Пс.96:6 . Возвестиша небеса правду его, и видеша вси людие славу его. Колико праведен был Бог все времена, тому свидетели суть небеса и народы, видевшие славу Его. Сему подобно сказано и во Пс. 18:2 : небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь, – с тем только различием, что там сказал Пророк о премудрости и силе Божией, видимой в творении небес, так как бы Бог изустным свидетельством доказывал оную; а здесь говорит о той правде, которую имел Бог явить в пришествие Христово и которая славою своею имела наполнить небо и землю. Ибо в Еврейском тексте глаголы положены в будущем времени: возвестят небеса правду Его, и увидят вси людие славу Его. Сие лиценаведение, изображающее небеса, вещающия о правде Бога, много имеет силы, ибо представляет, аки бы они чувствовали славу ея, хотя и не имеют чувств. Но можно разуметь слова сии и об Ангелах, которым весьма прилично приписывается здесь должность проповедания Божия славы. Пс.96:7 . Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся ему, вси ангели его. Здесь, как и в предыдущем псалме, Пророк отличает истиннаго Бога от ложных богов, дабы вышереченныя свидетельства никто к суетным чтилищам относить не дерзал. Ибо хотя врожденно есть людям некоторое понятие Божества, но понеже слабость и слепота ума человеческаго сие врожденное чувствование часто превозмогает, отсюду происходит, что вера бывает началом суеверий, не по естеству своему, но потому, что умы человеческие, будучи омрачены, не различают истиннаго Бога от идолов. Но где истина Божия сияет, там и слепота ума, и мрак суеверий исчезает. Ибо ежели солнце действием лучей своих поглощает мглу, омрачающую воздух, то чего не соделает Бог светом лица Своего? Почему не дивно, ежели Пророк, рекши первее о царстве Бога, обращает слово к язычникам, хвалящимся о идолех своих, якоже и Исаиа, беседуя о возсиянии Евангельскаго света, глаголет: тогда потрясутся (и падут) рукотворенная Египетская от лица Его ( Ис. 19:1 ). А как истинное Богопознание сокрыто было от людей, то мы не должны удивляться, ежели идолопоклонство с самаго начала мира обладало светом: а у Турков, у Аравлян и Персов, как всем известно, и доселе еще не видно света истиннаго учения, почему и остаются они погруженны во мраке своих заблуждений. Ибо без познания истиннаго Бога невозможно обратиться ни к здравому разсудку, ни к покаянию. Таким образом Пророк чрез глагол да постыдятся означает, что будет время, в которое язычники, оставя суеверие свое, покаются и обратятся к истинному Богослужению. Следующия за сим слова: поклонитеся Ему вси Ангели Его, хотя собственно относятся к Ангелам, но можно распространить их и на все твари, аки бы сказал: все, что ни почитается у людей за божество, да покорится единому истинному Богу, и да ни едина тварь помрачает славу Божества Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.84:5 . Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость твою от нас. Что выше сказали верные об отеческом благоволении Бога к избавленному народу, то здесь прилагают к настоящим обстоятельствам и просят, дабы Бог возвратил им прежнее благополучное состояние. Нарицают Бога виновником спасения своего, дабы показать, что они и в бедственных обстоятельствах питают ту надежду, что силою Его спасени будут. А как всех бедствий причина и начало есть гнев Божий, то и о сем просят, дабы Бог отвратил от них гнев Свой, то есть, дабы примирился с ними и забыл те преступления, которыми они Его раздражали, и из отца соделали врагом. Сей порядок должно нам заметить; ибо как мы к понесению бедствий зело немощны, то коль скоро Бог хотя перстом коснется нас, вопием и со слезами просим, дабы пощадил, а самое главное дело опускаем, то есть, не просим, дабы грехи отпустил, понеже не охотно входим во испытание себя. Пс.84:6 . Еда во веки прогневаешися на ны? или простреши гнев твой от рода в род? Пс.84:7 . Боже, ты обращься оживиши ны, и людие твои возвеселятся о тебе. Здесь оплакивают верные долговременное продолжение бедствий, и умословствуют от Божия свойства, каковым оно в законе описывается, где Бог нарицается косным ко гневу, долготерпеливым и многомилостивым, и что гнев Его мгновенно исчезает, а милость пребывает во веки ( Исх. 34:6 ; Пс. 85:15, 29:6 ). И хотя, по-видимому, жалуются, аки бы Бог не таков был, каковым Его закон описывает, однако нет сомнения, чтоб они такому искушению сильно не противоборствовали, и преодолев оное, не искали спасения в едином милосердии Бога, – так как бы сию имели мысль, что не возможно Богу гневаться вечно. Между тем отсюду заключить можем, какими бедствиями угнетены были, когда так молятся, как бы были уже близки к смерти. Сие доказывают оныя слова: Боже, Ты обращься оживиши ны. Ибо глагол оживиши означает, что они были подобны мертвым или как бы издохшим от зол. А оныя слова: людие Твои возвеселятся о Тебе, означают, что чрезмерная печаль совсем почти сокрушила их. Но как в сердцах их сильно действовала оная мысль, что скорби и печали, коими Бог наказывает сынов Своих, суть временныя, то отсюду благонадежно заключают, что Бог, хотя ныне праведно гневается на них, но паки помилует так, что и жизнь возвратит и плач их на радость пременит.