12 марта 1945 г. Синод СПЦ признал действия Инициативного комитета и I Церковно-народного Собора неканоническими и не подлежащими рассмотрению. Митр. Скопскому Иосифу (Цвийовичу) , высланному из епархии во время болг. оккупации, было поручено прибыть в Македонию для изучения обстановки, но правительство Югославии не разрешило ему вернуться в Скопье. 22 сент. 1945 г. Синод СПЦ постановил: «Епархии на территории нынешней Федеративной Македонии: Скопская, Злетовско-Струмицкая и Охридско-Битольская были законно присоединены к СПЦ, о чем свидетельствует Томос Вселенского Патриархата... Свящ. Архиерейский Синод не может признать никакой самостоятельной и независимой Церкви в Федеративной Македонии, провозглашенной без разрешения и согласия Матери-Церкви...» Под давлением федеральных и республиканских властей, не заинтересованных в обострении отношений в стране, автокефалистское движение в Македонии начиная с сер. 1945 г. стало ослабевать, его сторонники считались сепаратистами, а решение о восстановлении Охридской архиепископии от 4 марта 1945 г. было объявлено властями результатом подрывной деятельности «врагов» в Инициативной группе. Сформированное в апр. 1945 г. правительство Македонии во главе с Л. Колишевским согласовывало свои действия с Белградом, поэтому гос. поддержка македонского автокефализма ослабла. Уже к концу года в македон. церковных кругах возобладала линия на сохранение канонической связи с СПЦ и получение статуса автономной Церкви. С нач. 1946 г. в Македонии повсеместно проводились собрания духовенства, на которых принимались резолюции с критикой решений I Церковно-народного Собора. 8 мая 1946 г. в Скопье под председательством свящ. Кирилла Стоянова прошла конференция с участием македон. духовенства. Председатель республиканской Комиссии по делам религий Э. Поп-Андонов в выступлении подчеркнул, что «автокефальность означает отделение, прерывание всех связей с Сербской Патриархией, замыкание внутри самих себя, и таким образом - нарушение братства и единства югославских народов». В итоге конференция приняла решение о создании в Македонии национальной самоуправляемой Церкви: «Мы требуем народных архиереев, народного духовенства и самоуправления в решении всех внутренних церковно-народных вопросов». Делегаты призвали Синод СПЦ, правосл. духовенство и верующих Югославии «поддержать идею скорейшего формирования Православной Церкви в Югославии, в которую войдут все Православные Церкви на равноправных началах» ( Илиевски. 2011. С. 57-58). Предполагалось, что входящие в состав этой буд. церковной структуры православной Церкви народных республик будут иметь внутреннее самоуправление, а каждая из них, независимо от численности паствы, будет представлена одним архиереем в едином Синоде Югославской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Письмо-обращение не осталось без ответа. В начале 1945 г. глава Русской Православной Церкви Алексий I в письме к Высокопреосвященному Иосифу (Цвийовичу), митрополиту Скоплянскому писал: «В чувстве братской о Христе любви сердечно приветствую Ваше Высокопреосвященство и, полный приятнейшими воспоминаниями о Вашем пребывании у нас [делегация Сербской Православной Церкви была в гостях в России в феврале месяце – В.К.] и молитвенном общении с Вами, желаю углубить и укрепить это благодатное общение посылкой к Вашему Высокопреосвященству делегации в лице Преосвященного Епископа Кировоградского Сергия, управляющего Одесской епархии, Московских Протоиереев Стефана Маркова, Димитрия Цветкова, Проректора Богословского Института в Москве С.В. Савинского и иеромонаха Симеона, которые передадут Вам и в лице Вашем – Сербской Церкви наши чувства братской любви и сердечного сочувствия ея нуждам, а также нашего глубокого соболезнования по случаю продолжительного отсутствия Ея Главы, Святейшего Патриарха Гавриила, томящегося в фашистской неволе... Нашей делегации мною поручено иметь с Вашим Высокопреосвященством беседу по деловым вопросам, касающихся наших церковных взаимообщений и в частности, по вопросу о переходе в наше ведение Мукачевско-Пряшевской епархии, а также тех русских приходов, которые находятся в ведении Протоиерея Сокаля». 256 Это послание не осталось тайной для русского духовенства в Югославии и прежде всего для протоиерея Иоанна Сокаля. Уже 10 апреля 1945 г. на имя Патриарха Алексия I высылается письмо следующего содержания: «ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО! Русская белградская церковная община с радостью узнала, что в Белграде предполагается открытие церковного подворья Московской Патриархии. Искренне желая скорейшего осуществления этого решения, сыновне просим ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО использовать для этой цели уже существующий в Белграде наш русский городской храм и кладбищенскую часовню со всем их церковным имуществом и ризницей. Вместе с тем мы ходатайствуем принять весь русский приход белградской церковной общины в юрисдикцию Русской Церкви, чтобы наша церковная жизнь в дальнейшем могла протекать под непосредственным архипастырским руководством ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Раич Любомир; 11.01.1882, Ужице - 14.02.1956, Призрен), еп. Рашско-Призренский. В 1907 г. окончил МДА со званием кандидата богословия. Вернулся в Сербию, преподавал в гимназии в Белграде. Овдовел, был пострижен в монашество Патриархом Варнавой (Росичем) в мон-ре Раковица. 10 мая 1937 г. рукоположен во иеродиакона, 13 мая - во иеромонаха. В том же году был назначен редактором «Вестника Сербской Православной Церкви» (СПЦ). 30 окт. 1938 г. хиротонисан во епископа Мукачевско-Прешовской епархии, входившей тогда в состав Сербской Православной Церкви. В марте 1939 г. территория епархии была оккупирована Венгрией. Новые власти, запретив В. поддерживать связь с Белградом, хотели переподчинить епархию К-польской Патриархии. После нападения Венгрии и Германии на Югославию В. 11 апр. 1941 г. был арестован в Мукачеве и заключен в резиденции католич. епископа в г. Вац (Венгрия), а 19 июля 1941 г. выслан в Белград. После окончания второй мировой войны Мукачево вошло в состав СССР, а Прешов - в состав Чехословакии. 22 окт. 1945 г. В. присутствовал на заседании Синода РПЦ в Москве, на к-ром зачитал письмо председателя Синода СПЦ, митр. Скопленского Иосифа (Цвийовича) и выразил собственное согласие на передачу Мукачевской епархии в ведение РПЦ. Во время визита в Москву В. встретился с Председателем Совета по делам религий Г. Г. Карповым для обсуждения открытия подворья СПЦ в Москве и возможности обучения серб. студентов в МДА. 20 мая 1947 г. был избран епископом Рашско-Призренским. Похоронен в г. Призрен. Лит.: Пребывание в Москве еп. Мукачевского Владимира//ЖМП. 1945. 11. С. 20-21; Дубинский А. Ю. Вифанская духовная семинария: Алф. список выпускников 1901-1917 гг. М., 1999. С. 31; Мукачевско-Ужгородская правосл. епархия// Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2001. С. 263-264. А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/159070.html

