Воспойте Богу, пойте имени Его. Сими словами располагает верных к хвалению Бога. Причину хвалы прежде полагает общую (как сказано выше), показывая, что Бог силою Своею содержит и управляет весь свет: потом особенную, или частную, понеже печется о бедных, и хранит под Своим покровительством вдов и сирот. В доказательство безпредельной Божией силы берет то, что Бог ходит на облаках, которыя преносят Его мгновенно от востока до запада: отсюду заключает, что Он превыше всего мира, так что ни земля, ни небо не могут вместить величества славы Его. Следущия за сим слова, Господь имя Ему, с намерением полагает. Ибо как в тогдашния времена весь почти свет заражен был суеверием и наполнен ложных богов кумирами: сего ради хотел единому истинному Богу дать место, повелевая всем идолам сокрыться, когда исходит на среду Бог Израилев. Но понеже не довольно было бы для верных почитать Бога с рабским страхом, Котораго и нечестивые трепещут и чтут принужденно: сего ради повелевает с веселием и радостию приступать к Нему, глаголя, радуйтеся пред Ним. Потом и о чудной благости Его проповедует, показывая, что Он и сирот и вдовиц посещать не гнушается, и что непостижимая слава Его не препятствует Ему быть к нам снисходительну, коль не велико между Им и нами грешными разстояние. Ибо под именем сирых и вдовиц, без сомнения, чрез фигуру синекдоху объемлет всех тех, коих мир, яко недостойных воззрения и помощи, обыкновенно презирает. Люди, по большей части, оказывают услуги там, где есть некоторая надежда вознаграждения, и потому везде почти первое место занимает достоинство и блеск, откуду происходит то, что нищие повсюду лежат презренны, но Бог печется о них. Следующия слова, Бог в месте святем Своем, хотя к небу отнесем, хотя ко храму, будут весьма согласны с настоящею материею. Ибо Бог не так заключен на небеси, чтоб сидел там празден, но паче небо служит Ему вместо престола, откуду простирает Он взор Свой на вселенную, и оную судит. А как избрал Он жилище и посреди людей, откуду милостиво их к Себе призывает, то для сирых и убогих нет лучшаго утешения, как слышать, что могут найти Его недалеко. В следующем стихе и другие виды благости присовокупляет, глаголя: Бог вселяет единачествующия в дом, то есть, людей безпомощных и от всех оставленных благословляет счастливым супружеством, и умножает в домах их изобилие, а связанных разрешает от уз, изводит от плена и дает свободу. В последнем члене нечестивым презрителям Бога возвещает суд, не токмо для устрашения их, но и для того, дабы верные не завидовали счастию тех, которые хотя на время и процветают, однако благополучие их, наконец, обратится им в погибель. Ибо жить в местах безводных, или жить во гробах, не что иное означает, как быть всего лишену, и не иметь участия в Божиих отеческих щедротах.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.46:8 . яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. Пророк, от удивления будучи в восторге, прерывает порядок слова, и паки призывает всех к хвалению Бога; и дабы означить движение своего духа, не однократно глаголет, но паки и паки повторяет: пойте Богу нашему, пойте Цареви нашему. И не токмо пойте часто, но и разумно, то есть, с разсуждением, дабы ни в чем не погрешить, и как требует должность, отправляемая в честь верховнаго Царя всея земли. Пс.46:9 . Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем своем. Здесь полагается пятая причина, чего ради надлежит петь и восклицать Богу гласом радования. Понеже Господь наш Иисус Христос, по вознесении на небо, послал Апостолов, чрез которых благовестил Евангелие Свое всей вселенней, и в царство Свое призвал все народы, живущие, на земли. Ибо, не удовлетворяся достоянием, которое избрал Себе из народа Иудейскаго, воцарился и над языками, покорив их чрез проповедь Апостольскую под иго веры. Почему яко Царь и Бог седит на престоле святем Своем. Сие сидение нарицается Святым потому, что есть праведнейшее и никакой неправде не подверженное. Ибо неправосудный царь не может нарещися правителем мира. Пс.46:10 . Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася. Объясняет вышереченныя слова, воцарися Бог над языки, дабы показать, каким образом распространилося царство Христово во всех языках. Понеже де чрез проповедь Апостольскую не токмо народы, но и самые владыки, и цари их сделалися верными и, оставя богов отцев своих, соединилися с Богом Авраамлим, Который един есть истинный Бог. И как цари, яко самодержцы, удостоены будучи толикия чести, что соединилися верою не токмо со Иудеями, но и с самим Богом Авраамлим, – сего ради Пророк, ублажая их, присовокупил следующия слова: яко державнии земли зело вознесошася. Читать далее Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.143:7 . Посли руку твою с высоты, изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих, Пс.143:8 . ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды. Из сих слов видеть можно, куда клонилися вышереченныя выражения. Давид, удаля человеческия пособия, просит единаго Бога, дабы ниспослал руку Свою с высоты: ибо великость предстоявшия опасности требовала необыкновенныя помощи. И потому врагов своих сравнивает с водами многими и глубокими. Нарицая же их чуждими, не столько взирает на происхождение рода, сколько на нравы: ибо не иноплеменников необрезанных укоряет здесь, но извергов Иудеев, всуе хвалившихся обрезанием плоти. И мы ниже увидим, что он имел дело не столько со внешними врагами, кои открытою силою и оружием против него воевали, сколько с внутренними, кои тайным коварством и козньми больше вооружалися, нежели явным злодейством. Под именем десницы неправедныя некоторые разумеют безразсудныя усилия врагов, которыя Давид надеялся соделать тщетными. Другие толкуют, что враги Давидовы злыя намерения свои не меньше руками, коль и языком производили в действо. Но понеже древние в знак верности обычай имели при обещаниях давать руки друг другу, как и Соломон говорит: руце в руку вложивый неправедно, не без муки будет ( Притч. 11:21 ). И паки: нечист пред Богом всяк высокосердый, в руку же руце влагаяй неправедно, не извинится( Притч. 16:5 ), то нет сомнения, что Давид под сими словами означает здесь людей вероломных, коварных и лживых. Он прекрасно соединяет здесь уста лживыя с десницею неправедною, аки бы сказал, что вероломные люди не хранят своих обещаний и что надеяться на них не должно, ибо для одного токмо обмана ласково говорят и руки подают. Пс.143:9 . Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе: Пс.143:10 . дающему спасение царем, избавляющему Давида раба своего от меча люта. Пс.143:11 . Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды: Здесь паки располагает себя к благодарению, будучи удостоверен, что Бог продолжит благодеяния Свои до конца дней его. А за оказанную помощь в победе Голиафа обещает воспеть песнь новую и необыкновенную, разумея чрез сие песнь торжественную, редкую и особенную, которую от обыкновенных и ежедневных жертвоприношений отличает. Что касается до псалтири и десятоструннаго орудия, то мы сказали инде, что сей род мусикии составлял у Иудеев часть обрядоваго закона. Но здесь особенно заметить должно содержание новыя песни, которое состоит в том, что Бог, дающий спасение царям, милостию Своею не токмо защитил помазанника Своего Давида, но и избавил от меча. Хотя бо и весь человеческий род вообще хранит и спасает, но особенное попечение имеет о царях, от которых зависит общее благосостояние всех. Почему нарицает Бога не иначе, как спасителем и хранителем царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.143:3 . Господи, что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его? Пс.143:4 . Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят. Здесь увеличивает милость Господню чрез сравнение Бога с человеком. Ибо рекши о благополучном успехе дел своих, обращает очи на самого себя, и восклицая вопрошает: кто такой я, о котором толико благоволит Бог? И хотя говорит вообще о всем человеческом роде, но мы должны заметить сие обстоятельство; ибо Давид разсуждая, коль низко и презренно было состояние его, тем паче и паче прославляет Божию милость. Потом дает причину удивления своего и, говоря вообще о человеке, увеличивает низкость его в сравнении с величеством Божиим. Он уподобляет его дыму, или скоро изчезающей тени, откуду заключает, что Бог богатство благости Своея не по заслугам дарует нам, и что когда мыслим мы нечто великое о себе, тогда должны вместе помыслить и о краткости жизни нашей, которая, яко тень преходит и тем смиряет гордость и надмение наше. Пс.143:5 . Господи, преклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся: Пс.143:6 . блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы твоя, и смятеши я. Превознесши по достоинству прежния Божия благодеяния, здесь просит Бога, дабы продолжил Свою милость и сохранил царство при настоящих обстоятельствах. И как выше ироическим слогом хвалился о Господе, так и в молитвах тот же высокий слог употребляет, дабы преклонил небеса, произвел дым и огнь из гор, воздух молниею в смятение привел и стрелы испустил. А сими словами, без сомнения, просит все те препоны отразить, которыя превозмогали силы его, дабы и мы безпредельную Божию силу верою постигали. Во псалме 17 прежде бывшия Божия милости воспевал, а здесь теми же почти словами и прошедшия благодеяния воспевает и о будущих просит, означая, что он как тогда чудным и необыкновенным образом спасен был от бедствий, так и ныне спастися надеется. И не всуе иперболическия выражения употребляет: ибо не в человеческих пособиях спасение свое заключает, как многие во времена его делали, измеряя Божию силу обыкновенным образом, но всевышнему Владыке вся восписует.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.89:6 . Уничижения их лета будут: утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет: Подтверждает вышереченныя слова, показывая, что люди, странствуя в мире сем, совершают мгновенный некоторый круг. Ибо сон просто означает смерть, которая вскоре повергает нас во гроб, где превращаемся в землю. Присовокупляемое сравнение с травою относится к тому, что люди происходят на свет подобно прорастающей по утру траве, которая на краткое время зеленеет, а потом, будучи скошена, увядает. Сие учение требует всегдашняго размышления, ибо хотя все ведаем, что нет ничего тленнее жизни нашей: однако часто забываемся и с неистовым некоторым стремлением восхищаемся воображением земнаго безсмертия. Но кто памятует, что он смертен, тот хранит умеренность и за пределы не выходит, но тщится достигнуть назначенныя цели. Пс.89:7 . яко изчезохом гневом твоим, и яростию твоею смутихомся. Пс.89:8 . Положил еси беззакония наша пред тобою, век наш в просвещение лица твоего. В первом стихе дает причину краткости жизни нашея, и говорит, что сократил ее праведный гнев Божий, возжженный грехами человеческими. И хотя в Боге, собственно говоря, нет ни гнева, ни ярости, ни другой некоторой страсти, однако в преносном смысле приписывается и ярость и гнев, когда не щадит Он грешника, но по заслугам наказывает его. Во втором стихе изображает, что причиною гнева Божия были беззакония наша. Беззакониями же нашими нарицает грех первых праотцев наших, который был нам общий с ними, и в котором многия другия находились беззакония, яко-то: гордость, непослушание, неверие, любопытство, и прочая. Впрочем, без сомнения, взирает Моисей и на беззакония потомков Адамовых, с размножением коих тленность жизни человеческия еще более умножилась: ибо до потопа жили люди до девятисот лет, после потопа до двух или до трех сот, потом во время Моисеево до ста двадесяти, наконец во время Давидово до осмидесяти. Таким образом Моисей, показав вкратце, что люди на подобие дыма естественно исчезают, отсюду заключает, что неудивительно, ежели Бог, раздраженный грехами, безвременно отъемлет жизнь у тех, коих во гневе Своем карает. В следующих словах: положил еси беззакония наша пред Тобою – и: тайная наша пред светом лица Твоего – заметить должно красивую противоположность между сокровенными грехами и между светом лица Божия. Чрез сию противоположность Моисей означает, что когда Бог скрывает грехи человеческие от лица Своего, то и люди скрываются во тьме, и предаются многим ложным мечтам; а когда, извлекая из сокровенных убежищ, где они под личиною лицемерия тщатся сокрыть грехи свои, поставляют их пред очами своими, тогда, будучи поражены страхом и ужасом, смиряются.