Нередко в сочинениях преподобного Нила Сорского встречаются тексты, принадлежащие преподобному Иосифу Волоцкому . «Сочинения обоих авторов очень часто встречаются вперемежку. Для примера, – отмечает исследователь литературной деятельности Нила Сорского М. С. Боровкова-Майкова, – можем указать Волоколамскую рукопись Иосифова монастыря (ГИМ, Епарх. 351–486), где читаем: «Сия книга глаголемая Нил Заволжский» – там же и сочинения Иосифа; Софийскую (ГПБ, ЦДА 1460, XVI в. – М.П.), где листы 127–315 заняты сочинениями Иосифа Волоцкого , а с листа 315-го начинаются послания Нила; той же библиотеки 1489, XVI века, где послания Иосифа и Нила, а также и Устав последнего идут, сменяя друг друга». Такие совпадения отнюдь не случайны, а глубоко закономерны. И если профессор Гюнтер Шульц отмечает, что в самом средоточии богословствования преподобного Нила стоят изречения отцов, синаитский исихазм, столь приближающийся, как мы уже указывали, к преподобным Иоанну Лествичнику , Ефрему и Исааку Сириным , и питаемый из этих источников монашеский идеал духовного отца, то не с меньшим основанием можно применить вышесказанное и к преподобному Иосифу Волоцкому . По-видимому, он не был знаком с сочинениями Григория Синаита , но духовность его коренится в той же традиции. В описи Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной в 1573 году, в числе книг, переписанных собственноручно преподобным Иосифом, упоминаются кроме Евангелия, Апостола и Псалтыри – «Лествичник, Соборник из отеческих книг, Григорий Богослов …» (18, с. 248). Недаром преподобный Иосиф направлял к преподобному Нилу своих учеников, любивших уединение, таких, как Дионисий Звенигородский и Нил Полев (18, с. 245). И совсем не случайно, как заметила еще М. С. Боровкова-Майкова, помянник преподобного Иосифа Волоцкого начинался именем преподобного Нила Сорского , а помянник преподобного Нила Сорского – именем преподобного Иосифа Волоцкого (см. 38). В свое время протоиерей Георгий Флоровский (16, с. 21) (см. аргументацию подробно у Ф. Лилиенфельд: 23, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

По мнению И. А. Тихонюка ( Тихонюк И. А. Загадка архим. Евфимия: К истокам конфликта Иосифа Волоцкого и митр. Зосимы//Чт. памяти В. Б. Кобрина: «Проблемы отеч. истории и культуры периода феодализма». М., 1992. С. 174), Н. было адресовано еще одно послание, атрибутируемое Б. М. Клоссом прп. Иосифу (в сохранившемся тексте в рукописи нач. XVI в. (РГБ. Вол. 583. Л. 106-106 об.) ни автор, ни адресат не обозначены; Клосс считает наиболее вероятным адресатом свт. Геннадия Новгородского). В этом кратком послании автор писал о том, что еретики «наругаются христианом, а сами жидовъство держат», и призывает к активным действиям: «...ныне время благоприятно о истинне попечение имети и немощных подкрепити» ( Клосс Б. М. Неизвестное послание Иосифа Волоцкого//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 351-352). Алексеев, однако, не считает данный текст посланием (или фрагментом послания) прп. Иосифа Волоцкого, приписывая его авторство нестяжателям ( Алексеев. 2012. С. 488-491). Н. скорее всего был участником Московского Собора 1503 г., принявшего решения о запрете священства вдовых попов, совместного проживания иноков и инокинь, взимания «мзды» за поставления диаконов и священников, а также Московского Собора дек. 1504 г., осудившего московских и новгородских жидовствующих. Н. скончался в Москве (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 382; Т. 28. С. 342), где, судя по фактам его биографии, проводил значительное время архипастырского служения. Незадолго до кончины, 3 окт. 1507 г., Суздальский епископ мог в составе Освященного Собора во главе с митр. Симоном принимать участие в переносе останков вел. князей в новопостроенный Архангельский собор в Кремле (Там же. С. 381-382). Н. погребен в суздальском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы. Ист.: АИ. Т. 1. 163. С. 299-314; ДАИ. Т. 1. С. 357-358. 209; С. 358. 210; Послание прп. Иосифа Волоколамского к Нифонту, еп. Суздальскому//ЧОИДР. 1847. Вып. 1. Отд. 4. С. 5-10; РИБ. Т. 32. 43. Стб. 44-48; 196. Стб. 382-416; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2; Т. 18; Т. 20. Ч. 1; Т. 23-25, 28 (по указ.); ПДРКП. Стб. 819-834. 120; Источники по истории еретических движений XIV - нач. XVI в.// Казакова, Лурье. 1955. 13. С. 312-313; 25. С. 419-433; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 160-172; Казакова Н. А. Книгописная деятельность и обществ.-полит. взгляды Гурия Тушина//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 198-200 [«Летописец Русский» Гурия (Тушина)].

