Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Цвийович; 28.08.1878, с. Дрежник, близ г. Ужице, Сербия - 3.07.1957, Белград), митр. Скопский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в г. Пожега, реальную гимназию в Ужице и Белградскую богословию (семинарию). В 1902 г. женился на дочери священника, в 1906 г. овдовел. 15 сент. 1903 г. в г. Чачак рукоположен во диакона, 1 окт. 1903 г.- во иерея. Служил в храмах в с. Драговац и в с. Миоковци близ Чачака. В 1908 г. был направлен на учебу в КДА, в 1912 г. защитил магист. дис. «Вклад сербского священства в освобождение своего народа» ( Павлюченко О. В. Серби та Чophoropцi в Ykpaïhi (XIX - початок XX ст.): Бiorpaфiчhuй словник. К., 2009. С. 156). Вернулся в Сербию и 14 сент. 1912 г. был назначен преподавателем (НЗ, патрологии и пастырского богословия) Белградской семинарии, управляющим монашеской школой в монастыре Раковица и редактором ж. «Гласник» (СПЦ). После начала 1-й Балканской войны (25 сент. 1912) оставил службу в монашеской школе и попытался вступить в действующую армию, примкнул к отряду четников во главе с Войном Поповичем. По нек-рым свидетельствам, во время боевых действий И. попал в плен к туркам, но бежал. В дек. 1912 г. покинул отряд и служил санитаром в военном госпитале в Белграде. 15 сент. 1913 г. принял монашеский постриг в мон-ре Раковица и вновь возглавил монашескую школу. В начале первой мировой войны сформировал отряд из учеников монашеской школы, к-рый в июле 1914 г. участвовал в обороне Белграда. Затем командовал взводом четнического отряда, участвовал в Церской (16-19 авг. 1914) и др. битвах. В кон. лета из-за болезни ног И. был отправлен в тыл, его отряд понес большие потери и был расформирован. Позже как священник 18-го пехотного полка вместе с Дунайской дивизией отступал через Черногорию к Адриатическому м. В нач. 1916 г. вместе с серб. армией отступил на о-в Корфу (Керкира), откуда был направлен с миссией во франц.

http://pravenc.ru/text/578557.html

8 дек. 1939 г. Архиерейский Собор СПЦ избрал овдовевшего прот. Й. Липоваца викарием патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) с титулом «епископ Будимлянский». 1 февр. 1940 г. в монастыре Раковица митр. Скопским Иосифом (Цвийовичем) пострижен в монашество, 11 февр. 1940 г. в соборной церкви в Белграде хиротонисан во епископа. Хиротонию совершили патриарх Сербский Гавриил, митр. Скопский Иосиф и еп. Зворникско-Тузланский Нектарий (Круль). Решением Архиерейского Собора СПЦ от 11 дек. 1940 г. избран митрополитом Черногорским и Приморским (см. Черногорская и Приморская митрополия СПЦ ), взошел на кафедру 23 февр. 1941 г. Во время второй мировой войны благодаря усилиям И. семинария (богословия) в Цетине была единственной действующей семинарией СПЦ. По его ходатайству итал. оккупационные власти освободили из концлагерей мн. заключенных, в т. ч. священнослужителей. И. считал коммунистическую идеологию враждебной Церкви и народу и в посланиях и проповедях осуждал деятельность партизан-коммунистов. Партизаны объявили его изменником и пособником оккупантов, поэтому незадолго до их прихода к власти И. в нояб. 1944 г. покинул Цетине и вместе с 70 священниками и 5-6 тыс. чел. (в основном со стариками и с детьми) направился к зап. границам Югославии. Ок. мест. Зидани-Мост (Словения) или уже на территории Австрии они были схвачены солдатами 1-й югославской армии, большинство было расстреляно, а И. и свящ. Лука Вукманович (родной брат одного из югослав. коммунистических лидеров) переправлены в Сербию. И. был заключен в тюрьму г. Аранджеловац и после пыток казнен (согласно одному из поздних свидетельств, в июне 1945 в овраге близ Аранджеловаца). Временный глава иерархии СПЦ митр. Скопский Иосиф (Цвийович) пытался освободить И., но безуспешно. Штаб 1-й Югославской армии 21 июня 1945 г. отправил сообщение Черногорской митрополии: «Посылаем вам панагию и крест, найденные у разбойника бывшего митр. Иоанникия. Смерть фашизму - свобода народу!» В нач. 90-х гг. ХХ в. стали появляться сведения о мученической кончине И., к-рые, однако, сложно проверить. Место его захоронения неизвестно.

