Пс.49:3 . Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зельна. Здесь пророчествует о втором пришествии Христовом, и говорит, что Бог богов пришел уже, и призвал землю, но пришел сокровенно, и во образе раба, во смирении и кротости, дабы дать место искуплению, страданию и смерти: по сих же приидет яве со властию и славою многою, не во яслях скотских возлегий, но на облацех небесных грядый: не на кресте висяй между разбойниками, но на престоле Судии седяй со Ангелами. И не токмо приидет яве, но и не премолчит, якоже молчал при первом пришествии, когда яко агнец незлобивый, ведомый на заколение, не отверзал уст своих: или якоже ныне молчит, когда видит грехи, и не наказывает: но приидет во гласе трубне и с воплем страшным: послет бо, Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр ( Мф. 24:31 ). И паки: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни ( 1Кор. 15:52 ). Следующия за сим слова, огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна, вообще относится к возгорению мира, то есть всех вещей, сущих на земли, яко то градов и домов, полей и вертоградов, животных и сим подобных вещей тленных, о коих говорит святый апостол Петр: приидет день Господень яко тать в нощи: воньже небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят ( 2Пет. 3:10 ). Все сии выражения вообще означают гнев праведнаго Судии, с каковым Он приидет в последний день, и купно представляют величество всемогущаго Бога, каковое явил Он на горе Синайстей, когда снизшел на нее предать закон Своему народу ( Исх. 19:16 ). Пс.49:4 . Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди своя. Здесь описывает то удивительное позорище, на которое аки на некий величайший театр должны собраться зрители в безчисленном множестве. Ибо Судия призовет небо свыше, т.е. от вышния части мира повелит предстать всем небесным жителям, сиречь, всем святым Ангелам. Тако бо Господь глаголет у Матфея: егда приидет Сын человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним ( Мф. 25:31 ). От низшия же части мира призовет землю, то есть, всех людей, живших чрез безпрерывное преемничество родов на земли, от начала мира даже до кончины его. Итак предстанут вси Ангели и вси человецы вкупе. Потом дает причину, чего ради призовет толь великое собрание, глаголя: разсудити люди Своя, то есть, сделать разбор между людьми и людьми, и разлучить избранных от отверженных, по оному изречению Господню: в скончание века изыдут Ангели, и отлучат злыя от среды праведных ( Мф. 13:49 ): и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ ( Мф. 25:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.139:5 . Скрыша гордии сеть мне и ужы, препяша сеть ногама моима: Пс.139:6 . при стези соблазны положиша ми. К жалобам присовокупляет молитву, и просит у Бога защиты и правосудия. Впрочем повторяет ту же мысль, и что выше, переменя токмо некоторыя слова. Ибо вместо: изми мя – говорит: – сохрани мя; вместо человека лукаваго, полагает руку грешничу; вместо помыслиша неправду в сердце, глаголет – помыслиша запяти стопы моя. А что сказал о коварстве и наветах простыми словами, то здесь выражает преносными: ибо говорит, что враги повсюду распростерли сети для уловления его, ежели Господь не поможет. Из имени гордых можно сделать такое заключение, что Давид не о простых и обыкновенных людях говорит здесь, но о таких, кои будучи надменны своим высокомерием, думали, что нет никакой трудности низложить, погубить человека от всех презреннаго. Впрочем, когда жалуется на сети и соблазны, не то разумеет, что враги одною силою и дерзостию нападали на него, но соединяет обоя, то есть, что надеяся на силу свою, выдумывали коварные способы, дабы погубить его. Пс.139:7 . Рех Господеви: Бог мой еси ты, внуши, Господи, глас моления моего. Пс.139:8 . Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Здесь ясно изображается свойство истинныя веры: ибо Пророк, сокрывшись от очей человеческих, наедине от сердца молится Богу, а сей внутренний вопль сердца исключает всякое лицемерие. Впрочем, дабы удостоверить нас, что он не всуе просит спасения от Бога, предлагает на среду, какия пособия прежде посылал ему Бог свыше. Почему говорит, что когда бедствовал он, сражаяся на брани, Бог был ему на подобие крепкаго щита. Хотя некоторые глагол: осенил еси – полагают в будущем времени – осениши, но неосновательно: ибо Давид без сомнения упоминает здесь о том, что он и прежде покровительствован был Божиею рукою, почему и ныне берет отсюду способ к подкреплению своея веры. Он выходит не аки неопытный и новоополченный воин, но аки ратник, различными подвигами добре искушенный.