Arhiva A avut loc seminarul-online „Experiena i perspectivele dezvoltrii slujirii în închisori” 27 noiembrie 2020 18:42 26 ноября 2020 года состоялся онлайн-семинар «Опыт и перспективы развития тюремного служения», организованный на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Перед участниками с лекцией выступил председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх . Владыка Иринарх представил структуру и задачи миссии тюремного служения Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях, а также рассказал о взаимодействии Синодального отдела с епархиями в Российской Федерации и с каноническими подразделениями Церкви в странах СНГ на постсоветском пространстве. Вниманию участников семинара были представлены вопросы по организации епархиального тюремного служения в регионах и взаимодействия епархиальных управлений с территориальными органами ФСИН России на местах, а также были затронуты правовые аспекты их деятельности, с которым сталкиваются в своей работе секретари епархий и помощники правящих архиереев. В своем выступлении епископ Иринарх рассказал о взаимодействии Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний, а также об опыте тюремного служения, сложившегося за истекшее десятилетие со дня учреждения Синодального отдела по тюремному служению. Архиерей обрисовал перспективы развития тюремного служения на предстоящие годы, а также рассказал о задачах духовно-пастырского служения и церковно-просветительской деятельности тюремных капелланов в местах лишения свободы в сфере духовно-нравственного воспитания заключенных и их возвращения в гражданское общество после выхода на свободу. Особое внимание слушателей было обращено на помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Это священнослужители, дополнительно облеченные полномочиями благочинных тюремных храмов в границах митрополии, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5726418...

  Ночью, поев все накраденные груши, юные артисты решили больше не воровать; но назавтра забыли это решение и снова выступили в сад в том же порядке, только с назначением новых сторожей, которые, однако же, за исключением одного, оказались не исправнее прежних. Не успели воришки приняться за свое дело, как и лакомки-сторожа появились между ними — все, за исключением одного. Но и этот один был плохой и злой сторож: оставшись при своем месте, он умыслил жестокое коварство. — Не успели мы, — говорил Гудовский, — приняться за работу по деревьям, как этот хитрец приложил руки трубкою к губам и крикнул: «Отец Иринарх идет!» Все мы, сколько нас там было, услыхав это, как пули попадали сверху на землю и… не поднимались с нее… Не поднимались потому, что к одному ужасу прибавился другой, еще больший: мы опять услыхали голос, которого уже не могли не узнать. Этот голос был тот самый, который нас вчера предупреждал насчет приближения Иринарха, но нынче он не пугал нас, а успокоивал. Слова, им произнесенные, были: «Неправда, рвите себе, Иринарх еще не идет!» Это был голос митрополита Филарета, которого дети узнали и, приподняв из травы свои испуганные головенки, оцепенели… И как иначе — они увидели самого его, владыку киевского и галицкого, стоявшего для них на страже у косяка своего окошечка и весело любовавшегося, как они обворовывают его сад… Как же приняли эти дурно воспитанные дети такое странное и, может быть, с точки зрения всякого сухого педагога, конечно, очень неодобрительное отношение к их плохой шалости? — Мы, — говорил Гудовский, — потеряли все чувства от стыда; мы все как бы окаменели и не могли двинуться, пока заменявший нам махального митрополит крикнул: «Ну, теперь бегите, дурачки, — теперь Иринарх идет!» Тут мы брызнули: опять по-вчерашнему взобрались на свое место, но были страшно смущены и более красть митрополичьи груши не ходили. Прошел день, два, три — мы все были в страхе: не призовет ли митрополит о. Иринарха и не откроет ли ему, какие мы негодяи? Но ничего подобного не было, хотя «милый дидуся», очевидно, о нас думал и, догадываясь, что мы беспокоимся, захотел нас обрадовать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Председатель Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви Ответственный секретарь : иерей Алексий Алексеев, отв. за организацию работы по взаимодействию с епархиями Синодального отдела по тюремному служению, alekseevmds@rambler.ru Мероприятия Председатель, сопредседатели Кураторы Время проведения Место проведения Международная конференция на тему: «Нравственные ценности и будущее человечества: значение Православия для сохранения традиционных культурно-исторических ценностей в России – их место, роль и значение в построении национальной системы исправления и духовно-нравственного воспитания личности осужденных». Пленарное заседание Мероприятие открытое Епископ Красногорский ИРИНАРХ, Степаненко Рустам Алиевич Иерей Алексий Алексеев 25.01 10:00–13:30 Храм Христа Спасителя, Патриарший зал (вход со стороны набережной); м. «Кропоткинская» Заключительный этап Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных: «Не числом, а смирением» – подведение итогов конкурса православной иконописи «КАНОН». Торжественное чествование практических работников на ниве духовного просвещения и нравственного воспитания осужденных Епископ Красногорский ИРИНАРХ, Степаненко Рустам Алиевич Иерей Алексий Алексеев 25.01 13:30–14:00 Храм Христа Спасителя, Патриарший зал; м. «Кропоткинская» Информационно-методическое совещание для: – помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими; – руководителей «Объединенных комиссий по взаимодействию с руководством территориальных Управлений ФСИН России и социальному служению в местах лишения свободы», действующих при митрополитах – главах митрополий; – председателей отделов тюремного служения неразделенных епархий, границы которых совпадают с границами субъектов Российской Федерации Епископ Красногорский ИРИНАРХ, Степаненко Рустам Алиевич Иерей Алексий Алексеев, Гуров Сергей Иванович 25.01 16:00–19:00 Актовый зал Синодального отдела по тюремному служению. Москва, 2-й Раушский пер., д. 1/26, стр. 9, 2-й этаж.