http://pravenc.ru/text/577948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ГЛАСНИК» название неск. периодических изданий Сербской Православной Церкви. «Гласник Православне Цркве у Cpбuju» (Вестник Православной Церкви в Королевстве Сербия) учрежден Архиерейским Собором Православной Церкви Королевства Сербия в 1898 г. Издавался с нач. 1900 до 1907 г. раз в месяц, до 15 июня 1914 г. 2 раза в месяц. Отражал широкий круг вопросов как церковной, так и светской жизни, способствовал развитию богословия и церковной истории. Содержал следующие основные рубрики: «Официальная часть» (Службени део), «Церковная проповедь» (Црквено беседништво), «Статьи и дискуссии» (Чланци и расправе), «Вести из сербских и иных церквей» (Вести из српских и других цркава), «Заметки» (Белешке), «Обзоры книг и периодических изданий» (Прикази книга и листова), «Некрологи». Редакторами были Добросав Ковачевич, Стеван Веселинович, Петр Протич, Миливой Петрович, Иосиф (Цвийович ; буд. митрополит Скопский) и др. Перестал выходить из-за начала первой мировой войны. «Гласник. Службени лист Српске православне nampujapшuje» - ежегодник, издававшийся с 1920 г. как продолжение «Гласника Православне Цркве у Cpбuju», с 1939 г. стал выходить под названием «Гласник. Службени лист Српске православне цркве». Содержание в целом не изменилось, хотя рубрикация стала менее строгой. Нек-рые номера были целиком посвящены отмечаемым историческим датам: 600-летию учреждения Патриаршества в Сербии (1946), 150-летие 1-го восстания в Сербии (1954) и др. Публикуются исторические источники (документы, мемуары), рецензии, переводы и обзоры иностранной прессы. В течение 30 лет в Г. регулярно помещаются богословские штудии - ответы Сербских Патриархов (в наст. время Павла ) на вопросы читателей. Редакторами Г. были профессора Афанасий Попович, прот. Сретен Вуичич, протоиереи Добривое Николич, Димитрий Руварац , Милош Парента, еп. Герман (Джорич ; впосл. Патриарх Сербский), протодиак. Живан Стефанович, еп. Даниил (Крстич) , проф. Драган Милин. С Г. сотрудничали такие известные авторы, как проф. прот. Радослав Груич , проф. прот. Лазарь Миркович , Н. Радойчич, Дж. Радойчич и др. Лит.: Ж. Прилози ucmopujcke садржине у Гласнику - службеном листу Српске правосл. Цркве од 1945 до 1985 гг./Зб. Матице српске за ucmopujy. 1991. Т. 43. С. 221-243; он же. Прилози ucmopujcke садржине у «Гласнику», службеном листу Српске правосл. Цркве од 1945 до 1990 гг.//Гласник. Београд, 1992. 73. С. 202-217; Азбучник Српске Православне Цркве по Радославу Сл. Београд, 1993. С. 61; С. Гласник//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 67; Ж. Д. Ш. Гласник//Ehцukлoneдuja 1. Т. 2. Београд, 2002. С. 444. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165087.html

