Митр. Ираклий (Лисовский). Гравюра из кн.: Батюшков П. Н. Холмская Русь. 1885 г. Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734, мест. Ушачи Полоцкого воеводства, Речь Посполитая (ныне поселок Витебской обл., Белоруссия) - 30.08.1809, г. Орша Могилёвской губ. (ныне Витебская обл., Белоруссия)), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), униат. митр. Киевский и Галицкий (с 1806). Род. в обедневшей семье белорус. шляхтичей, принадлежавших к дворянскому роду Одровонж-Лисовских. Был крещен в католич. Церкви по лат. обряду, но с детства посещал униат. церковь в родном городе, которую окормляли монахи ордена василиан . По окончании начальной школы в Ушачах принял решение вступить в братию василианского монастыря при Софийском соборе в Полоцке; в монастырской школе изучал философию и богословие. Там Л. был пострижен в монашество с наречением имени Ираклий. Вскоре по рукоположении в сан пресвитера стал игуменом полоцкого Софийского мон-ря, затем настоятелем василианского Покровского мон-ря в Орше, с 1778 г. был архимандритом Онуфриевского мон-ря в с. Онуфриеве (Онуфрево) Могилёвской губ. (ныне дер. Селец Могилёвской обл., Белоруссия). В 1780 г. после избрания Полоцкого архиеп. Иасона Смогоржевского униат. митрополитом Киевским Л. вошел в состав консистории Полоцкого униатского архиепископства, стал управляющим делами архиепископства. С 1782 г. исполнял обязанности протоигумена Белорусской провинции василиан, включавшей ок. 20 монастырей. В 1784 г. с одобрения имп. Екатерины II Алексеевны митр. И. Смогоржевский назначил Л. на Полоцкую кафедру. 7 апр. того же года униат. Пинский еп. Гедеон Горбацкий в сослужении католич. Могилёвского архиеп. Станислава Богуша-Сестренцевича совершил епископское рукоположение Л. В 1785 г. Л. подчинил своей юрисдикции василианские мон-ри в епархии. Управляя Полоцким архиеп-ством, Л. стремился очистить греко-католич. богослужение от элементов латинизации, которая активно проводилась в униат. Церкви после Замойского Собора, состоявшегося в 1720 г. при митр. Льве Кишке . Л. приветствовал восстановление в храмах иконостасов, использование за богослужением правосл. книг, ношение облачений византийского, а не лат. обряда, а также разрешал униат. духовенству отпускать бороды.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Переговоры об этом дали нунцию возможность решительнее поставить вопрос о полоцком униатском архиепископе, и он предложил польского кандидата, базилианского протоархимандрита Важинского. 1005 Но у русского правительства давно уже был свой кандидат, тоже давно ожидавший епископства, известный уже нам архимандрит онуфрейского монастыря, Ираклий Лисовский. Он занимал первенствующее положение в униатской полоцкой консистории, 1006 был доверенным лицом Чернышева 1007 в и пользовался особенным покровительством Потемкина. 1008 Левинский передает, что в совещании с Потемкиным о назначении Лисовского полоцким униатским архиепископом участвовали Георгий Конисский и Сестренцевич. 1009 Участвовали в этом деле, по его словам, и иезуиты. Левинский говорит, что даже варшавские экс-иезуиты заблаговременно знали и открыто говорили, что полоцким архиепископом будет не кто другой, как Лисовский, и при этом сообщает, что при избрании Лисовского не обошлось без интриг иезуитов. 1010 Иезуиты, вероятно, стояли за Лисовского не по расположению к нему, а, чтобы устранить Важинского, боясь, чтобы он не поднял проекта Смогоржевского перебить у них воспитание белорусского юношества и не поддерживал связей с ним и с польской королевской партией. Едва Смогоржевский узнал, что полоцким архиепископом будет Лисовский, как пришло новое неприятное известие. Рескриптом 16 января 1784 года Екатерина приказала белорусскому наместнику пригласить на посвящение Лисовского униатских епископов кроме Смогоржевского. 1011 К большему еще огорчению Смогоржевского, папский нунций вместе с польским правительством, сами, не сносясь с ним, назначили для этого пинского епископа и послали ему приказ поскорее ехать в Полоцк и исполнить все, что нужно для производства Лисовского в епископы, не стесняясь тем, что это делается помимо митрополита и что этим нарушаются его права. 