Павел епископ Неокесарии, что на Евфрате, мученик во дни Лициния, не владевший руками, которые были уязвлены раскаленным железом гонителя, и Лонгин, преемник кафедры Григория чудотворца в другой Неокесарии; Мелетий Севастийский, Евпсихий Тианский, Амфин Киликийский, Ипатий Гангрский, убиенный впоследствии новатианами своей епархии, Македонии города Мопсуеста, и старец Маркелл Анкирский, оба еще православные, восседали около старейшего по своей митрополии Леонтия Кесарийского с епископами Смирны Евтихием, Марином Троады, Нунехием Фригийским и Феоною Кизическим. Митрополит Ираклии Фракийской, Федрий, муж Апостольский по свидетельству великого Афанасия, Александр Фессалоникийский и Лист Афинский, два епископа Мизии и Жакии, Пист и Протоген, и Феофил, пастырь отдаленных задунайских Готфов, были представителями Иллирии на соборе. Таковы были православные поборники догматов Кафолической Церкви. И со стороны Ария явились именитые епископы, большею частью оставившие однако же свое заблуждение, когда ересь, покровительствуемая ими, обличалась Св. Писанием. Евсевий, пронырливый епископ столичной Никомидии, занимал первое место и поддерживал дух прочих; другой Евсевий Кесарии Палестинской, летописец и вития, долго колебался, пока не склонился к истине; Феодот епископ Лаодикии, Павлин Тирский, Григорий Веритский, Афанасий Аназарбский и Аэтий Лидский, почитались за верных сподвижников самим Арием, и к ним должно было причислить еще семь других: Феогниса, епископа самой Никеи, где соединился Собор, Марина Халкидонского, Менофана Ефесского, Наркисса Киликийского, Патрофила из Палестины и Секунда с Феоною из Ливии и Мармарики, которых уже низложил их архиепископ Александр на соборе Египетском. Число ариан было ничтожно рядом с православными, сошедшимися от краев вселенной, что ясно доказывало, как ново и неосновательно было лжеучение, известное только в тех пределах, где недавно возникло. Много пресвитеров, клириков и даже мирян присутствовало на торжественных собраниях, внимая речам святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Разные регионы империи были представлены на соборе неравномерно. Ввиду удаленности Запада от Никеи – путь в этот город из Галлии должен был занять не менее полутора месяцев – в соборе участвовало непропорционально мало епископов из латиноязычной части империи. Некоторые историки объясняли это обстоятельство менее убедительной причиной – нераспространением арианской ереси, ставшей главным поводом к созыву собора, на Западе. Среди отцов собора известны имена семи западных епископов, и среди них Осия Кордубского и Цецилиана Карфагенского. Престарелый епископ Римский Сильвестр направил в Никею двух своих легатов в пресвитерском сане: Викентия и Витона. Восточную половину империи на соборе представляли, в частности, такие святители, как Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Константинопольский, Леонтий Кесарии Каппадокийской, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Александр Фессалоникийский, Ипатий Гангрский. Некоторые историки ставят под вопрос участие в соборных деяниях святителей Николая Мирликийского и Спиридона Тримифунтского, о чем известно из их житий, на том основании, что их имен нет в сочинениях современников собора и хронологически ближайших к нему авторов позднейшей эпохи. Так, В.В. Болотов заметил, что «ни один из историков, ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя с слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мир Ликийских» , но поскольку в таких признаваемых наиболее достоверными документах упоминаются имена лишь нескольких соборных отцов, едва ли стоит всерьез принимать подобный аргумент и не доверять церковному Преданию. Среди участников собора были и такие епископы, которые возглавляли христианские общины, находившиеся за пределами империи: «Один перс – Иоанн и один епископ Готский – Феофил; Симеон, епископ Селевкии-Ктесифона, отправил на собор нескольких пресвитеров (в их числе Шах-Дуста (Садофа), впоследствии мученика)» . На собор съехались исповедники, пострадавшие в предшествующие гонения Диоклетиана, Галерия и Лициния, многие со следами ран и увечий, нанесенных пытками. По словам блаженного Феодорита Кирского, «Павел, епископ Неокесарии – крепости, лежащей на берегах Евфрата, испытал на себе жестокость Ликиния: у него обе руки находились в расслаблении от того, что их обжигали раскаленным железом, которое стянуло и лишило жизни нервы, дающие членам движение. У иных был выколот правый глаз, у других подсечено правое колено. В числе последних находился Пафнутий Египетский» .

