481 Рук. сборник М. Д. Ак. 381, л. 1 – 2. Местное почитание преп. Иосифа Волоцкого началось с 1579 года, когда митр. Антонием с собором Русских иерархов узаконено было „праздновати и пети в обители преч. Богородицы начальнику св. обители сея преп. отцу нашему игумену Иосифу от нынешнего лета 7087, доколе н монастырь Пречистыя стоит“ (Опис. рук. Синод. Б-ки III, 1, 394). В другой рукописи, между прочим, указывается и причина, почему в это время преп. Иосифу было установлено только местное празднование: „а впредь, читаем мы здесь, Господь Бог и Преч. Богородица прославит угодника своего великого чюдотворца Иосифа чюдесы, и тогда пети и праздновати по всем святым местом и по соборным церквам» (Древнехранил. Погодина 1563, л. 39). – Житие преп. Иосифа почти в одно время появилось в 3-х редакциях, именно: а) надгробное слово, написанное учеников и сродником Иосифа Досифеем Топорковым; б) житие Иосифа, написанное Саввою Черным, епископом Крутицким, по благословению митрополита Макария, в 1546 году и в) житие, написанное неизвестным, явившиеся не позднее 1540 года. Служба преп. Иосифу, как можно заключать из того, что она была исправлена патриархом Иовом на соборе 1591 года, написана была ранее его всеобщей канонизации. И мы действительно встречаем известие, что Фотий, ученик Кассиана Босого, написал канон преп. Иосифу и представил его на рассмотрение митрополита Макария, прося его разрешения молитвовать по нему в келлии. 482 Свидетельствование мощей св. Гурия и Варсонофия поручено было царем Феодором Иоанновичем Гермогену, митрополиту Еазанскому. Им же составлено было и житие этих святых. Житие это напечатано в сборнике древностей Казанской епархии Любарского, стр. 1 – 32. 484 Житие преп. Корнилия Комельского, как видно из надписания его, написано ив лето 7097 (1589) Мая в 20 день, при державе государя благоверного царя Федора Ивановича, в лето шестое царства его и при св. патриархе Иове, по благословению отца нашего игумена Лаврентия, рукою многогрешного и последнего в иноцех Нафанаила Корнилиевского (Фпис.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иосиф начал с того, что отправился в Волок-Ламский, к князю Волоцкому Борису Васильевичу. Там он представился князю, как игумен Пафнутьевский и преемник святого основателя. Князь рада был, что в его пределах желает поселиться такой человек, который и в Москве был принят с любовью державным его братом. Князь разрешил Иосифу поселиться в избранной последним местности и вдобавок дал ему в провожатые своего собственного ловчего. В сопровождении его Иосиф дошел до того места, где ныне стоит монастырь 69 . Несколько высокое, боровое место, с одной стороны примыкает к небольшому озерку, с другой – к болотистой и лесной низменности. Вообще местность, хотя не совсем привлекательная, но видная и в то же время самая счастливая для уединения, а мирским людям для ловли зверей 70 . Иосиф и его спутники начали чистить лес и тут же стали возводить первые постройки. Сам князь со своей свитой приехал ко времени закладки церкви и в его присутствии начали деревянный первоначальный храм в честь Успения Богородицы. Князь, его бояре и отроки сами таскали бревна. Князь Борис Васильевич с детства, по примеру отца, любил благочестие. Он обещал Иосифу прокармливать братию будущего монастыря и дал ему работников для чистки леса, равно как и плотников для построения церкви и келий. Несмотря на такое содействие со стороны князя, трудна была жизнь братии в самое первое время, когда ещё за монастырем не было сёл. Поспешно шли работы, а с тем вместе и обычные молитвенные подвиги, и необычные подвиги по общежительному уставу. Иосифу не привыкать было к упорному всякого рода труду. Мельницы не успели ещё поставить – мололи ручными жерновами, больше других молол сам игумен. Один монах, со стороны пришедший в новый монастырь, со страхом сказал Иосифу, мелющему своими руками жито: «что делаешь, отче, оставь мне» и переменил его, но не мог так работать, как Иосиф. Не перемолоть мне игумена, сказал он, дивясь и подвигу, и телесной силе Иосифа. Хотя жития и говорят, что в первое время за монастырем не было сёл, однако это время продолжалось не долго. В 1479 г., в самый год основания обители, князь Борис Васильевич дал вновь основанному монастырю деревню Спировскую в той же Волоцкой своей волости 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