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Таким образом Пророк паки увещавает народ примером своим, показывая, что день субботный не для того уставлен, чтоб люди сидели праздны, но чтоб чувства свои обращали к размышлению дел Божиих. Купно же показывает и то, что те суть достойные и наилучшие проповедники дел Божиих, кои, разсуждая и чувствуя Божия милости к себе, с усердием и с радостными душами исправляют сию благочестивую должность. Сверх сего напоминает, что ежели мы надлежащим образом будем разсуждать о делах Божиих, то в них ясно увидим и милость и истину Его, о которых Пророк выше говорил. Ибо веселие и радость происходят от того, когда Бог является к нам милостив яко Отец, и когда милость Свою доказывает истиною, то есть, опытом и самыми делами Своими. А как все строение мира горé и долу вопиет нам, что Бог есть милостив и истинен, то мы благоразумно сделаем, ежели сим свидетельствам вонмем, и с радостию себя расположим к прославлению святаго имени Божия. Пс.91:6 . Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя. Понеже сказал Пророк, что он по премногу увеселялся делами Божиими, то дабы кто не подумал, что он совершенно постиг и в тонкость разсмотрел все величие дел Божиих, сего ради присовокупляет, что дела Божии суть превыше всякаго понятия человеческаго, а премудрость, с каковою они соделаны, несравненно глубже, нежели чтоб могли мы в жизни сей совершенно постигнуть оную, аки бы сказал: удивляюся величию и превосходству дел Твоих, не понимаю ни умом, ни мыслию толикаго величия. Ибо справедливо сказал сын Сирахов: песка морскаго, и капли дождевныя, и дни века кто изочтет? высоту небесе, и широту земли, и бездну кто измерит ( Сир. 1:2 )? Все сие хотя подлинно велико, но премудрость Зиждителя несравненно больше сих. Сего ради тот же сын Сирахов прилично сказал: премудрость Божию, вся преимущую кто изследует ( Сир. 1:3 )? Сему подобно и Давид восклицает здесь: зело углубишася помышления Твоя, то есть: те премудрые замыслы, которые употребил Ты в творении вещей толь чудных и толь совершенных, к коим ничего ни прибавить, ни убавить не можно, толь сокровены суть, что превосходят все понятие человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.40:5 . Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших ти. В сем стихе показывает Давид, что он будучи отягощен своими грехами, не искал суетных ласкательств, как большая часть людей поступают, желая облегчить душевные свои недуги. Ибо кто прямо Духом Божиим управляется, тот добровольно грехи свои признает, и с кротостию приемлет увещания собратий своих, паче же и предупреждает их самопроизвольным признанием. Сим образом Давид отличает себя от людей отверженных и отчаянных, понеже умиленно просит прощения во грехах своих, и прибегает к милосердию Бога. Он еще далее простирается, ибо желает по получении прощения примириться с Богом. Сей порядок превращают те, которые, желая уврачевать внешняя злая, небрегут о причинах их, подобно как если бы кто страдая огневицею, желал только жажду утолить. Но Давид, прежде нежели об исцелении души употребил слово, глаголет: Господи, помилуй мя, а потом вскоре присовокупляет и следующее: яко согреших Ти. Он признается, что Бог праведно на него гневается, и что не иначе будет милостив к нему, как по прощении грехов; просит убо прощения, понеже согрешил. Отсюду ожидает исцеления, которое предполагает аки последствие милосердия, понеже надеется, что по получении прощения избавлен будет от бедствия. Пс.40:6 . Врази мои реша мне злая: когда умрет, и погибнет имя его? Пс.40:7 . И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его: собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе. Глагол, реша, означает здесь зложелание врагов, о которых упоминая, тщится преклонить Бога на милость, ведая, что Он тем скорее подает помощь бедным, чем злее и немилостивее враги поступают с ними. А таким образом и нас примером своим к надежде возбуждает, показывая, что чем неправеднее злость врагов наших, тем она больше ходатайствует нам милости у Бога. Коль же велика была ненависть врагов, гонивших Давида, свидетельствуют самыя слова зложелательныя: они не могли укротиться, как только погибелию, и притом самою безчестною. Ибо желали, чтоб вместе с ним и самая память его погибла. Когда умрет и погибнет имя его? Сие глаголет о тех врагах, которые явно гонили его. За сим присовокупляет другую жалобу на тех, которые с притворным видом аки друзья приходили к нему, но после и сии на него же яд свой изблевывали. Сей род врагов больше опасен потому, что злость свою скрывают, и внедриваются для того, чтоб вред причинить. На сих-то людей жалуяся, глаголет: аще кто прихождаше видети или посетити мя, глаголаше ложно, и изшед вон, глаголаше с другими вкупе то же: скрываше бо беззаконие в сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.5:8 . Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Пророк показывает здесь плод, собранный от умозрения онаго, в котором упражнялся поутру, почему как бы так говорит: познав, колико Ты отвращаешися греха и грешников, хощу благоугоден быти Тебе, и должен есмь грех убо возненавидети, непорочность же и правоту возлюбити. Убо да возблагодарю за множество милости Твоея, еюже спасл мя еси от злых оных и нечестивых человеков, и да впредь избегу всякаго греха, вниду в дом Твой поклонюся ко храму святому Твоему, – повергнуся пред скиниею Твоею, и со благоговейным страхом реку: Пс.5:9 . Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. То есть: прошу благодати Твоея, да тою наставиши мя на стезю правды, и да поможеши мне творити заповеди Твоя, и тако избегнути всех грехов, ненавистных Тебе; исправи убо путь мой пред Тобою: сотвори, да хожу путем непорочным, имея присно пред очами Тебе, Бога моего, и страх Твой. Сие же сотвори враг моих ради, да избегну наветов и козней их. Тако молится Пророк, дабы показать, колико потребна нам Божия помощь, исправляющая и покрывающая, предшествующая и совозследствующая, ради множества врагов, наветующих нам и тщащихся привлещи ко грехам. Нарицает бо врагами всех тех, кои препинают нам путь спасения, хотя некоторые из них и дружелюбни являются: но врази человеку домашнии его ( Мф. 10:36 ). Пс.5:10 . Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Дает причину, чего ради просит помощи противу наветующих врагов: понеже де ни о чем ином не помышляют, как разве о том, чтобы обольстить, и что не удобно избежать наветов их. Несть, глаголет, во устех их истины, но ложь, коварство и обман: иное говорят, иное мыслят. Сердце их внутрюду убо суетно, внеуду же развращенно; ибо не мудрствуют, ниже помышляют, разве суетная. Гроб отверст гортань их: то есть, уста или язык, которыми произносят они слова чрез гортань, подобны отверстию гроба; внутренность же их, сиречь душа, или сердце, в котором сокрыты желания и помыслы, суть аки трупы смердящие; ибо чрез гортань их не исходит слово здравое и спасительное, но или Богу обидное, или ближнему вредное. За сим, повторяя то же самое, присовокупляет: языки своими льщаху. То есть: глаголют не токмо ложная, понеже несть во устех их истины, но и льстивая: ибо под видом добра желают зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.149:4 . Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасение. Сими словами изображает Божие к народу Израильскому благоволение, показуя, что Бог по единой токмо милости Своей избрал Себе сей народ. Из сего источника почерпает и следующия во втором члене слова: вознесет кроткия во спасение. Евреи, по свойству языка своего, нарицают кроткими людей бедных и страждущих без сомнения потому, что бедностию и страданием обыкновенно укрощается гордость плоти, так как богатство и достаток раждает высокомерие и своевольство. Пророк убо благовременным утешением умягчает жестокость настоящих зол, дабы сердца верных, сокрушенныя бедствиями, воодушевились надеждою славы, которая еще невидима была. Сущность слов состоит в том, что как Бог народ избранный любит, то нельзя статься, чтоб Он оставил его вечно в толиких бедствиях страдать. Пс.149:5 . Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих. Пс.149:6 . Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их: Здесь от события яснее показывает, что не о маловажном благодеянии Божием глаголет; ибо ежели бы не чудным образом Израильский народ избавлен был, то не имел бы причины толико веселиться и торжествовать. Сими же словами притом напоминает народу, что он не с тем изведен из плена, дабы паки утопать в пороках, но чтоб украшаться всякаго рода добродетелями. Сего ради и о ложах упоминает, дабы верные под сению покровительства Божия долговременным покоем наслаждаться надеялися. Сверх сего оружием и мечами вооружает верных, предвозвещая, что не токмо врагов усмирят и за пределы изженут, но и самых царей и народов, коим прежде порабощены были, под иго повиновения покорят. Возношениями же нарицает песнословия, псалмопения, благодарения. Пс.149:7 . сотворити отмщение во языцех, обличения в людех: Пс.149:8 . связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными: Пс.149:9 . сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным его. Понеже враги на всякое время плененным Иудеям ругалися, сего ради обещает, что Бог за сие накажет их, и самым делом явит, что не немощь Божия, но единственно грехи их были виною победы, которую враги одержали над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.57:7 . Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь. Описав злобу и лютость врагов своих, в числе которых первый Саул был, здесь описывает казни тех же врагов весьма пристойными подобиями, из коих первое содержится в сем стихе, котораго сила такая, что Бог отимет силу у людей сих грешных, как бы они крепки и сильны ни были. Что бо есть крепче и сильнее льва, и что тверже и острее членовных, то есть коренных зубов львовых? Но Бог сокрушит зубы львов сих, то есть сотрет крепость и силу злодеев оных. Упоминая два раза о зубах, разумеет, что Господь сокрушит не токмо зубы малые, но и великие коренные, кои всех больше и тверже. Пс.57:8 . Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут. Употребляет второе подобие, которым показывает, что могущество нечестивых будет кратковременно и вскоре исчезнет, так что и следов онаго не останется. Сие подобие взял Пророк от источников вод, которые иногда так разливаются, что кажутся быть подобны великим рекам, но по малом времени паки совершенно изсыхают, так что наконец ни единыя капли воды после себя не оставляют. А дабы не возмнили мы, что могущество сильных, по некоему случаю или по причинам естественным, скорый конец получает, сего ради присовокупляет: напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут. То есть: Бог дотоле не ослабит руки Своея, карая нечестивых, доколе они совсем не изнемогут и, лишившись последних сил, не издохнут. Ибо лук, входя прямо в сердце, много ли даст жить человеку? Пс.57:9 . Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца. Употребляет третие подобие, которым показывает, что Богу не меньше удобно в ничто обратить могущество сильных, коль удобно солнцу или огню воск растопить, который, как бы тверд ни был, не может противостоять солнечному жару, или палению огня, но вдруг растопляется, и погибает: тако, глаголет, они растаяв погибнут. Огнь гнева Божия падет на них, и тии не узрят солнца. Пс.57:10 . Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.23:5 . сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога спаса своего. Весьма прилично милость Божию совокупил с благословением, поскольку все как временныя, так и вечныя награды по единому человеколюбию Божию людям сообщаются. Правда бо человеческая, или добрыя дела наша поистинне ничто суть против даров, не токмо против будущих, которые превосходят всякое понятие человеческое, но и против здешних. Пс.23:6 . Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Сим указательным местоимением, сей, исключает Пророк из числа рабов Божиих всех тех, которые одним только именем называются членами святыя церкви, и вносит в оное один токмо род людей, отрожденных во Христе, которых главное тщание состоит в том, чтоб Бога искать, и всеми силами стремиться на гору Господню, дабы тамо узреть Бога лицем к лицу. Ибо единственное, и может быть самое главное, знамение избранных Божиих в том состоит, чтоб непрестанно воздыхать по оному отечеству, так как вопреки род сынов века сего ничего меньше не ищет, как Бога, и ничего больше не боится, как смерти; и ежели бы дан был им выбор, то лучше пожелали бы остаться навсегда в веке сем, нежели разрешитися, и быти со Христом. Впрочем искать Бога, и искать лица Божия, одно и то же есть. Ибо никто не узрит лица Иаковля, кто не узрит лица Бога Иаковля: понеже все благополучие онаго преблаженнаго Патриарха состоит в видении лица Божия. Пс.23:7 . Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Понеже духом предвидел святый Пророк, что нашелся един человек, сиречь Христос, Который достоин был взойти на гору Господню: сего ради предвозвещает, что Он и самою вещию имеет взойти, и что врата небесная вечная отверзутся Ему. Но по обычаю стихотворческому употребляет лиценаведение ( προσωποποια) и обращает речь ово к князем небесным, сиречь к Ангелам, ово к самим вратам вечным: и Ангелам убо повелевает, да отверзут, вратам же, да позволят отверстися, паче же сами собою да отверзутся грядущему Царю славы. Но чего ради Пророк не глаголет Ангелам, отверзите врата, но возмите, и вратам не глаголет, отверзитеся, но возмитеся? Понеже при вшествии Царя во град обыкновенно врата градския отъемлются и низлагаются в знак покорности. В Еврейском тексте слова сии читаются так: воздвигните врата верхи ваша, и воздвигнитеся входы вечные, да внидет Царь славы. Откуду новейшие толковники заключают, что псалом сей написан был по случаю пренесения ковчега заветнаго на гору Сион, которая иногда вместо Иерусалимския церкве приемлется, как утверждает Исаиа, глаголя: от Сиона изыде закон ( Ис. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.23:3 . Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем его? Понеже все человеки суть поселяне и Божии рабы, и притом все равномерно живут на земли, которая есть стяжание Божие, для того прилично Пророк вопрошает: кто взыдет на гору Господню? Аки бы сказал: из толикаго числа людей обрящется ли кто такой, который бы достоин был взойти на место, где собственно обитает Бог ? Гору же разумеет здесь не земную Сионскую, но оную небесную, которую блаженный Павел показуя, глаголет: приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному ( Евр. 12:22 ). Пс.23:4 . Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему: Ответствует на предложенный вопрос, полагая четыре условия, требующияся от человека, желающаго взойти на гору Господню. Первое, чтобы был неповинен руками, то есть, чтоб ничего худаго не делал. Второе, чтоб был чист сердцем, то есть, чтоб ничего худаго не мыслил или не желал. Третие, чтоб не принимал всуе душу свою, то есть, чтоб воображал, что он не напрасно жизнь от Бога получил, и потому не токмо ничего худаго не делал бы и не помышлял, но напротив того и делал и помышлял все то, что относится к тому концу, для котораго он создан. Четвертое, чтоб не клялся ближнему в намерении обмануть его. Оныя слова, иже не прият всуе душу свою, некоторые относят к той же клятве, дабы последняя часть стиха была изъяснением первыя. Иные мнят, что помышлять всуе душу свою, не что иное есть, как помышлять и желать суетных, то есть, временных и тленных благ; но сие мнение было помещено уже во оных словах, чист сердцем, и потому кажется быть принужденно. Впрочем Пророк присовокупил четвертое оное условие о ложной клятве с тем, дабы во грехе сем (который есть един из величайших, понеже делается против Бога и купно против ближняго), заключить и все прочие грехи, посредством языка творимые. Таким образом, человек, желающий взойти на гору Господню, сиречь, на небо, долженствует по всему быть совершен, так чтоб ни сердцем, ни языком, то есть, ни делом, ни словом не погрешил, и чтоб вся благая, относящаяся к должности его, исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.81:5 . Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли. Напомянув судьям о должности их, Пророк жалуется здесь на худой успех нравоучения своего, показывая, что судьи нечувствительны и неспособны принимать здраваго учения, так что хотя бы вся вселенная поколебалась, они о том небрегут; и хотя бы небо смешалось с землею, они не трогаются, так как бы не их было дело пещися о человеческом роде, хотя Бог особенно избрал их пещися о нем. Притом показывает, какая причина делает их нечувствительными и к общему благу невнимательными, понеже де будучи ослеплены блеском своим, ничему не внемлют, и сами не хранят законов. Якоже убо Господь во Евангелии глаголет: аще соль обуяет, чим осолится? ( Мф. 5:13 ) и, аще свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми? ( Мф. 6:23 ): подобно сему и Пророк говорит, что ежели у тех, кои по долгу своему правосудие хранить обязаны, нет никаких правосудия законов, то у кого уже искать онаго? А от сея безпечности судей следует возмущение и мятеж, бунт и отложение народов. Ибо не иная была причина, чего ради и от Давида все царство Израилево отложилось, разве сия: понеже Авессалом удостоверил народ, что царь не старается входить в разсмотрение дел, как явствует из второй книги Цар. 15. Чего же ради премногие судьи слепы суть, причину возлагает Писание на пристрастие к дарам. Князи Твои, глаголет, не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии ( Ис. 1:23 ). И паки: да не возмеши даров, дары бо ослепляют очи видящим, и погубляют словеса праведна ( Исх. 23:8 ). И еще мзда и дарове ослепляют очи премудрых ( Сир. 20:29 ). Пс.81:6 . Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси: Пс.81:7 . вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. Доселе Пророк укорял судей в лицеприятии, в неправосудии и в небрежении о должности: а здесь показывает, коль недостойны люди, зараженные пороками сими, той высокой чести, на которой Бог поставил их. Аки бы сказал: аз рех, что есте по Божию дару; но теперь приложу, что есте по свойству вашему. По Божию дару бози есте, и Ангелам подобни; по свойству же и по склонностям вашим – яко прочии человецы есте, то есть, смертные и порокам порабощенные, и потому, якоже и вси, подобным образом падаете; но падение ваше тем опаснее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010