Кирилл Завидов 31 июля 1594 перев. из Новгородского Антониева, а 18 мар. 1605 хирот. в архиеп. Ростовского. Иоасаф перев. из Пафнутиева Боровского 1805–9, удалился туда-же и убит 5 июля 1610. Св. Дионисий Ржевитин 29 июня 1610 перев. из Старицкого Богородицкого; † 10 мая 1633. Нектарий Вязмитин перев. из Песношского 29 июня 1633–1640. Адриан Новгородец 1 авг. 1640 перев. из Тольгского; † 1 мар. 1656. Иоасаф Ново-Торжец 25 апр. 1656 перев. из Владимиро-Рождественского, а 10 февр. 1667 хирот. в патр. Всероссийского. Феодосий 23 мая 1667 перев. из Новгородского Юрьева; † в авг. 1674. Викентий 1 сент. 1674 перев. из Владимиро-Рождественского, а 22 апр. 1694 отошёл на покой туда-же. Иов 28 апр. 1694 перев. из Московского Высоко-Петровского, а 6 июня 1697 хирот. в митр-та Новгородского. Евфимий 14 июня 1697 перев. из Московского Знаменского; † 17 дек. (sic) 1700. Иларион Властевинский 6 янв. 1701 перев. из Новоспасского, а 9 апр. 1704 37 хирот. в митр-та Сарского. Сильвестр Холмский 22 окт. 1704 перев. из Юрьева, а 14 сент. (sic) 1708 хирот. в митр-та Нижегородского. Иоасаф 22 сент. 1708 перев. из Московского Высоко-Петровского; † 17 нояб. 1710. Георгий Дашков 15 апр. 1711 произведён из келарей, а 13 июля 1718 хирот. в еписк. Ростовского. (Был строитель Астраханского Троицкого монастыря). Тихон Писарев 7 нояб. 1718 перев. из Спасо-Ярославского. По исх. 1721. Гавриил Бужинский опред. июня 14 ? 24 мар. 1722, перев. из Ипатиевского, а 30 окт. 1726 хирот. в еписк. Рязанского. Варлаам Высоцкий 13 нояб. 1726 перев. из Переяславльского Даниилова; † 25 июля 1737, в С.-Петербурге и погребён в Сергиевой пустыне (им устроенной). Арсений Воронов , архим. Спасо-Прилуцкий, определён 24 янв. 1737 в келари, 18 окт. 1738 в архим., но отказался; † 24 мар. 1740. Амвросий Дубневич 31 дек. 1738 перев. из Киевского Златоверхо-Михайловского, а 8 сент. 1742 хирот. в еписк. Черниговского. Кирилл Флоринский 5 сент. 1742 перев. из Заиконоспасского; † 9 янв. 1744. Арсений Могилянский 29 янв. 1744 произведён из придворных проповедников; 25 июня хирот. в архиеп. Переяславльского и оставлен архимандритом. Уволен на покой в Новгород-Северский мнтрь 22 мая 1752. С 22 окт. 1757 митр-т Киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В названном году Московский университет праздновал столетний юбилей своего существования и прислал в дар Московской Академии, принимавшей также участие в его торжестве, вместе со своими юбилейными изданиями весьма большую серебряную медаль, выбитую на память об этом знаменательном событии 724 . Ровно чрез десять лет после этого, в августе 1865 года, чрез посредство проф. академии П.С. Казанского поступила в нее серебр. еврейская монета (сикль) от иеромонаха Костромского Ипатиевского монастыря о. Кирилла. В следующем году императорское вольное экономическое общество прислало академии бронзовую медаль в память своего столетнего существования (1765–1865), а нижегородский дворянин В.И. Яшеров поднес таковую же медаль по случаю столетия со времени смерти Михайла Васильевича Ломоносова († 4 апреля 1765 г.) 725 . Редкость случаев пожертвований в академию предметов старины и их светский, не церковный характер не могли ускользнуть от внимания того, кто зорко следил тогда за событиями академической жизни и был глубоко заинтересован успехами almae matris в изучении наук богословских и церковно-исторических. Приснопамятный щения, обратился за помощью к киевскому иеродиакону Алипию, «хорошему живописцу», и при содействии его весьма быстро, менее чем в два дня, исполнил поручение своего начальства. В первых числах марта списки отобранных им старопечатных книг и икон, «которые желательно было бы приобрести для учреждаемого при Москов. Дух. Академии церковно-археологического музея», были уже в руках А.В. Горского. Тщательно рассмотрев списки, последний 11 марта представил их на благоусмотрение г. обер-прокурора, при чем «благопочтительнейше испрашивал начальственного его разрешения отпустить исчисленные в упомянутых списках иконы и книги в собственность академии». Отношением г. товарища обер-прокурора от 19 августа дано было знать, что св. Синод не встречает препятствий к удовлетворению ходатайства о. ректора об отпуске в академию показанных в списках книг и икон, «за исключением впрочем тех икон, кои на основании определения св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ильинское (Самсоновское с/п). Церковь Илии Пророка. Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:не ранее 1990. Адрес: Костромская область, Костромской район, пос. Ильинское Координаты: 57.646487, 40.926189 Проезд:По дороге Кострома-Иваново, церковь видна с дороги с левой стороны Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Впервые старинное село Ильинское на Кубани (село названо по имени церкви св.пророка Илии и реки Кубани), бывшее тогда поместьем Ивана Степановича и Степана Степановича Аргамаковых и " немцев " Ариста Семёновича, Андрея Семёновича и Владимира Семёновича Фамендиных (фон Менгден), упоминается в 1627 году. Церковь во имя св. прор. Илии впервые упоминается в 1628 г., когда сообщается о том, что она сгорела, но вскоре её восстановили. В 90-е годы 18 века взамен деревянного на средства местных помещиков Марии Ивановны фон Менгден и её сына гвардии прапорщика Владимира фон Менгден был возведён каменный одноглавый храм, освящённый в 1796 году. Из деревянной церкви в него перенесли два престола: 1) в холодном четверике - во имя св. прор. Илии, 2) в тёплой трапезной - во имя свт. Николы. Храм был закрыт в 1937 году. 9 сентября 1965 г. по предложению Костромского райисполкома облисполком разрешил снести заброшенный храм и вскоре его разобрали до основания. В сер. 1990-х годов местные жители решили построить на прежнем фундаменте небольшой одноглавый деревянный храм, обложенный кирпичом, во имя св. прор. Илии. Летом 2001 года храм как подворье был приписан к Ипатиевскому монастырю и 2 августа 2001 г. первую Божественную литургию в нём совершил тогда ещё наместник обители архим. Павел (Фокин) с братиями Ипатиевского монастыря... Из статьи Н.А. Зонтикова " Храмы Костромского района " Ильинская церковь села Ильинского на Кубани каменная, с такою же колокольнею. Построена в 1796 г. усердием г. фон Менгден. В 1908 г. теплый придел расширен в левую сторону. Обнесена каменной оградой, покрытой железом; внутри ограды кладбище без особой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=19171

Государь воссел не на приготовленный Трон, но близ оного на креслах, имея по правую руку Наследника. Присутствовали: митрополит Петербургский Серафим, митрополит Московский Филарет, митрополит Иона, архиепископ Тверской Григорий, протопресвитер московского Благовещенского собора о. Павел Криницкий, обер-священник Главного штаба, придворный протоиерей о. Николай Музовский, обер-священник Армии и Флота протоиерей Василий Кутневич. Присутствовал обер-прокурор С. Д. Нечаев. Засим обер-прокурором прочитаны были: 1) Высочайшее Его Императорского Величества повеление, чтобы для удобств в надзоре за духовенством и назидания паствы умножено было число викариев и чтобы Синод ныне же вошел в рассуждение об учреждении вновь до четырех викариев в обширнейших епархиях. 2) Высочайшее повеление, чтобы Синод вошел в сношения об оказании монастырям пособия землями свыше определенного прежними правилами количества. 3) Объявлено Высочайшее утверждение всеподданнейшего доклада Синода о возвращении самобытности обращенному в Архиерейский дом Ипатиевскому монастырю, где юный Царь Михаил Феодорович умолен был принять державу Российскую, и об учреждении оного монастыря первоклассным кафедральным». Государь придавал особое значение как должной духовной подготовке, так и улучшению материального положения духовенства. И января 1828 г. последовал следующий его указ Синоду: «В постоянном Нашем попечении о благе всех Наших верноподданных, состояние духовенства всегда привлекало особенное Наше внимание. В твердой уверенности, что добрые христианские нравы составляют первое основание общественного благоденствия, а нравы назидаются наставлениями и примером духовенства, Мы всегда желали, чтобы чин духовный имел все средства и к образованию юношества, Церкви посвящаемого, и к прохождению служения его с ревностию и свойственным ему достоинством, не препинаясь заботами жизни и безбедного своего содержания. Изъявив уже в разных случаях Святому Синоду мысль и волю Нашу о столь важных предметах, Мы признали за благо сим снова повелеть, дабы Святой Синод неукоснительно представил Нам способы, какие он найдет нужным, с одной стороны, как успешнейшему образованию духовного юношества и, с другой, дабы лица, духовному званию себя посвящающие, особливо же приходского духовенства, обеспечены были в средствах содержания их везде и особливо в приходах бедных».