После окончания богослужения глава Митрополичьего округа поздравил собравшихся с днем памяти почитаемого в Казахстане иерарха и исповедника веры — владыки Иосифа (Чернова) и произнес проповедь. В этот же день на могиле приснопамятного архипастыря на городском кладбище Алма-Аты состоялась заупокойная лития, которую совершил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в сослужении епископа Талдыкорганского Нектария и епископа Каскеленского Геннадия. За богослужением молились: благочинный храмов южной столицы протоиерей Валерий Захаров, настоятели и духовенство храмов города Алма-Аты и близлежащих благочиний, настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с насельницами обители, секретарь Казахстанского митрополичьего Округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, преподаватели и студенты Алма-Атинской Православной духовной семинарии, многочисленные верующие. Владыка митрополит произнес слово, в котором вспомнил жизненный путь приснопамятного алма-атинского святителя, страдания за Христа и его апостольские труды в Казахстане. Память владыки-исповедника, прошедшего сталинские лагеря, немецкий плен, тяжелые ссыльные условия, а затем в течение двадцати лет совершавшего многотрудное святительское служение в Петропавловске и Алма-Ате, благоговейно почитается десятками тысяч верующих во всем Казахстане и за его пределами. В течение всего дня место погребения митрополита Иосифа (Чернова) посещали сотни людей, для того чтобы молитвенно почтить память старца-святителя, возжечь свечи на его могиле и возложить цветы. После заупокойной литии в резиденции главы Казахстанского митрополичьего округа в Алма-Ате, на месте, где жил и трудился долгие годы митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), была открыта мемориальная доска. Текст памятной доски гласит: «Здесь с 1960 по 1975 год жил выдающийся деятель Русской Православной Церкви ХХ века митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов)».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Стяжал дар прозорливости. Своему духовнику иером. Дамиану , насельнику Иерусалимского Александро-Невского подворья Таганрога, предсказал служение в сане патриарха Иерусалимского. Мирянину, пришедшему за благословением на поступление в мон-рь, П. Т. приказал залезть на топившуюся печь и держал его там 12 суток, лишь раз в сутки давая ему есть. Когда тот выдержал испытание, подвижник сказал: «Ну теперь иди в монастырь и будешь там жить до смерти», после чего просивший благословения поступил в обитель на Св. Горе Афон. С 1875 г. П. Т. уже не мог посещать богослужение в храмах, и каждую субботу дома его причащали клирики Иерусалимского подворья. Накануне кончины П. Т. причастился из рук иером. Дамиана, панихиду по усопшему совершили настоятель Никольского храма прот. Николай Шапошников ( 10 сент. 1889) и настоятель Никольского храма с. Николаевка свящ. Антоний Попов. Погребен на окраине христ. кладбища Таганрога (ныне старое городское кладбище) ( Филевский. 1996. С. 266). Считалось, что в 1892 г. по молитвам к старцу Таганрог был избавлен от эпидемии холеры. После смерти П. Т. его духовная дочь баронесса Елизавета Таубе выкупила дом в Депальдовском пер. и, отремонтировав, предоставила его в собственность почитательницам старца. Общиной мирян руководила М. А. Величко (4 авг. 1852 - 16 июня 1943). Митр. Иосиф (Чернов) вспоминал, как, будучи иподиаконом у Приазовского и Таганрогского еп. Арсения (Смоленца) , встретился с Величко, предсказавшей ему архиерейское служение («Се архиерей идет Таганрогский») и др. события. В 1943 г. еп. Иосиф (Чернов) отпевал ее в Никольском храме. Прав. Павел Таганрогский «во успении». Литография с картины нач. XX в. Прав. Павел Таганрогский «во успении». Литография с картины нач. XX в. В 1905 г. над захоронением П. Т. на средства И. Н. Ионикина была сооружена деревянная часовня (12 июля 1912 сгорела), а 24 июля 1913 г. заложена и 29 июня 1914 г. освящена 5-купольная каменная часовня с резным мраморным иконостасом, вмещавшая до 150 чел. Гробница была выполнена из голубого итальянского мрамора. В апр. 1925 г. часовню закрыли, впосл. разрушили, но почитание П. Т. не прервалось, на могиле всегда горели свечи и лампада. В 1995 г. была возведена кирпичная часовня с небольшим шатровым куполом. В ней находятся могилы П. Т., а также Величко, О. Д. Козленко (1886-1959), к-рые последовательно возглавляли общину старца после его смерти, М. Цурютиной, солдата Емелиана - сподвижника П. Т. В 2015 г. над могилами П. Т. и Величко установлены мраморные саркофаги.