1012 Но кроме нарушения прав митрополита, пинскому епископу приходилось делать нарушение поважнее. 7 марта 1784 года он, перед выездом в полоцкую архиепископию, писал, вероятно, Левинскому: «я просил совета и опять прошу, что мне делать, когда от меня потребуют выбросить из епископской присяги выражение: «равным образом осуждаю, отвергаю и анафематствуй все противное (римской) церкви, схизматическое и еретическое, осужденное церковью, отвергнутое, подпавшее её анафеме?» 1013 Как разрешено было это затруднение, мы не нашли известия, но, вероятно, долго над ним не останавливались.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Молитва верных первая по прострении антимиса» (лист 419). Таким образом, точно также сказано, как и в Служебнике, изданном в 1658 году в Москве, который был рассматриваем и утвержден на Московском соборе 166 года. 88 Так в Нижегородской Космодамианской церкви найден полотняный антиминс, освященный Нижегородским Митрополитом Сильвестром в 1716 году (Зап. Имп. Арх. Общ. т. X, стр. 303). В Псковско-Печерском монастыре, в приделе Борисоглебском, находится антиминс на холсте, священнодействованный преосвященным Архиепископом Симеоном в 1744 году (Свят. и древн. Пскова, соч. М. Толстого , 1861, стр. 115). В церкви в селе Сафарине хранится холщевый антиминс 1735 года, подписанный Вениамином, Епископом Коломенским и Каширским (Русск. Стар. 1860 г., т. 6, стр. 34). В Минске, в ризнице домовой архиерейской церкви в числе антиминсов на холсте находится несколько их – конца XIII-ro века. Так по описи значится: антиминс с мощами – на холсте, 1793 года апреля 21-го, в церковь Онуфрию, освящён Высокопреосвященным Архиепископом Полоцким Ираклием Лисовским. Подпись: Ираклий Архиепископ. Примечание: самое изображение напечатано синими красками. (Дело арх. Св.Синода 1841 г., 693. Хрон. реестр ант. Минской епархии. Антиминса Антиминс–с мощами, на холсте, 1793 апреля 21-го, в церковь Онуфрию, освящен тем же Ираклием Лисовским. Подпись: Ираклий Архиепископ. Примечание: изображение напечатано красною краской (Там же 550). Антиминс на холсте – с мощами, 1794 декабря 21-го, в храме Рождества святого Иоанна Предтечи селения Ручасопки, положен 15-го июля1795 года, освящён преосвященным Самуилом, Митрополитом Киевским, Галицким и Архимандритом Киево-Печерския лавры. Подпись: Смиренный Самуил, Митрополит Киевский. (Там 575). В описи 1806 года Волынской Кременецкой Крестовоздвиженской церкви, значится, между прочим, «святый антиминс на холсте белом рукодействован Преосвященным Брацлавским и Подольским Иоанникием в 1795 году (Волынския епарх. ведомости 1869 г., 4, стр. 145. Подобное – в Археологическом описании церковных древностей в Новгороде Архим. Макария, т. 1, стр. 162,163, 258 и 259. См. далее опись антиминсов, хранящихся в Александро-Невской лавре). 89 По описи Кременецкой Крестовоздвиженской церкви, составленной в 1806 году, значится, между прочим: святый антиминс на холсте белого цвета, рукодействовал Преосвященным Брацлавским и Подольским Иоанникием в 1795 году (Волынск. епарх. Ведом. 1869 г. февр. 16, стр. 145). Так же в реестре антиминсам, хранящимся в Смоленском кафедральном соборе, обозначено, что антиминсы (начиная с 1600-го по 1738-й год) «холщевые белого цвета». А об антиминсе, отпечатанном при Алексее Михайловиче, неизвестно кем и в какую церковь освященном, сказано: «ярко-палевый холщевый» (Дело архива Св. Синода 1841, 693).