Монография «Ватикан, католическая Церковь и новая власть, 1941-1958» (Ватикан, Католичка црква и нова власт, 1941-1958. Београд, 1994), единственное фундаментальное исследование политики Ватикана на Балканах после второй мировой войны, содержит анализ ранее неизвестных документов из архивов США и Европы. Анализируя взаимоотношения США, Великобритании и Ватикана с Балканскими гос-вами в послевоенный период, Ж. пришел к выводу, что Ватикан планировал обеспечить сохранение НГХ благодаря переходу этого искусственно созданного гос. образования на сторону союзников. Включение Хорватии в состав Югославии спровоцировало конфликт католич. иерархов, проводивших политику Ватикана, с коммунистической властью и вызвало репрессии среди католиков. Последовавший в 1948 г. разрыв отношений между СССР и Югославией способствовал сближению Белграда с США и Великобританией, что привело к оттеснению Ватикана на периферию внешней политики Балкан. Ж. первым из историков обратился к истории СПЦ в послевоенный период. В кн. «Сербская Православная Церковь и новая власть, 1944-1950» (Српка Православна Црква и нова власт, 1944-1950. Београд, 1998) он сравнил позиции 2 предстоятелей СПЦ, Скопского митр. Иосифа (Цвийовича) , до 1946 г. осуществлявшего фактическое управление СПЦ, и вернувшегося в нояб. 1946 г. из вынужденной эмиграции Патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) по отношению к коммунистическим властям Югославии. По мнению Ж., хотя Патриарх Гавриил во многом и продолжил политику митр. Иосифа по вопросам Македонской Православной Церкви, раскола в Черногории, создания ассоциаций священников, но в отличие от бескомпромиссности своего предшественника и католич. иерархов он был далек от прямой конфронтации с властями, что способствовало укреплению Церкви. В статье об истории и совр. состоянии ислама (Islam in The Balkans: Origins and Contemporary Implications//Mediterranean Quarterly. Wash., 1992. Vol. 3. N 4. P. 51-65) на основании исследования книги президента Боснии и Герцеговины А. Изетбеговича (Islam Between East and West. Indianapolis, 1984; Islamska deklaracija. Sarajevo, 1990) Ж. высказал мнение, что амбиции исламских орг-ций на Балканах, особенно в Боснии и Герцеговине, таят в себе угрозу стабильности не только в Европе, но и во всем мире. Он предсказал начало межконфессиональных столкновений в Боснии и Герцеговине в 90-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/182255.html

25 июня 1946 г. Синод СПЦ констатировал, что «положение епархий на юге нашей страны не претерпело существенных изменений в плане канонического устроения», поэтому 23 нояб. 1946 г. Архиерейский Собор СПЦ подтвердил решения Синода СПЦ от 22 сент. 1945 г. по македон. церковному вопросу. В дек. 1946 г. патриарх Сербский Гавриил V (Дожич) в Белграде на встрече с македон. делегацией заявил, что их требования о создании МПЦ и единой Югославской Церкви неприемлемы. СПЦ настаивала на возвращении на македон. кафедры митр. Иосифа (Цвийовича) и еп. Викентия (Проданова) . То же патриарх Гавриил изложил 10 мая 1947 г. на встрече с председателем Правительства Македонии Колишевским, настаивавшим на реализации решений македон. духовенства от 8 мая 1946 г. После этой встречи Собор СПЦ обратился с письмом к президиуму Югославии с просьбой принять меры для возвращения серб. архиереев на македон. кафедры. Но в силу антирелиг. политики югослав. властей эта просьба осталась без ответа. В сент. 1947 г. члены Инициативного комитета на встрече с патриархом Гавриилом предложили сделать Церковь в Македонии самоуправляемой при ее каноническом единстве с СПЦ и Югославской Патриархией, а титул патриарха изменить на «Сербский и всей Югославии». В мае 1948 г. в письме к Синоду СПЦ требования были сведены к внутреннему самоуправлению Православной Церкви в Македонии, находящейся в каноническом единстве с Сербским Патриархатом, и назначению в македон. епархии архиереев-македонцев. Следующий Сербский патриарх Викентий (Проданов) не возражал против назначения на македон. кафедры архиереев-македонцев, но предложил временно, до появления достойных кандидатов из македонцев, взять на себя управление македонскими епархиями. 