Если бы Иосиф пришел к отцу с караваном, отцу ничего бы не оставалось, как просто проклясть остальных детей. Иосиф не идет на то, чтобы отомстить братьям. Книга Бытия, 38-я глава — странная вставка. Рассказ об Иуде, который предложил Иосифа продать. Оказывается, что Иуда не выполнил того, что требовалось по закону левирата, согрешил, и от этого родились двое сыновей. Почему именно в этом месте? Пока нам непонятно. Книга Бытия, 39-я глава. Иосиф отведен в Египет. Опять же, если говорить о том, как Бог участвует в обиде, это не значит, что он освобождает Иосифа, но говорится: «И был Господь с ним». Дальше Иосиф попадает в еще худшую переделку с женой Потифара, и опять говорится: «Господь простер к нему милость». Странная милость у Господа? Потифар. Темница. Иосиф толкует сны и надеется на то, что его вот-вот выпустят. Святитель Иоанн Златоуст обращает тут внимание на интересный момент. Когда Иосифу предложили рассказать о своей судьбе, он говорит: «Меня продали в Египет, и потом я оказался в темнице». Он не обвиняет своих братьев, не обвиняет жену Потифара. Просто констатирует факты. Это тоже кое-что говорит об Иосифе и о том, какая внутренняя работа в нем идет. Книга Бытия, 42-й глава. Начался голод, братья приходят в Египет. Иосиф делает вид, что не узнает их. По мнению свт. Иоанна Златоуста, Иосиф так поступает, потому что хочет выведать, не пострадал ли его брат Вениамин от братьев так же, как он сам. Но Вениамин себя так не вел, с чего бы им к нему так относиться? Значит, что-то другое движет здесь Иосифом. Почему Иосиф братьев своих узнал, но показал, будто не знает их? И говорил с ними сурово, и приставил даже переводчика для того, чтобы те не поняли, что он понимает по-еврейски. А потом отдает их под стражу на три дня. Обратите внимание: яма три дня, и под стражей три дня. Что происходит в этот момент с братьями? Говорили они друг другу: «Точно мы наказываемся за грех против брата нашего. Мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали. За то и постигло нас горе сие» (Быт 42:21).

http://blog.predanie.ru/article/kak-eto-...

И когда Иосиф открылся своим братьям и сказал: «Ани Йосеф! – Я Иосиф!» – это было как воскресение мертвого, они уже похоронили его в сердце своем. Так и еврейский народ однажды узнает, что Тот, Кого они распяли, – Он воскрес, Он сходит с Небес в славе и величии! И через проповедь пророка Илии они совершат тешува (покаяние), и Господь, конечно же, простит их! Сказано: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее» ( Деян.15:16 ). Иосиф умирает раньше всех братьев. Почему? – я вам уже объяснял. Потому что когда братья рассказывали о себе, они сказали: « …к рабу твоему, отцу нашему… » ( Быт.44:30 ) А он промолчал: он их не остановил! То есть сын разрешил людям в его присутствии назвать его отца (Иакова) его (Иосифа) рабом! И за это ему наказание: он умирает раньше всех. И мы читаем последние три стиха Книги Бытия: « И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте » ( Быт.50:24–26 ). Он был самым молодым, после Вениамина из своих братьев, мы видим, что все они живы – он обращается к ним со словами завещания. О смерти никого из них ничего не сказано, он собеседует с ними – значит, они прожили еще более долгую и счастливую жизнь. Итак, Иосиф дает завещание, наказ, что когда будут выходить из Египта, чтобы выходили с его мощами. И когда совершался исход из Египта в дни Моисея, проход среди Чермного моря, война с Амаликом, сорокалетнее путешествие в пустыне – все это было с саркофагом, в котором лежали останки Иосифа Прекрасного, того самого Иосифа, о сложных взаимоотношениях с братьями которого мы провели с вами несколько бесед, того самого Иосифа, который привел свою семью в Египет, где эта семья из 75-ти душ стала цельным народом, пройдя через гонения, через скорби, через угнетение, усовершенствовавшись в этих муках, в этих переживаниях. Они соделались быти народом Божиим!