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.34:4 . Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Пророк описывает здесь конец, или намерение, с каким приемлет Бог оружие против нечестивых, и под видом клятвы предсказывает первое, что они постыдятся и посрамлены будут, то есть, не токмо в намерениях своих не успеют, но и достойную мзду по делам своим от мстителя Бога восприимут, аки бы сказал: постыдятся и посрамятся ищущии душу мою. Сии слова, ищущии душу мою, суть двусмысленныя; ибо иногда берутся в добрую сторону, как то во псалме Пс. 141:5 : погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою; то есть, не имею никакого прибежища, и нет никого, кто бы искал меня и защитил. А иногда в худую, как то в сем месте, и часто на других, где искать души означает то же, что покушаться жизнь отнять. Во второй части стиха показывает второе, то есть, что враги его не токмо постыдятся и посрамлены будут, но и возвратятся вспять, то есть, отступят побежденные. К сему присовокупляет третие: Пс.34:5 . Да будут яко прах пред лицем ветра, и ангел Господень оскорбляя их: То есть, не токмо отступят будучи побеждены, но и принуждены будут скоро бежать, и разсыпаться по разным местам, подобно праху или пыли, которая ветром в разныя стороны с великим стремлением и скоростию разсеявается. Сия скорость бегства, или сие разсеяние еще более увеличивается тем, что вместо праха в Еврейском тексте положено плевы, то есть прах самый легчайший, из малейших и тончайших частиц плевных составленный: а вместо ветра стихийнаго полагается здесь Ангел Господень, который есть Дух живый, и несравненно сильнейший и действительнейший всякаго ветра, аки бы сказано было: будут яко прах самый легчайший, и такой, который от всякаго ветра удобно восхищается; однако ветр оный будет не простый, но Ангел Господень оскорбляющий, то есть, раны налагающий. За сим присовокупляет четвертое: Пс.34:6 . да будет путь их тьма и ползок, и ангел Господень погоняяй их: То есть, не токмо бежать принуждены будут, но и без всякия помощи в погибель низвержены будут; ибо бегущим часто помогает сведение мест, куда бегут, також безопасная и гладкая дорога, или по крайней мере медленное шествие, ежели путь случится не удобен.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Но здесь все сии пособия исчезают: ибо Пророк предсказывает, что они бежать принуждены будут во тьме, и чрез путь скользкий, дабы ни очи, ни ноги должности своея отправлять не могли, и притом преследующу созади и зельно гонящу их Ангелу Господню, так что по нужде надобно будет им низринуться в стремнину и погибнуть. Все сие ныне исполняется на Иудеях и на других гонителях Христа и церкви, которые по праведным судьбам Божиим обращаются во тьме неведения, и на скользком пути скверных похотей: они, гонящу их гневу Божию, ежедневно впадают еще в большие грехи, и к вечной смерти с величайшею скоростию поспешают. Но яснее исполнится в страшный день суда: тогда бо нечестивые постыдятся и посрамятся стыдом неизглаголанным, и возвратятся вспять, то есть, стремглав хребтами низринутся в пропасть геенскую, Божию правосудию понуждающу их, и притом без всякия помощи, подобно как падает и низвергается в пропасть тот, который, во тьме чрез скользкий путь, другому гонящу, поспешать принужден бывает. Пс.34:7 . яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Доселе говорил Пророк о всех гонителях своих вообще, а в сем и в следующих стихах изъясняет три рода гонений, которыя обыкновенно претерпевают праведные от нечестивых. Ибо, во-первых, коварством и наветами праведных озлобляют; потом клеветами и лжесвидетельством на них нападают; наконец, явною силою, то есть, не словами токмо, но и делами праведных утесняют. Здесь глаголет о первом роде гонителей: яко туне скрыша ми пагубу сети своея. Пророк свидетельствует о себе, что не всуе употребляет имя Божие, и не напрасно призывает защитника в помощь: ибо представляет на среду невинность свою, и жалуется, что он без всякия его вины толь тяжко обижается, что прилежно заметить должно, дабы не всяк безразсудно и дерзко пред лице Божие исходить осмеливался, или взывать к Нему о мщении, разве кто прямо надеется на свою совесть. Ибо когда говорит Пророк, что он коварством и злыми ухищрениями был озлоблен, тем прикровенно назнаменует невинность свою, аки бы сказал: враги мои ничем не будучи от меня обижены, не престают мне ковы строить; для того молю Бога, дабы промыслом Своим сделал то, чтобы наветы их в погибель им самим обратилися.