Могила прп. Иустина (Поповича) в мон-ре Челие, Сербия Могила прп. Иустина (Поповича) в мон-ре Челие, Сербия В 1927 г. в семинарии в Сремски-Карловци И. защитил дис. «Гносеология св. Исаака Сирина» (Гhoceoлoruja св. Исака Сирина//Пут. Београд, 1934. С. 269-280, 335-350; из-за многочисленных ошибок публикация диссертации была не признана автором). С авг. 1927 по июнь 1928 г. преподавал в семинарии в Призрене, затем вновь в семинарии в Сремски-Карловци, с окт. 1929 по март 1930 г. исполнял обязанности ректора. В 1928 г. И. согласился возглавить кафедру догматического богословия Варшавского ун-та, но перед отъездом узнал, что вместо этой кафедры начальство ун-та хочет предложить ему кафедру нравственного богословия, от чего он отказался. В дек. 1930 г. по решению Синода СПЦ направлен с правосл. миссией в Закарпатье в качестве помощника еп. Битольского Иосифа (Цвийовича) . Вдвоем они посетили Ужгород, Хуст, Изу, Мукачево, Прешов (Пряшев) и мн. села в Карпатах и способствовали возвращению верующих из унии в Православие. И. предлагали принять епископский сан и занять кафедру восстановленной Мукачевско-Пряшевской епархии СПЦ (см. ст. Мукачевская и Ужгородская епархия (УПЦ)), но он отказался и в кон. 1931 г. вернулся в Сербию. С авг. 1932 г. преподавал в семинарии в г. Битола вместе с иером. Иоанном (Максимовичем ; впосл. епископ Шанхайский). 1 февр. 1934 г. избран доцентом кафедры сравнительного Богословия богословского фак-та Белградского ун-та, вступил в должность 21 дек. того же года. Позднее был избран профессором догматики. Один из основателей Сербского философского общества (1938). Когда после начала второй мировой войны Белградский ун-т временно был закрыт, И. проживал в мон-рях Каленич, Раваница и др. и продолжал переводить патристические и агиографические сочинения, занимался толкованием НЗ, участвовал в подготовке «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории Независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей» (нач. июля 1941). В 1944 г.

