Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Горидовец В., свящ. История духовной семинарии в Полоцко-Витебской епархии У истоков создания духовной семинарии в Полоцко-Витебском крае стоял митрополит Греко-униатских церквей, архиепископ Полоцкий Ираклий (Одровонж-Лисовский). Он родился в семье небогатого помещика Лепельского уезда Витебской губернии и был крещен в римско-католическом исповедании. Но с детства он проявил любовь к славянскому богослужению и в воскресные и праздничные дни посещал базилианскую монастырскую церковь. После принятия монашества по чину базилианского ордена Ираклий завершил свое образование в высшем училище этого ордена при полоцком Софийском кафедральном Будучи архимандритом Онуфриевского монастыря Мстиславского уезда Могилевской губернии, а затем и архиепископом Полоцким, Ираклий проявил себя последовательным приверженцем Греко-славянского богослужения и обряда. В 1785 г., в начале своего архипастырского служения, он обратился к папе Римскому с просьбой восстановить унию в ее первоначальной чистоте и отменить все нововведения, вошедшие в богослужение через базилиан после 1595 г., и по его поручению даже составил славянский Служебник. Не дождавшись в своих начинаниях помощи из Рима, архиепископ Ираклий решил обратиться за поддержкой к русскому правительству, преследуя цель ослабления влияния ордена базилиан в Полоцкой епархии. Орден был весьма влиятельным: его членами являлись помещики, ему принадлежали громадные имения, из его членов назначались высшие духовные лица, а помимо этого орден ведал образованием юношества. Чтобы вывести греко-униатскую молодежь из-под влияния базилиан, архиепископ Ираклий стал ходатайствовать об учреждении в Полоцке духовной В базилианском ордене его деятельность, естественно, не приветствовалась и в 1795 г. противостояние достигло апогея, когда архиепископ Ираклий, поручив епархию своему единомышленнику архипресвитеру Полоцкой кафедры Иоанну Красовскому, удалился в Иерусалим искать духовной помощи. Он вернулся через год, имея облик православного священнослужителя: с бородой, длинными волосами, покрытыми белой скуфьей, в одежде, похожей на рясу православного духовенства, только с узкими рукавами. В таком виде он пребывал до своей смерти 30 августа 1809

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

Митр. Ираклий (Лисовский). Гравюра из кн.: Батюшков П. Н. Холмская Русь. 1885 г. Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734, мест. Ушачи Полоцкого воеводства, Речь Посполитая (ныне поселок Витебской обл., Белоруссия) - 30.08.1809, г. Орша Могилёвской губ. (ныне Витебская обл., Белоруссия)), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), униат. митр. Киевский и Галицкий (с 1806). Род. в обедневшей семье белорус. шляхтичей, принадлежавших к дворянскому роду Одровонж-Лисовских. Был крещен в католич. Церкви по лат. обряду, но с детства посещал униат. церковь в родном городе, которую окормляли монахи ордена василиан . По окончании начальной школы в Ушачах принял решение вступить в братию василианского монастыря при Софийском соборе в Полоцке; в монастырской школе изучал философию и богословие. Там Л. был пострижен в монашество с наречением имени Ираклий. Вскоре по рукоположении в сан пресвитера стал игуменом полоцкого Софийского мон-ря, затем настоятелем василианского Покровского мон-ря в Орше, с 1778 г. был архимандритом Онуфриевского мон-ря в с. Онуфриеве (Онуфрево) Могилёвской губ. (ныне дер. Селец Могилёвской обл., Белоруссия). В 1780 г. после избрания Полоцкого архиеп. Иасона Смогоржевского униат. митрополитом Киевским Л. вошел в состав консистории Полоцкого униатского архиепископства, стал управляющим делами архиепископства. С 1782 г. исполнял обязанности протоигумена Белорусской провинции василиан, включавшей ок. 20 монастырей. В 1784 г. с одобрения имп. Екатерины II Алексеевны митр. И. Смогоржевский назначил Л. на Полоцкую кафедру. 7 апр. того же года униат. Пинский еп. Гедеон Горбацкий в сослужении католич. Могилёвского архиеп. Станислава Богуша-Сестренцевича совершил епископское рукоположение Л. В 1785 г. Л. подчинил своей юрисдикции василианские мон-ри в епархии. Управляя Полоцким архиеп-ством, Л. стремился очистить греко-католич. богослужение от элементов латинизации, которая активно проводилась в униат. Церкви после Замойского Собора, состоявшегося в 1720 г. при митр. Льве Кишке . Л. приветствовал восстановление в храмах иконостасов, использование за богослужением правосл. книг, ношение облачений византийского, а не лат. обряда, а также разрешал униат. духовенству отпускать бороды.