Когда в авг. 1812 г., перед вступлением франц. войск в Смоленск, Смоленский и Дорогобужский еп. Ириней (Фальковский) покинул епархию вместе с частью духовенства, Е. был назначен временно управляющим и Смоленской епархией. Однако пережитые трудности сказались на его здоровье: 2 мая 1813 г. он ушел на покой, поселившись в Лаврентиевом калужском в честь Вознесения Господня мон-ре . Проводил время в посте и молитве, собрал обширную б-ку на рус., лат. и франц. языках. Заложил у стен обители фруктовый сад. По воспоминаниям современников, обладая слабым здоровьем, Е. вел аскетический образ жизни, регулярно совершал богослужения, черпая силы «у престола». «Я только тогда чувствую себя здоровым, когда служу»,- признавался он. Скончался во время литургии в день празднования Вознесения Господня. Завещал похоронить себя в Лаврентиевом монастыре, но по ходатайству почитавших архипастыря калужских горожан погребен в кафедральном Троицком соборе Калуги, около юж. стены. Отпевание архиерея совершил Тульский и Белёвский еп. Амвросий (Протасов) . В XIX - нач. XX в. на могиле Е. служились панихиды, верующие получали исцеление. В 20-х гг. XX в. собор был закрыт, в нем располагались различные учреждения. После возвращения собора Калужской епархии в 1991 г. в подвальных помещениях были обнаружены оскверненные останки неск. архиереев. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов//РНБ ОР. Ф. 102. Ед. хр. 431. Соч.: Слово на новый год. М., 1804; Речь на случай торжества... янв. 1805 г.]. М., 1805; Наставление к избирательному собранию граждан архангелогородских, 18 дек. 1804 г. М., 1805; Слово в день Покрова Пресв. Богородицы, говоренное Преосв. Евлампием, еп. Калужским и Боровским, 1 окт. 1810 г.// Леонид [Кавелин], иером. История Церкви в пределах нынешней Калужской губ. и калужские иерархи. Калуга, 1876. С. 270-274; То же. М., 1810. Лит.: Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 489-496; Геннади. Словарь писателей. 1876. Т. 1. С. 334-335; Леонид [Кавелин], иером. История Церкви в пределах Калужской губ. и калужские иерархи. Калуга, 1876. С. 171-191; ЖПодв. Май. С. 199-208; Сведения о преосв. Евлампии (Введенском), еп. Архангельском//Странник. 1879. Т. 2. 6. С. 357-368; Учреждение Архангельской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889. С. 12; Извеков М. С. О пребывании Калужской иконы Божией Матери в Калуге (1813-1817 гг.) по ходатайству преосв. Евлампия. Калуга, 1894; Волков В. М. Библиогр. указ. рус. духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и пол. 20-го ст. Загорск, 1961. Ч. 1. С. 263. Ркп.

http://pravenc.ru/text/187166.html

земля и прах. саваданилов сын, и вы господа мои отцы, и братия, сию книгу правила, почитаите и исправливайте, а мене многогрешного не клените, а мир и любовь, да будет со всеми вами, аминь». XVII. Сборник преп. Германа Соловецкого, рукописный, 1460 г. с надписью на 1-мъ листе: «Книга Германа монастырская старая. Лето 6968». Из Соловецкой библиотеки, 802. XVIII. Книга о священстве св. Иоанна Златоустно го, печат. XIX. 7122–1614 г. во Львов. Из Соловецкого монастыря, 1578. XX. Устюжская Кормчая. (Фотографический снимок с фотогравюры Шерера. Приложение 1-е к истории славянского перевода символов веры , А. Гезена). Устюжская Кормчая книга принадлежала Архангельскому монастырю в Устюге Великом; она теперь хранится в Румянцевском музее под 230. Книга писана в XIII в.; в ней тест Никейского символа помещён на обороте 1-го листа. XXI. Раскольническая картина Изображает ад, из него змей изрыгает свой яд в уши папы Римского, по тысячи лет, папа из кувшина переливает (в 666 г.) в кувшин жены, олицетворяющей православную церковь , чада которой за столом пользуются брадобритием и обливаньем; в 1800 единоверцы просят того-же яда в горшочек и она отливает из кувшина, а за единоверцами протягивают к единоверцам руку общения австрийцы окружники. Всех их отвергает Господь. 6. Список книг, рекомендованных Съездом миссионеров для миссионерских противосектантских библиотек//Миссионерское Обозрение, 1897, август, 717–717 а) для библиотек церковно-приходских Библия на славянском языке с параллельными местами. Библия на русском языке с параллельными местами. Книга правил св. апостолов и соборов. издание Св. Синода. Св. Иоанна Златоустно го беседы на книги св. Писания Нового Завета на русском языке. Е. Михаила, Толковое Евангелие и Апостол (Четвероевангелие, Даяния Апостолов и Соборные послания), 1–5 кн. Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, Деяний Ап. и Апокалипсиса 1–3 кн. Ириней Е. (Фальковский). Толкование Псалтири, нов. изд. Барятинская. Симфония на Новый Завет .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13 . Киевская Академия за все это время может указать только на двух мужей воспитанников своих, сделавших вклад в библейскую науку нашу. Это – 1) Ученик, учитель и ректор Киевской Академии Архимандрит Ириней (Фальковский), впоследствии Епископ Чигиринский, написавший Толкование на послания Апостольские, из коих впрочем, изданы только толкования на послания к Римлянам и Галатам (1806 – 7г.). 2) Воспитанник Невской Академии, впоследствии Архиепископ Курский, Феоктист (Мочульский), издавший (1808) сочинение под заглавием: Драхма от сокровища божественных Писаний В. и Н. Завета, т. е, сокращение правил, при чтении Св. Писания к знанию потребных. – К ним присоединить разве еще одного киевского воспитанника Ивана Тодорского, издавшего Священную Географию, собранную из разных писателей, с картами (1800 г). 14 Невская Семинария и потом Академия в рассматриваемое время также немного дала трудов по толкованию Писания и библейской науке. Воспитанник Невской Семинарии, впоследствии Протопресвитер, Сергий Краснотеков написал и издал Сокращенное изъяснение послания Ап. Павла к Римлянам (1801 г). Ректор Петербургской (прежней) Академии Архимандрит Антоний (Знаменский), в последствии Епископ Ярославский, написал и издал Compendium Hermenevticae (Р. 1806 г). К ним присоединить разве еще ректора Петербургской Семинарии Архимандрита Иннокентия (Смирнова) , впоследствии Епископа Пензенского, написавшего толкование на 1-й и 2-й псалмы, и учителя Невской Семинарии, потом священника Петра Вигилянского, написавшего и издавшего свящ. Географию (СПБ. 1808 г.) 15 И вне этих центров движения и развития богословской и библейской науки были люди, потрудившиеся, и некоторые много, над толкованием Библии и оставившие замечательные труды по этой части. 16 Сюда принадлежат: Евгений Булгар, родом грек (по предкам болгарин), получивший образование в иностранных университетах, с 1771 года русский подданный, в последствии Архиепископ Славянский и Херсонский. Он написал, между прочим, Размышления или примечания на пять книг Моисеевых, на греческом языке напечатанные в Вене (1801 г), перевел с французского на греческий трактат Безобра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

10 или 11 янв. 1786 г. Фальковский подал прошение на имя митрополита о пострижении в монашество. 28 февр. 1786 г., в первую субботу Великого поста, было совершено пострижение Фальковского в монашество. «Постригал меня,- вспоминал он,- в Киево-братской Богоявленской церкви сам архимандрит и ректор Варлаам так, как послушника сего монастыря своего,- с наречением мне имени Иринеа; а под мантию меня вел к постригу, в звании духовного отца и наставника, префект и богословии учитель Димитрий Устимович» (цит. по: Булашев. С. 88-89). 1 марта митр. Киевским Самуилом (Миславским) И. был рукоположен во диакона, а 31 мая - во иерея. В то же время продвигалась и служба И. в академии. 1 сент. 1787 г. он был назначен учителем поэзии, геометрии, алгебры и архитектуры. В 1788 г. стал преподавать математику «чистую» (алгебру, геометрию) и «смешанную». Для последней он в 1793-1794 гг. составил руководство из разных авторов, «Сокращение смешанной математики, разделенное на 2 части» (1-я часть включала механику, гидростатику, аэрометрию, гидравлику, оптику и др.; 2-я - сферическую тригонометрию, начала астрономии, географию, хронологию и др.); в свет не вышло (Там же. С. 96). Еще один учебник по математике, «Новое краткое руководство к арифметике, соединенное с начальною алгеброю», был составлен И. позднее, в период его служения епископом Смоленским. Это «Руководство» не окончено и не издано. В 1787 г. вышло «Сокращение церковной хронологии, называемой просто наукою о пасхалии». В нем 4 главы: о вруцелете и круге Солнца; о кругах лунных и епактах; о способе нахождения дня Пасхи и других зависящих от него праздников; о пасхальных таблицах; в приложении - о способе нахождения рим. Пасхи. «Сокращение церковной хронологии...» получило широкое распространение за пределами школы. К сфере математики относятся работы И. «Новый способ скорого сыскивания вруцелет и златых чисел во всяком данном году» и «Новый способ деления смешанных дробей, сысканный 1 декабря 1798 года». До 1792/93 уч. г. И. преподавал поэзию по руководству, составленному кем-то из прежних преподавателей, возможно, свт.

