Вернулся Владыка из заключения в Таганрог перед самой войной. При немецкой оккупации стали открываться храмы, в которых стали совершаться Богослужения. «В оккупированных южных областях религиозную жизнь на первых порах возглавили два уцелевших к 1941 году и живших на покое архиерея – Архиепископ Ростовский Николай (Амасийский) и Епископ Таганрогский Иосиф (Чернов)» 20 . Архиепископ Николай участвовал в архиерейской хиротонии Владыки Иосифа 21 . «Всего в Ростовской области в период оккупации открылось 243 храма. Епископ Таганрогский Иосиф также вновь возглавил епархию и даже въехал в свой прежний архиерейский дом» 22 . Стараясь спасти соотечественников от угона на работу в Германию, владыка Иосиф старался вовлекать молодых людей в клир, подтверждая затем это документально перед оккупационной властью. Об одном таком случае читаем в «Журнале Московской Патриархии»: «16 апреля 1943 года Епископом Таганрогским Иосифом (Черновым; †1975) пострижен в монашество с наречением имени Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского, и рукоположен во иеродиакона» 23 . В последующее время его постриженник, став Одесским Митрополитом, прислал владыке в Алма-Ату архиерейское облачение. В Епископате Русской Церкви был еще один постриженник Владыки Иосифа, скончавшийся на Чувашской кафедре. «В 1943 году, будучи священником Никольского храма в г. Таганроге, отец Николай был пострижен Епископом Иосифом в монашество и возведен в сан архимандрита» 24 . Свою каноническую верность высшей церковной власти владыка засвидетельствовал тюремным заключенным во время немецкой оккупации, и его должны были расстрелять. Спас его от расстрела один из солдат, происходивший из поволжских немцев, принесший переданные ему Святые Дары в отдельную камеру, куда он его перед этим перевел. Это было в уманской тюрьме. Сразу после своего освобождения от немецкой оккупации в Умани 25 он обратился к верующим с воззванием, в котором говорилось: «Русский народ ничего не пожалеет для Родины. Русская Церковь молится о спасении Родины от иноверцев-извергов, чему Церковь помогает и материально по примеру Святейшего Патриарха Сергия, который призывал Церковь к помощи на нужды освобождения страны, снял бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди своей. По примеру Высокопреосвященнейшего Митрополита Николая, Экзарха всея Украины и других Епископов страны, мы призываем вас, боголюбивых жителей града Умани, помочь нашими пожертвованиями через Церковь или в банк в фонд обороны скорее освободиться от немцев, внести и свою лепту деньгами, иными вещами, драгоценностями на нужды войны».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

После освобождения Умани частями Красной Армии в июне 1944 года епископ Иосиф вновь был арестован. Он содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведён в Ростов-на-Дону. В феврале 1945 года владыку приговорили к 10 годам лишения свободы. Срок заключения он отбывал в Челябинском лагере особого назначения, а с 1948 года - в посёлке Спасск в Карагандинском лагере. С 1954 владыка находился в ссылке в посёлке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области, и окончательно освобождён из неё был только в 1956 году. Сейчас о владыке Иосифе вышла целая книга воспоминаний «Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф», по мотивам которой был снят одноимённый фильм. Мы же представляем вашему вниманию не вошедшие в книгу воспоминания о митрополите Иосифе одной из его духовных дочерей, родной сестры игуменьи Верхотурского Покровского женского монастыря Софии (Любых) - Марии Ивановны Сащиной (в девичестве - Любых). - Я родилась в православной семье в конце сороковых годов прошлого столетия, и была последним ребенком. Невзирая на богоборческую политику, родители ходили в церковь и меня учили христианским добродетелям, - вспоминает Мария Ивановна. - Во время революции мой дедушка был старостой в церкви, и в 1929 году его выселили в Сибирь, туда, где сейчас находиться город Нижневартовск. Хотя до совершеннолетия родители боялись рассказывать мне о нём, всё детство мое прошло в церкви. Папа работал пономарём в соборе. Я помню, что и мне очень нравилось пение, торжественность богослужения. В 1956 году была образована Петропавловская епархия, и в Петропавловск, где тогда жила с семьёй маленькая Маша Любых, приехал новый архиерей - епископ Иосиф (Чернов), только освобождённый из ссылки в Кокчетаве. - Он так молитвенно служил и радовался снова славить Господа, что нам, детям, казалось как будто мы на Небе. Его горячие и образные проповеди, свои воспоминания об испытаниях в годы двадцатилетних скитаний по ссылкам и помощи Божией для перенесения тех унижений, которые выпали ему, на всю жизнь остались в сознании, и всегда помогали в сложных жизненных ситуациях, - рассказывает Мария Сащина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

