" Терпение скорбей " декабря 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе " Мы слушали за богослужением отрывок из Евангелия о том, как Христос исцелил одну женщину (Лк. 13:10-17), - сказал владыка в проповеди. - Мы знаем, что Господь посещал синагоги, когда жил на земле, читал там Писание и толковал его. Его внимательно слушали, как мы сегодня, когда протодиакон на кафедре читал Евангелие. Люди внимали каждому слову, потому оно было сильным - так никто не говорил, как Христос. Он внимательно смотрел, кто пришел в синагогу. И увидел женщину, которая была вся скрючена - ее голова практически достигала земли. Спаситель подошел к ней, возложил на нее руки и сказал: " Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего " (Лк.13:12) " . " Восемнадцать лет она была скрючена сатаной и провела в таком состоянии, - продолжил архипастырь. - Другой человек роптал бы на Бога, был бы недоволен: как это так, почему именно со мной такое произошло. А женщина смиренно, терпеливо, кротко несла крест болезни и Бога благодарила, что хотя бы так живет, может ходить в синагогу и слушать Писание. Этим отношением она открыла дверь для милосердия Божия. Господь смотрит, как мы переносим скорби, болезни. Если Его благодарим - помогает, если ропщем - ничего не получается, мы дальше несем болезнь. Так что надо не роптать, а за все Бога благодарить - тогда мы открываем для Него возможность совершить чудо. Скорби будут всегда, Господь предупреждал: " В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир " (Ин. 16:33). Он просит нас потерпеть и тогда дает нам силу " . " В болезни мы ждем от Бога даже не исцеления, а терпения перенести недуг, который часто получаем за грехи. Мы должны измениться, стать лучше. Болезни врачуют душу. Тело болеет, а душа исцеляется, но при условии, что мы будем все кротко сносить, благодарить: " Господи, по делам своим несу этот крест " . Нужно молиться и просить Бога, чтобы Он умножил в нас терпение, надежду на Его помощь, и Господь нам все пошлет. Желаю вам помощи Божией в несении непростого жизненного креста. Как Христос увидел эту согбенную женщину, так и нас видит: вот сейчас видит, как мы в храме стоим, Ему известно, что у нас на душе, какие болезни в теле. Он всегда рядом и знает, когда нам помочь. А мы должны просто Его благодарить и в здоровье, и в болезни " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

—220— человек аще вкусит сладко, последи же горести не приимает, тако и мы не можем сде быти». 351 Русская душа, как видим, еще в языческом состоянии оказалась способной почувствовать скрытый в православном богослужении дух, а затем на протяжении всей нашей истории богослужение было важнейшим фактором в деле поддержания церковно-религиозного настроения народа. Поэтому охранять чистоту богослужения и стремиться доводить его до сознания народа составляет одну из первых обязанностей пастырской деятельности. Между тем в России уже давно укоренился постоянно бросающийся в глаза, очень вредный, обычай пренебрегать пением стихир за вечерним и утренним богослужением. Стихиры воспевают празднуемое событие и его значение и составляют необходимую принадлежность этого богослужения. Во многих церквах пренебрежение пением стихир доходит до того, что на «Господи возвах» или ограничиваются одной первой стихирой или не поют ни одной, а затем сразу поют последнюю стихиру на выходе. Стихиры на стиховне пропускают вовсе и прямо переходят часто к никому не нужному театральному пению «Ныне отпущаеши»… Во многих местах пение стихир пытаются