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Архиепископ полоцкий и витебский Василий (Лужинский): жизнь и деятельность Скачать epub pdf «Дело, на которое положил все мои силы, всю мою жизнь, – это воссоединение унии в Белоруссии и на Волыни. Я предан был этому делу более, чем моей жизни; занимался им по край-нему разумению, по совести и по истине, – это ведает Бог», – такими словами охарактеризовал свою деятельность архиеп. Василий (Лужинский) в 1870 г., будучи уже православным архиереем. Действительно, акт о воссоединении униатов с Православной Церковью , принятый собором униатского духовенства в г. Полоцке 12 февраля 1839 г., в неделю Торжества Православия по церковному календарю, служит венцом деятельности многих лучших униатских пастырей. История сохранила имена лишь некоторых из них: митрополит Ираклий (Лисовский), архиепископ Иоанн (Красовский), митрополит Иосиф (Семашко) , архиепископ Василий (Лужинский) , архиепископ Антоний (Зубко), а имена многих их помощников так и остались в безвестности. Однако и самое дело воссоединения более миллиона мужского пола людей, чьи предки были обманом и насилием обращены в унию из Православия, как кажется, было не вполне оценено уже современниками события. «И доселе, – пишет преосвященный Василий (Лужинский), – немного есть людей, даже из духовенства, которые о деле воссоединения имеют полное и правильное понятие». Тем более в наши дни эти слова справедливы. Безвестность и бесславие – нет хуже награды от потомков! Не виновно ли в этом пагубное равнодушие к родной истории, скрывающееся под привычным согласием со старыми наукообразными штампами? Cujus regio, ejus religio (чья власть, того и вера) – гласит известный тезис Реформации; согласно такому принципу в Речи Посполитой при короле-католике православные епископы принимают унию, а затем в Российской Империи при царе-православном униатские епископы принимают Православие, и в обоих случаях ими двигали корысть и малодушие. Так рассматривают события воссоединения «неконфессиональные» историки. У католических исследователей уния представляется ликвидированной государственной властью, а деятели воссоединения называются «изменниками», например, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

[итал. Archetti] Джованни Андреа (11.09.1731, Брешиа - 5.11.1805, Асколи-Пичено), кард.-еп., папский нунций в Варшаве. Учился в папском ун-те Сапиенца, в 1754 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права. Хотя только в 1775 г. А. стал священником, еще в 1756 г. он был назначен вице-легатом папы в Болонье, в 1775 г., имея титулярный сан еп. Халкидонского,- папским нунцием в Речи Посполитой. Прибыв в Варшаву, выступил против реформ, проводимых Комиссией народного образования, в частности против прекращения деятельности иезуитских колледжей и роспуска ордена Святого гроба , все имущество к-рого предполагалось передать Краковскому ун-ту. В 1783-1784 гг. А. находился с дипломатической миссией в С.-Петербурге с целью урегулирования церковных проблем на бывш. землях Речи Посполитой, отошедших к России после первого раздела страны при российской императрице Екатерине II Великой . Среди важнейших задач миссии были определение статуса униатской греко-католич. Церкви и вопрос о продолжении деятельности в России ордена иезуитов , распущенного в 1773 г. папой Климентом XIV . Итогом миссии стало образование Могилёвского католич. архиеп-ства (1783), объединившего католиков на всей территории Российской империи. Архиепископом был назначен Станислав Богуш-Сестренцевич , коадъютором - Я. Бениславский . Также было создано Полоцкое греко-католич. архиеп-ство, к-рое возглавил предложенный Екатериной II Ираклий Лисовский . Папский престол вынужден был утвердить измененную формулу присяги католич. епископов в России, из к-рой исключалась фраза о борьбе «против еретиков и схизматиков». В 1784 г. при содействии Екатерины II А. стал кардиналом. После возвращения в Рим он был назначен легатом Болоньи (1785), в 1795 г. стал епископом Асколи-Пичено. В дек. 1799 - марте 1800 г. А. участвовал в заседаниях конклава, избиравшего нового папу Римского Пия VII , затем был возведен в сан кардинала-епископа рим. ц. Санта-Сабина, сохранив за собой управление Асколи-Пичено. В 1805 г. он отказался от предложенной ему Наполеоном I епископской кафедры Брешии.

