11/24 декабря. Суббота В четверг закончил курс своих лекций. А вчера служил молебен по окончании триместра. Днем вчера было пастырское собрание по докладу Чепурина ...Доклад задел за живое «новаторов», и с речами выступили Введенский, Чокой, Платонов, Боярский, Заборовский. Введенский говорил против механизации нашей церковной и богослужебной жизни и указывал на иное - внутреннее, а не внешнее единение. Говорил хорошо, сравнил механизацию нашу с католической, выявил, что православие - это море, объединяющее все возможные течения и пр. Чокой говорил отрывочно и о валенках, соблюдении уставной грамоты, о царских вратах и др. Платонов говорил, что не эти нарушения церковной жизни являются причиной появления Тарабаевых, а слишком большое несоответствие нас, пастырей, тому идеалу, какой представляется верующей массе. Боярский говорил, что этими «новыми» способами (общая исповедь, Иеремия, и др.) он вел людей ко Христу в тот момент, когда масса стояла на распутье, когда ниоткуда не было никаких указаний, а подвел их ко Христу, и теперь если запретят это, то он в затруднении, кого же больше слушать - их, или своей совести. Заборовский поддерживал новаторов, считая их «огоньками», которые влекут... Жаль, что не было Митрополитом оглашено послание Патриарха. Вопрос тогда упростился бы, и речь должна была бы свестись на способы охранения дисциплины. 1922 год 7/20 января. Пятница В сочельник освещение воды в Казанском соборе совершал Преосв. Алексий ( Симанский - Л. А. ). Народу было не особенно много. Служба прошла более чинно и торжественно, чем в прошлом году. Но вообще в соборе очень холодно и это не дает возможности быть в соответ­ствующем настроении... Вчера, в Крещенье, служил в Исаакиевском соборе, где слу­жили Митрополит, оба викария и много духовенства со всех церк­вей (где литургии были назначены на 9 часов утра - распоряжение неудобное, меняющее и общепринятый порядок, и безусловный). У нас в Казанском соборе впрочем, служили по обычаю, в 10 часов утра. Народу на крестном ходе на Неву было очень много - вероят­но, тысяч 50. Устал порядочно. Потом обед у Богоявленского, в небольшом кружке...За обедом Митрополит сообщил о приезде Аксенова ( юрист, близкий знакомый Патриарха, в 1922 г. - арендатор б. епархиального свечного завода - Л.А. ) из Москвы. Патриарх недоволен заграничными епископами, которые ввязывают­ся в политику, участвуют в устраиваемых эмигрантами съездах, выносят резолюции в духе прежних, совершенно не представляя положения духовенства в России, обращаются даже с воззваниями сюда, все, по-прежнему смотря на взаимоотношение Церкви и го­сударства и, видимо, желая их прежнего единения. Меня особенно удивляет непоследовательность Митрополита Антония Храповицкого, кото­рый участвует там, на съездах, говорит о единении государства и Церкви, а между тем в 1905 году первый высказывался против засилья обер-прокуратуры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

В четверг закончил курс своих лекций. А вчера служил молебен по окончании триместра. Днем вчера было пастырское собрание по докладу Чепурина …Доклад задел за живое «новаторов», и с речами выступили Введенский, Чокой, Платонов, Боярский, Заборовский. Введенский говорил против механизации нашей церковной и богослужебной жизни и указывал на иное – внутреннее, а не внешнее единение. Говорил хорошо, сравнил механизацию нашу с католической, выявил, что православие – это море, объединяющее все возможные течения и пр. Чокой говорил отрывочно и о валенках, соблюдении уставной грамоты, о царских вратах и др. Платонов говорил, что не эти нарушения церковной жизни являются причиной появления Тарабаевых, а слишком большое несоответствие нас, пастырей, тому идеалу, какой представляется верующей массе. Боярский говорил, что этими «новыми» способами (общая исповедь, Иеремия, и др.) он вел людей ко Христу в тот момент, когда масса стояла на распутье, когда ниоткуда не было никаких указаний, а подвел их ко Христу, и теперь если запретят это, то он в затруднении, кого же больше слушать – их, или своей совести. Заборовский поддерживал новаторов, считая их «огоньками», которые влекут... Жаль, что не было Митрополитом оглашено послание Патриарха. Вопрос тогда упростился бы, и речь должна была бы свестись на способы охранения дисциплины. 