Иосиф, архиеп. 189 Иосиф Болгаринович, еп. 144 Иосиф Волоцкий 67, 71, 74, 108, 109, 110, 111, 120, 121, 123, 158 Иосиф Волчанский, епископ 356 Иосиф Нелюбович-Тукальский, митроп. 256, 257 Иосиф Петровых , митроп. 431, 433, 434, 435, 438, 439, 440, 496, 497 Иосиф Руцкий 243 Иосиф Самабелли, архиеп. 373 Иосиф Семашко , архиеп. 360, 361 Иосиф Тризна, игумен 250 Иосиф Шумлянский, епископ 257, 258 Иосиф, архиеп. 428 Иосиф, архим. 205 Иосиф, протосингел 65 Иосиф, прот. 398 Иосиф 89 Ипатий Гангрский, епископ 41 Ипатий Поцей, епископ 239, 243 Ипполит Римский 115 Ираклий Лисовский, епископ 359 Ирвинг Э. 345 Ирина, муч. 92 Ирина, царица 84, 151, 157 Иринарх, епископ 362 Иринарх, преп. 175 Ириней Клементьевский , епископ 313 Ириней Фальковский, епископ 313, 314, 317 Исаак Комнин, император 44 Исаак Сирии 339 Исаакий, епископ 133 Исаакий, преп. 98 Исаакий Безмоленик 106 Исаакий Далматский, преп. 293 Исаакий-Затворник 100, 101 Исаакий Оптинский 336 Исайя, митроп. 263 Исайя, свят. 13,87, 119, 127 Исайя Копинский, митроп.246, 247, 248 Исайя Трофимович 249 Исайя, старец 330 Исидор, митроп. 58, 59, 60, 61, 62, 73, 170, 171, 175, 281 Исидор Никольский , митроп. 280, 281 Исидор Юрьевский, свящмуч. 292 Истомин Феодор, свящ. 371 Иулиания, княгиня 51, 136 Иулиания Лазаревская 221 Иулиания (М. Н. Соколова) 464 Казимир, князь 65, 138 Казимир, король 51, 62, 143, 144, 252 Казы-Гирей, хан 157 Калинин 415 Калиновский А., свящ. 414, 416, 419 Калита Иоанн, князь 49, 93, 149 Калишевский 299 Каллист III, папа 62, 63 Каллист, еп. 187, 188 Каллист, игумен 254 Калмыков Петр 344 Калмыкова Лукерья 344 Канут IV, датский король 134 Каптерев, проф. 182 Капустин Савелий 342, 343 Караевский А. 281 Карамзин 65, 66, 77, 121, 130, 150 Карл IX, король 166 Карпов Г. 443 Карпович Леонтий 246 Карташов А., проф. 5, 6, 67, 68, 84, 99, 101, 191, 215, 252, 271, 274, 337, 469 Кассиан, епископ 77 Кастальский А. 298 Касторский 299 Катырев-Ростовский И. М. 150 Каэтан Солтык, бискуп 357 Киприан, митроп. 31, 32, 42, 52, 53, 54, 55, 56, 90, 91, 108, 128