1 июня 1955 г. Собор СПЦ согласился с этим предложением и разрешил в македон. епархиях на богослужениях использовать македон. язык (ранее богослужение шло на церковнослав. языке). В окт. 1955 г. патриарх Викентий посетил Македонию и провел переговоры с членами Инициативного комитета. 10 апр. 1957 г. в Белграде Синод СПЦ договорился с делегацией македон. Инициативного комитета о сохранении канонического единства. 27 мая 1957 г. Собор СПЦ констатировал, что в македон. епархиях восстановлен канонический порядок в соответствии с Уставом СПЦ. В марте-апр. 1958 г. патриарх Викентий вновь посетил Македонию. Но Собор СПЦ в июне 1958 г. отказался избрать архиереев-македонцев, что в Македонии расценили как нарушение соглашения, заключенного в апр. 1957 г. Инициативный комитет решил созвать II Церковно-народный Собор. Новый Сербский патриарх Герман (Джорич) оценил этот шаг как противоречащий Уставу СПЦ. Однако патриарший викарий, происходивший из Македонии еп. Топлицкий Досифей (см. в ст. Досифей (Стойковский), архиеп. Охридский и Македонский, † 1981), к-рому Инициативный комитет предложил возглавить одну из македон. кафедр, по настоянию гос. властей прибыл в Македонию для участия в Соборе.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

В своем письме от 16 апреля с[его] г[ода] я имел честь довести до ВАШЕГО сведения и очень определенно изложить, каких епископов-эмигрантов мы считаем в расколе с Российской Церковью. Во-первых: Митрополита Анастасия (Грибановского) , во-вторых: всех входящих в состав и юрисдикцию так называемого] «Архиерейского Синода» зарубежных иерархов-эмигрантов. Русская Православная Церковь надеется, что ВЫ, ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО и СВЯТЫЙ СИНОД Сербской Православной Церкви, согласно выражению ВАШЕГО волеизъявления, в ВАШЕМ высоком письме от 18 апреля с[его] г[ода] порвете всякое каноническое и евхаристическое общение с так наз[ываемым] «Архиерейским Синодом» в целом и Митрополитом Анастасием (Грибановским) в частности как раскольниками, а также с ее последователями как на территории Югославии, так и во всех странах, где бы они ни находились. О чем прошу уведомить Предстоятелей Автокефальных Церквей. ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА Имею честь быть собратом, сослужителем, богомольцем и покорнейшим слугой Епископ Кировоградский Представитель ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ Архив ОВЦС. Дело «Сербская Православная Церковь ». Папка «1945 год. Визит делегации РПЦ». Л. 5455. Машинопись, копия. 14. Письмо митрополита Иосифа (Цвийовича) Святейшему Патриарху Алексию с сообщением о прекращении общения между Сербской Церковью и Русской Зарубежной Церковью 24 апреля 1945 г. Ваше Святейшество! По поводу письма Представителя ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, Его Преосвященства Епископа Кировоградского и Управляющего Одесской епархией Господина Сергия от 21 апреля 1945 года, в котором Его Преосвященство, в связи с нашим письмом от 18 апреля 1945 года, Син. 664/зап. 175 из 1945, напоминает, что из русских епископов-эмигрантов, находящихся в расколе с Русской церковью, прежде всего нужно считать Митрополита Анастасия (Грибановского) и всех тех, кто находится под юрисдикцией так называемого Архиерейского Синода зарубежных иерархов-эмигрантов, – имею честь ответить ВАШЕМУ СВЯТЕЙШЕСТВУ нижеследующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании Синода 6-8 сент. 1945 г. было принято решение о переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. Синод СПЦ отправил еп. Владимира (Раича) в Москву, где он был принят патриархом Алексием I. 22 окт. состоялось заседание Синода РПЦ, на котором еп. Владимир (Раич) зачитал письмо митр. Иосифа (Цвийовича), последний сообщал о решении Синода СПЦ передать Мукачевско-Пряшевскую епархию в ведение РПЦ. 14 окт. 1945 г. патриарх Алексий I возглавил хиротонию Нестора (Сидорука) во епископа Уманского, викария