1922 год 7/20 января. Пятница В сочельник освещение воды в Казанском соборе совершал Преосв. Алексий (Симанский – Л. А.). Народу было не особенно много. Служба прошла более чинно и торжественно, чем в прошлом году. Но вообще в соборе очень холодно и это не дает возможности быть в соответствующем настроении... Вчера, в Крещенье, служил в Исаакиевском соборе, где служили Митрополит, оба викария и много духовенства со всех церквей (где литургии были назначены на 9 часов утра – распоряжение неудобное, меняющее и общепринятый порядок, и безусловный). У нас в Казанском соборе впрочем, служили по обычаю, в 10 часов утра. Народу на крестном ходе на Неву было очень много – вероятно, тысяч 50. Устал порядочно. Потом обед у Богоявленского, в небольшом кружке…За обедом Митрополит сообщил о приезде Аксенова (юрист, близкий знакомый Патриарха, в 1922 г. – арендатор б. епархиального свечного завода – Л.А.) из Москвы. Патриарх недоволен заграничными епископами, которые ввязываются в политику, участвуют в устраиваемых эмигрантами съездах, выносят резолюции в духе прежних, совершенно не представляя положения духовенства в России, обращаются даже с воззваниями сюда, все, по-прежнему смотря на взаимоотношение Церкви и государства и, видимо, желая их прежнего единения. Меня особенно удивляет непоследовательность Митрополита Антония Храповицкого , который участвует там, на съездах, говорит о единении государства и Церкви, а между тем в 1905 году первый высказывался против засилья обер-прокуратуры. 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Санкт-Петербург, 5 сентября. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» продолжает искать вместе с приходом подходящее время для проведения богослужений, сообщил в среду «Интерфаксу» директор музея Юрий Мудров. «Мы еще работаем на эту тему, и окончательное решение по расписанию не приняли, работаем над новой его моделью. Мы временно пробуем другое расписание, смотрим, насколько оно удачное, не мешает ли кому-то, не будет ли церковная служба мешать туристическому потоку или туристический поток задевать службу. Мы сейчас отрабатываем правильную модель взаимодействия», - сказал Мудров. Он отметил, что утренняя служба сейчас проходит в 9:00, вечерняя - в 17:00, причем вечерняя служба в такое время в отдельных случаях проходила и раньше. «Сейчас утренняя служба идет в 9:00, за полтора часа до начала экскурсий. Пока нас это устраивает. Сейчас туристический сезон меняется, идет некоторое снижение количества туристов. Возможно, в сентябре расписание еще будет меняться. Еще будем смотреть на время воскресных служб, чтобы они не доставляли неудобств туристам и в то же время чтобы мы шли навстречу тем, кто приходит на богослужения. Но пока ни одного замечания ни от туристов, ни от верующих (связанных с изменённым расписанием - ИФ) нет», - добавил директор музея. Говорить об окончательном изменении расписания пока нельзя, подчеркнул Мудров. Ранее на сайте прихода Исаакиевского собора появилось расписание богослужений на сентябрь, согласно которому в сентябре запланировано 26 утренних богослужений в 9:00 и 27 вечерних в 17:00. В конце августа приход Исаакиевского собора сообщил об изменении расписания богослужений в сентябре, объявив, что теперь они будут начинаться в 10:00 и в 17:00. Музей, в свою очередь, сообщил, что его руководство не согласовывало такое время начала богослужений. В пресс-службе музея «Интерфаксу» тогда сообщали, что утренние богослужения планировалось начинать в сентябре в зависимости от дня в 800 или в 9:00, как и в прежние месяцы, вечерние - в 16:00. Для туристов музей будет открываться с 10:30. Позже Мудров сообщил «Интерфаксу», что вопрос с расписанием решается. «У нас лежит два расписания богослужений. Сейчас мы решаем вопрос, как сделать, чтобы было удобно и посетителям, и прихожанам», - отметил Мудров. Ежегодно в Исаакиевском соборе проходит порядка 600 богослужений. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Самые начальные слова в письме высокопр. Филарета «Недавно случилось мне видеть рисунок памятника, сооружаемого в Киеве Св. Равноапостольному Князю Владимиру» слишком выразительны, чтобы не уразуметь и не восчувствовать в них всей силы голоса правды и истины и святительской ревности, само собою, вопиявших против нарушения долга и прав, принадлежавших ему, как местному епархиальному Начальнику. Допустить здесь, как исключение, то, что дело-де началось и совершилось в сфере высших лиц, более чем не позволительно. В высших сферах тем более потребна и уместна всякая верность и точность в рассматриваемом отношении, чтобы служить образцом для низших. При виде же такого произвольного нарушения законного порядка, высокопреосвящ. Филарету приводилось бы стать лишь на степень невольного нарушителя, и притом, в смысле раболепства и человекоугодничества, так явных на взгляд всех его подчинённых. Впрочем, из самого письма очевидно, что высокопр. Филарет делал