских церковных школ, большинство которых имело собственные здания, руководил школьным делом, сам присутствовал на экзаменах, устраивал елки для детей; заботился об устроении и украшении храмов и часовен. В феврале 1913 году было учреждено Сердобольское викариатство , с поручением викарию попечения о православных карелах в трех смежных епархиях: Финляндской, Архангельской и Олонецкой. По представлению архиепископа Сергия на вновь открытую кафедру был назначен архимандрит Киприан. Хиротония его была совершена 10 марта 1913 года в Петербурге в Исаакиевском соборе множеством архипастырей, во главе с патриархом Антиохийским Григорием IV. С этого времени владыка Сергий, присутствуя в Св. Синоде, предоставил большую часть дел ведению своему викарию. Хотя преосвященный Киприан всегда отличался весьма слабым здоровьем, он никогда не берег и не рассчитывал своих сил. Иногда делал длинные переезды по ужасным дорогам на тряских карельских двухколесках. Часто предпринимал путешествие пешком. И незадолго до своей смерти вырабатывал план крестного хода в Повенецком уезде в общем на 318 верст. 21 апреля 1914 года преосвященный Киприан выехал в Санкт-Петербург . Здесь у него сделался сильный приступ, часто и раньше беспокоивший его, кишечной болезни, и на этот раз с такой ужасной болью, что больной сразу же начал приготовляться к смерти. 10 мая его свезли в Биржевую больницу. Освидетельствовавший его там лейб-хирург нашел положение его настолько опасным, что через два часа назначил операцию. Преосвященный пред операцией причастился Св. Таин и совершенно спокойно сделал, на случай смерти, некоторые распоряжения. Болезнь оказалась очень застарелой: в области слепой кишки обнаружились три больших нарыва. Надежд на выздоровление было очень мало. 20-го мая, утром, архиепископ Сергий совершил над болящим, по его желанию, св. таинство Елеосвящения . Больной лежал, держа в руке зажженную свечу и с глубоким вниманием и верой слушал молитвословия. И молитва веры возымела свое действие: болящему стало лучше. У близких появилась надежда на благоприятный исход. Но улучшение было только временное: больной медленно, но постепенно слабел.

http://drevo-info.ru/articles/5867.html

Мне интересно, как он из политруков стал " богословом " . Слетел орёл с дуба, ударился оземь и явился прекрасным молодцем? Или просто упал с дуба? 20. Ответ на 19., Lucia: Храповицкий, безусловно, то же самое бы делал, доживи он до войны.Если бы да кабы.Кстати,этим методом пользовались деятели Французской Мещанской революции, обвиняя короля в том, что он МОГ бы сделать.Успокойтесь, он БЫЛ ересиархом- и этого вполне достаточно.Впрочем, не для всех, конечно.Для некоторых главное, что он был антисоветчиком, а то, что он при этом проповедовал Крестоборческую ересь, искажая учение Церкви об Искуплении, для них это досадная (?) мелочь, на которую можно закрыть глаза.обожаю эти Ваши приемы Я догадывался, что Вы моя тайная фанатка, жаль, не могу дать свой автограф. 19. Ответ на 16., Русский Сталинист: Храповицкий, безусловно, то же самое бы делал, доживи он до войны.Если бы да кабы.Кстати,этим методом пользовались деятели Французской Мещанской революции, обвиняя короля в том, что он МОГ бы сделать.Успокойтесь, он БЫЛ ересиархом- и этого вполне достаточно.Впрочем, не для всех, конечно.Для некоторых главное, что он был антисоветчиком, а то, что он при этом проповедовал Крестоборческую ересь, искажая учение Церкви об Искуплении, для них это досадная (?) мелочь, на которую можно закрыть глаза. обожаю эти Ваши приемы. а НЕОТОРЫЕ стали такими склочными, что совсем утратили ясность мысли. 18. Ответ на 17., Лев Хоружник: Ты уж разберись, Хоружник, кто ты: русский или советский. Хотя бы для себя...Читай Декларацию 1927 года, там всё написано. Он же сектант из РИПЦ, либо из числа самых непримиримых зарубежников, отрицающий даже законность избрания святого Патриарха Тихона, а Вы ему тут про Декларацию 1927 года пишете, да для таких как он это всё " сергианство " , а Московская Патриархия- " Красная Патриархия " , созданная " сталинскими вертухаями " . 17. Ответ на 11., М.Яблоков: Ты уж разберись, Хоружник, кто ты: русский или советский. Хотя бы для себя... Читай Декларацию 1927 года, там всё написано.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