заменить чтением некоторых из них, что, конечно, совершенно не достигает цели, имевшейся в виду богослужебным уставом относительно стихир, особенно если вспомнить отсутствие у нас в большинстве церквей не только выразительного, но и просто внятного чтения, которое можно было бы хотя хорошо услышать. Нечего и говорить, что чтение стихир в больших храмах, как наприм. в Исаакиевском, или Казанском Соборе в Петрограде, или в храме Христа Спасителя в Москве, где нужны еще особые голоса чтецов и умение их приспособляться к размерам храма, является обыкновенно простой формальностью, ничего не доносящей не только до сердец, но и до ушей молящихся. —221— Нельзя не отметить, что пренебрежение пением стихир распространяется все более и более и даже коснулось монастырей, В некоторых из них и между прочим во многих женских монастырях Москвы вместо пения стихир на хвалитех и даже на стиховне, в явное нарушение устава, ограничиваются их чтением, и все это сокращает службу на какие-нибудь 15–20 минут.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Андрей ФЕФЕЛОВ. А после этого женщина повесилась. И вы это показываете: висит труп женщины, а вокруг ходит Сталин, поскрипывая сапогами… Это же типичная диффамация! Причём довольно простыми приёмами. Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. Диффамация чего? Андрей ФЕФЕЛОВ. Сталина, Берии, эпохи. Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. Как так? Посмотри, у меня Сталин— человек, которого обожает Иван, киномеханик. Не забудь ещё к тому же, что фильм-то о чём? Об Иване. А не о Сталине. Но я понял, ты мне ответил. Андрей ФЕФЕЛОВ. А вы знаете, что меня больше всего ранило в связи с этим фильмом? Что он был сделан в 1990 году, в период уничтожения Советского Союза, когда это уничтожение осуществлялось при помощи антисталинской риторики и антисталинских мифов. Весь журнал " Огонёк " был забит такой же чушью, как информация об изнасиловании жены киномеханика Берией. Знаете Виталия Коротича? Он и сейчас здравствует. Этот человек по приказу Яковлева из ЦК создавал череду гнусных мифов про русскую, советскую историю. Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. Я с тобой согласен, это было действительно омерзительное время, но к нам тогда не докатилось всё это, в наши мозги… В 1989 году у меня была масса надежд, когда вдруг появились открытая печать, телевидение, на Исаакиевском соборе забили колокола, Ленинград переименовали в Петербург… Для меня это было временем больших надежд, которые потом незаметно стали таять и превратились в собственную противоположность. Но давай вернёмся к " Дорогим товарищам " . И мой вопрос такой: в чём ты видишь там антисоветскость? Андрей ФЕФЕЛОВ. Главный месседж фильма: Советский Союз— это царство грязи и насилия. У человека, который выходит после просмотра фильма, остаётся в голове именно это. Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. Грязи?! Андрей ФЕФЕЛОВ. Грязи и насилия. Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. В чём там грязь? Андрей ФЕФЕЛОВ. Начинается фильм с адюльтера. Я понимаю, что для вас это нормально. Но это адюльтер. Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. Ты плохо относишься к адюльтеру? Андрей ФЕФЕЛОВ. Я плохо отношусь к адюльтеру. Я не ханжа, но показывать Советский Союз вот с этой точки зрения?.. И дальше идти через какие-то пайки работникам райкома, которые вы показали так выпукло. Они, конечно, сейчас смотрятся смехотворно, на фоне колоссального неравенства…

http://ruskline.ru/opp/2021/01/04/andrei...