http://pravenc.ru/text/2577723.html

Иосифов Волоколамский мон-рь. Фотография. 2010 г. И. В. м. был основан в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким. Постриженик Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , в 1477 г. прп. Иосиф сменил прп. Пафнутия на посту игумена этой обители. Очевидно, решение основать собственную обитель на месте родовой вотчины - в пределах Волоцкого удельного княжества появилось у прп. Иосифа в нач. 1479 г., когда он из-за конфликта с боровской братией покинул Пафнутиев мон-рь и совершал паломничество по рус. обителям. Возможно, в этот период преподобный получил приглашение от волоцкого кн. Бориса Васильевича основать мон-рь в его уделе (Надгробное слово. 1865. С. 168-169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 462-463; Житие. 1903. С. 18-19). В мае 1479 г. прп. Иосиф окончательно оставил пост боровского игумена и 1 июня того же года вместе с последовавшей за ним частью братии прибыл в столицу Волоцкого княжества. По сведениям анонимного Жития, прп. Иосифа сопровождали старцы прп. Герасим Чёрный , Кассиан Босой , родной брат Вассиан II (Санин), племянники Вассиан и Досифей (Топорковы), Кассиан Младый (по-видимому, племянник) и Иларион. Прп. Иосиф решил основать пустынь в месте, хорошо знакомом с детства: «Зная пустыню лесну зело, сущу близ достоаниа отец его» (Житие. 1903. С. 20, 31). Поскольку эти земли являлись излюбленными охотничьими угодьями, волоцкий кн. Борис Васильевич выделил в помощь Иосифу своего ловчего. На месте, выбранном для закладки обители, рос дремучий лес. В первое время основные усилия братии во главе с прп. Иосифом были сосредоточены на расчистке лесной чащи. 6 июня того же года на поляне на берегу р. Струги была заложена деревянная церковь. В закладке принимали участие кн. Борис Васильевич и его бояре (Надгробное слово. 1865. С. 169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 464, 465). Повелением князя всем окрестным жителям предписывалось оказывать содействие в строительстве храма. По просьбе прп. Иосифа и волоцкого князя благословение на освящение новой церкви и антиминс прислал Новгородский архиепископ (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465). 15 авг. в присутствии кн. Бориса и его свиты церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465; Житие. 1903. С. 21). В обители были также построены деревянные трапезная с хлебопекарней и поварней, кельи, монастырь обнесли оградой. В период строительства прп. Иосиф с братией жили в скиту, расположенном на расстоянии ок. 1 км от мон-ря. По преданию, в скиту преподобный вырыл колодец, над к-рым впосл. была поставлена часовня.