http://pravenc.ru/text/2578577.html

Библ. и переданных в неё «в шести пачках за печатями Синод. Конторы и ректора Моск. Дух. Акад. А. В. Горского» (попутно Иосиф объяснял, что одна пачка была распечатана для Н. С. Тихонравова). «По систематическому реестру Невоструева», писал Синод. Ризничий, оказывается, что ненапечатанных осталось 554; из них приготовлены Г. и Н. описания, кроме указателя и сличений, 439 и неописанных остаётся 115 тетради напечатанные, по сличении их с печатными томами Описания, сохранились все в целости, кроме 6 и при них оказывается большое количество сличений библейского текста, из коих вошло в печать самое малое число». В своей описи архим. Иосиф разделил тетради по связкам и к первой отнёс беловое описание рукописей с цензурной подписью архим. Михаила от 8 Апреля 1863 г.: ко второй – черновые тетради к этому беловому описанию; к третьей – оставшиеся лишь вчерне описания книг богослужебных; к четвертой – рукописи канонические, к пятой – Патерики, Прологи, Четь-Минеи и отдельные жития святых; к шестой – книги по истории церкви общей и русской; к седьмой – по истории гражданской всеобщей, к восьмой – русской, к девятой – смесь, к десятой указатели. Синодальный Ризничий обязательно отмечал в своей описи, что имелось лишь в одних черновиках, что в них же с поправками Горского и что с замечаниями Невоструева. В документе находим упоминание: «сличение требника 307 с другими, чернов. 1 л.: указатель к богослужебным ркп., черн., 9½ л.: сличение служб б.ч. русским святым, чсрнов., с поправками Г. и Н., 43 л.; сличение паремий, Чернов., с поправ. Г. и Н., 56½ л. и 58 четверток» 5 ; «выписки канонические, сделанные Горским» 6 ; упоминаются описания Прологов с поправками Горского; сличение Пролога с ркп. Синод. Типографии и греч. Прологами, черн. на 5 л.; сличение повести о Новгородском Балом Клобуке; сличение ярлыков и т.п. В числе указателей названы «алфавитный и имён важнейших предметов в описании синодд. рукописей, черн. и отчасти перепис. на бело, 125 л; каталог славв. ркп. Син. Биб. систематический, черн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Воспоминания о приснопамятном митрополите Иосифе (Чернове) 4 сентября 1975 г. отошел ко Господу приснопамятный митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Владыка отсидел 20 лет в советских лагерях, чудом избежал фашистского расстрела. При этом никогда не унывал, охотно утешал других и даже юродствовал. Множество людей сохранили воспоминания о его прозорливости, смирении и великой силе молитв. Предлагаем вашему вниманию фрагменты воспоминаний игумении Верхотурского Покровского женского монастыря Софии (Любых), знавшей митрополита Иосифа долгие годы. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) В 1956 году я стояла в Петропавловском соборе на ранней литургии, которая шла в правом приделе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ко мне подходят и говорят: «Нина (мое мирское имя), какой-то архиерей приехал». Я пошла в центральный придел апостолов Петра и Павла и увидела стоявшего у иконы владыку, с короткой бородкой, одетого в такой невидный подрясничек. Служба закончилась, люди стали подходить к нему, и я подошла тоже взять у него благословение. Как-то, когда владыка служил еще в Петропавловске , при благословении он немного задержал мою руку. Я такую ощутила благодать, что думаю: «Так и пошла бы всю жизнь за владыкой». Так оно и получилось. Я стала чаще бывать в храме, потом пришла уже в храм работать. Монашество по его благословению приняла, по его молитвам, хотя я и не помышляла об этом. Однажды, уже в Алма-Ате, сидели мы за столом: владыка, я и монахиня Ольга, которая находилась при владыке. Владыка говорит: «Мать Ольга, давайте пострижем Нину в монашество!» Я думаю: «Чего это владыка придумал?». А мать Ольга в ответ: «Да, да, владыченька». Владыка: «Сразу в мантию пострижем». Мать Ольга: «Да, да, владыченька». Владыка: «А какое мы имя ей дадим?.. Подумать надо». И не сказал. Но как-то выразился: «Премудрой будешь ». Этим уже все сказано. Наша семья помогала владыке, поддерживала его. Мы делали уборку, мама готовила для владыки пищу. Корова у нас была, молоко ему всегда приносили. Папа рыбачил и свеженькую рыбку ему приносил.

