Антониевы пещеры (Чернигов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Антониевы пещеры Антониевы пещеры — пещерный комплекс XI—XIX века в Болдиных горах в Чернигове. На самом деле Антониевы пещеры имеют не два яруса, как принято считать, а четыре. По подтверждению участников спелео-археологической секции, другие два яруса существуют, но они не исследованы. С 1967 г. Антониевы пещеры и другие сооружения Троицко-Ильинского монастыря входят в состав архитектурно-исторического заповедника «Чернигов Древний». Содержание История [ править править код ] Антониевы пещеры были основаны как пещерный христианский монастырь князем Святославом Ярославичем (1027-1076) и Антонием Печерским (в миру Антипа) (983-1073) - церковным деятелем Древней Руси, одним из основателей Киево-Печерского монастыря, уроженцем Любеча. Монастырь первоначально назывался Богородичный (монастырь Божьей Матери). Летописец утверждает, что Антоний прибыл в Чернигов в 1069 году по приглашению князя Святослава Ярославича, после поражения восстания киевлян против князя Изяслава, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава. Пришедший в Чернигов Антоний искал покоя и хотел уйти в затворничество, но возле его обители, как произошло при основании Подземные хода Киево-Печерской лавры, вновь стали селиться иноки. В Чернигове Антоний " возлюби Болдыню гору " , начал строительство пещерного комплекса, который составил основу древнего Ильинского монастыря. Антоний Печерский выкопал пещеру и с тех пор на Болдиных горах существует монастырь. Преподобный Антоний Печерский - основатель пещерного монастыря на Болдиных горах Как написано в Ипатьевской летописи: « И прислав Стьслав нощь поя Антония к Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову и взлюби Болдину гору и ископав пещеру, и ту вселися, и есть монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сих дни». В дохристианские времена на Болдиных горах находилось большое древнее языческое капище бога Перуна. С годами число монахов росло, росла и подземная обитель: иноки делали себе кельи и вырывали в толще земли ходы, обустраивали подземные храмы. Пещеру Антония раскапывали в разные стороны, появились довольно просторные подземные помещения и надземные сооружения. Со временем Антониевы пещеры превратились в большой монастырский комплекс.

http://azbyka.ru/palomnik/Антониевы_пеще...

В. Васнецов. «1878. После побоища Игоря Святославича с половцами». Фото: Тарас Литвиненко/РИА Новости      Один из древнейших шедевров русской литературы, обращенный композитором Бородиным в оперу: таинственность появления текста, исчезновение оригинала в огне, равно как и отсутствие списков, наводит некоторых на мысль о гениальной подделке под старину. Однако серьезные исследователи давно не сомневаются в подлинности «Слова», загадкой оставались лишь время, место и авторство произведения. И вот, похоже, на эти вопросы найден ответ! Своим сенсационным открытием мирового значения с «Культурой» поделился профессор, доктор филологических наук, проректор по научной деятельности Московского государственного института культуры, руководитель научного центра Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Александр УЖАНКОВ . Фото: А. Поспелов/pravoslavie.ru      Как началось Ваше предметное увлечение «Словом»? В 1995 году в Пушкинском Доме под редакцией Дмитрия Сергеевича Лихачева вышла Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в пяти томах, которая подводила итог двухсотлетним исследованиям. То есть вроде как была поставлена точка, больше сказать уже нечего. Ну, и мне стало «за державу обидно». Решил не согласиться с этим вердиктом и погрузился в изучение текста, имея в багаже многолетний опыт работы с древнерусской литературой. И сразу же начались открытия? Да, практически в самом начале произведения обнаружил подсказку, которую до меня не замечали. Когда-то современник похода Игоря Святославича епископ Кирилл Туровский заметил, что существуют «летописцы сиречь историцы» и «витии сиречь песнотворцы». То есть он различал документальные и художественные жанры. Естественно, что историки и поэты будут по-разному смотреть на одни и те же события. О походе князя Игоря написаны три произведения: две статьи, входящие в Лаврентьевскую летопись и в Киевскую часть Ипатьевской летописи, а также — «Слово». До недавнего времени считалось, что последнее предшествовало первым двум.

