29. Ср. О божественных именах, I, 5, стр.234 (р.п. стр.235); IV, 4, стр.302-308 (р.п., стр.303-309); V, 5, стр.412-416 (р.п. 413-417). 30. Ио.1:1. 31. Василий Великий, Толкование на пророка Исаию, I, PG 30, 177C-D (р.п., Tbopehiя иже во Святыхъ Отца нашего Bacuлiя Великаго, Apxienuckona Kecapiu Kannaдokiйckiя, ч.2, М., 1891, стр.43.) 32. Пс.30:3. 33. τη ενεργεα - буквально: " действием " . 34. То есть Бог был Творцом всегда, даже и прежде творения, потому что в Нем всегда была Его творческая энергия. 35. 1Кор.1:30. 36. Деян.17:28. 37. " ενεργομενος " означает " действующий, но не самостоятельно, а направляемый кем- или чем-либо " ; употребляемое в отрицательном смысле означает " одержимый бесом " (Сакалис переводит " ενεργομενος " как " δραστηριοποιομενος " , дословно означающее по-русски " одеятельнотворенный " ) . Т.е. логос благобытия является той энергией Божией, содействуя которой совершает человек дела добродетели по апостолу, говорящему о себе: и благодать Его яже во мне не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1Кор.15:10). 38. ενθμενος – буквально: " вставивший " , " поместивший " . 39. О божественных именах, V, 8, стр.432 (р.п., стр.433). 40. Некоторые исследователи, впрочем, считают " οι περ Πνταινον " образным выражением, означающим самого Пантена, которго преп. Максим цитирует по сохранившемуся в к.-л. труде его ученика Климента (труды самого Пантена до нас не дошли) фрагменту его писаний; различные мнения выражаются также на предмет того, докуда простирается цитата. См. Sherwood, стр.175, прим.70. 41. Имеется в виду Климент Александрийский, называемый так по своему главному произведению, " Строматам " , подобно тому, как преподобный Иоанн, игумен горы Синайской называется Лествичником от своей книги " Лествица " . 42. Исх.23:17. 43. 2Тим.2:9. 44. Мф.7:23. 45. Ср. 1Ин.3:3. 46. Слово 16, 9, PG, 35, 945С (р.п., Слово 15, стр.236-237). 47. Sherwood переводит это " ηπαρκτικως " как actually. 48. Слово 14, 7, PG, 35, 865В (р.п., стр.208).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

30. Ио.1:1. 31. Василий Великий, Толкование на пророка Исаию, I, PG 30, 177C-D (р.п., Tbopehiя иже во Святыхъ Отца нашего Bacuлiя Великаго, Apxienuckona Kecapiu Kannaдokiйckiя, ч.2, М., 1891, стр.43.) 32. Пс.30:3. 33. εεε - буквально: " действием " . 34. То есть Бог был Творцом всегда, даже и прежде творения, потому что в Нем всегда была Его творческая энергия. 35. 1Кор.1:30. 36. Деян.17:28. 37. " εεοεο " означает " действующий, но не самостоятельно, а направляемый кем- или чем-либо " ; употребляемое в отрицательном смысле означает " одержимый бесом " (Сакалис переводит " εεοεο " как " οοοεο " , дословно означающее по-русски " одеятельнотворенный " ) . Т.е. логос благобытия является той энергией Божией, содействуя которой совершает человек дела добродетели по апостолу, говорящему о себе: и благодать Его яже во мне не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1Кор.15:10). 38. εεο буквально: " вставивший " , " поместивший " . 39. О божественных именах, V, 8, стр.432 (р.п., стр.433). 40. Некоторые исследователи, впрочем, считают " ο ε ο " образным выражением, означающим самого Пантена, которго преп. Максим цитирует по сохранившемуся в к.-л. труде его ученика Климента (труды самого Пантена до нас не дошли) фрагменту его писаний; различные мнения выражаются также на предмет того, докуда простирается цитата. См. Sherwood, стр.175, прим.70. 41. Имеется в виду Климент Александрийский, называемый так по своему главному произведению, " Строматам " , подобно тому, как преподобный Иоанн, игумен горы Синайской называется Лествичником от своей книги " Лествица " . 42. Исх.23:17. 43. 2Тим.2:9. 44. Мф.7:23. 45. Ср. 1Ин.3:3. 46. Слово 16, 9, PG, 35, 945С (р.п., Слово 15, стр.236-237). 47. Sherwood переводит это " " как actually. 48. Слово 14, 7, PG, 35, 865В (р.п., стр.208). 49. Мф.22:39. 50. " ε οε ο ου, ο εε ο ου " место довольно-таки трудное; глагол " εε " имеет основным своим значением " быть пассажиром " , " путешествовать на чем-либо " и в этом смысле " занимать место " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

