Толкования на псалмы преподобного Амвросия Оптинского в свете творений архиепископа Иринея (Клименьтьевского) и епископа Палладия (Пьянкова) Источник Старцы Оптиной пустыни предавали исключительное значение святоотеческой экзегезе Священного Писания . Преподобный Макарий Оптинский писал учёному монаху в 1852 году: «Да благословит Господь предлежащий вам труд – заниматься истолкованием св. книг Ветхаго Завета. Я полагаю, что вы верно будете иметь руководством в столь важном деле толкование св. отцев, потрудившихся в испытании сем и глубины Духа изыскавших, помощию Божиею и просвещением свыше» 1 . Преподобный Амвросий исполнил заповедь своего духовного наставника, о чём красноречиво свидетельствует изъяснение 126-го псалма, надиктованное им для общего назидания 2 . Поучение преподобного искусно составлено на основе толкований восточных отцов, даны необходимые ссылки 3 . Книга Псалмов не осталась без внимания русской богословской науки XIX века. Среди академических трудов, посвящённых полному толкованию Псалтири, наиболее известны книги архиепископа Иринея (Клементьевского) 4 (1751 – 1818) и епископа Палладия (Пьянкова) 5 (1816 – 1882). Следует напомнить, что преподобный Амвросий был в молодые годы знаком со школьным богословием. Обладая прекрасными способностями, он успешно закончил семинарию и перед уходом в монастырь преподавал в Липецком духовном училище 6 . Представляется важным взглянуть на поучения оптинского старца в свете творений авторитетных богословов, предшественников и современников преподобного. Плодотворная научная деятельность архиепископа Иринея и епископа Палладия была посвящена преимущественно экзегезе Священного Писания 7 . Епископы не были современниками и подходы к толкованию Писания имели различные, поэтому их комментарии на псалмы дополняют друг друга. Экзегетический метод, которого держался архиепископ Ириней, вполне укладывается в правила, предложенные митрополитом Платоном (Левшиным) 8 . Автор выделяет основной смысл псаломского текста, который носит иногда исторический, иногда аллегорический или нравственно-назидательный характер. Толкуя псаломские стихи, епископ обращается более всего к другим библейским книгам, реже приводит мнение святых отцов. Как пишет Н. Вишняков , преосвященный Ириней довольствовался «простейшей передачей мысли, какая заключается в букве текста, или какая указывается в нем Церковным Преданием» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В первом и следующем втором стихе Пророк научает, что блаженство, елико возможно иметь его в жизни сей, ни в чем другом состоит, как токмо в правде, под именем которыя разумеется Божий закон; чему и Апостол Павел научая, глаголет: несть Царство Божие брашно и питие, но правда, и мир, и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Ибо одни токмо праведные люди суть друзи Божии, паче же и сынове, а посему и наследницы Царствия. Они, будучи блаженны по упованию, и здесь еще наслаждаются твердою радостию и миром, всякий ум превосходящим. Но здесь заметить должно, 1) что в первом стихе описывается праведный муж чрез слова отрицательныя, а во втором чрез подтвердительныя; 2) что Давид, как и все прочие Пророки, имеет обычай одно и то же дважды повторять, дабы одна часть стиха была изъяснением другия. Например: в книге ( Исх. 15:2 ), в песни Моисеевой, читаем тако: сей мой Бог , и прославлю Его: Бог отца моего, и вознесу Его. И в книге ( Втор. 32:2 ): да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои. И во ( Пс. 33:2 ): благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. Таковое повторение в Священном Писании весьма употребительно, яко род украшения, свойственнаго святым Пророкам. Итак первая часть стиха содержит мысль такую: блажен человек, иже не преступает закона. Но Давид, яко творец песней, мысль сию изобразил чрез переносныя слова пути и хождения, сказав: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, то есть, тот блажен, кто праведен, а праведен тот, кто не ходит на совет нечестивых, то есть, кто на пути жизни сея не