http://pravenc.ru/text/1237931.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВАКУМ ДИАКОН [серб. Авакум (1794, Кнез-Поле, Босния - 1814, Белград), прмч. Сербской Православной Церкви (пам. серб. 17 дек). Оставил семью в юном возрасте и поступил в Миштаницкий мон-рь, где обучился чтению и Закону Божию и нес послушание под началом духовника свящ. Геннадия Шувака, принял постриг и был рукоположен во диакона. В результате поражения антиосманского выступления Йована Янчича Сарайлии (1809) А. Д. вместе со своей матерью, свящ. Геннадием, к-рый был одним из организаторов восстания, и его сыном Стояном покинул обитель и поступил в Трновский Благовещенский монастырь . В 1814 г. за участие в антиосманском восстании Хаджи Продана они вместе с игум. Трновского мон-ря Паисием (Ристовичем) были схвачены турками и доставлены в Белград. Игум. Паисий, твердо отказавшийся принять ислам, был казнен первым. Геннадий и его сын приняли магометанство и были освобождены. А. Д., несмотря на увещевания матери, не отрекся от веры и предпочел мучительную смерть на колу отказу от Христа. По пути к месту казни сам нес кол и пел: «Нема вере од С. 27). Бесстрашие А. Д. произвело на турок большое впечатление, и один из них, желая облегчить кончину мученика, заколол его кинжалом. После этого тело А. Д. было посажено на кол. А. Д. был канонизирован на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви 14 июня 1962 г. Изображения святого находятся в часовне Клисурского мон-ря (1950, худож. Й. Кратина по заказу митр. Сконского Иосифа (Цвийовича), администратора Жичской епархии), в ц. Ружицы в Белграде (икона с житийными клеймами) и ц. св. Петки (1975-1982, мозаика худож. Д. Радуловича) (см. Белград ). Лит.: М. Авакум //Поменик знаменитих у српског народа hobujer доба. Београд, 1868; Српска задруга. Београд, 1959. Тетр. 52. 349-350. С. 26-28; Д. М. Книга о Авакуму. Београд, 1968. И. И. Калиганов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/text/62580.html

Во время второй мировой войны Е. принимал активное участие в судьбе СПЦ. 7 июля 1941 г., после оккупации Югославии фашистскими войсками, Е., еп. Бачский Ириней (Чирич) , еп. Зворникско-Тузланский Нектарий (Круль) и еп. Нишский Иоанн (Илич) посетили находившегося под домашним арестом в мон-ре Раковица Патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) , приняли у него полномочия по управлению СПЦ и впосл. во главе с митр. Скопским Иосифом (Цвийовичем) осуществляли управление Церковью до возвращения Патриарха из вынужденной эмиграции в 1946 г. Придерживаясь принципа невмешательства в политику, архиереи стремились к сотрудничеству с властями, но твердо и бескомпромиссно отстаивали свободу Церкви. В февр. 1945 г. Е. в составе делегации СПЦ присутствовал в Москве на интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия I . После возвращения Патриарха Гавриила Е. отошел от активной церковно-политической деятельности и вернулся к управлению Тимокской епархией, к-рая хотя и находилась в нем. оккупационной зоне, но в ходе войны практически не пострадала. В авг. 1970 г. из-за болезни Е. не смог принять участие в торжествах в честь 50-летия восстановления Сербской Патриархии. В письме Патриарху Герману (Джоричу) он сообщил, что тяжело переживает свое отсутствие на заседании, т. к. является «единственным живым из шести членов делегации, которая в 1919-1920 гг. вела переговоры со Вселенской Патриархией». Похоронен в г. Заечар. Е. известен как богослов и церковный писатель. Печатал свои труды в периодических изданиях: «Гласнике» СПЦ и греческих «Εκκλησιαστικς φρος», «Εκλησιαστικς κρυξ». Соч.: Нова koдuфukaцuja каноника у Npabocлabhoj цркви. Ниш, 1932. Лит.: Дамаскин (Давидович), иером. Еп. Тимокский Емилиан: [Некролог]//ЖМП. 1971. 2. С. 53-54; Ucmopuja. 3. С. 109, 116, 222; Српски jepapcu. С. 185; Д. Српска православна црква и нова власт, 1944-1950. Београд, 1998. С. 15-16. В. С. Путятин Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/189949.html

