Ист.: BHG, N 175; ActaSS. Oct. T. 4. Col. 41-47; ЖСв. Апр. С. 186. Лит.: Abicht R. , Reichelt C.//ASPh. 1898. Bd. 20. S. 185-197; Bardy G. Artémon (1)//DHGE. T. 4. Col. 799; " Αρτμων//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 266-269; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 59. В. А. Бугаевский, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 22. 24), сказано об А. (вероятно, ошибочно под 24 марта): «Старец с длинною бородою, был усечен мечом»; в иконописном подлиннике С. Т. Большакова , XVIII в., под 13 апр.: «Надсед, риза поповская празелень темная, брада Власиевы поуже, а не подвоилася» (С. 88). Святой изображен, напр., в росписи нартекса ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; на вологодской минейной иконе на апрель, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе «Спас Еммануил, с припадающими сщмч. Артемоном и прмц. Евдокией», 60-е гг. XVII в., мастера Оружейной палаты (ГМЗК); в росписи ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.; в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в. ( Маркелов. Т. 2. С. 291),- в фелони, с благословляющей десницей и Евангелием в левой покровенной руке; на эмалевой иконе «Минея на апрель», XIX в. (ГМЗРК). Лит.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 88; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 290-291. Ил. 9. Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/text/76390.html

За свою святую жизнь Ипатий имел от Бога дар творить чудеса: исцелял больных, изгонял бесов, мог обратить горькую воду в сладкую. В его житии описан полулегендарный сюжет победы над огромным змеем, захватившим казну римского императора Констанция. После кончины императора Константина Великого в Царьграде явился чудовищный змей, который вполз в царские покои, обвил своим телом сундуки с золотом и никого не подпускал к сокровищам. Император Констанций не мог согнать змея ни с помощью силы воинов, ни молитвой священнослужителей. Последнюю надежду он возложил на благочестивого гангрского епископа Ипатия. Святой угодник нашел решение: он велел развести посреди городского ипподрома огонь, а сам взял святительский жезл и стал бить им чудовище, захватившее царские богатства. Затем, помолившись Господу, святой вложил жезл в пасть змея и велел зверю идти за ним на ипподром. Чудовище повиновалось и послушно следовало за Ипатием, а затем, по приказанию угодника, само ринулось в разожженный слугами царя огонь. Обличитель ересей Ипатий вызывал ненависть у врагов православия – ариан. Возвращаясь в 326 году пустынной дорогой из Царьграда, угодник попал в засаду ожидавших его еретиков. Злодеи жестоко избили епископа, а одна женщина, бывшая в этой толпе, смертельно ранила святого камнем в голову. Умирая, Ипатий молился только о том, чтобы Господь простил своим мучителям их грех. За тяжкое преступление Бог наслал на еретиков мучительную болезнь, но, когда тело убиенного иерарха было положено в гроб в христианской церкви, все напавшие получили исцеление и пришли к раскаянию. Святой Ипатий «и после смерти явил незлобие свое и врагам своим благодетельствовал», – заключал свой рассказ жизнеописатель. Старинный деревянный храм святого Ипатия в селе Внуково разрушили в Смутное время, и только в 1632 году он был воссоздан. Эта церковь за почти столетие также обветшала, и в 1720-е годы во Внуково был возведен новый храм с тем же посвящением святому Ипатию. Но история прихода и села в дальнейшем сложилась по-иному: построенный в конце XIX века и сохранившийся по сей день каменный храм был освящен уже как Троицкий.

