Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ ВСЕВОЛОДОВИЧ († 1170?), блгв. кн. городенский (пам. 6 июля), 2-й сын 1-го городенского кн. Всеволод(к)а (не позднее 1117-1141/42) и Агафии, дочери киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Княжеский стол Всеволодка в Городне, вероятнее всего, следует видеть в совр. Гродно, в верховьях Немана; др. локализации - напр., в низовьях Горыни - не учитывают наличия монументальных остатков древнерус. княжеского центра XII в. в неманском Гродно. Городенское княжество, вероятно, было создано Владимиром Мономахом между 1113 и 1117 гг. в целях военно-политической стабилизации пограничья с Литвой, а также для наступления на турово-берестейские владения его племянника кн. Ярослава Святополчича. Происхождение городенских князей неясно; закрепившееся в науке представление (идущее от В. Н. Татищева ), будто Всеволодко был сыном дорогобужского кн. Давида Игоревича, внука блгв. киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, скорее всего является недоразумением (см.: Назаренко; ср. возражения Плахонина). Г. В. впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1144 г., когда он вместе со старшим братом Борисом участвовал в походе киевского кн. Всеволода (Кирилла) Ольговича на Галич. Это значит, что, как и их отец, они скорее всего находились под верховной властью Киева. Городенским князем в это время был Борис. О месте княжения Г. В. можно строить предположения: возможно, им был Волковыск, позднее определенно входивший в Городенское княжество. Городенский кн. Борис участвовал в борьбе за киевский стол на стороне Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича против кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого (1149-1151), Г. В. в этих событиях летописью не упоминается. В 1166 г. городенским князем под рукой блгв. киевского кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича назван Г. В. (по приказу киевского князя он участвовал в походе к Каневу для охраны идущих «из Грек» рус. купцов). Как и его младший брат Мстислав, Г. В. выступил на стороне волынского кн. Мстислава (Федора) Изяславича в борьбе за Киев (в 1167 и 1170), однако, он не принял активного участия в действиях. Возможно, этим обстоятельством объясняется тот факт, что после взятия Киева в февр.-марте 1170 г. Мстислав Изяславич заключил договор только с младшим братом Г. В.- Мстиславом Городенским. Др. объяснением может служить предположение, что Г. В. к этому времени уже не было в живых (впрочем, при описании событий лета - осени 1173 летопись упом. не названных по имени городенских князей - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 574).

http://pravenc.ru/text/165105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ еп. Суздальский (Ростовский) (рубеж XI и XII вв.?), возможно, одно лицо со свт. Ефремом , митр. Переяславским. О Суздальском еп. Е. писал в послании иноку Поликарпу (в составе Киево-Печерского патерика ) в 1225-1226 гг. Владимиро-Суздальский еп. св. Симон , считавший Е. Суздальского и свт. Ефрема Переяславского разными людьми. Свт. Симон ссылался на «летописец старый ростовский», где, вероятно, читались какие-то известия о деятельности Е. в Ростово-Суздальской земле. По свидетельству свт. Симона, Е. был пострижеником Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Примечательно, что свт. Симон именует Е. еп. Суздальским, притом что предшественников Е. святителей Леонтия и Исаию он называет Ростовскими епископами. О нахождении кафедры Ростовских епископов в Суздале по крайней мере к нач. 60-х гг. XII в. определенно свидетельствует Ипатьевская летопись (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, под 1161 г.). Суздальская епархия (το Σοσδαλ, Σοσδαλις) упоминается в «Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae» как существовавшая в кон. XII в. ( Darrouz è s. Notitiae. P. 348-352). В отразившихся в рус. летописях позднейших перечнях Ростовских архиереев (списки XV-XVI вв.) Е. назван между свт. Исаией († после авг. 1089) и еп. Нестором (поставлен ранее сент. 1148). Свт. Ефрем Ростовский и прп. Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Ефрем Ростовский и прп. Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Можно предположить, что Е. упоминается в летописных известиях, сообщающих о церковном строительстве в Суздале в 90-х гг. XI в. Так, «блаженымь епископомь Ефремом» совместно с кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом (кн. переяславский в 1094-1113, вел. кн. Киевский в 1113-1125) была построена соборная суздальская ц.

