Бессознательное верование в римский католицизм со стороны белого греко-унитского духовенства не доходило, однако ж, до фанатизма по той причине, что это духовенство, как необразованное и препираемое гордыми ксендзами и поляками, не было допускаемо к интимным с ними сношениям. Епархиальное начальство действовало заодно с римско-католиками, а как происходившее от них же, оно держало белое духовенство в отдалении от себя: связь между ними ограничивалась почти только рукоположением и покупкой установленных грамот. Белое греко-унитское духовенство взирало на монашество греко-унитское и римско-католическое духовенство как на что-то высшее, хотя и враждебное; а для избежания презрения, по первому призову, было бы готово принять римский католицизм, если бы только римская церковь могла терпеть в недрах своих женатое духовенство. Потому неудивительно, что греко-унитское духовенство, получившее под русским владычеством средства к образованию и узнанию всей неправоты западного католицизма, охотно соединилось с греко-российскою церковью, у которой нашло братскую любовь, вместо презрения латино-польского. Предвидя это, римско-католики поспешили, по возвращении западных губерний к России, принять меры к обращению унитов в римский католицизм, по крайней мере, в северо-западных губерниях. Юго-западные губернии успели ускользнуть от происков католиков скорым своим присоединением к православию. За то, по смерти Екатерины II, римлянам благоприятствовали обстоятельства к истреблению унии в северо-западных губерниях, где оставалось унитов около двух миллионов. Император Павел I, преданный делу мальтийских рыцарей, льстил римско-католическому духовенству, и так как все его действия были вообще направлены против начертаний императрицы Екатерины II, то он и уничтожил учрежденную ею миссию, имевшую целью охранить переход юго-западных унитов в православие и защищать их от гнета панов и ксендзов. 32 В учреждении же о римско-католической коллегии император выразился, что так как униты должны принадлежать или к православию, или к римско-католикам, то и не иметь унитам членов в коллегии 33 . На этом основании католика, при содействии католических помещиков, поставляли по смерти греко-унитских священников на место их латинских ксендзов, рукополагая притом в ксендзы сыновей умерших священников; при этом не дозволяли им жениться, a по местам разрешали женатым унитским священникам служить по-латыни миссу. На место умерших греко-унитских архиереев не рукополагали новых: оставались в живых только два архиерея, брестский Иосафат Булгак и полоцкий Ираклий Лисовский, оба, по заведенному обычаю, поступившие в унитство из римско-католических дворян, а потому и не расположенные защищать унитов от латинян. Митрополита унитского, по смерти Смогоржевского, не назначали. 34

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

По мере того, как униаты освобождались от железной власти польских католиков, они бросали унию и возвращались к вере отцов. В 1794 г. Снод сделал распоряжение отправить к минскому архиепископу способных священников и 2500 антиминсов. К концу царствования имп. Екатерины II число воссоединившихся униатов дошло до двух миллионов и 2300 храмов стало собственностью православия. (Архиеп. Филарет). « Георгий Конисский (или Кониский, как в актах) », пишет «Правосл. Богословская Энциклопедия», – «архиеп. белорусский, «необычайный иерарх русской церкви», «апостольский трудник» в борьбе с латинством и унией за православие и русскую народность; он был выдающимся деятелем в церковно-религиозной и политической жизни северо-западной России второй половины ХИИИ-го столетия. Как искусному политическому деятелю и неусыпному пастырю, ревностному защитнику православия и русской народности, ему Белоруссия обязана не только сохранением своей православной веры при всех невзгодах, какие приходилось ей испытывать под властию польского правительства, но и освобождением ея от того тяжелого польского ига, под которым 200 лет она страдала. Ему в значительной степени была обязана и Россия успехом не только первого, но и других разделов Польши. Ему также принадлежит начало и великого дела воссоединения униатов с православною церковью. Еслибы не Конисский, то – кто знает? – может быть белорусская церковь еще долгое время и после 1772 года томилась бы