http://sobory.ru/article/?object=02801

На Вселенском I Соборе 325 г. присутствовали лишь 3 епископа из провинции П. (Помпейопольский, Ионопольский и Амастридский), а также епископ Прусиады, к-рая тогда входила в состав Вифинии. Возможно, среди отцов Собора был и сщмч. Ипатий , еп. Гангрский. В П. проживало значительное число сторонников Новациана . Сократ Схоластик сообщал о жестоких гонениях на новациан и православных, спровоцированных одним из руководителей антиникейской партии - Македонием I , архиеп. К-польским. В частности, по совету последнего имп. Констанций II (337-361) направил в Мантинею 4 отряда солдат, однако население города, поддерживавшее новациан, вступило в вооруженное противостояние с войском. В результате большинство воинов погибли, были убитые и среди жителей П. ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38). В сер. IV в. в Ганграх состоялся Собор, решения к-рого были направлены против радикальной аскезы Евстафия (впосл. епископ Севастийский; Ibid. 43; см. в ст. Гангрский Собор ). К-польский Собор 360 г., на к-ром важнейшую роль сыграл Акакий, еп. Кесарии Палестинской, близкий к партии омиев, принял решение низложить Софрония, еп. Помпейопольского ( Sozom. Hist. eccl. IV 22-24). Ок. 375/6 г. арианин Василид разрушал в Ганграх и окрестностях правосл. престолы ( Basil. Magn. Ep. 3, 25, 91). В 381 г. вместе с др. провинциями диоцеза Понт П. перешла под юрисдикцию архиепископа К-польского. В 451 г., по окончании Вселенского IV Собора , в Гангры был сослан Диоскор , бывш. архиеп. Александрийский, чуть позже здесь отбывал ссылку Тимофей II Элур . В 519 г. сюда сослали антихалкидонита Филоксена (Аксенайю), еп. Иерапольского (Маббугского), за ним присматривал церковный историк Феодор Чтец ; тогда же монофизит Павел Антиохийский занимался благотворительностью в Ираклии и Прусиаде. С нач. V в. на территории провинции П. существовали митрополии: Пафлагонская с центром в Ганграх (по состоянию на 451 г. епископствами-суффраганами были Амастрида, Дадивра, Ионополь, Помпейополь и Соры) и Гонориадская с центром в Клавдиополе (возможно, первоначально в Ираклии; суффраганы в 451 г.- Адрианополь, Ираклия, Кратия, Прусиада и Тиос)). Создание в 535 г. единой провинции П. не затронуло ее церковное устройство (Novell. Just. 39. 1). Не позднее 553 г. Помпейополь стал автокефальной архиепископией, а с кон. Х в.- титулярной митрополией. Амастрида получила статус архиепископии еще в нач. IX в., стала титулярной митрополией в Х в. (TIB. 1996. Bd. 9. S. 107).

http://pravenc.ru/text/2579796.html

В 1973 г. при ремонтных работах на нижнем этаже Успенского собора было вскрыто захоронение И. До этого времени усыпальница собора не вскрывалась, все находки, в т. ч. облачения, относятся ко времени погребения митрополита в 1671 г. (отреставрированы в 70-х гг. XX в., в 1992 переданы Астраханской и Енотаевской епархии): палица с шитым изображением «Успение Богоматери» (47×49 см); поручи из коричневой парчи с красным узором (32×15 см); 2 полотна итал. камки коричневого цвета с цветочным узором; фрагмент персид. голубой ткани (37×31 см); 2-сторонняя печать из красного сургуча (4,5×4 см), на лицевой стороне рельефный образ Богоматери, на оборотной - благословляющая десница; стеклянная елейница. Напрестольный деревянный крест с вкладной надписью (нач. XVII в.) обложен серебряной басмой, верхняя пластина чеканная, с рельефными изображениями: в центре - Распятие, слева и справа - фигуры предстоящих (по 2 с каждой стороны), ниже - образ сотника св. Лонгина в воинских доспехах, в верхней части - 3 серафима, нижняя - орнаментирована. На обороте на верхней крестовине набита серебряная пластина с надписью: «Лето 1666 февраля в 24 день построил сей крест великий господин преосвященный Иосиф архиепископ Астраханский и Терский». Фрагменты посоха XVII в. находятся в Астраханском гос. объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике. Лит.: Марков А. С. Астрахань: Иконы, коллекции, открытия: Записки собирателя. Астрахань, 2004. С. 104-112. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/text/578416.html