http://pravenc.ru/text/182113.html

Путивль. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1902 и 1913. Архитектор:Грушецкий (?) Адрес: Украина, Сумская обл., г.Путивль, перекрёсток улиц Первомайской (б.Николаевская) и Вознесенская Координаты: 51.335461, 33.868553 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь в честь Вознесения Господня существовала в Путивле очень давно. Первое упоминание о ней находится в Ипатьевской летописи под 1146 годом. По всей видимости, этот храм, а равно и его многочисленные преемники были деревянными, и потому существовали недолго. Каменный Вознесенский храм появился в Путивле благодаря стараниям священника Иоанна Беренского, свыше двадцати лет исполнявшего должность настоятеля. Строительство храма длилось с 1902 по 1913 год. Окончание внешних работ и водружение накупольных крестов было приурочено к Романовским торжествам. Новый храм был построен в модном тогда неорусском красно-кирпичном стиле. Церковь представляла собой довольно обширное, крестообразное в плане сооружение о пяти главах с луковичными завершениями (центральный купол покоился на световом барабане, угловые выполняли декоративные функции). Над входом возвышалась стройная шатровая колокольня. Интерьер храма был расписан. Строитель храма отец Иоанн Беренский умер от тифа 20 января 1922 года. Храм постигла печальная участь - в начале 1930-х он был закрыт и приспособлен для городского дома культуры, при этом были сняты купола и колокольня, настенная живопись забелена. Когда в клубе собирался народ и повышалась влажность, роспись проступала сквозь побелку, её снова закрашивали. К юбилею октябрьского переворота, в 1957 году, храм был перестроен до неузнаваемости.    В ноябре 2007 года районные власти собирались праздновать 50-летие дома культуры, но за неделю до торжеств РДК сгорел. После пожара обнажились церковные стены, стала хорошо видна старая кладка. Пламя бушевало в актовом зале - как раз на том месте, где находился святой алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=21685

Закрыть itemscope itemtype="" > Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! Беседы на Берсеневке. Часть четвертая 17.04.2012 1716 Время на чтение 29 минут Загадка Ипатьевского монастыря Как Сабуровы спасли Дмитрия Донского и породнились с византийскими императорами Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от Смуты Цель этих бесед из цикла «Потерянная династия» - историческая реабилитация царской династии Годуновых, боярского рода Сабуровых и других потомков основателя костромского Ипатьевского монастыря - боярина Захарии Чета. Помимо опровержения мифов о «татарском» происхождении «властолюбца» и «убийцы» Бориса Годунова, я ставлю перед собой цель показать величие потомков Захарии, их заслуги перед Церковью, Отечеством и народом. В первой беседе я рассказал о том, кем был Захария Чет - основатель Ипатьевского монастыря в Костроме. Во второй беседе речь шла о том, как его потомки Сабуровы породнились с потомками византийских императоров, и спасли раненого великого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. В третьей беседе я поведал вам о великой княгине Соломонии Сабуровой - преподобной Софии Суздальской - первой жене Василия Третьего, которая уже в монастыре родила наследника престола - князя Юрия Васильевича. На основе его судьбы русский народ создал предание об атамане Кудеяре. Сегодня я буду говорить об эпохе царя Ивана Грозного - преимущественно о тех его деяниях, которые отразились в судьбе потомков Захарии Чета. Иван Васильевич Грозный правил Россией полвека - с 1533 по 1584 год. Это была целая эпоха в жизни нашей страны. Если говорить точнее, то внутри правления Ивана Грозного можно увидеть несколько разных эпох. Для меня лично правление этого государя памятно следующими великими делами: первое в русской истории венчание великого князя московского на царство, Стоглавый собор, Домострой, Макарьевские соборы 1547-1549 годов, во время которых к двадцати двум русским святым было добавлено тридцать девять, составление Степенной книги и Лицевого летописного свода, Великих Миней Четьих, кодификация церковных правовых норм в Сводной Кормчей, государственных норм - в Судебнике 1550 года, реформы Избранной рады: упорядочение местничества, создание единой приказной системы, начало земских соборов, судебная, финансовая, таможенная и военная реформы, - все это темы, о которых можно и нужно говорить отдельно.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

