Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 108 (отд. паг.)), и упоминание в Житии Иоакима «Книги братского питания» ( Панич Т. В. Житие... С. 71). Последнее также свидетельствует в пользу общежительной традиции. Наконец, известны ситуации в сер. XVI в., когда архимандрит общежительного московского Симонова монастыря , пребывая в этой должности, делал вклады в Иосифов Волоцкий мон-рь, пострижеником которого являлся ( Давиденко. 2016. С. 29, 36). Данная грамота Вассиана Ипатиевскому монастырю интересна еще и тем, что она была скреплена именной печатью архимандрита (печать сохр.), о чем имеется прямое указание в ее тексте. Купчая архим. «Нифонта с братьею» от 1544/45 г. печатью скреплена не была (АРГ: АММС. 101. С. 237). Т. о., либо наличие или отсутствие личных печатей у архимандритов Н. П. м. было обусловлено случайными обстоятельствами, либо можно говорить о введении такой практики в обители с сер.- 2-й пол. XVI в. По сведениям И. М. Снегирёва, 14 февр. 1575 г. архим. Вассиан был хиротонисан во архиепископа Казанского, а 21 мая того же года скончался ( Снегирёв. 1863. С. 72). В февр. 1581 г. архимандрит Н. П. м. принимал участие в чине поставления во митрополита Московского и всея Руси Дионисия (СГГД. Ч. 2. 50. С. 70), в 1584 г.- в чине венчания на царство Феодора Иоанновича (ПСРЛ. Т. 34. С. 231). 20 июля 1584 г. архим. Иоаким принимал участие в Соборе об отмене тарханов (СГГД. Ч. 1. 202. С. 592-598). 17 янв. 1589 г. архим. Сергий участвовал в совещании по поводу восстановления Патриаршества ( Шпаков. 1912. Прил. Ч. 2. С. 144), в мае того же года он подписал Уложенную грамоту об учреждении Патриаршего престола (СГГД. Ч. 2. 59. С. 95-102). По распространенному мнению, обитель защищалась от набега крымского хана Гази-Гирея II в 1591 г. ( Снегирёв. 1863. С. 14). Настоятель «Спаса Нового монастыря» отмечен среди составителей Утвержденной грамоты Бориса Феодоровича Годунова , причем в июльской редакции назван Сильвестр (ДРВ. 1788. Ч. 7. С. 112, 119), а в редакции от 1 авг. 1598 г.- Закхей (ААЭ.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного Иакова быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном. Железноборовскому монастырю покровительствовали московские князья. В 1415 году, когда супруга князя Василия I Дмитриевича София Витовтовна тяжело страдала в родах, преподобный Иаков предсказал ей благополучное разрешение от бремени и рождение наследника. Вскоре наследник, будущий великий князь Василий Васильевич, появился на свет, и Василий I b благодарность пожертвовал Железноборовской обители земли и средства на строительные работы в монастыре. В 1420 году в Галичской земле случился голод. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось при обители. Во время набега татар на Костромскую землю в 1429 году Железноборовский монастырь был сожжен дотла, иноки укрылись в окружавшем монастырь бору. Позже они вернулись на то же место и построили новую обитель. Железноборовский монастырь не раз был сожжен во время татаро-монгольских и польско-литовских нашествий, но неизменно восстанавливался и отстраивался заново. Первоначальные деревянные постройки обители уничтожены пожаром в Смутное время, позже здесь были возведены два каменных храма — Иоанна Предтечи и Рождества Пресвятой Богородицы. После революции Железноборовский монастырь был закрыт. Мощи преподобного Иакова исчезли из монастыря в 1919 году, в ходе кампании по «вскрытию святых мощей» (считается, что они были спрятаны монахами и находятся под спудом в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы). В 1995 году полуразрушенный комплекс возвращен Церкви, на его территории вначале разместилось подворье Ипатиевского Троицкого монастыря, а в 2004 году оно преобразовано в самостоятельный Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь.  Восстановительные работы в монастыре еще ведутся. Дальше других на северо-восток, в окрестности Чухломы, ушел из Радонежской обители преподобный Авраамий Галичский (также его называют Авраамием Городецким и Чухломским). В XVI-XIX веках Авраамий был одним из самых почитаемых святых на Северо-Востоке России, в его честь были освящены десятки храмов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Л. Агафоновым, Л. И. Пименовым; в 1969 утвержден). Мон-рь признан памятником архитектуры федерального значения. Вознесенский собор. 1631 - 40-е гг. XVII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Вознесенский собор. 