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сверх этого он улучшил положение католического духовенства и настолько сблизился с иезуитами, что они не замедлили пробраться в сам дворец и сделаться советниками и друзьями императора. Восстановив униатские епископии, император Павел I не дал, однако, униатам ни митрополита, ни самостоятельного управления, а в том же 1798 г. по проискам иезуитов издал указ о подчинении Униатской Церкви Римско-католической коллегии, находящейся в Петербурге. Последствия этого подчинения были весьма горестны для униатов. Римско-католическая коллегия тотчас же воспользовалась случаем для возможности расширить Римско-Католическую Церковь за счет Униатской. По всем областям, присоединенным к России, рассыпались католические ксендзы и повели пропаганду в пользу латинства. При содействии помещиков-католиков они тысячами стали совращать униатов, и в короткое время в одной только Полоцкой униатской епархии было совращено в латинство до 100 тыс. униатов; были нередки случаи обращения в латинство и православных. Униаты заволновались, ибо прекрасно понимали, что, находясь в подчинении Римско-Католической коллегии, они подвергнутся насильственному обращению, и поэтому стали вносить против такого распоряжения русского правительства свои протесты. Больше всего против этого распоряжения протестовал Полоцкий униатский архиепископ Ираклий Лисовский. Эти протесты возымели свое действие, и императором Павлом I был издан в 1799 г. указ, которым католическому духовенству под страхом строгой ответственности запрещалось совращать униатов и православных в католичество. В связи с этим указом в том же году был издан и другой указ, которым повелевалось, чтобы католические епархии управлялись самостоятельно, без сношения с папой. Таким образом, сделан был почин к отделению Католической Церкви в России от Рима, но иезуиты постарались так подействовать, что последний указ на практике никогда не применялся. 10 марта 1800 г. император Павел I скончался, а с его смертью приостановились и его полезные для Православной Церкви предначертания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Указ императора Павла о пении в церквях псалмов, или канонов, вместо концертов. 1797–1800 Значительное повышение ассигнований на духовные школы. Появляется целый ряд новых полных семинарий. Указ Павла I об отделении духовной цензуры от светской. Создание Цензурной комиссии из представителей духовенства. Начало возвращения абхазцев в христианство. Начало миссии прот. Григория Слепцова по просвещению якутов и чукчей. Узаконение мер для обеспечения вдов и сирот духовенства. Упразднение должности проповедников. Духоборский бунт в Малороссии. Учреждение Калужской, Оренбургской, Пензенской и Тульской епархий. Основания единоверия, утвержденные Св. Синодом по представлению Московского митрополита Платона. Разрешение единоверцам строить храмы. Учреждение армейской семинарии. Амнистия и возвращение из Сибири ранее сосланных туда членов секты духоборов. Начало строительства Казанского собора в Петербурге на месте существования церкви во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Обер-прокурором Синода назначается А.А. Яковлев. Обер-прокурором Синода назначается А.Н. Голицын. Указ о запрещении обращать униатов в католичество. Введение новой программы религиозного обучения для приходских училищ. Принятие Цензурного устава, более мягкого по сравнению с указами Nabлa I. Учреждение Екатеринославской епархии. Выходит в свет “Краткая Церковная Российская история” митрополита Московского Платона (Левшина) . Разделение католической коллегии на католический и униатский департаменты. Во главе последнего становится епископ Ираклий (Лисовский), ратующий за сближение с православием. Униатская Церковь в значительной степени освобождается от влияния католиков. 1807–1816 Издание фундаментальной “Истории Российской иерархии”, составленной ректором новгородской семинарии Амвросием (Орнатским) и епископом Вологодским Евгением (Болховитиновым). 1807–1822 Духовная миссия в Китае во главе с архимандритом Иакинфом (Бичуриным). Издание “Инструкции духовным старостам”, остававшейся практически в неизменном виде вплоть до 1917 года. Одновременно издается ряд инструкций для приходского духовенства и благочинных, расширявших государственный контроль над приходами.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.) ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция) ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма LIBER DIURNUS [Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИОНСКИЙ I СОБОР (26 июня - 17 июля 1245), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Иннокентием IV ЛИСОВСКИЙ Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734 - 1809), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), митр. Киевский и Галицкий (с 1806) ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия) ЛУЛЛ (ок. 710 - 786), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии ЛУЛЛИЙ [Льюль] Раймунд (Рамон) (1232, по др. данным, 1233 или 1235, Пальма, о-в Мальорка - весна 1316?), католич. богослов, средневек. философ, христ. миссионер ЛУП [Луп из Ферьера; Серват Луп] (ок. 805 - ок. 862), аббат мон-ря св. Петра в Ферьере (ныне Ферьер-ан-Гатине, деп. Луаре, Франция), деятель Каролингского возрожд

