Псалом 54 Пс.54:1 . В конец, в песнех разума, Асафу, псалом. В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском бряцательном орудии, негинофа нарицаемом, песнь Давидова вразумляющая. СОДЕРЖАНИЕ Давид, претерпевая тяжкое гонение от врагов, приносит жалобу Богу, и всю свою надежду на Него возлагает. Пс.54:2 . Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: Пс.54:3 . вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся Пс.54:4 . от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми. Сим предисловием испрашивает Давид благосклоннаго внимания у Бога, и, во-первых, говорит: внуши Боже молитву мою. Потом, дабы и молитва и лице молящагося не были отринуты, обоя препоручает Богу. О молитве глаголет, не презри моления моего; о лице же молящагося присовокупляет: вонми ми, и услыши мя, то есть, милостиво воззри на мя, и благосклонный слух простри. За сим предлагает сущность молитвы, и просит избавить от гонения врагов, по причине котораго скорбел и смущался. Под именем гласа вражия разумеет угрозы: ибо нет сомнения, что Саул не токмо убийством дышал против невиннаго Давида, но и часто угрозы к тому присовокуплял. Стужения грешника то же есть, что неправедное угнетение праведника: грешником нарицает врага не столько для обвинения его, сколько для засвидетельствования невинности своея. Ибо в гонениях великих служит утешением то, ежели человек имеет добрую совесть, и не по грехам своим, но туне гонение страждет. Следующия слова, яко уклониша на мя беззаконие, относятся к умышленным порокам, возводимым на человека невиннаго: а следующия, и во гневе враждоваху ми, означают явное и насильственное нападение на того же несчастнаго человека. Пс.54:5 . Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: Отсюду яснее видно, коль лютыя мучения претерпел Давид: ибо не женоподобный ниже изнеженный некий человек говорит сие, но такой, который многие опыты постоянства оказал. Однако и сей подвижник не токмо жалуется на неправедныя обиды врагов, но и говорит, что он объят был мраком смертельных страхов, а тем самым чистосердечно исповедует, что он не каменное имел сердце. Отсюду усматривается величество подвигов, и купно преподается учение, что Давид, будучи окружен толиким множеством зол, и вооружаяся против смертельных страхов, не без великаго усилия прибегал к призыванию Божия имени. Ибо упоминая о страхе смертном, показывает, что ежели бы он не был подкреплен силою Бога, то немедленно пал бы. Таким образом, что выше сказал вообще, смятохся, сие здесь объясняет в особенности. Сердце мое смятеся во мне, то есть, во внутренних моих, где есть жилище сердца. Боязнь смерти нападе на мя: ибо ничто так скоро не проникает во внутренность сердца и больше не возмущает человека, как опасность предстоящия смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 13 Пс.13:1 . В конец, псалом Давиду, Рече безумен в сердцы своем: несть Бог . Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. НАДПИСАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме оплакивает Пророк растление естества человеческаго, каковое наипаче зрится в неверных и безбожных людях. ТОЛКОВАНИЕ. До толикаго безумия дошло человеческое естество, в первом человеке поврежденное, что нашелся некто таковый, который хотя гласом и не дерзнул отрицать Божие бытие, но в сердце своем рекл: несть Бог . А чрез сие не то означает Пророк, аки бы един некто известный безумный человек сие изрыгнул слово, но вообще глаголет, что люди поврежденные естеством до такой слепоты доходят, что бывают безумны даже и в разсуждении высочайшаго Существа, и помышляют, что нет никакого Бога, пекущагося о делах человеческих, которому бы должны были они дать отчет о себе. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. В первом члене сказал Пророк, что человек растлен стал по уму, а здесь присовокупляет, что растлен и по воле, так что люди по большей части грешат, а добра не творят. Ибо не имея благодати, и употребляя одни токмо силы естественныя, творить добра не могут; а хотя иногда и творят некия добрыя дела нравственныя, которыя грехами назваться не могут, но те дела не суть совершенно благия: понеже бывают без веры и благодати, и потому не руководствуют к верховному благу, как изрядно разсуждает о сем Августин, в четвертой книге против Иулиана. Пс.13:2 . Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Пс.13:3 . Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Сказав, что человеческое естество стало быть растленно и по разуму и по воле, здесь показывает, что он сие не от себя глаголет, но познал из откровения Божия. Ибо Бог как Сам зрит вся и ведает, так и Пророкам Своим многая открывает. Господь, глаголет, с небесе приниче на сыны человеческия. Чего ради? Видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. То есть, обретается ли на земли хотя один человек не растленный по разуму и по воле, который бы любил и искал Бога, высочайшаго онаго блага? Что же Бог сообщил ему с небесе, извещает следующими словами: что все уклонилися от света премудрости и от путей правды, и все равномерно неключимы, то есть, непотребны и мерзки соделались пред Богом, так что нет ни единаго человека, который бы расположен был к добру, и который бы любил добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 10 Пс.10:1 . В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ О сем надписании сказано выше. Настоящий псалом разделяется на две части, из коих в первой Пророк утешает себя и своих, бывших с ним в гонении от Саула, упованием на Бога. Во второй благодарит Бога о спасении своем и проповедует Божию правду, проявляемую во управлении мира. Сложен образом разговора. Приличен и всякому праведному, сиречь, неповинно гонимому человеку. Вси бо, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим. 3:12 ). Глас праведнаго Давида, ответствующаго на советы малодушных друзей, представлявших ему, дабы оставил отечество и град ради множества ненавистников, гонителей и клеветников. На Господа, глаголет, Вездесущаго, Всеблагаго и Всемогущаго, уповах, и уповаю: како убо речете души моей, сиречь: почто советуете, глаголюще: превитай по горам яко птица, – оставь отечество, друзей, дом, сообщество людей, и беги в горы, где нет опасностей, завистников и клеветников, улетай как птица, боящаяся ловцев, и гнездящаяся на верхах гор, куда они взойти не могут. – Таковыя горы часто представляются воображению людей малодушных, смущаемых и малым некоторым огорчением: они мнят, что переменою мест возможно избежать досад и оскорблений, а надежды на Бога не возлагают, и потому приходят во отчаяние, в котором иногда и самую произвольную смерть избирают, прибегая к ней аки к некоей горе. Праведный же, сиречь, невинный, постоянен есть, великодушен, и места своего не оставляет, ведая, что всюду встретиться могут огорчения, и что помощь Божия против нападений сатаны везде готова. Итак, оныя слова: како речете души моей, в смысле духовном можно противополагать и демонским искушениям, и внутренним помыслам, от врага влагаемым. Пс.10:2 . Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Пс.10:3 . Зане яже ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори? Слова боязливых друзей Давидовых, представляющих причины, чего ради, по мнению их, должно спасаться бегством и оставить все: понеже де много есть врагов, явных и тайных и опасность предстоит близко. Уже бо и луки напрягли, и стрелы наложили на тетивы, и се, уже готовы стрелять, дабы или явно или тайно поразить тебя, а с тобою и нас невинных. Сверх сего, и иная есть причина, чего ради надлежит скорее бежать. Какая же? Зане, яже Ты совершил еси, они разрушиша, то есть: все твои знаменитыя дела и подвиги, какие ты совершил, с опасностию потеряния собственныя твоея жизни, для спасения отечества и поддержания царства Саулова, и самыя благия намерения, какия имел ты впредь произвести в действо, они испровергли и разрушили. При таких обстоятельствах, что сотворит человек праведный, неповинный, великодушный, но безоружный и безпомощный?