заявление собственно против рисунка памятника, как не согласного с духом и преданием Православной Церкви. А что на его стороне была и всегда останется истина, это излишне и объяснять... Иначе ужели должно согласиться, что изложенное в письме Г. Генерал-Губернатора в ответ на письмо Г. Обер-Прокурора Св. Синода, объяснение, где он указывает на изваяние Св. Апостолов и пр. в Соборах Казанском и Исаакиевском, в конец опровергло голос истины, заявленный маститым Первосвятителем Русской Церкви и Членом Св. Синода? Всякий видит, что это объяснение слишком обличает само себя в своей несостоятельности даже в простом логическом смысле и в обыкновенном понимании дела. Более чем несомненно, что высокопр. Филарет знал про эти изваяния и имел их в виду, а потому выразился в письме так, а не иначе, т. е. «Православною Церковью нашею с самых древних времен доселе не принято воздвигать таковые памятники Святым вне храмов Божиих, почему и нет в Уставе церковном чиноположения на заложение и освящение оных». Ясно, что изваяние в Соборах Казанском и Исаакиевском не вне храмов, не отдельно от них, (как например памятники, стоящие при Казанском Соборе, Кутузову и Барклаю), а относятся к ним как части к целому, как украшения храмов священными изображениями; а сооружение памятника Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Вместе с этим выполнено усиление металлоконструкций подкровельного пространства и начаты масштабные работы по реставрации конструкций светового фонарика, самой высокой части Исаакиевского собора. При обследовании, выполненном ещё в 2009 году, были обнаружены дефекты и повреждения элементов конструкций. В 2016 году были установлены леса, что позволило сделать обширные вскрытия для детального обследования. В ходе работ выяснилось, что чугунные элементы несущих конструкций, а также железные соединительные элементы имеют коррозийные повреждения. Многочисленные дефекты и повреждения были обнаружены на элементах несущей конструкции креста и облицовке купола. В 2017–2018 годах на фонарике ведутся работы по удалению пыли и ржавчины, замене утеплителя, произведена замена чугунных плит покрытия площадки. Проведена разборка части креста и наружной медной обшивки со спуском и отправкой её в мастерскую. В связи с реставрационными работами внутренней части фонарика выполнен демонтаж скульптуры голубя. Работы планируется завершить к декабрю 2018 года. В 2015–2016 годах были отреставрированы 12 фонарей на портиках собора, их оснастили механизмами для опускания. Одним из направлений реставрационной работы, проводимой Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор», является воссоздание утраченных элементов внутреннего убранства собора. Среди последних работ: воссоздание живописного полотна «Рождество Христово» (ориг. Ч. Муссини), торшеров и лампад перед иконами первого яруса главного иконостаса, дубовых резных скамей. Отреставрированы бронзовые ограждения и крепления для хоругвей в малых приделах. В 2012 году в соборе были установлены воссозданные знамёна ополчения 1812 и 1855 годов. Отдельно следует отметить большую работу по воссозданию колокольного звона. В начале 1930-х годов все колокола собора были отправлены на переплавку, и долгое время Исаакиевский собор молчал. В начале 2000-х годов администрацией музея было принято решение о воссоздании голоса собора, подготовлена проектная документация, отреставрированы подвесы на колокольнях. Первым был отлит и в декабре 2012 года установлен на северо-восточной колокольне 10-тонный полиелейный колокол. В 2013 году на юго-восточную колокольню подняли набор из 14 колоколов, а в конце 2015 года на северо-западную колокольню установили самый большой 16-тонный колокол. Каждый день современная автоматизированная система — электронный звонарь приводит в действие 16 колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=01555

Доброю и благотворительною целью естественно (!) оправдывается и само средство 43 , уделить из общих сиротских сумм ничтожную (!) часть для облегчения общей (?) участи сирот при получении пенсии. Если этот расход считать излишним; то, на основании мнения, выраженного ревизионным комитетом, точно также можно считать излишнею и большую часть расходов по попечительству, как-то: наем квартиры и жалованье секретарю, письмоводителям, сторожу и проч. и пр. 44 ; ибо квартиру можно было бы отвести в любом церковном доме 45 , секретарем сделать любого диакона, письмоводителями дьячков 46 , сторожем – церковного сторожа; пособия иногородним сиротам рассылать не через почту, а через благочинных, когда они являются в консисторию и в попечительство с