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.28:4 . Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии. Сия похвала, приписуемая Божественному гласу, весьма изрядно приличествует обоим толкованиям, то есть, и простому и таинственному. Ибо глас Господа, повелевшаго водам в начале творения всех вещей разделитися и собратися в недра земли, да не возвращаются покрывати ю, не был глас тщетный и бездейственный, ниже подобный гласу грома, который обыкновенно ничего кроме великаго звука не производит: но был глас, исполненный силы, величества и славы, за которым вскоре последовало действие. Тако и глас Евангельския проповеди , от Самого Бога начало восприемшия, и от Христа и Апостолов распространившияся, не был глас тщетный, составленный из единаго звука слов, каков есть глас многих витиев и философов: но был глас наидействительнейший, чудесами и знамениями сопровождаемый. К действию гласа относится оное слово, в крепости, а к славе чудес оное речение, в великолепии, или, как в Еврейском тексте читается, в красоте и сиянии. Отсюду и апостол Павел в первом послании к Коринфяном глаголет: слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы ( 1Кор. 2:4 ). И в первом послании к Солуняном: благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе ( 1Фес. 1:5 ). Пс.28:5 . Глас Господа, сокрушающаго кедры: и стрыет Господь кедры ливанския, По первому смыслу преходит Пророк от действия Божия в водах к действию бывающему в воздухе, показывая, что глас Господень, или повеление Господне, производит ветры и бури, которыя в псалме Пс. 148:8 , нарицает духом бурным, творящим слово Его. В самом деле удивления достойна сила Великаго Бога потому, что вещи толико нежной и тонкой, каков есть ветр, такую силу дал, что иногда самыя величайшия древа мгновенно сокрушает и опровергает, чего многие люди многими силами и чрез долгое время сделать не могут. Упоминает же Пророк наипаче о кедрах Ливанских потому, что сии древа паче других крепче и тверже, и нигде больше не обретаются, как на горе Ливане. По второму же таинственному толкованию кедры Ливанские, в разсуждении высоты их, суть люди высокие, или по великости могущества их, или по силе мудрости, или по славе витийства. В разсуждении же запаха, которым кедры дышут, суть люди преданные роскошам и удовольствиям плотским: в разсуждении наконец жестокости и упругости, какую кедры в себе имеют, суть люди ожесточенные и заматоревшие в древлеотеческих заблуждениях. Все сии кедры Евангельская проповедь чудным образом сокрушила, и к Христианскому смирению и кротости, и к творению плодов, достойных покаяния, привела: каковыми примерами священная история преисполнена.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.103:6 . Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды: Здесь стихотворческим образом описывает Пророк состояние земли, в каком она была в начале творения своего, изображая, что была она покрыта, или как бы одета глубокими водами аки ризою; ибо бездною нарицает неизмеримую глубину вод, как сказано в первой главе Бытия: и тьма бе верху бездны. И тогда-то на горах стояли воды, покрывавшия самые высочайшие верхи их. Глагол, станут, полагает вместо стояли, по свойству Еврейскаго слога, в котором будущее время, означая безпрерывное чего-либо продолжение, часто полагается вместо прошедшаго. Пс.103:7 . от запрещения твоего побегнут, от гласа грома твоего убоятся. Сими словами означает, что воды, отвсюду покрывавшия землю, мановением Божиим собравшись во едино, стекли в нижния места земли: ибо Божие повеление было для них на подобие грознаго прещения или на подобие грома, устрашающаго людей. Пс.103:8 . Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им. Сии слова также суть стихотворческия, означающия, что ежели бы Бог бездну вод в своих пределах не заключил, то не было бы никакого различия между горами и долинами, ибо всю землю потопили бы. Таким образом горы появились на высоких местах, так как бы ногами взошли на оныя; а поля или долины открылись на местах низких: но и те, и другия стали на своем месте, которое Бог назначил им. Пс.103:9 . Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Сими словами показывает, что по отступлении вод и по заключении их в земныя недра, Бог положил им известный предел, котораго они прейти не могут, ниже обратятся сами собою покрыти землю. А что во время потопа возвратилися и покрыли землю, то сие сделалось по повелению Бога и по Его силе. Предел же, который положил Бог водам, находящийся на верху брегов морских, как явствует из 38 главы Иова и из 5 главы Иеремии, сей предел положил Бог во время, когда распределял места стихиям по свойствам их, из коих вода, поскольку естественно тяжелее воздуха, всегда опускается в места низшия, а воздух занимает или составляет высшия.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.101:9 . Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. Чрез сие обстоятельство верные Израильтяне преклоняют Бога на милость, представляя, что враги не токмо ругаются им, но и проклинают и из несчастий их делают образец клятвы. На сей-то недостойный поступок взирая, Пророк жалуется, глаголя: весь день поношаху ми врази мои. Во втором члене дерзость врагов еще более увеличивает, нарицая их ярящимися, то есть злобящимися на подобие лютых зверей. Пс.101:10 . Зане пепел яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях, Дает причину, чего ради выше сказал: прильпе кость моя плоти моей; зане, глаголет, пепел яко хлеб ядях. Пепел яко хлеб ясти, значит питаться хлебом нечистым и смешенным с пеплом, что случается наипаче тогда, когда употребляется хлеб сырый и неочищенный от пепла, каковым питаются люди бедные, которые обыкновенно ядят хлеб худо изготовленный, с отрубями или с землею смешенный. Питие же с плачем растворять не что иное есть, разве питаться слезами, или пить слезы яко воду. Итак, в каком разуме говорится во псалме Пс. 41:4 : быша слезы моя мне хлеб день и нощь, и у Пророка Иеремии в 3 главе Плача: напита мя пепелом ( Плач. 3:16 ), где чрез пепел означается горесть: в таком и сие место разуметь должно, аки бы сказал Пророк, что он такою объят был горестию, которая была для него насущным хлебом, а непрестанный плач служил ему повседневным питием. Но и другое нечто назнаменует, показывая, что он, приемля пищу, стола не употреблял, но хлеб вкушал на нечистой земле. Таким образом в лице всех верных говорит, что он яко пленник так привязан был узами к земле, что и для принятия пищи не мог подняться от нея. К тому же относится и последний член: питие мое с плачем растворях, – ибо когда хотел по принятии пищи жажду свою питием утолить, то слезы, лиющияся из очей, смешивалися с водою. Пс.101:11 . от лица гнева твоего и ярости твоея: яко вознес низвергл мя еси. Сими словами Пророк изображает, что скорбь, которую доселе описывал, не просто от бедствий, ниже от случая произошла, но от праведнаго Божия гнева, который Израильтяне грехами своими навлекли на себя. Аки бы сказал: Господи, я не так мню, как мнят мирские люди, находящиеся в бедствиях, но мысль мою обращаю к Тебе и бедствие мое приписываю гневу Твоему, ибо ежели бы Ты не прогневался на нас, то мы счастливо пользовалися бы наследием оным, которое дал Ты нам и из котораго ныне праведно изгнал нас гнев Твой. Последний член двояким образом толкуется. Мы когда хотим что-нибудь крепче ударить об землю, то руку возносим сколько возможно выше, дабы удар был сильнее. Сие и Пророк разумеет, когда говорит, яко вознес низвергл мя еси, аки бы сказал: Ты высокою рукою Твоею сильнее поразил меня, нежели как был бы я низвержен в пропасть с высокаго места.