http://pravenc.ru/text/674029.html

   В известном смысле “западничество” было неизбежно в преобразованных духовных школах, именно в школьном порядке. Учиться приходилось по иностранным книгам и руководствам. Первой задачей преподавателей и было именно это введение в русский школьный оборот современного ученого и учебного материала западных богословских училищ. И с постепенным переходом преподавания на русский язык вопрос о составлении или переводе “классических” книг, т. е. учебников, стал особенно острым, каким он не был перед тем, пока латынь оставалась единым и общим языком богословского преподавания и учености на Западе и в России. Устав 1814-го поощрял преподавателей к составлению собственных записок или руководств, в эпоху “обратного хода,” это было взято, напротив, под подозрение, ибо затруднялся контроль и проверка. В первые десятилетия прошлого века учились по иностранным руководствам, в переводе или в подлиннике, иногда в пересказе, — первые русские книги и бывали не более, чем пересказом. По Священному Писанию это были книги митр. Амвросия Подобедова (Руководство к чтению Священного Писания, М. 1799, книга Гофмана) и Рамбахия Institutiones hermeneuticae sacrae, — по Рамбахию была составлена диссертация Иоанна Доброзракова, одно время ректора Петербургской академии, Delineatio hermeneuticae sacrae generalis (1828), которая также применялась в качестве “классической книги.” По богословию “созерцательному” (т. е. теоретическому, или догматическому) все еще оставались книги предыдущего столетия, — Прокопович, чаще всего Ириней Фальковский, редко русские книги Платона или Макария Петровича, изредка и святителя Тихона “Об истинном христианстве.” В академиях появляются и новые авторитеты. В Киевской это был Добмайер, в Московской ректор Поликарп читал по Либерману, пользуясь и другими новыми курсами, вышедшими в Германии. Несколько позже Филарет Гумилевский читал по Клею и Бреннеру, “не без внимания к мнениям германского рационализма.” Рекомендовалось при этом обращаться к отеческим творениям, но практически в то время внимание почти всецело поглощалось новейшей литературой. Ректор Поликарп имел обыкновение по каждому вопросу приводить свидетельства отцов Восточной церкви и выписками из них занимал студентов старших курсов...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4 ч. получил письмо из Харькова от председателя Правления Епархиального свечного завода, протоиерея Павла Петр. Тимофеева 756 . Препровождая ко мне отчеты этого завода за два последних года, он писал от 29 июля: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец! В 1878 году Вашему Высокопреосвященству благоугодно было, по желанию Епархиального духовенства, открыть в Харькове Епархиальный завод для производства церковно-восковых свечей из чистого пчелиного воска, а меня, как неопытного в этом деле управителя, командировать в те епархии, где в то время уже существовали епархиальные заводы. С Вашего Архипастырского благословения, с Божиею помощию, это учреждение за последние 6 лет выдало из прибылей от своих оборотов на потребности духовно-учебных заведений, в пользу бедных духовного звания и другие нужды епархии 152,234 р. 92 к., и кроме того тот капитал, который вручен был при открытии завода, увеличился более нежели в 6 раз. Как основателю этого полезного учреждения, видимо призвавшему на него Божие благословение, я считаю долгом для себя повергнуть пред Священною особою Вашего Высокопреосвященства отчеты Харьковского Епархиального свечного завода за 1887 и 1888 гг. Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник и преданный сын»... В ответ на это писал я от 17 августа: «Получив препровожденные ко мне при письме вашем от 29 минувшего июля печатные отчеты Харьковского Епархиального свечного завода за 1887 и 1888 гг., искренно благодарю Вас и сотрудников ваших за добрую ко мне память. Сердечно радуюсь о блистательных успехах ваших трудов на пользу епархии. Тверский свечный завод, к сожалению, не может похвалиться такими успехами. Призывая на Вас и на соучастников в ваших трудах Божие благословение, с искренним к Вам благорасположением и уважением пребываю». От 10 ч. писал я в Петербург А. В. Гаврилову: «Посылаю Вам еще книжицу, изданную по поводу нашего семинарского юбилея. Примите и ее благосклонно. Меня удивило то, что преосвящ. Кирилл 757 , нареченный уже епископом самостоятельной кафедры (Екатеринбургской), низведен на степень викария. Правда, подобные примеры были и прежде, напр., Ириней 758 Фальковский из Смоленских епископов назначен был Чигиринским, но ему присвоено было название не Викария Киевской митрополии, а коадъютора. Так бы следовало назвать и Преосвящ. Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Платона — первый систематический курс, долго служивший руководством в духовных школах. С конца XVIII же столетия начали появляться первые труды знаменитого русского историка и археолога Евгения Болховитинова: «Жизнь св. Тихона Воронежского» (1796), «О древнем богослужебном пении и особенно пении Российской церкви», «Описание Воронежской губернии»(1800), исследование о папской власти (1800), «Историческое изображение Грузии» (1802), «О соборах Российской церкви» (1803), «О духоборцах» и «Историческое обозрение духовных училищ», напечатанное в I m. Истории Российской иерархии. Преобразование духовных школ еще более оживило духовную науку и церковное витийство. В первое время по преобразовании главными деятелями на поприще проповедничества оставались еще питомцы старой духовной школы, — викарий Платона Августин, Амвросий Протасов Тульский, потом Казанский и Тверской († 1831), ученый Ириней Фальковский, оставивший до 1300 проповедей, и другие. По русской истории самым капитальным трудом был совместный труд ректора новгородской семинарии Амвросия Орнатского (после епископа Пензенского, † 1827) и Евгения: «История Российской иерархии» в 6 частях (1807-1816 гг.) — необходимая справочная книга, давшая прочное основание последующим трудам по русской церковной истории. Евгений до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Одно время в начале своей деятельности он принимался было за составление полной систематической русской церковной истории, но, вероятно увидав, что за такой труд еще рано приниматься, оставил его в рукописи недоконченным. Во всех епархиях, где он служил: в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве — везде он изучал местные архивы, собирал сведения об иерархах, монастырях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так, появились его «Разговоры о древностях Новгорода», материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей, статья о пермских древностях, «История княжества Псковского», «Летопись Изборска», «Описание Киево-Софийского собора» и Киево-Печерской лавры и другие; много лет он работал над составлением своих знаменитых «Словарей российских писателей» («Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина», 1818, 1827 исп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В 1770-х годах явились в печати отдельные трактаты Феофанова богословия на латинском и русском языках. (Об изданиях их в Словаре м. Евгения и в Обзоре русской духовной литературы, т. II, преосв. Филарета.) Какая живость в изложении у Феофана, можно судить по следующей выписке из сочинения его: «de processione Spiritus Sancti» о лионском соборе: «собор оный есть весьма увеселительная история и достойная прочтения, если время дозволит. Нет ничего тамо невеселого и неприятнаго, нет никаких споров и никаких прений. Но в каждом заседании великолепное зрелище открывается, сиречь, каким образом святейшего папу диаконы обувают, раздевают, облачают, куда он обращается, когда он встает, стоит, сидит? Каким голосом начинает церковные стихиры? Кто говорит к народу: преклоним колена? Потом кто вопиет: горе имеем сердца. Ибо все сии церемонии местеры именно там описываются: a сие, как я думаю, знать к великой пользе церкви послужит. Еще, сверх сего, повествует история, что, по окончании каждой таковой церемонии и после каждого папского телодвижения, сам папа незнаемо что-то проповедывает, прочие же отцы, тамо присутствовавшие, все были настоящими зрителями комедии. Они ничего не делали, ничего не говорили: толикая бо уже в тогдашнее время обладала грубость и неведении церковного правления. На тот же самый собор вызваны два великие противоборцы, а именно Фома Аквинат доминиканец и Бонавентура францисканец: но оный еще в пути умер, а сей в Лионе – прежде расшествия собора; да и весьма благовременно; ибо что бы тамо делать или с кем спорить столь высоким богословам». Киевский митрополит, Самуил Миславский, дополнивши Феофановы уроки, по его плану и методу, издал их в виде целой системы, в 3-х томах, Лейпциг 1782 г. После того, ректор Киевской академии, Ириней Фальковский, составил из неё сокращённый учебник и напечатал в 1805 г. 38 В 1736 г. рукопись Иго Господне потребована была в Тайн. канцелярию. Мы видели её там между полусогнившими бумагами страшной канцелярии. Другой экземпляр в синод. Архив. 61. 39 Письмо Феофана к киевскому архиепископу Рафаилу Заборовскому, 8 марта 1736 г. Русский Архив 1865 г. стр. 439–444. 45 Homunculus ille est nequam, fastuosus, leviculus. Tales autem nebulones non suaserim fovendos. Epistola 3. Читать далее Источник: Издание Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук (Вас. Ост., 9 л., 12). 