Извещение о сочинении службы сия Благоволением Всетворящия Вины, Бога Отца и Сына и Святаго Духа, во славу Его Божественную, в честь же Преблагословенныя Пречистыя Девы Богородицы Марии и в похвалу святаго отца нашего Ипатия чудотворца, епископа Гангрскаго, служба сия вся, какова зде обретается: стихиры и канон, кондаки и икосы, счинися и написася ново, всем Боголюбивым душам в пользу, иже хотят творити плод добродетелей и раждати дух спасения своего, спеющий в жизнь вечнаго и всерадостнаго блаженства, ибо чествующий сего отца Ипатия верою в прошениях своих не погрешат надежды своя. В царствующем граде Москве, во пречестней и великой обители Архангела Михаила и во святых отца нашего Алексия, Всероссийскаго митрополита и чудотворца, в монастыре Чудове. Мироздания 7215 лето, Рождества же во плоти Господа Иисуса Христа 1707, в месяце марте, трудодействова в сей святей обители, обитался хуждший иеромонах Карион Истомин, смотритель бывший царственныя типографии. Священномученик Ипатий, епископ Гангрский Священномученик Ипатий, епископ Гангрский был епископом города Гангры в Пафлагонии (область в Малой Азии). Принимал участие в I Вселенском Соборе, собранном в 325 году в городе Никее для обличения арианской ереси. Вместе с другими поборниками Православия святой Ипатий исповедал на Соборе Единосущие Сына Божия Богу Отцу, подписал принятые Собором семь членов Символа веры в той форме, которая сохраняется и доныне. Святой Ипатий получил от Господа великий дар чудотворения: он изгонял бесов и исцелял различные недуги, так, например, «жены кровоточивый и безчадныя не мало чадородны показа, и оны суха сосцы имущия, и безкормны, млеко точити сотвори». В одном селении он претворил источник горькой воды в пригодный для питья. По преданию, нашедшему отражение в церковной иконографии, он вывел страшного змея из сокровищницы императора Констанция (337–361), сына Константина Великого , употребив силу святительского жезла. В благодарность за это император приказал сделать на доске изображение лица священномученика Ипатия и поставил это изображение в своей сокровищнице на прогнание бесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В XIV в. изображения И. и соименного ему Ипатия Эфесского (?) (оба в 3-м ряду, погрудно, в медальонах; в обоих случаях надпись: «Eлnamui») украсили т. н. Васильевские врата , выполненные в технике золотой наводки для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. (ныне в юж. портале собора Успенского мон-ря в Александрове). Сщмч. Ипатий Гангрский и вмч. Никита. Оборотная сторона резной иконки «Св. Троица». XIII в. (ГРМ) Сщмч. Ипатий Гангрский и вмч. Никита. Оборотная сторона резной иконки «Св. Троица». XIII в. (ГРМ) В иконописи одно из ранних изображений И. сохранилось на иконе «Спас на престоле, с избранными святыми на полях», происходящей из пос. Крестцы Новгородской обл. (2-я пол. XIII - нач. XIV в., ГТГ),- в рост на правом поле, симметрично образу свт. Климента Александрийского (Анкирского (?)) на противоположном поле; правой рукой благословляет, в покровенной фелонью левой руке - Евангелие. С образом И. (судя по поновленной в 1556 надписи) связывают фигуру святителя на правом поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях», написанной Алексой Петровым для ц. свт. Николая Чудотворца Липенского новгородского мон-ря (1294, НГОМЗ). Святой изображен 2-м сверху, парный ему образ на левом поле - свт. Иоанн Златоуст. В пользу стилистической атрибуции святого как И. говорят святительские одежды, где фелонь в знак мученической кончины имеет красный цвет, однако в противоположность близким по времени памятникам (образам на иконе из ГТГ, на фреске ц. Спаса на Нередице) облик святого не соответствует устоявшейся традиции изображения И. седовласым старцем с длинной клиновидной бородой, здесь он показан темноволосым средовеком с округлой бородой. В сер. XIX в. в новгородской Климентиевской ц. находился храмовый образ И., происходящий из бывш. ц. сщмч. Ипатия на Рогатице; примечательно, что это был житийный образ «священномуч. Ипатия в чудесах» ( Макарий [Миролюбов], архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 112).