И когда подошли года страшного голода, то отец его Иаков, который оплакал давно его, как растерзанного зверем, сказал: «В Египте хлеб продают, возьмите, дети, мое серебро и овечек, бальзам и пойдите купите и обменяйте». И собрались десять братьев, десять сыновей Иакова, навьючили подарки и повезли. Навьючили на своих ослов и верблюдов и пошли, и там все предложили Иосифу. Все было промыслительно. Бог как бы за руку вел это дело. Иосиф отпустил их, только спросил об отце своем. Потом опять повторился приезд с серебром, потом третий был приезд, который был обусловлен, чтобы и Вениамин пришел сюда, которого отец не отпускал, боясь, чтоб его не погубили, как Иосифа. Иосиф ребром поставил вопрос: «Не будет Вениамина, вы соглядатаи, вы шпионы!» И отец согласился отпустить Вениамина. Увидел Иосиф Вениамина и упал на его шею, и плакал, и целовал. И открылся Иосиф братьям своим, и они обедали вместе. И фараон разрешил ввиду страшного голода, продолжающегося и все усиливающегося, фараон разрешил, чтоб сам Иаков приехал со своими сыновьями. Семьдесят два человека приехали в Египет. И повелел фараон отвести им землю Гесем. Это лучшая земля, нечто вроде нашей Кубани. И сам Иосиф поехал навстречу отцу своему, и как бы упал жезл из рук у Иосифа, и будто он стал подымать его, чтоб сделать свой поклон отцу, ибо египтяне смотрели на евреев, как на меньших. И поселились в Гесеме братья Иосифа с отцом своим Иаковом. И там они прекрасно жили. Только время от времени Иосиф им напоминал, чтоб они между собой не ссорились бы, делить пока нечего, а там Сам Бог укажет. И было у Иосифа два сына, Ефрем и Манассия. И когда патриарх Иаков умирал, он Иосифа пригласил к себе: хотел благословить его детей и Иосифа самого. И прибыл Иосиф в Гесем с двумя сыновьями Ефремом и Манассией, и стал подводить к одру умирающего отца уже слепого, который сидел – посадили на одре. Там, как по традиции было уже, чтоб патриарх возложил на них руки: на старшего правую, на младшего левую. Но патриарх так сделал... Тогда Иосиф: «Что ты, что ты отец! Не так – это младший, это старший!» А патриарх говорит: «Знаю, знаю, что я делаю во имя образа Христова Креста». И отсюда пошло архиерейское благословение обеими руками в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

6 апреля 1956 года владыка Иосиф был «…освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке на основании приказа Генерального прокурора СССР и КГБ при СМ СССР». 1 июня 1956 года он был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма города Кокчетава, а через месяц переведен в город Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла. 2 ноября 1956 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии. 18 марта 1957 года была образована самостоятельная Петропавловская епархия и владыка Иосиф поставлен управляющим ею с титулом Петропавловский и Кустанайский. 25 февраля 1958 года епископ Иосиф был возведен в сан архиепископа. 15 сентября 1960 года на заседании Священного Синода архиепископ Иосиф был назначен на Алма-Атинскую кафедру. Что же происходило в этот период в Алма-Ате? К сожалению, в городе был утрачен мир как в среде духовенства, так и среди паствы. После кончины в 1955 году митрополита Николая (Могилевского) алма-атинская паства, взращенная в послевоенные годы этим архиереем-исповедником, не могла сразу воспринять другого архиерея. К моменту назначения владыки Иосифа в Алма-Ату в городе сложилась очень сложная, мятежная, неприятная для Церкви обстановка. Для того чтобы умирить и сохранить епархию, владыка Иосиф стал ежедневно совершать Божественную литургию или в храмах города, или в своей домашней церкви. Он понимал, что не сам человек встречает его с такой недоброжелательностью, а враг рода человеческого — диавол — старается сделать здесь свое дело. Мир в епархии был восстановлен. Скончался владыка 4 сентября 1975 года на восемьдесят третьем году жизни. И ныне, по смерти владыки, любовь и вера к нему в народе не утратилась, память о нем свято сохраняется в сердцах тысяч христиан. Его могилу непрестанно посещают верующие, и за гробом владыка Иосиф простирает помощь обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями. Митрополит Иосиф говорил: «Жизнь без Христа — случайный сон».