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В 1805 коллегия была разделена на два департамента, католический и униатский. Председателем последнего был назначен Ираклий (Лисовский) , возведенный в 1806 в сан митрополита. Лисовский задумал очистить от католиков униатские монастыри, но это ему не удалось; он мог только значительно подорвать силу базилиан в крае и поднять значение белого духовенства, для образования которого им была основана в 1806 униатская духовная семинария в Полоцке . Лисовский умер в 1809 . Его преемником на митрополии был назначен луцкий епископ Григорий (Коханович) , полоцким же епископом — протоиерей Иоанн Красовский . Отечественная война заставила на время забыть униатский вопрос, и Коханович умер в 1814 , не сделав ничего существенного. Серьезным кандидатом на митрополию был Иоанн Красовский, которому и было поручено управление кафедрой; но вследствие интриг митрополитом был назначен Булгак, Красовский же попал под суд. Его обвиняли в нетрезвости, в жестокостях, в нарушении канонических уставов и т.д. Из членов судной комиссии за Красовского стояли только два — литовский каноник Василий Маркович и протоиерей луцкой епархии Иосиф Семашко . Министр кн. Голицын был настроен враждебно против Красовского. Дело его кончилось только при преемнике кн. Голицына, Шишкове. Красовский был оправдан и переведен на кафедру в Луцк, где вскоре и умер. В начале царствования имп. Николая I униатская церковь состояла из четырех епархий: брестской, виленской, полоцкой и луцкой. Управление униатскими делами сосредоточивалось во втором департаменте римско-католической коллегии, представителем которой был униатский митрополит, а так как Булгак стоял на стороне католиков, то при решении дел в общем собрании голоса католических членов всегда имели перевес. Коллегия состояла в ведении министра народного просвещения, которому был подчинен департамент иностранных исповеданий. Директором этого департамента в то время был Г.И. Карташевский. В 1827 асессор коллегии от луцкой епархии Иосиф Семашко обратил его внимание на тяжелое положение униатской церкви и подал записку, послужившую исходным моментом уничтожения унии.

http://drevo-info.ru/articles/2295.html

В 1780 был издан рескрипт на имя белорусского наместника Чернышева, противника унии. Этим рескриптом полоцкий униатский архиепископ Иассон (Смогоржевский) увольнялся от управления униатскими церквами, полоцкая епархия уничтожалась, назначение духовных лиц возлагалось на особую консисторию и предписывалось, прежде назначения, спрашивать горожан, какого священника они хотят, униатского или православного. Православному духовенству был открыт, таким образом, широкий простор действовать против униатов. По сведениям Георгия (Конисского) и Иннокентия Псковского , число присоединенных к православию за 1781 - 1783 составило 117 тыс. чел. Еще быстрее пошло дело присоединения после второго и третьего разделов Польши. В 1794 был издан указ, разрешавший свободное присоединение униатов. В течение одного с небольшим месяца воссоединился 721 приход с 463 священниками, всего 333 тыс. чел. К концу царствования Екатерины II всех соединившихся, по официальным данным, было до 2 млн. душ. После этого все униатские епархии, кроме белорусской (полоцкой), были уничтожены. Белорусский униатский епископ Ираклий (Лисовский) много способствовал сближению униатской церкви с православной, очищая первую от католических обрядов. При имп. Павле I правительство сделало большие уступки католикам; интриги иезуитов усилились, и они поспешили утвердиться в Петербурге . Воссоединение униатов почти совсем приостановилось; стало усиливаться католичество, хотя и помимо воли императора. Павел I восстановил две униатские епархии: луцкую и брестскую ; но униатскую церковь он не считал самостоятельной, а подчинил ее католической коллегии, в которой не было ни одного члена из униатов. Переход в католичество из православия наказывался строго, переход же из унии оставлялся без всякого внимания. При Александре I униатский архиепископ Ираклий (Лисовский) послал в Санкт-Петербург протоиерея Иоанна Красовского с жалобой на униженное положение униатской церкви. Посольство это имело успех. В 1803 было запрещено обращать униатов в католиков; в 1804 в число членов католической коллегии были включены униатский епископ и три асессора из среды униатского духовенства. Членом коллегии сделался брестский епископ Булгак Иосафат , человек чисто католических убеждений.