38:36 Кто премудрость... Перевод по конъектуре Ф. Штира. Темное место допускает самые различные толкования. 42:7 Стихи снова сменились прозой; этим подчеркнуто, что книга кончается так, как она началась, – идиллией. Поразительно, что автор после картин предельной патетики с высокой поэтической дерзостью решается кончить повесть в тонах сказочного юмора (чего стоят хотя бы «говорящие» имена трех дочерей!). Комментарии к Псалмам Давидовым 1:1 слова закона в уме его... Буквально – «шепчет он». 3:3 Села. Евр. [сэла] (с ударением на первом слоге). Общепризнано, что перед нами какая-то музыкальная или литургическая помета (встречающаяся в Псалтири 71 раз и в Книге Пророка Аввакума 3 раза); но ее значение до сих пор не выяснено. Во всяком случае, она лишний раз напоминает, что речь идет о тексте, предназначенном не просто к чтению глазами, но к проговориванию и выпеванию. 8:1 На гиттит. Предположительно музыкальный термин. Остается вопрос: есть ли это название музыкального инструмента или обозначение мелодии? 10/11:7 и праведник узрит лик Его! Возможно понимание: «праведника зрит лик Его» 19/20:10 Господи, спаси царя... По другому возможному пониманию, принятому, например, М. Бубером и А. Шураки – «спаси нас, Господи, Царь»; в таком случае речь идет о царском достоинстве Самого Бога. 21/22:1 На «Лань зари». По-видимому, речь идет о мелодии, на которую должен был исполняться псалом. 21/22:13 Васан (Башан) – удобное для скотоводства высокое плоскогорье к востоку от Иордана. 21/22:17 ...пронзили они руки мои... Глагол [каари], допускает различные понимания («связали» и др.); традиционное «пронзили», находящееся в согласии и с версией Септуагинты ρυξαν, букв, «прокопали», ср. ц.-слав. ископаша рц мои), относится к числу вполне возможных. 21/22:19 и мечут жребий об одежде моей! Эти слова уже с времен начального христианства особенно непосредственно соотносились с участью Христа на Голгофе. Ср. Ио 19:23–24: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части [...]; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании» – следует цитата из Псалма. Надо сказать, что из двух лексем, употребленных в тексте Псалма, первая ( [бэгэд] обозначает скорее верхнюю одежду (в переводе Септуагинты μτια «плащи»), и в таком случае вторая ( [левуш]) может относиться именно к хитону, т. е. к рубахе. Поздневизантийский толкователь говорит в этой связи: «...Заметь точность пророчества. Пророк сказал не о том только, что они разделили, но и о том, что не разделили. Прочие одежды они разделили на части, а хитон – нет, но дело о нем предоставили жребию». (Св. Евангелие от Иоанна с толкованием блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, Московское подворье Троицкой Сергиевой Лавры, 1996, с. 675).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

25 Любопытно, что d’Herbigny (1, 219), приводя текст Ио. 20, 2–8, прерывает его многоточием как раз перед словами об Иоанне: «и виде, и верова». И, таким образом, получается новое свидетельство в пользу общепризнанного первенства Петра: Ipse ergo discipulus dilectior priores dat partes Petro (ср. столь же тенденциозное толкование Боссюэта ib. прим.: c " est lui aussi a qui Saint Jean reserve Thonneur d " entrer le premier dans le tombeau, ou il n’etait arrive que le second, afin qu’il fut le premier temoin des marques de la resurrection (остается удивляться, что Иоанн решился даже прийти ко гробу ранее Петра, а не выждал его прибытия). Des lors il est marque que Saint Jean vit ces narques et qu’il crut. Mais on ne celebre avec distinction parmi les disciples que la foi de Pierre et non pas celle de Jean o.21,3,7,1 Эта ссылка, как легко убедиться всякому, не имеет никакого отношения к прославлению веры Петра (как будто факт веры имеет меньше значения, нежели ее прославление). 