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Доказав невинность свою, и в том закляв себя клятвами, просит у Бога праведнаго защищения, представляя, что сие к вящшей славе Его послужит, когда Он произведет суд над нечестивыми. Воскресни, Господи, гневом Твоим, то есть, востани, сяди на судилищном престоле, яви праведный гнев Твой на враги моя, разжени их и устраши, да не вредят. Вознесися в концах враг Твоих. Явися на высоте славы Твоея, открой величие правосудия Твоего, распространи ужас в пределах врагов Твоих, да вси возчувствуют присутствие Твое. Писание приписывает Богу воскресение, сиречь, возстание, якоже и сон, не в собственном, но в иносказательном разуме. Воскресает Бог, когда помогает нам, спит же, когда не помогает. Сюда относятся оныя изречения: востани, Вскую спиши, Господи? и воскресни, Господи, помози нам ( Пс. 43:24, 27 ) и: «и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси.» Пс.7:8 . и сонм людий обыдет тя: и о том на высоту обратися. Пс.7:9 . Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя. Присовокупляет вторую причину, чего ради прилично Богу подать ему помощь против врагов: понеже де сам Он заповедал судиям земли, да избавляют неповинных от руки утесняющих, откуду следует, что сие кольми паче прилично ему: Той бо есть верховный Судия над всеми судиями. Востани, глаголет, повелением, имже заповедал еси: сиречь, сотвори по повелению, или по собственному глаголу Твоему, имже заповедал еси судиям, да судят праведно. Востани убо, и суди врагам моим. И сонм людей обыдет тя: то есть, от сего правосуднаго деяния Твоего, явленнаго чрез усмирение врагов моих, и чрез защищение меня, воспоследует то, что сонмы людей даже и неверных познают Тя, и прославят; и тако всегда будут прибегать к правосудию Твоему, окружая судилищный престол Твой. Засим присовокупляет, и о том на высоту обратися: то есть аще не мене ради, то поне сонма ради людей оных, имеющих прославляти Тя, на высокий престол правды взыди, и явися в концах врагов, да познают, яко Господь судит людем, сиречь, яко Ты еси един верховный Владыка всех. егоже правосудия никтоже избегнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.131:8 . воскресни, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея. Соломон, внося кивот во храм, великолепно устроенный, стихотворческим образом обращает речь свою к Богу, и просит Его, дабы благоволил войти во храм и жительствовать в нем, аки бы так говоря: востани, Господи, от места, идеже доселе аки гость обитал еси, и вниди в собственный дом Твой, препочий в нем, и ктому не преходи с места на место, якоже доселе творил еси. А дабы показать, что он говорит к Богу не так, как Он сам в себе есть (тако бо и небеса небес не вмещают Его, как тот же Соломон инде глаголет), но поскольку в кивоте завета некоторым особенным образом присутствовал, и оттуду ответы давал; сего ради присовокупляет вторый член в истолковательном смысле: Ты и кивот святыни твоея, – дабы верные знали, что пришествие Бога не иначе понимать должно, как в том разуме, что Он невидимо присутствуя в кивоте, являет силу Свою. По сей причине в Еврейском тексте вместо – святыни положена крепость: Ты и кивот крепости Твоея. Ибо кивот был не пустое некое изображение, но Бог самым делом доказывал чрез него, что Он близок к церкви Своей. Покоем же Божиим нарицается потому, что Бог, по пренесении кивота во храм, нигде в другом месте, кроме Сиона, покланяться Ему не велел, как немного ниже сказано будет. Пс.131:9 . священницы твои облекутся правдою, и преподобнии твои возрадуются. По пренесении кивота во храм, Соломон молится Богу, во-первых, о священниках, во-вторых, о царе, то есть, о себе самом: от сих бо зависит благосостояние церкви и всего народа; ибо священники управляют народ по делам духовным, а цари по внешним. Священникам просит двух вещей: во-первых, да будут праведни и святи, каковым быть им надлежит, дабы непорочно проходили должность свою, во-вторых, дабы непринужденно, но с радостным духом служили Богу, в чем главная должность их состоит. Аки бы сказал: молю Тя, Господи, сотвори благодатию Твоею, да священницы Твои будут праведны не токмо по внутреннему расположению сердца и духа, но и по внешнему поведению жизни, дабы и в словах и в делах сих людей, которые имеют Тебе служить, и Твой народ учить, видима была святость, а не порок. Ибо преносный глагол облекутся к тому относится, дабы мы ведали, что как одежда прикрывает срамоту и украшает человека, отличая его от прочих, равным образом и священники долженствуют так поступать, чтоб ничего в них гнуснаго не являлося, но чтоб напротив, отличалися от простаго народа святостию, и чтоб никто не мог сказать об них: каков народ, таков и священник. К сему присовокупляет: и преподобнии Твои (да) возрадуются. Сими словами просит, дабы те же священники святостию своею подобны были Богу, яко Ему единственно на службу посвященные, и дабы, приступая к священнослужению, с радостию сие творили, а не с холодным и принужденным духом, и тако добре долг свой исполняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.51:5 . Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду: Здесь объясняет, из какого корени произошел клеветнический донос оный и говорит, что он не от неведения произошел, ниже от некоего случая, но от злыя воли того, который возлюбил более зло творить, нежели добро, и ложь паче, нежели истину. Ежели скажет кто, что Доик не солгал, когда сказал: прииде Давид в дом Авимелехов; на сие ответствуем, что ложь скрывалась не в словах, но в намерении: ибо Доик хотел чрез сие означить, что Авимелех был сообщник Давидов, в каком разуме слова его были приняты и от царя Саула. Пс.51:6 . возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. Объясняет вышереченныя слова, возлюбил еси ложь и неправду, показывая, что ложь оная была зело пагубная, поскольку причинила погибель многим невинным людям. Итак глаголы потопныя, то же суть, что действия пагубныя, или разорения бедственныя, какия приключаются от наводнений или потопов, с которыми сравнивается здесь язык клеветника. Пс.51:7 . Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых. Сими словами Давид предсказывает, что грех Доика Идумейскаго без наказания не останется, но за временное разорение священников воздастся ему погибель вечная. Сего ради глаголет: Бог разрушит тя до конца, то есть, Бог тебя накажет так, что здесь разорит дом твой до окончания, а в будущем веке осудит на вечныя муки. И сие воздаяние нечестивым есть праведное, дабы те, кои другим погибель устрояют, и сами зле погибали. Потом ту же мысль множайшими словами подтверждает, разделяя реченное вообще на части: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего, то есть, Бог накажет тебя изгнанием и лишением детей, так что ты первее лишишься имения и отечества, потом во изгнании умрешь бездетен: и тако Господь совсем разорит тебя, и корень твой восторгнет от земли живых, то есть, искоренит тебя от земли со всем твоим потомством; ибо дети подобны суть корням, чрез которые отец укореняется и укрепляется на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.8:3 . Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника. Пророк ответствует на вопрос, который могли иные предложить ему, и сказать, что ежели слава Божия наполняет всю землю, и великолепие Его взятся превыше небес: то откуду происходит, что не все Его знают и хвалят? – Сие, глаголет, происходит от того, что Бог не благоволит познаваем и хвалим быть от гордых, которые о разуме и мнимой мудрости своей высоко мечтают, но хощет прославляем быть от смиренных и низких по оному: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем ( Мф. 11:25 ). И так под именем младенцев и ссущих разумеются здесь люди смиренные и низкие пред очами других; також неискусные во учении светском, каковы были Пророки, Апостоли, сонмы мучеников, исповедников, преподобных, дев и отроков, которые в юном возрасте так совершенно познали славу Божию и чудное имя Его, что и умереть за Него не отреклися. И в семто разуме привел Господь слова псалма сего во Евангелии, когда сказал: несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу ( Мф. 21:16 )? Чего же ради совершил Бог хвалу Свою из уст младенец, сиречь, смиренных и кротких, а не из уст мудрых и великих века сего? Враг твоих ради, глаголет, то есть, посрамления ради гордых, которые суть враги Богу; и еже разрушити врага и местника, то есть, дабы упразднить премудрость главнаго врага своего диавола, и местника его, то есть, поборника его, или полчища аггелов отверженных, и последователей их, иже глаголющеся быти мудри обюродеша: занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце ( Рим. 1:21–22 ). Пс.8:4 . Яко узрю небеса, дела перст твоих, луну и звезды, яже ты основал еси: Святый Давид, полагая себя самаго в числе младенцев, хвалящих Бога, аки бы тако глаголет: когда Ты, великий Боже, совершаеши хвалу Себе из уст самых младенцев, ссущих млеко; то стыдно было бы мне, мужу в совершенном возрасте сущу, умолчати и не отверсти уст своих на прославление величия дел Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.85:7 . В день скорби моея воззвах к тебе, яко услышал мя еси. Давид, повторяя с толиким жаром молитвы свои, показывает что он не малою скорбию стеснен был, ниже с посредственною печалию боролся. Из сего