http://drevo-info.ru/articles/2295.html

1) Стремление ряда униатских иерархов (митрополит Ираклий Лисовский, епископ Иоанн Красовский и др.) к очищению богослужебной практики униатов от латинских наслоений и, вообще, ограничению влияния католиков на их церковную жизнь. В результате этих усилий в 1805 г. в С.-Петербурге в ведомстве инославных исповеданий из католической коллегии был выделен особый униатский департамент, председателем которого и стал Ираклий Лисовский. Наконец, в 1823 г. была учреждена особая греко-католическая коллегия; 2) Смещение с кафедр Русским Правительством после польского восстания 1830 г. некоторых пропольски настроенных епископов и закрытие базилианских монастырей с передачей их Православным; 3) Назначение на митрополичью кафедру и председательство в униатской коллегии после кончины в 1838 г. сторонника унии Иосафата Булгака, деятельного сторонника воссоединения с Русской Православной Церковью Литовского епископа Иосифа Семашко , у которого имелись сторонники среди епископата и духовенства. Итогом довольно длительного процесса стало то, что 12 Февраля 1839 г. в Софийском соборе в Полоцке епископами и начальствующим духовенством был подписан «соборный акт» о воссоединении церкви Униатской с Православной и составлено временное прошение об этом на имя Императора. Впрочем, среди приходского духовенства белорусских епархий (духовенство в Литве было, как правило, за воссоединение) действия Семашко и его сторонников встретили оппозицию. И следует признать, что меры воздействия на неё далеко не всегда были выдержаны в духе церковности. Применение митрополитом Иосифом наказаний в отношении несогласных с ним встретило неодобрение ряда Русских Православных иерархов. В 1875 г. воссоединились с Православной Церковью остатки униатов в Холмской епархии. Русская государственность всё более укреплялась в Западном крае, что способствовало и росту авторитета Православия в этом регионе. Иначе сложилось положение униатского населения Галиции и Карпатской Руси. В конце XVIII столетия эти территории оказались под властью Австро-Венгерской короны. Начиная с этого времени стала проводиться политика ещё большего окатоличивания местного населения этих земель. В дальнейшем, особенно на рубеже XIX-XX столетий, стали замечаться всплески православного самосознания среди некоторых представителей местного духовенства, интеллигенции и небольшой части населения. Однако, они подавлялись австрийскими властями, что, в частности, нашло выражение в Мармарош-Сигетском процессе в 1913–14 гг. Вместе с тем, когда представлялась благоприятная возможность, там имели место случаи перехода униатов в лоно Православной Церкви. Например, в самом начале нашего столетия несколько тысяч карпаторусов, переселенцев в Северную Америку, перешли под омофор Православного епископа Алеутского и Северо-Американского Тихона и воссоединились, таким образом, с Православной Русской Церковью (в настоящее время в США и Канаде имеется Карпаторуский Православный округ, находящийся в юрисдикции экзарха Вселенского Патриарха).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако обер-прокурор Синода и главноуправляющий иностранными исповеданиями кн. А. Н. Голицын отказал митрополиту, указав на невозможность единства престола у римо-католиков и униатов. В свою очередь Могилёвская римо-католич. консистория 21 июля 1815 г. выпустила заявление с обвинениями Красовского в том, что он ходатайствовал перед властями о разрешении униатам принимать латинство и совершать богослужения совместно с римо-католиками; в этом же заявлении консистория категорически запрещала лат. духовенству служить на одном престоле с униатами. Как отмечал Красовский, из-за этого заявления нек-рые прихожане и даже клирики сделали вывод, что униат. Церковь больше не находится в единении с Зап. Церковью. 