О художнической грани таланта Досифея Топоркова можно судить по наличию в его литературных произведениях ряда портретных зарисовок, выполненных в стиле иконописного подлинника. В Надгробном слове Иосифу Волоцкому в портрете своего «сродника» и «духовного вожа» Досифей акцентирует внимание на изображении «лика» святого: он «возрастом умерен и лицем благообразен, по древнему Иосифу, браду имея окружену и должиною мерну, тогда темнорус, в старости же сединами сияя» (с. 167). Эстетический принцип Досифея, писателя и художника, заключается в постижении гармонии между «внешним» и «внутренним» человеком, в проповеди телесной красоты, одухотворенной «добрым нравом» героя. Его Иосиф «в сретении весел и благоуветлив и немощным спострадателен» (с. 167). «Добрый нрав» Иосифа не только декларируется писателем, безусловно, равнявшимся на агиографический канон в изображении святого, но показывается в действии, реализуется в поступках героя. В Надгробном слове этому служит эпизод помощи Иосифа поселянам во время голода, когда святой «истощи все жито монастырское, и сребреники, и одежа, и скот, подаваше требующим» (с. 175); в Волоколамском патерике – рассказ о нарушении Иосифом монастырского устава ради «расслабленной» дочери боярина Бориса Обабурова, в иночестве Пафнутия. Не случайно, на наш взгляд, Досифей в Надгробном слове Иосифу Волоцкому упоминает дату рождения героя (12 ноября) и то, что он был назван Иоанном не только по отцу, но и в честь Иоанна Милостивого. А.П. Кадлубовский был, видимо, прав, отмечая, что чудеса Иосифа по отношению к грешникам, еретикам носят карательный характер, а «в случаях обыкновенной нужды ближнего, где требуется помощь ему и где нет речи о грехах и неверии, ...заповедь любви к ближнему и милосердия выступает вперед и в жизни Иосифа, и в понятиях его биографа» 646 . Разумеется, что литературный портрет, созданный Досифеем, идеологически тенденциозен, направлен на подготовку канонизации Иосифа, неистового в борьбе с еретиками и нестяжателями, сурового ревнителя общежительного монастырского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 2006 года продолжилась традиция проведения в монастыре совместно с музеем «Новый Иерусалим» научно-практических конференций по теме: «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель», участие в которых принимают крупнейшие ученые из разных городов страны. Очередная конференция была проведена в монастыре в 2015 году, в день основания обители — 14 мая. 15 мая конференция состоялась в Троице-Сергиевой лавре  совместно с преподавателями Московской духовной академии . Благодаря сотрудничеству с профессором МГУ им. Ломоносова И.В. Поздеевой успешно была осуществлена многолетняя кропотливая работа по созданию новой экспозиции Музея Библии, фонды которого за это время пополнились новыми интересными изданиями. Музей готов принимать посетителей. В монастыре особо чтится память преподобного Максима Грека, который в качестве узника по обвинению в ереси провел здесь пять лет. По благословению Святейшего Патриарха Aлekcuя II в Германовой башне монастырской ограды устроен храм-часовня во имя преподобного Максима Грека. В дни памяти прп. Максима в этом храме совершается Божественная литургия. Богатым на события оказался 2009 год, когда отмечалось 20-летие возрождения обители. В самом начале года монастырю был возвращен Всехсвятский скит, где начались восстановительные работы. Ежегодно, в Неделю всех святых, после Литургии из монастыря в скит совершается крестный ход. 14 июня 2009 года, в день празднования 530-летия основания обители, у входа в монастырь был открыт памятник преподобному Иосифу Волоцкому. В день обретения мощей преподобного Иосифа, 31 октября, монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который после Божественной литургии освятил памятник. А 25 ноября, в день памяти святого патриарха Иоанна Милостивого, день рождения преподобного Иосифа Волоцкого, в Москве состоялось первое заседание Попечительского совета, созданного по решению Святейшего Патриарх Кирилла для содействия восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря. За прошедшие годы проведены большие реставрационные работы по выведению из аварийного состояния Успенского собора и древней Трапезной палаты с храмом Богоявления. Значительную помощь монастырю оказывают члены Попечительского совета. В частности, с их помощью и на их средства сооружена газовая котельная, проведены коммуникации, ведется реставрация Успенского собора, в том числе заново написан ряд икон, а также полностью восстановлено здание монастырской гостиницы. На средства попечителей специально для монастыря был выполнен список Волоколамской иконы Божией Матери, освященный у подлинной чудотворной иконы, хранящейся в музее Андрея Рублева.