http://pravoslavie.ru/94941.html

Во время отпевания в надгробном слове священник Валерий Захаров сказал о Владыке: “Он так возлюбил с детства Матерь Божию, и Она полюбила его. Он осыпал Ее Пречистыя образы цветами, и сам был осыпан ими во всей своей жизни. Разве это не знаменательно, что его смерть наступила после славного Успения Пресвятой Девы Марии?”. Очень любя цветы, особенно розы, Владыка всегда говорил себе, когда его встречали в храме с цветами: “Знай, что это Матерь Божия осыпает тебя цветами за тот бурьян, который ты рвал и бросал перед Белынической иконой”. Вот почему и поныне его могила украшается живыми цветами, которые приносят на могилу благочестивые его почитатели. В память владыки Иосифа газета “Новое русское слово” (Нью-Йорк) в феврале 1976 г. поместила следующую заметку Бориса Филиппова. В сентябре прошлого года скончался восьмидесятидвухлетний митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф Чернов. Прочитал я некролог в “Вестнике Русского Христианского Движения” — и сразу же вспомнились мне встречи с владыкой Иосифом, встречи, глубоко врезавшиеся в память. Осень 1936 года. В Котласе нас, этап заключенных, направляемых в Ухтпечлаг, перегружают из забитых до отказа теплушек в трюмы огромных грузовых барж. Мы должны плыть до Усть-Выма, чтобы оттуда почти двести километров топать пешком — под конвоем уголовников и “бытовиков”. Плыть нужно не один день, так как утлый, тщедушный пароходишко через силу тянет две гигантских баржи. В трюме нельзя протянуть ноги: забитый людьми и их немудреными вещами, удушливо-зловонный трюм — один из сквернейших кругов дантова ада. Сидим впритык друг к другу, обливающиеся грязным потом, обовшивевшие, изнуренные. И мечтаем только об одном: хотя бы на полчаса прилечь, вытянуть ноги, как-то расслабиться. Только небольшое пространство в трюме не затолкано до отказа: это место, где расположилось духовенство, с большими сроками, направляемое в лагерь. Русские монахи и священники — и католические патеры, меннонитский пастор — и местечковые раввины, лютеранские пасторы — и старичок-мулла. И среди них — стройный, худощавый, в аккуратно подштопанном подряснике и черной скуфейке епископ Таганрогский Иосиф Чернов. Любопытно, что к этой группе духовенства не пристают даже завзятые уголовники, не только их не “курочат” (грабят), но даже, как видно, освободили им лучшее и наиболее просторное место в трюме.

http://pravmir.ru/iosif-mitropolit-alma-...

Правда о советских митрополитах. Часть первая. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф Источник: Фома.Ru Митрополит Иосиф (Чернов) служил в страшные годы: при Сталине, при Хрущеве, в войну, после войны… Его сажали, ссылали, калечили — он возвращался к своей пастве и бесстрашно продолжал служение Христу. Его запомнили радостным, мудрым и необычным человеком. Свой старый автомобиль он именовал «черным лебедем», свою собаку называл исключительно на «вы»… Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (в миру Иван Чернов) родился в 1893 году в Могилеве. В 1910 г. поступил в Белынический Рождество-Богородицкий монастырь Могилевской епархии. Был келейником, затем иподиаконом архимандрита, впоследствии епископа Арсения (Смоленца). В 1918 г. пострижен в монашество. Служил в Никольском храме Таганрога, выступал против обновленческого движения. В 1925 г. был арестован, приговорен к двум годам лишения свободы. С 1924 г. — игумен, с 1927 г. — архимандрит, с 1932 г. — епископ Таганрогский, викарий Ростовской епархии. С февраля 1933 г. управлял Донской и Новочеркасской епархией. В 1935 г. был арестован, приговорен к пяти годам лишения свободы по обвинению в «антисоветской агитации». В декабре 1940 г. освобожден, вернулся в Таганрог, затем был выселен в Азов. Тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. Во время немецкой оккупации Таганрога возобновил открытое служение. В ноябре 1943 г. был арестован гестапо по обвинению в шпионаже, в январе 1944 г. освобожден. В июне 1944 г. арестован советскими органами власти, приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1954–56 г. находился в ссылке в поселке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области, работал водовозом. С 1956 г. — епископ Петропавловский, викарий Алма-Атинской епархии. С 1957 г. — епископ, затем архиепископ Петропавловский и Кустанайский. С 1960 г. — архиепископ, с 1968 г. — митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. После кончины Патриарха Алексия I митрополита Иосифа пытались выдвинуть в кандидаты на Патриарший престол, однако он отказался. Владыка скончался 4 сентября 1975 года в Алма-Ате.