   Поминай свое молитвенное стояние в Исаакиевском соборе во время литургии пред образом Владычицы и — одушевляйся надеждою всегдашнею на Заступницу рода христианского. О, какую сладость имел я в сердце во всю обедню! — О! Отчего же не всегда обитает живая вера в сердце моем!    Познай, человек, все величие внутренних твоих скорбей, жестокость страстей твоих и неудобство их исцеления — и убедись в необходимости внутреннего, духовного, невидимого Врача. Не будь неразумен в скорбях твоих, но спеши тотчас, как они постигнут тебя, к известному тебе Врачу, твоему верному Другу, Который ожидает только искреннего или истинного твоего к Нему обращения и готов всегда исцелить скорби твоего сердца. Не убивай сам себя, по неразумию. — Внимай: не напрасно Иисус Христос носит имя Спасителя. Он всегда спасет.    Мати Мира нашего, Мати Радости нашей, Мати Надежды нашей, Мати Любви нашей, Мати Сущего, Мати вся Осуществовавшего и Осуществляющего, Мати Пречистая, Ее же чистота невообразима нашими нечистыми душами за превосходящую всякий разум высоту, Мати Преблагая, Ее же благости не может постигнуть ум человеческий высоты ради и превосходства безмерного, Мати всех христиан, Ее же воспоминательных образов заступничества скорого полны грады и веси христианские! Буди и мне, многогрешному, Пребыстрою Помощницею и Заступницею в напастях, и в болезнях, и в скорбех!!!    Един Сын Владыко Господи, Един Сильный, вся Осуществовавший, без Него же «ничтоже быст, еже быст» (Ин. 1:3), и — ничтоже бывает, еже бывает. — Над всеми Бог, благословенный вовеки, помилуй мя, маловера, грешника, обладаемого страстями, и приложи ми веру; да тою побежду я и венец победы от Тебя получу в день страшный воздаяния Твоего праведного.    Какой вор, зная наверное, что если он украдет сегодня что-либо, то завтра за покражу ожидают его плети, будет все-таки воровать и за кратковременную, незаконную прибыль терпеть мучительнейшее наказание и стыд от других? Но человек, преданный страстям, делает так: его ожидают верные, внутренние, мучительнейшие бичевания, тягчайшие внешних плетей, и однако же он, зная о них наверное, предается страстям, которые суть настоящие палачи для него. Страстный человек есть вор: он сам себя скрадывает, скрадывает спокойствие своей души.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иван Михайлович, присутствуя на службе в Исаакиевском соборе, услышал от митрополита Вениамина о его вызове 5 марта в Смольный, в котором он никогда не был. Иван Михайлович, поскольку жил рядом, вызвался встретить и проводить митрополита. 4. Таврическая ул. д. 35, последняя квартира И.М. Ковшарова 1915-1922 гг. Фото Соколовой Л.И. 2014 г. Но придя в Смольный, знакомая барышня сообщила, что митрополит уже находится в комнате 95. Пригласили войти Ивана Михайловича. Там находилось несколько человек, и митрополит читал свое заявление в Помгол. Когда беседа кончилась, И.М. Ковшаров обратился к присутствующим с просьбой открыть на Песках, в громадном бывшем Полежаевском доме, где были сосредоточены беженцы из различных губерний, благотворительную столовую. Разрешение было получено, и трудами Ковшарова И.М. на Песках, а затем и в Лавре, была открыта столовая, где начали кормить голодающих. В пятницу, 10 марта, И.М. Ковшаров встретил на улице председателя Правления Общества православных приходов Ю.П. Новицкого. Он передал ему слова митрополита: «... я выхожу как будто обманщиком: я говорил в церквях, что предоставляется возможность широко жертвовать, призвал народ, а теперь выходит, что Вы, мои представители, являетесь как бы участниками изъятия. Это какое-то недоразумение ». Изъятие церковных ценностей в Лавре прошло спокойно во всех 14 церквах 28 апреля 1922 года, благодаря разъяснительной работе И.М. Ковшарова, который выступал здесь как член приходского Совета, за что даже получил благодарность от районных властей. Несмотря на это, юрист И.М. Ковшаров был арестован. Это произошло в его квартире, в день рождения жены, Пелагеи Петровны, в ночь на 29 апреля 1922 года в 24 часа. В анкете арестованного Ковшарова И.М. было указано место его работы: « Охтинская вечерняя школа рабочей молодежи, работник отдела народного образования». На суде обвинитель Смирнов назвал И.М. Ковшарова присяжным поверенным митрополита Вениамина по бракоразводным делам . Трибунал считал первым курьером митрополита - Ю. Новицкого, а вторым - И. Ковшарова. Главное обвинение против Ивана Михайловича состояло в «сопротивлении изъятию церковных ценностей, и, являясь присяжным поверенным, он вел не только гражданские дела, но и уголовные, участвовал в качестве политического защитника» .