под гнетом фанатизма и изуверства католиков. – Известен Георгий так же и как славный церковный оратор, «восхищавший Белоруссию своими умными и трогательными поучениями и удивлявший иногда даже самих иностранцев». Проповеди его – жизненные, с практическим направлением – служат для историка верным показателем религиозно-нравственного настроения екатерининского века и прекрасным памятником безбоязненного и своевременного обличения распространявшегося неверия, вольнодумства и порчи нравов современного Конисскому белорусского общества.» Среди самих ревнителей унии возникло стремление к сближению ея с Православием. Униатский архиепископ Ираклий (Лисовский), правивший с 1784 г., начал усердно производить очищение унии от всех вошедших в нее католических примесей. Для изучения православной обрядности он предпринял путешествие на Восток до Иерусалима. Желая более походить на православного архиерея, он отростил бороду и облекся в рясу, почти не употреблявшуюся у униатского духовенства. В последний год царствования имп. Екатерина собиралась сокращать число униатских монастырей, составлявших в этой церкви главную силу латинской партии. Но она не успела привести свое намерение в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Единичные мон-ри василиан в составе Киевской митрополии действовали к 1793 г. в прибалтийских владениях Речи Посполитой: в Жмудском старостве (Подубисский мон-рь) и в Курляндском герцогстве (Якобштадтский и Иллукстский мон-ри). По 3-му разделу Польши (1795) последние центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок присоединились к Российской империи. На территории России оказались почти все приходы униат. Киевской митрополии, кроме 31 прихода К. е. и 37 приходов Брестской епархии на землях, отошедших Пруссии, в 1796 г. из них была образована Супрасльская епархия. В 1795 г. Феодосий Ростоцкий был отстранен от управления униат. Церковью из-за отказа принять присягу на верность имп. Екатерине II Алексеевне . Указом императрицы от 6 сент. 1795 г. была ликвидирована К. е. и все др. униат. кафедры, кроме Полоцкой, Полоцкий архиеп. Ираклий Лисовский фактически стал главой униат. Церкви в России. С 1795 г. Ростоцкий жил под надзором в С.-Петербурге, являлся митрополитом на покое, в отдельных случаях выступал с заявлениями и распоряжениями по указаниям российских властей. Так, по их требованию 7 янв. 1796 г. он издал указ об учреждении Супрасльской епархии, что было утверждено 25 окт. 1797 г. властями Пруссии. В 1794-1796 гг. подавляющее большинство униат. приходов на Киевщине и Брацлавщине перешло в Православие. В 1795 г. была закрыта Радомысльская семинария, в июле следующего года - Житомирская семинария. В 1795 г. была упразднена Минская семинария при минском василианском мон-ре, закрыты богословская школа в Полоцке, Жировицкая и Борунская философские школы с 300 учениками, Якобштадтская риторическая школа в Курляндии с 200 учениками. Продолжали работать Новосверженская семинария при мон-ре василиан в мест. Нов. Свержень Минского у. и Лавришевская семинария в Брестской епархии, в них было небольшое число студентов: в 1795 г. в Новосверженской семинарии обучалось 6 чел. До 1795 г. Новосверженская семинария входила в К. е., в 1798 г. перешла под управление Брестского епископа, в 1810-1828 гг. вновь вошла в митрополичью епархию (Литовско-Виленскую). В 1795 г. на Киевщине закрылся Белиловский монастырь, на Подолье были упразднены Малиевецкий и Грановский василианские мон-ри.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Вслед за учреждением новых римскокатолических епархий в России, высочайший указ, выданный в тот же день, поднимал и униатскую церковь в западной России. Для западнорусских униатов высочайший указ устанавливал три епархии: Полоцкую – для губернии Белорусской, Брестскую – для Литовской и Минской и Луцкую – для всех прочих, т. е. украинских губерний. На этих кафедрах были утверждены: Полоцким архиепископом Ираклий Лисовский, епископом Брестским Арсений Гловневский, Луцким – Степан Левинский. Оставшимся за штатом, бывшим униатским архиереям, с бывшим митрополитом Феодосием Ростоцким во главе, предоставлено было избрать место жительства по их желанию «в городах или монастырях их закона», пользуясь по смерть пенсией, определённой им высочайшим указом 6 сентября 1795 