Но мы возвратимся к прежней мысли. Кроме вышеуказанного св. Григория Нисского , поименуем еще несколько святителей грузинских, которые известны по греческим документам: 2) Фотий и 3) Милетий Трапезундские, святительствовавщие в царствовании Диоклетиана, 4) отец Маркиона еретика (IIb.), Колхидский епископ Пальм современник IV-ro Понтийского собора, на котором шло прение о дне празднования Пасхи; кроме того известны учителя понтийские; 5) Бакхилиди 6) Евпат; по их убеждениям Дионисий Церентский составил в Амастрисе послание понтийским церквам. Об этом упоминает Афанасий, Мелетий и Василий Вел. в речи против ариан. Афанасий говорит также о понтийском епископе 7) Квинтиане, который апологии своем о бегстве пишет, что он был в изгнании во время неистовой ярости ариан. Василий В. писал увещательное послание к грузинскому епископу 8) Епифанию (епист. 325) Бичвинские и Никопские епископы: 9)Ипатий, 10) Стратофил 11) Епациан и др. 795  Сказанные епископы имели в заведывание храмы и монастыри уцелевшие до наших дней, таковы: Бедийский, Илорский, Моквинский. Драндский, Севостополийский или Окваме, Гумийский, Никопских три, Соукский, Еллагский, Мычижский, Пицундский (Пицунда, Pimheos-nocлeдhый укрепленный город Колхиды), Гагрский и др. 12) Ромуль епископ колхидский присутствовавший на IV всел. соб. 796 , 13) Феодор епископ Фазийский, в стране Лазов присутствовал на VI всел. соб. 797 , 14) Иоан епископ города Петры, в стране лазов – на VI всел. соб. 798 , 15) Кир, епископ Фазский (в Мингрелии), перемещенный императором Ираклием на Александрийскую патриаршую кафедру в 630 году за его униональные воззрения 799 , 16) Иоанн, Католикос Мцхетский, рукоположивший в 758 году, избранного на вакантную Готфскую кафедру Иоанна во епископа 800 , 17) епископы Гангрские: Александр-на VII вс. соб., 18) Сергий VI, 19)и Константин IV, Драндские епископы: 20) Петр-на IV 21)Стратегий-на VII, 22) Иован, епискрп Имерийский(западная Грузия-имеретия), 23) Панфиль Иберийский – на; II), 24)Антиох Синопский-на IV, 25) Урани Иверский-на IV, епископы Севастопольские (Сухумские); 26) Фотий- на VI и 27) Константин на VII, 28) Христофор, епископе Фасидский-на VII, 29) Север, епископ Тавский (Цкарос-Тавский 801  и др. Следовательно и относительно IX п. проф. Болотов сделал спешное и не совсем извинительное заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посвящения храмов Е. немногочисленны и сконцентрированы в окрестностях Охрида ( Снегаров. 1924. С. 163-164; Mare š . 2000. S. 248). Таковы небольшие церкви в Размо и Губавице. Средневек. изображения Е. (преимущественно фресковые, в ряду др. архиереев) известны на территории Охридской архиепископии, напр. в стенописи храма ап. Иоанна Богослова в Канео (кон. XIII - нач. XIV в.) и на внешней зап. стене ц. св. Николы Больничного (1487) в Охриде ( Г. Охридска сликарска школа од XV в. Охрид, 1980. С. 112; Грозданов. 1983. С. 10, 24, 50, 138, 140), а также на Афоне (в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в Протате (1526) вместе с др. Охридскими архиереями - Николаем Кавасилой, свт. Климентом и архиеп. Феофилактом). Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 1995р. Т. 1. С. 163-165; Конески Б. Канонизация на словенските светци во охридската црква//Прилози МАНУ. 1976. Т. 1. 1/2. С. 63-72; Грозданов Цв. Портрети на светителите од Makeдohuja од IX-XVIII в. Ckonje, 1983; Taдuja, мон. Пролог. 1984. С. 417-418; Мареш Ф. В. Словенските светци во Асеманиевото евангелие//Лихнид. Охрид, 1988. 9. С. 3-10; то же на чеш. яз.: Mare š F. V. Cyrilometodjská tradice a slavistika. Praha, 2000. S. 247-255; Йовчева М. Гимнографическое наследие кирилло-мефодиевских учеников в древнерус. книжности//ДРВМ. 2002. 2(8). С. 100-112; Δεληκρη Α. Η πισκοπ Λυχνιδο (-ν) μχρι τν 10ο ανα//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 2003. Τ. 35. Ν 1/2. Σ. 74-78. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/190117.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 55, 92, 354, 355; Т. 3. С. 124; Halkin F. Des publications hagiographiques//AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 392-395; MartRom. Comment. P. 521-522; Sauget J.-M. Ipazio//BiblSS. Vol. 7. Col. 859-860; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 192; K[azhdan] A., Š [ev enko] N. P. Hypatios//ODB. T. 2. P. 962; Aubert R. Hypatios, évêque de Gangres//DHGE. T. 25. Col. 537-538; Laniado A. Note sur la datation conservée en Syriaque du concile de Gangres//OCP. 1995. T. 61. P. 195-199; idem. La vie d " Hypatius de Gangres (BHG, N 759a), Jean Malalas et l " impôt du xylélaion//AnBoll. 1997. Vol. 115. P. 133-146; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 455-456. А. Н. Крюкова Сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись келлии св. Стефана, Афон. XVII в. Память И. отмечается 14 нояб. в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 100-102); на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа Τς κκλησας θρμμα γγονας (Церкви чадо явился…). В студийских Типиконах И. не упоминается, однако в Минеях студийской традиции (напр.: ГИМ. Син. греч. 295, XII в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 406) под 31 марта может помещаться служба И. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 209) - И. упоминается 31 марта; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 31 марта появляется указание на отпустительный тропарь И. Καννα πστεως (    ). В рукописной слав. Псалтири XIV в. (ГИМ. Син. 325; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 556-557) под 16 нояб. сохранилась служба И., состоящая из канона и цикла стихир. В рукописных слав. Минеях нач. XVI-XVII в. под 15 или под 16 нояб. может помещаться славословная или даже полиелейная служба И. (напр.: РГБ. Троиц. 496, 497, 503). Под 31 марта в слав. Минеях XV-XVII вв. (напр.: РГБ. Троиц. 533, 534, 536, 543, 544) содержится последование И., состоящее из канона, цикла стихир, седальна; в нек-рых рукописях может также выписываться отпустительный тропарь И. В рукописных слав. Типиконах XV-XVI вв. (напр.: РГБ. Троиц. 239-242, 244) И. упоминается только под 31 марта без богослужебного последования. Согласно московскому первопечатному Типикону 1610 г., память И. отмечается 14 нояб. и 31 марта; 14 нояб. служба И. поется на повечерии, состав последования не указан; 31 марта последование И. включает канон, цикл стихир-подобнов, седален. В московском Типиконе 1633 г. И. упоминается только под 31 марта; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия». Указания под 31 марта в Типиконе 1641 г. и последующих изданиях, в т. ч. современных, те же, что и в первопечатном.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Иларион Великий, преп. газский, 21 окт. Иларион новый, игумен пеликитский, 28 марта. Ииарион новый, преп. далматский исповедник, 6 июня. Иларион , еп. меглинский, 12 окт. Илария (веселая, греч.), мученица римская, 19 марта. Илиан и Илий (солнце, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Илирдор (солнца дар, греч.), муч. магидский, 19 ноября. Илиодор , муч. антиохийский, 28 сент. Илия (крепость Господня, или Бог мой Иегова, евр.), фесвитянин, пророк, 20 июля. Илия , из. 156 мучч., 17 сент. Илия , муч. палест., 16 февр. Илия , египтянин, муч. палестинский, 19 дек. Илия , муч. в Томах, 13 сент. Илия , муч. персидский, 28 марта. Илия , пустынник египетский, 8 янв. Илия преп., из чисда избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Иллирик (страна блих Эпира) преп., постившийся на горе мирсинонской, 3 апр. Индис (индиец?) евнух, муч. никомидийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент. Инна (сильная вода, см. Лексик. Папе), 20 янв. и 20 июля. Иннокентий (неповинный, лат.), муч. аполлониадский, 6 июля. Иннокентий , еписк. иркутский, 26 ноября. Ипатий (высокий, консул, греч.) трибун, муч. трипольский, 18 июня. Ипатий отрок, муч. византийский, 3 июня. Ипатий священномуч. еписк. гангрский, 31 марта. Ипатий еписк., муч. персидский, 20 ноября. Ипатий , руфианский игумен, 31 марта. Ипатий преп., из числа избиенных в Синае и Ранфи, 14 янв. Ипатий , еписк. ефесский, 21 сент. Иперехий (превосходящий, греч.), муч. египетский, 5 июня. Иперихий , муч. самосатский, 29 янв. Ипполит еписк., муч. римсий, 30 янв. Ираида или Ироида (от ρα по одним: госпожа, по другим: земля, по иным: благодать или воздух или небо, греч ), муч. египетская в Антиноподе 23 сент. и 5 марта. Она же Раиса. Иракиемон (Геркулесов, греч.), пустынник из Оксиринха, 2 дек. и 12 июня. Ираклий (Геркулес, греч. герой), из 40. мучч. севастийских, 9 марта. Ираклий воин, муч. с Александром еписк. и др., 22 окт. Ираклий , муч. афинский, 18 мая. Ирина (мир греч.), до обращения Пенелопия , великомуч., сконч. в Ефеске, 5 мая. Ирина , мученица коринфская, 16 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В совр. церковном искусстве иконография святого сохраняет традиц. черты. К среднику житийной иконы ап. Филиппа и И. восходит написанная на доске кон. XIX в. и стилизованная под живопись кон. XIX - нач. XX в. икона «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Божией Матери на престоле, на фоне Старого города Ипатиевского монастыря» (2007-2008, частная коллекция, Кострома). В 2008-2009 гг. ряд икон вышел из мастерских художественно-производственного предприятия «Софрино»: «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Св. Троице, на фоне Ипатиевского монастыря» - мон-рь изображен с вост. стороны, а святые стоят на противоположном берегу р. Костромы; «Сщмч. Ипатий Гангрский» - И. представлен прямолично по пояс, с Евангелием в левой руке; «Божия Матерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским». В 2010 г. палехскими иконописцами (руководитель артели - О. Р. Шуркус) в технике клеевой росписи была выполнена композиция на юж. стороне навершия сев. (Екатерининских) ворот Ипатиевского мон-ря с изображением явления Божией Матери, ап. Филиппа и И. мурзе Чету на месте основания обители. Лит.: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. М., 1863. Т. 2. С. 121-145; Шляпкин И. А. Рус. крест XII в. в г. Гильдесгейме//ВАИ. 1914. Вып. 22. С. 36-45; Мясоедов В. К. «Иерусалимский крест» в ризнице собора в Гильдесгейме//ЗОРСА. 1918. Т. 12. С. 7-22; Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси//История рус. искусства/Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1953. Т. 1. С. 192; он же. История визант. живописи. М., 1986. С. 162; Ludat H. Das «Jerusalemer Kreuz» im Hildesheimer Domschatz: Ein russisches Reliquiar//AKG. 1956. Bd. 38. N 1. S. 63-91; Порфиридов Н. Г. Об одной группе древнерус. медных литых изделий//Сообщ. ГРМ. Л., 1959. 6. С. 52, 54-55; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 1. С. 80. Кат. 14; С. 238-239. Кат. 204; Т. 2. С. 464-465. Кат. 983; Бочаров Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969. С. 15. Табл. 4; Менолог. С. 386; Смирнова Э. С. Живопись Вел.