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. XXI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) († 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского р-на Костромской обл.). По преданию, к-рое не подтверждается документальными источниками, М. происходил из рода дворян Писемских. В юности он пришел в Троице-Сергиев мон-рь и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного нек-рое время, М. по благословению прп. Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впосл. М. перешел на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили ц. в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения М. почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, М. был собеседником прп. Павла Обнорского ( 1429) и нек-рое время подвизался вместе с ним на Письме. Возможно, это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упом. как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича Обнорскому мон-рю). Описание Макариевой пуст. содержится в писцовой книге 1629-1630 гг. (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. в Макариевой обители вместо 2 древних храмов была построена Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения М. в приделе во имя прп. Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная» (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. 1865. Стб. 306-307). В описи упомянуты также 2 иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Вероятно, в 20-х гг. XVIII в., когда после издания «Духовного регламента» (1720) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака М. была разобрана под наблюдением архим. Ипатиевского Троицкого мон-ря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пуст. Иоасаф и свящ. Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят... рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 732-б. Л. 444).

http://pravenc.ru/text/2561304.html

В Александро-Невской часовне, что на Моисеевской площади, в г. Москве, приходское духовенство служило панихиду по знаменитым сподвижникам Царя Михаила Феодоровича – князе Димитрии Пожарском, Нижегородском гражданине Козьме Минине и Иване Сусанине. Такое же заупокойное богослужение по Царе Михаиле Феодоровиче происходило и во всех церквах г. Костромы и в Ипатиевском монастыре. 25 июня 1896 года, в день столетия со дня рождены Императора Николая I, во всех приходских столичных храмах были совершены торжественные заупокойные богослужения. Из Исаакиевского собора после панихиды совершен был крестный ход к памятнику Императора Николая I. Здесь митрополитом С.-Петербургским в присутствии Ваших Императорских Величеств совершен был молебен с провозглашением многолетия Вашему Величеству и всему царствующему Дому, вечной памяти императору Николаю I и многолетия победоносному воинству и всей богохранимой державе Российской. 6 ноября 1896 года, по случаю исполнившегося 100-летия со дня кончины Императрицы Екатерины II, в царствование которой состоялось окончательное присоединение к России Северо-Западного края, во всех церквах Литовской епархии были совершены заупокойные литургии. С особенным благолепием поминовение Великой Императрицы совершалось в г. Вильне. 1 мая 1897 г., в гг. Киеве и Вильне торжественно отпраздновано было 400-летие со дня мученической кончины святителя Макария митрополита Киевского, мученически умерщвленного в тяжкие времена унии. Святые мощи его нетленно почивают в Киево-Софийском соборе. В ознаменование того же события и вместе в память священного Коронования Ваших Императорских Величеств, в одной из окраин г. Киева совершена закладка церковной школы, устроенной Киевским религиозно-просветительным обществом на собранный от разных учреждений и лиц пожертвования. 