года 2262 . Латинство ожило, почуяв новую силу. При римскокатолических епископах появляются всё новые суфраганы 2263 . В епархиях униатских заводились консистории, семинарии, сурогаты. Новый брестский епископ 2264 Иосафат Булгак проявил особенную энергию в оживлении унии. Уже оповещая о своём назначении.. он спешил сделать некоторые распоряжения, касающиеся епархиального строя его епархии 2265 , а затем, получив от папы утверждение в своём звании, немедленно учредил консисторию, семинарию 2266 . Было предусматриваемо так, чтобы епархия не имела таких окраин, мало связанных с центром, где бы не чувствовалась сила унии. Для отдалённых частей Брестской епархии, как уезды Пинский, Мозырский, Речицкий, был назначен в Пинск особый сурогат 2267 . Но успехи унии совершенно меркли перед успехами римского католичества. Последнее в царствование императора Павла Петровича приобрело в Петербурге и западной России чрезвычайную силу, благодаря влиянию некоторых его представителей на впечатлительного государя. В ярком блеске собственно римского католичества как будто даже потонула, было, уния. Когда высочайшим указом 26 февраля 1797 года при юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел учреждён был особый департамент для римскокатолических юстицких дел, в этот департамент не было назначено представителей от униатов, потому что, как говорялось в высочайшем указе, униаты суть «присоединённые или к православным или к католикам, а не сами по себе» 2268 . Уния близка была к потере оффициального признания. Дела по совращению униатов в римское католичество оставляемы были без последствий 2269 . Уния в западной России переживала критический период своего существования 2270 . Отовсюду всё чаще и чаще шли вести о переходе униатов в римский обряд» 2271 . Но, не смотря на это, уния не теряла надежды – и на восстановление митрополии, и на назначение своих представителей в коллегию, и на оборону себя от римского католичества 2272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

К нач. XIX в. на западе и северо-западе Белоруссии, а также на Украине и в Литве проживало ок. 1,5 млн униатов - в основном крепостных крестьян, принадлежавших польск. помещикам. Непоследовательность политики рус. правительства, отсутствие правосл. миссии среди униатов, активная деятельность католич. духовенства, польск. помещиков и монахов василианского ордена, действовавшего при молчаливой поддержке большей части епископата, вышедшего из этого ордена, вели унию к полной латинизации и растворению в польском католицизме. Слиянию унии с римским обрядом и утрате остатков самобытности в литургической области противостояли униатские архиереи Киевский митр. Ираклий Лисовский , Полоцкий архиеп. Иоанн Ястржембец-Красовский и члены Брестского капитула. Семашко также пытался противодействовать польско-лат. прозелитизму. Так, во время суда над униат. архиеп. Иоанном Красовским по сфабрикованному василианами обвинению Семашко выступил в защиту этого иерарха, известного противника латинизации униат. богослужения и сторонника лояльности к рус. правительству. В 1826 г. в Римско-католической коллегии Семашко инициировал дело о возвращении более 20 тыс. униатов, незаконно переведенных ксендзами в лат. обряд в Вилейском и Дисненском уездах (к этому делу присоединили также случаи перехода в латинство униатов в др. уездах Минской и Виленской губерний, имевшие место при содействии Виленской и Минской римско-католической консисторий). Во время службы в коллегии Семашко неоднократно препятствовал принятию решений, ущемляющих интересы греко-католиков. Однако постепенно он разочаровался не только в рим. католицизме, но и в унии, неспособной противостоять денационализации белорусов и украинцев. Этому содействовали духовный опыт, приобретенный во время посещений правосл. богослужений, новые знания, почерпнутые из рус. духовной и художественной лит-ры, и яркие впечатления от посещения столицы империи, в частности Андреевского собора. В 1827 г. Семашко, несмотря на блестящие перспективы карьерного роста в греко-католической Церкви, решил присоединиться к Православию, принять монашеский постриг и поступить в Александро-Невскую лавру . Обосновывая свое стремление, он начал писать «Сочинение о Православии Восточной Церкви», в к-ром заявлял о ложности римо-католицизма.