     12 лет назад, 31 декабря 2004 г., согласно поручения В.В. Путина весь комплекс строений Свято-Троицкой Ипатьевской обители был передан Костромской епархии. Первое достоверное летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 г. в связи с враждой сыновей Всеволода Юрьевича Большое Гнездо – Константина и Юрия. Но основание города на Волге произошло значительно раньше и связывается с именем Юрия Долгорукого, который построил здесь в 1152 г. крепость как сторожевой пост на северо-восточных границах Галицко-Суздальского княжества. За свою многовековую историю город повидал всякое и пережил вместе со страной многие невзгоды, был свидетелем и участником событий общегосударственного масштаба. Именно в Костроме, в Ипатьевском монастыре, вскоре после Смуты, в марте 1613 г., состоялось избрание на царство Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. С тех пор Ипатьевский монастырь стал называться «колыбелью дома Романовых». Точная дата основания Ипатьевского монастыря не установлена. Предположительно он возник в конце XIII в. во время правления князя Василия Ярославича, в период возвышения Костромы как центра удельного княжества. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в 1435 г. в связи с подписанием договора о мире между Василием Косым и Василием II Темным. Тогда закончилась многолетняя междоусобная борьба за великокняжеский стол. И последняя точка в ней была поставлена именно в Ипатьевском монастыре. Ипатьевский монастырь      История возникновения монастыря запечатлена в красивой легенде, суть которой такова. Выходец из Золотой Орды знатный татарский мурза по имени Чет решил добровольно перейти на службу к великому князю Московскому Ивану Даниловичу Калите. Было это в 1330 г. Когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и сделал остановку для отдыха и лечения в устье реки Костромы при впадении ее в Волгу. Во сне вельможе явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Богородица обещала мурзе Чету исцеление, если он примет христианство и построит обитель в честь святителя Ипатия.

http://pravoslavie.ru/99872.html

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Ипатьевский мужской монастырь основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий находился на попечении русских царей. При советской власти разграблен и закрыт. Возрожден в 1993 году. Находится в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской Православной Церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись. Содержание Расположение [ править править код ] Впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор; рядом стоит звонница. В послевоенное время к стенам монастыря со всей Костромской области были свезены памятники деревянного зодчества и создан музей под открытым небом. За ним раскинулась Ипатьевская слобода, в старину принадлежавшая монастырю; там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век). История [ править править код ] Основание монастыря [ править править код ] Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Ипать...

" Откуда есть пошла Земля Русская " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > " Откуда есть пошла Земля Русская " К 1150-летию Первого Крещения Руси Алексей Бахмутов   Новости Москвы   24.06.2009 1792 Время на чтение 22 минут Эта публикация - авторская редакция статьи " Мистика имен в Повести временных лет " , недавно опубликованной в интернетовском издании русской консервативной мысли " Золотой Лев " , 197-198 (15-05-2009) " Личность Аскольда, его появление в Киеве и дата этого события точно не установлены. Здесь несомненно в дальнейшем могут открыться совершенно неожиданные подробности и, возможно, всю картину истории Киева этой эпохи придется переделать. " Сергей Лесной, " Русь, откуда ты? " Традиционно историю русского народа излагают с момента прихода на княжение в Новгород варяга Рюрика с родом своим и с верною дружиною. Традиция эта восходит к версии создания русского государства, изложенной в " Повести временных лет " - наиболее раннего из дошедших до нас средневековых русских летописных сводов, который был создан в начале XII века в Киево-Печерском монастыре на основе устных преданий, легенд и, возможно, каких-то неизвестных нам письменных документов. Первоначальная редакция Повести временных лет (ПВЛ далее) утрачена, и до нашего времени дошли списки, вошедшие в переработанном виде в состав Лаврентьевской летописи 1377 года, Ипатьевской летописи XV века и Хлебниковской летописи XVI века. ПВЛ является уникальным источником информации о перво-устроителях Руси: Рюрике, Труворе, Синеусе, Аскольде, Дире, Вещем Олеге, имена которых, за исключением Рюрика и Олега, не встречаются в наиболее достоверных иностранных хрониках того времени. Не вызывает сомнения, что событием, сплавившим славянские и неславянские племена Восточной Европы в то, что мы теперь называем русским народом, стало принятие Русью Христианской веры: " из множества племён в Киевской купели родился один благочестивый и сильный христианский народ " - так сказал об этом светлой памяти Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на праздновании в прошлом году в Киеве, так называемого " 1020-летия Крещения Руси " , а на самом деле, 1020-летия крещения великого князя киевского Владимира Святославовича.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/24/...