http://pravenc.ru/text/673721.html

652 ...хлебецъ Пречистой... – Богородичная просфора, одна из проскомидийных просфор, из которой вынимается частица в честь и память Богородицы и полагается на дискосе справа от Агнца. 653 Великий день – Пасха, главный христианский праздник в честь Воскресения Христа, празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния, т. е. Пасха бывает между 22 марта и 24 апреля (по старому стилю). 654 ИосифИосиф Волоцкий (1440–1515), в миру Иван Санин – постриженик Пафнутия Боровского, основатель и игумен монастыря Успения Богородицы под Волоколамском. Писатель, публицист, автор посланий, «Книги на новгородских еретиков» («Просветитель»), монастырского Устава. Иосиф выступал за общежительный порядок монашеской жизни и монастырское землевладение. Иосифо-Волоколамский монастырь стал крупнейшим религиозным и культурным центром, из его стен вышли многие иерархи Русской церкви. Преподобный Иосиф Волоцкий канонизован в 1578 г. (см. наст. изд., с. 795–796). 655 ...старца Фатея, ученика великого старца Касиана Босово... – Старец Кассиан, ближайший сподвижник Иосифа Волоцкого , получил прозвание Босой за строгий аскетизм: в любое время года он ходил без обуви. В 1530 г. Кассиан по просьбе Василия III крестил его сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного. Умер Кассиан в 1532 г. Старец Фотий – постриженик Иосифа Волоцкого и ученик Кассиана Босого, искусный переписчик книг, автор службы Иосифу Волоцкому . Фотий умер в 1554 г. Вассиан Кошка, ученик Фотия, составил краткие жития Фотия и Кассиана Босого (см. наст. изд., с. 416–433). 656 Макарий – постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря Макарий (1482–1563) в 1526 г. был возведен в сан архиепископа Новгородского, а в 1542 г. избран митрополитом всероссийским. При Макарий на церковных соборах 1547 и 1549 гг. были канонизованы многие русские святые. По инициативе и трудами Макария созданы Великие Минеи Четьи. 658 ...новоявленным еретиком посрамителя... – Деятельность Иосифа Волоцкого и его последователей была направлена против распространившегося на Руси реформационного движения – новгородско-московской ереси. Приверженцы этого учения, подвергнув критике сочинения святых отцов, пришли к отрицанию монашества и монастырского землевладения. В 1504 г. церковный собор осудил еретиков, осужденные были отправлены на костер. Обличению ереси посвящено сочинение Иосифа Волоцкого , получившее название «Просветитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

595 ...и взя с собою единого от совтник своих – старца Герасима, пореклу Черного... – Герасим Черный – монах Пафнутьево-Боровского монастыря, один из ближайших сподвижников Иосифа Волоцкого . Он поддержал Иосифа, хотевшего ввести в Боровском монастыре строгий общежительный устав, сопровождал его в путешествии по русским монастырям (1478–1479), вместе с Иосифом участвовал в основании волоколамского Успенского монастыря. По свидетельству Жития Иосифа Волоцкого в редакции Льва Филолога, Герасим Черный какое-то время «вн обители отшельническыи живяше» и «толико постящася, яко и внутренняя исхожаше ему и повредити зло утробу». Герасим Черный был профессиональным книгописцем; современники говорили о его рукописях как книгах «мастерского письма», как о «богатстве» монастырском. По определению Евфимия Туркова, Герасим Черный, подобно Иосифу Волоцкому , Кассиану Босому и Ионе Голове, является «начальником» и «учителем» русского монашества. 596 ...прииде на Бло езро во обитель святого великаго чюдотворца Кирила... – Монастырь был основан Кириллом Белозерским в 1397 г. на берегу Сиверского озера. В конце XV–XVI в. был одним из центров религиозно-политического течения «нестяжателей». По данным Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого, в конце 70-х гг. XV в. только в нем сохранялся строгий общежительный устав: монастырь был «не словомъ общий, но длы». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога сообщается, что игумен, скрывая свой высокий сан, жил в Кирилло-Белозерском монастыре больше года, работая в «хлбн», но после разоблачения был вынужден уйти из монастыря, избегая славы. Странствуя по другим русским монастырям, Иосиф убедился, что «единъ же Кириловъ монастырь общества уставы съблюдати неврежены». Традиции монашеского общежития в Кирилло-Белозерском монастыре, восходящие к греческому Студийскому уставу, принятому в Киево-Печерской лавре, были развиты Иосифом Волоцким в краткой редакции Устава, действовавшего в основанном им монастыре в конце XV в. Этот Устав предполагал личное «нестяжание» монахов, строгую дисциплину, обязательность «рукоделия».