http://pravoslavie.ru/125109.html

Великий князь Юрий Всеволодович: Перед затмением История прославления Великого князя Юрий Всеволодовича удивительна: он не был ни выдающимся полководцем, ни блестящим политиком, на его век пришлись смуты, раздоры, нестроения, и судьба его оказалась, в общем-то, трагичной. Однако народ судил его не по результатам, а по намерению дел. Почему? 4 марта, 2011 История прославления Великого князя Юрий Всеволодовича удивительна: он не был ни выдающимся полководцем, ни блестящим политиком, на его век пришлись смуты, раздоры, нестроения, и судьба его оказалась, в общем-то, трагичной. Однако народ судил его не по результатам, а по намерению дел. Почему? Сегодня, 4 марта, много веков назад почил Великий князь Юрий Всеволодович. История его прославления удивительна: он не был ни выдающимся полководцем, ни блестящим политиком, на его век пришлись смуты, раздоры, нестроения, и судьба его оказалась, в общем-то, трагичной. Однако народ судил его не по результатам, а по намерению дел. Люди чувствовали, что «по сердцу», по своему внутреннему устроению, это был князь добронравный, мирный и стремившийся в жизни к исполнению евангельских заповедей. Он оказался близок тем, что пил от той же чаши страданий, оттого-то его имя и было вписано в историю последней героической обороны… 26 ноября 1187 г., согласно Ипатьевской летописи (и 1189 г. – согласно Лаврентьевскому своду) в семье Великого князя Всеволода Большое Гнездо родился сын – Юрий (Георгий) Всеволодович. Ему было суждено стать современником и участником драматичных событий – захвата Руси монголо-татарами и установления иноземного ига. Святой Благоверный Великий Князь Георгий (Юрий) Всеволодович Сердце чистое «Того же дни и на конь его всади. И быс радость велика в граде Суждал»», – так сообщает Летопись о событии, произошедшем, когда сыну Великого князя владимирского Всеволода Большое гнездо – Юрию исполнилось четыре года от роду. 28 мая 1192 г. княжич прошел обряд постригов, т.е. посвящения в воины. По этому случаю его отец, по традиции выставив горожанам угощенье, и никто из веселившихся суздальцев тогда и не думал, что в седло сел, возможно, один из самых миролюбивых и обреченных на страдания русских полководцев.

http://pravmir.ru/velikij-knyaz-yurij-vs...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 900-летию со дня рождения святого князя Андрея Боголюбского По территориям Украины и России пройдет крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери, посвященный этому памятному событию 18.06.2011 1081 Время на чтение 5 минут В текущем году исполняется 900 лет со дня рождения великого исторического деятеля Руси, Святого Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. В честь этого события планируется ряд мероприятий, в том числе крестный ход по пути следования князя Андрея Боголюбского с Владимирской иконой Божией Матери из г. Вышгорода - пригорода г. Киева ( Украина ) до пос. Боголюбово - пригород г. Владимира (Россия). Время проведения - с 20. 06.2011 по 01.07.2011 года, говорится в поступившем в редакцию «Русской народной линии» пресс-релизе. Организаторами крестного хода выступают Международное общественное движение в защиту православного образа жизни «За Веру Православную», Фонд Андрея Боголюбского, Межрегиональное общественное движение «СРУБ» (Союз России, Украины и Беларуси) и ряд других православных общественных организаций. Крестный ход проходит при поддержке синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского Патриархата и Совета православных общественных объединений. Посетив 21 июня монумент Дружбы (Три сестры) на стыке трех границ, крестный ход пройдет через города и монастыри Брянской и Калужской областей и 28 июня прибудет в Москву. В столице торжества пройдут в Третьяковской галерее в храме святителя Николая в Толмачах. Перед Владимирской иконой Божией Матери будет отслужен молебен. Далее крестный ход будет встречен в Троице-Сергиевой Лавре. 30 июня пеший крестный ход пройдет путь из Владимира в Боголюбово, где откроются центральные юбилейные торжества. Выдающимися культурными и духовными символами исторических деяний Андрея Боголюбского по сей день являются Владимирская икона Божией Матери, праздник Покрова Богородицы, Золотые ворота во Владимире, Боголюбовский монастырь, города Владимир, Юрьев, Дмитров, Кострома, Москва и др. За время княжения святым князем Андреем было создано больше тридцати храмов. Те из них, что сохранились, принадлежат к высшим образцам пластического мышления человечества - Успенский собор во Владимире, храм Покрова-на-Нерли - самые древние и самые яркие шедевры русской культуры, вошедшие в список мирового наследия ЮНЕСКО. В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: «Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал». В Ипатьевской летописи о нем говорится, что он « Володим иръ сильно устроил».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/06/18/k_...