http://pravoslavie.ru/109064.html

– «Стыдитесь, молодой человек, с гневом крикнул на него старец; я, старик, пренебрег всем этим, не пожалел старых своих костей и старческой немощи, желая спасти мать несчастным малюткам, а вы, в полном цвете лет и молодости, имея средства спасти ее, боитесь непогоды, медлите следовать за мною!» Противоречить было невозможно: взяв нужные средства, решился врач ехать с торопившим его о. Иринархом, и потом не жалел, что пренебрег для этого своим покоем, – ибо в состоянии больной каждая минута медленности была очень опасна. Разговаривая с ним дорогой, о. Иринарх высказал всю полноту любви и своей и сострадания к ближнему; между прочим, он со вздохом сказал: «хорошо быть медиком, о, как хорошо! в жизни своей никогда ничему я не завидовал: ни богатству, ни почестям, но вам, медикам, я завидую. Вы имеете так много случаев помогать, спасать страждущее человечество. О, как бы я хотел быть врачом, чтобы спасать от смерти, от слез ближних моих, моих братьев». Приехав к больной, врач нашел в ней жестокое воспаление; но надежды спасти ее не терял. Бросив ей кровь, успокоив волнение утишающими средствами, он провозился с нею до утра. О. Иринарх был все это время с ним неразлучен, утешая и развлекая плакавших одиноких детей. Взглянув, как почтенный седовласый инок с любовью качал убогую колыбель меньшего малютки, врач с улыбкой ему сказал: «о, батюшка, когда б все мы были похожи на вас в вашей доброте! как прекрасны вы в эту минуту!» – «Лучше посмотрите на покойное личико спящего этого малютки, с неудовольствием возразил ему старец, я делаю только то, что бы сделал на моем месте всякий истинно добрый и рассудительный человек». С любовью обнял он молодого врача, когда последний объявил ему, что опасность уже миновала, и больная будет жива. При исполнении треб в соседних приходах, о. Иринарх бывал постоянно окружен толпою детей; весь свой доход разделял он малюткам, наблюдая при этом нрав и характер каждого из них. Завистливых и злых старался он смягчать; смиренных и кротких защищал от нападок; ссорившихся привлекал к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ Пермский и Соликамский Иринарх подверг критике современное понятие толерантности 11 февраля 2009 г. 17:28 Епископ Пермский и Соликамский Иринарх обратился с открытым письмом ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации. В письме владыка подверг критике современное понятие толерантности. Текст открытого письма размещен на сайте Пермской епархии : В последние годы все активнее навязывается нам некая «толерантность» как тип поведения современного человека, который способствует якобы становлению и развитию гражданского общества в России и профилактике экстремизма. Понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia», что в переводе означает способность переносить, терпеливость. А вообще это слово заимствовано из фармакологии и означает «способность организма переносить воздействие определенного лекарственного вещества или яда без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта». Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование-перевод: толерантность — терпимость. Таким образом — внемедицинское употребление слова толерантность означает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Однако сегодня мы сталкиваемся с новой, нетрадиционной для восточно-христианского мышления версией понимания этого заморского слова, которое пришло к нам из Англии от английского слова «tolerance», означающее «готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения-взгляды тобою не разделяются и не одобряются». Здесь очевидна лукавая подмена одного термина «терпимость» на другое понятие — «готовность», которая, и это совершенно понятно каждому, обозначает полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего, который «во зле лежит» (1 Ин. 5:19), включая всякую гадость, которые не соответствуют их нравственным и культурным представлениям и традициям.