http://pravoslavie.ru/3597.html

Краткое слово архиепископа Иосифа (Чернова) на полёт Юрия Гагарина в космос/Православие.Ru Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version ПРАВОСЛАВИЕ.RU   Проповеди   Встреча с Православием Святоотеческое наследие Проповеди Апологетика Православная библиотека Святые и святыни Подвижники благочестия Интернет-журнал Гость сайта Вопросы священнику Новости Пресса Аналитическое обозрение Документы истории Полемика Мониторинг СМИ Фотогалереи Сретенский монастырь Поместные Церкви Православный Календарь English edition Аудио Краткое слово архиепископа Иосифа (Чернова) на полёт Юрия Гагарина в космос Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Предлагаем Вашему вниманию рассказ о том, как приснопоминаемый архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893-1975) произнёс слово в церкви о первом полёте человека в космос. Вспоминает шофёр Владыки : Апрель 1961 года. Впервые в истории человечества совершен полет в космическое пространство. Владыку вызывает к себе уполномоченный Вохменин Степан Романович и говорит: «Иван Михайлович, надо сказать проповедь в отношении этого “чуда”». Я везу Владыку домой, он на заднем сидении сидит, смотрю в зеркало, вижу — Владыка так пальцами крутит (всегда так делает, когда активно думает). «Так вот, — говорит, — Захар Иванович, давай будем готовиться. Проповедь надо сказать о Юрии Гагарине». — «Ох, ох! — отвечаю, — что же Вы будете говорить, Владыка!?» — «Что-то буду». Приехали домой. Я наблюдаю. Он ходит по комнате. (Обычно, если к проповеди готовится, то ходит, с собой разговаривает). Наступил день, когда надо произносить проповедь. Владыка вышел, как обычно, и начал примерно так: «Братья и сестры! Вы знаете, в какое время мы живем, какой прогресс совершается в мире! Много ученых изобрели много хорошего! А слышали вы — последнее событие произошло: наш молодой человек — Юра Гагарин — побывал в космосе! И оттуда вернулся! А ему, когда он полетел, Хрущев Никита Сергеевич сказал: “Юрочка, посмотри, есть там Бог, или нет?”

http://pravoslavie.ru/put/060412115859.h...

В тот же год, после осеннего дня памяти Игумена Земли Русской, на Покров, и самого Хрущева из госкресла катапультировало. Не дано ему было больше власти причинять Церкви вреда (ср. Ин. 19, 11). Митрополит Иосиф (Чернов) «Миром правит только Промысл Божий», – говорил отец Иоанн (Крестьянкин). Помню, я еще в Никольском храме в Хамовниках служил, и к нам пришел владыка Иосиф (Чернов) – к иконе Божией Матери «Споручница грешных» приложиться. Я ему предложил чайком его угостить. Разговорились. – Я в этом храме и раньше бывал, конечно, – рассказывает. – Оказался здесь в Рождественский сочельник 1941 года, когда из ссылки только вернулся. Захожу – глазам своим не верю: человек 10–15, полупустой храм. Мы-то, когда в тюрьмах сидели, думали: столько храмов закрыли, значит, оставшиеся переполнены. А тут – пусто. Как же так? Господь сказал: врата ада не одолеют Церкви. Но видно, что уже одолевают… То же самое и в его епархии в Петропавловске, куда его на кафедру после ссылки направили, повторилось. Господь сказал: врата ада не одолеют Церкви. Но видно, что уже одолевают – Тяжелейшие впечатления, – вспоминал владыка. – И снова я тогда смалодушничал: врата адовы не одолеют Церкви, а вот – уже почти одолели!.. Я и подумать тогда не мог, что пройдет всего несколько месяцев, и храмы не будут вмещать пришедших!.. Началась Великая Отечественная война. Церковь, как была, так и есть: «и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). А вот что люди себе без Церкви готовят? Сводки с фронта Война закончилась, какое-то время еще по инерции в храмы ходили. Тогда и духовенству шанс дан был восстановить святыни. Власть не препятствовала. А все думалось: успеется. Вроде как страна – в руинах, не до церковных нужд, быт обустраивать надо. Щука в море, чтобы карась не дремал. Так и Хрущев появился со своей последовательной программой «ликвидации» оставшихся церквей. Храм Иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще был на очереди разрушения. Там красную линию в градостроительном плане под хрущевские пятиэтажки подвели, а церковь, мол, за нее выходит... Точно так же и Преображенский храм в Богородском «обвинили» в том, что трамвай его объезжает... Храм Ильи пророка в Обыденском переулке под нужды соседствующего завода начали «приспосабливать» – в церковных подвалах уже мазут хранили...