1868. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург, ноябрь 1868 г. Непременный Секретарь, Академик К. Веселовский. Из сборника статей, читанных в Отделении Русского языка и словесности. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Ходатайство было вполне уважено. В присланном ответном указе Святейшего Синода читает, между прочим: «игумена Афанасия, в рассуждении необходимой надобности его при Киевской Академии, перевести настоятелем в Киево-Выдубицкий монастырь (с оставлением в прежней должности), а сего монастыря игумена Феодосия – в Козелецкий Георгиевский монастырь». 338 Еще более рельефным примером того, как дороги были митрополиту Иерофею интересы науки, может служить инцидент его с Иринеем Фальковским. Перипетии этого весьма интересного дела таковы. 339 По распоряжению митрополита Иерофея, из Киевской Академии взят обучавшийся в ней мальчик (из Брацлавской епархии) «к апробации, имеет ли он способность к певческой должности». Это было благодеяние со стороны митрополита, так как обычно все воспитанники, поступавшие в митрополичий хор, пользовались от митрополитанского дома всем необходимым содержанием. 340 Но в данном случае распоряжение митрополита вызвало сильное неудовольствие репетитора названного мальчика, студента богословия Семена Романовского. Явившись в домовую архиерейскую церковь , он «при собрании народа, пенял за то певческого регента и прочих; между же многими, с грубостью сопряженными, словами сказал и то, что митрополит не имеет права брать мальчиков другой епархии в певческую». Озлобление репетитора было так велико, что он порывался даже проникнуть в архиерейские покои и настоятельно требовал допустить его до самого митрополита. 341 Узнавши о таком поступке Романовского, митрополит Иерофей призвал к себе учителя богословия Иринея Фальковского и приказал ему «сделать оному Романовскому, вместо наказания, выговор в богословском классе, при бытности Академии префекта». Но Ириней не только не исполнил означенного приказания, но в тот же день (21 марта 1799 года) написал к Иерофею в высшей степени оскорбительное письмо – «послание», которое наполнил выражениями, «ни академическим положениям, ни образу заведенного в обществе порядка несоответственными». 342 По получении такого письма, митрополит не мог, конечно, в силу своего положения, оставить его без всяких последствий, не говоря уже о том, что он и лично должен был оскорбиться им в высшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

364 Вместе с расписанием, митрополиту представлен был «реестр» имевшихся в академической библиотеке книг экономического и медицинского содержания, но, к сожалению, он не сохранился (Акты Аскоченского, т. III, 109). 366 Правление Киевской Академии открыто по указу митрополита Иерофея 16 декабря 1798 года (Акты Аскоченского, т. III, 111). 367 Тем более, что оно неизвестно доселе в печати. Серебренников ошибочно считает первым расписанием вышеприведенное нами расписание 1798 г. (Серебренников, «Киевская Академия…», стр. 117, прим. 2). 368 Суммирование чисел по таблице даёт результат 3850. В оригинале стоит 3750 – Редакция Азбуки веры. 369 Это расписание найдено нами в рукописном сборнике Киево-Софийской библиотеки 379, стр. 100), принадлежащем перу Иринея Фальковского. 373 В силу указа 10 апреля 1786 года, в Киевской епархии закрыты были следующие Киевские монастыри: а) мужские: Богоявленский-Братский, Кирилловский-Троицкий, Петропавловский-Софийский, Трехсвятительский, Межигорский, Китаевская пустынь; b) женские: Иорданский, Богословский и Вознесенский. Ср. Чудецкий «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX веках». Труды Киевской духовной академии, 1877 г. 4. 374 «Мы были подобны, замечает по этому поводу Ириней Фальковский, оным сынам Израиля, кои воспевали: на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом» (Рукописи Киево-Софийского собора, VIII, 4). 375 Н. Мухин: «Киево-Братский училищный монастырь», стр. 199; Аскоченский «Киев», т. 2, стр. 354. 379 Из «всеподданнейшего доклада» Святейшего Синода государю Павлу Петровичу 15, ibid., стр. 6–7). 381 Эта записка составлена на основании «описания Гамалеевского монастыря», хранившегося у арх. Иринея. 385 На основании письма митрополита Иерофея (от 11 июля за 2768) можно думать, что сообщение о высылке Исаакия получено им от настоятеля Новгород-Северского монастыря, архимандрита Феофана. 393 Не заключается ли в этих словах письма митрополита ключ к разрешению странного поведения Черниговской дикастерии?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010