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Сими словами изображает Пророк, коль несчастно состояние его, когда удален он от святилища Божия. Итак, сравнивая себя с врабием и ластовицею, еще более увеличивает бедствие свое, понеже будучи сын Авраамов, стал быть лишен наследия, обещаннаго Аврааму, и не имеет пристанища, когда и самыя презренныя птицы где-нибудь находят себе гнезда. По сей причине, прервав слово посреде течения его, восклицает: о олтари Твоя, Господи сил! – дабы показать, колико желал он видеть олтари Господни, и коль они были ему любезны. В самом деле, мы ничего такого не имеем на земли, что бы лучше могло нам изобразить вечное селение наше на небеси, как священные олтари. Тамо бо многоразличное находится воспоминание вещей небесных: тамо повседневно жрется Агнец Божий, кровию Своею отворивый дверь верующим в царство небесное; тамо будущия славы преподается залог; тамо Богу ближе предстоим и Ему прилежнее молимся; тамо изливаем сердца наши, и Божественныя хвалы воспеваем с большим благоговением и вниманием, нежели где-либо инде. Впрочем, дабы кто не сказал, что много было мест во Иудее, где мог бы Давид найти себе покой, а может быть, много было и таких странноприимников, которые охотно приняли бы его, и потому напрасно безпокоился он: сего ради Пророк ответствует, что он лучше желает отказаться от всего мира, нежели жить во отдалении от священныя скинии; что нет ни одного места, которое было бы ему приятно, отдаленну сущу от олтарей Божиих, и что нет нигде ни единаго жилища, которое бы могло ему понравиться, вне святыя земли сущу. К сему надлежат и оныя прилагательныя имена, которыя приписывает Богу, глаголя: Царю мой и Боже мой! Ибо сим означает, что и самая жизнь скучна и неприятна ему потому, что странствует в отдалении от Божия святилища, аки бы так сказал: доколе живу изгнан от Твоих пределов, идеже Ты царствуеши, дотоле могу ли быть спокоен? Итак, хотя бы вся вселенная наперерыв меня к себе призывала, какая будет мне польза жить в ней? Аще Ты еси Бог мой, то могу ли не воздыхати о Тебе? и аще Ты мене отвергаеши, могу ли не гнушаться всякою гостинницею, колико бы она ни ласкала плоти моей?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.83:5 . Блажени живущии в дому твоем: в веки веков восхвалят тя. Здесь яснее показывает пользу, происходящую от святилища, и сим образом отличает себя от людей нечестивых, удаляющихся от Бога и от святаго жилища Его. О истинных же Богопочитателях свидетельствует, что они во храмах Божиих приносят чистую жертву хвалы, соединенную с благочестием и верою, и в сем упражнении препровождают всю жизнь свою, не скучая хвалить Того, Котораго любят сердечно и Котораго всякому можно всегда прославлять без труда и без отягощения. Пс.83:6 . Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе: восхождения в сердцы своем положи, Сими словами научает, что он не для того желает видеть святилище Божие, дабы токмо насытить очи зрением, но дабы преуспеть в вере и получить желаемое заступление, то есть, помощь от Бога, в которой он ныне крайнюю нужду имеет. Следующия за сим слова: блажени в ихже сердце пути Твоя, можно разуметь двояким образом. Ибо или тех нарицает блаженными, которые идут путем, предписанным от Бога, поскольку нет ничего опаснее, как ходить по плотским мудрованиям, и уклоняться от Божия слова; или тех, которые желают, чтоб Бог управлял пути жития их в мире сем, и потому усердно к Нему прибегают. Оба толкования месту сему приличны. Пс.83:7 . во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй. Пс.83:8 . Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Первый стих в Еврейском тексте яснее читается так: грядущии сквозе юдоль плача во источник себе полагают Бога; ибо благословением одеет их научаяй пути. Чрез сие разумеет Пророк, что усердным Богопочитателям ничто не может воспрепятствовать в пути, ведущем ко святилищу. А сими словами подтверждает то же, что сказал выше, то есть, что для людей благочестивых нет ничего желательнее, как ежедневно упражняться в Богослужении, и что нет таких препятствий и затруднений, которыя бы могли удержать пламенное усердие их к Богу: нет таких пустых и сухих юдолей, чрез которыя бы не желали они проникнуть к священным собраниям людей подобных им.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010