26 Иерусалимский патриарх Нектарий (о власти папы 1682 г.) между прочим писал, что «если бы папа был главою церкви, то первые римские епископы были бы главами еще живых апостолов, напр. Иоанна». 27 Поэтому нельзя согласиться c d’Herbigny (1. е. 1, 220, D), который это событие излагает Jesus Malchum sanavit, facta sanatione (3, 4–7). Coram Ioanne, Petrus omnino eminet,solus loquens et agens: «quod habeo hoc do...; et allevavit eum». 28 Cp. d’Herbigny (I, 222, § 161, 1), который, конечно, останавливается лишь на миссии Nempa: ipsa Petri auctoritas videtur requiri, не взирая на то, что на самом деле посылается не Петр, а двоица, и требуется авторитет именно последней. 29 Даже и Вл. Соловьев в Повести об антихристе первое опознание и обличение антихриста влагает в уста старца Иоанна, вождя восточного христианства, в котором он, очевидно, и сам видит апостола Иоанна. Художественная форма затрудняет здесь точное уразумение богословских идей Вл. Соловьева, но мы не умеем иначе его понять, как в духе учения о двух первоапостолах, двойном примате вселенского христианства. (Наиболее неясны его идеи о Павле – Pauli). – В таком случае, более ранние точки зрения Вл. Соловьева – о примате одного Петра, – b La Russie et l’Eglise universelle, должны быть пересмотрены и соответственно осложнены в духе позднейшего учения, которое более соответствует и первоначальным замыслам В. С. Соловьева о «соединении церквей» и «мире востока и запада». В католической апологетике использован лишь заключительный мотив – о первоапостольстве Иоанна, (ср. hanp. d’Herbigny L’Unite dans le Christ, 25–6. Так же Ип Newmann russe, passim).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Κωνςαντινουπολως. . . . . «В 1758 годе в месяце Феврале Индикта 6, в бытность нашу в св. обители Синайской, куда мы сосланы, нечестивые Арабы, побуждаемые одною злостию, подкопали и ниспровергла священную трапезу в храме святого Верха, и самую землю выбросили вон, дабы, как говорят они, разрешились чары монахов, и пошел дождь. Такой дерзости, по словам старцов, не бывало от начала построения сего храма.» Константинопольский патриарх. 1761 год. «1761 года Февраля 21-го в середу в семь часов дня прибыл в монастырь архиепископ святой горы Синайской Кир. Кирилл. С той поры монастырь был отворен по 27 марта, а в этот день (вторник) мы устроили ворота.» 1764 год. Июля 1 дня сей архиепископ исходатайствовал фирман Султана, чтобы Синаиты не платили ни хараджа, ни аваэтиа (почетные подарки.) 1767 год. Книга, данная по указу Ее Императорского Величества из конторы св. правительствующего Синода Синайскому архимандриту Афанасию для записки получаемой во всех Российской Империи, кроме С. Петербурга, городех от доброхотнодателей на оплату долгов и на исправление церковных и монастырских ветхостей, на один год, милостыни, Генваря 8 дня 1767 года. Секретарь Михайло Копорский. 1767 года Генваря 11 дня смиренный митрополит Московский Тимофей подаяния испрашивать пастырско благословляем: Дано: 20 р. 2 р. 30 р. 3 р. о здравии княгини Анны 5 руб. – Только эти подаяния и записаны в книге. Между 1742 и 1768 годами. В одном кодексе Монастырском помещено послание к православным христианам в Далмацию о разности дней, в которые празднуется память св. великомученицы Екатерины. Иллирийцы празднуют 24-го, а Греки; 25 Ноября: те по Минее, печатанной в Москве, а эти по Минее, изданной в Венеции. Вопрос Иллирийцев об этой разности Синаиты предлагали на разрешение Цареградскому патриарху и Синоду его. Решено: Иллирийцы вместе с Рускимп празднуют день мученической смерти св. Екатерины, а Греки день перенесения мощей ее. 1768 год. Ио. Григорий Иоанн Каллимахи, Господарь Молдавский Хрисовулом пожаловал Синайской обители со всего воску, продаваемаго в Царе (т. е. в Молдавском княжестве) половину аспры с каждаго ока (с 3 Фунтов.)