30 июля 1815 г. Красовский направил кн. Голицыну записку, в к-рой утверждал, что униат. митр. И. Лисовский часто совершал богослужения в костелах, равно как и католич. Могилёвский митр. С. Богуш-Сестренцевич, когда жил в Могилёве, регулярно участвовал в униат. литургиях. По мнению Красовского, разрешение униатам и римо-католикам служить на одном престоле предотвратило бы массовую латинизацию униатства. Впосл. католич. Могилёвская консистория в отдельных случаях давала разрешение на служение униат. священников в костелах, Полоцкая униат. консистория также позволяла совершать лат. богослужение в униат. церквах. В 1817 г. в униат. Церкви победила партия василиан и латинизаторов. 27 янв. 1817 г. последовал указ о назначении униат. митрополитом Брестского еп. Иосафата Булгака. Новый глава греко-католиков имел титул «митрополит Киевский и всея Руси, епископ Брестский и опат онуфрейский», главным кафедральным городом униат. Церкви являлся Вильно. В 1818 г. И. Булгак был утвержден папой в сане митрополита униат. Церкви в России, его предшественники на кафедре - Ираклий Лисовский и Григорий Коханович - не получили папского назначения. Одновременно Булгак был утвержден в правах архиепископа Виленского (в 1828 резиденцией вместо Вильно стал Жировицкий мон-рь). Митр. И. Булгак в 1817-1819 гг.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Предвидя неминуемое падение унии, с одной стороны угрожаемой латинством, а с другой стороны привлекаемой древним православием , некоторые униатские иерархи задумали поддержать ее, восстановляя чистоту древних обрядов и стараясь улучшить положение белого духовенства. Архиепископ Полоцкий Ираклий Лисовский скоро после своего посвящения во епископы писал в Рим послание (22 декабря 1786), в котором жаловался на страшную порчу униатских богослужебных книг. «Всякий у нас частный человек, пишет Лисовский, по своему произволу прибавляет что-нибудь или переменяет; нет правила, которому бы все подчинились. Сколько новых изданий служебников, столько видоизменений обрядов. Это даже вошло в пословицу у народа, который говорит, “что священник, то новый обряд”. Ваш обряд, говорят русские вельможи, ни латинский, ни русский, но что-то среднее, незаконнорожденное (spurium), не от святых отцов принятое... По поводу столь испорченного у нас (базилианами) после Замойского собора служебника много произошло скандалов в простом народе, который до сего дня не может терпеть его: почему значительная часть Украйны сейчас же (после Замойского собора) перешла к не униатам. Несколько лет тому назад более 300 приходов отпали от своего униатского пастыря по той же самой причине. Они вопияли: “мы не хотим, чтобы нам служили унию, пусть нам служат православие!” Ненавидя до такой степени этот новый обряд, они гнушаются самой унией, в которой видят его употребление. Особенно в настоящее время, когда не униатам дан свой епископ (Виктор Садковский), нужно бояться, чтоб столь известная любовь народа к древнему обряду не повела к тому, что он сам восстановит его во всей целости (т.е. погибнет уния), в которой, впрочем, этот обряд везде строго соблюдался до 1720 года, т.е. до Замойского собора». Но ни убеждения архиепископа Лисовского, ни ссылки его на свидетельства истории и на папские буллы не помогли ему. В ответ на его просьбу восстановить православные обряды в унии, папа писал ему, что «надобно поддерживать то средостение, которое отделяет униатов от православных».