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 22 Пс.22:1 . Псалом Давиду, Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. Пс.22:2 . На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме Пророк прославляет неизреченное Божие благоволение ко избранным. ТОЛКОВАНИЕ В сем стихе описывается благополучие избранных Богом людей чрез подобие овец, добрым пастырем управляемых. В их лице Давид, который был един из них, глаголет: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. Аки бы сказал: овечка Божия есмь, а Бог – пастырь мой всесильный, всемудрый и всеблагий. Сего ради благонадежно глаголю: ничтоже мя лишит. Сей глас приличествует людям, странствующим в пути жизни сея, и на уповании жительствующим. Сущии бо в небесном отечестве, и самою вещию блаженнии, не глаголют: ничтоже мя лишит, но: ничесоже лишаюся. Ибо труд и болезнь отбеже от них, и они уже внидоша в радость Господа своего. Сущие же на пути жития сего и на уповании жительствующии не могут еще рещи: ничесоже лишаюся, когда подвержены многим злостраданиям, но прилично глаголют: ничтоже мя лишит. Аще бо взалчут, не лишатся хлеба, аще заболят, не лишатся врача, подобне и во иных. А что сказал Пророк вообще: ничтоже мя лишит, сие объясняет по частям в следующих за сим словах, где стихотворческим искусством описывает все то, в чем наипаче овцы имеют нужду, яко-то: 1) тучныя пажити; 2) чистыя воды; 3) приведение в стадо, ежели по случаю заблудят; 4) вождение чрез пути удобные; 5) защищение от волков и от прочих зверей хищных; 6) подкрепление в случае усталости; 7) врачевание в случае каковаголибо повреждения или болезни; 8) наконец, безопасное убежище или место для отдохновения и покоя. Вся сия человеколюбно подает Бог избранным Своим, и потому прилично глаголет: ничтоже мя лишит. Давид начинает от перваго, присовокупляя: на месте злачне, тамо всели мя, то есть: поселил меня не на сухом или пустом каком-либо месте, но на пажитях злачных, где находится превеликое изобилие здравых трав. Пажити же духовныя словесных овец Божиих, которыми избранные преизобилуют, не что иное суть, как разве Боговедение, святейшая Евхаристия, хлеб слова Божия, и самая истина, сия бо духовную жизнь подкрепляют, сохраняют и умножают.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 108 Пс.108:1 . В конец, псалом Давиду. Боже, хвалы моея не премолчи: Пс.108:2 . яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым, НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу, песнь Давидова. СОДЕРЖАНИЕ Состоит из трех главных частей, и начинается от жалобы; потом присовокупляется исчисление многих клятв; за сим следует молитва с засвидетельствованием благодарности. Впрочем, хотя нет сомнения, что Давид жалуется здесь на причиненныя ему от врагов обиды: но понеже представлял лице Христово, то все глаголемое здесь собственно приличествует Христу, яко Главе церкви, и всем верным яко членам Его. ТОЛКОВАНИЕ Сими начальными словами свидетельствует Давид, что он не желает иметь инаго невинности своея защитника, кроме Бога, и что не возможно обрести Его где-либо инде. Ибо, нарицая Богом хвалы своея, показывает, что хотя бы был он осужден несправедливостию целаго мира, однако не престанет невинность свою Ему препоручать. Аки бы сказал: Господи, пусть люди почитают меня за человека недостойнейшаго, пусть ныне предлежу я в позор всего мира, но Ты невинности моея буди защитник, и мой похвалитель. Прилично присовокупляет и следующий вскоре за сим глагол: не премолчи, – ибо безместно было бы, чтобы Бог, невинности нашея Свидетель, в то время молчал, когда нечестивые клеветами своими нас обременяют. Потом яснее изображает, чего ради толь прилежно Божией помощи просит, жалуяся, что между людьми нет никакой справедливости. Хотя же вероятно, что Давид более от мятежников претерпевал нападение, нежели от людей льстивых: однако и на сих жалуется, говоря, что уста их были исполнены яда, и что он окружен был отвсюду языками льстивыми и коварными. Откуду явствует, что он под честным видом оклеветан был пред простыми людьми, дабы не мог избежать безчестнаго имени преступника. Пс.108:3 . и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне. Здесь жалуется на то, что словами ненавистников яко сетьми отвсюду окружен был, хотя, впрочем, ничего такого не заслужил. Употребляя преносный глагол: брашася – показывает, что на языках врагов толикое множество было яда, что он горше уязвлен был ими, нежели стрелами великаго воинства, и притом без всякия своея вины. Сей образ брани, которым Бог часто сынов Своих искушает, достоин примечания. Ибо хотя сатана и явною силою вооружается на них, но как есть отец лжи, то более хитрыми клеветами очернить их тщится, так как бы они не что иное были, как уметы мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 29 Пс.29:1 . Псалом песни обновления