http://pravenc.ru/text/673743.html

С Вел. Новгородом связывают целый ряд предметов мелкой пластики, на которых запечатлен И. Образцом новгородского эмальерного дела XIII в. является медная иконка - крышка мощевика - с фронтальной фигурой святого и надписью: «АГИОС U(N)ATUI», выполненная в технике перегородчатой эмали (НГОМЗ) ( Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. Табл. 16, 27). Дискуссионной остается датировка т. н. Иерусалимского креста («Гильдесгеймского (Хильдесхаймского) креста»), находящегося в ризнице кафедрального собора Хильдесхайма, Германия. Крест датируется: 2-й пол. XII - нач. XIII в. ( Шляпкин. 1914; Ludat. 1956; Назаренко. 2001; Он же. 2003), не ранее кон. XIII в. (Декоративно-прикладное искусство Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 87-88, 195-201. Кат. 32), рубежом XIII и XIV вв. ( Медынцева. 1995). На обороте креста-мощевика (энколпиона) фигуру прор. Илии в центральном поле-средокрестье фланкируют фигуры свт. Василия Великого и И., на концах - апостолы Петр, Павел, Иоанн и Матфей. Включение образа И. в данную иконографическую программу еще раз подчеркивает исключительность его почитания в Вел. Новгороде. В новгородской каменной пластике образ И. встречается наряду с образами «охранителей воинов и демоноборцев». По характеристике, данной Т. В. Николаевой группе резных иконок новгородского происхождения, они «не имеют подражательного характера, в них видна индивидуальная творческая манера» ( Николаева. 1983. С. 28). На иконке «Св. Троица. Святые Ипатий Гангрский и Никита» из собрания М. П. Боткина (XIII в., ГРМ. БК-1873) полуфигуры И. и вмч. Никиты представлены на обороте иконки в строго фронтальных позах; у И. клиновидная, раздвоенная внизу борода, в левой руке Евангелие с крестом на крышке, персты правой сложены для благословения; надпись над фигурой И.: «ЕУПАТ(Н)». Еще на одной новгородской иконке - «Гроб Господень. Святые Николай Чудотворец, Ипатий Гангрский, Василий и Димитрий Солунский» (XIV в., ГИМ. 81761/414. К-434) И. изображен погрудно вместе со свт. Николаем в верхнем ряду. Также в группу севернорус. икон, связываемых не с Новгородом, а с Псковом, входит иконка «Свт. Николай Чудотворец. Сщмч. Ипатий Гангрский» из собрания Ф. М. Плюшкина (XIII в., ГРМ. кам. 60) - полуфигура, фронтально, Евангелие держит в покровенной руке, надпись: «ЕПАТЕ». Изображение И. (вместе со св. Стефаном) помещено на происходящем из Вел. Новгорода медном литом образке (4,3×4,6 см; ГРМ), относимом к XIV-XV вв. ( Порфиридов. 1959).

http://pravenc.ru/text/673743.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010