http://pravoslavie.ru/44877.html

СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). С. 260-273; Kessler H. L. Old St. Peter " s and Church Decoration in Medieval Italy. Spoleto, 2002; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрац. работ ВХНРЦ: Кат.-альб./Сост.: М. С. Трубачева, А. П. Бурмакин. М., 2003; Сарабьянов В. Д. Георгиевская ц. в Старой Ладоге. М., 2003; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, Петербург). М., 2004; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1; Иконы Вел. Новгорода: XI - нач. XVI в. М., 2008; Турилов А. А. К истолкованию надписи на краснофонной иконе св. Климента из зарубеж. частного собрания: «великий епископ» или «епископ Великий»?//ДРИ. М., 2009. Т. 29: Идея и образ: Опыты изучения визант. и древнерус. искусства: Мат-лы Междунар. науч. конф. 1-2 нояб. 2005 г. С. 415-420; Deliyannis D. M. Ravenna in Late Antiquity. Camb., 2010. С. П. Заиграйкина Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре фэнтези и альтернативной истории. Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы: • имени Евпатий нет в христианских святцах; • «коловрат» – это разновидность языческой свастики; • отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны исключительно для язычников. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианскоеотчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”». Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Используемая ныне язычниками восьмилучевая свастика, именуемая «коловратом», на самом деле является авторским рисунком польского художника Станислава Якубовского, который опубликовал его в 1923-м году. (В 90-е годы XX века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

В синодальной московской библиотеке есть 7 экземпляров греческих миней 229 , относимых по письму к ХИГ в. и расположенных по иерусалимскому уставу, в XII веке соединенному со студийским или вообще цареградским. Из содержания октябрьской минеи видно, что сия редакция устава в XII в. была принята, на Афоне; ибо в минее 446 15 окт. есть уже пр. Евфимий афонский. Судя по надписям и все прочие минеи перешли в Россию из афонских монастырей. В славянских землях иерусалимский устав и минеи, по нему расположенные, введены в XIV в. и притом ранее в южнославянских землях, чем в России; от того из XIV в. дошло более миней южно-славянских по уставу иерусалимскому, чем славянорусских. Так в библиотеке А. И. Хлудова находится 8 экземпляров миней XIV в. по иерусалимскому уставу 143, 146, 149, 150, 151, 155, 158, 159) и из них октябрьская с годом 1388 146), тогда как в России, в типографской синодальной библиотеке на 15 номеров миней XIV в. только один 1258 май) иерусалимской редакции, прочие все студийской; из пяти номеров миней XIV в. в софийской библиотеке два 200 апрель и 187 сентябрь) относятся к иерусалимской редакции. Мы уже говорили, что введение иерусалимского устава и следовательно и миней, по нему расположенных, вернее полагать в России в конце XIV в. Рукописные минеи иерусалимского устава XV, XVI и начала XVII веков в России отличаются удивительным однообразием сравнительно с разнообразием редакций студийских миней. Минеи иерусалимского устава имеют собственно говоря одну редакцию или, точнее, один состав служб от самого введения их в XIV в. до самого напечатания их в начале XVII в. После введения миней по иерусалимскому уставу у нас впоследствии прибавлены весьма немногие службы и не сделано почти никаких изменений в днях празднования святым; нами замечено только два случая перенесения служб святых в марте: во всех виденных нами мартовских рукописных минеях 4 марта служба муч. Конону, а 5 пр. Герасиму, в одной рукописной минее публичной импер. библиотеки 151) 4 марта пр. Герасиму, а 5 муч. Конону; так они поставлены и в печатной славянской минее вопреки большинству рукописных; в соф. минее 397 Ипатий гангрский 16 ноября вместо 31 марта. Прибавлены новые службы: 15 дек. св. Стефану сурожскому 230 в минеях начала XVI века, 14 окт. преп. Параскеве в минеях XVI в., взята из южно-славянских миней, в коих она находится с XIV века (хлуд. 144), 28 окт. св. великомуч. Параскеве 231 в минеях XVI в., хотя она находится в праздничной минее публ. импер. библиотеки XI-XII в., но в хинеях иерусалимского устава в XV в. ее нет; 2 окт. св. Андрею, Христа ради юродивому, в соф. минее XVI в. 259); служба ему, без сомнения, составлена в России, по отношению его к празднику Покрова Пресв. Богородицы, также в России в XII в. установленному. (См. Странник 1898 год о Покрове).