http://pravenc.ru/rubrics/122074_23.html

Архиепископ полоцкий и витебский Василий (Лужинский): жизнь и деятельность Скачать epub pdf «Дело, на которое положил все мои силы, всю мою жизнь, – это воссоединение унии в Белоруссии и на Волыни. Я предан был этому делу более, чем моей жизни; занимался им по край-нему разумению, по совести и по истине, – это ведает Бог», – такими словами охарактеризовал свою деятельность архиеп. Василий (Лужинский) в 1870 г., будучи уже православным архиереем. Действительно, акт о воссоединении униатов с Православной Церковью , принятый собором униатского духовенства в г. Полоцке 12 февраля 1839 г., в неделю Торжества Православия по церковному календарю, служит венцом деятельности многих лучших униатских пастырей. История сохранила имена лишь некоторых из них: митрополит Ираклий (Лисовский), архиепископ Иоанн (Красовский), митрополит Иосиф (Семашко) , архиепископ Василий (Лужинский) , архиепископ Антоний (Зубко), а имена многих их помощников так и остались в безвестности. Однако и самое дело воссоединения более миллиона мужского пола людей, чьи предки были обманом и насилием обращены в унию из Православия, как кажется, было не вполне оценено уже современниками события. «И доселе, – пишет преосвященный Василий (Лужинский), – немного есть людей, даже из духовенства, которые о деле воссоединения имеют полное и правильное понятие». Тем более в наши дни эти слова справедливы. Безвестность и бесславие – нет хуже награды от потомков! Не виновно ли в этом пагубное равнодушие к родной истории, скрывающееся под привычным согласием со старыми наукообразными штампами? Cujus regio, ejus religio (чья власть, того и вера) – гласит известный тезис Реформации; согласно такому принципу в Речи Посполитой при короле-католике православные епископы принимают унию, а затем в Российской Империи при царе-православном униатские епископы принимают Православие, и в обоих случаях ими двигали корысть и малодушие. Так рассматривают события воссоединения «неконфессиональные» историки. У католических исследователей уния представляется ликвидированной государственной властью, а деятели воссоединения называются «изменниками», например, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

Католическое духовенство также не бездействовало. Воспользовавшись, при помощи иезуитской партии, расположением к себе государя и добившись, в, лице своего митрополита Сестренцевича, смешения униатства с католичеством, оно окончательно захватило в свои руки высшее управление униатскою церковью. На все жалобы униатов, и запросы правительства католики отвечали обычно, что «уния и католичество – одна вера»... Униаты были доведены до отчаянного положения: они не имели возможности, с, одной стороны, провести в католическом департаменте ни одной меры, благотворной для их церкви; не могли, с другой, остановить самого пагубного для неё распоряжения. Но если лучшие умы между униатским духовенством (каковы, например, были Ираклий Лисовский, Иоанн Красовский), рассуждая о неминуемой погибели унии, приходили к таким выводам, что пусть лучше сольется она с русской православною церковью, нежели с польскою-латинскою; то худшие из него, прельщаясь заманчивыми обещаниями римско-католического духовенства, оставляли веру отцова, и переходили в латинство, увлекая за собой и своих, прихожан. 286 Средства, употреблявшиеся католическим духовенством, для приобретения новых прозелитов, были в духе исконной политики латинской церкви, чуждой истинного христианства и отличающейся грубым, насилием, и обманом. Вот примеры, подтверждающие сказанное. В одно православное селение Махновского уезда приехал «из униатского попа присоединившийся на латинский обряд викарный ксионз». Воспользовавшись отсутствием православного приходского священника, он «окрестил в свою римско-католическую веру» родившееся в это время у одного тамошнего жителя дитя мужеского пола. Когда же, по приезде, приходский священник прислал к нему дьячка с вопросом, «почему он приступил крестить младенца от родителей, греко-российский закон содержащих», – то ксендз безапелляционно отвечал: «мне вольно крестить». Эти же самые слова повторены были и лично священнику, с таким характерным прибавлением: «если и ты мене позовешь к себе какие-нибудь требы изделать, то я и в твоем доме зделаю». 287

