еще отмечены дни преставления Петра и Алексия митр. Московских (позднейшею рукой), но в XV b. уже меньше русских памятей: прп. Феодосия, св. Владимира, Бориса и Глеба, прп. Сергия, митр. Петра и еп. Ростовского Игнатия (три последние приписаны позднее); напротив XVI b. не только имеет славянских и русских святых более нынешнего Типикона, но и греческих памятей более, чем греч. Тип., например 3 и 14 ноября Григория Паламы, 28 янв. Исаака Сирина. Рукописные славянские Минеи Иерусалимского типа представляют еще более разности: в большинстве мч. Конона 4 марта, а прп. Герасима 5 марта; в одной Ипатий Гангрский 16 ноября, а не 31 марта; в Минеях XVI b. появляются службы Стефану Сурожскому 15 декабря, прп. Параскеве 14 окт. (из южно-славянских Миней XIV b.), вмч. Параскеве 28 окт., прп. Андрею 2 окт. Впервые появляются из Афонских свв. кроме Афанасия и Петра — в Минеях XIV–XV b. Михаил Малеин 12 июля и Евфимий Новый 15 окт. Славянскими и русскими святыми Минеи беднее Типиконов; службы им обычно писались в конце книги и до XV b. их почти нет; первыми появляются памяти пр. Саввы 14 янв. и Арсения Сербских 28 окт., позднее — болгарских: Иоанна Рыльского 19 окт. и Илариона Мглинского 21 окт.; Кирилла и Мефодия нет. Из русских в Минеях XIV–XV b.uhorдa службы Покрову, св. Владимиру, Знамению 27 ноября и Варлааму Новгородскому 6 ноября. Римско-католический церковный год Нынешний римско-католический календарь явился результатом вышеописанного постепенного сокращения и переделки псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кардиналу Вильгельму Сирлету, что тот и сделал к 1584 г. при участии знаменитого историка Барония и астронома Лилия, положив в основание Узуардов календарь [ 192 ]. Хотя календарь имеет памяти на все дни, но ок. 70 дней года не имеют своих служб, почему Missale и Breviarium на эти дни не показывают в календаре памятей. Общее с нашим в календаре: все двунадесятые праздники и подобные им: Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение, ап.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

и вскоре святитель Василий Великий ... Святитель Афанасий Великий несколько раз упоминал о 300 участниках, но в 369 г. назвал число 318... Этому числу сразу приписали симво­лическое значение: таково число воинов – рабов Авраама... и, еще важнее, греческие цифры TIH (318) изображают Крест и две первые буквы имени Иисус» 74 . Символизм числа не перечеркивает его фактической досто­верности. Афанасий Великий сам был участником Никейского Собора, и присутствие в его творениях двух вариантов числа соборных отцов (300 и 318) не содержит очевидного противо­речия, поскольку первое число, 300, легко прочитывается как приблизительное, тем более что и в других источниках присут­ствуют такие же округленные оценки – около 250, более 320. Противоречия в оценке числа участников Собора до известной степени могли быть связаны и с разным подходом к тому, кого надлежит считать его участниками: только полноправных чле­нов Собора – епископов, или также иных лиц, входивших в их свиту, – пресвитеров, диаконов, в числе которых был и Афанасий Великий , аколуфов, мирян, которые также участвовали в Собо­ре. Наконец, вместе с Константином Великим на Соборе присут­ствовала и императорская свита. И все же число 318, несмотря на то что оно приближается к верхнему пределу в разных оценках числа участников Собора, вероятнее всего, относится к участво­вавшим в Соборе епископам – отцам Собора. Таким образом, в Соборе участвовало менее одной пятой всего епископата Хри­стианской Церкви. Документального списка отцов и иных участ­ников Никейского Собора не сохранилось, по разным источни­кам известны имена лишь относительно незначительной части его участников. Разные регионы империи были представлены на Соборе неравномерно. Ввиду удаленности запада от Никеи – путь в этот город из Галлии должен был занять не менее полутора месяцев, – в Соборе участвовало непропорционально мало епископов лати­ноязычного Запада. Некоторые историки объясняли это обстоя­тельство менее убедительной причиной – нераспространением арианской ереси, ставшей главным поводом к созыву Собора, на Западе. Среди отцов Собора известны имена 7 западных отцов, и среди них Осии Кордубского и Цецилиана Карфагенского. Пре­старелый епископ Римский Сильвестр направил в Никею двух легатов в пресвитерском сане: Викентия и Витона. Восточную половину империи на Соборе представляли, в частности, такие святители, как Александр Александрийский , Евстафий Антиохий­ский, Макарий Константинопольский, Леонтий Кесарии Каппадокийской, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Алек­сандр Фессалоникийский, Ипатий Гангрский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

