Кострома. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Богослова каменная, с каменной колокольней была построена в 1681-1687 гг. вместо двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г. В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства. Церковь расположена недалеко от Ипатиевского монастыря. Когда-то, эта территоря была " особой экономической зоной " (поселенцы освобождались от ряда налогов), созданная, чтобы было кому кормить монахов. Принадлежала монастырю с 15-го века. Когда в середине 17-го века монастырям запретили владеть слободами, монахам удалось обойти этот запрет, сославшись на то, что слобода отделена от монастыря рекой (на самом деле, жалким ручьем, ныне спрятанным в трубу). Застройка нынешней слободы без существенных искажений представляет ее облик по состоянию на 17-е столетие. Центром слободы служит прекрасно сохранившаяся церковь Иоанна Богослова. Она начата стройкой в 1681, закончена в 1687, однако, судя по названию слободы, деревянный храм в ней существовал еще века с 15-го. Росписи этого храма схожи с таковыми Троицкого собора, хотя выполнена лишь в 1735 году и дурно поновлена в конце 19-го столетия. В 1901 году облик сооружения был испорчен пристройкой теплого храма – «кричащей архитектуры», как говорили еще дореволюционные знатоки. По материалам сайта http://arheologia.narod.ru Один из лучших храмовых комплексов города с замечательным памятником костромского культового зодчества последней четверти XVII в. и с оградой середины XVIII и начала XIX вв. в стиле барокко и классицизма. Расположен в центре слободы при Ипатьевском монастыре и играет важную градостроительную роль. В середине XVI в. здесь стояли две деревянные церкви — шатровая Иоанна Богослова и клетская Николая Чудотворца, которые сгорели в 1680 г. Вместо них на средства монастыря и прихожан в 1681-1687 гг. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В XVIII в. сооружено его южное крыльцо (начало XVIII в.) и при трапезной устроено два придела — Никольский (1706-1709) и Федоровский (1780).

http://sobory.ru/article/?object=00648

костромской иконописец, деятельность к-рого прослеживается по документам 1670-1689 гг., возможно, являлся учеником ярославского мастера Севастьяна Дмитриева Башки ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 340). В 1670 г. его вызвали в Москву для написания местных икон для дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя; в следующем году он участвовал в росписи Успенского собора Ростова и в создании для него икон (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 10. 13556), писал иконы для царя вместе с Гурием Никитиным и др. своими земляками (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15477). В марте 1673 г. был вызван в Москву в составе костромской артели и поступил на службу в Оружейную палату Московского Кремля в качестве кормового иконописца 2-й статьи (Там же. Ч. 10а. 14052, 14095). В 1676 г. он снова участвовал в создании икон («деисусов и праздников») и расписывал стены в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 16069), в том же году, согласно царскому указу, стал получать жалованье в числе др. костромских иконописцев ( Брюсова. 1984. С. 316). В июле 1679 г. выполнил иконы для ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Измайлова. Участвовал в росписи ц. прор. Илии в Ярославле (1680; его имя содержится в летописи на юж. стене храма) и Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме вместе с Гурием Никитиным (1684). Костромские мастера во главе с Василием К. и Василием Осиповым расписывали Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве (1689; Она же. 1982. С. 257-260), после смерти Никитина оба иконописца возглавили костромскую артель. В. Г. Брюсова приписывает Василию К. авторство клейм Феодоровской иконы Божией Матери в чудесах Гурия Никитина (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.; см.: Там же. С. 134-144), обнаруженной в 1960 г. С. И. Масленицыным в ц. Нерукотворного образа Спасителя на Запрудне в Костроме (реставрирована Н. В. Дунаевой в 1969). Брюсова также предполагает, что Василий К. мог принимать участие в создании еще одного списка Феодоровской иконы Божией Матери (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.) в качестве ученика Гурия Никитина, выполнившего «доличное» письмо (Там же. С. 144). Иван