http://pravenc.ru/text/76078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОХАНОВИЧ Григорий (ок. 1750 - 25.03.1814, с. Жидичин Луцкого у. Волынской губ.), униат. митр. Киевский и Галицкий. Происходил из священнического рода. По окончании богословского фак-та Виленского ун-та был рукоположен во пресвитера. Являлся секулярным клириком Полоцкой епархии, не принявшим монашество в ордене василиан . 20 авг. 1798 г. Полоцкий архиеп. Ираклий Лисовский назначил К. своим суффраганом (викарием); К. входил в состав капитула Полоцкой епархии. С 1804 г. был включен в ведавшую делами униатов на территории Российской империи Греко-униатскую духовную коллегию в С.-Петербурге. 11 апр. 1807 г. митр. И. Лисовский рукоположил К. во епископа Луцкого и Острожского (с резиденцией в Почаевском мон-ре), 1 авг. 1809 г. имп. Александр I Павлович утвердил К. коадъютором Киевской униат. митрополии. После смерти митр. И. Лисовского (30 авг. 1809) К. титуловался как «епископ Луцкий и экзарх Киевской митрополии», также он вступил в управление Виленским архиеп-ством, однако официального утверждения от Папского престола не получил в связи с событиями наполеоновских войн. 5 янв. 1810 г. К. вместе с Игнатием Булгаком , еп. Брестским, и Иоанном Красовским, суффраганом-номинантом Полоцкого архиеп-ства, составили в С.-Петербурге «Эпикию» - акт о чрезвычайных обстоятельствах, в условиях к-рых К. был избран новым митрополитом; также этим документом было утверждено избрание 2 его викариев для епископского рукоположения. 22 окт. 1810 г. Сенат утвердил «Эпикию», но попытки получить через нунция в Вене кард. Антонио Габриеле Североли одобрение этого документа от папы Римского Пия VII (1800-1823) оказались безуспешными. Поскольку К. не был монахом, василиане потребовали от него перед посвящением в сан митрополита вступить в орден, но К., ссылаясь на решения Замойского Собора (см. в ст. Кишка ), отказался принимать монашеский постриг. 1 янв. 1811 г. в Софийском кафедральном соборе в Полоцке еп.

http://pravenc.ru/text/2458903.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.) ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция) ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма LIBER DIURNUS [Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИОНСКИЙ I СОБОР (26 июня - 17 июля 1245), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Иннокентием IV ЛИСОВСКИЙ Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734 - 1809), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), митр. Киевский и Галицкий (с 1806) ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия) ЛУЛЛ (ок. 710 - 786), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии ЛУЛЛИЙ [Льюль] Раймунд (Рамон) (1232, по др. данным, 1233 или 1235, Пальма, о-в Мальорка - весна 1316?), католич. богослов, средневек. философ, христ. миссионер ЛУП [Луп из Ферьера; Серват Луп] (ок. 805 - ок. 862), аббат мон-ря св. Петра в Ферьере (ныне Ферьер-ан-Гатине, деп. Луаре, Франция), деятель Каролингского возрожд

http://pravenc.ru/rubrics/122074_23.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (1864 - 1937), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви ЛИПОВАНЕ [филипповцы, филипоны, дунаки], рус. старообрядцы (поповцы, беспоповцы и единоверцы, проживающие преимущественно в Румынии, а также в Болгарии, на Украине, в России ЛИСОВСКИЙ Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734 - 1809), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), митр. Киевский и Галицкий (с 1806) ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии ЛОГГИН († 1654), лишенный сана протопоп собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Муроме, деятель раннего старообрядчества ЛОД Уильям (1573 - 1645), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Ленинградской епархии, существовало в 1929-1933 гг.; 2. Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, существовало в 2012-2013 гг. Названо по г. Лодейное Поле ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ ЛОНГИН (Корчагин Владимир Сергеевич; род. 31.07.1961), митр. Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ первое исповедание веры англ. частных (партикулярных) баптистов составленное в 1644 г. и подписанное представителями 7 общин ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_161.htm...