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

742 В настоящее время он не изменил своего мнения о них. Он задевал их колко даже в Официальных бумагах, подаваемых в русские присутственные места, на что с горечью указывал ему известный иезуит Черневич в 1776 году. 743 С 1778 года положение Смогоржевского в Белоруссии значительно изменилось. В этом году устроено местное центральное управление в Белоруссии и для этого избран не Полоцк, а Могилев, в котором естественно должно было усилиться влияние надела Георгия Конисского , Сестренцевича и Лисовского. Смогоржевский, чтобы поправить это, сблизился с новым полоцким губернатором Ребиндером еще более, чем с Кречетниковым, без сомнения, потому, главным образом, что Ребиндер был близок к русскому послу в Варшаве Штакельбергу. Кроме того, в начале 1779 года Смогоржевский ездил в могилевскую губернию и в Могилеве три дня угощал чиновников. 746 Наконец он был близко знаком со всеми русскими сановниками, имевшими влияние на дела Белоруссии, с Чернышевым, Потемкиным, Ланским, Зорычем, Михельсоном и другими. В том же 1779 года Смогоржевскому представилась возможность облегчить для себя трудную борьбу за свое влияние на месте – в Белоруссии, и занять высшее положение. В этом году, как нам уже известно, сделалась праздною униатская митрополичья кафедра. Польскому правительству естественно было желать, чтобы будущий митрополит находился в Польше, а таким мог быть, по личному значению и месту своей кафедры, только холмский епископ, знакомый нам гонитель украинского православия – Максимилиан Рылло. Король и его партия не были расположены к этому епископу и устроили так, что Екатерине предложено было уступить королю Смогоржевского для занятия митрополичьей кафедры, а на место его принять на полоцкую архиепископию холмского епископа. 747 Екатерина согласилась на это и освободила Смогоржевского от русского подданства и предложила ему, до прибытия нового епископа, устроить в Полоцке консисторию. 748 Смогоржевский составил ее исключительно из базилиан, в числе которых более видными были: тайный провинциал белорусской провинции – Миляновский, игумен полоцкого базилианского монастыря Жаба, пустынский игумен Кириат и онуфрейский игумен Ираклий Лисовский – единственное лицо, пользовавшееся доверием русских властей, и в начале 1780 года уехал в Польшу. Первою заботою Смогоржевского было поправить в глазах униатов свое дипломатическое избрание на митрополичью кафедру и подкрепить его иерархическим избранием. Для этого он призвал представителей унии в Седльцы, объяснив униатам, что король лишь рекомендует его. Собралось едва несколько человек: епископ Владимирский, протоархимандрит базилиан и депутат папского епископа, Лещинский игумен; луцкий и львовский епископы прислали лишь свои мнения, а холмский епископ не дал от себя никакого известия. 749 На этом жалком соборе, члены которого казались еще более жалкими, когда им пришлось разъезжаться, потому что в страшную распутицу должны были ехать на волах, избран был митрополитом Смогоржевский. 750

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но и они на суде дали только такие незначительные показания, что по ним нельзя было отрешить от должности и простого благочинного. Несмотря на это, митрополит Булгак и другой епископ, Яворовский, подали голос на окончательное отрешение Красовского от епархии. Но против этого восстал Иосиф и вместе с другими членами коллегии подал от себя особое заявление, в котором подробно и по пунктам разобрал все обвинения на архиепископа и нашел их совершенно неосновательными за исключением некоторых, по которым он, впрочем, заслуживал снисхождения. Напрасно Иосифа пугали гневом князя Голицына и митрополита Булгака: он не согласился взять назад свое заявление, и дело пошло на Высочайшее усмотрение и кончилось тем, что Красовский был только переведен на Луцкую епархию. Это дело имело важные последствия в том отношении, что наглядно показало всем, что молодой заседатель ни из-за каких выгод и побуждений не откажется стоять за то дело, которое считает законным и справедливым. Вообще в лице молодого каноника униатская церковь нашла твердого и ревностного борца за свои интересы против посягательств на оные латинян. Особенно ясно выразилось такое направление Иосифа по делу о совращении в католицизм 20000 униатов в Виленской губернии. Дело это тянулось более 20 лет. Еще известный поборник интересов униатской церкви, митрополит Ираклий Лисовский жаловался на это совращение правительству. Но благодаря разным изворотам и проискам римско-католического духовенства, дело все откладывалось до 1827 г. Только благодаря настойчивости Иосифа, дело это было разобрано в этом году, и в предупреждение подобного рода случаев было составлено определение в пользу униатов. 1827 год нужно считать важным в жизни митрополита Иосифа потому, что в этом именно году он выступает открыто на борьбу с католицизмом и полонизмом в западных губерниях и полагает почин великому делу – воссоединению униатов с православной церковью. Он первый подал об этом мысль, указал способ, как вести дело, и довел его до конца. Между тем еще до начатия этого дела Иосиф предпринял было решение присоединиться к православной церкви и поступить в число иноков Александро-Невской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