http://pravenc.ru/text/1841700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Николай (Покровский). Фотография. Кон. XIX в. (Покровский Николай Владимирович; 2.04.1851, г. Суздаль Владимирской губ.- 18.07.1933, Ижевск), архиеп. Ижевский и Воткинский. Из семьи священника (впосл. протоиерея). По окончании в 1868 г. Шуйского ДУ поступил во Владимирскую ДС. Окончил семинарию в 1872 г. по 1-му разряду, в сент. того же года назначен учителем рус. языка и преподавателем приготовительного класса Шуйского ДУ. В 1874 г. поступил в КазДА. В 1878 г. окончил академию в со степенью кандидата богословия. Был назначен преподавателем Самарской ДС на кафедру гомилетики, одновременно исполнял должность инспектора классов, был избран членом распорядительного собрания правления семинарии; также преподавал рус. язык в Самарском епархиальном жен. уч-ще. В 1882 г. назначен смотрителем Венёвского ДУ Тульской епархии. В окт. 1883 г. переведен во Владимирскую ДС преподавателем гомилетики. 18 марта 1884 г. рукоположен во иерея с причислением к клиру владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря и с оставлением в должности преподавателя семинарии. Сотрудничал с владимирским братством св. Александра Невского: являлся распорядителем проводимых братством народных чтений и собеседований (с авг. 1884), был преподавателем литургики в братской школе церковного пения (с окт. 1885). В дек. 1890 г. назначен законоучителем Владимирской ДС и настоятелем семинарского домового Александро-Невского храма. 13 апр. 1901 г. возведен в сан протоиерея. В нач. 1902 г. переведен в С.-Петербург, что связывают с покровительством Н. его бывшего наставника в КазДА С.-Петербургского и Ладожского митр. Антония (Вадковского) . 28 марта 1902 г. назначен законоучителем петербургской 4-й (Ларинской) муж. гимназии и настоятелем гимназического Татианинского храма в С.-Петербурге на Васильевском о-ве. Служил в храме Вознесения на Вознесенском проспекте. 30 янв. 1906 г. назначен настоятелем Екатерининского храма на Васильевском о-ве. Был членом С.-Петербургской духовной консистории. В 1916 г. овдовел. 14 июня 1918 г. назначен наместником Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря в Костроме. Петроградский и Гдовский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) писал 15 июня того же года временно управляющему Костромской епархией архиеп. Евдокиму (Мещерскому) о том, что искренне сожалеет о расставании с Н., «с таким высокообразованным, выдающимся и глубоко преданным Церкви Божией пастырем, поистине «полагающим душу свою за овцы», и с таким опытным, полезнейшим, незаменимым сотрудником в епархиальных делах, каковым он был по должности члена Петроградской Духовной Консистории и различных, вызванных обстоятельствами времени, учреждений епархиального ведомства, исполнявшим и многие особые поручения моих предместников, и мои с примерною ревностью и замечательною аккуратностью».

http://pravenc.ru/text/2566010.html

Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. XXI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) († 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского р-на Костромской обл.). По преданию, к-рое не подтверждается документальными источниками, М. происходил из рода дворян Писемских. В юности он пришел в Троице-Сергиев мон-рь и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного нек-рое время, М. по благословению прп. Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впосл. М. перешел на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили ц. в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения М. почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, М. был собеседником прп. Павла Обнорского ( 1429) и нек-рое время подвизался вместе с ним на Письме. Возможно, это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упом. как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича Обнорскому мон-рю). Описание Макариевой пуст. содержится в писцовой книге 1629-1630 гг. (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. в Макариевой обители вместо 2 древних храмов была построена Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения М. в приделе во имя прп. Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная» (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. 1865. Стб. 306-307). В описи упомянуты также 2 иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Вероятно, в 20-х гг. XVIII в., когда после издания «Духовного регламента» (1720) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака М. была разобрана под наблюдением архим. Ипатиевского Троицкого мон-ря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пуст. Иоасаф и свящ. Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят... рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 732-б. Л. 444).