последует советам и мыслям людей нечестивых, которые совершенно противны пути Божию, сиречь, закону Господню. Другая часть стиха то же самое изъясняет иными словами, одно и то же значащими. Ибо не идти на совет нечестивых, и не стоять на пути грешных, одно и то же есть: обоя же означают, что тот есть праведен, кто отступает или удаляется от пути, то есть, от правил и советов людей нечестивых. А понеже закон Господень нарушается не токмо злым житием, но и злым учением, по оному: иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем ( Мф. 5:19 ); сего ради Пророк присовокупляет: и на седалищи губителей не седе, сиречь, тот есть праведен, а посему и блажен, иже ни делами, ни учением закона Господня не преступает. Ибо сидеть на седалищи губителей означает то же, что быть в согласии пагубных людей, или заседать с людьми злонамеренными, и с ними купно закон Господень презирать, так как бы он ничем не споспешествовал к блаженной жизни, и несовместен был с веселием и радостию; и что полезнее творить плотския дела, и предаваться чувственным удовольствиям. Глас седящих на седалищи губителей описует пророк Малахия такими словами: суетен работаяй Богу, и что нам, яко сохранихом хранения Его ( Мал. 3:14 )? Святый Василий Великий , толкуя слова сии, блажен муж, замечает, что и жены не исключаются от блаженства: ибо муж глава есть жены, а от главы зависят и члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Вступление. Изъясняющее содержание всего Послания Святой Апостол Павел пишет сие Послание к Евреям, жившим в Иерусалиме и во всей земле Иудейской, отчасти к необращенным, дабы обратить их к вере; а отчасти к обращенным‚ дабы более утвердить их в Христианском благочестии. И понеже обращенные Иудеи придерживались еще к обрядам Моисейским и закон его противополагали Евангелию, того ради показывает Апостол различие Ветхого и Нового Завета, и утверждает, что древние оные обряды Моисейские и Левитские ныне уничтожены. И так сие Послание может быть разделено на три части, из которых в первой с самого начала описывает Апостол характер, или лице Христово и должность Его, проповедует Его высочайшее достоинство, Божество и преимущество, которое имеет Он пред Ангелами не только по Божеству, но и по человеческому естеству своему. Во второй предлагает учение о священстве Христовом, делая сравнение не по чину Ааронову, но по чину Мелхиседекову. В третьей говорит, что жертва, принесенная Богу великим Первосвященником сим в очищение грехов наших, не иначе нам вменяется, как разве верою. И сие утверждает примерами ветхозаконых Отцев, Патриархов и Пророков, показывая древность Христианской веры нашей и возбуждая нас к подражанию их. Наконец заключает Послание нравоучительным словом, поучая верных, чтоб они препровождали жизнь, достойную Евангельского учения, и тем бы доказывали пред Богом свою благодарность за толикие благодеяния Его. Некоторые мнят, говорит святой Златоуст, а наипаче новые еретики, яко сие Послание не есть Павлово; понеже де не предписал в Послании сем, яко же во всех других, имени своего. Но святой Петр во втором Послании в гл. 3 показывает, что сие Послание есть истинно Павлово. Да и явственное имеет свидетельство самого Апостола Павла из словес его, написанных к Евреям, яко сие Послание есть собственное его. Ибо на конце последней главы пишет так: Познайте брата нашего Тимофея отпущена съ ним же; аще скорее приидет, узрю васъ. Но кто бы другой мог отпустить Тимофея, присного ученика и сослужителя Павлова, кроме его самого? И так сие ясно показывает нам‚ что Послание сие его есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Давид, предвидев Духом, что Мессия по смерти воскреснет и вознесется на небо, сообщает нам слова Бога Отца, произнесенныя к Сыну, коими призывает Его к соседению и к соцарствованию. Глагол: рече – хотя есть времени прошедшаго, и сие время во дни Давидовы еще не исполнилось, но Пророк прилично употребляет его в прошедшем времени: ибо предвидел вещь будущую, яко прошедшую. Слово: Господь, еврейски Егова – собственно