1938 г. к Венгрии отошла зап. часть Закарпатья с городами Ужгород и Мукачево, 26 нояб. епископ переехал в г. Хуст, к-рый стал столицей Карпатской Украины. В Мукачеве еп. Владимир оставил администратора - игум. Аверкия (Таушева) , в его ведении оказались архиерейская резиденция и епархиальное имущество, а также номинально все приходы и мон-ри на территории, к-рая отошла к Венгрии. Для управления епархией в новых условиях еп. Владимир реорганизовал Духовную консисторию, включавшую духовный суд, школьное, монастырское и епархиальное управления. Во главе этих подразделений епископ поставил близких к себе людей из местного духовенства. В связи с тем что главой автономного правительства был униат. свящ. Волошин, в церковных кругах опасались, что новая власть может враждебно относиться к правам православных. Но это опасение не оправдалось. 28 нояб. 1938 г. еп. Владимир лично посетил главу правительства Волошина, заявив о лояльности Карпатоукраинскому гос-ву и его правительству. 21 дек. 1938 г. Волошин встретился с делегацией правосл. верующих, в состав к-рой вошли Сербский митр. Иосиф (Цвийович), еп. Владимир (Раич), архим. Алексий (Кабалюк) . Глава делегации митр. Иосиф от имени Синода СПЦ заверил президента в том, что правосл. Церковь будет лояльна к правительству Карпатской Украины и не будет вмешиваться во внутренние дела автономного правительства. Однако уже 25 дек. 1939 г. Синодальный комитет архиеп. Савватия через газету сторонников Волошина «Новая свобода» призывал всех, в т. ч. и «бывших» священников (к-рые были отлучены Савватием), и тех, к-рые имеют богословское образование, обратиться в комитет для участия в Соборе сторонников Савватия. 29 дек. в Хусте состоялось 1-е пленарное заседание Синодального комитета, на котором было ок. 100 чел. Избранная на Соборе делегация встретилась с премьером Волошиным, министром Юлианом Реваем и начальником Мин-ва религии и образования А. Штефаном. Все чиновники обещали делегатам полную поддержку в создании независимой «украинской православной юрисдикции Закарпатья» во главе с Савватием, но из-за захвата Карпатской Украины венгерской армией в марте 1939 г.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

15 июня 1889 года в соборном храме Жичской обители состоялась коронация Александра Обреновича. Службу совершал митрополит Сербский Михаил. А 9 октября 1904 года, также в соборном храме Жичского монастыря, прошла коронация Петра I Карагеоргиевича. Службу совершал митрополит Сербский Иннокентий (Павлович). Александр I Карагеоргиевич неоднократно обращал внимание на плачевное состояние монастырей в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Он создал комиссию по их поддержке и реставрации. В поле зрения комиссии попала и Жичская обитель. Однако лишь тогда, когда Жичским монастырем занялся непосредственно святитель Николай (Велимирович), состояние обители было значительно улучшено. После возвращения на Жичскую кафедру в 1936 году святителя Николая (Велимировича) положение Жичской обители улучшилось: открылась духовная школа, братия насчитывала 40 монахов и 20 послушников. Мастерами из числа русских эмигрантов – Иваном Мельниковым и Николаем Майендорфом – были расписаны церкви святителей Саввы и Николая на монастырском кладбище. Но уже с началом Второй мировой войны Жичскую обитель ждали новые разрушения. Она сильно пострадала во время бомбардировок. Часть северной стены собора была разрушена до основания, расположенные возле него строения – келейный корпус и типография – были сожжены, епископские палаты изрешечены осколками, погибли средневековые фрески. Большая часть братии покинула обитель – в монастыре осталось лишь шесть человек. В 1947 году Жичская обитель стала женской. В 1950–1951 годах в Жичском монастыре под домашним арестом находился митрополит Скопский Иосиф (Цвийович). В 1964–1967 годах в соборе были отреставрированы фрески, в 1967 году была заменена крыша. В 1978 году в монастыре открылась иконописная мастерская «Святой Лука». В 1987 году во время землетрясения сильно пострадал соборный храм Жичской обители. В ходе предпринятых после этого археологических исследований и реставрационных работ Вознесенский храм обрел наиболее приближенный к первоначальному вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