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие написано, как видно из его содержания, одним из юнейших постриженников Пафнутия, лицом близким к Иосифу Волоцкому , и везде встречается с именем автора: очевидно, что Вассиан, архиепископ Ростовский и был один из юнейших учеников Пафнутия, лицо, близкое к Иосифу. Житие это обыкновенно приписывается Вассиану Рыло, автору послания к Ивану III на Угру, который поэтому и считается учеником Пафнутия Боровского и сродником Иосифа Волоцкого 9 ; между тем, как этот Вассиан не мог быть первым и не был ни вторым, ни третьим. Шевырев приписывает житие Пафнутия Боровского Вассиану Санину, который был также архиепископом Ростовским и Ярославским и рукоположен в этот сан из архимандритов Симоновского монастыря 10 . Справедливость мнения Шевырева подтверждается следующими доказательствами: автор жития рассказывает, как Пафнутий предрек юному Вассиану, что он будет архимандритом на Симонове и тут же прибавляет, что предречение это сбылось и что Вассиан уже архиепископ Ростовский и Ярославский. Ясно, что Вассиан Рыло не мог говорить как о случившемся о том, что сбылось после его смерти. Уже игумен Троицкий в 1455 г. 11 Вассиан Рыло был ровесником Пафнутия и не мог быть не только юнейшим его учеником, но и пострижеником его обители. Странно было бы предположить назначение новопостриженного монаха только что возникшего монастыря игуменом Троице-Сергиевой обители 12 . Ложное положение привело к целому ряду таких же заключений об отношениях Вассиана Рыло к Пафнутию и Иосифу, а равно и о времени написания жития. Так между прочим думали, что житие было писано между 1479 и 1481 годом, т. е. в последние годы жизни престарелого архиепископа, которые кроме того были годами его политической деятельности. С 1479 года он призван в Москву и находится там почти безотлучно до самой смерти. В том же году он два раза посылается великим князем по делу примирения с братьями. Летом следующего года Москва смутилась известием о нашествии Ахмата и в конце октября энергичный старец писал послание на Угру, а через несколько месяцев после того его не стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Идейная направленность Волоколамского патерикового свода, как и самого учения Иосифа Волоцкого , внутренне противоречива: с одной стороны, она отражает вынужденный и временный союз иосифлян со светской властью в борьбе против нестяжателей и еретиков, с другой стороны, освящение самодержавной власти великих московских князей соседствует с защитой узкоцерковных интересов, противостоит попыткам упразднить институт монашества, подчинить «священство» «царству». Личность Иосифа Волоцкого , идейного центра Патерика, в период формирования памятника была во многом одиозной. В отличае от других, менее известных и последовательных деятелей иосифлянского круга, канонизированных собором 1547 г. (Пафнутия Боровского, Макария Калязинского, Саввы Сторожевского, Дионисия Глушицкого), канонизация Иосифа затянулась почти на целое столетие: местное празднование Иосифу было установлено митрополитом Антонием в 1578 г.; во второй раз подтверждено в 1589 г.; общецерковное празднование Иосифу установил собор епископов во главе с патриархом Иовом в 1591 г 688 . Многие проблемы, связанные с историей формирования и бытования Волоколамского патерика, решить до конца нельзя из-за утраты авторской редакции произведения. Автограф Патерика входил в число 33 рукописей, которые имели непосредственное отношение к монастырю и остались в монастырском собрании после вывоза основной части рукописей в Москву в конце 50 – начале 60-х годов XIX в. В настоящее время его местонахождение неизвестно; скорее всего, он, как и другие рукописи, оставшиеся в монастыре, погиб в годы Великой Отечественной войны 689 . О содержании и структуре Патерика Досифея Топоркова можно судить по описанию рукописи Иосифо-Волоколамского музейного собрания 17/664), сделанному П.М. Строевым в конце XIX в 690 В авторский список Патерика входили следующие тексты: л. 1 – предисловие о месте и времени основания Волока Ламского (без начала); л. 11 – Слово о житии Пафнутия Боровского; л, 61 – цикл повестей отца Пафнутия; л. 81 – Надгробное слово Иосифу Волоцкому ; л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Смена вех» не помогла Иосифу возвратить утраченное влияние при дворе. Современники слишком хорошо знали его подлинные убеждения и намерения. Российский инквизитор умер в опале, в удалении от двора 9 сентября 1515 г. Его тело было предано земле у стен собора основанной им обители. Разработанное Иосифом учение о самодержце как «земном боге» стало приносить плоды уже после смерти его создателя. Оно стало теоретической основой сотрудничества между высшими церковными иерархами и московскими государями. Своей теорией Иосиф подтолкнул церковь на путь сращивания с государственным  аппаратом российского самодержавия — путь, который в конечном итоге привел ее к глубокому кризису. Деятельность волоцкого игумена, его политическая позиция, при жизни и после смерти Иосифа вызывали самые противоположные оценки. Монахи Волоцкого монастыря и близкие к Иосифу иерархи пытались добиться причисления его к «лику святых». Однако приверженцы старых традиций