http://pravenc.ru/text/578547.html

В основном униаты были крепостными крестьянами и принадлежали помещикам-католикам латинского обряда. В первой четверти XIX в., не имея как во времена Речи Посполитой особой поддержки высшей власти, Уния в России занимала между Православием и Католичеством латинского обряда неустойчивое положение. Оно осложнялось кризисными явлениями во всех важнейших сферах церковной жизни: управления, канонического права, духовного образования, богослужения, материального обеспечения и проч. Непоследовательность политики русского правительства, его непонимание глубинной сути проходивших на западной окраине империи в конфессиональной сфере процессов, полное отсутствие среди униатов православной миссии; в противоположность этому активная деятельность ксендзов, помещиков-католиков и, внутри самой Унии, монахов базилианского ордена, действовавшего при молчаливой поддержке большей части епископата, в полном составе вышедшего из этого ордена, вели Унию к поглощению Польским Католичеством через латинизацию всех сторон ее жизни и прозелитизм среди ее членов. Полному слиянию Унии с римским обрядом с помощью реформ и сохранения остатков самобытности в литургической области пытались противостоять митрополит Ираклий Лисовский (†1809 г.), архиепископ Иоанн Красовский (†1827 г.) и члены Брестского епрхиального капитула. Их поддерживала значительная часть белого духовенства. Иосиф Семашко разделял взгляды защитников самобытности Унии, полагая, что она может наравне с Православием быть духовным фундаментом жизни восточных славян. Поэтому он пытался на своей деятельности противостоять слиянию Унии с Латинством. Во время суда над архиепископом Иоанном Красовским по сфабрикованному базилианами обвинению прелат Иосиф Семашко резко выступил в защиту этого иерарха, который был известным противником латинизации униатского богослужения и сторонником лояльности русскому правительству. Также Семашко возбудил в коллегии дело о возвращении незаконно переведенных ксендзами в костелы 20 000 униатов Виленской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

После издания этого рескрипта, только за два года (1781—1783), по свидетельству архиепископа Белорусского Георгия Конисского и Псковского епископа Иннокентия, к православию в их епархиях присоединилось 117 и 161 человек. Еще быстрее пошло дело присоединения после второго и третьего разделов Польши. В 1794 г. императрицей был издан указ, разрешавший свободное присоединение униатов, и в течение одного с небольшим месяца воссоединился 721лриход с 463 священниками и с 333 093 лицами мирян. К концу царствования Екатерины II всех присоединившихся, по официальным данным, было свыше двух миллионов человек. И все это совершилось без всяких насилий, без всякой пропаганды, а единственно лишь потому, что для униатов был открыт свободный путь для перехода из унии в православие, — унии, столь много натворившей зла, и поэтому столь ненавистной западно-русскому народу. После этого все униатские епархии были закрыты, и из оставшейся в унии части западно-русского народа была образована только одна Белорусская епархия с архиепископом во главе. Первым униатским архиепископом этой епархии был Ираклий Лисовский (с 1794 г.). Это был человек, глубоко привязанный к греко-восточным обрядам и поэтому много способствовавший сближению Униатской Церкви с Православной, очищая первую от католических обрядов. Относительно Католической Церкви, находящейся в пределах России, Екатерина Великая предприняла следующее: а) образовала кроме существовавшей Могилевской епархии две новые епархии — Пинскую и Летичевскую — назначив для них особых епископов; б) для управления делами Католической Церкви образовала в Петербурге особую Римско-католическую коллегию, состоявшую из нескольких прелатов, под председательством митрополита. При императоре Павле I воссоединение униатов почти совсем приостановилось, и стало усиливаться католичество. Он строго запретил обращать униатов в православие, в то время как переход их в католичество оставлялся без внимания. Потворствуя униатам, Павел I учредил для них в 1798 г. две новые епархии: Брестскую — для губерний Минской и Литовской, Луцкую — для Волынской и Подольской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