создал комиссию по их поддержке и реставрации. После возвращения на Жичскую кафедру в 1936 г. еп. Николая (Велимировича) положение Ж. улучшилось: открылась духовная школа, братия насчитывала 40 монахов и 20 послушников, среди которых были рус. художники Иван Мельников и Николай Майендорф, расписавшие ц. святителей Саввы и Николая на монастырском кладбище. В главном соборе мон-ря планировалось устроить 12 алтарей и звонницу с 12 колоколами в честь 12 апостолов. 23 сент. 1940 г. по случаю освящения в составе комплекса 9-го храма во имя св. Иоанна Крестителя в Ж. в течение суток совершалась Божественная литургия - когда в одной церкви заканчивалась служба, в другой начиналась следующая. 10 окт. 1941 г., во время второй мировой войны, Ж. подверглась бомбардировке нем. авиации, к-рая вызвала сильный пожар. Несмотря на условия военного времени, в мон-ре оставались игум. Даниил, отец Рафаил, братья Феодул и Марий и 2 послушника. В 1947 г. Ж. была обращена в жен. мон-рь. В 1950-1951 гг. в Ж. под домашним арестом находился митр. Скопский Иосиф (Цвийович). В 1964-1967 гг. в соборе были отреставрированы фрески, в 1967 г. была заменена крыша. В 1978 г. в монастыре открылась иконописная мастерская «Св. Лука». К 2008 г. в монастыре проживали настоятельница игум. Елена и 40 насельниц. В монастырском некрополе похоронены мн. выдающиеся серб. церковные деятели (останки некоторых были перенесены сюда с других кладбищ): еп. Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович; † 1873), епископы Жичские Василий (Костич) и Корнелий (Станкович), архим. Севастиан (Дабович) и др. Архитектура Собор Вознесения Господня является одной из первых построек в стиле т. н. рашской школы, для к-рой характерно сочетание форм визант. и западноевроп. романской архитектуры. Первоначально это было однонефное строение с равным ему по ширине нартексом с запада, полуциркульной апсидой с вимой с востока и 2 т. н. певницами с севера и юга (рукава трансепта). Наос увенчан куполом на широком полуцилиндрическом барабане; как и в Студенице, он имеет дополнительный зап.

http://pravenc.ru/text/182327.html

До нач. 1921 г. свящ. М. Павлик стоял на радикальных позициях, полагая, что Чехословацкая Церковь должна творчески переосмыслить и впитать не только восточноправосл. (кирилло-мефодиевскую) и гуситскую традиции, но и совр. науку и культуру, о чем открыто заявил в докладе на Соборе Чехословацкой Церкви в Праге (9 янв. 1921). Однако под влиянием еп. Досифея (Васича) во многом изменил свои взгляды и стал выступать за присоединение к СПЦ с перспективой получения автокефалии. В июле 1921 г. основал ж. «Za pravdou» (За правдой, изд. до 1930), на страницах к-рого отстаивал правосл. ориентацию Чехословацкой Церкви. 29 авг. 1921 г. очередной Собор Чехословацкой Церкви принял в качестве вероучения Никео-Цареградский Символ веры и правила, установленные на 7 Вселенских Соборах. Было решено разделить Чехословацкую Церковь на 3 диоцеза (епархии): Западно-Чешский, Восточно-Чешский и Моравско-Силезский. Кандидатами во епископы были избраны: от Западно-Чешского диоцеза свящ. К. Фарский, от Восточно-Чешского - свящ. Рудольф Паржик, от Моравско-Силезского - свящ. М. Павлик. Еп. Досифею, к-рый присутствовал на Соборе, было вручено прошение о рукоположении избранных кандидатов во епископы. 20 сент. 1921 г. в Сремски-Карловци на внеочередном заседании Архиерейского Собора СПЦ М. Павлик прошел каноническое испытание, и Собор подтвердил его избрание во епископа. 21 сент. в мон-ре Крушедол он был пострижен в монашество с именем Горазд (в честь ученика св. равноап. Мефодия). 22 сент. в мон-ре Гргетег иером. Г. был возведен во игумена, а вечером того же дня в мон-ре Хопово - во архимандрита. Через 2 дня в Белграде состоялось наречение Г. во епископа Моравско-Силезского, а 25 сент. его епископскую хиротонию совершили Патриарх Сербский Димитрий (Павлович) , митр. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , митр. Скоплянский Варнава (Росич) , епископы Нишский Досифей (Васич) и Битольский Иосиф (Цвийович). По возвращении на родину Г. столкнулся с оппозицией, возглавляемой свящ. К. Фарским и выступавшей против слияния с правосл. Церковью.

