А вот в 23-й беседе на Послание к Римлянам: «Христос ввел Свои законы не для ниспровержения общего гражданского устройства, но для лучшего его исправления. Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти». Итак, не всякий начальник от Бога, а христианам нужно не чураться политики, а способствовать «лучшему ее исправлению». Но, может быть Златоуст, — исключение, и его учение — не норма для Церкви? Лучше всего показать, что именно норма, можно на примере преподобного Иосифа Волоцкого. Иосифу в исторической памяти очень не повезло: он стал символом сервилизма, освящения самодержавия, репрессий и пр. и пр. Это все — не правда. Прп. Иосиф в своем главном труде «Просветитель» пишет: «Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего — неверие и хула, — такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: “Пойдите, — говорит Он, — скажите этой лисице” (Лк 13:32). И пророк говорит: “Царь надменный погибнет, потому что пути его темны”. И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан 3:32.). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению». Так что по учению Иосифа Волоцкого — ставшего символом консерватизма — не только можно, но и нужно не подчиняться неправедным властям. Иоанн и Иосиф солидарны относительно сопротивления властям, но солиданы они и в социальном учении. Опять же Иосифу тут очень не повезло: он-де защитник «богатой церкви» и пр. Между тем выдающийся историк протопресвитер Иоанн Мейендорф в статье «Церковь, общество, культура в православном церковном Предании» писал по этому поводу:

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

Эксп.», I, 284 (Собор. постановл. 1572 г.; архим. Вассиан), 308 (собор. приговор 1581 г.; архим. Иов); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Закхей); III, 310 (Окруж. д. гр. 1642 г. Кириллову м-рю о присылке каменщиков; между прочим для постройки камен. ограды у Спаса на Новом); IV, 155 (Духовн. распорядки 1667 г.; архим. Иосиф); “Акты истор.», III, 60 (Ж. гр. 1615 г. архим. Иосифу на третью долю Варзужской волости, Холмогор. у.), 82 (Ц. ж. гр. 1619 г. патриар. Филарету на две трети Варзужской вол.); V, 263 (Опись 1697 г. столбцам Патриарш. Разряда; столп 14: Посылка Спаса Нового м-ря архимандрита на Вятку, к еписк. Александру); “Акты к истор. Ю. и З. Р.», III, дополн., 26 (Отписка 1649 г. о распросн. речах Западно-Русск. монахов); V, 126 (Указ 1665 г. архим. Иосифу о помещении в м-ре Варнского митроп. Даниила); “Дополн. к Акт. истор.», II, 76 (Возвед. 1619 г. Филарета Никит. на патриар. престол); III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветр.; статья III, о складе в м-ре денег, стат. XXVIII; стат. LXIX); V, 26 (Выходы патр. 1666 г.; посещение м-ря; стр. 109, богослужение и панихида по кн. Якове Куденетовиче; 137, панихида по бояр. Никите Ив. Романове; 150, избрание архим. Иоасафа в архиер. Рязан.; 151, на место Иосифа переведен архим. Андроникова м-ря), 120 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Иосиф); IX, 107 (Роспись жалов. 1677 г., стр. 331); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 5 руб.); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 83 (Духовн. 1453 г. Вел. кн. Софии; архим. Трифон), 86, 87 (Две духовн. 1462 г. Вел. кн. Василия Вас.; архим. Трифон), 103 (Клятв. запись 1474 г. кн. Даниила Дмитр. Холмского; архим. Герман), 129 (Меновая гр. 1497 г. Вел. кн. Иоанна Вас. с племянником кн. Волоцким), 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 140 (Межевая гр. 1504 г.), 146 (Запись 1506 г. кн. Конст. Ив. Острожского; архим. Афанасий), 147 (Духовн. 1509 г. Дм. Иоанн., племянника В. кн. Вас. Иоанн.), 151 (Духов. гр. 1523 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого), 165 (Запись 1547 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иосифу Волоцкому текстов: «Послание иконописцу» и «Слова о почитании икон» («Слово на новоявльшююся ересь новогородскых еретиков, глаголющих, яко не подобает кланятися иже от рук человечьскых сътвореным вещем», «Сказание от божественных писаний, како и которыа ради вины подобаеть христианом покланятися и почитати божественыа иконы...», «Слово на ересь новоградскых еретиков, глаголющих, яко не подобает писати на иконах Святую и Единосущную Троицю...»). Они отразили взгляды основателя обители и наиболее образованной части церковных деятелей на духовные основы и теорию иконописания. Самым вероятным адресатом «Послания...» принято считать Д. Предположение тем более правомерно, что в начале текста «Послания...» имеется фраза: «И тебе же ключимо сие написание того ради, яко самому ти началохудожнику сущу божественных и честных икон живописанию». В 80-90-х гг. XV в. подобные слова могли относиться только к Д. ( Казакова, Лурье. 1955. С. 121; Прил. С. 320-373; Голейзовский. 1965. С. 219-238). Л. А. Успенский считал «Послание...» компилятивным и приписывал его преподобным Нилу Сорскому и Иосифу Волоцкому. Вопрос о редакторе сочинения остается открытым, наиболее вероятно, им был прп. Иосиф или близкое к нему лицо (см.: Успенский. 1967. С. 260). Неясна степень причастности Д. или его мастерской к созданию храмовой иконы «Положение ризы и пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне» (ок. 1485; ЦМиАР) для небольшой деревянной Ризоположенской ц. в с. Бородава близ Ферапонтова монастыря. Ее заказчик - Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский). Уникальный по иконографии образ, возможно, работы мастера из окружения Д. (наряду с иконами деисусного чина (1481) Спасо-Каменного мон-ря) мог стать причиной известности творчества художника в монастырях Белоозера. Существует мнение, что автором иконы мог быть ростовский иконописец московской выучки ( Попов. 2005). Спас в силах. Икона из деисусного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон- Спас в силах. Икона из деисусного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон- После 1485 г., в 80-90-х гг.