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/16/...

14 лет Алеша Храповицкий получил разрешение участвовать в архиерейских богослужениях в качестве чтеца и читал на клиросе преимущественно в Исаакиевском соборе, в Александро-Невской Лавре, а также и в других храмах столицы. С переходом в старшие классы будущий Владыка стал серьезно интересоваться русской литературой. Глубокое впечатление на его душу произвел Ф. М. Достоевский, который был в это время в полном расцвете своего великаго гения и выступал на литературных вечерах с неописуемым триумфом, восторженно принимаемый русским обществом, особенно молодежью, в первых рядах которой был и Алексей Храповацкий, слушавший Достоевскаго с затаенным дыханием. Существует мнение, что будто бы великий писатель написал Алешу в «Бр. Карамазовых» с Алеши Храповицкаго. Однако сам Владыка отрицает это, заявляя, что Достоевский лично его не знал. Во всяком случае «Бр. Карамазовы» и другия произведения великаго писателя произвели на юношу Храповицкаго такое сильное впечатление, что после их чтения он в течение нескольких ночей не мог заснуть и самыя творения Достоевскаго так врезались в память юноши, что потом, в течение всей жизни, он мог цитировать наизусть многия места из его произведений, знал всех его героев и все сложныя перепетии их душевных переживаний. Глубокое понимание Достоевскаго и преклонение перед его великим гением Владыка пронес через всю жизнь. Будущий Владыка также слушал на литературных вечерах И. С. Аксакова, В. С. Соловьева , увлекался стихотворениями Майкова, Розенгейма, гр. Ал. Толстого, читал Некрасова, Тургенева. Это были годы пышнаго расцвета русской литературы. Скоро Алешей Храповицким заинтересовалось духовенство и дом его родителей стали посещать духовныя лица. В этот дом был вхож Архиепископ Николай, знаменитый просветитель Японии, сотрудник его игумен (впоследствии архиепископ) Владимир (Соколовский) и другие Японские миссионеры. Под влиянием разсказов этих духовных лиц об их миссионерских трудах, Алеша загорелся желанием сделаться миссионером и стал было изучать Японский язык. Но затем он убедился в том, что Петербургское и вообще русское общество нуждается в духовном просвещении не в меньшей степени, чем язычники-японцы и поэтому оставил эту мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Просто поразительно, насколько однотипны все инициативы религиозных лидеров по отношению к качеству СМИ – всегда речь идет о том или ином виде цензуры. Нелишне напомнить, что она в России запрещена. Патриарх Кирилл, сам будучи телеведущим, это, конечно, знает и говорит скорее о некоем внутреннем этическом самоконтроле. Но если вместо развлекательной программы с плоскими шутками пустить в прайм-тайм " Слово пастыря " – будет ли в этом прок? Во-первых, у многих наших сограждан и так есть большие сомнения в том, что РПЦ является хранительницей нравственности и подлинной духовности. Ну а машина массмедиа способна опошлить все и вся. Во-вторых, темным чувствам и стадному инстинкту можно противопоставить лишь сильные светлые чувства, а не пустые разговоры. И в словах Патриарха Кирилла этот призыв прозвучал. Но вот хороших проповедников в РПЦ немного – кого же ставить в " духовный заслон " ? Боюсь, окажется в этом заслоне один Андрей Кураев, который и так уже давно с пошлостью на телевидении за души молодежи воюет. Помнится, он один раз даже предлагал (в шутку ли?) взорвать телецентр " Останкино " . Такая