годичными отчетами 47 и проч. Все эти труды производились бы бесплатно, и чрез то выгадывалась бы сумма, равняющаяся доле уже не одной сироты, а десяткам сирот 48 . Если же все эти расходы признаны необходимыми 49 ; то почему же не допустить какого-нибудь ничтожного 50 расхода на выдачу казначею попечительства, для вышеозначенного предмета через что освобождаются от трат те же вдовы и сироты? Казначею попечительства, без того, приходится делать, кроме ведения приходорасходных книг, частые поездки в банк для внесения и вынутия капиталов и в почтамт – для принятия и отсылки денежных сумм, не получая за то ни постоянного жалованья, ни временного вознаграждения 51 , между тем как на таковые разъезды в каждом присутственном месте или полагается казенная лошадь или назначаются особые деньги сверх жалованья 52 . За всем сим, если комитет позволил себе право (совершенно ему не принадлежащее) осуждать и отменять 53 распоряжения правительства 54 и предлагать свои определения; то ему надлежало бы позаботиться о том, чтобы предложить мнения более зрелые и средства более обдуманные, нежели те, которые им представлены 55 . Предлагая попечителям и благочинным являться, за получением сиротских денег в Исаакиевский собор в дни царских молебнов, они вовсе не приняли в соображение: что а) в Исаакиевский собор к молебнам собираются только нечередные священнослужители и притом одной адмиралтейской стороны, за исключением частей заречных, следовательно отнюдь не все попечители и благочинные; б) некоторые из них, а именно члены консистории, не обязаны являться, кроме дней табельных, свободных от присутствия в консистории; в) дни царских молебнов не всегда совпадают, а иногда и далеко не совпадают со сроками выдачи сиротских пособий; г) получение денег прямо из казнохранилища, находящегося в Исаакиевском соборе, будучи соединено со многими и разными канцелярскими формальностями, требующими и значительного времени и собрания разных лиц, невозможно; и наконец д) назначать кафедральный храм местом денежных расчетов и, притом, в дни нарочитых собраний духовенства, совершенно непристойно и неуместно; так что нельзя не удивляться, как могла образоваться такая мысль 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Малахитовые колонны Исакиевского собора отреставрируют Санкт-Петербург, 12 марта 2004 г. Знаменитые малахитовые колонны Исакиевского собора в Санкт-Петербурге нуждаются в серьезной реставрации. Тонкие пластины из полудрагоценного камня, склеенные друг с другом специальной мастикой, осыпаются. Выполнять кропотливую работу по восстановлению выпавших малахитовых фрагментов будут мастера, которые воссоздавали Янтарную комнату, сообщает телекомпания НТВ. Малахитовые колонны Исаакиевского собора, наконец, будут отреставрированы. Для непосвященных не очень понятно, о какой реставрации идет речь. Директор музея-заповедника показывает главную проблему каменного чуда, созданного из уральских самоцветов, - это осыпи. Колонну залепили пластилином. Это было сделано потому, что поставить выпавшие малахитовые детали обратно невозможно. Тонкие пластины из полудрагоценного камня настолько плотно прилегают друг к другу, что рассмотреть стыки можно только при особом освещении. Борис Игдалов осматривает будущий объект реставрации и уже точно уверен, что малахитовые колонны потребуют несколько лет кропотливой работы. Специалисты его мастерской воссоздавали Янтарную комнату. Новая работа по сложности будет сопоставима с непростым ее элементом – флорентийской мозаикой. Только в Исаакиевском соборе речь идет о площади большей в сотни раз. Малахит также необходимо подогнать по рисунку и цвету. Немаловажная составляющая – особая мастика, высыхание которой и привело к осыпи. Малахитовые колонны только производят впечатление монолитных. На самом деле они многослойны, из тысяч фрагментов, приклеенных мастикой к бронзе. Сердцевина колонны – чугун. То, что между малахитом и бронзой образовались пустоты, слышно даже без специальных приборов. В Российском государственном архиве хранятся важные документы, которые раскрывают тайну создания малахитового шедевра: малахит наклеивают на бронзовые тамбуры посредством горячей мастики. Как свидетельствуют документы 1844 года, из дела о посещении государя императора строения Исаакиевского собора, собранный в мозаику малахит испытывали 40-градусной жарой. Мастера-подрядчики давали гарантию и в случае появления дефектов обязались вернуть деньги. Работы обошлись в 3200 рублей серебром. Все бумаги, касающиеся колонн, историки объединили в одно «малахитовое дело». Чертежи и рисунки открывали только часть истины.