http://patriarchia.ru/db/text/556348.htm...

Епископ Красногорский Иринарх. Помочь провинившемуся человеку исправить свою жизнь 1 сентября 2010 г. 12:10 В России началась долгожданная реформа службы исполнения наказаний. В связи с этим на новый уровень должна выйти и душепопечительская работа Церкви в местах лишения свободы. О задачах и планах недавно созданного Синодального отдела по тюремному служению его председатель епископ Красногорский Иринарх рассказал в интервью С.В. Чапнину ,   ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» 8, 2010). — Ваше Преосвященство, с чем связано создание Отдела по тюремному служению как самостоятельного синодального учреждения? — Учреждение Синодального отдела по тюремному служению связано с рядом причин. С одной стороны, в нашей стране началось реформирование службы исполнения наказаний, в которой не все идет гладко, поскольку в этой системе сохранилось много репрессивных элементов еще с советских времен. Конечно, многое зависит от руководителей этой системы: насколько они консервативны и придерживаются старых норм или, наоборот, стремятся обеспечить заключенным сохранившиеся за ними гражданские права. И здесь перед нашим обществом поставлена серьезная задача. Действительно, заключенный частично лишается гарантированных Конституцией прав и свобод. Однако те права, которые у него остаются, не должны быть только на бумаге. Поэтому сейчас предпринимаются попытки отделить уголовников и рецидивистов, то есть тех, кто уже несколько раз совершил преступления, от заключенных, которые осуждены впервые и не являются закоренелыми преступниками. Сегодня такие люди содержатся в местах заключения вместе с закоренелыми преступниками и фактически обрекаются на зависимость от уголовного мира. В руководстве Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) признают, что из 800 тысяч заключенных где-то около 300 тысяч могли бы получить иные меры наказания. Это могут быть серьезные штрафы или условные виды наказаний. Необходимо дать возможность провинившемуся человеку, оставаясь в гражданском обществе, исправить свою жизнь и доказать, что он не закоренелый преступник и может быть законопослушным гражданином. Надеюсь, что данное направление реформы будет иметь успех.

http://patriarchia.ru/db/text/1264716.ht...