вот пламенная проповедь. В минувшее воскресенье, 5 апреля, Патриарх за литургией в Исаакиевском соборе посвятил отца Андрея в сан протодиакона. Таким образом, Кураев последним из " команды Кирилла " получил свою награду за труды. Протодиакон – еще не священник, хотя и должен обладать громким, хорошо поставленным голосом. " Чем больше человек продвигается по ступеням власти, тем больше у него должно быть внутреннего смирения " , – заявил Патриарх в воскресенье. Добавим к этому, что чем выше церковный сан, тем больше и ответственность за свои высказывания. А телецентр " Останкино " взрывать все-таки не надо. Что бы он там ни показывал. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/2_63929.html

Через несколько лет после начала строительства Исаакиевского собора закладывается дворец в Московском Кремле, который был спроектирован Василием Ивановичем Баженовым и должен был стать выражением политических амбиций Ekamepuhы II . Впрочем, как известно, уже в 1775 г. начатое строительство было прекращено. Однако, так или иначе, указанное значение образа данного дворца может быть сопоставлено с Михайловским замком, который, в свою очередь, отразил в себе религиозно-политические воззрения Nabлa I. Сказанное заставляет уделить некоторое внимание двум церемониям, связанным с началом строительства этого дворца и состоявшимся в Московском Кремле в 1772–1773 гг. Существенной особенностью обеих церемоний являлось отсутствие и императрицы, и наследника. 9 августа 1772 г. было торжественно начато рытье фундаментных рвов («земля освящена и рвы на основание копать стали») при участии нескольких епископов (во главе с будущим Киевским митрополитом Самуилом (Миславским), которые после совершения водоосвящения кропили святой водой место начала земляных работ. Затем В. И. Баженов, «испросив у первоначальствущего Архиерея благословение, окропив святою водою заступ призвав Создателя вселенной на помощь, перьвый по своему званию учинил торжественное начало рву; что самое в то ж время и определенные по всем прочим углам и сторонам его помощники и приготовленные к тому каменьщики сделали с троекратным восклицанием ура!» После этого «все зрители желали вдруг сделать собственными руками наиторжественнейшее начало зиждущемуся строению; чему и подали вожделеннейший для всех пример знатнейшие особы выниманием земли под фундамент». Особо следует подчеркнуть наличие нарочитой отсылки к античной религии в сопровождавших церемонию надписях-двустишиях: «Дианин красотой превзойдет храм Ефесский , /Примером в зданиях пребудет двор Кремлевский» (ср. также — «Приятней Невских струй Московски потекут, /Минервы Росския жилище будет тут») . Собственно же закладка данного дворца состоялась 1 июня 1773 г. Насколько можно судить по опубликованному изложению ее описания , секулярный ритуал (охарактеризованный в описании как «прочие обряды светские при порядочных знаменитым Императорским Домам основаниях наблюдаемые») был «встроен» в богослужебное «обрамление», детали которого не нашли отражения в указанной публикации: в ней говорится и о том, что эти «прочие обряды светские» были «во всей полноте соблюдены, вслед за духовной церемонией» (торжество началось литургией в кремлевском Архангельском соборе, затем состоялось водоосвящение), и о том, что за секулярным ритуалом последовала «церковная церемония», включавшая в себя слово, произнесенное архимандритом (в дальнейшем — епископом) Феофилактом (Горским).