http://pravenc.ru/text/178357.html

И. наряду с противником прп. Иосифа митр. Зосимой («Изложение пасхалии», 1492) и не принадлежавшим к И. псковским мон. Филофеем (послания вел. кн. Василию III) последовательно осуществляли перенос представления о визант. императоре как о главе всего христ. мира на Московского вел. князя (затем царя). Из посланий прп. Иосифа Волоцкого и деятельности его последователей видно, что в то время считалась нормой византийская, отличная от древнерусской, практика, когда правитель созывал церковные Соборы, председательствовал на них, своими указаниями организовывал их работу. В связи с конфликтом с Новгородским архиеп. Серапионом прп. Иосиф Волоцкий обратился к вел. князю, и тот созвал Собор и распоряжался на нем. Преподобный просил разрешения вел. князя писать против Вассиана (Патрикеева). В сочинениях прп. Иосифа Волоцкого красной нитью проходит положение, что важнейшая функция светской власти - защита общества от еретиков. При этом прп. Иосиф призывал не повиноваться правителю, отступающему от христ. учения, ставил в пример К-польских патриархов Германа и Никифора, боровшихся с императорами-иконоборцами. Распространенное в историографии мнение о том, что И. были апологетами рус. самодержавия во всех его проявлениях, базируется во многом на тенденциозных высказываниях их противников. Большое влияние на историографию проблемы оказала «История о великом князе Московском» кн. Курбского, где проведено противопоставление нестяжателей, ставящих преданность убеждениям выше требований власти, и И.- стяжателей, заискивавших перед светской властью. Кн. Курбский обвинял сведенного с кафедры Коломенского еп. Вассиана (Топоркова) в том, что тот внушил молодому царю Иоанну IV мысль не держать советников «ни единаго мудрейшаго собя, понеже сам еси всех лутчши» (РИБ. Т. 31. Стб. 212). Т. о., племянник прп. Иосифа обвинялся в подталкивании царя к опричнине. Ранее Вассиан (Патрикеев) адресовал прп. Иосифу Волоцкому упрек: «Почему еси дворянин великого князя?» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959.