Киевской митрополии, одновременно назначив его администратором правосл. Мукачевско-Пряшевской епархии (уже без указания в титулатуре определения «Карпаторусская», поскольку это не соответствовало территориально-адм. делению). С 24 окт. 1945 г. Нестор титуловался как епископ Ужгородский и Мукачевский. Новая титулатура свидетельствовала о стремлении церковных властей к тому, чтобы центр епархии совпадал с центром области, т. е. о намерениях перенести епископскую кафедру из Мукачева в Ужгород (территория Пряшевской Руси, отошедшая Чехословакии, была включена в состав Пражской епархии, в 1950 была образована самостоятельная Пряшевская (ныне Прешовская) епархия). 6 нояб. 1945 г. епископы Владимир и Нестор прибыли в Мукачево, где последний принял епархиальный архив, 11 нояб. в кафедральном храме Мукачева состоялось первое богослужение во главе с еп. Нестором. В июле 1947 г. местом пребывания архиерея стал Ужгород, где РПЦ был возвращен кафедральный собор Воздвижения Креста Господня (в 1771-1947 униатский). М. и У. е. в 1945-1990 гг. К 7 февр. 1946 г., согласно докладной записке П. В. Линтура, уполномоченного Совета по делам Православной Церкви по Закарпатской обл., в области действовали 135 правосл. приходов, 7 (4 мужских и 3 женских) мон-рей, 11 (5 мужских и 6 женских) скитов; 142 тыс. верующих окормляли 136 священников. 14 июня 1946 г. в с. Затишном (ныне Тошнадь) Береговского р-на игум. Феофан (Сабов; бывш. администратор Мукачевско-Пряшевской правосл. епархии) и его брат свящ.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

в Цетинье за его антикоммунистическую позицию и связь с четниками Д. Михайловича. [xxviii] Сначала Владыку перевезли в Белград, где обвинили в том, что он якобы давал инструкции Михайловичу, а затем – в г. Аранджеловец. Здесь 8-9 июня 1945 г. после жестоких мучений митрополита убили по приказу титовского генерала П. Данчевича. Коммунисты, несмотря на неоднократные запросы, так и не решились сообщить об аресте и казни Владыки Синоду Сербской Церкви, поэтому он еще 4 апреля, ввиду длительного отсутствия всяких сведений о судьбе митр. Иоанникия, назначил администратором Черногорско-Приморской епархии Заместителя Патриарха митрополита Скопленского Иосифа (Цвийовича). [xxix] Дважды Священный Синод требовал от руководителей правительства и Комиссии по религиозным вопросам «отчета о том, где сейчас находится Его Высокопреосвященство г-н Иоанникий». После второго безрезультатного запроса Синод был вынужден констатировать полное отсутствие сведений о судьбе митрополита и просил власть «попытаться узнать хотя бы что-то». [xxx] Обстоятельства смерти Владыки Иоанникия были неизвестны несколько десятилетий, но сейчас он, как священномученик, канонизирован Сербской Православной Церковью. Таким образом, религиозная политика итальянцев на оккупированной ими территории Югославии, хотя периодически и сопровождалась жестокими репрессиями, в целом была значительно мягче и толерантнее, чем действия в этой области большинства оккупантов других частей страны – немцев, венгров, албанских националистов и хорватских усташей, за исключением болгар. Тем не менее в годы Второй мировой войны в Черногории погибло около 10 % ее полумиллионного населения. Крупнейший город Подгорица более 70 раз подвергался бомбардировкам сначала итальянской и немецкой, а затем англо-американской авиации (через него в 1944 г. шла эвакуация германских войск из Греции) и был почти полностью разрушен. Первое время после окончания войны действия части священнослужителей Черногории носили ярко выраженный сепаратистский характер. За подобными акциями стояла коммунистическая партия страны (КПЮ), планировавшая добиться разделения Сербской Православной Церкви, что соответствовало идее строительства государства на федеративных принципах согласно решениям II конгресса Антифашистского вече освобождения народов Югославии. Согласно решениям конгресса и тезисам КПЮ, черногорцы являлись самостоятельной национальностью, имеющей право и на свою отдельную Церковь. [xxxi]

http://bogoslov.ru/article/1158253