и мч. Агафангела. Та же сцена (по надписи; вероятно, сцена в алтаре) - в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (1348-1350). В рост К. изображен в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове, Черногория (1717-1718). Отдельные иконы К. редки (вместе с чтимыми святыми Аверкием Иерапольским и Григорием Просветителем представлен на небольшой иконе из мон-ря Дионисиат на Афоне, ок. 1577), но на минейных иконах на янв. его изображение стабильно присутствует, что очевидно на примере ряда рус. икон, напр., 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен, Германия), вместе с мч. Агафангелом, в полиставрии; нач. XVII в. (ЦАК МДА); на годовой минее нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей). Образ К. (без мч. Агафангела) включен в состав святых на рус. гравированных святцах XVIII в.: на листовой гравюре на янв. Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) К.- старец с длинной клиновидной бородой, в фелони, на голове митра, правой рукой он благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие; на гравированном листе святцев на март работы И. К. Любецкого (1730) К. показан в более традиц. иконографии: клиновидная борода средней длины, волосы с проседью, голова не покрыта, в фелони, правой рукой благословляет, в левой - прижатое к груди Евангелие. В лицевом рукописном Молитвеннике кнг. М. П. Волконской, созданном под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. 812, 50-е гг. XIX в.), изображение К., вместе с мч. Агафангелом, старца с клиновидной, ниже средней длины бородой, в крещатой фелони, размещено в части месяцеслова на янв. Лит.: Фартусов. Руководство к писанию икон; Менолог. С. 273, 307, 332; Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в ц. Спаса Преображения в Новгороде: К 600-летию существования фресок, 1378-1978. М., 1976; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 57; Б. Српско сликарство у доба Милутина. Београд, 1998; Евсеева. Афонская книга. С. 271; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. М., 2004. С. 40-41. Кат. 33.5; С. 51. Кат. 35.5; Вълева Ц. Стенописите от олтарното пространство на Кремиковския манастир след техтата реставрация//Проблеми на изкуството. София, 2005. Бр. 3. С. 41-46. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля)

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Изображение др. типа представлено в настенных минеях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/1318) - 4 поясных изображения, все - мужи средних лет, с бородами разной длины, и в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) - полуфигуры мучеников с подписью: «Сты мч Памфила и Порфирия с ним». На миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 100) представлена в рост фигура только П., он - священник в светло-сиреневой фелони и голубом подризнике; на левой руке вертикально стоит кодекс, правой рукой придерживает его; молод, темно-каштановые волосы и борода короткие. На рус. минейных иконах под 16 февр., как правило, помещается фигура одного П. («Мч. Панфилъ»), как напр., на иконах «Минея годовая» (1-я пол. XVI в. Музей икон, Рекклингхаузен, Германия; нач. XIX в. УКМ); на минейной иконе на февр. из комплекта годовой минеи (кон. XVI в., ВГИАХМЗ) под 16 февр. размещен образ святого, атрибутируемого по надписи как Парамон. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ ИЗО) П. показан воином: на нем короткое, выше колен платье, поверх к-рого доспехи, видные из-под длинного перекинутого через левое плечо плаща; молод, со светлыми, вьющимися волосами, закрывающими уши, без бороды (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33. 6. С. 43; Кат. 34.6. С. 48). Лит.: Менолог. С. 275, 357, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 277; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 56; С. 63. Кат. 140. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/2578766.html