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И привели Марию и Иосифа, дабы судить их. И первосвященник сказал: «Мария, как могла Ты поступить так, и отчего погубила Ты свою душу, Ты, воспитанная в Святая Святых, принимавшая пищу из рук ангелов, внимавшая тайнам Господним и радовавшаяся в присутствии Его». Она плакала весьма горько и ответила: «Жив Господь Бог мой; Я чиста перед Господом, и Я вовсе не знаю мужа». И первосвященник сказал Иосифу: «Почему ты сделал так?» И Иосиф сказал: «Жив Господь Бог и жив Христос Его; я призываю Их в свидетели, что я чист от всякого общения с Нею». И ответил первосвященник: «Не приноси ложного свидетельства, но скажи правду; ты скрыл Ее брак и утаился от сынов израилевых, и ты не склонил голову под десницу Всемогущего, дабы благословен был род твой». Глава XVI И сказал еще первосвященник: «Возврати эту Деву, которую ты принял от храма Господня». И пролил Иосиф много слез, и первосвященник сказал: «Я дам вам пить воду свидетельства Господня и ваш грех проявится перед очами вашими» 123 . И, взяв воду, первосвященник дал пить ее Иосифу и послал его на высоты, и Иосиф возвратился в полном здоровье. Мария выпила также, и Она вошла в горы и возвратилась оттуда, не ощутив никакой болезни (боли) 124 . И весь народ был поражен изумлением от того, что не проявился в них грех их. И первосвященник сказал: «Бог не засвидетельствовал грех ваш, и я не осужу вас». И он отпустил их оправданными. И взял Иосиф Марию и привел Ее к себе, исполнившись радости и прославляя Бога Израилева. Глава XVII Август кесарь издал повеление, дабы все, кто был в Вифлееме (родившиеся в Вифлееме), были переписаны. И сказал Иосиф: «Я запишу сыновей моих, но как я поступлю относительно этой женщины? Как я запишу? Запишу ли я Ее как мою жену? Она не жена мне, и я получил Ее от храма Господня на сохранение. Скажу ли, что Она моя дочь? Но все сыны израилевы знают, что Она не дочь мне. Как же я сделаю относительно Ее?» И оседлал Иосиф ослицу и посадил на эту ослицу Марию. Иосиф и Симон 125 следовали в трех поприщах. И, обернувшись, Иосиф увидел, что Мария была печальна, и сказал: «Быть может то, что в Ней, удручает Ее?» И, снова обернувшись, он увидел, что Она смеялась, и он сказал Ей: «О Мария, что это значит, что лицо Твое то печально, то весело?» И сказала Мария Иосифу: «Это оттого, что Я вижу два народа очами Моими, – один плачет и стонет, другой смеется и предается ликованию».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И причинила ему принуждение, и омыла ноги его. И взял ее Иосиф за десную руку ее, и лобызал руку; Асенеф же лобызала главу его. И пришли родители Асенеф с поля наследия своего, и увидели Асенеф, сидящую с Иосифом и облеченную в ризу брачную, и возрадовались, и прославили Бога, и ели, и пили. И сказал Пентефрий ко Иосифу: – Завтра созову я вельмож и сатрапов египетских и устрою брак ваш, и возьмешь Асенеф в жены. И ответил Иосиф: – Прежде возвещу о Асенеф Фараону, ибо он отец мой есть и сам даст мне Асенеф в жены. И пробыл Иосиф день тот у Пентефрия, и не вошел к Асенеф, ибо молвил: – Неприлично мужу богобоязненному прежде брака почить с женою своею. Глава 21 И восстал Иосиф на заре, и отошел к Фараону, и говорил ему о Асенеф. И послал Фараон вестников, и призвал Пентефрия и Асенеф. И изумился Фараон красоте ее, и сказал: – Благословит тебя Господь, Бог Иосифа, избравшего тебя в невесту себе; ибо дщерью Всевышнего наречешься, и будет тебе Иосиф женихом вовеки. И взял Фараон венцы златые, и возложил на главы их, и сказал: – Благословит вас Бог Всевышний и умножит вас вовеки! И повернул их Фараон друг ко другу, и они облобызались. И учинил Фараон брак их, и пиршество, и винопитие великое на семь дней. И призвал он всех правителей земли Египетской, и возвестил им таковые слова: – Всякий человек, который будет делать работу свою в сии семь дней брака Иосифа и Асенеф, смертию горькой умрет! Когда же совершилось торжество брачное и закончилось пиршество, вошел Иосиф к Асенеф, и зачала Асенеф от Иосифа. И родила она Манассию и Ефрема, брата его, в доме Иосифа. Глава 22 И было после того, и прошли семь годов изобилия, и начались семь годов голода. И когда услышал Иаков о Иосифе, сыне своем, вошел в Египет со всеми сродниками своими во втором месяце, в двадцать первый день месяца, и поселился в земле Гесем. И сказала Асенеф Иосифу: – Пойду и увижу отца твоего, ибо отец твой, Израиль, отец мой есть. И сказал ей Иосиф: – Сотворим путь наш вместе. И пришли Иосиф и Асенеф в землю Гесем, и вышли во сретение им братья Иосифа, и поклонились им до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