http://pravoslavie.ru/37501.html

Во время отпевания в надгробном слове священник Валерий Захаров сказал о Владыке: " Он так возлюбил с детства Матерь Божию, и Она полюбила его. Он осыпал Ее Пречистыя образы цветами, и сам был осыпан ими во всей своей жизни. Разве это не знаменательно, что его смерть наступила после славного Успения Пресвятой Девы Марии? " . Очень любя цветы, особенно розы, Владыка всегда говорил себе, когда его встречали в храме с цветами: " Знай, что это Матерь Божия осыпает тебя цветами за тот бурьян, который ты рвал и бросал перед Белынической иконой " . Вот почему и поныне его могила украшается живыми цветами, которые приносят на могилу благочестивые его почитатели. В память владыки Иосифа газета " Новое русское слово " (Нью-Йорк) в феврале 1976 г. поместила следующую заметку Бориса Филиппова. В сентябре прошлого года скончался восьмидесятидвухлетний митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф Чернов. Прочитал я некролог в " Вестнике Русского Христианского Движения " — и сразу же вспомнились мне встречи с владыкой Иосифом, встречи, глубоко врезавшиеся в память. Осень 1936 года. В Котласе нас, этап заключенных, направляемых в Ухтпечлаг, перегружают из забитых до отказа теплушек в трюмы огромных грузовых барж. Мы должны плыть до Усть-Выма, чтобы оттуда почти двести километров топать пешком — под конвоем уголовников и " бытовиков " . Плыть нужно не один день, так как утлый, тщедушный пароходишко через силу тянет две гигантских баржи. В трюме нельзя протянуть ноги: забитый людьми и их немудреными вещами, удушливо-зловонный трюм — один из сквернейших кругов дантова ада. Сидим впритык друг к другу, обливающиеся грязным потом, обовшивевшие, изнуренные. И мечтаем только об одном: хотя бы на полчаса прилечь, вытянуть ноги, как-то расслабиться. Только небольшое пространство в трюме не затолкано до отказа: это место, где расположилось духовенство, с большими сроками, направляемое в лагерь. Русские монахи и священники — и католические патеры, меннонитский пастор — и местечковые раввины, лютеранские пасторы — и старичок-мулла. И среди них — стройный, худощавый, в аккуратно подштопанном подряснике и черной скуфейке епископ Таганрогский Иосиф Чернов. Любопытно, что к этой группе духовенства не пристают даже завзятые уголовники, не только их не " курочат " (грабят), но даже, как видно, освободили им лучшее и наиболее просторное место в трюме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Жизнеописание Митрополита Иосифа Владыка Иосиф родился в 1893 году и при крещении был назван в честь великомученика Иоанна Нового († 1330–1340). Его детские годы прошли в Могилеве. Родители – Михаил и Евдокия, сестра – Анна; брат – Алексий. Мать скончалась, когда Ване было три года. Отец, «занимавший одну из низших военных должностей, вынужден был брать сына с собой в казармы, где среди солдат преимущественно и проходило детство мальчика» 1 . Со своими сверстниками он «играл» в богослужения. У него рано возникло желание уйти в монастырь. Поступлению в монастырь предшествовал знаменательный случай. В 1910 году в мае месяце в Могилевском соборе находились святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой († 23.05.1173 г.), которые переносили из Киева в Полоцк 2 . Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к ее святым мощам. На следующую ночь он видел во сне, как преподобную уже выносили из собора, и в это время она приподнялась и благословила юношу. По благословению преподобной Ваня был принят в Белыничский монастырь под Могилевом, еще не дойдя до него. Их догнал ехавший на фаэтоне настоятель монастыря архимандрит Арсений (Смоленец; 1907–1910), который поинтересовался, куда идут мальчики. Выяснилось, что один идет в монастырь Богу молиться, слушаться и работать, а брат его провожает. Прочтя рекомендательное письмо директора гимназии Свирелина, отец архимандрит сказал: «Мальчик, ты уже принят в монастырь». Дойдя до монастыря, Ваня со слезами поклонился находящемуся в этой обители чудотворному образу Белыничской Богоматери 3 . Эта встреча на многие годы определила жизненный путь будущего Митрополита. На фотопортрете Архиепископа Арсения, хранившемся у Владыки, было написано его рукой: «(Судьба) Промысл подарил мне встречу на моем жизненном пути с этим человеком, которого жизнь была почти легенда, но – реальность». Не имея школьного образования, Владыка Иосиф многое получил от Архиепископа Арсения (Смоленца; † 6.12.1937 г.) 4 , под руководством которого послушник Ваня Чернов, начиная с послушника, со временем был возведен и в архиерейский сан. Владыка Арсений происходил из польской семьи и имел светское юридическое образование. В 1902 году он кончил Казанскую Духовную Академию, еще через год он инспектор Киевской Духовной Семинарии, через год – ректор Александровской Духовной Семинарии в Ардонске 5 , а с 1907 года – настоятель Белыничского монастыря 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Из воспоминаний протоиерея Валерия Захарова, настоятеля Свято-Никольского собора г. Алматы: Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). В 70-х годах митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) в одной из своих проповедей говорил такие слова: «Мы, алма-атинцы, живем у подножья Тянь-Шанских гор. И, с одной стороны, мы счастливы тем, что красота этих гор радует глаз человека, но, с другой стороны, горы таят опасность землетрясений и селевых потоков. Но Алма-Ата никогда не будет снесена селем и никогда не будет разрушена землетрясением, потому что у нас есть замечательные молитвенники в лице Митрополита Николая и схиархимандрита Севастиана». Владыка Иосиф так говорил, и это я помню точно. В памяти старшего иподиакона Ария Ивановича Батаева ярко запечатлелось одно из посещений ими города Уральска. «Было это, — вспоминает Арий Иванович, — летом в начале 50-х годов. Владыка совершал богослужение в Михайло-Архангельском соборе города Уральска. После службы он стал беседовать с верующими. Народ пожаловался Владыке на зной и засуху в Уральской области, так как с того времени, как растаял снег, на землю не выпало ни единой капли дождя. Владыка сказал: «Давайте помолимся Царю Небесному, может быть, он услышит нашу молитву». Стали совершать чин молебного пения, поемый во время бездождия. И совершилось чудо — небо, на котором не было ни единого облака, потемнело, покрылось густыми тучами, и пошел не просто дождь, а хлынул ливень, как из ведра. От страшных раскатов грома дрожали стены старинного уральского собора. Владыка приостановил молитву и сказал: «Православные! Разве это не чудо?!» Завершив молебен и подождав, когда утихнет ливень, все вышли во двор, вдохнули свежего, чистого воздуха. Владыке нужно было пройти пешком метров 200 от храма до дома настоятеля, но после ливня пыльная дорога стала месивом грязи. Тогда народ, исполненный любви и благодарности к Владыке, тут же выстлал этот путь снятой с себя одеждой». Молитвенное настроение не покидало Владыку во все дни его болезни. В воскресение 23 октября после последнего своего причащения Святых Христовых Таин, когда монахини в столовой запели было «Совет превечный…», Владыка из спальни, напрягая голос, закричал им: «Матушки, матушки, на этом поставим точку. Теперь начнем чин погребения епископа». Пение прекратили, но слез удержать не могли. Особенно напряженно и громко молился Владыка в ночь с 23 на 24 октября. Можно было расслышать слова: «Господи, не осуди мя по делом моим, но сотвори со мною по милости Твоей!» Много раз повторял с глубоким чувством: «Господи! Милости прошу, а не суда!»