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Павел (Фокин), митр. Ханты-Мансийский. Фотография. 2018 г. (Фокин Павел Семенович; род. 9.01.1956, с. Кучеровка Глуховского р-на Сумской обл. Украинской ССР), митр. Ханты-Мансийский и Сургутский. Из семьи зам. начальника железнодорожной станции. В 1973 г. окончил кучеровскую среднюю школу. В том же году поступил на дирижерско-хоровое отделение Сумского муз. уч-ща. В 1974-1976 гг. проходил срочную военную службу. После увольнения в запас продолжил обучение в музыкальном училище, которое окончил в 1980 г. С 1981 г. работал регентом детского хора и хора педагогов кучеровской средней школы. В 1985 г. переехал в Ленинград, нес послушание чтеца и псаломщика в Преображенском соборе. В 1989 г. по рекомендации прот. Н. М. Гундяева поступил в ЛДС. В 1992 г. окончил ЛДС и поступил в ЛДА. В 1996 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия за сочинение «Мальтийский орден и его историческое развитие». 21 сент. того же года Костромским и Галичским архиеп. Александром (Могилёвым ; ныне митрополит) рукоположен во диакона и 27 сент.- во иерея. 8 окт. того же года пострижен в монашество, наречен в честь прп. Павла Обнорского, Комельского. 31 окт. утвержден в должности наместника Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Был одним из инициаторов передачи Костромской епархии всех зданий, расположенных на территории музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». Этот процесс вызвал конфликт епархии и музея. После вмешательства федеральных властей было принято решение о передаче зданий Церкви. Во время служения в Костромской епархии нес послушания члена епархиального совета, благочинного церквей г. Костромы, председателя епархиального суда, настоятеля Иоанно-Богословской ц., руководил строительством храма во имя прор. Илии в пос. Ильинском Костромского р-на и обл. С 1996 по 2003 г. преподавал гомилетику в Костромской ДС. 17 окт. 1997 г. возведен в сан игумена и 21 мая 1998 г.- в сан архимандрита. С 16 окт. 2002 по 15 янв. 2003 г. нес послушание помощника руководителя Русской духовной миссии в Иерусалиме , совмещая послушание с управлением монастырем. 26 дек. 2003 г. освобожден от должности наместника Ипатиевского монастыря и назначен настоятелем Свято-Никольского собора г. Сан-Франциско в США. 21 авг. 2007 г. переведен на должность настоятеля Свято-Никольского ставропигиального прихода г. Рима.

http://pravenc.ru/text/2578507.html

Виталий, епископ Костромской и Галичский (Щепетов Василий) Родился в семье священника Тульской губернии. С 1819 по 1823 год обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии, которую окончил со степенью магистра. В 1823 году, по окончании академии, назначен ректором Московской духовной семинарии, в которой служил в течение 10 лет. С 1827 года – архимандрит Заиконоспасского монастыря. 8 июня 1833 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и архимандритом Пафнутьева Боровского монастыря. 27 июня 1837 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 14 ноября 1842 года перемещен в Кострому. 11 августа 1845 года, по болезни, уволен на покой в Симонов монастырь и назначен присутствующим в Московской синодальной конторе. Скончался 29 января 1846 года в Костромском Ипатиевском монастыре. Погребен в церкви праведного Лазаря Костромского Ипатиевского монастыря. По воспоминаниям Самчевского, студенческого товарища преосвященного Виталия, он был «одним из даровитейших и успешнейших студентов своего курса». Начальство дорожило этим «умным человеком с твердым характером, умевшим быть ласковым и вежливым, хладнокровным и спокойным». Такая выработка характера принадлежала Московскому первосвятителю Филарету (Дроздову) , под начальством которого Виталий служил первые десять лет. Будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии, он редактировал журнал «Христианское чтение». Труды: Слово в Великий Пяток, произнесенное в Александро-Невской лавре. – СПб., 1835. Речь по произнесении торжественного обета принявшего звание сердобольных вдов в церкви святой Марии Магдалины 6 декабря 1839 года, Москва. Наставление о производстве следствий//Письма митрополита Московского Филарета к преосвященному Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842 гг.). – М., 1887. – С. 14 и прим. 44. Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне//Русский архив. – 1898, кн. 1. – С. 304–310. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 204–206.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ильинское (Самсоновское с/п). Церковь Илии Пророка. Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:не ранее 1990. Адрес: Костромская область, Костромской район, пос. Ильинское Координаты: 57.646487, 40.926189 Проезд:По дороге Кострома-Иваново, церковь видна с дороги с левой стороны Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Впервые старинное село Ильинское на Кубани (село названо по имени церкви св.пророка Илии и реки Кубани), бывшее тогда поместьем Ивана Степановича и Степана Степановича Аргамаковых и " немцев " Ариста Семёновича, Андрея Семёновича и Владимира Семёновича Фамендиных (фон Менгден), упоминается в 1627 году. Церковь во имя св. прор. Илии впервые упоминается в 1628 г., когда сообщается о том, что она сгорела, но вскоре её восстановили. В 90-е годы 18 века взамен деревянного на средства местных помещиков Марии Ивановны фон Менгден и её сына гвардии прапорщика Владимира фон Менгден был возведён каменный одноглавый храм, освящённый в 1796 году. Из деревянной церкви в него перенесли два престола: 1) в холодном четверике - во имя св. прор. Илии, 2) в тёплой трапезной - во имя свт. Николы. Храм был закрыт в 1937 году. 9 сентября 1965 г. по предложению Костромского райисполкома облисполком разрешил снести заброшенный храм и вскоре его разобрали до основания. В сер. 1990-х годов местные жители решили построить на прежнем фундаменте небольшой одноглавый деревянный храм, обложенный кирпичом, во имя св. прор. Илии. Летом 2001 года храм как подворье был приписан к Ипатиевскому монастырю и 2 августа 2001 г. первую Божественную литургию в нём совершил тогда ещё наместник обители архим. Павел (Фокин) с братиями Ипатиевского монастыря... Из статьи Н.А. Зонтикова " Храмы Костромского района " Ильинская церковь села Ильинского на Кубани каменная, с такою же колокольнею. Построена в 1796 г. усердием г. фон Менгден. В 1908 г. теплый придел расширен в левую сторону. Обнесена каменной оградой, покрытой железом; внутри ограды кладбище без особой церкви. Престолов два: в настоящей холодной – во имя св. пророка Илии, в приделе теплом – во имя святит. Николая. Часовен в приходе две: одна каменная в деревне Ивакине, другая деревянная в деревне Фатьянке, но без продажи свечей и масла.

