Произведенное испытание еще раз подтвердило отличное знание Храппановым иностранных языков. «По заверению учителя богословия иеромонаха Иринея, читаем мы в рапорте Академии, представленном митрополиту, Храппанов оказался особенно искусным в знании немецкого языка». Рекомендация такого ученого, как иеромонах Ириней Фальковский, бывшего, так сказать, «светилом» академической науки описываемого нами времени, имела для Храппанова решающее значение: 330 он был тотчас же назначен учителем в высший немецкий класс (практический). 331 Положенное ему на первый раз небольшое жалованье, в размере 50 рублей, менее чем через полгода было увеличено митрополитом вдвое. Интересы науки побуждали митрополита Иерофея заботиться не только о привлечении в Академию новых ученых сил, но и об удержании в ней старых. В объяснение этой деятельности митрополита сделаем небольшое отступление. Хорошо известно и в наше время тяжелое бедственное положение тружеников науки, заставляющее их нередко оставлять ученую службу и искать более выгодного, в смысле материального обеспечения, места. В описываемое время положение их было еще тяжелее. Так, до 1786 года учителя Академии не получали какого-либо определенного штатного жалованья. Так называемые «консоляции» (временные и постоянные) митрополитов служили для них самым главным источником удовлетворения насущных потребностей. Сборы с воспитанников, которые, впрочем, носили всегда неопределенный характер, были второю и последнею их доходной статьей. С 1786 года, то есть, со времени назначения штатного оклада в Академии (9 тысяч рублей), учителя стали получать более или менее определенное жалованье. Но так как оно было весьма незначительно, а при прогрессивно возрастающей с каждым днем дороговизне предметов потребления и совсем ничтожно; то учителя Академии и вынуждались часто покидать храм науки, не дождавшись даже окончания учебного года. Такие уходы сопровождались самыми вредными последствиями для учебного дела. Во-первых, многие учителя перемещались из одного класса в другой 332 и без должной научной подготовки принимались за преподавание новых, нередко мало для них знакомых предметов; во-вторых, учащиеся, привыкшие к методе преподавания одного учителя, должны были применяться к способу обучения другого, что, при отсутствии в то время каких-либо строго определенных программ, являлось делом весьма нелегким.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для митр. Платона (Левшина) (1737–1812) Откровение равняется Свящ. Писанию, в котором записано то, что было вдохновлено Богом святым мужам: пророкам и апостолам (Левшин, 1765, с. 18–21). В катехизических публичных чтениях (1757/58 гг.) будущий митрополит озвучивал эту идею, разбирая вопрос «чему следует веровать»: «Всему тому, что нам в слове Божием открыто, потому что о Божеских вещах, не по определению человеческого ума, но от Святого Писания, которое от Бога произошло, рассуждать должно» (Левшин, 1781, с. 121). На следующий вопрос «Что ж должно разуметь о церковных преданиях?» он уточняет, что в Церкви принимаются только такие предания, «которые бы на Святом Писании неотменно имели утверждение, хотя чрез правильное, как говорится, заключение» (Левшин, 1781, с. 122). Употребляет систематически «священное Писание». Предание как технический термин не употребляет вовсе. Изредка говорит только о церковных преданиях. Этот же подход и особенности терминологии мы находим у архиеп. Сильвестра (Лебединского) (1754–1808), также и у иером. Ювеналия (Медведского) (1767–1809), который последовательно придерживается линии Феофана (Прокоповича) и в своей книге «Христианская богословия» (1806) пишет: «…так когда все знаки Божественного откровения находятся в Священном Писании, одно токмо оно и есть по справедливости Божественное откровение» (Медведский, 1806, с. 59–60). Также можно назвать архим. Макария (Петровича) (1734–1766) и еп. Иринея (Фальковского) (1762–1823). Его «Компендиум христианского православного догматико-полемического богословия» (1802) пользовался большой популярностью как учебное пособие. Компендиум задумывался и был реализован как сокращение курса Феофана (Прокоповича). Ириней полностью повторяет концепцию Феофана относительно источника Откровения и прямо заявляет о принципе sola Scriptura как руководящем методе богословия (Фальковский, 1802, с. 36). Терминология такая же: sacra Scriptura и traditiones во множ. числе. В сохранившемся рукописном конспекте курса лекций Иринея, читанного в 1821 г. в КДА, содержится точно такой же взгляд, что и в книге 1802 г. (Троепольский, 1821).