http://patriarchia.ru/db/text/4231756.ht...

71       Грамота, жалованная на деревню Спировскую Иосифо-Волоколамскому монастырю относится к 1479 г.; А. Ю. быта, II, 30. Между тем, проф. Казанский не без основания говорит, что Спировская деревня была вотчиною родителей Иосифа (опись книг Иосиф.-Волокол. монаст. Чт. общ. ист. и древн., 1847 г., VII). Действительно, в житии Иосифа сказывается, что это было родовое имение Саниных. Но оно, по пострижении братьев и родителей, могло быть отобрано на князя и потом грамотой даровано монастырю Иосифа. 72       Лица эти наименованы у Саввы хитрыми живописцами земли Русской. – Досифей скрыл имя свое и брата своего. Выше всех живописцев ставит он Феодосия. 74       Выписка из сборника 1496 года (Временник общ. истор. и древ., 1850 г., кн. 8). Духовная грамота князя Федора Борисовича Волоцкого 1513 г. (Собр. Гос. гр. и договоров, т. I, 151). Купчая Савво-Сторожев. монастыря 1539 г. (Акты Юр., т. 1, 80). Купчая неизвестного вотчинника 1496 г. (там же, 75). Купчая вотчинника Гневаша Стогинина 1501 г. (там же, 76). Заемная и закладная Наума и Онцифора Негодяевых, 1483 г. (там же, 233). 75       Послание Иосифа ко княгине вдове. Духовная Ивана Салтыка 1483 года. (Акты Юр., т. I, 413). Духовная грамота князя Юрия Васильевича 1472 г. (Собр. Гос. гр. и договор., т. I, 96). Запись о Ржевской дани после 1479 г. (Акты Зап. России, т. I, 71). 76       Духовная Ивана Борисовича в Древн. Рос. Вифл., ч. 2-я. Послание Иосифа к Борису Васильевичу Кутузову. 78       «Се я Андрей Данилович дал есмь игумену Иосифу свое сельцо Темниково по своем отце да по своей матери да и по себе – в повседневном поминании поминати доколе монастырь пречистые стоит... А держати ми то сельцо за собою до своего живота» (А. Ю. быта, т. I, 63). 80       «Селище Критици княжь Андреево Андреевича Голенина да Скирмановский починок Кондратово». (Межев. гр. вел. кн. Ивана Васил. и сына его Юрия, в Собр. Гос. гр. и дог., т. I, 141). – Скирманово дано было отцу Андрея (Арсения) князю Андрею Фёдоровичу Голенину, боярину Бориса Волоцкого: «а что есмь пожаловал бояр своих князя Андрея Федоровича и князя Петра Никитича дал есмь князю Андрею Федоровичу Скирманово да Фроловское, да Коренёвское с деревнями». Волость Скирманово с Бельми завещается ещё Димитрием Донским князю Юрию Дмитриевичу (Собр. Гос. гр. и дог., т. I, 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Все отнюдь не просто: мы должны быть очень осторожны, чтобы не увидеть вместо реального Иосифа Волоцкого  – карикатуру на него, к чему наше, что называется, «интеллигентское» сознание естественным образом склонно. Тот же самый преподобный Иосиф, чьей жесткости мы готовы ужаснуться, в лихолетье был, подобно ветхозаветному Иосифу, заботливым кормильцем сотен голодающих, попечителем детей, брошенных родителями; он распоряжался – пусть обитель залезает в долги, «дабы никто не сшел с монастыря не ядши». Будь он «нестяжателем» в духе преподобных Нила Сорского и Максима Грека , а не крутым хозяином, без малейшего намека на чувствительность обращающим во благо финансам обители горе несчастной княгини, – ему не на что было бы осуществлять столь широкую благотворительность. Социальный момент присутствует в сознании Иосифа Волоцкого гораздо сильнее, чем в сознании «нестяжателей»: тут он уговаривает боярина по-человечески относиться к зависимым людям, причем не бьет на жалость, а упирает на пользу для самого боярина как в этом мире, так и на Страшном суде; там велит князю запретить повышение цены на хлеб… И этот народный печальник – тот же самый человек, который требует смертной казни не только за ересь, но за недонесение о ереси: «аще и правоверни будут сами, и уведавше же еретики или отступники, и не предадят судиям конечную муку подъимут». Важно понять, что никакого противоречия здесь нет: мировоззрение Иосифа очень цельно. Важно понять и другое – старцы Кириллова монастыря, спорившие с посланием Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков, не были либералами. Перед нами не идеологи толерантности, а пророки непостижимой для рассудка любви Бога; они учат не «терпимости», а терпению – терпению ко злу, ибо они нисколько не сомневаются, что ересь есть действительное зло. Пусть еретики не лучше разбойников; но ведь Христос простил и разбойника. Они не ближе к рационализму, а дальше от него, чем иосифляне. Против ветхозаветной логики Иосифа они апеллируют к парадоксам Нового Завета. Их довод – превосходящая понимание готовность апостола Павла самому принять на себя проклятие, лишь бы испросить прощение для не уверовавших иудеев ( Рим. 9:3 ): «видиши ли, господине, душу свою полагает за соблазнившуюся братью, дабы спаслися, а не молвил им, дабы их огонь пожегл, или земля пожерла, а могли сиа от Бога приати».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

С середины прошлого века и до наших дней преподобным Иосифу Волоцкому и Нилу Сорскому посвящено очень много работ. К сожалению, в большинстве из них, начиная с очерка Н.И. Костомарова (25), доминирует тенденциозная традиция либеральной историографии прошлого века, приверженцы которой настойчиво пытались представить преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского вождями двух противоборствующих направлений в русской духовной жизни. Насущная задача состоит в позитивном синтезе духовного наследия преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского , большой исторической и общекультурной значимости. Наступила пора демифологизировать схему либеральной историографии, почти заслонившую от нас живые лики святых. Прав профессор Гюнтер Шульц, который в письме (ко мне) от 19 января нынешнего года констатировал, что преподобный Иосиф Волоцкий «до сих пор совершенно не изучен, хотя он – ключ к XVI веку». Следовало бы добавить, что подлинное понимание духовности Русской Православной Церкви, ее крестного пути немыслимо без благодатной помощи наших святых. Именно эта живая неоскудевающая духовная помощь является залогом достойного продолжения служения примирения, совершаемого Русской Церковью в современном мире. На протяжении тысячелетней русской истории монастыри служили главным средоточием святой жизни. Значение монастырей в великом деле созидания и распространения русской народности, государственности, культуры далеко еще не оценено полностью. Несмотря на обилие монастырей, на Руси, как и вообще на православном Востоке, не возникло монашеских орденов. Никогда за частностями, за трудностями, за разногласиями не пропадало чувство единства пути, суетные и политические цели не заслоняли соборного кафолического единения. Пути святости Попытаемся сопоставить жизненные стези обоих великих святых. Сверстники Флорентийского Собора, почти ровесники (Нил был всего на шесть лет старше), они прожили почти одинаковую по длительности жизнь. А вот известия о них совершенно неравноценны. Трудно не согласиться с Г. П. Федотовым : «Жизнь Иосифа Волоцкого известна нам лучше, нежели любого из русских святых» (34, с. 166). Напротив, о жизни преподобного Нила знаем мы очень мало и едва ли потому только, что житие его сгорело во время разорения казанцами вологодских скитов (1538). Быть может, в большей мере отсутствие сведений о нем объясняется смиренной сокровенностью, целомудренной уединенностью, замкнутостью всей его жизни, приведшей его в скит, сделавшей исихастом, запечатленной в удивительном завещании: «Повергните тело мое в пустыни – да изъядят е зверие и птица; понеже согрешило есть Богу много и не достойно погребения… Тщание бо и мне было то, елико по силе моей, да не сподоблен буду чести и славы века сего никоторыя, якоже в житии сем, тако и по смерти…» (6, с. 154).