10 июня 1897 г. совершилось празднование 400-летгя существования Корнилиево-Комельского монастыря, Грязовецкого уезда, Вологодской епархии. В этот день издревле в обители воспоминается, по преданию, пришествие преподобного Корнилия на место подвигов в Комельский лес в 1497 году, в царствование Uoahha III . В память юбилейного торжества, обитель преподобного приняла на полное свое содержание 5 лиц из заштатного и сиротствующего бедного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Уфу, потому что в 1840 годах он находился еще в ризнице Тверского кафедрального собора. В хронологическом реестре антиминсов, хранящихся в Тверском Кафедральном соборе и представленном в 1842 году в Св. Синод, по его требованию, указан антиминс под 13, вполне одинаковый по описанию с Уфимским антиминсом. На нем находятся те же изображения, как и на Уфимском; он освящен тем же Сильвестром Косовым , в тот же 1637 год, в то же число 15-го апреля, в ту же церковь Успения Богородицы, что в обители Буйницкой. Вот как описан антиминс в упомянутом хронологическом реестре ризницы Тверского собора: «7145 (1637) г. апреля 15. Антиминс печатный, со св. мощами, холщевый, принадлежавший православной церкви Могилевской. Он мерою в ширину полуаршина, в длину 10 вершков слишком. На нем изображено: на средине крест, гроб Господень и Иисус Христос частию во гробе, частию по протяжению креста, как бы живой, стоящий с распростертыми долу руками, а из рёбер Его течет кровь в чашу. Вверху креста надпись: n. ц под сею надписью: ισ. χσ. Ниже поперечного дерева: ка. По сторонам гроба два ангела. По углам, в кругах, четыре Евангелиста. Сей антиминс освящён и внизу подписан Сильвестром Косовым , православным Епископом Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, при державе короля Польского Владислава четвёртого, в лето бытия мира 7145, от Рождества же Христова 1637, месяца апреля 15-го дня; дан в храм Успения Пресвятыя Богородицы, что в обители Буйницкой. (Дело архива Св. Синода 1841 г. 693). 134 В коллекции гравюр Д. Равинского есть гравюра Максима Вощанки, жившего в Могилеве в конце XVII века (1698 г.). В ней изображён Христос, стоящий со крестом, из ребр Его истекает в чашу кровь. При этом объяспителные слова: «Аз есм хлиб животн. М. В.» (Русские граверы и их произведения. Равинского. Спб. 1870 г. стр. 383). 135 В реестре антиминсам, хранящимся в ризнице Костромского кафедрального Ипатиевского монастыря, сказано (см. 6 и 7): «антиминс 1652 года освящен при Патриархе Никоне , в какой храм не означено, без мощей, печатал на полотне обыкновенной величины».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Исцелённов) Николай Иванович (31.05.1891, Иркутск - 24.02.1981, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), рус. архит., график, художник-иконописец, инженер. Род. в семье купца 2-й гильдии И. Ф. Исцелёнова, городского головы Иркутска (1906-1909). Окончил иркутскую гимназию. В 1909-1917 гг. учился на архитектурном фак-те имп. АХ в С.-Петербурге. В годы учебы состоял помощником архитекторов В. А. Покровского, А. В. Щусева и С. С. Кричинского, принимал участие в реставрации Ипатиевского монастыря в Костроме, в строительстве ц. свт. Николая Чудотворца на подворье имп. Палестинского об-ва в С.-Петербурге. В дек. 1917 г. получил звание художника-архитектора за проект здания Военно-исторического музея. В февр. 1920 г. через Финский зал. перешел границу, нек-рое время жил в Хельсинки, где женился на худож. М. А. Лагорио (1893-1979). В 1921-1924 гг. жил в Берлине, с 1925 г.- в Париже, в годы второй мировой войны - в Авиньоне. В эмиграции работал художником-иллюстратором, театральным декоратором, архитектором-инженером, журналистом. Принимал участие в многочисленных выставках в Германии, в Чехии, во Франции и в Бельгии. Участник выставки русского искусства в Брюсселе (1928). В 1928 г. в Париже вошел в об-во «Икона» , поддерживал контакты с его основателями В. П. Рябушинским , Д. С. Стеллецким , И. Я. Билибиным и П. П. Муратовым . В 1951-1979 гг. председатель об-ва «Икона», с 1979 г. почетный председатель. В годы председательства И. при его непосредственном участии состоялось более 30 выставок икон. Проект храма-памятника во имя прав. Иова Многострадального в Брюсселе. 1934 г. Архит. Н. И. Исцелёнов Проект храма-памятника во имя прав. Иова Многострадального в Брюсселе. 1934 г. Архит. Н. И. Исцелёнов И. стал известен как автор большеформатных картин с изображениями рус. мон-рей, соборов и церквей. В этом виде искусства его творчество во многом совпадает по тематике с творчеством Л. М. Браиловского («Видения старой России», 1925-1937, Музей рус.