1631 - 40-е гг. XVII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Главным элементом ансамбля является Вознесенский собор (1631 - 40-е гг. XVII в.), 2-е по значимости сооружение - Успенская ц. с трапезной палатой, поставленная в 15 м к востоку от алтаря собора (1647-1648); позднее благодаря юж. галерее она была соединена с собором. К числу старых каменных построек принадлежит также надвратная ц. во имя прп. Евфимия Суздальского (1645) на зап. границе мон-ря (обе церкви созданы мастером Антипой Константиновым (Возоулиным)). Существующая колокольня была построена уже после возведения сев. галереи Вознесенского собора (не ранее сер. XVII в.), ее объем примыкает к сев. галерее собора на расстоянии ок. 4 м от его сев. стены, находится на одной оси с зап. поперечным нефом. При больничной палате имеется каменная Петропавловская ц. (1738). К числу жилых зданий относятся архиерейские палаты (1650; XIX в.) в сев.-зап. углу первоначальной территории мон-ря; протяженный келейный корпус (сев. келейный корпус), примыкающий к нему с востока, расположенный параллельно сев. стене монастырской ограды. Северный корпус келий, Вознесенский собор и трапезная Успенская ц. образуют внутренний двор монастыря. Длинная стена корпуса келий воспринимается в панораме с р. Волгой как объединяющая все церковные здания мон-ря. Белокаменный подклет Вознесенского собора мастер Ф. Опарин с артелью костромских каменщиков из Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря начал возводить летом 1631 г., но в 1632 г. артель по приказу царя перевели на работы в Москву. Созданная властями мон-ря строительная артель, которую возглавили монахи Ефрем Босой и старец Зосима, продолжала строительство и отделку собора до 1640 г. На территории Нижегородской обл. Вознесенский собор остается древнейшей храмовой постройкой крестово-купольного типа.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

—921— 1883 г. „Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь, Михаил Иванович! Письмо это вручить Вам состоящий при моем архиерейском доме о. архимандрит Агафангел 1126 . Он назначен мною для заведывания моим хозяйством, и моею свитою во время пребывания моего в Петербурге. Посему покорнейше прошу принять его в заведываемое Вами подворье, для осмотра назначенного мне помещения и для приготовления всего потребного к моему водворению на подворьи. Сам же я прибуду вслед за ним. Выезд свой из Твери я назначил на 26-е число вечером, с почтовым поездом. И так в скором времени надеюсь лично по знакомится с Вами. Призываю Вам Божие благословение“. На следующий день получен был на это письмо следующий телеграфической ответ: „Вашему Высокопреосвященству помещение готово, а равно и свите. – Миролюбский“. 26-го ч. получил я письмо из Москвы от брата покойного преосвящ. Игнатия, еп. Костромского, преподавателя Моск. семинарий Серг. Дм. Рождественского 1127 . Он писал мне от 25-го числа; „Любовь и уважение к Вам покойного брата налагают на меня долг доложить Вам о следующем: После кончины Преосвященного найдено было духовное завещание, писанное 5-го апреля 1878 года, в день первого служения его в Ипатиевском монастыре. В завещании прежде всего сказано: „Прошу прощения у всех, кого чем-либо имел несчастие оскорбить, намеренно или ненамеренно; взаимно всех прощаю от сердца и прошу молитв о моем не достоинстве“. Иконы, по завещанию, должны быть переданы в церковь Московского Георгиевского бывшего монастыря, панагии с крестами и облачения – в Архиерейскую ризницу, книги в библиотеку Архиерейского дома, ряси и шубы родным, имеющим духовный сан, четки – лицам по —922— 1883 г. усмотрению о. Архимандрита Григория, 1000 руб. денег – в Попечительство о бедных духовного звания, а остальные деньги – мне и детям другого брата, служившего в Консистории. Кроме того, в завещании Преосвященный просит положить его в том облачении, в котором совершена была его хиротония в Архиерейский сан, и в малиновой бархатной митре; служащим в день погребения употребить облачение белое, а могилу для него приготовить под кафедральным теплым собором против могилы Архиепископа Платона. Завещание подписано одним покойным братом и потому не может быть утверждено, но тем не менее должно быть исполнено и исполняется, над могилою Преосвященного Платона, где теперь погребен и брат, устроена малая церковь во имя преподобного Сергия, и в эту церковь после погребения перенесена бывшая у брата большая икона Преподобного Сергия, прежде долго время