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Как видно, конфликт, со стороны Федора, становился межличностным противостоянием князя и игумена. По всей видимости, именно нежелание тягаться с князем за себя и от своего имени побудило Иосифа совершить попытку уклониться от противоборства – преподобный обращается к братии с напутственным словом, снимая с себя бразды управления обителью в столь неблагоприятно сложившихся обстоятельствах. Однако иноки единогласно бросаются в ноги игумену с просьбой не оставить их во власти немилостивого и своенравного властителя, при этом братия напоминает Иосифу о тех моральных обязательствах, которые он взял на себя, приняв в монастырь не только их лично, но и зачастую их богатые вклады в память о почивших родителях и на вечный помин души. Иосиф вынужден вступить в борьбу за свое любимое детище Иосиф вынужден остаться и вступить в борьбу за свое любимое детище. Однако что мог противопоставить инок, чернец, пускай и в сане игумена, самодурству князя? Какую правду? Какую аргументацию? Увещевания и ссылки на Божий суд разбивались о стену княжеской спеси. В этой ситуации дорога у Волоцкой обители была одна, и по ней уже не раз проходили другие монастыри, притесняемые удельной княжеской властью (Троицкий Сергиев монастырь, Каменноостровская обитель), – переход обители под непосредственное управление Великим князем, ее переподчинение Москве. Иосиф, лично знакомый с Василием III, пожалуй, мало сомневался в успешности подобного начинания; оставалось поставить в известность церковное священноначалие, под юрисдикцией которого находился Волоцкий монастырь, – новгородского владыку Серапиона. Иосиф тотчас же посылает одного из иноков своего монастыря – старца Игнатия (Огорельцева) – с посольством в Великий Новгород. Но Игнатий вынужденно остановлен в Торжке: в тогдашней северной столице Руси свирепствует поветрие, въезд в нее запрещен, и никто, даже посланец Великого князя, не вправе нарушить строгий карантин. Святитель Серапион, архиепископ Новгородский. Фрагмент росписи Михеевского храма Троице-Сергиевой Лавры. Дело Иосифа тем временем решено – по ходатайству митрополита московского Симона Василий соглашается вступить в управление Волоцким монастырем. При этом Иосиф настойчиво просит Великого князя уладить вопрос с новгородским владыкой, и князь заверяет игумена, что, как только поветрие прекратится, его люди будут отправлены с богатыми дарами к святителю Серапиону, и таким образом все возможные недоразумения будут разрешены. Впрочем, по инициативе потерпевшего унизительное фиаско в схватке с Иосифом Волоцкого князя вести о церковном отступничестве Волоцкого игумена от новгородской епископской кафедры достигают слуха святителя Серапиона быстрее, нежели посольство москвичей. Обиженный князь представляет события в извращенном свете, утрируя своеволие Волоцкого игумена и представляя его поведение легкомысленным презорством, злонамеренным нарушением законов внутрицерковной субординации.