И сказал священник: что такое? И он отвечал: деву, которую принял от храма Господня, он опорочил, окрал брак и не объявил сынам Израилевым. И отвечал священник: Иосиф это сделал? И сказал Анна книжник: пошли слуг и узнаешь, что дева беременна. И отправились слуги, и нашли, как он говорил, и привели ее вместе с Иосифом в судилище. И сказал священник: Мария, что ты это сделала? Зачем унизила душу твою и забыла о Господе Боге твоем? Обитавшая во Святом Святых, принимавшая пищу от руки Ангела, слышавшая его пение 38 из уст его и ликовавшая пред ним, что ты это сделала? Она же, горько заплакав, сказала: жив Господь Бог мой, что я чиста пред Ним и мужа не знаю. И сказал священник Иосифу: что ты это сделал? И сказал Иосиф: жив Господь Бог 39 , что я чист от нее. И сказал священник: не лжесвидетельствуй, а говори истину. Ты окрал брак ее и не объявил сынам Израилевым, и не подклонил главы своей под державную руку Господа, чтоб благословилось семя твое. Иосиф же молчал. XVI И сказал священник: отдай деву, которую ты принял от храма Господня. И прослезился Иосиф. Тогда священник сказал: напою вас водой обличения Господня, и Бог объявит грехи ваши пред очами вашими. И взяв (воду), священник напоил Иосифа и послал его на гору, и возвратился он цел. Напил также и Марию, и ее послал на гору; и она возвратилась невредимой. И удивился весь народ, что не явилось греха в них. И сказал священник: если Господь Бог не явил грехов ваших, то и я не осуждаю вас. И отпустил их. И взял Иосиф Мариам и пошел в дом свой, радуясь и славя Бога Израилева. XVII Между тем вышло повеление от Августа царя переписать всех в Вифлееме Иудейском 40 . И 41 сказал Иосиф: сыновей моих я запишу; а с сей девой что сделаю? Как запишу ее? Женой моей? Стыжусь. Дочерью? Но все сыны Израилевы знают, что она не дочь моя. Самый день Господень покажет, как угодно Господу. И оседлал осла и посадил ее, и повел его сын его, а Иосиф с другим сыном последовал за ними. И приблизились на три мили 42 . И обратился Иосиф и увидел ее печальной, и сказал в себе: может быть, находящееся в ней печалит ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И, явившись к Иосифу, они сказали: “Отец твой заклял нас пред кончиной своей, говоря: Так скажите Иосифу: Отпусти им неправду и грех их, так как они дурно с тобой поступили. И ныне прими снисходительно неправду служителей Бога отца твоего”. И заплакал Иосиф, когда они говорили ему. И придя к нему, они сказали: “Вот, мы рабы тебе”. И сказал Иосиф: “Не бойтесь, ибо я – Божий; вы замыслили против меня зло; но Бог замыслил обо мне во благо, чтобы было все, как сегодня, и чтобы прокормился народ великий”. И сказал им: “Не бойтесь: я буду питать вас и семейства ваши”. И утешил их, и поговорил с ними по сердцу (их). И поселился Иосиф в Египте, сам, и братья его, и все поселенцы при отце его. И прожил Иосиф сто десять лет. И увидел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, и сыновья Махира, сына Манассиина, родились при бедрах Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим, говоря: “Я умираю, но Бог непременно посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой поклялся (Бог) отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову”. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: “При посещении, которым посетит вас Бог, вынесите также и кости мои отсюда с вами”. И скончался Иосиф ста десяти лет. И погребли его, (и положили) в ковчег в Египте. Быт 49:33 – 50:26 Прокимен, псалом 124, глас 4: Надеющиися на Господа, яко гора Сион/не подвижится во век. Стих: Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных. Прокимен, глас 4 Надеющиеся на Господа, как гора Сион:/не поколеблется вовек. Стих: Ибо не отпустит Господь жезла грешников на жребий праведных. Пс 124:1А, 3А Притчей чтение: 2. Притчей чтение Сыне, отверзай уста твоя слову Божию, и суди вся здраво. Отверзай уста твоя, и суди праведно, разсуждай же убога и немощна. Жену доблю кто обрящет, дражайши есть камения многоценнаго таковая. Дерзает на ню сердце мужа ея: таковая добрых корыстей не лишится. Делает бо мужу своему благая во все житие. Обретши волну и лен, сотвори благопотребное рукама своима. Бысть яко корабль куплю деющий, издалеча собирает себе богатство.