Но что переживаем, что думаем о Страшном Суде мы, хотя грешные, но верующие христиане? Скорбь о том, что приходится слышать и видеть, переси­ливает в нас страх пред Праведным Судией, и мы снова испытываем то нетер­пеливое желание дождаться Его пришествия, которым исполнены были древ­ние христиане. Ей, гряди, Господи Иисусе, посрами светом Твоей правды, об­нажи сердца и помышления развратителей народа и юношества. Пусть труба Твоего архангела пробудит уснувшую совесть общества, дабы оно воспользова­лось последними минутами земного бытия для покаяния в своем себялюбии, в своей гордыне, в своем разврате, бывших причинами его теперешнего помрачения. Такова наша первая молитва; но если Господь еще будет медлить Своим праведным Судом, то будем умножать свои молитвенные воздыхания о том, чтобы Он не попустил простому русскому народу заразиться общественным омрачением, чтобы народ продолжал ясно сознавать, кто его враги и кто его друзья, чтобы он всегда хранил свою преданность самодержавию как единствен­ной дружественной ему высшей власти, чтобы народ помнил, что в случае ее колебания он будет несчастнейший из народов, порабощенный уже не прежним суровым помещикам, но врагам всех священных ему и дорогих ему устоев его тысячелетней жизни, - врагам упорным и жестоким, которые начнут с того, что отнимут у него возможность изучать в школах закон Божий, а кончат тем, что будут разрушать святые храмы и извергать мощи угодников Божиих, собирая их в анатомические театры. Предвещания таких ужасных действий обнаруживались неоднократно на глазах у всех в последние годы нашей печальной действительности. Впрочем, конечно, прежде, чем они успели бы это сделать, сама Россия через какие-нибудь 25 лет после отмены самодержавия перестала бы существо­вать как целое государство, ибо, лишенная своей единственной нравственно объ­единяющей силы, она распалась бы на множество частей, начиная от окраины и почти до центра, и притом даже от руки таких народностей, о которых наши газетные писаки даже ничего и не знают, каковы, например, татары казанские, крымские и кавказские, так смело проявившие себя за последнее время. Такого распадения нетерпеливо желают наши западные враги, вдохновляющие мятеж­ников, чтобы затем подобно коршунам броситься на разъединенные пределы нашего Отечества, на враждующие его племена и обречь их на положение пора­бощенной Индии и других западноевропейских колоний.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