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Самая ранняя дошедшая до нас житийная икона И. относится к 1-й пол. XV в. (кон. XV - 1-я пол. XVI в. (?), Тверь, ГТГ). Тип изображения в среднике восходит к т. н. Зарайскому образу свт. Николая Чудотворца: И. написан с поднятыми и разведенными в стороны руками, персты правой сложены в жесте благословения, в левой на убрусе держит Евангелие; у И. темные без проседи волосы и длинная клиновидной формы борода, на голове тонзура, причем в клеймах святой изображен седовласым. Сцены, размещенные на полях 16 клейм, восходят к апокрифу «Ипатиево мучение», к-рый повествует о «семи смертях» святого (см.: Тихонравов. 1863): 1. Проповедь И. священникам Гангры; 2. За И., молящимся в храме, пришли воины, чтобы взять его по приказу царя; 3. И. перед царем; 4. И. крестит народ («…крестися царь руками святого Ипатия… и все вельможи его и весь град крестисе»); 5. И. воскрешает жену игемона; 6. И. «испекают» на огне; 7. И. побивает змея; 8. Сожжение И. в медном воле; 9. Привязанный к коню И. разбивается о камни; 10. Явление И. в темнице беса в облике ангела; 11. И. кладут под «гнет» (камень) и вливают ему в горло раскаленное олово; 12. Явление И. в темнице Спасителя; 13. И. варят в котле; 14. И. отрубают руки и ноги; 15. Беседа И. с игемоном; 16. И. ввергают в яму и заваливают камнями. Житийные клейма И. представляют собой «самостоятельную разработку цикла на русской почве, притом относительно позднего времени… Этим возможно объяснить и неоднократные заимствования художника из более разработанного цикла - «георгиевского»» ( Попов, Рындина. 1979. С. 332-333). Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. Икона. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. Икона. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Ипатий Гангрский. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Ипатий Гангрский. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/673743.html

А римский сотник Лонгин – таким было его имя – без предубеждений взглянул на всё свершившееся и исповедал под Крестом свою веру в Сына Божия. Его восклицание не самопроизвольно вырвалось из его устрашенного сердца, а явилось его вероисповеданием, за кое впоследствии он и жизнь свою положил, чтобы принять лучшую [долю] в Царстве Христовом. О братья, как велик сей римский сотник, который, узрев посреди разбойников мертвого Господа, распятого на свалке на Голгофе, познал Его как Бога и исповедал Его Богом. Но сколь мелки и ничтожны, о братья, все те [люди] из [числа] христиан, которые познали Господа воскресшим, прославленным, Победителем и Победоносцем в тысячах Его святых – и, однако же, питают сомнение в сердце своем, как ядовитую змею, отравляющую им все дни и погребающую их жизнь в вечном мраке. Господи распятый и воскресший, помилуй нас и спаси. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 31 марта 1. Священномученик Ипатий, епископ Гангрский . Родился в Киликии, был епископом в городе Гангра. Был на Первом Вселенском Соборе. Всюду прославился своей благочестивой жизнью и чудотворениями. [Будущий] император Констанций повелел соорудить лик Ипатия еще когда сей святой был жив, и держал его в своем дворце как оружие против всякой сопротивной силы. Однажды, когда Ипатий возвращался из Царьграда, на него в одной теснине напали еретики-новатиане. Они столкнули его с дороги в болото. При этом одна женщина из этой банды ударила его камнем в голову. Так сей святитель скончал свою жизнь. Но и та женщина внезапно сошла с ума, так что взяла тот самый камень и стала бить им саму о себя. Когда привели ее на могилу святого Ипатия и помолились о ней Богу, она – по великому милосердию духа Ипатиева – исцелилась и прожила остаток своих дней в покаянии и молитве. Святой Ипатий пострадал и переселился в вечное Царство Христа Бога в 326 году. 2. Св. Иона, митрополит Московский . Родом из Костромской губернии. На 12-м году жизни стал иноком и в этом свойстве долго прожил