http://pravoslavie.ru/put/051025124622.h...

В. Чернов Сретение Господне События праздника «Сретение» по-церковнославянски значит «встреча». В этот день вспоминается первое принесение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и Его встреча со старцем Симеоном. Праздник Сретения совершается Церковью на сороковой день после Рождества, 2/15 февраля. Исполнение Закона Моисеева По закону Моисея, женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой в течение сорока дней. На сороковой день она должна была принести в храм жертву всесожжения – годовалого ягненка, и жертву за грехи – молодого голубя или горлицу, в случае же бедности – двух горлиц или голубей, для каждой жертвы по одному. Подчиняясь этому закону, Пресвятая Дева и Иосиф принесли в Иерусалим также и Младенца, чтобы заплатить за Него по закону пять сиклей. Закон этот существовал с давних времен, когда в ночь перед исходом евреев из Египта ангел Господень истребил всех египетских первенцев, а все еврейские первенцы были посвящены служению при Скинии. С течением времени, когда на служение это было выделено только одно колено Левиино, первенцы были освобождены от служения за особый выкуп в пять сиклей серебра ( Чис. 18:16 ). Из евангельского повествования видно, что Пресвятая Дева и Иосиф принесли жертву людей бедных: двух голубей. Старец Симеон и Анна-Пророчица В храме при принесении Богоматерью жертвы и выкупа находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший «утешения Израиля,» то есть обещанного Богом Мессию, явление Которого должно было принести утешение израильтянам. Евангелист сообщает только то, что ему, Симеону, Святым Духом было предсказано не увидеть смерти своей до того дня, пока он не сподобится узреть ожидаемого им «утешения», то есть Христа Господня. Однако, по древнему преданию, Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые по поручению египетского царя Птолемея переводили священные книги с древнееврейского языка на греческий. Симеону пришлось переводить книгу пророка Исайи, и он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы ( Ис. 7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010