http://pravoslavie.ru/9226.html

В субботу, в час дня, было заседание Комиссии помощи голо­дающим с президиумом правления Общества и с благочинными. Новицкий сообщил о своей поездке к Патриарху, а затем Митропо­лит сообщил, что его вызывают в Смольный по вопросу об изъятии ценностей. Обсуждали; направление складывалось довольно ясное - отрицательное. Затем был приглашен Введенский, прочитавший тезисы своей лекции и выслушавший ряд замечаний, к которым, од­нако относился неодобрительно. В предисловии к своей речи он заявил о мучениях своей совести при общей спячке, и это вызва­ло (в конце) замечание Новицкого о том, что он забывает, что правление Общества давно заботится об этом, а не «спит». Это последнее создало инцидент: Введенский на другой день написал письмо Новицкому, довольно беспорядочное и резкое, и приложил заявление своего приходского совета о выходе из состава Обще­приходского собрания из-за отрицательного будто бы отношения правления к вопросу о помощи голодающим. Обычная его пере­держка. В воскресенье я служил в Исаакиевском соборе, где за при­частным Владыка собрал все бывшее там духовенство около престо­ла и просил помолиться о нем ввиду его вызова в Смольный. Это вызвало обсуждение вопроса духовенством после литургии, где бы­ло решено оповестить об этом и паству. Вечером у нас в Казанском соборе была торжественная вечер­ня. Служил Преосв. Алексий. Говорили речи: Чепурин, Заборовский, Митроцкий; вначале сказал Преосв. Алексий, а в конце, перед молебном я. Я говорил по поводу обращения Митрополита, о молитве за него. Говорил горячо и сильно; настроение было при­поднятое; были даже истерики... Вчера было заседание правления, на которое явился Митропо­лит, рассказавший о посещении Смольного; осветил все и Ковшаров, сопровождавший туда Владыку вместе с Заборовским. По сло­вам Владыки, результаты будто бы превзошли ожидания; твердость и мужество Владыки, письменно представившего свой ясный взгляд на это вопрос, сделали то, что принудительное отобрание не бу­дет применено, будет лишь добровольное пожертвование, устроит­ся самостоятельная работа Церкви в этой области, ей будет дана возможность открывать питательные пункты, приобретать хлеб и т.п. Было высказано даже, что им хотелось бы и впредь жить в добро­соседских отношениях так же, как жили доселе. Учреждена комиссия с нашими представителями. Словом, как будто вопрос налажи­вается, как будто «блестящая победа».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

—809— отвечает он. – «Но теперь вопрос: Кого в Варшаву назначить?» – «Как Вы думаете, преосвященный? Нужен человек осторожный и благоразумный». Я указал на Саратовского Епископа Иоанникия, как знаемого мной по ректорству его в С.-Петербургской Семинарии. «И преосвященный Димитрий, – говорит, – его одобряет». Он и был назначен, – и я первый послал поздравительную телеграмму Иоанникию. Думал ли я тогда – быть преемником его в Варшаве? Судьбы Божии – бездна многа. С Плетневым виделись мы нередко. Однажды он приезжает ко мне с вопросом: «Не знаете ли Вы студентов академии, которых можно бы послать за границу для приготовления к профессорству в Университете?» Я указал ему, между прочими, Владиславлева, бывшего в опале с другими по случаю, о котором речь будет впереди, и находившегося при отце в Новгородской губернии. Его вызвали, послали за границу, и он вполне оправдал мою рекомендацию, сделавшись впоследствии ординарным профессором философии, а теперь – и ректором. Такой случай не указывает ли на бдительность Промысла Божия в жизни людей? По управлению Епархией и Лаврой – шло дело обычным порядком. Никаких особенных приключений не случалось, да и время управления было короткое. Должность наместника Лавры занимал тогда еще внове архимандрит Никанор, из протоиереев Волковского кладбища, – человек опытный, но не по отношению к монастырским делам и братии. Под монашеской рясой и клобуком он был тот же протоиерей, любивший стяжание. Авторитета в Лавре он не имел, да и жил недолго, как поступивший в Лавру уже в преклонных летах. Это замечательный во время оно в Грузинах при Аракчееве протоиерей и благочинный над духовенством военных поселений. Авторитетом великим пользовался духовник старец архимандрит Мельхиседек не только в Лавре, но и во всей столице. Это назидательная личность. Он умер около 90 лет будучи. – Я и похоронил его. —810— Прибытие в С.