http://pravenc.ru/text/1237709.html

В 1654 г. сотник Михаил Махаринский подавал прошение о дозволении построить ему м-рь на отчине своей Тимановки-Дранки в благодарность Богу за освобождение из польского плена. По резолюции ему в этом отказано впредь до разрешения митрополита. Дальнейший ход дела неизвестен. “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, X, 16 (статья XX, на стр. 763, две челобитные Мих. Махаринского). 2103 . Тихвинский, женский, ныне церковь на горе во имя Тихвинской Бож. Матери с приделом Иоанна Богослова, в гор. Кунгуре, Пермской губ. Основан в начале XVIII стол. преосвященным Вятским и Великопермским Дионисием (1700–1718 г.); упразднен до штатов. Еще в 40-х годах XIX стол. у церкви оставался камен. дом, в котором жило несколько лиц, носивших черное платье, но уже в виде богаделенных. Евг. Попов, “Великоперм. и Пермская епархия”, 25. 2104 . Тохтарев – Богородицкий, мужской, ныне село Монастырь или Тохтаревское, Пермской губ., Красно­уфимского у., в 78 вер. к сев.-сев.-зап. от Красноуфимска, на левом берегу р. Сылвы. Основан в 1645 г. В церкви села особенно чтится по всему уезду древняя икона Божией Матери Неопали­мой Купины, писанная будто бы для монастыря самим Вятским архиеп. Ионою в конце XVII ст. “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 52; “Спис. насел. мест Перм. губ.”, CCLXIX; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 946, 5; “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архи­ереев). 2105 . Трактомировский или Терехтемиревский – Зарубский – Успенский или Крестовоздвиженский, мужской, ныне деревня Мостырок, Киевской губ., Коневского у., в 47 вер. к сев. от Канева, между мест. Трактомировым и селом Зарубинцами, на прав. бер. Днепра, где откры­ты пещеры, в коих, как полагают, жили отшельники. В Ипатиевской лето­писи под 1147 г. говорится: «постави Изяслав Митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба (в Ермолаевской летописи прибавлено – где теперь м-рь Терехтемерский); бе бо черноризец скимник, и быть книжник и фило­соф, так якоже в Русской земле не бяшет». Далее о нем в истории не упоминается, и только при описании Киевского замка 1552 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Образ П. встречается в единичных изводах с изображениями св. иконописцев (мстёрская икона нач. ХХ в. из собрания Н. П. Кондакова (ГРМ)). К образу П. обращались иконописцы мастерской Пешехоновых : икону святого выполнили в 1850 г. в мастерской М. С. Пешехонова для верхней ц. в честь Небесных сил бесплотных скита Всех святых Валаамского монастыря (в наст. время в ц. прор. Илии в Лиексе, Финляндия); в составе избранных святых П. предстоит в молении Петровской иконе Божией Матери на иконе 1837 г. письма И. С. Пешехонова (в окладе 1838 г. с клеймом С.-Петербурга, ЦМиАР); 3 святителя с Петровской иконой Божией Матери изображены на створке складня с подписью В. М. Пешехонова (1878, Собрание рус. икон при Фонде ап. Андрея Первозванного). С моделью кремлевского Успенского собора на покровенной руке (или руках) П. запечатлен на иконе нач. XX в. (ГИМ; правая часть металлической основы утрачена). Образ П. имеется на иконе-дробнице ок. 1917 г. на интронизационном саккосе патриарха Тихона (мастер К. И. Конов, ЦАК МДА). Об особенностях почитания П. свидетельствуют настенные церковные росписи: в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря - образы святителей П. и Алексия на вост. столбах (1502), в Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551) - в алтарной части; в кремлевском Архангельском соборе (1652-1666) - в нижнем ярусе апсиды полуфигуры святителей в медальонах (в центре - святители П. и Алексий). Во 2-й пол. XVI в. в монументальной живописи возникают новые оттенки смысла в интерпретации образа П. Так, в росписи Преображенского собора в Ярославле (1563) Московские святители включены в композицию «Служба св. отцов». Они представлены на сев. стороне апсиды за свт. Николаем Чудотворцем (в отличие от др. святителей у них в руках не свитки, а Евангелия). Образ П. имеется на столпе ц. Св. Троицы в Вяземах (кон. XVI в.). Фигуры святителей П. и Алексия присутствуют в большинстве алтарных росписей XVII в., исполненных ярославскими и костромскими мастерами: в ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1681; в алтаре), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684), в Троицком соборе Макариева мон-ря в Калязине (1654; в жертвеннике, изображение не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010