в Симоновом монастыре в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иосиф Праведный , Обручник Пресвятой Богородицы (в Неделю по Р. X.) Ипатий Византийский , мч. (3/16 июня) Ипатий Гангрский , еп. (16/29 ноября; 30 марта/12 апреля) Ипатий Печерский , целебник, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (31 марта/13 апреля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ирина Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Ирина Македонская , мц. (5/18 мая) Иринарх Ростовский , прп., затворник (13/26 января; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Иринарх Соловецкий , прп., игумен (17/30 июля) Ириней Сремский , Сербский, сщмч. (27 марта/9 апреля) Иродион Илоезерский , схимонах, (28 сентября/11 октября) Иродион , апостол – см. Родион Исаакий Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая; 17/30 июня) Исаакий Далматский , игумен, исповедник (22 марта/4 апреля; 30 мая/12 июня; 3/16 августа) Исаакий Печерский , затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах, прп. (14/27 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Исаия Ростовский , еп., чудотворец (15/28 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Исаия , пророк (9/22 мая) Исидор Пелусиот, прп. (4/17 февраля) Исидор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец (14/27 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Исидор Хиосский , мч. (14/27 мая) Исидор Юрьевский (Дерптский), пресвитер, сщмч. (8/21 января) Исмаил Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Иувеналий Иерусалимский , патр. (2/15 июля) Иувеналий Рязанский и Шатский , архиеп. (12/25 октября) Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей), ап. из 12-ти, брат Господень (19 июня/2 июля; 30 июня/13 июля ап.]) Иулиан Египетский , мч. (21 июня/4 июля) Иулиан Тарсийский , мч. (21 июня/4 июля) Иулиания Вяземская , Новоторжская, княгиня, мц. (2/15 июня; 21 декабря/3 января). Иулиания Лазаревская , Муромская, прав. (2/15 января) Иулиания Никомидийская , дева, мц. (21 декабря/3 января) Иулиания Ольшанская , Печерская, прав., княжна, дева, в Ближних (Антониевых) пещерах (6/19 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Иулитта Тарсийская , мц. (15/28 июля) Иуния (Юния), св., супруга и помощница ап. Андроника (17/30 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда в 326 году святой Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, на него напали недоброжелатели и враги, последователи раскольников Новата и Фелициссима. Сильно израненный мечами и кольями святой Ипатий молился за насильников: «Господи, не постави им греха сего». Он скончался от удара камнем по голове. Убийцы спрятали тело священномученика в пещере и поспешили уйти, но не смогли скрыться от Божьего наказания, и у них помутился разум. Женщина-арианка, нанесшая святому последний удар, непрестанно била себя в грудь тем самым камнем... Между тем, некий крестьянин, хранивший в пещере солому, придя за ней, услышал в пещере голоса поющих ангелов и несказанно удивился. Обнаружив израненное тело убиенного святого, он побежал к своим односельчанам, а те рассказали об этом в городе. С великим плачем пришли жители города Гангры за останками святого отца и любимого пастыря своего и, взяв честное тело святого Ипатия, погребли его с великой честью. Когда тело святого было погребено, женщина, бившая себя камнем в грудь, исцелилась от беснования. Другие убийцы, принеся покаяние, также исцелились при гробе святого, который по незлобию своему и по смерти благодетельствовал своим врагам. Священномученик Ипатий с древних пор особо чтится в Русской земле. В 1330 году в Костроме был воздвигнут Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем Иисусом и предстоящими святыми – апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Древние списки Жития святого Ипатия были широко распространены на Руси, один из них вошел в состав Великих Четьих Миней Митрополита Всероссийского Макария (1542–1564). В этом Житии повествуется о явлении Христа Спасителя святому Ипатию накануне его мученической