http://sobory.ru/article/?object=19171

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. В. Милеев. Фотография. Нач. ХХ в. Дмитрий Васильевич (22.08.1878, с. Хвостиха Сенгилеевского у. Симбирской губ.- 19.07.1914, Киев), архитектор-художник, археолог, реставратор. Род. в семье статского советника, окончил Роменское реальное уч-ще, затем Высшее художественное уч-ще при АХ, в классе архит. проф. М. Т. Преображенского. В 1905-1906 гг. в ходе командировок, организованых по заданию академии, выполнил обмеры и фотофиксацию ок. 50 памятников деревянной церковной и гражданской архитектуры Архангельской, Олонецкой, Вологодской и Костромской губерний. В 1906-1907 гг. совместно с А. К. Ивановым составил проект реставрации Троицкого собора Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря . С 1908 г. принимал участие в архитектурно-археологических раскопках Имп. археологической комиссии в Овруче (ц. свт. Василия Великого), руководил раскопками в Киеве (Десятинная церковь, в 1908-1909 совместно с Б. В. Фармаковским) и Смоленске (Борисоглебский собор на Смядыни). С 1909 г. член ИАК, с 1910 г. действительный член Русского археологического об-ва, член Об-ва архитекторов-художников. В 1910-1914 гг. продолжал руководство раскопками (в т. ч. охранными) древнего Киева (открытие церкви XI в. в Митрополичьей усадьбе, исследования полов Софийского собора, раскопки в усадьбах Трубецкого и Новицкой), где применял передовой «кессонный» метод раскопок с тщательной стратиграфической фиксацией. В 1911-1913 гг. руководил масштабными реставрационными работами в Ипатиевском во имя Святой Троицы монастыре в Костроме во время подготовки к празднованию 300-летия Дома Романовых (пожалован орденом св. Анны 3-й степени), в 1911 г. провел инженерные исследования и обмеры колокольни Успенской Боровской ц. в Архангельске, в 1913 г. руководил реставрацией Богоявленской ц. в Чёлмужах. Принимал активное участие в реставрационных заседаниях ИАК, выступал в защиту сохранения деревянного Троицкого собора в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/2563190.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Исцелённов) Николай Иванович (31.05.1891, Иркутск - 24.02.1981, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), рус. архит., график, художник-иконописец, инженер. Род. в семье купца 2-й гильдии И. Ф. Исцелёнова, городского головы Иркутска (1906-1909). Окончил иркутскую гимназию. В 1909-1917 гг. учился на архитектурном фак-те имп. АХ в С.-Петербурге. В годы учебы состоял помощником архитекторов В. А. Покровского, А. В. Щусева и С. С. Кричинского, принимал участие в реставрации Ипатиевского монастыря в Костроме, в строительстве ц. свт. Николая Чудотворца на подворье имп. Палестинского об-ва в С.-Петербурге. В дек. 1917 г. получил звание художника-архитектора за проект здания Военно-исторического музея. В февр. 1920 г. через Финский зал. перешел границу, нек-рое время жил в Хельсинки, где женился на худож. М. А. Лагорио (1893-1979). В 1921-1924 гг. жил в Берлине, с 1925 г.- в Париже, в годы второй мировой войны - в Авиньоне. В эмиграции работал художником-иллюстратором, театральным декоратором, архитектором-инженером, журналистом. Принимал участие в многочисленных выставках в Германии, в Чехии, во Франции и в Бельгии. Участник выставки русского искусства в Брюсселе (1928). В 1928 г. в Париже вошел в об-во «Икона» , поддерживал контакты с его основателями В. П. Рябушинским , Д. С. Стеллецким , И. Я. Билибиным и П. П. Муратовым . В 1951-1979 гг. председатель об-ва «Икона», с 1979 г. почетный председатель. В годы председательства И. при его непосредственном участии состоялось более 30 выставок икон. Проект храма-памятника во имя прав. Иова Многострадального в Брюсселе. 1934 г. Архит. Н. И. Исцелёнов Проект храма-памятника во имя прав. Иова Многострадального в Брюсселе. 1934 г. Архит. Н. И. Исцелёнов И. стал известен как автор большеформатных картин с изображениями рус. мон-рей, соборов и церквей. В этом виде искусства его творчество во многом совпадает по тематике с творчеством Л. М. Браиловского («Видения старой России», 1925-1937, Музей рус.