Десятинная. Снова – декабрь… В старину на Руси считали, что если свыше было попущено сгореть храму, то нужно внимательно рассмотреть: в чем допустили неправду? 17 декабря, 2012 В старину на Руси считали, что если свыше было попущено сгореть храму, то нужно внимательно рассмотреть: в чем допустили неправду? …Тогда на дворе, вроде бы, тоже стоял декабрь. По крайней мере, так утверждает Лаврентьевская летопись: согласно ей, монголы взяли Киев в Николин день – 6 декабря (Юлианского календаря). А Ипатьевская доносит до нас знаменитый рассказ о трагичном финале обороны – разрушении Десятинного храма, воздвигнутого святым Владимиром при Крещении Руси. Псковская Третья летопись датирует взятие Киева 19 ноября. Тем не менее, в исторической памяти разрушение Десятинной церкви часто ассоциируется именно с днем свт. Николая Мирликийского: на руинах воздвигли малую церковь «Николы Десятинного». Из нее в 1500 г. в Минск перенесли почитаемую икону Пресвятой Богородицы… События 1240-го не были первой трагедией в истории Десятинного храма: в 1169 и 1203 гг. его грабили сами русичи, участвовавшие в княжеских междоусобицах (и не дрогнула рука…). Десятинный на руинах Десятинки. Законно или нет? В 2006-м вблизи древних фундаментов был установлен палаточный храм. Вокруг события разразилась полемика: законно или нет? А если поставить вопрос иначе: законно ли было гражданской власти в 1992-м провоцировать в Церкви раскол? Ведь установка храма-палатки явилась ответом на то, что многие храмы в древнейшей части Киева оказались вне канонического поля. Наивно было ожидать, что православные верующие позволят повторить историю восстановления Златоверхого монастыря, Пирогощи, храма Рождества Христова на Почтовой площади… В 2007-м палатку сменил деревянный храм, который затем расширили путем пристроек и оштукатурили. И – новая волна дискуссий: законно, или нет? Формально – проблемы с законом есть, но вот кто подал пример беззакония? Те, кто пытался «рулить» церковной жизнью извне, и те, кто, «преодолевая последствия тоталитарного прошлого» и объявляя Рождество и Пасху государственными праздниками, медленно и уверенно уничтожают священный облик Киева (имею в виду высотки вокруг Лавры – в частности, и капитализм, сметающий на своем пути все нормы закона об охране памятников – в целом).

http://pravmir.ru/desyatinnaya-snova-dek...