стоявшая у владыки Филарета против двери во внутренние комнаты из гостиной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Долго умоляли Марфу Иоанновну дать благословение; она была сначала непреклонна, плакала и говорила: . – Яко мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху; а инии и чуждую землю познаша; кое же чадо, младо суще 666 , недоумеет к уменьшению людских злостей управляти: молю вас, не лишите меня единороднаго чада. После продолжительных и напрасных убеждений склонить Марфу Иоанновну на желания Отечества, архиепископ приемлет на руки свои чудотворную Феодоровскую икону Пресв. Богородицы, а Троице-Сергиевский келарь Аврамий – образ св. чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, подносят св. иконы к старице и твердым голосом вещают Марфе Иоанновне и Михаилу Феодоровичу: – Для чего же пречистая и чудотворная икона Пресв. Богородицы и великие святители Христовы шествовали с нами? Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога; ибо воистинну от Бога вы избраны. He прогневайте всех Владыку и Бога. Марфа Иоанновна не могла более противиться желанию России. Проливая слезы умиления пред образом Пречистой Богородицы, мать берет сына своего и предает покрову Заступницы Небесной. – Се Тебе, Пречистая Богомати, – говорит она, – в Твои пречистые руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему прав. христианству. Михаил просил мать не соглашаться, но она отвечала: – Се дело Божие, а не человеческое, не смею противиться. Михаил плакал, все безмолвствовали. Он повергся пред иконою Богоматери и произнес: – Боже, Твоя есть воля, я раб Твой, аще на то есть воля Божия. Да буди тако. И приняв прошение и благословение, на выю и перси – животворящий крест, в десницу – жезл царский, сел на престол царский и наречен был Богом избранный благоверный Великий Государь, царь и великий князь, всея России Самодержец, в церкви Ипатиевского монастыря, волею Божиею и Московского государства всех чинов хотением». Так помощью Богоматери в 1613 году 14 марта совершилось избрание Михаила Феодоровича на Всероссийское царство. В этот день великая была радость в Костроме; установили совершать праздник в честь Богородицы Феодоровской иконы в память этого избрания 667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Семинарская линия не худа и не мала. Положение монастыря не лучшее, ибо почти в средине города и окружено строением приватным. Ездили в городской собор слушать литургию раннюю. Приезжали в архиерейский дом господин губернатор и другие чиновные поздравить с приездом. Граждане приносили хлеб и соль и поднесли 9 живых стерлядей. Обедали мы в архиерейском доме. Собор в городе древний, такой же, как и Ростовский, только меньше; иконостас резной, не худой. При нем старый архиерейский дом, каменный, не худ был, но ныне запущен. Изрядный и довольно новый архиерейский дом, саженей до 30, о двух этажах, на красивом месте и с службами, который, соединив с старым архиерейским домом, был бы выгоднее нынешняго архиерейскаго дома в Спасском монастыре и притом пристойнее, яко близ самаго собора состоящий, но он ныне, так как и старый архиерейский дом отдан светскому правительству. В сем городе церквей, сказывали нам, 42; все каменныя, не худыя. В городе строения много каменнаго новаго; гостиный двор, лавки и постоялые дворы каменные, хороши; прочее строение старое деревянное средственное. Весь город на месте ровном и возвышенном, ибо на берегу Волги стоит, и положение места хорошее. Волга местами имеет острова; близ версты в ней ловятся стерляди, небольшие осетры, белая рыбица и прочая рыба. Город не столько велик, как прежде мы слышали, ибо он по берегу имеет длины до трех верст, а ширины от Москвы до двух верст, или с половиною. Жители не так по наружности расположены, как бы от такого города ожидать надлежало. Извощиков нигде не видали столько нахальных и мало стыда знающих. Ездили мы до обеда в Тольгский монастырь, верст 7 сухим путем , но как он стоит на другом берегу Волги, то не могли переехать реки, по причине не малаго волнования и сильнаго ветра. Шедши берегом приметили, что по берегу растет, не саженое, называемое божье деревцо, что кажется в других местах необыкновенно. В Кострому приехали в три часа по полуночи; съехали прямо в архиерейский дом, что в бывом Ипатиевском монастыре, который встречается первым с приезда и отделен от города не малою рекою Костромою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3829...