Л. был награжден орденами св. Станислава, св. блгв. кн. Александра Невского и св. Владимира. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 25. С. 222; Описание док-тов Архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1907. Т. 2; Дневник Сестренцевича, первого митрополита римско-католических церквей в России. Ч. 1/Пер.: В. Криксин//Старина и новизна. СПб., 1913. Т. 16. С. 25-26; Epistolae metropolitarum, archiepiscoporum et episcoporum/Ed. A. Welykyj. R., 1980. Vol. 9. P. 143-308; Уния в док-тах: Сб./Сост.: В. А. Теплова, З. И. Зуева. Мн., 1997. С. 415-429; yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX ст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix Pacii». Mihck; Полацк, 1999; Фyhдaцiя Галицькоï мumponoлiï у cbimлi дипломатичного листування Abcmpiï та Св. Престолу 1807-1808 рр.: Зб. дok-mib/Упоряд., вступ. ст. та комент.: В. В. Ададуров. Льbib, 2011. Лит.: Говорский К. А. Взгляд на состояние униат. Церкви в Белоруссии со времени возвращения этой страны к России//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1864. Т. 3. Февр. Отд. 2. С. 97-98; Сапунов А. П. Судьба православия в Полоцкой епархии//Полоцкие ЕВ. 1889. 10. Прил. С. 15-16; Коялович М. О. История воссоединения западно-рус. униатов старых времен. СПб., 1873. С. 383-386; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб., 1893. С. 373-374; Likowski E. Dzieje Koscioa unickego na Litwie i Rusi w XVIII i XIX w., uwazane glównie ze wzgldu na przyczyny jego upadku. Warsz., 19062. Cz. 1. S. 14-30; Solowij M. De reformatione liturgica Heraclii Lisowskyj, Archiepiscopi Polocensis (1784-1799)//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1. R., 1950. Vol. 2. P. 4-12; Назарко I. Kuïbcьki i raлuцьki митрополити: Бiorp. нариси, 1590-1960. Рим, 1962. С. 122-127; Flynn J. T. Iraklii Lisovskii, Metropolitan of the Uniate Church (1806-1809) and Reform in the Russian Empire//SEER. 1999. Vol. 77. N 1. Р. 93-116; Марозава С. В. Yhiяцkaя царква y этнакультурным paзbiццi Бeлapyci (1596-1839). Гродна, 2001. С. 237-243; Лужницький Г. Украïнська Церква мiж Сходом i Заходом: Нарис icmopiï украïнськоï Церкви. Льbib, 20082. С. 422-423; Галанов М. М. Ираклий Лисовский и поиск статуса униат. церкви в России в царствование Павла I//Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер. 4: История. Политология. 2009. 4. С. 51-55; он же. Политика самодержавия в униат. вопросе в годы царствования Павла I в освещении рос. историографии//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2009. Вып. 1. С. 65-71; он же. Обвинения Ираклия Лисовского в казнокрадстве и взяточничестве как отражение религ.-полит. борьбы в России в кон. XVIII в.//Клио. 2011. 6(57). С. 30-33; он же. Конфликт Полоцкого униат. архиеп. Ираклия Лисовского и подчиненного ему духовенства в кон. XVIII в.//Там же. 2012. 12(72). С. 37-39.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Одним из членов коллегии был товарищ Семашко по Главной Семинарии, неизменный друг, магистр богословия Антоний Зубко, впоследствии епископ Полоцкий, будущий сподвижник Семашко в его апостольских трудах. Оба они глубоко переживали печальное положение Униатской церкви и были заняты изысканием средств и способов к её возрождению. Глубоко преданный России, вполне сознающий истину православия, Семашко уже не мог служить интересам латинства и Польши. Он решил перейти в православие и вступить в число иноков. Александро-Невской Лавры. Однако Господь судил иначе. Сильный умом, полный энергии и знаний, молодой 28 летний униатский прелат твердой рукой повел своих единоверцев в лоно православной