http://pravenc.ru/text/673717.html

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 1479 г. Описание: История Монастырь был основан в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким. Первоначально обитель имела деревянные стены. В связи с усилением значения монастыря как крепости в 1543-1566 гг. они были заменены на каменные, с девятью башнями. Архитектурный ансамбль монастыря включает Богоявленскую церковь 1504 г. постройки, надвратную Петропавловскую церковь и Успенский собор XVII в. В 1922 г. монастырь был закрыт. Хранившиеся в обители старинные рукописи, документы и книги большей частью были перевезены в Москву (в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН). На территории монастыря был размещен Детский городок имени III Интернационала, в котором жили дети из приютов и детских домов Москвы. Колокольня с расположенном в ее нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 г.) была взорвана во время Великой Отечественной войны. Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви 15 мая 1989 г.; с 1999 г. имеет статус ставропигиального. С мая 1989 г. по ноябрь 2003 г. настоятелем обители был митрополит Питирим (Нечаев) . С 27 апреля 1991 г. при монастыре действует Музей Библии. 14 июня 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил у врат обители памятник преподобному Иосифу Волоцкому. Святыни Мощи прп. Иосифа Волоцкого, вериги прп. Иосифа, икона Божией Матери «Взыскание погбших» (до 2004 г. образ был келейной иконой митр. Питирима). Наместник монастыря — архимандрит Сергий (Воронков). Председатель Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря — губернатор Московской области А.Ю. Воробьев (был избран 16 июля 2015 г. в ходе очередного  заседания  Попечительского совета). О современной истории Иосифо-Волоцкого монастыря Страна: Россия Адрес: 143615, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево Телефон: +7 (496-36) 65-102, 65-289 Web-caйm: www.iosif-vm.ru E-mail: 65289@mail.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4146326...

Серапионом за то, что без благословения Новгородского владыки перешли под патронат вел. князя (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 185-186, 262-267). Распоряжение владыки распространялось на всех учеников преподобного. В мае 1509 г. решением митр. Симона и владык отлучение с прп. Иосифа было снято и ему была отправлена благословенная грамота ( Алексеев. 2015. С. 213-214). Но многие из недоброжелателей волоцкого игумена продолжали считать его отлученным. Один из «заволжцев», старец Герман, не ранее весны 1509 г. позволил себе резкие высказывания об Иосифе Волоцком и его учениках. В частности, Герман утверждал, что с учениками прп. Иосифа нельзя поддерживать никакое общение («ни ясти, ни пити»). Эти тяжелые обвинения были высказаны в присутствии Дионисия Звенигородского, не преминувшего поделиться своими впечатлениями об услышанном с Н., к-рого связывали со старцем Германом прежние дружественные отношения. Н. написал старцу Герману послание, в к-ром доказывал, что отлучение, наложенное архиеп. Серапионом на прп. Иосифа и братию, не является действительным, поскольку совершено в нарушение канонических правил и отменено решением церковного Собора во главе с митрополитом («И митрополит Симон и весь собор, изыскав по святым правилам вины ихъ, и тако отца нашего Иосифа и нас разрешили и простили соборомъ и грамоту благословеную отцу нашему Иосифу дали, а архиепископа Серапиона не благословили и отлучили от святых и животворящих тайн и сан архиепископский сняли, понеже дерзостне сотвори и не посоветова ни съ кем от своея братия епископ ниже митрополитомъ») ( Жмакин. 1881. С. 190). Следов., «якоже отец наш игумен Иосиф, такоже и мы вси, его постриженици, благословени и прощени от святых правил, потом же и от всего собора русские митрополия такоже благословении и прощени». По мнению Б. М. Клосса, послание Н. было написано в дек. 1510 г. или в февр.-марте 1511 г. ( Клосс. 1974. С. 160). Эта датировка основывалась на предположении, что при написании послания Герману Н. использовал текст послания Иосифа Волоцкого И.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Опубликована программа конференции «500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного» 17.09.2015 805 Время на чтение 3 минуты 19 сентября 2015 года Санкт-Петербургская общественная организация «Собор православной интеллигенции», «Императорский Александровский лицей», информационно-аналитическая служба «Русская народная линия», «Русское собрание» проводят Межрегиональную научно-практическую конференцию на тему: « 500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного ». Программа конференции Колледж «Императорский Александровский лицей». Адрес: Каменноостровский проспект, 21, ауд. 213. Начало регистрации в 10:30. Молебен преп. Иосифу Волоцкому. 10:30. Часть первая (11:00 – 14:00). Приветственное слово участникам конференции. Председатель совета СПИ свящ. Алексий Мороз, директор колледжа «Императорский Александровский лицей» В.И.Кочетков, руководитель РНЛ А.Д.Степанов. 1. «Русское время преподобного Иосифа». Коняев Н.М. (писатель, секретарь СПР). 2. «Ересь жидовствующих в современном мире». Свящ. Алексий Мороз (гранд доктор психологии, профессор богословия, к.п.н.). 3. «Обезличивание как проявление ереси жидовствующих и способ построения глобальной антицеркви». Филимонов В.П. (писатель-агиограф, публицист). 4. «Влияние ереси жидовствующих на искажение православного богословия в богослужебной практике и текстах РПЦ на примере чина Крещения и Миропомазания». Иеромонах Рафаил (Мишин) (магистр богословия). 5. «Православие как основа образования». Кочетков В.И. (директор Александровского лицея, к.п.н.). 6. «Начало дальнейшего». Митрополит Константин (Горянов) (профессор богословия, митрополит Петрозаводский и Карельский). 7. «Митрополит Иоанн и российская идеология: " белые " , " красные " и " голубые " ». Семёнов В.Е. (д.пс.н., профессор, заслуженный деятель науки России). 8. «Об исторических корнях ереси жидовствующих». Козлов А.Ю. (член правления СПб отделения Союза писателей России).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/17/op...