56 В свою очередь Римско-католическая Коллегия в указе 9 сентября 1801 г. прямо заявляла, что униатство и римско-католичество – одно и тоже исповедание. 57 На местах всем правили базилиане, 58 и авторитет их был столь высок, что даже лучшие униатские священники утверждали, будто без монашества светский клир, разбросанный и приниженный нищетою, подобно трости, колеблемой ветром, склоняется на ту или другую сторону. 59 Но Базилианский орден, и по внешности являвшийся чисто католическим 60 всецело был проникнут латинизаторским настроением, 61 в чем весьма успевал, если его питомец – митрополит Ираклий Лисовский (24 июля 1806 г. – † 30 августа 1809 г.), будучи «благонамеренным пастырем», 62 однако не желал воссоединения с православною церковью 63 и предлагал в 1802 г. или присоединить всех униатов к католичеству, или обратить всех русских в унию. 64 В этом духе Булгак старался держать в невежестве все белое духовенство 65 вместе с базилианами, 66 которые противились его русификаторским стремлениям, 67 ибо были величайшими врагами греко-восточного обряда и русской народности, 68 считали православную веру ниже еврейской 69 и стремились перевоспитать униатов в настоящих римско-католиков. 70 При таких условиях казалось, что высшая униатская иерархия и базилиане могли увлечь к латинству все подчиненное духовенство, 71 которое тоже было почти совсем католическим. 72 Во всяком случае было достигнуто, что епископы униатские называли себя «сподручниками папы», 73 а требованиям своего начальства об очищении обрядности от латинских наслоений священники подчинились только по вниманию к папской грамоте. 74 Народ пребывал в невежестве 75 и не мог иметь какого-либо существенного значения, слушая более argumenta baculina, чем пастырские увещания. 76 Все говорило, что униаты в России были на пути к поголовному совращению в латинство, 77 – и высшая правительственная администрация готова была приравнивать к последнему унию, 78 видя в ней лишь низшую ступень и частицу латинской церкви. 79 Во всех отношениях Белорусская епархия, будучи окатоличенною, 80 в 1833 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (1864 - 1937), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви ЛИПОВАНЕ [филипповцы, филипоны, дунаки], рус. старообрядцы (поповцы, беспоповцы и единоверцы, проживающие преимущественно в Румынии, а также в Болгарии, на Украине, в России ЛИСОВСКИЙ Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734 - 1809), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), митр. Киевский и Галицкий (с 1806) ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии ЛОГГИН († 1654), лишенный сана протопоп собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Муроме, деятель раннего старообрядчества ЛОД Уильям (1573 - 1645), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Ленинградской епархии, существовало в 1929-1933 гг.; 2. Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, существовало в 2012-2013 гг. Названо по г. Лодейное Поле ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ ЛОНГИН (Корчагин Владимир Сергеевич; род. 31.07.1961), митр. Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ первое исповедание веры англ. частных (партикулярных) баптистов составленное в 1644 г. и подписанное представителями 7 общин ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_161.htm...

Благодаря давнему своему значению в Польше и новому, приобретенному в Петербурге, Смогоржевский успел разрешить оба эти затруднения очень счастливо. Не смотря на заступничество папы за Лобковича, области смоленской униатской архиепископии и два митрополичьи благочиния предоставлены не Лобковичу, а Смогоржевскому, 711 а польский король, по дружескому расположению к Смогоржевскому оставил за ним управление польской частью полоцкой архиепископии. 712 Смогоржевский воспользовался этим успехом для осуществления весьма важных целей. Он назначил своим наместником в польской части своей архиепископии бывшего секретаря базилианского провинциала Кесария Чудовского, 713 и представил русскому правительству, что ему необходимо иметь свободные сношения с этой частью своей архиепископии, предлагал даже своего местопребывания, у Струня, над Двиной поставить, вместо караульного солдата, особого, постоянного присяжного сторожа. 714 Это открывало ему легкую возможность иметь постоянные сношения с своими друзьями в Польше. Столь же широкий план действий представился ему и касательно тех частей его епархии, которые прибавились к ней из смоленской униатской архиепископии и двух благочиний митрополичей архиепископии. Смогоржевский естественно предполагал, что обиженный им смоленский архиепископ Лобкович может быть ему вреден, не столько тем, что за него стоял нунций, которому важно было, чтобы смоленская униатская архиепископия не была уничтожена, но еще более тем, что у Лобковича был предприимчивый племянник, оршанский супериор (начальник) Ираклий Лисовский, начинавший приобретать расположение у русских властей. Перезвать на свою сторону этих униатов, несомненно, более его расположенных к России, и поставить их на страже унии против Георгия Конисского для Смогоржевского было очень важно. Еще в 1773 или 1774 года начались хлопоты, чтобы устроить это дело. Смогоржевский представил русскому правительству, что ему необходимо иметь своего наместника в могилевской области, значительно от него удаленной и представляющей большие затруднения по управлению.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010