Не прогневайте всех Владыку и Бога». Марфа Иоанновна не могла более противиться желанию России. Проливая слёзы умиления перед образом Пречистой Богородицы, мать берёт сына своего и предаёт покрову Заступницы небесной. «Се Тебе, Пречистая Богомати, говорит она, в Твои пречистые руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству». Михаил просил мать не соглашаться, но она отвечала: «се дело Божие, а не человеческое, не смею противиться». Михаил плакал, все безмолвствовали. Он повергся перед иконой Богоматери и произнёс: «Боже, Твоя есть воля, я раб Твой, аще на то есть воля Божия. Да буди тако», и, приняв прошение и благословение, на выю и перси животворящий крест, в десницу жезл царский, сел на престол царский и наречён был Богом избранный благоверный Великий Государь Царь и Великий Князь, всея России Самодержец в церкви Ипатиевского монастыря, волею Божией и Московского государства всех чинов хотением. Так помощью Богоматери в 1613 году 14 марта совершилось избрание Михаила Феодоровича на Всероссийское царство. В этот день великая была радость в Костроме; установили совершать праздник в честь Богородицы Феодоровские иконы в память этого избрания. Феодоровская икона, столь славная в отечественной нашей истории, украшена золотым окладом, более полупуда весом, с бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными каменьями. С нею ежегодно бывают крестные ходы в день Пятьдесятницы в Ипатиевский монастырь, а 16 августа в Спасо-запруденскую церковь . Феодоровская икона привлекает к себе отовсюду множество Богомольцев. Ежедневно с утра до вечера, говорят очевидцы, к ней притекают и поклоняются перед нею усердствующие (см. о ней 16 августа). 139 Ркп. описание святых Киева: „святый, благоверный, великий князь Ростислав Мстиславич преставися в л. 6674 мес. марта в 14 день“. 148 Им умерщвлены: в 1318 г. св. к. Михаил, в 1325 г. сын его к. Димитрий, в 1339 г. другой сын Александр вместе с своим сыном Феодором; в 1325 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1522 . Воскресенская – Введенская – Ухренская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Вологодской губ., Вельского у. В списке жалованных монастырям грамот, поименованных в монастыр. деле 1623 г., значится: «Важского уезда Верховажские чети Во­скресения Христова и Введения Пречи­стой Богородицы Ухренские пустыни». В Вельском у. есть р. Угроньга, впа­дающая в Вагу, и при ней село Угронь­га или Угринское, лежащее в 25 вер. к сев. от Верховажского посада по до­роге в Вельск. Токмаков, “Справоч. Указатель ист. матер. для составл. летоп. правосл. русс. церкви”, I, 14. 1523 . Воскресенская – Новозаведенная в Угаликове или в Гаезикове или в Галикове – Томская, мужская пустынь, со­всем уничтоженная, Костромской губ., Кинешемского у., вер. в 50 к сев. от Кинешмы, на берегу р. Томы, впадаю­щей с прав. стороны в р. Мерю. По доношению Ипатского архим. Гавриила в 1721 г., в ней было 3 монаха, на полях высевалось ржи по 2 четверти, овса по 2 четв. и ячменя по осмине, а крестьян, бобылей и других угодий пустынь не имела. В 1724 г. припи­сана к Ипатиевскому м-рю. “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 201, прилож., XVII; IV, 1724 г., 240. 1524 . Воскресенский, женский, ныне Крестовоздвиженская приходская церковь , в гор. Муроме, Владимирской губ. Он существовал еще в XII ст., и в нем незадолго до своей кончины приняла иночество княг. Феврония, су­пруга Муромского кн. Петра, названная в иночестве Евфросиниею и скончав­шаяся в 1228 г.; мощи св. Петра и Евфросинии почивают в городском Рождественском соборе, и память их чтится 25 июня. В 1724 г. инокини переведены в Троицкий м-рь в Муроме. Оставшаяся церковь Воскресения построена около 1650 года. “Ист. Росс. Иер.”, III, 616; Ратшин, 46; “Словарь ист. о свят.”, 226; “Владим. сборн.”, 1857 г., 88 (здесь история монастыря от­несена к Крестовоздвиженской церкви), 155 (опись мон. в 1687 г.); Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 110; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 13 (Взгляд на г. Муром), 1853 г., 47 (опис. гор. Мурома, 1837); “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 717, 57; “Акты юридич.”, 225 (Пла­тежная 1615 г. в подмажн. деньгах; игум. Маремьяна).