В Исаакиевском соборе монументальные фрески Бруни, такие как «Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя», «Видение пророка Иезекииля», соседствуют с творениями К.П. Брюллова (1799–1852), автора «Последнего дня Помпеи». Кисти Брюллова принадлежит, в частности, грандиозный купол собора (площадь купола составляет 816 кв. м). Творчество Бруни, Брюллова и других живописцев академического направления соответствует особенностям архитектуры петербургских храмов, построенных по западным образцам в стиле барокко или классицизма, но, как и сами эти храмы, знаменует собой полный отход от древних традиций. Деятельность художников-академистов на иконописном поприще представляла собой имплантацию западных светских эстетических стандартов на русскую религиозную почву. В академическом стиле в 1875–1883 годах была выполнена роспись храма Христа Спасителя. В этом грандиозном проекте под руководством Бруни участвовали ведущие члены Российской Академии художеств: В.П. Верещагин, Н.А. Кошелев, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский. Они писали маслом поверх известковой штукатурки. В центральном куполе собора художник Марков изобразил гигантского Саваофа (Бога Отца) с густыми поднятыми по краям усами, развевающимися седыми волосами и распростертыми руками. Перед лицом Саваофа, на уровне Его бороды, парит голубь, символизирующий Святого Духа; на коленях Саваофа восседает Младенец Христос. Под ногами Саваофа – три Херувима, как бы разлетающиеся в разные стороны. Как и другие композиции в росписи храма Христа Спасителя, «новозаветная Троица» в куполе храма является яркой иллюстрацией того радикального разрыва с иконописной традицией, который характерен для всей русской академической живописи. Оценивая «академический» период в истории русского иконописного искусства, В.М. Васнецов говорил: С XVIII века, под напором европейского просвещения, нарождается наше светское искусство – живопись и скульптура. Влияние европейского искусства отражается и на нашей иконописи, и, увы, не ко благу ее... В иконописи... европейское влияние не только не дало ничего выдающегося, но привело наше религиозное искусство к полному почти упадку, превратилось в формальное, безжизненное искусство, академически натуралистическое, с святыми – натурщиками и манекенами. Хотя некоторые – Лосенко, Боровиковский и другие – пытались создавать образа на итальянский манер, но, конечно, это была не иконопись в настоящем смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Я вспоминаю еще один рассказ архиепископа, который также иллюстрирует подобное миссионерское мировоззрение. Когда архиепископ Анастасий был архиепископом Восточной Африки, он часто служил в простых деревенских церквях с грязными стенами, жестяными крышами и бумажными иконами на грязных иконостасах. В начале 80-х он был приглашен на конференцию в Ленинграде, и на воскресную литургию, он служил в одном из прекрасных русских соборов, возможно, в Исаакиевском соборе. Он служил литургию, окруженный великолепием, и стал размышлять – где же Бог? Среди этого великолепия или в маленькой грязной часовенке в Африке? И когда настало время произнести проповедь, он задал этот вопрос: «Где же Бог – в грязных  часовенках в Африке с бумажными иконами или в этих величественных соборах России?» Когда он задал этот вопрос, переводчику было неловко его повторять, но о. Анастасий продолжил: «Когда я путешествовал по всему миру и служил в самых разных церковных структурах, я понял, что Бог есть там, где Евхаристия. Он есть и в грязных часовенках Африки, и в великолепных соборах России». ДОРОГА В ЭММАУС: Кроме того, эти соборы были построены благодаря любви и пожертвованиям тысяч людей, бедных и богатых, которые отдавали все самое дорогое, чтобы украсить дом Господень. О.ЛУКА: Да, и смысл в том, чтобы мы чувствовали себя непринужденно везде, понимая, что Христос действует всюду. Наша роль не судить, а свидетельствовать о Христе. Адаптация к новой культуре О.ЛУКА: Разные люди имеют разное мнение о том, в чем заключается смысл миссии. Некоторые считают ее романтическим путешествием, и это справедливо, ведь с миссией сопряжены волнения и риск, особенно в ее начальной стадии. Как только кто-то приходит в миссионерское поле и начинается повседневная жизнь, когда он пытается проповедовать Евангелие среди замкнутых и незаинтересованных людей, романтика быстро исчезает. Это стадия разочарования, и через нее проходят все миссионеры. Миссионер должен перебороть его, и как только он смог это сделать – он готов к серьезной миссионерской работе.  Он понимает, что преданность, необходимая для подлинного миссионерства, должна быть выше любых препятствий и разочарований, такая преданность не жалеет времени, усилий, самопожертвования.