Все политические нации югославской программы (а также политические нации Советского Союза) были созданы католическим колониализмом или под османской оккупацией, позже были легализованы коммунистической югославской политикой, и сегодня служат инструментом евроатлантического и исламского империализма. Поэтому стратегической ошибкой Русской Православной Церкви является присвоение или принятие названия Украинская Православная Церковь, вместо термина Русская. Этим узаконена советская модель создания социалистических политических наций, которые по самой своей природе являются средством деконструкции государства и народа. Коммунистическая диалектская племенная «Македонская Православная Церковь» Во Второй мировой войне нацистская Германия оккупировала Королевство Югославия, а Болгария, в составе Вермахта, оккупировала юго-восточную часть Королевства Югославии – Вардарскую Сербию. Оккупационное правительство одну часть сербского духовенства ликвидировало а другую часть изгнало, как, например, митрополита Скопского Иосифа (Цвийовича) и епископа Злетово-Струмицкого Викентия (Проданова). Болгарская православная церковь установила на оккупированной территории администрацию с болгарскими епископами и духовенством. Западная часть Вардарской Македонии была оккупирована войсками фашистской Италии и присоединена к Итальянской Албании. После освобождения от нацистской оккупации была образована Социалистическая Югославия, а в её составе Социалистическая Республика Македония. В октябре 1944 года Синод Сербской Православной Церкви принял решение о возвращении изгнанных епископов и священников в свои епархии и приходы, но коммунистическое правительство не допустило возвращения сербского духовенства и народа, так же как и в той же программе преследования сербского народа не допускалось возвращение сербского населения и духовенства в Косово и Метохию после преследований со стороны гитлеровских оккупантов и албанской армии Вермахта. Это было началом коммунистических преследований церкви в СР Македонии и начало работы коммунистического правительства по формированию так называемой «Македонской православной церкви» Социалистической Республики Македонии. Такой системой Социалистическая Югославия создала социалистические республики и, в соответствии с границами республик, создала новые нации и религиозные «церковные» общины.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/11/di...

После возвращения на родину Г. старался избежать резкого обострения отношений с властями, к-рые в свою очередь стремились использовать его авторитет как борца против фашизма и патриота. После Собора Г. известил председателя Правительства ФНРЮ И. Б. Тито о возвращении на родину и вступлении на престол Сербской Церкви. 6 дек. 1946 г. Г. вместе с митр. Скопленским Иосифом (Цвийовичем) и еп. Зворницко-Тузланским Нектарием (Крулем) посетил Тито. 8-12 дек. 1946 г. в Белграде при участии Г. и Тито прошел Славянский конгресс, провозгласивший единство слав. народов. В янв. 1947 г. Тито посетил первоиерарха и обсудил проблемы Сербской Церкви. 25 янв. 1947 г. Г. в сопровождении митр. Иосифа и еп. Нишского Иоанна (Илича) посетил Президиум Народной Республики Сербии, а 31 янв.- председателя Правительства Народной Республики Сербии Б. Нешковича. После этих встреч 3 февр. 1947 г. председателю правительства было направлено представление с 9 пунктами для урегулирования отношений Сербской Церкви и гос-ва. Также Тито был направлен меморандум Свящ. Синода со списком деяний со стороны властей, негативно отразившихся на положении Церкви в гос-ве. В Пасхальном послании 1947 г. Г. подчеркивал, что «коммунистическая власть разными способами старалась воспрепятствовать нормальному течению церковной жизни, совершению церковных служб и обрядов... Я призываю вас,- обращался Г. к верным чадам Церкви,- проявить христианское мужество и твердость духа, которые смогли бы противостоять массовой антирелигиозной коммунистической пропаганде и организованной силе и власти безбожников» (Гласник СПЦ. 1947. 4. С. 135). 21 апр. 1947 г. состоялось заседание Собора СПЦ, на к-ром был принят новый Устав Церкви, учитывавший отделение Церкви от гос-ва и школы от Церкви. Но гонения на Церковь со стороны властей продолжались. 29 марта 1949 г. Г., несмотря на перенесенные заболевания и преклонный возраст до последних дней жизни управлявший Церковью, направил Тито письмо, в к-ром просил прекратить аресты и изгнания духовенства, разрушение храмов, экспроприацию имущества, ущемление прав на получение духовного образования. Но ответа на это письмо не последовало.