приличествует единому истинному Богу. А хотя раввины под именем втораго имени Господня (еврейски: Адонаи) разумеют здесь Авраама, как пишет Иероним в толковании на главу 22 Матфея, или царя Езекию, как повествует Иустин в разговоре с Трифоном, и Тертуллиан в книге 5 против Маркиона: однако нет сомнения, что здесь не другой кто нарицается Господом, как токмо Мессия, который был Сын Давидов по плоти и купно Господь его по Божеству. Ибо весь псалом свидетельствует, что ни Авраам, ни Езекия никогда не сидели одесную Бога, ниже родилися прежде денницы, ниже были священниками по чину Мелхиседекову. Почему и Иудеи будучи вопрошены от Христа, како Давид нарицает Мессию Господом своим ( Мф. 22:42 ), не осмелились сказать, что псалом сей не должно разуметь о Мессии. Седи одесную Мене. Сидение означает покой и власть, а особливо царскую. Слова, одесную Мене, означают равенство и соучаствование в царстве Бога Отца над всеми тварьми. Сие равенство всегда имел Сын Божий по Божественному естеству, по человеческому же возведен на оное по совершении крестнаго подвига. Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Сими словами означает Пророк, что царство Христово никогда не будет иметь конца, и нет опасности, чтоб оно испровержено было от врагов: понеже Бог Отец в предвечном совете Своем определил всех врагов совершенно покорить под ноги Его, дабы мирно царствовал во веки. Итак, речение, Дóндеже, не то означает, аки бы Христос, по покорении врагов, ктому не имел сидеть одесную Отца, но являет, что царство Его распространяться будет дотоле, донележе не останется ни одного врага, который бы не преклонил пред Ним колена, аки бы сказал: продолжай царствовать со Мною и не преставай распространять царства, Дóндеже все враги Твои покорятся. Сие распространение ежедневно исполняется, когда одни обращаются в веру и добровольно покоряются под нозе Христовы, дабы покоился на них яко на подножии, а другие развращаются и в развращении своем умирают, потом во ад снизходят, где ногами Иисуса Христа вечно попираемы будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Здесь глаголет об оружии наступательном, дабы грубому понятию нашему отвсюду показать присутствие помощи Божией. Оныя слова, изсуни мечь, означают легкое и скорое изъятие меча из ножен, что бывает тогда, когда меч хорошо выглажен и вычищен; ибо напротив того, когда меч ржавчиною покрыт, с великим трудом обнажается, аки бы просто сказал: скорее вынь меч из ножен, и обрати его против гонителей моих. Оный же глагол, заключи, разумеется о заключении того же меча в руке, дабы тверже держался, и сильнее поражал, или как другие толкуют, о заключении и преграде пути, аки бы сказал: загради путь, положи препону, дабы враги приступить не могли. Но как в Еврейском тексте, вместо изсуни мечь, читается – двигни копие, для того можно место сие и так протолковать: приими копие, и вергни его сопротив гонящих мя; таким образом заключи путь им, да не нападают. Впрочем меч и копие у Бога не что иное есть, как гнев Его, то есть, мстительная правда, которою наказывает Он нечестивых. Тако бо читаем Второзакония в главе Втор. 32:41 : поострю яко молнию мечь Мой, и приимет суд рука Моя, и воздам месть врагом, и ненавидящим Мя воздам. И в книге Премудрости ( Прем. 5:20 ): поострит напрасный гнев во оружие. Не чудное ли зрелище верной душе представляется здесь, когда помыслит, что Бог стоит за нее вооружен щитом и мечем или копием, и слышит Его глаголющаго в сердце: спасение твое есмь Аз? Хотя бо довольно для всякой безопасности и того, что Апостол в послании к Римляном глаголет: аще Бог по нас, кто на ны? ( Рим. 8:31 ). Однако Дух Святый, дабы еще сильнее поддержать немощь нашу, описывает Бога не просто, но вооруженна всяким родом оружий, и сражающася противу врагов видимых и невидимых за церковь , и за каждаго вернаго раба Своего. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Понеже упомянул об оружии, то прилично научает здесь, что Бог в таковых пособиях нужды не имеет, но единым словом и врагов поражает, и верным своим благодетельствует. Для того молится и глаголет: рцы души моей, спасение твое есмь Аз. То есть, довольно для спасения моего единаго слова Твоего. Впрочем, хотя бы мог Пророк свойственнее нарещи Бога врачем, нежели спасением, однако весьма прилично употребил здесь имя спасения: ибо врачи и врачевства не всегда исцеляют, ниже проникают во внутреннее существо человека, котораго исцелить желают. Бог же так всегда врачует, что входит в самую внутренность души; и как не может статься, чтоб человек, чувствуя совершенное здравие, не был здрав, хотя бы всего прочаго не имел: так нельзя статься, чтоб Богу исцелить хотящу, и благодатию Своею присутствующу, душа не была здрава, хотя бы всего прочаго не было у ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пророк начинает слово от перваго пришествия Божия Сына, и говорит, что Господь, Который прежде глаголал устами Пророков, напоследок возглаголал устами Своими, и призвал на проповедь Свою не Иудеев токмо, но и всю землю, то есть, всех живущих на земли. Сие же соделал чрез Апостолов Своих, как сказано о них во псалме Пс. 18:3 : во всю землю изыде вещание их. Господь нарицается здесь Богом богов того ради, дабы ведали мы, что Христос есть истинный Бог и Сын истиннаго Бога, имеющий единое со Отцем Божество: едино бо есть истинное Божество и не сообщаемое. А что многие нарицаются богами, сие бывает или по благодати усыновления, как например святые Ангели и святые люди, или по подобию, как например цари и судии земли, или наконец по заблуждению и ложному мнению, как например языческие боги, кои нарицаются бесами, как сказано во псалме Пс. 95:5 . Все сии боги подвержены власти единаго истиннаго Бога, Который посему и нарицается Бог богов. Итак ежели воззрим мы на первое пришествие Христово, то увидим, что Он прямо показал Себя Богом богов, как потому, что страшен был демонам, то есть богам языческим, так и потому, что по благодати усыновления многих богов сотворил. Ежели же воззрим на второе пришествие Христово, то увидим, что Он весьма прилично нарицается Бог богов: ибо имеет судить и самых царей и судей, именуемых здесь богами, – и не токмо царей и судей, но и диавола, и последователей его, хотя бы то были бесы, хотя бы злые люди. Следующия за сим слова, от восток солнца до запад, суть истолковательныя: ибо Пророк объясняет себя, что он чрез землю не разумел одну токмо землю Палестины, или другую некую частную страну, но без изъятия весь круг земный. Далее показывает самое место, откуду возглаголал Господь, аки перстом указуя на гору Сион, или Иерусалим, по оному пророка Исаии изречению: от Сиона изыде закон, и слово Господне от Иерусалима ( Ис. 2:3 ). Благолепие красоты, о которой Пророк упоминает во втором стихе, означает вид прекрасный, или совершенную красоту, и относится к похвалам Иерусалима, как и пророк Иеремия в книге Плача ( Плач. 2:15 ) нарицает его венцем славы, и веселием всея земли. Ибо был град благороднейший, самый древнейший, многолюднейший, почтенный царским и первосвященническим седалищем, скиниею, ковчегом завета и другими преимуществами, кои соделовали его главою веры и царства: почему прилично наречен образом небеснаго града. Впрочем коль ни прекрасен был град Иерусалим, но глас проповеди, оттуду произшедшей, достоин большаго удивления. Ибо проповедь Евангельская имела совершеннейшую красоту: она содержала в себе высочайшия таинства искупления, познания Пресвятыя Троицы, и закон совершеннейший, она проходила всюду, будучи сопровождаема безчисленными чудесами, и людей слышащих и верующих обновляла, освящала, и от концев земли на превыспреннее небо возводила.