Состоялся онлайн-семинар «Опыт и перспективы развития тюремного служения» 27 ноября 2020 г. 18:42 26 ноября 2020 года состоялся онлайн-семинар «Опыт и перспективы развития тюремного служения», организованный на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Перед участниками с лекцией выступил председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх . Владыка Иринарх представил структуру и задачи миссии тюремного служения Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях, а также рассказал о взаимодействии Синодального отдела с епархиями в Российской Федерации и с каноническими подразделениями Церкви в странах СНГ на постсоветском пространстве. Вниманию участников семинара были представлены вопросы по организации епархиального тюремного служения в регионах и взаимодействия епархиальных управлений с территориальными органами ФСИН России на местах, а также были затронуты правовые аспекты их деятельности, с которым сталкиваются в своей работе секретари епархий и помощники правящих архиереев. В своем выступлении епископ Иринарх рассказал о взаимодействии Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний, а также об опыте тюремного служения, сложившегося за истекшее десятилетие со дня учреждения Синодального отдела по тюремному служению. Архиерей обрисовал перспективы развития тюремного служения на предстоящие годы, а также рассказал о задачах духовно-пастырского служения и церковно-просветительской деятельности тюремных капелланов в местах лишения свободы в сфере духовно-нравственного воспитания заключенных и их возвращения в гражданское общество после выхода на свободу. Особое внимание слушателей было обращено на помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Это священнослужители, дополнительно облеченные полномочиями благочинных тюремных храмов в границах митрополии, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.

http://patriarchia.ru/db/text/5726094.ht...