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Глас 2: Божественней любви всем сердцем и душею соединился еси,/иерарше Ипатие,/временная бо вся презрев,/злочестие же идольское и еретическое суетнословие искореневая,/утверждал еси народы/во истинном пребывати благочестии,/да в здешнем житии евангельскою правдою поживем/и отечество Горнее наследствуим,/сего ради, яко Богоугодник чудесоточный/и истиннаго Слова Божия Богопроповедник,/молися за ны,/да в человеколюбии Христа Господа/и в предстательстве Приснодевы Богородицы Марии/даст нам в скорбех утешение, и исправление жизни,/и всерадостнаго века наследие. Слава, глас 6: Яко на небесней тверди/светило великое сияет,/тако в тверди Церковней непрестанно светится/мысленное солнце – священный отец наш Ипатий,/иерарх преславный и Богоугодный/пастырь Христовы Церкве,/Богомудрыми бо ученьми своими/многия люди просветив в разум истинный,/в благоверие к Богу живу и истинну тыя приведе,/воплотившагося Сына Божия,/Единосущна Богу Отцу/ив Триех Ипостасех Бога Едина,/Творца и Правителя всея твари,/громогласно исповеда пред цари и князи идолочтивыми,/Богопроповедник истинен бысть,/демонския полки от человек прогна,/сконча жизнь от злодейственных убийц,/пострадав за Христа,/пришел есть в вечныя обители./В егоже светлей памяти днесь, вернии,/славим Всетворца нашего Бога,/да предстательством его спасет души наша. И ныне, Богородичен: Творец и Избавитель: На стиховне стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: В подвизе мнозе быв,/преподобне отче Ипатие,/егда мучители злобожники на тя вооружишася/и предаша тя горьким мукам,/ты же, разжегся любовию Христовою,/терпеливно вражия козни победил еси/и венцем страдания увязался еси,/вечно со Христом царствуеши. Стих: Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются. Богомудрым смыслом/евангельскаго проповедания сеяв словеса,/Ипатие блаженне,/возрастил еси плоды, верныя христианы,/пребывати в доброплодоношении добродетелей/и содержати крепко/отеческую Богопреданную веру,/юже соборне утвердишася,/возрасти и в нас плоды в любовь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О святой Пётр, великий апостол, очевидец и хранитель тайны Божией, самой сильной десницей Учителя твоего поднятый из волнующейся воды и спасённый от утопления! Не забудь и нас убогих, погрязших в тине греха и охваченных волнами житейского моря: подай нам твою сильную руку, помоги нам и удержи нас от потопления в страстях, похотях, во лжи и клевете. Сделай и ты с нами милость, явленную тебе от Господа, да не в сомнении и маловерии погибнем. Научи нас, наш учитель, проливать слёзы покаяния, да восплачем горько о наших деяниях в этой жизни. И если твои слёзы, пролитые в покаянии, милостью Своею покрыл Господь и твой Учитель, испроси и нам, с дерзновением апостольским, прощения грехов, которые совершаем ежечасно. Этот город, припавший к твоим святым стопам, сохрани и огради от приключающихся лукавых козней врага нашего спасения; подними твои преподобные руки ко Господу за народ наш, да спокойную и безмятежную жизнь поживём в этом веке до часа, в который нас призовёт Владыка Господь, наш нелицеприятный Судья. Ты же, о всеми хвалимый апостол, не отвергнись нашего вопля и стенания к тебе, но заступись за нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Женские немощи Священномученику Ипатию, епископу Гангрскому Тропарь, глас 4й: 36 Аудио: Изволением Божественнаго разума/вперив ум свой в Небесныя обители/и равно Ангелом житие пожив на земли,/сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив,/священномучениче Ипатие ,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. По воле Божественного разума устремив свой ум в Небесные обители и прожив земную жизнь, подобную Ангельской, потому и венец сладости мученичества на главу свою получив, священномученик Ипатий, моли Христа Бога о спасении душ наших. Другой тропарь, глас 3й: 36 Аудио: В прекрасном Церкве апостольския вертограде/из юна возраста всесильною десницею Божиею насадился еси,/Богоблаженне отче Ипатие,/и в ней, яко верен первосвященник,/верно Богоначальное и Всетворящее Троическое Единство/проповедал еси во Вселенском Собрании,/Духа же Святаго в добродетелех исполнен быв,/велия чудеса сотворив,/мучением за веру Христову скончався,/пришел еси в Небесный град,/идеже Триипостасного Бога зря,/моли о чествующих тя,//да в Горнем Иерусалиме со святыми жити сподобимся.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