http://pravoslavie.ru/119334.html

Он на самом деле плохо кончил: ушел из Церкви. Теперь, наверное, уже умер. Я сейчас вспоминаю его и жалею. Тогда некоторые действительно «побежали с корабля», думая, что с Церковью покончено. Митрополит Николай (Ярушевич) Помню, ноябрь 1961 года, под праздник Казанской иконы Божией Матери, мы были с супругой у митрополита Николая (Ярушевича) . Такой он был веселый, бодрый, нас воодушевлял: «Вы знаете, не бойтесь! Эти времена пройдут! Как в ураган, когда он бушует в море, кажется, что того и гляди потонет корабль! Но Господь милует, ураган стихает, буря успокаивается. И наступают более светлые времена…» Хотелось нам в то время в это верить, но верилось с трудом… А когда я был еще священником в Хамовниках, помню, пришел к нам владыка Иосиф (Чернов), чтобы приложиться к иконе «Споручница грешных». Я его увидел и говорю: «Владыка, давайте я хотя бы чайком вас угощу!» Владыка был очень старенький, но веселый и жизнерадостный. Говорит: «Ну, хорошо!» Согласился. Пришел к нам и стал рассказывать: «Знаете, я в этом храме, конечно, не в первый раз, много раз бывал. Как-то пришел в Рождественский сочельник 1941 года, возвратился из ссылки. Стриженый, бритый, в телогрейке. Кто же меня за архиерея-то примет?.. Приложился к иконе. Но у меня осталось тяжелейшее впечатление, такое, что лучше бы даже я и не выходил из тюрьмы. Рождественский сочельник – а храм полупустой, человек 10–15. Когда мы там сидели, нам казалось: ведь много храмов закрыли, значит, оставшиеся переполнены. А тут – полупустой храм. Ничего себе! А ведь сказал Спаситель: врата ада не одолеют Церкви. Но видно, что уже вроде одолевают… Владыка Иосиф (Чернов) На следующий день пошел в Елоховский собор (тогда это была еще Елоховская церковь, собором не называли). Служил Патриарший местоблюститель, митрополит Сергий (Страгородский). Я направился в алтарь. Матушка алтарница Екатерина встретила меня: “Ну, бродяга, куда?!” – “К митрополиту…” – “К какому митрополиту? Сейчас вызову милицию!” Ну, думаю, если милицию вызовут, “десятку” дадут еще обязательно! В результате пришлось уйти со слезами.

http://pravoslavie.ru/104291.html

Пройдя многочисленные испытания, пережив скорби и смертельную опасность, отец Севастиан стал старцем, духовной опорой и отцом для огромного количества страждущих и гонимых. И эту ношу он нес 27 лет – с 1939 по 1966 год, до своей праведной кончины. Митрополит Иосиф (Чернов) и архимандрит Севастиан (Фомин)      В 1957 году, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) возвел отца Севастиана в сан архимандрита. Духовные чада бережно хранили все наставления и советы старца, записывали их. Тех, кто жаловался на болезни, старец утешал так: «Одно пройдет – другое найдет!»; «Болеть нам необходимо, иначе не спасемся. Болезни – гостинцы с неба!» Утешая так, тем не менее молился за больных – и они выздоравливали. Было очень много случаев исцелений по его молитвам. Одна девушка с детства имела болезнь глаз, которые опухли и закрылись. Врачи были не в состоянии понять причину болезни и исцелить ее. Отец Севастиан отслужил водосвятный молебен перед иконой Пресвятой Богородицы и водой с молебна благословил протирать больные глаза. Произошло чудо: опухоль опала, и зрение вернулось к больной. Ольга Сергеевна Мартынова рассказывала: «У меня заболел шестилетний племянник – упал с велосипеда и стал хромать. Родители не обратили на это внимания. Я решила сама показать его врачу. Хирург осмотрел и сказал: “У него гниет бедро”. Сделали операцию – и неудачно. Во второй раз вскрыли, зачистили кость, но опять неудачно. Тогда я пошла в церковь, и вдруг батюшка сам меня спрашивает: “Ольга, у тебя кто-то болеет?” – “Да, – отвечаю, – племянник”. – “А ты переведи его в Михайловскую больницу, у тебя ведь там хирург знакомый”. Я договорилась и перевела племянника в эту больницу. Врачи как глянули: мальчик едва живой – и быстро его опять под нож, сделали срочную операцию, уже третью. Воскресенье подходит, я прихожу в храм, батюшка спрашивает: “Привезла мальчика? Что же ты до дела не доводишь? Почему ко мне его не несешь? Люди ко мне из Москвы, Петербурга едут, а ты рядом и не несешь его ко мне. Вот прямо сейчас иди в больницу и на руках неси его ко мне”.