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В Осьминском районе духовенство до 1943 г. также не имело связей с Псковской Миссией. Первые храмы здесь были открыты только весной 1942 г., ввиду полного отсутствия до этого времени духовенства. Лишь в марте в д. Песье (Самро) приехал иеромонах Лин (Никифоров), который открыл здесь Воскресенскую церковь  и служил в ней до конца мая 1942 г., уехав затем в Лядский и Гдов-ский районы. При о. Лине в Самро эстонский карательный отряд арестовал и расстрелял дочь церковного старосты Екатерину (бывшую ранее председателем сельсовета) и певчую церковного хора Ангелину (ранее секретаря сельсовета). В марте 1942 г. приехали в Осьминский район из Павловска игумен Илия (Мошков) и псаломщик Алексий Маслов, рукоположенный 19 июля 1943 г. в Риге во священника. Они служили сначала в Успенской церкви с. Доложск (где игумен Илья скончался 8 октября 1943 г.), а затем и в храмах сел Зажупанье и Самро. Наконец, в апреле 1942 г. по приглашению прихожан начал служить в Покровской церкви с. Козья Гора ио-сифлянский протоиерей Алексий Кибардин, освятивший в 1943 г. еще два храма – в селах Старополье и Пенино. В сентябре этого года он также установил контакт с Миссией и даже ездил в Псков, где принес покаяние в иосифлянстве (об этом будет подробно рассказано в другом параграфе). Население района очень страдало от нехватки духовенства, поэтому появлялись самосвяты. В своем докладе митр. Алексию от 1 июня 1944 г, о.А. Кибардин сообщал о двух мирянах, которые выдавали себя за священника и диакона и совершали требы. Протоиерей также отмечал: «Почти в каждом селении имеются часовни. Жители деревень имеют обычай в свои местные праздничные «заветные» дни приглашать священника для совершения богослужения в часовне и совершения треб в деревне – приходилось довольно часто ездить или вернее ходить пешком за неимением транспорта километров за 10–15 и далее» 48 . В конце октября – ноябре 1943 г. карательные отряды оккупантов выжгли большую часть Осьминского района, при этом была полностью уничтожена церковь в Доложске и повреждены храмы в Старополье и Пенино. Отцы А. Маслов и А. Кибардин отказались эвакуироваться и после прихода советских войск служили в трех уцелевших храмах. В целом же духовенство Лужского округа в значительной степени осталось на своих приходах и гораздо меньше, чем в Гатчинском округе, подвергалось репрессиям НКВД. Так, в Луге и окрестных приходах были арестованы только прот. Н. Заблоцкий и свящ. А. Налимов. Осенью 1944 г. о. А. Голубев писал Владыке Григорию (Чукову), что в благочинии служат 13 священников, 3 диакона и 3 штатных псаломщика, а вскоре их число за счет вернувшихся из эвакуации в Прибалтику еще более выросло 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведь когда человек, его мысль, дух, чувство приходит к некой полноте, он становится для других «малой тайной». И еще: его смиренное присутствие приносит нам радость, мы рады нашему общению. Свящ. Петр Зуев 2 Евр. сэ ´ла с ударением на первом слоге). Общепризнано, что перед нами какая-то музыкальная или литургическая помета встречающаяся в Псалтири 71 раз и в Кн. Пророка Аввакума 3 раза); но ее значение до сих пор не выяснено. Во всяком случае, она лишний раз напоминает, что речь идет о тексте, предназначенном не просто к чтению глазами, но к проговориванию и выпеванию. 3 Предположительно музыкальный термин. Остается вопрос: есть ли это название музыкального инструмента или обозначение мелодии? 5 По другому возможному пониманию, принятому, например, М. Бубером и А. Шураки – «спаси нас, Господи, Царь»; в таком случае речь идет о царском достоинстве Самого Бога. 8 Глагол каари′ допускает различные понимания («связали» и др.); традиционное «пронзили», находящееся в согласии и с версией Септуагинты ( ρυξαν, букв, «прокопали», ср. ц.-слав. «ископаша руце мои»), относится к числу вполне возможных. 