Но всего более о. Иринарх был отличный школьмейстер, что совершенно основательно ценил в нем покойный владыка. Лаврская школа при о. Иринархе была относительно в таком цветущем состоянии, что надо было удивляться мастерству киево-печерских правителей, которые потом умели привести ее в самое жалкое состояние, в каком я ее в последний раз видел незадолго до кончины митрополита Арсения, многообразные услуги коего киевской пастве не оценены ее историком. При Иринархе здесь не только «тонко» работали, но и недурно держали учеников, так что у них был свой товарищеский дух и предания, несколько напоминавшие дух школ старинных монастырских маэстро. Некоторые ученики о. Иринарха переходили из его школы в академию и там оказывались хорошо подготовленными по рисунку и отличались добрым, чисто художественным настроением, делавшим их хорошими товарищами и приятными людьми в дальнейшей жизни. Все это творил о. Иринарх — довольно строгий монах, но большой любитель своего рукомесла и заботливый укоренитель его в тех, кого судьба давала ему в ученики. Художник Гудовский пришел в Петербург, в академию, из этой же школы о. Иринарха, о которой до своей трагической кончины говорил всегда с одушевлением, как о «милых годах своей юности»; в этих же рассказах он не раз упоминал следующий анекдотический случай, лично касающийся митрополита Филарета Амфитеатрова.   — Раз, — говорил Гудовский, — мы работали летом, внизу, под митрополичьими покоями, и там после обеда и отдыхали. Отец Иринарх, бывало, пообедавши, остается уснуть в своей келье, а мы, ребятишки, находили, что нам лучше тут, потому что здесь было прохладнее, да и присмотра за нами не было; а самое главное — что отсюда из окон можно было лазить в митрополичий сад, где нас соблазняли большие сочные груши, называемые в Киеве «принц-мадамы», которые мы имели сильное желание отрясти. После долгих между собою советов и обсуждения всех сторон задуманного нами предприятия полакомиться митрополичьими принц-мадамами мы пришли к убеждению, что это сладкое дело хотя и трудно, но не невозможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Весть об аресте епископа быстро облетела город, и власти поспешили принять меры на случай проявления народного недовольства; было прервано сообщение между нагорной и подгорной частями Тобольска, по улицам ходили патрули и разгоняли собиравшихся группами горожан. Епископ Иринарх по окончании вечернего богослужения в Знаменском монастыре тотчас же отправился в исполком, чтобы навести справки о случившемся и, если возможно, облегчить участь арестованного владыки. Председатель трибунала Дегтярев вызвал в качестве сведущего лица дежурного члена исполкома Крекова. – На каком основании подвергнут аресту христианский епископ, да еще после обещания не беспокоить его допросами в течение двух дней? – спросил владыка Иринарх. – Епископ за всенощной 14 апреля произнес вызывающую агитационную проповедь. – По имеющимся у меня сведениям, проповедь не заключала в себе чего-либо криминального и отличалась умеренностью тона, – возразил владыка. – Большую роль в деле ареста сыграл крестный ход, – сказал Креков. – По моему разумению, крестный ход являлся лучшим средством успокоения народных масс, когда верующие увидели, что епископ Гермоген цел и невредим, что он свободно шествует в процессии по улицам города, – значит, и все толки о грозящей епископу опасности, готовящемся над ним насилии лишены оснований. Чьим распоряжением епископ лишен свободы? Присутствующие не дали ответа, и епископ Иринарх потребовал вызвать по телефону председателя Тобольского совета Хохрякова и спросил его: – Чьим распоряжением епископ Гермоген подвергся заключению? – Распоряжение было, а от кого – это для вас все равно, – ответил Хохряков. – Для меня это очень важно, так как о случившемся я должен немедленно донести Святейшему Патриарху, а между тем даже для вас небезразлично, чтобы сообщаемые мной сведения соответствовали действительности. – Ну, хотя бы я распорядился, мне предоставлено это право, – раздраженно ответил Хохряков. – Прошу мне разрешить свидание с заключенным епископом. – В течение двух-трех суток к епископу никого не допустят.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Деятельность епископа Иринарха 9 июля 1841 г. одна из крестьянских артелей явилась на архиерейское подворье к преосвященному Иринарху. По одним данным, крестьяне зашли лишь за милостыней, по другим, более правдоподобным, они просили епископа Иринарха, чтобы он сообщил правительству об их бедственном положении и помог ходатайствовать о переселении их во внутренние губернии. Епископ Иринарх в то время был единственным высокопоставленным русским человеком в крае. Он очень приветливо встретил пришедших, дал им хлеба и денег и разъяснил, что их просьба о переселении не входит в его компетенцию еще и потому, что они иноверцы. «Снабдив их для духовного утешения православным Катехизисом, епископ Иринарх отпустил их и посоветовал при этом возвратиться по домам и слушаться помещиков» . «Крестьяне, вняв словам владыки, возвратились к своим полевым работам, и спокойствие начало водворяться» . Чиновник, посланный в Эстляндию для сбора сведений о причинах возникшего в губернии волнения, отмечал, что главным несчастьем являлось то, что крестьянин «потерял всякое доверие к помещику, купцу, судье, пасторам и даже к гражданским генерал-губернаторам» . Задушевный прием епископа Иринарха произвел на крестьян большое впечатление, и весть об этом быстро распространилась. С 9 июля по 2 августа епископ принял до 30 прошений от нескольких тысяч крестьян и препроводил их обер-прокурору Святейшего Синода. В этих прошениях «жалобы на помещиков и ходатайства о переселении все-таки составляли главный предмет, но выражалось также и желание присоединиться к Церкви» . Получив сведения о беседах крестьян с епископом Иринархом и православными священниками, генерал-губернатор Пален, задержав просителей, при допросах старался добиться от них показаний о том, что православные священники обещали крестьянам помощь в переселении, если крестьяне примут православие, что священники якобы составляют списки желающих переселиться в теплые края. Однако сфабриковать какие-либо убедительные документы в пользу таких домыслов не удалось. В последние дни июля 1841 г. губернское правление наконец получило данные, которых генерал-губернатор Пален так энергично добивался. 30 июля бывший причетник Спасский, явившись добровольно в губернское правление, показал, что якобы 11 и 12 июля по поручению священника Алексиевской церкви Фасанова он составил для епископа два прошения крестьян. В черновик этого прошения священник Фасанов, по утверждению Спасского, своей рукой внес исправления. Эти черновики Спасский и представил чиновникам губернского правления и подтвердил свои показания письменно, добавив, что он составлял для крестьян прошения также по поручению эконома епископа священника Погонялова и священника Анненкова.

http://sedmitza.ru/lib/text/430223/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010