http://bogoslov.ru/article/6176570

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ (Фальковский Иван Иоакимович) (28.05.1762, с. Белоцерковка Лубенского полка (позже Полтавской губ.) - 29.04.1823, Киев), еп. Чигиринский, викарий Киевской митрополии, богослов, ректор КДА. Отец И., Иоаким Фальковский, несмотря на лишения и голод, учился в Киево-Могилянской академии, был одним из лучших учеников; к переходу в философский класс материальное положение его улучшилось. Однако по окончании курса философских наук Иоаким оставил академию (ему было уже за 30), решив принять священнический сан. Он женился на Параскеве, келейнице и дальней родственнице игумении Золотоношского мон-ря. В сент. 1756 г. они поселились в Белоцерковке, здесь у них родился сын, в св. крещении названный Иоанном (биографии И. содержат различные сведения о месте его рождения - Белоцерковка близ Киева ( Щеголев. 1867. С. 129), Белоцерковка Хорольского у., Белоцерковка Лохвицкого у.; автор наиболее обширной и систематической биографии И. утверждает, что И. ни в какой Белоцерковке, кроме Белоцерковки Пирятинского у., не был - Булашев. 1883. С. 11. Примеч.). После смерти жены (1769/70) Иоаким посвятил себя заботам о воспитании сыновей, Ивана и младшего Степана, дочь Елена вышла замуж и не нуждалась в особых заботах отца (Там же). Под руководством отца Иван изучил лат. грамматику, так что к 11 годам мог даже сочинять на латыни. Ириней (Фальковский), еп. Чигиринский. Портрет. 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) Ириней (Фальковский), еп. Чигиринский. Портрет. 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) В 1773 г. вдовый Иоаким Фальковский принял монашество с именем Иустин. В 1775 г. он был назначен настоятелем рус. церкви при Токайской комиссии (закупавшей венг. вина для рус. имп. двора). Токайская комиссия оказывала поддержку малоимущим студентам, приезжавшим из КДА в Австрию и Венгрию для продолжения образования. Иером. Иустин стремился дать сыновьям заграничное образование ( Петров. 1907. С. 461). 23 февр. 1775 г.

http://pravenc.ru/text/674029.html

В 1781 г. Фальковский начал «Краткое географическое описание Венгрии». В описании всех городов и селений придунайских он следовал И. Т. Саскию; затем дал описание задунайских городов и селений, а также описание городов и селений по обе стороны Тисы. Следующие разделы были посвящены сербским правительствам, роду венгерских вельмож, сербской монете и гербу. Далее шло «Прибавление о сербах особь», включавшее параграфы: «О природе и состоянии сербов», «О состоянии (внешнем) сербских церквей», «О состоянии сербских священников», «О церковном правительстве у сербов», «О уложении и регламенте сербском». 2-я часть «О Венгрии особь» содержит лишь неск. строк введения - работа осталась незаконченной. В кон. февр. 1783 г. Фальковский наконец смог отправиться в Россию вместе с транспортом вин для двора и в апр. прибыл в Киев. В 1783 и 1784 гг. он слушал лекции по богословию иером. Иоанна (Островского) (собственно богословие архиеп. Феофана (Прокоповича) , к-рое было издано только в 1792) в КДА, изучал евр. и греч. языки. 8 янв. 1784 г. Фальковский был назначен преподавателем арифметики (преподавал в течение года), затем инфимы (низшего класса). В 1785 г. был определен на вакантную кафедру нем. языка, но через год переведен в учители грамматики высшего класса и суперинтендентом академической бурсы. В тот же год началась и проповедническая деятельность Фальковского: как преподаватель академии он должен был написать по назначению митрополита проповедь и произнести ее в церкви. Для этого Фальковский предварительно был пострижен в стихарь. Первая проповедь была произнесена им в пятницу второй недели Великого поста на текст Мк 14. 38. Еще со времени смерти отца, сильно повлиявшей на впечатлительного юношу, Фальковский искал утешения в религии. Почти все свободное время посвящал чтению книг религиозно-нравственного содержания. Он не мог мириться с обыденной жизнью и решил предаться строгому подвижничеству. Незадолго до его возвращения на родину, в 70-х гг. XVIII в., в правительственных сферах обсуждался вопрос о сокращении числа монастырей и точном установлении их штата; целью готовящейся реформы было отобрать монастырские земельные владения; в Малороссии, однако, реформа по ряду причин была отложена.