http://pravenc.ru/text/166169.html

его перевели на Охридскую и Битольскую кафедру. В 1919 г. он учредил ж. «Обзор церквей епархии Жичской», к-рый выходил до 1941 г. (Преглед цркве enapxuje Жичке. Чачак). С 17 нояб. 1920 по 3 июня 1933 г. епархией управлял еп. Ефрем (Бойович) , при нем кафедра до 1931 г. временно находилась в Чачаке, епархия была поделена на 3 протопресвитерства (Чачакское, Рудникское и Ужицкое) и 9 наместничеств (Жичское, Драгачевское, Студеницкое, Моравичское, Златиборское, Црногорское, Пожегско-Арильское, Трстеникское, Гружанское), 149 приходов; действовали 105 церквей, 12 монастырей (Студеница, Любостиня, Жича, Рача, Сретене, Врачевшница, Благовештене, Драча, Велуче, Вуян, Николе и Клисура). В епархии было 25 протоиереев, ок. 100 священнослужителей на приходах, 26 монахов, имевших священнический сан (5 архимандритов, 4 игумена, синкелл, 16 иеромонахов). Численность верующих составляла 397 547 чел. (Там же). 21 июня 1936 г. на кафедру вернулся еп. Николай (Велимирович), при к-ром были обновлены мн. мон-ри, построены новые храмы ( Хризостом еп. Народна зajeдhuцa//Српска православна црква, 1920-1970. Београд, 1971. С. 353). Он основал епархиальный ж. «Жичский благовестник», к-рый выходил до 1941 г. (возобновлен в 1997). Во время второй мировой войны еп. Николай был заключен фашистами в концлагерь, а после окончания войны коммунистические власти Югославии не разрешили ему вернуться на родину. Находясь до смерти (18 марта 1956) в эмиграции, сперва в Великобритании, потом в США, он оставался главой Ж. е., адм. управление епархией осуществляли: в 1941-1947 гг. еп. Злетовско-Струмицкий Викентий (Проданов ; с 1950 Патриарх Сербский), в 1947-1949 гг. еп. Шумадийский Валериан (Стефанович), в нач. 50-х гг. в течение 18 месяцев митр. Скопский Иосиф (Цвийович) , потом еп. Рашско-Призренский Владимир (Раич) , с 1956 г. еп. Будимский Герман (Джорич) , к-рый продолжил управлять епархией и после своего избрания в 1958 г. Патриархом Сербским (основал офиц. издание Ж. е. «Служебный лист»). При еп. Василии (Костиче ; управлял епархией с 20 мая 1961 по 25 апр.