в отношениях между великокняжеской властью и церковью, а также все, склонные к вольнодумству и свободомыслию, ненавидели и презирали Иосифа. Со временем споры утихли. Иосиф был прославлен церковью, удостоен звания «преподобного», как именовали прославившихся своей святостью монахов. Однако в конце XIX — начале XX в. историки и публицисты либерально-буржуазного направления стали часто поминать Иосифа недобрым словом, справедливо полагая, что именно он положил начало превращению русской православной церкви в своего рода «духовную полицию» на службе у российского самодержавия. В их оценке волоцкий игумен выглядел вольным или невольным виновником падения престижа церкви среди народных масс. «Развивая теорию государственного покровительства церкви, Иосиф Волоцкий и его последователи едва ли думали, что теория эта приведет в конце концов к полному уничтожению светских привилегий церкви и к введению ее в рамки государственных учреждений», — писал П. Н. Милюков . Еще резче выразился известный русский философ-идеалист Н. А. Бердяев. «Я никогда не чувствовал никакой близости к этому типу московского бытового православия с государственной церковью, с обрядоверием, с «благочестивым» Иваном Грозным, с Домостроем, с враждой к мысли и знанию, с душностью и полным отсутствием свободы, простора и дали. Этот мир в истоках своих связан с жестокой и по-моему роковой фигурой Иосифа Волоцкого» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН II (Санин; † 28.08.1515, Москва), архиеп. Ростовский и Ярославский. Сын мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина († между 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . В. от «юности сопребывал» с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского († 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впосл. вспоминавшему об этом. В. поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиевом боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с неск. иноками, среди к-рых был В., покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом В. подвизался в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее В. неск. раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и В. известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , «осквернивъшаго святительский великий престол», т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что В. в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . (Будучи в столице, В. узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик .) Не позднее 1502 г., когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича ) при дворе вел. князя стало ослабевать, В. был поставлен игуменом Симонова Нового в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В июле того года В. получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. В. настоятельствовал в Симоновом мон-ре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При В. в мон-ре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://pravenc.ru/text/149889.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ВАССИАН (САНИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Вассиан (Санин), архиепископ Ростовский Вассиан II (Санин) (+ 1515 ), архиепископ Ростовский , святитель Память 25 января (Ростово-Ярослав., Греч. ) и в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в семье мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина (+ 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . Вассиан от " юности сопребывал " с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского (+ 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впоследствии вспоминавшему об этом. Вассиан поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиев-Боровском монастыре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с несколькими иноками, среди которых был Вассиан, покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом Вассиан подвизался в Иосифовом Волоколамском монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее Вассиан несколько раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и Вассиана известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , " осквернивъшаго святительский великий престол " , т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что Вассиан в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . В столице Вассиан узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик. Не позднее 1502 года, когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича) при дворе вел. князя стало ослабевать, Вассиан был поставлен игуменом Симонова Нового Успенского монастыря . В июле того года Вассиан получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. Вассиан настоятельствовал в Симоновом монастыре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При Вассиане в монастыре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://drevo-info.ru/articles/13674007.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010