примера научаемся, коль мы холодны и нетерпеливы, когда, принесши краткую молитву Богу, ослабеваем, да еще и ропщем, ежели Бог не услышит нас. Заметить должно, что сие повторение, которым верные изливают сердца свои пред Богом, не есть нечто суетное, и сия, по мнению нашему, излишность есть яко благовонная жертва пред Богом. Оныя слова: воззову к Тебе, яко послушаеши мя – приспособляет к своему учению, о котором выше сказал, что Бог есть благ и многомилостив всем призывающим Его. Пс.85:8 . Несть подобен тебе в бозех, Господи, и несть по делом твоим. Здесь дает причину, чего ради к единому Богу прибегает, Его призывает, и к Нему душу свою возносит: понеже де не токмо между людьми, но и между богами нет никого подобнаго Богу ни существом, ни силою, ни премудростию, ни благостию. Ежели чрез богов разуметь богов ложных, сиречь идолов, то весьма прилично сказано: несть подобен Тебе в бозех, Господи! Ибо идолы хотя имеют очи, но не видят: они от людей и бытие свое и движение заимствуют. Истинный же Бог без очей телесных вся видит и ни от кого ничего не заимствует, но напротив всяческая от Него зависят: о Нем бо живем, движемся и есмы ( Деян. 17:28 ). А ежели чрез богов разуметь будем богов, сущих по причастию силы и власти, каковы суть князи и судии земли, или сущих по причастию мудрости и правды, каковы суть все праведные люди, или сущих по обоим причастия видам, каковы суть Ангели: то слова сии, несть подобен Тебе в бозех, Господи, разуметь должно о подобии несовершенном. Ибо те суть совершенно подобны в силе, в премудрости и в правде, кои равномерно сильны, равномерно премудры, равномерно праведны. А как известно, что Бог безконечно сильнее, премудрее и праведнее всех Ангелов и человеков, то и справедливо, что между богами, сущими по причастию, нет ни единаго подобнаго Богу, разве по несовершенному и весьма неравному подобию. И не токмо нет ни единаго из богов совершенно подобнаго Богу нашему по существу, но и по делам. Ибо Бог сотворил из ничего и небо, и землю, и вся, яже в них: прочие же боги ничего такого не сотворили, а ежели что и творят, то разве из вещества сотвореннаго Богом. Следовательно, нет ни единаго из мнимых богов, который бы и по делам своим мог сравниться с Господом Богом. А как чувства наши величия Его постигнуть не могут, то Давид, довольствуяся единым свидетельством Божиих дел, всех прочих богов оставляет и к единому истинному Богу прибегает.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.43:3 . Рука твоя языки потреби, и насадил я еси: озлобил еси люди и изгнал еси я. Показывают в частности одно из чудных дел Божиих, которое соделал Бог в пользу верных Своих во дни отцев их, и глаголют, что Бог сильною рукою Своею, изгнав из обетованныя земли иноплеменные народы Хананейские и Евусейские, поселил в ней отцев их. Ты озлобил еси народы оные претяжкими войнами и в конец побежденных или совсем истребял, или изгнал за пределы, дабы уступили место избранным людям, ихже так насадил и укоренил еси на земле той, как насаждаются и укореняются древа, которых сень покрывает горы, и ветвия их яко кедры Божия ( Пс. 79:10 ). Пс.43:4 . Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в них. Доказывают вышереченныя слова: рука Твоя языки потреби, и глаголют, что отцы их не овладели бы землею обетованною оружием и силою своею, и не превозмогли бы врагов своих, которые были сильнее их, и в военном деле искуснее, ежели бы не Господь защищал и покровительствовал их. Итак не мечем своим, то есть, не силою оружия своего завоевали они землю обетованную: но десница Твоя, и мышца Твоя покорила им оную землю, и спасла от смерти и плена сражавшихся с иноплеменными народами. Сие же бысть того ради, яко Ты благоволил еси в них: Ты милостивым оком воззрел еси на них не ради добродетелей или заслуг их, но понеже Тебе благоугодно было избрать их в люди Свои. Просвещение лица означает здесь благоволительное воззрение Божие или милость Господню, как сказано в предыдущем псалме, в Пс. 42:3 . Ибо по выражению Священнаго Писания, Бог тогда лице Свое просвещает на человека, когда светлым оком благоволит взирать на него, то есть, когда милует его, и благодать Свою сообщает ему. Впрочем все глаголемое здесь весьма справедливо, как явствует из книги Иисуса Навина, гл. 6, что стены града Иерихона от единаго вопля сынов Израилевых до основания пали, и из главы Нав. 10:11 , где читаем, что Бог во время сражения Израильтян под предводительством Иисуса Навина одождил каменный град с небеси, от котораго большее число врагов погибло, нежели от меча Израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010