Иосиф слышал эти жалостные слова и видел, что все стоят пред ним в смущении и страхе. Он также видел, как Вениамин в разодранной одежде и с плачем припадал к ногам стоящих тут братьев, умоляя их, чтобы они просили за него Иосифа отпустить его вместе с ними. При виде всего этого Иосиф взволновался и не мог больше сдержать себя. Всем египтянам он приказал удалиться. Когда все вышли и остались одни только братья, Иосиф заплакал и на еврейском языке сказал им: — Я — Иосиф, брат ваш. Жив ли еще отец мой? Но братья не могли отвечать на слова Иосифа, ибо испугались его. Иосиф же сказал им: — Я — Иосиф, брат ваш, которого продали вы в Египет. Я не был съеден зверями, как сказали вы отцу, но был продан вами измаильтянам. Я хватал тогда всех вас за ноги и умолял вас, но никто не помиловал меня. Теперь, братья мои, вы не печальтесь, не бойтесь и не тужите; наоборот, вы должны радоваться, что я царствую. Подобно тому, как раньше вы сказали отцу, что я съеден в горах, теперь идите и с радостью скажите ему: «Жив сын твой Иосиф. Он сидит на царском престоле и держит в руках скипетр Египетского царства». Когда Иосиф говорил это, братья, от страха и трепета, стояли перед ним, как мертвые, и думали о том, как много сделали ему зла. Иосиф снова сказал им: — Теперь не бойтесь того, что продали меня. Бог послал меня сюда пред вами для сохранения вашей жизни, для того, чтобы я прокормил вас во время голода. Теперь второй голодный год на земле. Осталось еще пять лет, в которые не будут ни пахать, ни сеять, ни жать. Не вы послали меня сюда, а Бог, который сделал меня отцом фараону, господином над всем домом его и князем всей Египетской земли. Идите же скорей к отцу моему, расскажите ему все обо мне. Передайте ему также о славе моей и скорее приведите его сюда со всем домом. Здесь все вы будете сыты. После этих слов Иосиф пал на шею Вениамина и плакал от радости. Вениамин тоже плакал, обняв шею Иосифа. Потом Иосиф подошел к братьям и также стал целовать их. Он не сердился на них и, как незлобивый, по-прежнему любил их. До фараона и его приближенных дошел слух, что пришли в Иосифу братья его. Фараон приказал Иосифу перевести весь род свой в Египет, обещая дать самую лучшую землю. Иосиф одарил братьев богатыми подарками, золотом, серебром красными одеждами, дал им колесницы, коней и ослов, на коих они могли бы со всем домом переправиться в Египет, и снарядил их, при всем этом, путевым запасом. Кроме того, Иосиф послал дорогие подарки и отцу своему и радостно отпустил к нему братьев, сказав им:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

12. Таким образом, сыновья Иакова исполнили над ним то, что он приказывал. 13. Сыновья его отнесли его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере, на поле Махпельском, которую Авраам вместе с полем купил в собственность для кладбища у Ефрона Хеттея, против Мамре. 14. Потом Иосиф, и братья его, и все ходившие с ним хоронить отца его возвратились в Египет, по совершении погребения отца его. Врачам. Вероятно, что искусство врачевания и бальзамирования тел обычай у древних египтян соединял в одном роде людей. Приготовить к погребению. То есть бальзамировать. Иосиф следует здесь обычаю египтян. По описанию Геродота (L. И, с. 86), бальзамирование состояло в извлечении мозга чрез ноздри и внутренностей чрева чрез отверстие в левом боку, в наполнении очищенной внутренности благовонными веществами, в осолении всего тела погружением в селитру и, наконец, в обвитии оного и в покрытии смолистым веществом. В сорок дней. То же число полагает и Диодор (L I, с. 92). Египтяне оплакивали его семьдесят дней. Такое точно число дней собственно на бальзамирование и вместе на осоление полагает Геродот. И все сие было временем оплакивания, обряд коего состоял в возложении персти на главу и лице, в хождении по улицам с биением в обнаженные перси, в удалении от бань, вина, мяса, красивых одежд и всякого вида неги (Diod. L. I, с. 72). Иосиф обратился к приближенным Фараона. Сам не предстал царю, потому что еще не сложил с себя образа печали. Все рабы Фараоновы. Все значит здесь множество, или от всех сословий избранных для почести. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ИОСИФА. Б. L 15–26 15. Братья Иосифовы, видя, что отец их умер, сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали? 16. Итак, они послали сказать Иосифу: отец твой пред смертию своею завещал, говоря: 17. скажите Иосифу: прости братьям твоим оскорбление и грех их; ибо они сделали тебе зло. Итак, прости же рабам Бога отца твоего вину их. Иосиф плакал, когда ему говорили сие. 18. Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы отдаемся тебе в рабы. 19. Иосиф отвечал им: не бойтесь! ибо я боюсь Бога. 20. Вы по–мышляли против меня зло; но Бог претворил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, и сохранить жизнь великому числу людей. 21. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших. Таким образом он успокоил их, и говорил по сердцу их. 22. И остался Иосиф в Египте сам и дом отца его; и жил Иосиф сто десять лет. 23. И видел Иосиф детей у Эфраима до третьего рода; также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на коленах у Иосифа. 24. Потом Иосиф сказал братьям своим: я умираю; но Бог верно посетит вас, и выведет вас в землю, которую он клятвенно обещал Аврааму, Исааку и Иакову. 25. И обязал Иосиф клятвою сынов Израилевых, говоря: верно Бог посетит вас; тогда вынесите отсюда кости мои. 26. И умер Иосиф ста десяти лет от рождения. Его приготовили к погребению и положили в раку в Египте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Вопросы Когда опять послал Иаков сыновей своих в Египет? Как встретил Иосиф теперь братьев своих? Как он испытывал на этот раз братьев? Как открылся Иосиф братьям и что сказал им? Как принял Иаков известие об Иосифе? Иаков не сразу решился переселиться в Египет. Он помнил, что Господь обещал Аврааму и потомству его землю Ханаанскую. «Как же, думал он, я уйду из этой земли?» Он принес Богу жертву и просил себе благословения. Господь явился ему и сказал: «не бойся идти в Египет, там Я произведу от тебя великий народ и выведу обратно из Египта». Тогда Иаков с радостью отправился в Египет. Иосиф выехал навстречу отцу своему Иакову, этот пал на шею сына и долго плакал. Фараон очень милостиво принял родственников Иосифа и поселил их в прекрасной местности Гесем. Жил Иаков в Египте 17 лет, а умер 157 лет. Почувствовав приближение смерти, Иаков призвал Иосифа с детьми его и всех сыновой своих. Он каждого благословил и предсказал будущее о потомстве их. А Иосифа заставил поклясться, что тело Иакова погребут в земле Ханаанской. Иаков умер; сыновья исполнили завещание его, отвезли тело Иакова в землю Ханаанскую и погребли там, а затем вернулись в Египет. И стали братья Иосифа говорить можду собою: «вдруг возненавидит нас теперь Иосиф и станет мстить за себя?» И послали напомнить Иосифу, что Иаков, умирая, просил Иосифа простить их. Услышав это, Иосиф сказал: «я боюсь Бога, поэтому не сделаю вам зла»; он успокоил их и говорил с ними сердечно. Прожил Иосиф до 110 лет. Когда он умер, тело его набальзамировали и положили в богатую гробницу в Египте. Иосиф также завещал братьям своим, чтобы они при выходе своем из Египта взяли с собой тело его. Вопросы Что сделал Иосиф, прежде чем отправиться в Египет? Почему он испрашивал на это Божье благословение? Что сказал Бог Иакову? Как встретил Иосиф отца своего? Как принял фараон родственников Иосифа и где поселил их? Сколько лет жил Иаков в Египте и сколько всего? Что сделал Иаков перед смертью своей? Чего опасались братья Иосифа после смерти отца их? Как успокоил их Иосиф? Сколько лет жил Иосиф и что завещал он братьям своим?