http://pravenc.ru/text/1237709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Никодим (Сребницкий), еп. Переяславский и Бориспольский. Портрет. 40-е гг. XVIII в. Никодим (Сребницкий), еп. Переяславский и Бориспольский. Портрет. 40-е гг. XVIII в. (Сребницкий; кон. XVII в.- 12.06.1751, Переяслав (совр. Переяслав-Хмельницкий, Украина)), еп. Переяславский и Бориспольский. Учился в Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской академиях. С 1722 г. служил в Белгородской и Обоянской епархии: был архидиаконом при еп. Епифании (Тихорском; † 1731). С 1727 г. в сане архимандрита являлся настоятелем Николаевского мон-ря Белгорода, вскоре назначен судьей Белгородского архиерейского дома. Еп. Епифаний не только сделал его своим душеприказчиком, но и в предсмертном письме архиеп. Новгородскому и Великолуцкому Феофану (Прокоповичу) ходатайствовал за Н. как за одного из 2 желательных преемников. Однако на Белгородскую кафедру был хиротонисан архим. Досифей (Богданович-Любимский; 1736). В сент. 1732 г. Н. подал в Синод прошение о переводе в др. епархию. Пока оно рассматривалось, он попал под следствие из-за недостачи крупной суммы денег, оставшихся от еп. Епифания, и был вызван в С.-Петербург с приходо-расходными книгами. Выяснилось, что деньги израсходовал сам покойный епископ. В Белгородскую епархию Н. не вернулся, приняв назначение настоятелем Псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . 25 янв. 1734 г. Н. был вызван в столицу на чреду служения и определен судьей С.-Петербургского духовного правления «для обучения и присмотрения к делам» (до 7 июня 1738). До 1742 г. в С.-Петербурге не было собственного архиерея: вместе с освобожденными в ходе Северной войны (1700-1721) землями (Шлиссельбургский, Копорский и Ямбургский уезды, Кронштадт) и завоеванным г. Выборгом новая столица России входила в состав небольшой по территории Синодальной обл. Благодаря покровительству архиеп. Феофана Н. быстро продвигался по службе: 4 июля 1734 г. он стал настоятелем Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря , а 11 февр. 1736 г.- Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря. 20 июля 1736 г. имп. Анна Иоанновна пожаловала его званием члена Синода. В сент. 1736 г. Н. присутствовал при кончине архиеп. Феофана и участвовал в погребальных службах в С.-Петербурге не только как член Синода, но и как душеприказчик почившего.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010