кончины. Помимо службы святому, написанной в древности преподобным Иосифом Студитом, в России в XVII веке служилась особая полиелейная служба на вторую память святого, 16 ноября. На память преставления, 31 марта, иеромонах Карион Истомин в 1707 году составил новую бденную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XVII в. Многочисленные композиции в росписи галерей на этом этапе можно разделить на неск. циклов. Самый большой - ветхозаветный - начинается со сцен сотворения мира и человека и завершается сценами видения прор. Ездры о конце света и Страшном Суде. Иконографическими образцами для большинства композиций ветхозаветного цикла послужили росписи галерей ц. прор. Илии в Ярославле, созданные в свою очередь на основе гравюр Библии Пискатора. Особый цикл посвящен теме прославления Богоматери. Он включает не только сложные символические и гимнографические композиции, но и изображения связанных с И. м. чудотворных икон - Феодоровской, Петровской, Корсунской, которые должны подчеркнуть значение обители как «колыбели» Дома Романовых (образцами послужили наиболее известные списки чудотворных икон Божией Матери, хранившиеся в И. м.). Тема заступничества за род человеческий через иконы Божией Матери была продолжена в цикле «Святые угодники православной церкви» при сев. и зап. порталах. Ангел Хранитель, сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись сев. галереи Троицкого собора. Артель М. Н. Сафонова. 1913 г. Закладная плита (1586) из святых ворот Ипатиевского мон-ря Ангел Хранитель, сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись сев. галереи Троицкого собора. Артель М. Н. Сафонова. 1913 г. Закладная плита (1586) из святых ворот Ипатиевского мон-ря Московские мастерские М. И. Дикарёва и О. С. Чирикова взяли подряд на реставрацию иконостасной рамы и всех икон собора. Реставрационными работами 1911-1912 гг. руководили Покрышкин и Милеев. Впервые архитектура и стенопись Троицкого собора подверглись не фрагментарному поновлению, а последовательной, многоэтапной реставрации, не исключавшей, правда, полной реконструкции утраченных фрагментов. В 1911-1912 гг. купола Троицкого собора впервые были покрыты сусальным золотом. Чугунные плиты полов заменены керамической плиткой, выполненной в Италии по древним образцам, обнаруженным в соборе. Укрепили фундаменты и отдельные участки стен с глубокими трещинами, заменили стропильную часть кровли, перекрыв ее «белым немецким железом».

http://pravenc.ru/text/673737.html

Михаила Малеина. Это небольшой одноглавый храм, перекрытый сомкнутым сводом с 8-скатной кровлей. Юж. галереи и придел не имели настенной росписи; стены и своды придела и вост. помещения юж. галереи впервые расписаны в 2010 г. иконописцами из Палеха. Наружный архитектурный декор галерей состоит из украшенных ширинками межоконных лопаток и пояса ширинок под окнами. Несмотря на то, что за образец Троицкого собора был взят собор в Ярославле, он не соответствует ему по типологии. Собор И. м. имеет 4 столба вместо 6 и 3 апсиды вместо 4, есть подклет, обходные галереи и объем придела, к-рых в Ярославле не было. Сходство только в использовании аркатурно-колончатого пояса на четверике, причем в Костроме он присутствует на одном (сев.) фасаде, что необычно. В целом собор И. м., по мнению М. В. Вдовиченко, примыкает к группе соборных построек начала царствования Алексея Михайловича ( Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 89). Мн. черты И. м. имеют параллели в современной ему ярославской посадской архитектуре (Там же. С. 169-170). Иконостас Троицкого собора Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона местного ряда иконостаса Троицкого собора. 1757 г. Иконописец Василий Никитин Вощин Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона местного ряда иконостаса Троицкого собора. 1757 г. Иконописец Василий Никитин Вощин Работа над иконами для нового иконостаса могла начаться в 1650-1651 гг.; артель иконописцев возглавил Василий Ильин Запокровский ( Брюсова. Ипатьевский мон-рь. 1982. С. 55; Каткова С. С. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского мон-ря сер. XVII в.// Она же. Века и судьбы: Сб. ст. Кострома, 2001. С. 90). Иконостас был тябловым, 5-ярусным, местный ряд состоял из 14 икон в основном «годуновского данья» (т. е. из первого каменного собора), над ним располагался ряд из 38 пядничных икон, в деисусный ряд входило 19 икон, в праздничный, пророческий и праотеческий - по 21 (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 34). «Меж образов столпцы веревчатые и по столпцам репьи писаны сусальным золотом, а столпцы серебром.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Иосиф, архиеп. 189 Иосиф Болгаринович, еп. 144 Иосиф Волоцкий 67, 71, 74, 108, 109, 110, 111, 120, 121, 123, 158 Иосиф Волчанский, епископ 356 Иосиф Нелюбович-Тукальский, митроп. 256, 257 Иосиф Петровых , митроп. 431, 433, 434, 435, 438, 439, 440, 496, 497 Иосиф Руцкий 243 Иосиф Самабелли, архиеп. 373 Иосиф Семашко , архиеп. 360, 361 Иосиф Тризна, игумен 250 Иосиф Шумлянский, епископ 257, 258 Иосиф, архиеп. 428 Иосиф, архим. 205 Иосиф, протосингел 65 Иосиф, прот. 398 Иосиф 89 Ипатий Гангрский, епископ 41 Ипатий Поцей, епископ 239, 243 Ипполит Римский 115 Ираклий Лисовский, епископ 359 Ирвинг Э. 345 Ирина, муч. 92 Ирина, царица 84, 151, 157 Иринарх, епископ 362 Иринарх, преп. 175 Ириней Клементьевский , епископ 313 Ириней Фальковский, епископ 313, 314, 317 Исаак Комнин, император 44 Исаак Сирии 339 Исаакий, епископ 133 Исаакий, преп. 98 Исаакий Безмоленик 106 Исаакий Далматский, преп. 293 Исаакий-Затворник 100, 101 Исаакий Оптинский 336 Исайя, митроп. 263 Исайя, свят. 13,87, 119, 127 Исайя Копинский, митроп.246, 247, 248 Исайя Трофимович 249 Исайя, старец 330 Исидор, митроп. 58, 59, 60, 61, 62, 73, 170, 171, 175, 281 Исидор Никольский , митроп. 280, 281 Исидор Юрьевский, свящмуч. 292 Истомин Феодор, свящ. 371 Иулиания, княгиня 51, 136 Иулиания Лазаревская 221 Иулиания (М. Н. Соколова) 464 Казимир, князь 65, 138 Казимир, король 51, 62, 143, 144, 252 Казы-Гирей, хан 157 Калинин 415 Калиновский А., свящ. 414, 416, 419 Калита Иоанн, князь 49, 93, 149 Калишевский 299 Каллист III, папа 62, 63 Каллист, еп. 187, 188 Каллист, игумен 254 Калмыков Петр 344 Калмыкова Лукерья 344 Канут IV, датский король 134 Каптерев, проф. 182 Капустин Савелий 342, 343 Караевский А. 281 Карамзин 65, 66, 77, 121, 130, 150 Карл IX, король 166 Карпов Г. 443 Карпович Леонтий 246 Карташов А., проф. 5, 6, 67, 68, 84, 99, 101, 191, 215, 252, 271, 274, 337, 469 Кассиан, епископ 77 Кастальский А. 298 Касторский 299 Катырев-Ростовский И. М. 150 Каэтан Солтык, бискуп 357 Киприан, митроп. 31, 32, 42, 52, 53, 54, 55, 56, 90, 91, 108, 128

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с весельем, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему: — Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божиею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога. Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им: — Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот сейчас ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, ангелы спросили меня: «Знаешь ли ты это?» Я отвечал: «Да, знаю». Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, который сказал: «Не судите, да не судимы будете; если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный» (Мф.7:1; 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и весельем отхожу к Богу. Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу. Память 31 марта Память святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского Святой великий угодник Божий Ипатий, епископ города Гангры, в Пафлагонии [ 1 ], был один из триста восемнадцати святых отцов, участвовавших на I Вселенском Соборе, собранном в царствование Константина Великого [ 2 ] в городе Никее [ 3 ]. Здесь он с прочими святыми отцами, исполненный Святого Духа и одушевленный ревностью к православию, изобличил Ария в ереси и предал его анафеме. Святой Ипатий имел от Бога великий дар чудотворения; он исцелял различные недуги и изгонял бесов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010