дому Давидова. НАДПИСАНИЕ Сие надписание показывает, что сей псалом и гласом, и мусикийскими орудиями пет был, как извествует великий Василий в толковании своем на сей псалом. Из того же надписания видно, что сей псалом сложил Давид по случаю новопостроеннаго во Иерусалиме великолепнейшаго дома, о чем зри повествование во второй книге Царств, 5, и в первой Паралипоменон, 14. СОДЕРЖАНИЕ Давид, утвердишися на царстве и оградивши стенами крепость Сиона, которую назвал он от имени своего градом Давидовым, и наконец устроив себе великолепнейший царский дом, признает Бога виновником толиких благ, и не токмо сам благодарит Его за то, но и других к тому же увещавает, присовокупляя многия нравоучительныя мысли, которыя на своих местах увидим. Пс.29:2 . Вознесу тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне. Аки бы рекл: аще и зело высок еси, Боже, и никтоже есть превыше Тебе, обаче ради не хотящих признавать величества Твоего, вознесу Тя песнию моею, и елико сил во мне есть, потщуся, дабы все познали, колико высок еси. Сие же сотворю того ради яко подъял мя еси, то есть, яко от самаго низкаго и презреннаго состояния моего на высоту царскаго престола вознесл мя еси. И понеже Ты вознесл мя еси, сего ради и аз вознесу Тя, не моим силам приписуя возвышение мое, но величию милости Твоея. Ты вознесл мя еси, аз же смирюся, да Тебя вознесу. Ибо от онаго возвышения моего воспоследовало то, что враги мои, чрез долгое время искавшие убить меня, не только не возимели случая порадоваться о погибели моей, которой они с нетерпеливостию желали, но вопреки, великою печалию объяты были, видя возвышение мое, которому они всеми силами воспрепятствовать старались: вознесу Тя, Господи, яко не возвеселил еси врагов моих о мне. Пс.29:3 . Господи Боже мой, воззвах к тебе, и исцелил мя еси. Пс.29:4 . Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров. Пророк воспоминает здесь о тесных обстоятельствах своих, которыя претерпел он прежде получения царства, дабы показать, что справедливо произнес вышереченныя слова: не возвеселил еси врагов моих о мне, аки бы сказал: часто находился я в очевидных опасностях смерти, и по той причине душею и телом изнемогал; но Ты, Господи, исцелил оную болезнь мою, и от близкой смерти так меня избавил, что аки бы от самаго ада извел. Оныя слова: спасл мя еси от низходящих в ров означают то же, что воздвигл мя еси от мертвых, или, как в Еврейском тексте читается, жива сохранил мя еси, да не сниду во гроб; ибо чрез снисходящих в ров разумеются мертвые.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 106 Пс.106:1 . Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Пс.106:2 . Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага, Пс.106:3 . и от стран собра их, от восток и запад, и севера и моря: Пс.106:4 . заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша: Пс.106:5 . алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе. НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом содержит в себе примеры Божия провидения, проявляемаго как в благополучных, так и в неблагополучных обстоятельствах человеческия жизни. ТОЛКОВАНИЕ Здесь, во-первых, побуждает Пророк к благодарности тех, кои по милости Бога или от долговременнаго и труднаго странствования, или от рабства и плена целоздравственны в дом возвратились. Пророк нарицает их избавленными Господем, потому что скитаяся по пустыням и по непроходным местам, часто заблуждали, и не вышли бы на прямый путь, ежели бы Бог, простерши руку, не наставил их. Впрочем не простых означает здесь путников, но таких, кои или насилием врагов, или другим несчастным случаем в отдаленныя страны будучи увлечены, испытали всякаго рода бедствия, а наипаче тех, кои пленены были неприятелями или морскими разбойниками. Итак, напоминает, что не по случаю некоему бедствовали, ниже просто во отечество возвратилися, но что Бог промыслом Своим пути их управлял. Аки бы сказал: избавленнии Господем, и возвратившиися из плена в дом, да изыдут на среду, да воспоют Божия хвалы, и да поведят, какую испытали во избавлении своем милость. Сие учение не к одним токмо относится Иудеям, коим часто случалось предпринимать трудныя и опасныя путешествия, но и вообще ко всему человеческому роду, а наипаче к тем, кои заблудив от пути, часто находятся в опасности потеряния жизни по причине глада и жажды. Таковые, ежели Господь не поможет им, недалеко отстоят от смерти, так как и те, кои, ходя в лесу, и не зная путей, часто растерзаны бывают от львов и волков. Пс.106:6 . И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я: Пс.106:7 . и настави я на путь прав, внити во град обительный.