http://pravenc.ru/text/674029.html

Скончался 29 апреля 1823 года. Погребен в Екатерининском приделе Златоверхого Киево-Михайловского монастыря. Преосвященный Ириней был человеком живого и ясного ума. Он много занимался научно-литературной деятельностью и оставил после себя множество работ. В библиотеке Киевской духовной академии хранилось 92 тома рукописей преосвященного Иринея, в которых помещено 1300 проповедей, множество речей и стихов на латинском языке, толкования на оба послания к Коринфянам и на оба послания к Солунянам, «Краткий церковный пролог», «Мартиролог», «Народный лечебник», каноническое сочинение «О степенях родства». В совершенстве зная языки латинский, греческий, еврейский, а также венгерский (на котором свободно писал), немецкий и французский, преосвященный Ириней занимался еще философией, механикой, гидравликой, военными науками, филологией, в особенности увлекался астрономией, для чего имел правильно устроенную обсерваторию, сочинял псалмы, гимны, элегии, стихиры и тропари. При такой обширной научно-литературной деятельности преосвященный Ириней был и горячим молитвенником, строгим аскетом, оставившим о себе добрую память в народе. В период нашествия французов находился в Смоленске и во все время осады города в полном облачении молился в церкви, и только при попадании бомбы в купол храма приближенные насильно увели его. Последние годы жизни епископ Ириней провел в затворе. Труды: Компендиум православного догматического богословия (на латинском языке). – 1802. Толкование на послание к Римлянам. – 1806. Толкование на послание к Галатам. – 1807. Календарь. – Киев, 1797. Сокращение математик. Пасхалия. – Киев, 1797. Записки//Киевские епархиальные ведомости. – 1862. Записки о Киевской академии. Христианское богословие в кратком изложении (латинский язык). Литература: Булашев Г. О. Преосвященный Ириней Фальковский. – Киев, 1883. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 15. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Этот «символический мир» книг ВЗ и НЗ, согласно Сковороде, тесно связан также с егип. и эллинской мифологией, с писаниями античных философов. Понимая внутреннее единство духовных основ человеческой культуры, на что, по его убеждению, указывают библейские символы, Сковорода подчеркивал, что путь к «священному храму Библии» лежит через диалог со святоотеческой традицией и с «языческими философами». Он критиковал метод «школьной» теологии: библейские образы часто получали у него толкование, отличное от традиционного, все «фигуры» Свящ. Писания, по его мнению, в равной степени указывают на Божественное начало и должны быть истолкованы аллегорически. Мн. представления Сковороды имеют сходство с современными ему идеями нем. мистики и пиетизма о «сердечном восприятии» Свящ. Писания (см. в ст. Сковорода Г. С.). Другой воспитанник К.-М. а., архиеп. Феоктист (Мочульский) , стремился на всех местах своего архипастырского служения реформировать систему духовных уч-щ и семинарий. Внедряя в подведомственных учебных заведениях курсы по изучению и толкованию Библии, архиеп. Феоктист создал одно из первых в России пособий по библейской герменевтике ( Феоктист (Мочульский), архиеп. Драхма от сокровища Божественных писаний Ветхого и Нового Завета, то есть сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных. М., 1809). Он участвовал в деятельности Российского Библейского общества , основал в Курске одно из первых его отд-ний. Выпускник К.-М. а. еп. Ириней (Фальковский) преподавал помимо др. предметов библейскую экзегетику. Интерес к достижениям зап. библейской науки соединялся в нем с верностью церковной традиции. Еп. Ириней - автор нескольких экзегетических трудов, одобренных Святейшим Синодом. Но напечатаны были лишь: Ириней (Фальковский), еп. Толкование на Послание св. ап. Павла к Римлянам. К., 1806; он же. Толкование на Послание св. ап. Павла к Галатам. К., 1807. Большая же часть его толкований на апостольские Послания осталась в рукописях. Выдающимися воспитанниками академии были заложены основы отечественной научной библейской герменевтики и экзегезы, преподавания библейских дисциплин, получивших развитие в академических традициях XIX - нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