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Иаков сохранил в памяти этот сон, а братья с той поры еще больше стали ненавидеть Иосифа и замышляли погубить его. Иосиф всегда был дома при отце, а прочие его братья пасли стадо. Однажды они со стадом были далеко от дома, и не было от них никаких вестей. Тогда Иаков сказал Иосифу: «Поди и посмотри, здоровы ли твои братья и наш скот». Иосиф пошел, но как только издалека братья увидели его, то сказали: «Вот идет наш сновидец, пойдем и убьем его». Но старший брат Рувим сказал: «Не убивайте брата, а лучше бросьте его в глубокий ров». Такой совет он дал потому, что желал тайно вытащить его из рва и возвратить отцу. Братья послушались Рувима и, как только Иосиф подошел к ним, сорвали с него одежду и бросили его в ров. Но только они сделали это, как видят, что едут купцы на верблюдах с товарами в Египет. Тогда Иуда сказал братьям: «Какая нам польза, что Иосиф умрет во рву? Лучше продадим его этим купцам». Братья согласились, вытащили Иосифа из рва и продали его купцам. Потом они закололи козленка, омочили кровью одежду Иосифа и послали ее к отцу. Когда Иаков увидел одежду любимого сына в крови, заплакал и сказал: «Это одежда Иосифа! Лютый зверь растерзал его!» И долго он плакал по Иосифу и говорил: «Скоро и я от печали сойду в могилу». Бедный отец! Если бы он знал правду. Все успокаивали и утешали его. Иосиф в Египте Купцы привезли Иосифа в Египет и продали его Потифару, важному чиновнику при дворе фараона, царя египетского. Потифар скоро полюбил Иосифа за честность и кротость, сделал его управителем своего имения, но жена Потифара оклеветала Иосифа перед мужем, и Потифар посадил его в темницу. Бог же и здесь не оставил Иосифа. Его полюбил смотритель темницы и поручил ему смотреть за другими невольниками. Случилось так, что в ту же темницу фараон посадил двух своих чиновников: виночерпия, подававшего к царскому столу вино, и хлебодара, подававшего хлеб. Однажды приходит к ним Иосиф и видит, что они о чем-то задумались. Иосиф спросил у них: «Что вы так задумчивы?» Они отвечали: «Мы видели сны, но некому объяснить их нам». Иосиф сказал им: «Один Бог знает значение снов, однако расскажите, что вам снилось».

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Иосиф второй раз встретил их ласково, выпустил задержанного брата, угостил их всех, обласкал больше всех меньшего брата и, давши им хлеба, отпустил всех домой. Но и на этот раз не признался им, что он брат их, – еще раз хотел испытать их, нет ли у них зависти к меньшому, любимому отцом брату, жалеют ли они отца и готовы ли стоять друг за друга. Отпуская хлеб он велел тихонько подложить в мешок меньшего брата свою серебряную чашу и когда они, ничего не ведая, поехали домой, Иосиф велел догнать их, обыскать и у кого найдется чаша, того воротить. Нашлась чаша в мешке меньшего брата, за которого они поручились перед отцом. По приказу Иосифа его задержали, чтобы оставить в Египте рабом. Тогда все братья с великою печалью воротились с ним, явились к Иосифу и стали умолять его, чтоб он отпустил их меньшего брата домой, а взамен его оставить другого брата. «Отец наш не переживет такого горя, если лишится этого любимого сына», – говорили они. Узнал тогда Иосиф то, чего хотел и не стал больше скрываться перед ними. Громко зарыдал он и сказал: «я Иосиф – жив ли отец мой». Братья сперва не могли опомниться от изумления и страха, но Иосиф успокоил их, с горьким плачем обнимал их и обласкал. Потом отпуская домой сказал им, чтоб они все и отец переехали на житье и нему в землю Египетскую, послал с ними за отцом колесницы свои. Несказанно обрадовался Иаков, когда сыновья его воротились домой и сказали ему про Иосифа, ожило сердце его. Помолившись Богу, он немедленно собрался в путь со всем домом своим и переехал из Хеврона в Египет. Там Иосиф с почетом встретил его, представил царю и с царского позволения отвел для жительства отцу, братьям и всему роду их, особую часть земли Египетской: места, богатые лугами для пастбища скота и плодородные, во время же голода прокармливал их всех. Поживши несколько лет в Египте под защитой Иосифа, Иаков там скончался в глубокой старости. По завещанию его Иосиф с братьями отвез его тело в Хеврон и там похоронил в одной пещере с Авраамом и Исааком. По смерти отца Иосиф до самой смерти своей был покровителем и заступником своим братьям и всему племени их. Умирая, он завещал им вывести из Египетской земли кости его, когда племя их воротится на родину и похоронить их там.