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопросы: Куда был отведен Иосиф и кому продан? Как вел себя Иосиф у Потифара? (На что уговаривала Иосифа жена Потифара? Как ей ответил Иосиф? Как тогда она с ним поступила?). Как жил Иосиф в темнице? Кто был еще заключен с Иосифом? Какие сны приснились им однажды? Как Иосиф истолковал их? Что прибавил Иосиф, когда объяснял сон виночерпию? Прошло два года: виночерпий, служа при дворе фараона, забыл об Иосифе и тот по-прежнему находился в темнице. И вот снится сон фараону: вышли из реки 7 тучных, полных коров, а после них – 7 тощих; эти тощие коровы съели 7 полных и сами не сделались полнее. Заснул фараон в другой раз и видит: на одном стебле выросло 7 полных, хороших колосьев; после них выросло 7 тощих, пустых колосьев; они съели полные колосья и сами не пополнели. Задумался фараон над этими снами: призвал мудрецов своих, но они не могли объяснить ему этих снов. Тогда только вспомнил виночерпий про Иосифа и рассказал фараону, как Иосиф верно истолковал сны ему и хлебодару. Фараон велел позвать Иосифа. Когда Иосиф пришел, то фараон спросил его: «можешь ли ты истолковать сны?» Иосиф ответил так: «Это не мое (искусство), а Бог разъяснит сны для твоего счастия». И рассказал фараон оба сна свои Иосифу. Иосиф выслушал их и истолковал так: оба сна означают одно и то же; а то, что они повторились, так это значит, что Бог скоро исполнит их. 7 коров полных и 7 колосьев полных означают 7 лет урожая и великого изобилия по всей земле Египетской. 7 коров тощих и 7 колосьев пустых означают 7 лет голодных, которые истощат всю землю. Поэтому пусть фараон выберет человека разумного и повелит ему сделать запасы на голодные годы». Это истолкование понравилось фараону и всем слугам его. И сказал фараон Иосифу: найдем ли мы человека, в котором был бы дух Божий? Так как Бог открыл тебе все это – значит нет разумнее тебя. Я поставлю тебя над всей землей Египетской – и только я буду выше тебя. Он повелел одеть на Иосифа дорогие одежды, возложить ему золотую цепь на шею, дал ему перстень свой и велел везти его по городу и оказывать ему царские почести. Наступили 7 лет урожая, в которые Иосиф собрал хлеба, как песка морского. После них наступили голодные годы и из всех стран приходили в Египет покупать хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Как же Иосиф был праведен? В то время как закон повелевает изобличать прелюбодеицу, то есть объявлять о ней и наказывать, он намеревался скрыть грех и преступить закон. Вопрос разрешается прежде всего в том смысле, что уже через это самое Иосиф был праведен. Он не хотел быть суровым, но, человеколюбивый по великой своей доброте, он показывает себя выше закона и живет выше заповедей закона. Затем, Иосиф и сам знал, что Мария зачала от Духа Святого, и потому не желал изобличить и наказать ту, которая зачала от Духа Святого, а не от прелюбодея. Ибо смотри, что говорит евангелист: «оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго». Для кого «оказалось»? Для Иосифа, то есть он узнал, что Мария зачала от Духа Святого. Поэтому и хотел тайно отпустить ее, как бы не осмеливаясь иметь женой ту, которая удостоилась столь великой благодати. Но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне, говоря. Но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне, говоря. Когда праведный колебался, явился ангел, научая его, что должно ему сделать. Во сне является ему, потому что Иосиф обладал крепкой верой. С пастухами, как грубыми, ангел говорил наяву, с Иосифом же, как праведным и верным, во сне. Как мог он не поверить, когда ангел научал его тому, о чем он сам с собой рассуждал и о чем никому не сказал? Когда он размышлял, но никому не говорил, явился ему ангел. Конечно, Иосиф поверил, что это — от Бога, ибо только Бог знает неизреченное. Иосиф, сын Давидов. Иосиф, сын Давидов. Сыном Давида назвал его, напоминая ему о пророчестве, что Христос произойдет от семени Давида. Говоря это, ангел убеждал Иосифа, чтобы он не веровал, но подумал о Давиде, который получил обетование относительно Христа. Не бойся принять. Не бойся принять. Этим показывает, что Иосиф боялся иметь Марию, чтобы не оскорбить Бога тем, что он покровительствует прелюбодеице. Или иначе: «не бойся», то есть бойся прикоснуться к ней, как зачавшей от Духа Святого, но «не бойся принять», то есть иметь в своем доме. Ибо в уме и помышлении Иосиф уже отпустил Марию.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010