9 Эти слова уже с времен начального христианства особенно непосредственно соотносились с участью Христа на Голгофе. Ср. Ио. 19, 23–24: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части [...]; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании» – следует цитата из Псалма. Надо сказать, что из двух лексем, употребленных в тексте Псалма, первая ( бэ′гэд) обозначает скорее верхнюю одежду (в переводе Септуагинты μτια «плащи»), и в таком случае вторая ( леву′ш) может относиться именно к хитону, т. е. к рубахе. Поздневизантийский толкователь говорит в этой связи: «.. Заметь точность пророчества. Пророк сказал не о том только, что они разделили, но и о том, что не разделили. Прочие одежды они разделили на части, а хитон – нет, (о дело о нем предоставили жребию». (Св. Евангелие от Иоанна с толкованием блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, Московское подворье Троицкой Сергиевой Лавры, 1996, с. 675).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Новый Завет содержит такое же учение. Благость по существу принадлежит одному Богу: «никто не благ — только один Бог» (Мр., X, 8). Бог благ даже и ко злым (Мт., X, 45). Воля Бога блага и совершенна (Рим., XII, 2). Всякий совершенный дар от Бога (Иак., I, 17). Бог есть «Отец милосердия и всякого утешения» (II Кор., I, 3). Поэтому «кто делает добро, тот от Бога» (III Ио., 11)… И ап. Петр пишет, что христиане «приступая ко Христу, Камню живому», «вкусили, что благ Господь», и немного дальше продолжает; «вы род избранный… дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой Свет» (I Пет., II, 3–4, 9). Мысль, что Бог благ и Источник всех благ, свойственна всем отцам и богословам… По Оригену Бог благ — единственно, вечно, существенно; благость Его царит над всем. Иоанн Дамаскин говорит, что благость сопутствует существу Божиему. «Так как благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по переизбытку благости Своей, благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его благости, то Он приводит из небытия в бытие и созидает все…» Мы уже упоминали, что для Дионисия Ареопагита благость в Боге даже выше бытия — она есть сама сущность Божия. «Бытие Блага, как существенного Блага, простирает благость Свою на все сущее». Все благое во вселенной от Бога и к Богу; все положительное в мире и в человеке определяется Божественной благостью, к которой оно более или менее причастно… И бл. Августин видит в Боге существенную Благость, основу благости всего. Итак, существо Божие едино, целостно, просто, беспредельно, неделимо и вместе с тем оно есть полнота всех совершенств и всех благ. В сверхбытии Своем Бог есть Преев. Троица, Бог живой, всесовер–шенная и простейшая сущность. Но из глубины Своего Существа Бог открывается в бесчисленных образах бытия, идеях и действиях, нисходящих к твари, — в природе, в человеке, в Церкви, во Христе. Таким образом Бог есть и запредельное для нас сверхсущее Совершенство и Благо и полнота всех мыслимых нами благ и совершенств. Но существо Божие всегда едино и самотождественно во всем — ив непостижимой глубине Своей и в Своих проявлениях. Глава третья. РАЗЛИЧИЕ БЫТИЯ БОГА И ТВАРИ И ИХ СООТНОШЕНИЕ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Павла. Исторических приписей на книгах. В разных монастырях. ____________________________ Итого. 234. -------- Образчиков печати Славянской: Печ. повелен. 1493 г. Гюрга Цьрноевыка. Печ. повелен. 1513 г.Ио. Басарабы Воеводы. Печат. 1519 г. в Венеции. Печат. 1520 г. в Венеции. Печат. 1527 г. в странах Фалиянских. Печат. 1538 г. в Венеции. Печат. 1539 г. в Митропол. Градчаници, а печат. неизвестно где. Печат. 1552 г. в Дубровнике. Печат. 1554 г. в Венеции. Печат. 1566 г. при Пекском Архиеп. Макарии, не известно где. Печат. 1603 г. при Константине Острожском. Без означения годов от порчи. Итого . . . . . . 17. Верных снимков (fac – simile) с икон, портретов, крестов, св. сосудов, рукописей, актов и карт в тетрадях. 102 – х. В иных тетрадях наклеены по 3, по 4 и 5 снимков. снимки с христовулов Греческих начинаются от Иоанна Цимисхич, с Сербских – от Стефана Неманя. Есть снимки с грамот Болгпрских Царей и разных Патриархов, подписи Росс. Патриархов: Иова и Филарета. и пр. и пр. 11. _____________________________ (Из Журнала Мин. Нар. Просв., 1847, 7 и 8). 