Иоанну Петроградскому, протоиерею, глас 1 Любовию к Богу распаляемь,/жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси,/сего ради венец правды от Него приял еси./Моли Всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне, Церковь Святую сохранити в мире//и спасти души наша. Перевод: Любовью к Богу воспламеняясь, жизнь свою мученически за Христа и ближних отдал ты, потому получил от Него венец праведности. Моли Всеблагого Бога, священномученик Иоанн, Церковь Святую сохранить в мире и спасти души наши. Иосифу Астраханскому, митр., глас 6 Подвигом добрым подвизався,/жизнь твою страданиями за правду увенчав,/преселился еси в Небесныя обители,/идеже предстоя Престолу Святыя Троицы,/моли, святителю Иосифе,//граду Астрахани и отечеству нашему в мире спастися. Перевод: Подвигом настоящим ты подвизался ( 2Тим.4:7 ), увенчав твою жизнь мучением за истину, переселился ты в Небесные обители, где, предстоя Престолу Святой Троицы, моли, святитель Иосиф, городу Астрахани и Отечеству нашему в мире спастись. Ипатию, еп. Гангрскому, глас 4 Изволением Божественнаго разума/вперив ум свой в Небесныя обители/и равно Ангелом житие пожив на земли,/сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив,/священномучениче Ипатие,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: По воле Божественного разума устремив свой ум в Небесные обители и прожив земную жизнь, подобную Ангельской, потому и венец сладости мученичества на главу свою получив, священномученик Ипатий, моли Христа Бога о спасении душ наших. Иринею Сремскому, глас 8 Жизнь твою целомудренно совершил еси, ничтоже на земли паче Христа предпочет, радуяся, вшел еси на мученическое благославие, противяся мучителя повелению, явился еси венценосец священный, ибо Христос возмездие тебе дарова и всели тя в Царство Небесное. Перевод: Жизнь свою целомудренно провел ты, ничего земного не предпочел Христу и, радуясь, взошел к мученической славе, сопротивляясь повелению мучителя и став священным венценосцем, ибо Христос даровал тебе награду и поселил тебя в Царстве Небесном.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) Значительная часть памятников с образом И. связана с Ипатиевским мон-рем в Костроме. Согласно преданию, основателю мон-ря было видение Богородицы и предстоящих Ей ап. Филиппа и И. Одна из наиболее ранних сохранившихся икон, отражающих легендарные события основания обители,- образ из Троицкого собора мон-ря «Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским» (кон. XVI в., Москва, КГОИАХМЗ). Из монастырской описи 1595 г. известно, что в соборе помимо названной находилось еще 2 иконы того же извода, возможно являвшиеся вкладом семьи Годуновых (Костромская икона. 2004. С. 482. Кат. 33). В центре изображена Богородица с Младенцем Христом (вариант Богоматери Печерской), по сторонам Ее трона - ап. Филипп (слева) и И. (справа; такая ориентация святых по сторонам, согласно иерархии их небесных чинов, соблюдается и в др. памятниках). Фигуры свт. Иоанна Златоуста, ап. Филиппа и И. помещены на оборотной стороне Владимирской иконы Божией Матери, бывшей запрестольным выносным образом Троицкого собора (кон. XVI в., Москва, КГОИАХМЗ). И. облачен в крещатую фелонь, обеими руками перед грудью придерживает Евангелие, конец омофора перекинут через левую руку. Для деисусного чина иконостаса собора была создана ростовая икона И. (1652, артель Василия Ильина Запокровского (?), КГОИАХМЗ). Святитель изображен в 3/4-ном повороте влево, облачен в крещатую красных тонов фелонь с травянисто-зеленым исподом, красно-коричневый подризник, как и на обороте запрестольной иконы, он обеими руками придерживает Евангелие, а конец омофора перекинут через левую руку. В местном ряду того же иконостаса (за диаконскими дверями) находится местный образ И. письма Василия Никитина Вощина (1575, КГОИАХМЗ). Святой изображен фронтально, стоящим на орлеце и держащим перед собой обеими руками Евангелие. Он облачен в орнаментированную цветами по красному фону фелонь, в близкий по цвету к черному омофор с желтыми крестами, под к-рым видна золотистая епитрахиль, на боку палица, справа из-под фелони виден убрус, закрепленный на поясе.