http://pravenc.ru/text/182329.html

Информация о возможной причастности рус. архиереев-эмигрантов к неканонической организации в Хорватии автокефальной Церкви была с тревогой встречена в Сербской Православной Церкви. Скопский митр. Иосиф (Цвийович) , замещавший арестованного нем. властями Сербского Патриарха Гавриила V (Дожича) , обратился за разъяснениями к Предстоятелю РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) . В ответ на запрос митр. Анастасия о возможном участии Е. или также находившегося в Хопово архиеп. Феофана (Гаврилова) в создании неканоничной ХПЦ Е. в письме от 29 апр. попросил успокоить митр. Иосифа и сообщил, что «мы, ценя услуги Сербской Патриархии для Церкви нашей заграничной, не сделаем ничего для подобного». При этом Е. уточнил, что такие действия возможны только по указанию Архиерейского Синода РПЦЗ и с согласия СПЦ. Через неск. недель состоялась 2-я встреча Е. и Оберкнежевича. Выслушав заверения Оберкнежевича, что Патриарх Гавриил негласно одобрил выбор Е. главой Хорватской Церкви и лишь высказался против его титулования патриархом, Е. дал согласие возглавить ХПЦ. Документы свидетельствуют, что нем. и хорват. власти оказывали на Е. давление, угрожая дальнейшим преследованием правосл. сербов. В сообщении герм. посольства из Загреба от 26 июня 1942 г. о переговорах с Е. было сказано: «Ему дали понять, что православным придется плохо, если он не примет должности». В сообщении посольства от 28 июля 1942 г. подчеркивалось, что Е. согласился возглавить ХПЦ «только под давлением и чтобы, насколько возможно, избавить православное население от дальнейших жестоких преследований». 29 мая 1942 г. Е. был принят Павеличем. 5 июня руководитель НГХ утвердил устав ХПЦ и назначил Е. главой Церкви в сане митрополита Загребского. 7 июня состоялась интронизация в Свято-Преображенской ц. Загреба. В сан митрополита Е. возвел настоятель храма свящ. Серафим Купчевский. 8 июня, в ходе торжественной церемонии, Е. принес перед Павеличем присягу в верности НГХ и его руководителю. СПЦ подала жалобу митр. Анастасию на действия Е.

http://pravenc.ru/text/190199.html

На следующий день изувеченное тело о. Георгия было похоронено на кладбище в Брезике. Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский (Память на Видовдан 15/28 июня - Собор всех сербских мучеников) Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (в миру - Йован) родился 16 февраля 1890г. в селе Столив на берегу Которского залива, в семье Шпира Липоваца и Марии Дамианович. Закончил школу в Прчани, гимназию в Которе, православный богословский институт в Задаре и философский факультет в Белграде. Рукоположен в диакона 8-го, а в священника - 10 ноября 1912г. епископом Бококоторским и Дубровническим Владимиром (Боберичем). В 1912-1918гг. был военным капелланом в Которе. В то время территория Которской бухты (Боки) находилась под властью Австро-Венгрии и в войсках империи Габсбургов, особенно во флоте, было много православных славян. Во время первой мировой войны на австрийских военных кораблях появлялись просербские и антиавстрийские надписи, которые австрийские офицеры боялись стереть в течение нескольких дней. В 1918г. в Которе вспыхнуло восстание австрийских моряков славянского происхождения, которое было жестоко подавленно. В 1918-1919гг. о. Йован Липовац - настоятель прихода в Ластве. В 1919-1925гг. - преподаватель Цетиньской гимназии, женской учительской школы и Цетиньской семинарии. В 1925-1940гг. - профессор 1-й мужской гимназии в Белграде. Как вдовый священник избран викарным епископом Будимльским в конце 1939г. Пострижен в монахи митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) 1 февраля 1940г. в монастыре Раковица под Белградом и произведён в чин игумена. Вскоре, 11 февраля 1940г., рукоположен в епископы в Белградском соборе патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем), митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) и епископом Зворничско-Тузланским Нектарием. Решением Архиерейского собора 11 декабря 1940г. избран митрополитом Черногорско-Приморским. Поставление нового черногорского владыки совершил Скопльский митрополит Иосиф (Цвийович) 23 февраля 1941г. в Цетинье.

http://pravoslavie.ru/39485.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010