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 100 Пс.100:1 . Псалом Давиду. Милость и суд воспою тебе, Господи: НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме Давид научает примером своим, каков должен быть добрый Государь, как в разсуждении себя самого, так и в разсуждении подданных. ТОЛКОВАНИЕ Сие предисловие показывает, что Давид намеревает здесь воспевать милость и правосудие, яко такия добродетели, которыя наипаче приличествуют царям. И сие предприемлет для трех следующих причин: первое, дабы знали мы, что добрыя дела Давидовы, о которых упоминает он во псалме сем, суть дары милости Божией, увенчанныя после правосудием Божиим. Второе, дабы напомянуть государям, что милость и суд суть добродетели наипаче угодныя Богу, и чрез то возбудить, чтоб и они были милостивы и правосудны, но не жестоки. Третие, дабы все человеки на милость Божию уповали, а суда Его боялися: однако не так уповали, чтоб своевольствовать, и не так боялись, чтоб отчаяваться. Впрочем, для того положил в первом месте милость, а во втором суд, поскольку настоящее время есть время милости, а будущее – время суда; и потому никто дивиться не должен, ежели Бог во время сие солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Пс.100:2 . пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Сии слова составляют часть предисловия: ибо Пророк глаголет, что он будет воспевать милость и суд Божий не токмо гласом и мусикийскими орудиями, но и непорочным прохождением должности своея, коль бы она трудна ни была. Воспою, глаголет, милость и суд Твой, Боже, и псалтирию, и гласом моим; прилежно помышлю о предлежащем мне подвиге, потщуся звание мое сохранить непорочно; сие же соделаю не силами моими, но помощию благодати Твоея, которая, пришедши ко мне, просветит меня, вразумит и научит. Здесь начинает описывать похвальныя дела свои, дабы примеру его подражали как преемники, так и подданные: ибо Государь для того на высоком месте посажден, дабы яко светильник, на свещнице поставленный, всем сущим в храмине светил. Из сего заключаем, что царствующий Пророк не столько хвалы свои воспевает здесь, сколько желает и просит от Бога благодати, чтоб мог благоуспешно царствовать и жить так, как прилично благочестивому царю. Не должно отрицать, что и с тем намерением повествует о добрых делах своих, дабы примером своим научить преемников, а наипаче сына своего Соломона. И сие не должно приписывать или гордости, или тщеславию, когда говорит истину пред Богом, и притом с добрым намерением; ибо и Иов. 29 , и Есф. 4 , и Езекия в 4Цар. 20 , и Неем. 6 , и иные многие много глаголали о добродетелях своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 80 Пс.80:1 . В конец, о точилех, псалом Асафу. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском орудии гагифиф, песнь [данная] Асафу. Некоторые мнят, что здесь приносится благодарение Богу за собрание винограда и других плодов, бывающее в месяце Септемврии. Но сие мнение недостоверно: ибо во всем псалме ни мало не упоминается о собрании винограда. Подобное надписание читаем над псалмом Пс. 8:1 и Пс. 83:1 , однакож и в сих ничего не упоминается о собрании плодов. Итак оставя сие, должно сказать, что сей Псалом содержит увещание, каким образом надлежит препровождать праздничные дни, Божиим законом установленные, и купно воспоминает о Божиих благодеяниях, для которых праздничные дни торжествуются. По мнению некоторых, псалом сей пет был у Евреев в праздник труб, а по мнению иных в праздник кущей, дабы чрез то возбудить народ к Богопочитанию. Пс.80:2 . Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю: Пс.80:3 . приимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми: Пс.80:4 . вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего: Первыми словами напоминает Пророк, дабы мы, когда Бога хвалим, творили сие с великим веселием сердца. Аще бо доброхотнаго дателя любит Бог, по слову Апостола ( 2Кор. 9:7 ), кольми паче доброхотнаго Богохвалителя. А как веселие сердца от усердия и любви раждается, для того, кто с леностию поет, и кто Божественную должность не за сладкую песнь, но за тяжкое бремя почитает, тот доказывает, что он мало Того любит, Емуже поет. Радуйтеся, глаголет, Богу помощнику нашему, то есть, с радостию хвалите Бога, Который не токмо может, но и хощет помогать нам всегда и во всяком деле. Воскликните Богу Иаковлю, то есть, громким и высоким гласом воспойте хвалы Бога Иаковля. Потом обращая слово к Левитам, коих должность состояла в том, чтоб петь псалмы, бить в тимпаны и играть на псалтири и гуслях, глаголет: приимите псалом и дадите тимпан, то есть, возмите мусикийския орудия и приятно заиграйте. Сии орудия не без причины употребляемы были под стихиями закона: понеже Бог хотел таковыми детскими началами предуготовить грубый народ к высшим понятиям. Ныне по прошествии сени законныя, они стали быть не нужны: ибо глас Евангелия проповедует нам гораздо лучшее Богослужение, нежели какое было у древних Евреев и у нынешних Папежцев. Оныя слова, псалтирь красен с гусльми, означают песнь приятную, и противополагаются тяжкому и грубому гласу тимпанов. Под именем новомесячия чрез фигуру синекдоху означаются и прочие праздники, которые по предписанию закона торжествовали Иудеи не токмо в начале каждаго месяца, но и в другие дни, приходя молиться в скинию, акибы сказано было: вострубите в новомесячии трубою, и во всякий благознаменитый день праздников ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 91 Пс.91:1 . Псалом песни, в день субботный. НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ Сия надпись означает содержание псалма, который пет был в день субботный и сложен для наставления народа, дабы в день субботный упражнялся в хвалении Бога. Материю хвалы предлагает наипаче в делах Божиих, в которых особливо прославляет милость Божию к верным и праведный суд в наказании нечестивых, чрез что воодушевляет верных любить добродетель и терпеливно нести крест, обещая им благополучный успех во всех делах и счастливое окончание бедствий. А дабы отвлечь от грехов, возвещает, что все нечестивые скоро погибнут, хотя на время и кажутся быть благополучны. Пс.91:2 . Благо есть исповедатися Господеви и пети имени твоему, вышний: Пс.91:3 . возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь, Пс.91:4 . в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. Пророк напоминает здесь Израильскому народу, что день субботний не в праздности препровождать должно, а кольми паче не в пиршествах или в гулянье, но в прославлении Божия имени; притом присовокупляет и плод, происходящий от прославления Бога. Ибо ничто так не поощряет нас к должности, как то, когда ведаем, что не всуе трудимся, делая, что угодно Богу. Благо есть, глаголет, исповедатися Господеви: то есть, праведно, полезно, приятно и достопочтенно приносить Господу Богу жертву хвалы: праведно, понеже достодолжно; полезно, понеже вменяется в заслугу; приятно, понеже сладко любящему хвалить Возлюбленнаго; достопочтенно, понеже хваление есть должность, свойственная небесным силам. В следующем стихе сообщает материю к хвалению Бога, аки бы сказал, что Бог не хощет, чтоб имя Его прославляемо было от нас туне, или ради единаго величества Его и силы, но ради милости и истины, коих чувствование само собою должно возбуждать в сердцах наших таковое усердие к Богу. Которыми словами не тому токмо научает, что Бог достоин нашея хвалы, но и тому, что мы будем злы и неблагодарны, ежели пренебрежем сию должность. Ибо когда благость и истина собственно к нам относятся, то небрежение наше неизвинительно будет, ежели сердца и мысли наши не будут заниматься хвалами их день и нощь. Но здесь встречается вопрос, прилично ли Пророк сказал сии слова: возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь? Ибо ежели Бог благотворит нам безпрестанно, а не по выбору дней и нощей, то чего ради к пению милости Его назначается малая только часть дня? То же самое сказать следует и об истине Его; ибо она не нощию токмо является. На сие ответствовать не трудно: ибо когда повелевает начинать хвалить Бога с самаго утра, тем самым заставляет продолжать хвалы до глубокой нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010