1 В этой же Библиотеке есть другой подобный весьма старинный лексикон, писанный на пергамине. 2 В монастыре Св. Павла есть отличная, полная рукопись на Сербском наречии: Летопись Георгия Грешного. В одном ските я купил любопытную Летопись на Славянском языке, которая требует разбора и просится на свет. 3 Те акты, при оглавлении которых не сказано в каталоге: есть выметк. и т.п., переписаны вполне. 5 Iω – эти две буквы весьма часто ставятся в начале титула царских и княжеских грамот Молдаво – Волхавских и даже Болгарских. Значение их доселе еще не разгадано. Нельзя думать, чтобы Iω значило я или мы: ибо в актах, вместо я, всегда пишется аз, а местоимение мы ставится особо перед Iω, напр. В христовуле 23: «Милостией Божией мы Iω Еремия…». Очевидно, что Iω не значит мы. Нельзя также предполагать, что под Iω разумеется Иоанн: ибо это таинственное слово нередко предшествует имени Иоанн. Читать далее Источник: Санкт-Петербург, В типографии Императорской Академии Наук. 1847г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Этим указом Кир дал свободу всем поклонникам Иеговы идти в Иудею и строить храм в Иерусалиме, указал размеры храма и материал, из которого он должен строиться, и повелел издержки на постройку выдавать из царского дома и возвратить в храм Иерусалимский все золотые и серебряные сосуды, забранные оттуда Навуходоносором ( 1Ездр.1:3 и 6:3–5). Относительно восстановления Иерусалима и крепостных стен его и других городов Иудеи ( Ис.44:26 и 45:13) дозволение Кира само собою подразумевалось, хотя в указе Кира об этом ничего не сказано; так как это вполне, зависело от средств и усердия самих Иудеев. Специальное разрешение строить стены Иерусалима потребовалось Иудеям только тогда, когда по интригам врагов их, особенно Самарян, запрещена была царем лже-Смердисом постройка крепостных стен Иерусалима. По свидетельству второй книги Ездры, Иудеи и выхлопотали такое дозволение строить Иерусалим от царя Дария Истаспа ( 2Ездр.4:43, 47, 48 и 53). 2. Какое значение в деле спасения Богом всех людей усвояется Киру у пр. Исаии? – Кир есть «помазанник» Иеговы, т. е. избранный и поставленный Богом царь для особых целей промысла Божия; он – послушный «пастырь» Его, предназначенный, во-первых, к тому, чтобы освободить Евреев из плена Вавилонского, и, во-вторых, к тому, чтобы язычники в лице его послужили Богу и чрез него узнали, что нет Бога, кроме Господа-Иеговы. В его чудесной судьбе, в его чрезвычайных военных успехах и особенно в его великодушном, бескорыстном («не за выкуп и не за дар» освобождении от рабства и плена целого народа Еврейского ясно проявилось действие промысла Божия, имеющего целью спасение всех людей и предуказывалось сошествие благодати с неба и происхождение оправдания грешных от земли ( Ис.45:8 ), т. е. чрез Богочеловека Христа, как объясняет св. Кирилл Александрийский . В самом пророчестве Исаии вслед за предсказанием об освобождении Киром Иудеев из плена (ст. Ио) говорится об обращении язычников к вере в Иегову, об уничтожении язычества и о спасении и оправдании всех, как Иудеев, так и язычников (ст. 14–16 и 22–25). Посему св. Кирилл Александрийский говорит, что «в Кире и деяниях его, как бы в образе, ясно можно видеть боголепныя благодеяния, дарованныя от Бога (чрез Еммануила) живущим по всей земле» (Толк. на пр. Исаию, кн. 4, беседа 2–я). Кир, воздвигнутый Богом в царя «с правдою», возвративший «пленение людей Божиих» и построивший храм истинному Богу, был, по толкованию св. Кирилла, прообразом Христа-Спасителя, Который есть Царь правды, который возвратил «пленение людей Своих» от власти диавола, искупивши их не истленным сребром или златом, но честною кровию Своею ( 1Пет.1:18 и 19), и основал Церковь Свою, которая есть храм Бога живаго. § 26. Гл. 49:1–26: пророчество о временах Мессии. Изложение содержания Это пророчество имеет два предмета и разделяется на две части: первая часть (в ст. 1–13) содержит в себе пророчество о Рабе Иеговы «Израиле», а вторая (в ст. 14–26) содержит пророческое изображение судьбы страдающего «Сиона».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010