http://pravmir.ru/albania-mission/

«Аще беззакония назришии, – поет Давид, – Господи, Господи, кто постоит» ( Пс. 129:3 ). Столь тяжкое и внезапное искушение – не могло не открыть и у нас посторонних примесей и слабых сторон. Реформы прошедшего славного царствования, изменившие в самом корне и состав войска, и другие части государственного управления, были последствием претерпленного нами страшного удара. Но, по какому то особенному устроению, все эти язвы наши обнаруживались большею частью кругом и около славного города, или доблести его защитников так ярко сияли, что за ними не видно было уже язв и нестроений. Здесь от начала до конца осады царил дух первых славных вождей обороны, которые свои заветы войску в глазах его запечатлели смертью героев. Здесь как будто нарочито собиралось и обнаружилось только то, что было наилучшего в сердце России: и эта беззаветная преданность долгу... «стой, где поставлен», «держись, пока не убьют», «или оттеснить врага, или взорваться на воздух», и эта неистощимая энергия и, можно сказать, беспримерное трудолюбие – в несколько дней является семиверстная крепость, работы ведутся днем и ночью, сегодня разбивается какое либо укрепление, за ночь оно вновь воздвигалось пред глазами изумлённого неприятеля – и это неизменное благодушие, среди града пуль и треска бомб и картечей, и это милосердие и всепрощение... минута перемирия, и вражды как не бывало... И защитили нас дивные воины, и отстояли честь и славу России – не этими скороспелыми насыпями, не этими застарелыми орудиями, – своею собственною доблестною грудью. И когда, наконец, враги овладели грудами облитых кровью камней, в них самих и во всем свете явственно сознавалась и провозглашалась победа, великая победа русского народа, победа нравственная... Где почерпал русский воин этот огонь духа, который столько времени противостоял смертоносному огню орудии? Летописи обороны с очевидною ясностью указывают этот источник силы нашей, который, впрочем, был таковым и во все времена – это вера, которой тогда еще не коснулся растлевающий дух нашего времени, вера живая, искренняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Закрыть Вечность 06.09.2020 617 На луч световой опираясь, Корабль над бездной висит, С бескрайностью соприкасаясь, Горючее в топке горит…. Нельзя ни упасть, ни подняться, Корабль, – здесь точка нуля, И в этой глуши затеряться, В галактиках может Земля…. Исчезнет в космическом царстве, Вне времени курс корабля, И вечность в ужасном коварстве, Застынет в объёме нуля…. Сигнал электронного SOSa, Уйдёт в «световые года», И радиоволны запроса, Останутся ждать навсегда…. Свет ламп никогда не погаснет, И миг никогда не пройдёт…. В нуле даже жизнь не угаснет, В том месте, – нет хода вперёд…. В экране пищит навигатор,– И будет пищать без конца…. А в вечность, сквозь иллюминатор – Глядеть, два живых мертвеца…. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. О личной встрече с вечностью: Однажды с семьей были на концерте церковной музыки в Исаакиевском соборе. В какой-то момент возникло очень странное ощущение, что если сейчас выглянуть из него, то вокруг будут клубы дыма и парение собора именно в вечности. С тех пор убежден, что Сам Христос посетил нас тогда на концерте и дал возможность почувствовать эту непонятную и неописываемую словами «вечность». Кстати, я тогда был бесконечно далек от Церкви и предположить свой приход в Православие не мог даже во сне. 3. Ответ на 1, охтенский охранитель: дети, посещающие Воскресную школу, воспитанные в православных, воцерковленных семьях, с измальства знают, что наш мip, нашу милую землю создал Господь. Они знают, с самого малого возраста, что мир сей достаточно совершенен и имеет сотворенные Господом прочные основания. И вся их жизнь, жизнь их семьи, жизнь прихода это подтверждает! Так знали бы вы, как рыдают эти дети, когда в светской школе им рассказывают, что наш мир - это планета, шарик, ничем не хуже и не лучше, мало отличный от прочих, вращающийся вокруг солнца, и вместе с этим светилом и " другими планетами " безумно несущийся неведомо куда. Как дети рыдают при этом! И не один день! Какая это травма для детской психики! Как дети не хотят этом верить! А может быть, дети правы? Разве не сказано самим Спасителем, что " Устами младенца глаголет Истина " ? Может не надо нашим детям внушать столь травмоопасные для души и притом совершенно научно не проверенные, не вызывающие доверия даже у детей, чисто теоретические гипотезы?Нет, были дети, и прежде сего это были мальчики, которые яростно обрушивались со справедливым гневом на слова учителя, по сути, хулящего Господа и Его Творение; но таких не так много. С другой стороны, преподавая детям такие с позволения сказать " истины " мы сами сознательно приучаем их к бунту против властей, к непослушанию. Разве это верно? Русь Святая, храни Веру Православную!

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/07/...

XXXI. С.-Петербургское православное Исаакиевское братство «Первая идея» об открытии приходского братства при Исаакиевском кафедральном соборе принадлежит графу И. И. и графине Е. А. Воронцовым-Дашковым, которые особенно горячо принялись за ее осуществление после неожиданной кончины их молодого и талантливого сына, графа Романа. Устав был составлен бывшим настоятелем собора, ныне председателем учебного комитета при Св. Синоде, протоиереем П. А. Смирновым , совместно с известным исследователем по вопросам, касающимся братств и приходов, А. А. Папковым . Утверждение устава епархиальным начальством последовало 26 октября 1895 года. Целью братства устав поставлял на первом плане «служить духовно-нравственным нуждам прихожан», затем «оказывать бедствующим лицам прихода материальную помощь» и, наконец, «служить нуждам собора». Средствами указаны: учреждение церковно-приходской школы, устройство при ней народных чтений, раздача пособий бедным, содержание бесплатной столовой и возможное поддержание хора певчих. По уставу, покровителем братства состоит Петербургский митрополит. Открытие братства состоялось 8 декабря 1896 года. После литургии, пред молебном, о. Смирнов обратился к собравшимся с речью, в которой выяснил цели и задачи братства. Еще до открытия некоторые лица записались в члены. Некоторые это сделали при открытии. После молебна члены братства собрались в квартире о. Смирнова и избрали членов совета. Тут же граф А. В. Орлов-Давыдов и супруга егермейстера высочайшего двора Е. А. Балашева, внесшие по 1,000 рублей, избраны были в почетные члены. Чрез два дня, в квартире же о. Смирнова, состоялось первое собрание членов совета, был избран председатель, о. Смирнов, и братство начало свою деятельность. В первый год деятельность братства выразилась в выдаче 13 лицам единовременных пособий на 146 рублей и 11 лицам ежемесячных на 491 рубль. Одна старушка помещена пансионеркой братства в городскую богадельню. Затем, в конце года, братство стало выдавать по 25 рублей ежемесячно на обучение разным мастерствам малолетних певчих исаакиевского хора, которые с потерей голоса, не будучи ни к чему не подготовлены, оказываются в безвыходном положены. Кроме того, братство поддерживало бесплатную столовую и завело продажу в церкви книг и икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Как уже сообщала " Русская линия " , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Неделю Пятую Великого поста совершил Божественную Литургию в Исаакиевском соборе . После чтения Евангелия Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал: " Стремление к власти может быть греховным и буквально убийственным для человеческой души, если оно сопровождается непременным стремлением от власти получать личные блага - материальные, социальные, общественные, служить самому себе, поднимаясь по ступеням служебной лестницы. Всякое использование власти во имя личных интересов является грехом. Почему один человек должен господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям? Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. И нет иного измерения власти, только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем должно быть выше осознание необходимости свое положение употреблять во благо других людей. Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет экономическую власть. Это справедливо по отношению к богатым людям. Потому что богатство - это всегда власть, в том или ином размере. И богатство может быть во благо, и богатство может быть в осуждение и погибель. Если человек имеет средства, которые по своему объему превышают необходимые затраты на жизнь такого человека, то это означает, что ему вручается Богом особая ответственность за других. Добрые дела, благодеяния - это не прихоть богатого человека, а это требование к нему, если он желает, чтобы богатство не обернулось погибелью души. Точно также и для людей, обладающих политической властью - требование служить другим заключает в себе единственное правильное и Богом определенное понимание власти " .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/04/07/al...