http://pravenc.ru/text/673743.html

м. стала высшей ступенью его творчества. Особую ценность фрескам собора придает их почти полная сохранность. Впервые оценка творчества артели костромских изографов была дана Н. В. Покровским : «В соборе Ипатьевском сохранились, с некоторыми новейшими исправлениями, настенные живописи, которые могут быть названы одним из лучших произведений московской стенописи 2-й пол. XVII в.» ( Покровский. 1909. С. 2). Ученый определил высокое место Гурия Никитина в истории рус. церковного искусства, считая его величайшим мастером XVII в. Высокую оценку стенописи Троицкого собора дал И. Э. Грабарь . Он называл этот фресковый цикл одним из лучших за всю историю рус. средневек. искусства, сравнивая его колорит с колоритом произведений мастеров венецианской школы XVII в. ( Грабарь И. Э. Стенные росписи в рус. храмах XVII в.//История рус. искусства. М., Т. 6. С. 484-528). Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Спасителю. Роспись диаконника Троицкого собора. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина В иконографической программе стенописи Троицкого собора изложены основные положения учения Церкви. В алтарной части собора помещены литургические и гимнографические сюжеты, раскрывающие христ. учение о Воплощении и об искупительной Жертве Спасителя, в т. ч. изображения Богоматери «Воплощение» и Иисуса Христа Великого Архиерея, а также композиции «Се Агнец Божий», «София Премудрость Божия», «Отрыгну сердце мое», «Прор. Даниил во рву львином», «Спас Недреманное Око» и др. Тема росписи алтарной части - единство Церкви земной и Церкви небесной - отражена в изображениях в нижних ярусах стен апсид. В жертвеннике и диаконнике представлены диаконы, святители и рус. монахи-подвижники, а в центральной апсиде, на столбах и арках - творцы литургии, святители первых веков христианства, митрополиты Московские и др. святители Русской Церкви. В росписи придела (ныне диаконник), освященного во имя ап. Филиппа и сщмч. Ипатия Гангрского, помещены житийные циклы этих святых. Фрески куполов, подпружных арок и сводов Троицкого собора последовательно раскрывают учение о Боговоплощении.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Македоний, патриарх Константинопольский в половине этого же века, подобно Арию, учил о Духе Святом, что Он есть творение и служебная сила Отца и Сына. Против лжеучения Ария, заразившего многих из христиан, первым христианским императором св. равноапостольным Константином созван был первый вселенский собор в 325 году в городе Никее. На этом соборе присутствовало 318 отцов из всех стран христианского мира; они осудили нечестивую ересь арианскую и составили символ или исповедание веры, которое состояло из первых восьми членов нашего символа веры : об Иисусе Христе они определили: исповедовать единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, света от света, Бога Истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Св. отцы так постановили Веровать, основываясь во-первых на ясных словах Св. Писания о Сыне Божием и почти все слова символа Веры взяты буквально из Святого Писания, во-вторых вся вселенская церковь из начала, согласно не только со Святым Писанием, но и с апостольским преданием, так веровала в Господа Иисуса Христа. Эта именно вера в Сына Божия истинного силой Духа Святого совершала чудеса. На самом вселенском соборе были великие святители, которые верою в Сына Божия совершали великие чудеса; таковы: Спиридон Тримифунтский, Иаков Нисивийский, Пафнутий Фиваидский, Ипатий Гангрский, Николай Мирликийский и другие. Господу Богу, небесному Отцу угодно было еще более утвердить веру в Сына Его, как истинного Бога, и после первого вселенского собора великими испытаниями и многими знамениями и чудесами. Спустя 15 лет после вселенского собора на престол восточной Римской империи вступил император Констанций; он царствовал 24 года; последние восемь лет он управлял и западной Римской империей; спустя три года после него на престол Греческой империи вступил Валент, также усердный покровитель ариан и царствовал 15 лет. Оба они жестоко преследовали православных, закрывали их церкви или отдавали арианам, изгоняли православных епископов, созывали соборы из арианских епископов, на которых состоялись арианские или полуарианские символы веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494). На своде сев. стены помещены сцены прибытия равноап. Елены в Иерусалим и поиски Иуды; Елена расспрашивает Иуду о местонахождении Креста, но он отказывается назвать его; за отказ Иуду бросают в колодец; освобождение Иуды и его молитва на Голгофе; раскопки и обретение 3 крестов; испытание крестов - Иуда прикасается крестом к умирающей женщине; обращение Иуды в христианство; поставление К. во епископа Иерусалимского. В рус. иконописных подлинниках кон. XVIII в. описание облика К. содержится под 28 окт.: «…аки Матфей апостол, ризы святительские, в правой руке крест, а в левой Евангелие» (С. Т. Большакова , см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 43). В сводном подлиннике Г. Д. Филимонова к этому описанию добавлено: «…явльшего честный крест святей царице Елене» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 180). В руководстве к иконописанию о К. сказано, что «он указал место, где находился крест Господень. Очень стар, с большой седой бородой; одежда фелонь и омофор» ( Фартусов. Руководство. С. 59). Под тем же днем памяти изображение К. содержится в поздних минейных циклах на окт. в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, в 1-м изд. 1714 г. представлен вместе со святыми Терентием и Параскевой, в фелони, с омофором, на голове митра). Лит.: Менолог. 1973. С. 267. Табл. 6 на с. 262; С. 324. Ил. 193; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела книгоизданий РГБ. М., 2004. С. 38. Кат. 33. 2; Кат. 34. 2. Рубрики: Ключевые слова: КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/1840173.html

На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне - правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) - в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским. В росписях на Балканах и на Афоне изображение И. помимо зоны вимы (в храмах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, 1335-1348; в Матейче, кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547, и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (напр., в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) - в рост; в трапезной мон-ря Дионисиат (1568) - в мучении). Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа). Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.

http://pravenc.ru/text/673743.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010