Календарь Материалы 28 марта 2013 г. [Интернет-журнал/Культура] Людмила Ларкина Иконы, писанные Арсением Иосифовичем Савицким, есть во многих русских храмах Австралии, но его имя до сегодняшнего дня многим неизвестно. [Интернет-журнал/Культура] Марина Вологжанина После Рахманинова были великие, замечательные композиторы, но такой мощной фигуры, личности такого масштаба больше нет. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться. [Документы истории] Анна Кропоткина Прежде всего общества трезвости стремились занять воскресный день трезвенников. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Один из воинов схватил упавший меч и ударил им Мануила, однако не смог отрубить ему головы [Встреча с Православием/Православная библиотека] 14 марта (по ст. ст.) 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Диакон Илья Маслов Так ли сильно разнятся выводы «правдолюбовской» и Синодальной богословской комиссий между собой? Игумен Даниил (Гридченко) Священное Писание парадоксально, полно антиномий. Вот и первый Богослов - святой Иоанн – апостол любви призывает… к нелюбви, - не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15-17). English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/130328

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1432. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь Координаты: 57.777668, 40.894369 Проезд: Монастырь находится в Костроме, в ее заречной части - Ипатьевской слободе. Следовательно, вам сначала нужно добраться до Костромы - поездом, автобусом или личным автотранспоротом. Автобус или маршрутка 14, которая должна довезти вас до Ипатия, останавливается прямо напротив автовокзала. Если вы пр ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Монастырь находится в Костроме, в ее заречной части - Ипатьевской слободе. Следовательно, вам сначала нужно добраться до Костромы - поездом, автобусом или личным автотранспоротом. Автобус или маршрутка 14, которая должна довезти вас до Ипатия, останавливается прямо напротив автовокзала. Если вы приехали в древнюю Кострому на поезде, пройдите 150 м до Советской улицы и, не переходя ее, увидите автобусную остановку. Остановка же, до которой вам нужно следовать, называется " Ипатьевская слобода " . Она будет первой после переезда через реку Кострому. Для автомобилистов предлагаем такой маршрут: из центра города (то есть именно с центральной площади) выезжаете по улице Текстильщиков, поворачиваете на Пятницкую улицу, а с нее — на улицу Островского (первый поворот направо). Эта улица выведет вас к мосту через реку, а за ней уже виден Ипатьевский монастырь. Изменить описание объекта Боковой вход в Ипатьевский монастырь со стороны реки Костромы. Екатерининские врата. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/H_R.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Ипатьевский монастырь Святой Троицы - древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы. Монастырь впервые упоминается на страницах летописей в 1432 году, но создан он был значительно раньше. Монастырская легенда, записанная в XVI веке, относит время создания его ко второй четверти XIV столетия (по другим данным - к 1330 году). Она рассказывает о том, что Ипатьевский монастырь был основан выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом, который будто бы добровольно перешел на службу к великому князю Ивану Даниловичу Калите. Когда Чет плыл по Волге, повествуется в легенде, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне Чету явилась Богоматерь и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия. По прибытии в Москву Чет принял христианскую веру, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя св. Ипатия на месте " чудесного " исцеления. Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых - знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Москва Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.75322; 37.622513 Россия, Москва Москва Россия Москва — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области , в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России и её субъект — 12 197 596 чел. (2015), самый населённый из городов, полностью расположенных в Европе, входит в первую десятку городов мира по численности населения. Историческая столица Великого княжества Московского, Русского царства, Российской империи (в 1728—1730 годах), Советской России и СССР. Город-герой. Москва — важный туристический центр России. Московский Кремль, Красная площадь, Новодевичий монастырь и Церковь Вознесения в Коломенском входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1935 года в Москве работает метрополитен. Содержание История [ править править код ] Возраст Москвы точно не известен. Самые древние археологические находки на территории Москвы относятся к каменному веку. С конца первого тысячелетия в районе современной Москвы поселились славяне: вятичи и кривичи. Вятичи составляли основную часть первоначального населения Москвы. Археологические раскопки, проведённые в районе Кремля, свидетельствуют, что к концу XI века там уже существовало поселение, защищённое валом и рвом. Первым летописным упоминанием является указание Ипатьевской летописи на пятницу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. В 1156 году здесь были построены новые деревянные укрепления. Общая территория увеличилась в 3—4 раза. Дорога к Московскому Кремлю у Иверских (Воскресенских) ворот. Акварель начала XIX в. В 1237—1238 годах, во время монголо-татарского нашествия на Русь, Москва была разграблена и сожжена, однако её вскоре восстановили. Сороки Москвы [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Пантелеимоновский женский монастырь в Феофании Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Пантелеимоновский женский монастырь в Феофании — женский монастырь Киевской епархии УПЦ, расположенный в урочище Феофания, на южной окраине Киева, преобразован в монастырь из Свято-Пантелеимоновского скита в 2002 году. Содержание История [ править править код ] В 1800 г. в Киевской епархии была восстановлена должность викарного епископа. Ему усваивался титул «Чигиринский» и настоятельство в Свято-Архангело-Михайловском Златоверхом монастыре. Первым епископом Чигиринским стал владыка Феофан (Шиянов). В том же году он начал ходатайство об отводе ему из казенных земель – в качестве полагающегося по штату участка для загородного дома – урочища «Лазаревщина», или «Пасечное», находящегося к югу от Голосеевского леса (своим старым названием местность обязана, по преданию, благочестивому старцу Лазарю, державшему здесь пасеку; в современных описаниях обители топоним «Лазаревщина» связывают с киевским женским Лазаревым монастырем, упоминаемым в Ипатьевской летописи под 1113 г. без определенных географических координат). В 1802 г. ходатайство было удовлетворено, и еп. Феофан приступил к постройке церкви Чуда св. Архангела Михаила с примыкающим архиерейским домом; в 1803 г. Киевский митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони) совершил освящение храма и особой грамотой переименовал Лазаревщину в Феофанию; тогда же поодаль церкви были выстроены 3 домика для братии и необходимые службы. В бытность свою викарным еп. Чигиринским (1836-1841), здесь подолгу жил (с ранней весны до поздней осени) свт. Иннокентий Херсонский (Борисов, †1857) : он нарек разные уголки Феофании именами священных библейских мест (Фавор, Синай, Елеон, Хорив, Кедрон, Силоам, Иосафатова долина) и соорудил в них беседки, которые посещал во время прогулок (в память об этом, сегодня «Феофанию» величают «Киевским Иерусалимом», хотя, в широком смысле слова, данное название относится ко всем православным святыням города: «Вторым Иерусалимом» Киев нарек еще древнерусский книжник XI в. Иаков Монах в своей «Похвале св. князю Владимиру»).

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимоновс...