http://bogoslov.ru/article/6191976

В связи с этим тот факт, что руководство страны признало существование такого меморандума, дорогого стоит. Стало понятно, что со времен Ельцина мы имели обязательства по разрушению собственных культуры, традиций, образования перед американцами, перед мировой закулисой. Но быстро изменить ситуацию с кадрами невозможно. Отсюда и примеры, один из которых вы назвали. Главное, что процесс пошел в правильном, суверенном направлении. Достаточно вспомнить истории со сменой ряда главных режиссёров московских театров, пропагандирующих ЛГБТ и прочие низменные «ценности» западного мира. Или, допустим, уход со второй позиции в российской церковной иерархии митрополита, имевшего западнические воззрения и дозволившего себе приравнивание Сталина к Гитлеру. Надо признать, что среди священнослужителей не всё ладно, как нам представляется. Есть потаённые сторонники унии с Ватиканом. Но Ватикан никогда не был и не будет другом русского Православия. Более того, связь с Ватиканом – гибельный путь. Вспомним, в 1453 году Византийская империя заключила Унию с римо-католиками, и Византия погибла. Нам надо помнить также слова выдающегося русского офицера, разведчика Генерального штаба Российской Империи, мыслителя, писателя Алексея Ефимовича Едрихина-Вандама, дравшегося с англичанами еще в отряде буров в Трансваале: «Страшнее вражды с англосаксами может быть только дружба с ними». - Прозападные воззрения сохраняются и у части государственных руководителей, есть сторонники установления псевдомонархии – под контролем мирового масонства. Вам свадьба Георгия Гогенцолерна с венчанием в Исаакиевском соборе и почётным воинским караулом ни о чём не говорит? - Говорит, Валерий Яковлевич. Это отдельная тема, но какие-то силы в последнее время её актуализировали. И мы не можем обойти ее стороной. Что характерно, по времени это совпало с так называемым «мятежом Пригожина». Это как раз могли быть силы, ориентирующиеся на Ватикан, Мальтийский орден, на возможного преемника Путина в лице псевдомонарха. Я не настаиваю на этой версии, но она напрашивается. Посмотрите биографию претендента на царский трон. Его прадед (Кирилл Владимирович) был лишен престолонаследия за незаконный брак, его дед был высшим офицером СС, воевал в фашистской армии против СССР, с династией Романовых у него не осталось ничего общего.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/02/po...

6) «Сверх того, – уверяет Д. С. Милль, – вторичные качества изменяются вместе с разными личностями и вместе с временной чувствительностью наших органов; первичные же суть одни и те же для всех личностей и во все времена». Но распространяться об этой мнимой разности, после вышесказанного, мы находим излишним. Мы сказали и показали уже, что первичные качества, с разными личностями, с временной чувствительностью наших органов и, сверх того, кроме условий нашего восприятия, еще с разными изменениями в состоянии самых тел варьируют также, как и вторичные 27 . – В первой части нашего исследования, мы замечали, что, впрочем, и само собою очевидно, что почти вовсе не имеется масштаба для измерения равенства или разности у разных людей, ощущений, соответствующих особенно первичным, да и вообще всяким качествам, напр., для определения того, выше или ниже представляются мне известная гора или известный дом, чем другому человеку. Скорее можно подметить разность между ощущениями одного и другого человека, чем найти точный критерий для аподиктического подтверждения их равенства 28 . Как же, после этого увериться, что первичные качества и ощущения суть одни и те же не только для всех личностей, но и во все времена? А с другой стороны, если позволительно утверждать это о первичных качествах, то ужели нельзя утверждать, с подобной же основательностью, того же и о вторичных, т.е. что и вторичные качества тожественны во все времена? Ужели радуга казалась Ною и сыновьям его составленной не из тех же семи элементарных цветов, как это кажется и нам? Ужели мед производит не то же ощущение сладости, и роза не то же ощущение аромата в органах вкуса и обоняния Соломона и современников его, какие чувствуются в тех же органах и современных нам людей? Если же, наоборот, в Соломоновом храме, этом чуде света для всего человечества, не подозревал чуда величавости какой-либо приглядевшийся к нему тупым оком левит, прислужник храма, – то те же, или аналогичные, вариации в самых первичных ощущениях чувствуются п в наши дни. Без сомнения, неразвитый до способности воспринимать изящное, чернорабочий, служащий при Исаакиевском соборе, не ощущает того величия этого святилища, которое поражает более тонкое чувство развитого жителя провинции, которому изредка приходится видеть эту художественно взгроможденную громаду. Зато тому же чернорабочему провинциальные храмы показались бы уже совсем незначительными, тогда как жители провинции находят их еще не чуждыми некоторой величественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010