http://pravenc.ru/text/161343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ [серб. Белградски Богословски факултет] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Идея создания высшего духовного учебного заведения СПЦ возникла еще в 60-е гг. XIX в. Принятый в 1905 г. закон о Белградском ун-те предусматривал и организацию Б. Б. ф., но из-за недостатка преподавателей и экономических трудностей, связанных с участием Сербии в балканских, а затем и первой мировой войнах, он открылся лишь осенью 1920 г. Основу преподавательского коллектива составили эмигрировавшие в Югославию из России рус. богословы и профессора духовных академий, среди к-рых были такие видные ученые, как А. П. Доброклонский , Ф. Н. Титов , М. Георгиевский, А. П. Рождественский , Н. Н. Глубоковский и др. 6 сент. 1920 г., считающегося днем создания Б. Б. ф., состоялось первое заседание ученого совета под председательством проф. церковной истории Доброклонского. На заседании был избран декан фак-та - проф. истории СПЦ прот. Стефан Димитриевич . Занятия начались 15 дек. 1920 г. Первоначально количество студентов было сравнительно небольшим. В 1930/31 учебном году приписных студентов было 226 чел., из к-рых 98 учились на 1-м курсе. В 1938/39 учебном году - 340 чел., в т. ч. 32 студентки. При фак-те была сформирована б-ка, фонды к-рой пополнялись во многом благодаря помощи добровольных жертвователей и меценатов. В наст. время библиотечный фонд содержит более 30 тыс. наименований и свыше 100 тыс. экз. книг, а также богатое собрание периодики. В 1926 г. на Б. Б. ф. начал издаваться ж. «Богословие», к-рый регулярно выходит и в наст. время. В первые годы существования фак-т неоднократно менял место своего пребывания. Наконец стараниями Патриарха Гавриила (Дожича) было получено место для строительства Дома студентов по проекту проф. П. Анагностия, строительство его осуществилось в 1940 г. Во время оккупации Югославии в помещениях, принадлежавших Б. Б. ф., были расквартированы нем. военнослужащие, и учебный процесс был прерван на неск. лет. Сильному разорению подверглась б-ка. Благодаря стараниям митр. Скопленского Иосифа (Цвийовича) сохранились часть б-ки и архив фак-та. Дом студента сгорел во время бомбардировки 6 апр. 1941 г.

http://pravenc.ru/text/77884.html

23 янв.- 10 февр. 1945 г. в числе югославской делегации был в СССР, участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1945 г. , избравшем Патриарха Московского и всея Руси. 6 февр. И. Сокаль встретился с председателем Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым , обсудив с ним вопрос о настроении рус. беженцев. 7 февр. на совместной встрече у Карпова в присутствии Патриарха Алексия I также поднимались вопросы о положении рус. Церкви в Югославии и о возможности организации рус. подворья в Белграде. Весной 1945 г. Патриарх Алексий I направил делегацию к замещавшему арестованного нем. властями Сербского Патриарха Гавриила V (Дожича) Скопленскому митр. Иосифу (Цвийовичу) для обсуждения вопроса о переходе в подчинение РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии и рус. приходов, находящихся в ведении И. Сокаля (Там же. Л. 35). Возглавил делегацию управляющий Одесской епархией Кировоградский еп. Сергий (Ларин ; впосл. архиепископ). 8 апр. 1945 г. делегация прибыла в Белград. В ходе встречи 13 апр. 1945 г. Архиерейским Синодом СПЦ было принято решение о предоставлении И. Сокалю и рус. священнослужителям, находившимся в его подчинении на территории Югославии, канонического отпуска. 19 апр. еп. Сергий, согласно данным ему Московским Патриархом Алексием I полномочиям, принял их вместе с приходами в каноническое и евхаристическое общение, включив в состав основанного Белградского подворья Московского Патриархата. 19 апр. 1945 г. И. Сокаль был утвержден настоятелем рус. Троицкой ц. Белграда и временно исполняющим обязанности благочинного рус. приходов в Югославии. Тем же указом от 19 апр. ему было предоставлено право принимать в общение с Московской Патриархией клириков и монашествующих из Карловацкого раскола через принесение покаяния. По вопросам о св. мире, об антиминсах, об утверждении постановлений по бракоразводным процессам, а также по всем делам, требующим епископской санкции, назначено обращаться в Синод СПЦ (Там же. Л. 80). В 1946 г. принял советское гражданство. В период фактического разрыва отношений между Москвой и Белградом как советский подданный мог быть арестован.

http://pravenc.ru/text/468755.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010