Почему на гербе Костромы нарисована «Тверь»? Кострома — первый российский город, который получил свой городской герб. Герб очень красивый, на нем нарисован плывущий по волнам парусный корабль. Какова история рисунка? Узнаем подробности… Старинный город Кострома упоминается в летописях с 1213 года. Костромское удельное княжество было самостоятельным с середины XIII до середины XVI века, а потом вошло в состав Великого княжества Московского. Город Кострома стал крупным торговым и ремесленным центром России, но своей эмблемы долго не имел. В 1672 году в «Титулярнике» царя Алексея Михайловича были представлены 33 территориальные эмблемы России. Костромской среди них нет. «Титулярник», 1672 В 1719 году в составе Московской губернии образовали Костромскую провинцию. Через двадцать с небольшим лет Геральдмейстерская контора придумала первый вариант городской эмблемы — крест под короной. Но императрица Елизавета Петровна его не утвердила. Спустя еще полтора десятилетия уже другая императрица — Екатерина II — собралась в свой знаменитый вояж по волжским городам. Для этого ознакомительного путешествия ей выстроили в Твери целую флотилию: десять парусных и гребных судов, флагманом которых стало великолепное творение русских корабелов — галера «Тверь». Весной 1767 года Екатерина Великая в сопровождении многочисленной свиты — придворные, вельможи, иностранные послы — отправилась в плавание по великой реке. 14 мая вся флотилия остановилась на Волге перед Ипатьевским монастырем. Костромичи принимали царицу роскошно! Колокола звонили без устали, салютовали орудия, переливалась иллюминация, были специально возведены триумфальные арки… Императрицу приветствовало всё костромское дворянство, купечество, духовенство. Екатерина была в восторге! Разумеется, государыня захотела как-то отблагодарить горожан за радушный приём, поддержать Кострому. Ей доложили, что «как город сей, так и его уезд не имеют никакого герба». Очень оперативно, еще будучи в пути, Екатерина II 15 мая 1767 года отправила генерал-прокурору А. А. Вяземскому письмо: «Прикажите в Герольдии сделать городу и уезду костромской герб, коим намерена их пожаловать».

http://sever.foma.ru/pochemu-na-gerbe-ko...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ТОЛЬКО ФАКТЫ. Воронежская область 2 мин., 01.08.2009 Воронеж — административный центр Воронежской области. Расположен на берегах   реки Воронеж, в 8,5 км от впадения ее в Дон, и Воронежского водохранилища. От Москвы — 470 км. Население города в 2008 году — 839,9 тыс. жителей. В 1585 году на берегу реки Воронеж закладывается крепость для защиты границы от набегов кочевников. Но, возможно, город существовал здесь гораздо раньше, в конце XII века. Упоминания о нем есть в Ипатьевской, Лаврентьевской и Никоновской летописях, самое древнее — в 1177 году. В 1695 году Петр I возводит в Воронеже верфь для постройки торгового флота. В Воронеже и раньше строились «струги, годные к мореходному делу», но теперь ему суждено было стать колыбелью не только военного, но и торгового флота России. В 1700 году здесь был спущен на воду первый российский линейный корабль. На современных гербе и флаге города изображен личный вензель Петра I. В 1682 году для борьбы с раскольниками по решению Московского Церковного Собора была образована Воронежская епархия. Ее первым главой стал святитель Митрофан Воронежский (1623—1703). Как правящий архиерей он содействовал строительству кораблей, поощрял заимствование с Запада технических знаний. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю. Поражение в войне с Турцией в 1711 году положило конец строительству кораблей в Воронеже. В 1725 году город стал центром одноименной губернии. Летом 1942 года Воронеж принял на себя первый удар главного немецко-фашистского наступления. Рассчитывая взять город сходу, противник натолкнулся на ожесточенное сопротивление. 212 дней и ночей — с рассвета 28 июня 1942 года до середины дня 25 января 1943 года — бушевала война в кварталах древнего Воронежа. Город выстоял, и по степени разрушений он уступал только Сталинграду и Севастополю. В 1972 году было создано Воронежское водохранилище. При этом были утеряны остатки церкви Взыскания погибших середины XIX века и здания адмиралтейства Петра I на Петровском острове, а Адмиралтейская церковь оказалась в подтопленном состоянии.

http://foma.ru/tolko-faktyi-voronezhskay...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010