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пророк начинает хвалить град Иерусалим от основания его, или от гор святых, на которых был основан, как и инде глаголет: Иерусалим, горы окрест его ( Пс. 124:2 ). Но Пророк опустил здесь имя Иерусалима, и сказал отрывисто: основания его на горах святых, дабы показать, что он соединяет внешния слова с внутренним движением. Простый и естественный смысл слов сих такой, что Бог избрал святыя горы с тем, дабы основать на них град Свой; ибо не много ниже повторяет то же, глаголя: и Той основа и Вышний. Хотя Бог основал и другие премногие грады, однако ни о котором из них так не сказал: сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и ( Пс. 131:14 ). Итак заметить должно отличие сие: ибо иные грады благоволением Бога устроены токмо для внешняго жительства, но Иерусалим, яко носивший образ церкви, был особенным жилищем Бога и Его престолом, в каком разуме и Исаиа глаголет: яко Господь основа Сиона ( Ис. 14:32 ). Ибо хотя и вся Иудея посвящена была Богу, но Он, отринув в ней другие грады, избрал токмо Сион царским престолом. Но здесь не о земном престоле говорится, но о духовном. Ибо тогда нигде не было ни такого вероисповедания, ни такого Богослужения, ни такого благочестия, как во Иерусалиме. Сие яснее изображается во втором члене стиха, где сказано: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. Отсюду видим, что все преимущество Святаго града зависело от благодатнаго избрания Божия, чему согласуют и оныя слова, сказанныя инде: отрину скинию Силомскую, и селение Иосифово, и колено Ефремово не избра, и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби ( Пс. 77:60, 67–68 ). Следовательно Пророк дает здесь причину, чего ради Бог предпочел одно место другому. Сию причину полагает не в достоинстве места, но единственно в благоволении Бога. Почему ежели кто спросит, откуду или чего ради такое преимущество Иерусалиму? На сие довольно сего краткаго ответа, что Богу так угодно было. Впрочем, Сион полагает вместо Иерусалима, а врата Сионя вместо всего града чрез фигуру синекдоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 104 Пс.104:1 . Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви и призывайте имя его, возвестите во языцех дела его: Пс.104:2 . воспойте ему и пойте ему, поведите вся чудеса его. Пс.104:3 . Хвалитеся о имени святем его: да возвеселится сердце ищущих Господа: НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме содержится достопамятная повесть о благодатном усыновлении народа Израильскаго, и о исходе его из Египта: она сочинена для воспоминания Божиих чудес. ТОЛКОВАНИЕ Сие увещание относится к тому, чтоб Израильтяне, происшедшие от рода Авраамля, все блаженство свое поставляли в благодатном усыновлении, котораго удостоил их Бог. Ибо хотя не маловажно и то благодеяние, что они, будучи созданы от Бога, наслаждаются отеческим Его промыслом в мире и пищу от руки Его приемлют; но гораздо превосходнее и важнее то, что Бог избрал их в особенное достояние Свое, и тем отличил от прочих народов, дабы могли хвалиться священным именем Божия народа. Сию-то Божию милость прославляя, Пророк собрал толикое множество слов: ибо здесь не о творении мира разсуждает, как в предыдущем псалме, но проповедует отеческое благоволение Бога, в котором содержал Он Израильский народ. И хотя неопределенно упоминает о делах и чудесах Его, но обоя относит к духовному оному завету, по силе котораго избрал Иудейскую церковь , дабы сынове ея, живя на земле, поучалися небесному жительству. Чудесами убо нарицает здесь не то, что солнце, луна и звезды, ежедневно восходя, освещают мир, что земля во свое время проращает траву, что животным всякаго рода изобильная подается пища и что человеческому роду доставлены толикия выгоды, но что Бог из растленнаго Адамова племени малую некую часть избрал Себе в достояние, дабы быть ему во отца. Сего ради повелевает исповедатися Господеви, то есть, прославляти Бога, и призывати имя Его. А как сей долг приличествует единой церкви; то из сего явствует, что Пророк обращает слово к одним токмо верным, коих Бог восприял под покровительство Свое и повелел хвалитися именем Своим. Они означаются здесь под именем ищущих Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 110 Пс.110:1 . Аллилуиа. Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме прославляются дивныя дела Создателя, совершенства и чудеса Его, соделанныя в пользу людей. Краестишие псалма содержит алфавит Еврейский, что также примечается и в следующем 111 псалме. Пророк собственным примером руководствует других к пению похвал Божиих, ведая, что сей способ увещания есть наилучший и действительнейший. Слова стиха разделяются на два члена, из коих в первом говорит Пророк, что он от всего сердца имеет воспевать Божии хвалы, во втором – что сие имеет учинить торжественно, в собрании людей благочестивых. И праведно творит начало от сердца: ибо лучше хвалить Бога внутрь сердца и без свидетелей, нежели с притворным расположением духа гортанью провозглашать хвалы Его. Прилично говорит: в совете и сонме правых; ибо священныя собрания на тот уставлены конец, дабы Богопочитатели как сами приносили жертву хвалы Богу, так и других примером своим к тому же возбуждали. Пс.110:2 . Велия дела Господня, изыскана во всех волях его: Здесь, во-первых, хвалит Бога от дел вообще, то есть, что все дела Его велики суть, и так совершенны, что ни в чем ни излишества, ни недостатка не имеют. Великая похвала художнику, когда не делает иныя вещи великия, иныя малыя, иныя драгоценныя, а иныя низкия; но когда все без изъятия, что от его разума или руки происходит, велико есть. А что таковы суть дела Божия, сие всяк познает, кто только помыслит, что во всех тварях, коль они по множеству своему ни подлы нам кажутся, проявляется безконечная Божия сила и премудрость и что мы ни одной из них совершенно понять не можем: ибо справедливо написал Екклесиаст: вся творения трудна, не возможет муж изглаголати я ( Еккл. 1:8 ). И паки: видех вся творения Божия; яко не может человек изобрести творение сотворенное под солнцем ( Еккл. 8:17 ). – Следующия за сим слова: изыскана во всех волях Его, означают, что дела Божия не точию велики суть, но и уготованы на всякую службу, угодную Богу, так что Бог может из них сделать все, что восхощет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 117 Пс.117:1 . Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. СОДЕРЖАНИЕ Давид, получив царскую власть и ведая, что должен царствовать для общаго блага церкви, увещавает всех сынов Израилевых благодарить Бога и прославлять милости Его. Упоминает также и о бедствиях своих, коих многоразличие и великость могли бы его стократно погубить, ежели бы Бог чудным образом не подал ему помощи. Купно же учит и тому, что он не сам собою, ниже ухищренными средствами взошел на престол, но свыше поставлен был царем. Мы между тем памятовать должны, что намерение Духа Святаго было здесь под образом временнаго онаго царства представить нам вечное и духовное царство Божия Сына, Котораго лице носил Давид. Кратки сии слова, и купно величественны: ибо един токмо Бог собственно и прямо есть благ, и нет на земле и на небеси такого блага, которое бы можно было по справедливости похвалить, кроме Бога. Сего ради присовокупляет: яко в век милость Его, – дабы показать от самаго опыта, что Бог есть благ, и потому достоин похвалы. Ибо благость Божию ни в чем больше не усматривают люди, как в милости. Чего ради? Понеже милость нас сотворила, милость искупила, милость покровительствует, милость венчает; убо милость Его во век пребудет. Пс.117:2 . Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его. Пс.117:3 . Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость его. Пс.117:4 . Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость его. Здесь объясняет, кто суть те, коих призывает к хвалению Бога, и в первом месте именует Израиля, то есть, вообще весь Израильский народ; во-вторых, именует дом Ааронов, то есть, колено священническое и Левитское; наконец, присовокупляет всех боящихся Господа, то есть, всех чтущих Бога. Таким образом призывает к хвалению Бога всю церковь , составленную из Иудеев и язычников верующих. Пс.117:5 . От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Здесь предлагает материю Божественныя хвалы, повествуя, что, находяся в крайней тесноте, призвал Господа, и Господь немедленно услышав, извел его из тесноты в пространство.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010