-Петербург Митрополита Исидора и моя служба при нем Августа 13-го 1860 г. прибыл на Петербургскую Митрополию Исидор из Киева. Близ ворот Лавры я со всей братиею встретил его с краткой речью. После обычного краткого молебствия в Соборе Лавры, проводили мы нового Владыку в доме его, где собрались все чины духовного ведомства с приветствием обычным. Это было утром, часов в 12-ть. Первое служение его совершено им в Лавре, а второе в Исаакиевском Соборе, где собрано было все духовенство. Речь произносил при входе в Соборе кафедральный протоиерей А.И. Окунев с большим волнением, которое имело на него вредное влияние, как на полнокровного. Да и речь-то была не короткая. На обедни говорил вступительное слово митрополит Исидор. Обедню служил со мной и преосвященным Нектарием Выборгским – ректором Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В субботу, в час дня, было заседание Комиссии помощи голодающим с президиумом правления Общества и с благочинными. Новицкий сообщил о своей поездке к Патриарху, а затем Митрополит сообщил, что его вызывают в Смольный по вопросу об изъятии ценностей. Обсуждали; направление складывалось довольно ясное – отрицательное. Затем был приглашен Введенский, прочитавший тезисы своей лекции и выслушавший ряд замечаний, к которым, однако относился неодобрительно. В предисловии к своей речи он заявил о мучениях своей совести при общей спячке, и это вызвало (в конце) замечание Новицкого о том, что он забывает, что правление Общества давно заботится об этом, а не «спит». Это последнее создало инцидент: Введенский на другой день написал письмо Новицкому, довольно беспорядочное и резкое, и приложил заявление своего приходского совета о выходе из состава Общеприходского собрания из-за отрицательного будто бы отношения правления к вопросу о помощи голодающим. Обычная его передержка. В воскресенье я служил в Исаакиевском соборе, где за причастным Владыка собрал все бывшее там духовенство около престола и просил помолиться о нем ввиду его вызова в Смольный. Это вызвало обсуждение вопроса духовенством после литургии, где было решено оповестить об этом и паству. Вечером у нас в Казанском соборе была торжественная вечерня. Служил Преосв. Алексий. Говорили речи: Чепурин, Заборовский, Митроцкий; вначале сказал Преосв. Алексий, а в конце, перед молебном я. Я говорил по поводу обращения Митрополита, о молитве за него. Говорил горячо и сильно; настроение было приподнятое; были даже истерики... Вчера было заседание правления, на которое явился Митрополит, рассказавший о посещении Смольного; осветил все и Ковшаров, сопровождавший туда Владыку вместе с Заборовским. По словам Владыки, результаты будто бы превзошли ожидания; твердость и мужество Владыки, письменно представившего свой ясный взгляд на это вопрос, сделали то, что принудительное отобрание не будет применено, будет лишь добровольное пожертвование, устроится самостоятельная работа Церкви в этой области, ей будет дана возможность открывать питательные пункты, приобретать хлеб и т.п. Было высказано даже, что им хотелось бы и впредь жить в добрососедских отношениях так же, как жили доселе. Учреждена комиссия с нашими представителями. Словом, как будто вопрос налаживается, как будто «блестящая победа». 27 февраля/12 марта. Воскресенье. 9 вечера

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010