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Возбуждённое Георгием Конисским среди униатов стремление к соединению с православной Церковью встретило сочувствие среди самых ревнителей унии. Униатский архиепископ Ираклий Лисовский (17841809) усердно старался востановлять в униатской церкви православные обряды. Сам желая более походить на православного архиерея, он отрастил бороду и стал ходить в рясе. Возведённый в сан самостоятельного митрополита в 1806 году, Лисовский в значительной мере освободил униатскую церковь от преобладания над нею латинства. Деятельным сотрудником Ираклия был епископ Иоанн Красовский, управлявший после него митрополией. Благодаря деятельности Лисовского и Красовского и униатское духовенство получило воспитание в духе, близком к православию. В царствование Николая Павловича из среды униатского духовенства вышел замечательный деятель в истории нашей отечественной Церкви Иосиф Семашко . Сын униатских родителей (род. 1798 г.), живших в Киевской губернии, благочестивых и хранивших приверженность к православию, Иосиф ещё в детстве любил посещать православные храмы. Воспитание в польско-латинских школах не заглушило в Иосифе любви к православию. Светлый ум и русское чувство предохранили Иосифа от обольщений католицизма, а внимательное изучение прошедших и современных ему злоупотреблений панства возбудило в нём сильное предубеждение против римской церкви. Первоначальное служение Иосифа на Волыне в сане неженатого священнослужителя и в должности заседателя луцкой консистории и, затем, дальнейшее в должности асессора коллегии по римско-католическим и униатским делам в Петербурге познакомило его с бедственным положением униатской церкви. Преданный интересам православной веры и русской народности, Иосиф пришёл к тому убеждению, что единственное спасение униатов от Польши и Рима состоит в соединении с православной Церковью. В 1827 г. ему представился случай в особой записке раскрыть пред государем императором Николаем Павловичем бедственное положение унии и указать меры к такому устройству униатской церкви, которые должны привести её к воссоединению с православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОХАНОВИЧ Григорий (ок. 1750 - 25.03.1814, с. Жидичин Луцкого у. Волынской губ.), униат. митр. Киевский и Галицкий. Происходил из священнического рода. По окончании богословского фак-та Виленского ун-та был рукоположен во пресвитера. Являлся секулярным клириком Полоцкой епархии, не принявшим монашество в ордене василиан . 20 авг. 1798 г. Полоцкий архиеп. Ираклий Лисовский назначил К. своим суффраганом (викарием); К. входил в состав капитула Полоцкой епархии. С 1804 г. был включен в ведавшую делами униатов на территории Российской империи Греко-униатскую духовную коллегию в С.-Петербурге. 11 апр. 1807 г. митр. И. Лисовский рукоположил К. во епископа Луцкого и Острожского (с резиденцией в Почаевском мон-ре), 1 авг. 1809 г. имп. Александр I Павлович утвердил К. коадъютором Киевской униат. митрополии. После смерти митр. И. Лисовского (30 авг. 1809) К. титуловался как «епископ Луцкий и экзарх Киевской митрополии», также он вступил в управление Виленским архиеп-ством, однако официального утверждения от Папского престола не получил в связи с событиями наполеоновских войн. 5 янв. 1810 г. К. вместе с Игнатием Булгаком , еп. Брестским, и Иоанном Красовским, суффраганом-номинантом Полоцкого архиеп-ства, составили в С.-Петербурге «Эпикию» - акт о чрезвычайных обстоятельствах, в условиях к-рых К. был избран новым митрополитом; также этим документом было утверждено избрание 2 его викариев для епископского рукоположения. 22 окт. 1810 г. Сенат утвердил «Эпикию», но попытки получить через нунция в Вене кард. Антонио Габриеле Североли одобрение этого документа от папы Римского Пия VII (1800-1823) оказались безуспешными. Поскольку К. не был монахом, василиане потребовали от него перед посвящением в сан митрополита вступить в орден, но К., ссылаясь на решения Замойского Собора (см. в ст. Кишка ), отказался принимать монашеский постриг. 1 янв. 1811 г. в Софийском кафедральном соборе в Полоцке еп.

http://pravenc.ru/text/2458903.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010