церкви. Подчинение униатской церкви Римско-католической коллегии и усилившееся совращение униатов в католичество побудило лучших представителей унии выступить на её защиту. Первым начал добиваться отделения унии от латинства в обрядах и управлении Полоцкий епископ, впоследствии митрополит Ираклий Лисовский. Ему удалось добиться выделения униатских дел в особый униатский департамент. Чувствуя ненадежность и этого положения, Лисовский предлагал радикальную меру: подчинение униатской церкви Святейшему Синоду. Он сбросил католическую сутану, оделся в рясу православного покроя, отростил бороду и волосы, даже по внешнему виду не желая походить на католическое духовенство. В своей резиденции – Струни, в 6-ти верстах от Полоцка, он построил великолепный каменный храм, ничем не отличавшийся от православного. Новые храмы в своей епархии он разрешал строить только с иконостасами, каковые по указу римско-католической администрации из униатских храмов почти повсеместно были удалены. В то же время он приступил к искоренению латинских обрядов в богослужении. Главным орудием латинизации и полонизации были базилиане, монахи базилианского ордена, учрежденного Римом в Польше с целью совращения православных, сначала в унию, потом в католичество. Базилиане были изъяты из подчинения епархиальным архиереям, в их руках находилось воспитание юношества. Очень часто из их среды назначались епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

56 В свою очередь Римско-католическая Коллегия в указе 9 сентября 1801 г. прямо заявляла, что униатство и римско-католичество – одно и тоже исповедание. 57 На местах всем правили базилиане, 58 и авторитет их был столь высок, что даже лучшие униатские священники утверждали, будто без монашества светский клир, разбросанный и приниженный нищетою, подобно трости, колеблемой ветром, склоняется на ту или другую сторону. 59 Но Базилианский орден, и по внешности являвшийся чисто католическим 60 всецело был проникнут латинизаторским настроением, 61 в чем весьма успевал, если его питомец – митрополит Ираклий Лисовский (24 июля 1806 г. – † 30 августа 1809 г.), будучи «благонамеренным пастырем», 62 однако не желал воссоединения с православною церковью 63 и предлагал в 1802 г. или присоединить всех униатов к католичеству, или обратить всех русских в унию. 64 В этом духе Булгак старался держать в невежестве все белое духовенство 65 вместе с базилианами, 66 которые противились его русификаторским стремлениям, 67 ибо были величайшими врагами греко-восточного обряда и русской народности, 68 считали православную веру ниже еврейской 69 и стремились перевоспитать униатов в настоящих римско-католиков. 70 При таких условиях казалось, что высшая униатская иерархия и базилиане могли увлечь к латинству все подчиненное духовенство, 71 которое тоже было почти совсем католическим. 72 Во всяком случае было достигнуто, что епископы униатские называли себя «сподручниками папы», 73 а требованиям своего начальства об очищении обрядности от латинских наслоений священники подчинились только по вниманию к папской грамоте. 74 Народ пребывал в невежестве 75 и не мог иметь какого-либо существенного значения, слушая более argumenta baculina, чем пастырские увещания. 76 Все говорило, что униаты в России были на пути к поголовному совращению в латинство, 77 – и высшая правительственная администрация готова была приравнивать к последнему унию, 78 видя в ней лишь низшую ступень и частицу латинской церкви. 79 Во всех отношениях Белорусская епархия, будучи окатоличенною, 80 в 1833 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010