Летопись почитания святых Царственных Страстотерпцев на Урале: история и современность Источник: «Православная газета», Екатеринбург Мы не знаем, прощен ли нам грех цареубийства… В прошлых беседах с Алексеем Анатольевичем Кузьминым, составителем жизнеописания Святых Царственных Страстотерпцев, мы говорили, что многие простые люди на Урале почитали Царственных Мучеников с самых первых дней их кончины. Почитание Царской Семьи началось в Екатеринбурге еще тогда, когда не было храмов в их честь, когда они еще не были причислены к лику святых. Люди просто приходили к месту, где стоял Ипатьевский дом, убирали мусор на пустыре, который горожане приспособили для выгула собак. И все же особой датой в истории столицы Урала стал день 16 июля 1989 года. Вечером на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, стали собираться люди. Первый раз открыто прозвучали народные молитвы Царственным Мученикам. Власти города отреагировали на это событие как на опасный акт гражданского неповиновения. Были избиты и арестованы многие участники молебна. Но, несмотря на сопротивление властей, народное почитание Царской Семьи крепло. На следующий год в день памяти Мучеников собрались уже тысячи людей. Ночью два священника отслужили покаянное богослужение. 18 августа 1990 года на месте Ипатьевского дома был установлен первый деревянный крест, возле которого верующие люди и стали молиться один-два раза в неделю, читать акафисты. 25 августа у Царского креста Высокопреосвященнейший Владыка Мелхиседек впервые отслужил панихиду по Царской Семье. Крест простоял две недели, а затем был сломан неизвестными злоумышленниками; верующие люди снова восстановили его в первоначальном виде. – Я хорошо помню, – рассказывает Алексей Анатольевич, – как безбожники пытались осквернять этот крест, даже подкладывали под него бомбу. Но крест устоял, и многие годы он был единственным в городе видимым знаком почитания убиенных членов Царской Семьи. Мы знаем, что Поклонный крест является малой архитектурой, который можно назвать еще и мини-часовней.

http://pravoslavie.ru/36867.html

Межигорский Преображенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Межигорский Преображенский мужской монастырь - православный мужской монастырь Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Первоначально монастырь был мужским. Будучи важным монастырём Войска Запорожского, Межигорский монастырь оставил после себя Межигорскую летопись и большое культурное наследие. Упразднён в 1787 году, в 1894—1918 годах действовал как женская обитель, в 1935 году окончательно разрушен. 14 июня 2011 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение монастыря. Содержание История [ править править код ] Монастырь известен богатой историей, духовной опекой украинского казачества и живописным расположением в долине между приднепровскими холмами (отсюда – Межигорский) в 2 км к северу от Вышгорода. Сегодня древняя обитель возрождается на новом месте – у шоссе при северном выезде из города; на прежнем – в 1930-х гг. монастырские сооружения были уничтожены и вместо них выстроены правительственные дачи. Старейшим документальным свидетельством о монастыре является грамота Польского короля Сигизмунда I от 12 марта 1523 г.: «Бил нам челом игумен из Киева Михаил Щербина и просил нас, чтобы ему дали монастырь, прозываемый Межигорский, в честь Святого Спаса, и принадлежащие к нему приделы святого Николая и святых апостолов Петра и Павла, каковой монастырь недалеко от Киева, вверх по Днепру, в нынешнее время лежит пустым… И некоторые киевские бояре о том нам поведали и нас за него просили. И мы, по милости нашей, тот монастырь Межигорский, с землями и со всем, что тот монастырь издавна имеет, дали ему. А он должен там монастырь выстроить и общину в нем собрать, по их греческой вере… Мы сделали это потому, что та Божия церковь от разорения Киева опустела Историки упоминают также подаренное монастырю в 1546 г. Евангелие с записью об окончании в 1555 г. храмов Преображения, свв. апп. Петра и Павла, свт. Николая Мирликийского. Вид монастыря в 1934 году. Заведенный в 1625 г. монастырский синодик гласит, что в 1161 г. князь Андрей Боголюбский основал здесь храм Белого Спаса (под этой датой Ипатьевская летопись упоминает лишь о существовании «божницы» севернее Вышгорода). Историки XIX в. дополняли сообщение синодика новыми подробностями: митрополит Самуил (Миславский, «Краткое историческое описание Киево-Печерской Лавры», 1795) – князь заменил деревянный храм каменным; митрополит Евгений (Болховитинов, «Описание Киево-Печерской Лавры», 1831) – обитель основали в 988 г. греческие иноки; Николай Сементовский («Киев, его святыня, древности», 1864) – храм назван Белым из-за наличия побелки. Подвергнув эти дополнения критике, Николай Закревский отметил («Описание Киева», 1868): «Белый Спас» – это Преображение, ибо одежды Христа стали белыми как свет (Мф 17:2), блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).

http://azbyka.ru/palomnik/Межигорский_Пр...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010