с октября 1715 (1716) с 1718 по 1722 управлял Киевской митрополией †30.11.1726 (1724) Иоаким (Струков) епископ, рукоположен с 4.06.1727 по 7.06.1730 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский с 7.06.1730 по 13.04.1731 архиеп. Псковский, Нарвский и Изборский В 1733–1785 годах преобразована в самостоятельную епархию. Виктор (Садковский) епископ, рукоположен с 09.06.1785 по 13.04.1793 архиеп. Минский и Литовский Димитрий (Устинович) епископ, рукоположен с 14.08.1793 по 1.05.1795 еп. Смоленский и Дорогобужский Амфилохий (Леонтович) епископ, рукоположен с 24.06.1795 †1.07.1799 Малороссийский Переяславский епископ 68 Сильвестр (Лебединский) епископ, рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 еп. Полтавский и Переяславский Чигиринские епископы Викариатство учреждено 16 октября 1799 года Феофан (Шиянов-Чернявский) епископ, рукоположен с 12.02.1800 по 15.01.1807 еп. Полтавский и Переяславский Ириней (Фальковский) епископ, рукоположен с 24.02.1807 по 7.02.1812 еп. Смоленский и Дорогобужский Ириней (Фальковский) епископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский (повторно) с 6.07.1813 †29.04.1823 Афанасий (Протопопов) епископ, рукоположен с 29.07.1823 по 13.10.1826 еп. Нижегородский и Арзамасский Мелетий (Леонтович) епископ, свт., рукоположен с 21.11.1826 по 21.04.1828 еп. Пермский и Екатеринбургский Кирилл (Куницкий) епископ, рукоположен с 13.05.1828 по 5.01.1835 на покое; †16.04.1836 Владимир (Алявдин) епископ, рукоположен с 20.01.1835 по 26.09.1836 еп. Костромской и Галичский Иннокентий (Борисов) епископ, рукоположен с 3.10.1836 (1837) по 1.03.1841 еп. Вологодский и Устюжский Иеремия (Соловьев) епископ, рукоположен с 6.04.1841 по 2.01.1843 еп. Кавказский и Черноморский Варлаам (Успенский) епископ, рукоположен с 31.01.1843 по 30.06.1845 еп. Архангельский и Холмогорский Аполлинарий (Вигилянский) епископ, рукоположен с 15.08.1845 †10.01.1858 Антоний (Амфитеатров) епископ, рукоположен с 30.03.1858 по 31.10.1859 еп. Смоленский и Дорогобужский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сосуществование К.-Б. м. и К.-М. к. не всегда было мирным. Часть доходов от имений мон-рь выделял на содержание преподавательского состава, и преподаватели неоднократно требовали увеличения расходов обители. Так, в 1751 г. братия жаловалась митрополиту на настоятеля архим. Сильвестра (Ляскоронского), который бесконтрольно тратил монастырские суммы на содержание профессоров, а монахам не обеспечил ни достойного содержания, ни качественного питания. Др. конфликт возник в 1759-1760 гг., когда архим. Давид (Нащинский) по требованию братии пытался урезать расходы на материальное содержание преподавателей. По жалобам преподавателей решением Киевского митрополита он был уволен как с должности ректора, так и с должности настоятеля и переведен в Гамалиевский Харалампиевский мон-рь. Конфликты между братией и академической корпорацией прекратились лишь ок. 1774 г., когда Киевские митрополиты стали лично распределять монастырские доходы между обителью и К.-М. к. 10 апр. 1786 г. был издан указ имп. Екатерины II о секуляризации монастырских имений в пределах Киевской митрополии. К.-Б. м. был закрыт. Одной из причин упразднения была объявлена его «малобратность» и то, что он являлся «придатком» коллегии. В 1786 г. в К.-Б. м. проживало 19 монашествующих и белый священник на правах послушника. Вместе с келейниками и прислугой количество насельников составляло ок. 50 чел. К моменту закрытия в мон-ре было 3 церкви: соборная Богоявленская, конгрегационная Благовещенская и трапезная Борисоглебская. Обители также принадлежал гостиный дом с 2 погребами. Монастырская территория была обнесена оградой, частично каменной. 