п. Все униатские епархии по распоряжению рус. правительства были закрыты, кроме Белорусской, к-рую возглавил архиеп. Ираклий Лисовский (с 1784). Это был человек, воспитанный в уважении к греко-вост. обрядам, сторонник сближения униатской Церкви с правосл. и очищения унии от латинизма. В 1794 г. имп. Екатерина II издала указ, разрешавший свободное присоединение униатов. При имп. Павле I были сделаны большие уступки католикам: введен запрет на обращение униатов в Православие, но переход униатов в католичество не возбранялся. В 1798 г. учреждены 2 униатские епархии: Брестская (для Минской и Литовской губерний) и Луцкая (для Волынской и Подольской губерний). Однако, не считая греко-католич. Церковь канонически самостоятельной, имп. Павел подчинил униатскую Церковь католич. коллегии, в к-рой не было ни одного униата. Коллегия воспользовалась возможностью расширить влияние католич. Церкви за счет униатской, в зап. губерниях началась активная пропаганда латинства, были случаи обращения в католичество не только униатов, но и православных. Политика католич. Церкви вызвала резкие протесты со стороны униатских иерархов, в результате имп. Павел в 1799 г. издал указ, в к-ром католич. духовенству запрещалось «совращать униатов и православных в латинство». Однако указ не выполнялся. Те же тенденции сохранились в конфессиональной политике в правление имп. Александра I. В первые годы его правления положение униатской Церкви еще более осложнилось. Известны случаи, когда ксендзы, разъезжая по униатским приходам, объявляли о якобы имеющемся предписании российского правительства о немедленном присоединении униатов к католичеству, участились случаи насильственного захвата католиками униатских храмов. Большой урон авторитету униатской Церкви нанесли базилиане, стремившиеся к дальнейшей латинизации и полонизации униатской Церкви. Их деятельность стала причиной раскола униатства в нач. XIX в. на сторонников слияния с католичеством и противников этого, стремившихся к сближению с правосл. Церковью.

http://pravenc.ru/text/77856.html

12 дек. 1793 г., после 2-го раздела Польши, имп. Екатерина II издала указ о передаче расположенных на территории России василианских мон-рей в ведение униатских епископов. Были запрещены выборы протоархимандрита и провинциалов, упразднены регулярные капитулы. После 2-го и 3-го (1795) разделов Польши на территории Российской империи оказались помимо Белорусской Литовская и Русская провинции ордена. Российским правительством был опубликован указ, согласно к-рому после рассмотрения ведомостей о состоянии василианских мон-рей было отдано распоряжение закрыть как бесполезные для общества мон-ри, не занимавшиеся просвещением или социальной благотворительностью. Монахов из упраздненных обителей предписывалось разместить в оставшихся мон-рях В. Постриг новых монахов разрешался только после получения высочайшего позволения. Меры, направленные против В., были следствием их политической позиции, откровенно враждебной по отношению к России и РПЦ, к-рая в значительной степени определялась происхождением мн. В. из числа польск. или западнорус. знати. Часть членов ордена приняла участие в Польском восстании под рук. Т. Костюшко. Так, напр., бывш. протоархимандрит василианского ордена Порфирий Скарбек-Важинский (с 1790 епископ Холмский) возглавил повстанческий комитет в Холме и после поражения восстания был вынужден бежать в Австрийскую империю. Настоятель василианского мон-ря в Овруче Иосафат Охлоцкий за участие в восстании был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена ссылкой в Сибирь. В 1800 г. имп. Павел I на короткое время возвратил В. часть прежних прав и разрешил собрать капитул. Однако состоявшийся в 1802 г. Тороканский капитул носил столь ярко выраженный антироссийский характер, что правительство имп. Александра I приняло решение о его роспуске. Традиционно высокая степень влияния В. на внутреннюю жизнь униатской Церкви сохранилась и после вхождения западнорус. земель в состав Российской империи. Кроме того, В. покровительствовал кн. Адам Чарторыский, имевший в нач. XIX в. большое влияние на Александра I. Однако в 1-й трети XIX в. внутри униатства более явственно обозначается противостояние латинофильски настроенных монахов-В. и партии, лояльной к России и сочувствующей сближению с Православием, к-рую составляли преимущественно выходцы из числа белого духовенства, активную поддержку им оказывали митр. Ираклий Лисовский , митр. Григорий Коханович и архиеп. Полоцкий Иоанн Красовский.

http://pravenc.ru/text/150475.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010