http://pravoslavie.ru/78719.html

Надо Деву спрятать, чтоб сатана не наклеветал на нее. Довольно того, что сатана наклеветал и обманул одну деву у древа познания добра и зла, чтоб не повторилось такое несчастье для рода человеческого, для будущей славы, красоты и счастья его небесного. Поэтому нужно обмануть сатану». Так и есть в одной молитве на Троицу: «Ты благодатным необыкновенным обманом обманул сатану»... Вот славянский язык как говорит. И вот Дева Мария, пребывая в таком покойном доме у родственников, больших доброжелателей, у подвижников пребыла три месяца у Захарии в гостях. А к тому времени подходило время родить Елизавете сына Иоанна. По Промыслу Божию Дева должна была оставить этот дом и не принимать участия никакого ни в освящении, ни в обрезании, ни в умовении, ни лобзании новорожденного Иоанна, рожденного естественным законом. Все святое и чудесное в мире рождено естественным образом, кроме Христа, Которого воспевает Церковь Великим постом, «Бессеменнаго зачатия», которое воспел дивно Иоанн Дамаскин , немногие служители и песнотворцы церковные. Дева Мария возвратилась в дом свой, пребывала в таком же положении, в каком и была: духовная тишина, тишина сердца, тишина и смирение разума, и физическая работа, и уважение всех окружающих, и терпение всех окружающих. А чрево росло, а закон естественный оставался законом естественным – Марии быть Матерью – «Бессеменного рождения». Она не волновалась, ей Архангел все объяснил, и на прощанье с Архангелом она сказала, так нашими словами выразиться: «Я раба Господняя, все, что угодно Господу Моему, пусть совершается надо Мной. Я раба Господня!» Но Иосиф этого не знал. Дева Мария Иосифу не говорила, Иосиф, видя Деву... Иосиф преклонялся пред Ней, молился пред Нй, лобызал ноги Ее, Иосиф с благоговением свитки держал, когда Она читала. Она читала хорошо, а у Иосифа были свитки пророческие, потому что он из царского рода, он имел сокровища пророчества. Иосиф как мог служил Деве Марии, но боялся своих, потому что свои всегда делают больше неприятностей своим и создают всякие дела в таком положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Владыка Иосиф с благодарностью всегда вспоминал Архиепископа Арсения и клирика Ростовской епархии протоиерея И. Уманского. О каждом из них он в свое время отозвался так: «Ты был один, у кого я взял прекрасный стиль слова, снискавший мне хваление». Их он имел в виду, когда однажды в проповеди сказал: «Митрополита Филарета я очень рано полюбил, и если я его отшлифованные мысли не понимал, то я имел прекрасных изящных учителей, как Апостолы святые, простяки, которые имели самого изящнейшего в мире учителя, неповторимого Учителя – Господа Иисуса Христа». В 1924 году – возведение в игумены, в 1927 году на праздник Благовещения – в сан архимандрита. 27 ноября 1932 года последовала архиерейская хиротония владыки Иосифа во Епископа Таганрогского. «Чин хиротонии совершал: Управделами Св. Синода Питирим (Крылов), архп. Дмитровский; Николай (Амассийский), архп. Ростовский; Назарий, архп. Челябинский, Александр (Белозер), Епископ Барнаульский» 14 . Перед хиротонией владыка обратился к местной подвижнице Марии за помощью 15 . Жизненный путь владыки Иосифа был исполнен бед и скорбей. Еще в «1925 году игумен Иосиф был выслан из пределов Северного Кавказа на 2 года по обвинению в «измышлении и распространении контрреволюционных слухов» (Ст. 73. Угол. код.)» 16 . «27 декабря 1935 года последовал арест владыки. Особым Совещанием при НКВД СССР от 15 августа 1936 года Епископ Иосиф был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет. Осенью 1936 владыка Иосиф был отправлен по этапу в Ухтпечлаг в забитых до отказа теплушках до г. Котласа, где вместе с остальными заключенными был пересажен в трюм огромной грузовой баржи, чтобы, доплыв до Усть-Выма, еще почти двести километров пройти пешком до лагеря под конвоем уголовников» 17 . Сохранились некоторые воспоминания очевидца о владыке Иосифе, относящиеся к 1936 году, свидетельствующие о его человеколюбии, жизненной стойкости в тяжелых обстоятельствах этапирования и лагерного бытия 18 . Митрополит Иосиф прошел через долгое горнило тяжелых испытаний. В лагере он «работал дневальным у инженера-геодезиста и посудомойкой на кухне» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010