В Житии преподобного есть один эпизод, который ломает устоявшийся  образ Иосифа Волоцкого как этакого антиинтеллигента: властолюбца, стяжателя, обрядовера, бессердечного фанатика и чуть ли не палача-инквизитора. Этот эпизод стыдливо пропустил даже Г. П. Федотов, скрупулезно подмечавший в святых, о которых писал, мистические черточки. В 1503 г. в Иосифов монастырь привезли умирающего князя Ивана Рузского, крестника волоцкого игумена. Настоятель не успел к нему: князь скончался без исповеди и причастия. Опечаленный таким концом духовного чада, Иосиф заперся в келье с умершим и своим ближайшим учеником Кассианом. По их молитве в бездыханное тело вернулась душа, а после исповеди и причастия снова отлетела. Иосиф запретил княжеским боярам говорить об этом как о чуде: «Князь просто уснул, а потом проснулся». Иосиф Волоцкий, воскрешающий мертвого. Как это далеко от образа попа-мажора на крутой колеснице, главы коммерческого предприятия «Волоцкий стяжательный монастырь», сращивавшего Церковь с государством, отправлявшего на костры креативную оппозицию… «Возлюбленный, где бы ты ни был: на море, на дороге или в доме, идешь ли ты, или сидишь, или спишь — на всяком месте непрестанно молись с чистой совестью, говоря так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”» — заповедует Иосиф Волоцкий в «Просветителе».   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 23.09.2015 - 08:41 Святому Преподобному Иосифу : Святому Преподобному Иосифу Волоцкому,как и Благоверному Царю Иоанну Грозному не могут простить безкомпромиссную борьбу с жидовствующими,посему федотовы и смоличи будут появляться в каждом поколении. 23.09.2015 - 09:38 Какая замечательная статья : Какая замечательная статья Натальи Иртениной. У меня, просто нет слов, чтобы выразить Вам свое восхищение и благодарность. Спасибо Вам. 19.09.2019 - 12:37 Да, текст очень глубокий, с : Да, текст очень глубокий, с поразительно необычно-красивым слогом. Сохраню себе как образец. Добавить комментарий

http://radonezh.ru/analytics/iosif-volot...