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицом до земли По мнению св. Ефрема Сирина , здесь Иосиф является прообразом Иисуса Христа как Судии мира. Ибо как «к престолу Иосифа, обречённого ими к смерти, когда он царствовал в Египте, приняв власть над врагами своими, добровольно приводятся братья его, чтоб со страхом и трепетом поклониться тому, кого продали они на смерть; и в страх поклоняются Иосифу, которого не хотели иметь паки над собой (ст. 7); причём Иосиф, узнав их, одним словом показал убийц; они же, узнав его, стояли изумлённые в великом стыде, не осмеливаясь говорить и вовсе не имея ничего в своё оправдание, вполне сознав свой грех , совершённый в то время, как продали его (ст. 21–22); так что тот, кого представляли они сотлевшим во аде, внезапно оказался царствующим над ними. Так, – говорит св. Отец, – и в тот страшный день, когда Господь Иисус Христос придёт на облаках воздушных, сядет Он на престоле Царства Своего; и связанные страшными ангелами приведутся к престолу Его все враги Его, которые не хотели, чтобы Он царствовал над ними, не верили, что Он Бог, пришедший для спасения, и рассуждали, что если будет распят, то умрёт как человек» (тв. ч. 2, стр. 118). Гл. 45, 3 Речé же Иóсиф брáтии своéй: áз éсмь Иóсиф: ещé ли отéц мóй жив éсть? И не могóша брáтия отвещáти емý: смутишася бо И сказал Иосиф братьям своим: я – Иосиф, жив ли ещё отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним «Как Иосиф свободно сказал братьям своим, приведя их в страх и трепет: я – Иосиф, которого вы отдали в рабство, теперь царствую над вами, не желавшими того, – так и Господь в светозарном виде покажет крест распявшим Его, и узнают они крест и Сына Божия, распятого ими» (ч. 2, стр. 118–119). В богослужебных книгах отмечаются следующие мессиански-прообразовательные черты из жизни патриарха Иосифа. а) «Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и восстания Твоего» (Канон Андрея Критского Понед. п. 5, троп. 6) 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Иосиф оставался непобедимым, а госпожа его продолжала искать удобного случая, чтобы привлечь его к себе. Случилось в один день, что Иосиф по какому-то делу вошел в дом. Никого из домашних в нем не было. Вдруг Иосифа схватила госпожа и повлекла на постель. Обнажившись, она стала принуждать его к прелюбодеянию. Целомудренный и святой юноша, видя ее наглость, отвернулся от наготы ее и, вырвавшись силою, выбежал вон. Верхняя одежда его осталась в руках госпожи. Так Иосиф порвал все сети диавола. Орел, когда увидит охотника, взлетает еще выше. Так поступил и Иосиф. Он убежал от женщины, потому что не хотел, чтобы ее сети вовлекли его во грех. Жена же Пентефрия, видя, что Иосиф избежал ее рук, сильно испугалась; ею овладел великий страх. К тому же, ей стало стыдно. Она стала придумывать, как бы получше оклеветать юношу, чтобы муж рассердился на него и из ревности убил его. Она подумала: — Лучше будет, если Иосиф умрет. Его смерть облегчит меня. Я не могу видеть такой красоты без того, чтобы не насладиться ею. Меня же он только презирает. После того она, громко призвала рабов и рабынь и сказала им: — Посмотрите, что сделал со мной этот раб еврей! Мой муж дал ему власть над всем домом, он же самым бесстыдным образом захотел изнасиловать меня. Ему мало владеть домом, он пожелал и меня отнять от мужа моего. Он пришел ко мне и сказал: «Ложись со мной», — на это я, как вы сами слышали, громко закричала. Иосиф испугался этого крика и убежал вон, оставив одежду свою у меня. Все слушающие удивлялись происшедшему, потому что никто из них не ожидал, чтобы Иосиф был настолько наглым. Когда Пентефрий явился из царских палат, супруга его взяла Иосифову одежду и показала ему. Затем, как целомудренная, она начала жаловаться на Иосифа и сказала: — Ты привел этого еврея для того, чтобы он надругался над нами. Неужели ты научил его так оскорбить и обидеть меня? Он нашел в доме меня одну и хотел изнасиловать меня. Если бы я не закричала, а домашние не подоспели на мой крик, то он совершил бы насилие, ибо я, слабая, не могла бы вырваться из рук его, более сильного. Когда он услышал, что я закричала и что на мой крик бегут домашние, он убежал из дому, оставив у меня свою одежду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010