http://pravoslavie.ru/116893.html

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Архипастырь Волоколамска Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим – наместник Иосифо-Волоцкого монастыря Я хотел бы немного рассказать о деятельности Владыки Питирима как игумена, как наместника Иосифо-Волоцкого монастыря, о деятельности Владыки по восстановлению монастыря. Конечно, эта деятельность митрополита – лишь верхушка айсберга. Он был выдающимся богословом, выдающимся человеком, и его дух в монастыре чувствуется. Самое главное, что произошло, – это то, что сейчас Иосифо-Волоцкий монастырь, преподобный Иосиф и Владыка Питирим – как бы сроднились. Когда слышат об Иосифо-Волоцком монастыре, вспоминают о Владыке. В Москве или Волоколамске, да и по всей стране первая ассоциация: монастырь Иосифо-Волоцкий – это монастырь Владыки Питирима. Это – первое, что приходит на ум, и это действительно так. В нашем монастыре чтят память Владыки – установлен памятный крест при содействии Фонда «Наследие митрополита Питирима». Мы поминаем его на панихидах, и все насельники хранят о нем теплую память. Когда заходит разговор о монастырской жизни, вспоминают: Владыка говорил то-то; при жизни Владыки было так-то. Всё это – память о Владыке и отзвук его жизни. Важен тот дух, который зародился при Владыке Питириме, дух просвещения и возрождения монашеской жизни. Монастырь был открыт 15 мая 1989 года. 12 июля состоялось малое освящение храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и была совершена первая Божественная литургия, которую отслужил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. В своем слове он сказал: «Ради этого дня стоит жить. Пятьсот лет тому назад преподобному Иосифу было указано место для создания обители. Многими путями послушания пришел он сюда для того, чтобы создать здесь новую обитель, – обитель, которая с самого начала должна заявить о своем служении миру. Помолимся преподобному и богоносному отцу нашему Иосифу, игумену Волоцкому, чтобы он вместе со всей единомышленной братией укрепил эту святыню и дал нам силу и разум продолжить это священное дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

На сайте " Радонежа " появился материал " от редакции " , названный " Время удивлять " с подзаголовком " Философия эпохи постмодерна " . Заметка посвящена так называемым " комментариям экспертов " , которые сегодня " исправно производят вместо мудрости (и даже вместо социальной напряженности) только удивление " . Например, " удалось-таки удивить аудиторию эксклюзивом и телекомпании Рен-ТВ: на днях, в анонсе очередного выпуска новостей сообщено было, что в Ивановской области " открылся храм для некрещеных " . Из самого же сюжета мы узнали, что в Российской Империи все были крещены, и до некрещеных поэтому дела никому не было, а в советское время возникла проблема, изящно очерченная одной газетой: " Всем нам памятны времена всеобщего атеизма, когда даже те, кто имел истинную веру, не могли по известным причинам пройти обряд крещения, посещать храмы, совершать молитвы и отмечать православные праздники " . По каким таким " известным причинам " не могли " пройти обряд крещения и совершать молитвы " , те, кто " имел истинную веру " , - не очень ясно. Может быть, " страха ради большевицка " . Хотя, при чем тут тогда истинная вера? " . Кстати, не менее удивительную фразу можно прочитать в заметке " 20 мая Русская Православная Церковь чтит память великого подвижника Древней Руси - преподобного Нила Сорского " автора РИА " Новости " Ольги Липич. Оказывается, Нил Сорский " возглавил религиозное движение " нестяжателей " и противостоял Иосифу Волоцкому и его сторонникам, выступавшим за приумножение материального богатства Церкви " . Так и видишь, как собирал святой на партийные собрания членов своего " религиозного движения " ... Да и насчет противостояния Иосифу Волоцкому есть другие мнения: " В исторической действительности имело место определенное противоборство направлений, известных сегодня под названиями " иосифлянство " и " нестяжательство " ... Но это противоборство, начавшееся, как доказано, уже после кончины преподобного Нила Сорского (7 мая 1508) было неправомерно, без каких-либо фактических доказательств, перенесено на взаимоотношения самих преподобных.

http://pravoslavie.ru/4836.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010