Из ризницы монастыря также происходят 2 предмета лицевого шитья с образом И. На подвесной пелене кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) И., как и в среднике его житийной иконы из ГТГ, изображен прямолично в рост, правой рукой благословляет, на отведенной в сторону левой держит Евангелие. Особенности иконографии др. пелены, «Св. Троица, с припадающими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием» (нач. XVII в., КГОИАХМЗ) связаны с посвящением главных престолов обители; коленопреклоненные фигуры святых показаны в центре под изображением Св. Троицы (т. н. новозаветной). Царь Константин воздает почести сщмч. Ипатию Гангрскому. Сцена из житийного цикла сщмч. Ипатия Гангрского в росписи диаконника Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Царь Константин воздает почести сщмч. Ипатию Гангрскому. Сцена из житийного цикла сщмч. Ипатия Гангрского в росписи диаконника Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Сщмч. Ипатий Гангрский и свт. Иона, митр. Московский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Ипатий Гангрский и свт. Иона, митр. Московский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Несмотря на более выраженное почитание святого 31 марта, а не 16 нояб., где предпочтительным является изображение ап. Матфея, в рус. иконописи встречается образ И. в ноябрьской минее (икона на нояб., нач. XVII в. (?), ЦАК МДА). Перечень памятников с образом И., представленных в минеях на март, несравнимо шире. Одной из ранних икон в таком ряду является годовая минея из Музея икон в Рекклингхаузене, датированная 1-й пол. XVI в.,- И. показан вместе со свт. Ионой Московским, чья память приходится на тот же день, он в крещатой фелони, Евангелие держит на омофоре в покровенной фелонью левой руке. Его изображение традиц. иконографии есть: на обороте 2-сторонней иконы-таблетки на март (нач. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); на 2-сторонней иконе-таблетке на март-апр. (2-я пол. XVI в., собрание М. Б. Миндлина); на годовой минее нач. XIX в. (УКМ); на среднике иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко) и проч. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на март И. изображен в фелони, с митрой на голове, обеими руками перед грудью держащим икону Божией Матери с Младенцем Христом. На гравированном листе святцев на март работы И. К. Любецкого (1730) И. показан в более традиц. иконографии - в фелони, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. На миниатюре Молитвослова кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. 812, 50-е гг. XIX в.), образ И., благословляющего обеими, разведенными в стороны руками, помещен в части месяцеслова на март.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Ч. 2. С. 440). Оклад был возвращен в монастырь, а икона оставлена в Синоде. В 1855 г. наместник И. м. игум. Митрофан, прот. В. Малиновский, священники А. Потапов и А. Сперанский, ризничий иером. Филарет составили «Опись древностей костромского Ипатьевского мон-ря, не относящихся к богослужению, но имеющих особенную важность в отношениях историческом и археологическом». В описи упоминались: Феодоровская икона Божией Матери греч. письма, 13 портретов в золоченых рамах, 3 картины, 24 портрета царствующей фамилии, написанные живописцем Ж. А. Беннером, гравированные и отпечатанные в Париже, грамоты за подписями наследника Александра Николаевича, Альберта, принца Прусского, вел. князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича, 30 серебряных монет времен царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, 7 чугунных боевых пушек и 5 пищалей. С 1863 г. в палатах открылся музей Дома Романовых, к-рый финансировался из гос. средств. В экспозиции музея были представлены реликвии основателя царской династии, присланные на хранение в обитель имп. Николаем I в дек. 1834 г.: деревянный посох, серебряный позолоченный ковш с резным изображением двуглавого орла, с резной в клеймах на полях надписью: «Божиею милостию государь царь и великий князь Михаил Феодорович и всея Руси самодержец», ковш с изображением двуглавого орла, с надписью о пожаловании имп. Екатериной II яицкого есаула М. Бородина 9 февр. 1765 г. за верную службу. Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский, с житием. Икона из Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1670 г. (ГТГ) Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский, с житием. Икона из Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1670 г. (ГТГ) В 1912 г. здание палат бояр Романовых было передано в ведение монастыря. 7 мая 1913 г. по благословению архиеп. Костромского Тихона (Василевского) в Романовских палатах И. м. было открыто церковное древнехранилище действовавшего при Костромской епархии церковно-исторического об-ва. 11 дек. 1913 г. архиеп. Тихон утвердил Положение о древнехранилище, подготовленное по решению Костромского церковно-исторического об-ва от 27 мая 1913 г. комиссией в составе магистра богословия И. В. Баженова, директора народных уч-щ И. П. Виноградова и преподавателя семинарии А. И. Черницына. Первыми посетителями древнехранилища стали имп. Николай II с семейством, 19 мая прибывшие в Кострому в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых и после литургии в Троицком соборе И. м. побывавшие в музее.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Чудо св. Георгия о змие. Икона. Посл. треть XV в. (Иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного) Чудо св. Георгия о змие. Икона. Посл. треть XV в. (Иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного) Работы костромских мастеров 2-й пол. XVI в. на фоне московских икон отличает упрощенность художественных приемов. Часть из них воспроизводит столичные образцы («Богоматерь Одигитрия» из с. Шунга Костромского у., ЦИАМ; «Богоматерь Одигитрия» и «Прп. Сергий Радонежский» из с. Сидоровского Нерехтского у., ЦИАМ). В других архаичность приемов сочетается с общей экспрессией образа («Сошествие во ад, с праздниками» из пос. Красное-на-Волге, КГОИАХМЗ; «Жены-мироносицы у гроба Господня» из с. Спас-Вёжи Костромского у., КГОИАХМЗ; «Богоматерь Одигитрия» из с. Павловского Буйского у., ЦИАМ). В большинстве произведений прослеживается стилевая общность, означающая сложение местной традиции иконописания («Спас Нерукотворный», ц. Спаса на Запрудне; «Свт. Николай Чудотворец, с житием», ГТГ, собрание П. Д. Корина; «Чудо св. Георгия о змие, с житием» из ц. вмч. Георгия на Площадке в Костроме, ГТГ, «Введение во храм» из с. Костенева, частное собрание). В 1600 г. впервые в источниках упоминается имя одного из костромских иконописцев - Григория, писавшего иконы для церкви монастырского с. Прискокова. В годы Смуты мн. храмы костромских земель были разорены или уничтожены, художественная жизнь почти прекратилась. С избранием на царство Михаила Феодоровича Романова Кострома быстро оправилась от последствий польской интервенции благодаря вниманию к городу со стороны царской семьи. Уже к 1628 г. убранство местных храмов отличалось богатством и многообразием. Ап. Филипп и сщмч. Ипатий, еп. Гангрский, с житием. Икона. 1670 г. (ГТГ) Ап. Филипп и сщмч. Ипатий, еп. Гангрский, с житием. Икона. 1670 г. (ГТГ) В царствование Михаила Феодоровича по инициативе патриарха Филарета состоялась канонизация костромских подвижников преподобных Макария Унженского и Иакова Железноборовского, давшая начало сложению и распространению их иконографии («Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский», 20-е гг. XVII в., из ц. Успения в Костроме, ЦИАМ). Общерус. прославление получила Феодоровская икона Божией Матери, важным следствием чего стала практика создания многочисленных точных списков с чудотворной святыни местными художниками в XVII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010