В Волоколамском районе открылась конференция, посвященная Иосифу Волоцкому Волоколамск, 12 января 2006 г . 9 января в Волоколамском районе Московской области открылась научно-практическая конференция «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель», передает Седмица.Ru. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам конференции: «Всечестные отцы, досточтимые братья и сестры, участники научно-практической конференции, посвященной теме «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель»! Приветствую всех вас, собравшихся ныне на конференцию, посвященную 5-летию обретения Святых мощей преподобного Иосифа Волоцкого и 520-летию освящения первого каменного соборного храма монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Иосиф вошел в историю нашей страны как церковно-общественный деятель, яркий религиозный писатель, ревнитель чистоты Православия на Руси. Род Саниных, к которому принадлежал преподобный, явил удивительный пример христианского подвига. Среди ближайших его родственников насчитывается 18 мужских и женских монашеских имен. Два его родных брата были епископского достоинства. Это Ростовский архиепископ Вассиан и Тверской епископ Акакий. Два родных племянника Досифей и Вассиан (Топорковы), будучи иконописцами совместно со знаменитым Дионисием, учеником прп. Андрея Рублева, расписывали церковь Ферапонтова монастыря, а обитель, основанная преподобным Иосифом на Волоколамской земле прославилась как крупнейший духовно-культурный центр Российского государства. Ваше совместное участие и соработничество на ниве церковной истории должно способствовать оживлению интереса к изучению святой личности нашего великого предка и устроенной им обители, братия которой имеет честь принимать сегодня гостей из научного мира, ведущих специалистов страны. Призываю на вас благословение Божие. Считаю, что эта научно-практическая конференция станет значимым событием в истории не только Иосифо-Волоцкого монастыря и послужит делу духовно-нравственного просвещения нашего народа. +Алексий, Патриарх Московский и всея Руси». 12 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15875.html

Во-вторых, отдельные вехи жизни и творчества писателя восстанавливаются на основе автобиографических замечаний в произведениях Досифея (Надгробное слово Иосифу Волоцкому , Волоколамский патерик), по историческим реалиям в литературных и документальных памятниках его времени (Житие Иосифа Волоцкого , Летописчик Иосифа, Синодик Волоколамского монастыря, описи монастырского имущества и др.). Большинство исследователей, например, П.С. Казанский , Н.А. Булгаков, К.И. Невоструев , А.А. Зимин, считали, что Досифей – сын Елеазара (Евфимия) Санина, одного из трех братьев Иосифа Волоцкого . Точка зрения Геронтия (Кургановского) , согласно которой Вассиан, Акакий и Елеазар всего лишь двоюродные братья Иосифа, ибо сам он, по свидетельству агиографа, «чадо молитвы», то есть долгожданный и единственный сын, ошибочна: Геронтий рассматривал одно из «общих мест» житийного повествования как биографический факт 633 . Брат Досифея Топоркова Вассиан – крупный церковный деятель первой половины XVI в., «продолжатель дела Иосифа Санина, верный соратник митрополита Даниила, «великий сохлебник» Василия III, «советник» Ивана Грозного» 634 . Кроме Вассиана, у Досифея был брат-мирянин Иван и, возможно, брат-инок Захария. В Синодике в одном ряду с именами Досифея и Ивана стоит имя «Закхея» (имя Захарии в схиме?) 635 . Книги Захарии Топоркова «Апостол», «Апостол тетр в полдесть, Охтаик перваго гласа в полдесть, Богородичен в полдесть, Миния общая в полдесть, Стихираль в полдесть на харатье да книжка в четверть дести собрания святых отец» – значатся в описи библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. 636 Надгробное слово Иосифу Волоцкому богато подробностями генеалогического порядка, поэтому оно послужило источником для последующих агиографических произведений об основателе волоколамского Успенского монастыря. Из Надгробного слова известно, что прапрадед Досифея – Александр (Саня) «от Литовскыя земли влечашеся родом». «Переселение Саниных в Волоколамский уезд, – считал А.А. Зимин, – может относиться к 1408 г., когда целый ряд выходцев из Литвы с князем Свидригайлом перешли на службу к московскому князю» 637 . Начиная с прадеда Досифея Григория (в иночестве Герасима), судьбы представителей рода Саниных тесно связаны с церковной сферой государственного строительства. Дед и бабка Досифея – Иоанн (Иоанникий) и Марина (Мария) – закончили свой жизненный путь как монахи. В Пафнутьево-Боровском монастыре в течение 15 лет ухаживал за больным отцом-иноком Иосиф Санин; его мать «в постничестве иноческих борений» провела «до тридесяте лет» в волоколамском женском монастыре святого Власия 638 . Постриженниками Пафнутьево-Боровского монастыря были и дядья Досифея – Акакий 639 , Вассиан 640 и Иосиф Санины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010