1799-2013 гг. В связи с тем что в 1795 г. сгорел Гамалиевский монастырь, обсуждался вопрос о переводе гамалиевских насельников в др. обитель. 6 февр. 1799 г. настоятелем Гамалиевского мон-ря стал учитель богословия К.-М. к. архим. Ириней (Фальковский) , к-рый предложил Киевскому митр. Иерофею перевести братию Гамалиевского монастыря в Киев, в пустовавшие корпуса К.-Б. м. 21 марта 1799 г. митр. Иерофей обратился в Синод с просьбой утвердить перенесение муж. мон-ря из Гамалиевки в Киев и разрешить восстановление К.-Б. м. 23 мая 1799 г. Синод утвердил данное решение, К.-Б. м. был восстановлен и отнесен ко 2-му классу. В авг. 1799 г. утварь и ризница были перевезены из Гамалиевки в Киев. С 1803 г. настоятель К.-Б. м. архим. Ириней (Фальковский) также являлся и ректором академии.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Ириней, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Фальковский Иван Якимович) Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре. В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище. В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию. В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. В 1780 году поступил в Офенский 11 университет. В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность. В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии. 8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития. 28 февраля 1786 года пострижен в монашество. В 1787 году основал при духовной академии «вольное пиитическое общество», имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой. 6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии. С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии. 8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве. В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 7 февраля 1812 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

05(18)04.1973 18(31)05.1973 18(31)05.1973 02(15)07.2003 02(15)07.2003 03(16)10.2003 03(16)10.2003 Амвросий Поликопа Черниговская, обн. Основана в 1923 г. (?) Упразднена в 1938 г. Именовалась: Черниговская; в 1935 г. – Черниговская и Роменская. Викарные кафедры: Прилукская, Конотопская, Нежинская. 02.1923 04(17)11.1924 04(17)11.1924 27.02(12..03)1925 27.02(12..03)1925 13(26)10.1925 Софроний Иванцов 05.1927 27.11(10.12)1935 Филарет Яценко (?) 12.1935 21.05(03.06)1938 Чернобыльская (см. Радомысльская) Черновицкая Основана в нач. 1941 г. Упразднена в 1943 г. Возобновлена 01(?).1945. Именовалась: Черновицкая и Хотинская; с 01.1945 – Черновицкая и Буковинская. Викарная кафедра: Кицманская. 1941 12(25)02.1945 29.11 (12.12)1947 Феодосий Ковернинский 12(25)02.1948 27.01(09.02)1954 Андрей Сухенко 15(28)02.1954 26.11(09.12)1958 Евмений Хорольский 20.02(05.03)1959 08(21)05.1959 08(21)05.1959 02(15)09.1960 Григорий Закаляк 02(15)09.1960 03(16)03.1961 20.03(02.04)1961 02(15)10.1964 Дамиан Марчук 02(15)10.1964 13(26)10.1964 13(26)10.1964 09(22)12.1964 09(22)12.1964 24.09(07.10)1967 Мефодий Мензак 24.09(07.10)1967 20.01(02.02)1972 Феодосий II Процюк 20.01(02.02)1972 16.02(01.03)1977 16.02(01.03)1977 17(30)12.1986 Варлаам Ильюшенко 17(30)12.1986 09(22)11.1990 24.11(07.12)1990 26.11(09.12)1990 26.11(09.12)1990 Черноморская Основана и упразднена в 1923 г. Именование – по г. Черноморск (Крымская область РСФСР). Ставропольское (?) викариатство. 08(21)08.1923 02(15)10.1923 Чигиринская Существовала в 1724–1727 гг. Местопребывание – в г. Чигирин (ныне – Черкасская область, Украина). Возобновлена 16.10.1799. Киевское викариатство. Местопребывание – в г. Киев. Именовалась: Чигиринская и Украинская; с 16.10.1799 – Чигиринская. Упразднена в 1921 г. (1932 г. ?) 22.07.1724 12.02.1800 25.01.1807 Феофан Шиянов-Чернявский 24.02.1807 07.02.1812 Ириней Фальковский 06.07.1813 29.04.1823 Ириней Фальковский, паки 29.07.1823 13.10.1826 Афанасий Протопопов 21.11.1826 21.04.1828 Мелетий Леонтович 13.05.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010