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В конце рассказа о убиении кн. Андрея Боголюбского (1175 г.) повествователь, обращаясь к благоверному князю, говорит: «молися помиловати князя нашего и господина Всеволода, своего же присного брата». Ясно, что повествователь писал при великом князе Всеволоде, который был великим князем 1176–1212 г. О Киевских событиях Владимирский летописец кратко повторяет то, что сказано в южной летописи по Ипатиевскому списку; однако по местам говорит и то, чего нет в Ипатиевском списке. 43. 1214 годом оканчивается летописец Переяславля Суздальского (изд. кн. Оболенским, 1851 г.). До 1206 г. он почти буквально сходен с Лаврентиевым списком древних летописей; а после того записывает события преимущественно Переяславские, как очевидец современник. Мы сказали, что он сходен с Лаврентиевым списком почти буквально; это значит, что по местам изменяет он текст летописей: то заменяет его своими словами, то прибавляет некоторые черты исторические. Таков он например в известии о епископе Луке под 1185 г. У него видим уставы Владимира и Ярослава с его известием. Особенно замечательно, что он называет половцев татарами; это показывает или то, что Переяславский летописец писал по крайней мере не прежде 1225 г., или же текст списка его изменен после него. Подробное сличение Переяславской летописи с Лаврентьевым списком летописи – в Учен. Зап. 2-го Отд. Акад. I, 62–92. 44. Симон , черноризец Печерский, потом игумен Владимирского Рождественского монастыря, с 1215 г. епископ Владимира и Суздаля, в 1226 г. скончавшийся в схиме. Летопись именует его милостивым и учительным (Лавр. сп. лет. стр. 185, 190). Превосходно послание его к Печерскому иноку и духовному другу своему Поликарпу, с повестями о 8-ми Печерских иноках. Поликарпа тревожили помыслы честолюбия и власти. Для уврачевания друга, Симон пишет послание и рассказывает о прежних подвижниках. Главная мысль послания – удержать Поликарпа в уединении Печерском. «Брат! – так начинает он послание, – седши в безмолвии, собери ум свой и скажи себе: человек! не оставил ли ты мира и родителей плотских? Ты пришел сюда, чтобы спасаться, а поступаешь не по духовному.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Вологодском уезде по переписным книгам 186 г. значилось за церковными учреждениями 5970 дворов, а в 1710 году оказалось только 3310 дворов 305 ). В вотчинах Ипатиевского монастыря 306 в переписных книгах 186 г. написано 3848 дворов и 12590 человек, а по переписи стряпчего Ивана Сурмина в 1709 году «явилось токмо» 768 дворов и т. д. – В государственном отношении табель 1710 года важна потому, что она твердо установила доходы и расходы Монастырского Приказа. Но в высшей степени замечательно, что правительство при раскладке государственных податей и повинностей и после 1710 г, принимало в основание для Московской и др. губерний перепись 1710 г., а переписные книги 186. Причина понятна. Правительство, нуждавшееся в деньгах, охотнее пользовалось для своих целей, для извлечения возможно больших доходов, такими книгами, по которым значилось большее количество дворов, чем такими переписями, по которым оказалось меньшее количество. Перепись 1710 г. принималась в основание при раскладке государственных податей и повинностей по отношению только к губерниям: Киевской, Воронежской, Смоленской, Сибирской и отчасти Нижегородской, Казанской и Архангелородской. По отношению к некоторым провинциям и последних трех провинций она не прилагалась; потому что одни из них облагались по книгам 186 г., а другие переписаны были позднее, – в (напр., Вятская провинция) и в 1719 годах (часть Казанской, Пензенской и др.) 307 . Но правительство не удовольствовалось переписью 1710 г. и по отношению к тем губерниям, в которых она была произведена и к которым оно прилагало при раскладке податей и повинностей ее или перепись 186 г. В 1715 г. предписана была новая, так называемая, ландратская перепись по Петербургской и Московской губерниям. Она назвалась так потому, что к выполнению ее были призваны ландраты, местные власти в городах и уездах, которые разделены были по ландратским долям. Ландратам указано было сделать перепись в вотчинах всех ведомств. Управители вотчин ведомств Монастырского Приказа обязаны были послушными из Приказа указами содействовать ландратской переписи в кругу их долей 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010