Из воспоминаний дочери Фирсовой - О.Блаут: «Мама за год до смерти попросила меня поехать с ней в Николо-Морской собор, и мы отстояли там заупокойную службу по её погибшим и умершим в блокаду друзьям. В блокаду им было дано задание замаскировать его купол. Но настоятель собора не пускал начать работу, пока не отслужит молебен за их здравие. А так как они были комсомольцами, то должны были доложить об этом начальству. Начальство приказало: отстойте молебен, главное - чтобы работа была выполнена. После молебна настоятель собора благословил маму на работу на куполах храма иконой св.Ольги и вручил её ей. Эту икону я храню... Отпевали маму тоже в этом соборе». «БОЛЬШЕ РАДОСТНЫХ ВЕСТЕЙ НЕТ» В памяти товарищей по бригаде Алоизий Августинович Земба сохранился добрым, отзывчивым, но молчаливым. Не удивительно. Ведь это было время, когда сжималось вокруг Ленинграда блокадное кольцо, а с фронта всё чаще приходили извещения о гибели родных. У Алоизия умер отец, в первые же дни войны погиб лучший друг, да и сам он тяжело заболел - цинга поразила сначала одну, потом другую ногу. И кто бы из верхолазов, работающих с ним на высоте, мог предположить, что тихий Земба до войны умел лихо отплясывать на товарищеских вечеринках и пел песни из репертуара Утёсова! Из воспоминаний Уствольской: «23-летний Алоизий был долговязый блондин с удивительно кроткой, застенчивой улыбкой, благодаря которой ему очень подходило его прозвище - мама и все друзья нежно называли его «наш Люся». Он работал на «Ленфильме» осветителем в цехе по обработке плёнки. В 1937 году увлёкся альпинизмом. Он участвовал в войне с Финляндией в 1939 году, получил ранение в ногу. Но больная нога не помешала ему вступить в бригаду верхолазов-маскировщиков». Вот письмо, отправленное Алоизием в декабре 1941 года друзьям на Кавказ, в альпинистский лагерь «Рот-Фронт»: «Добрый день, Саша и Юра! Как видите, я ещё жив, ну, и почти здоров... Уезжая, Володя Кабанов шутил, что вы не скучайте и занимайтесь в городе альпинизмом, покоряйте ещё не взятые вершины: Исаакиевский собор, Петропавловский шпиль, Адмиралтейскую иглу и Михайловский шпиль... Смех смехом, а меня в конце августа пригласили в отдел охраны памятников и предложили покорить ранее названные вершины. Применяя всю высшую альпинистскую технику, кроме крючьев, карабкался на эти вершины. Михайловский шпиль очень сложный, хотя высота всего 58 метров, Адмиралтейская игла тоже была сложна, высота - 72 метра. Петропавловский шпиль - 122 метра... Надеюсь, что скоро улучшится положение с продовольствием. Как только разобьют врага под Мгой... Но если недели две-три затянется, я вряд ли выживу. Все мышцы отстали от костей. А кости все видать, и не требуется рентгена... Больше радостных вестей нет никаких...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010