Иконы “Рублева письма” в Иосифо-Волоколамском монастыре Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Преподобный Иосиф Волоцкий может быть назван одним из первых собирателей сведений о жизни прославленного иконописца Андрея Рублева и его икон. Основатель Успенского Волоколамского монастыря в своем сочинении “Отвещание любозазорным…” 1 донес до нас драгоценные воспоминания старца Троице-Сергиева монастыря Спиридона о созерцательной жизни преподобного Андрея. Особое отношение преп. Иосифа Волоцкого к Рублеву, претворявшему в живописи заветы преподобного Сергия Радонежского, подтверждает послание старцев Иосифо-Волоколамского монастыря Ионе Голове, в котором упомянуто, что на место основания обители в 1479 г. преподобный Иосиф принес несколько книг и четыре иконы, три из которых были написаны Андреем Рублевым 2 . Следовательно, с этими иконами освящали место монастыря и его первую деревянную церковь во имя праздника Успения Богоматери. В Иосифо-Волоколамском монастыре по воле его первого игумена с момента освящения находились иконы Андрея Рублева, число которых в XVI в. возросло за счет вкладов. Научный интерес к иконам Андрея Рублева в Иосифо-Волоколамском монастыре проявился в середине прошлого века. Его пробудили публикации текстов произведений преп. Иосифа Волоцкого, послания волоцких старцев и описи имущества Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной в 1545 г. К этой теме обращались Д. А. Ровинский, В. Т. Георгиевский, А. П. Голубцов, В. Н. Лазарев 3 . Итоги исследований были подведены в статье 1958 г. Н. А. Казаковой “Сведения об иконах Андрея Рублева, находившихся в Иосифо-Волоко­ламском монастыре в XVI в.” 4 . Однако с некоторыми положениями этой статьи трудно согласиться, а ряд ее выводов представляется возможным уточнить и дополнить. Н. А. Казакова неправильно прочла текст о вкладе иконописца Феодосия в древнем синодике Иосифо-Волоколамского монастыря. Эта рукопись многократно дополнялась. На ее листе 72 об., разрывая вкладную запись Феодосия, было приписано поминание “Оладьи Ондреева сына Клементева”, которое сделано другим почерком 5 . Исследовательница сочла, что в синодике утрачен лист и что на листе 73 сохранился обрывок записи вклада представительницы какой-то знатной семьи, давшей монастырю иконы Андрея Рублева, оцененные в двадцать рублей. Подобное толкование текста приводит сразу к нескольким недоразумениям: а) вклад сына Дионисия сводится в этом случае только к работе над стенописью и к покупке деревни; б) пропадает название этой деревни, которое читается в рукописи через перенос — “Су/дниково” (лл. 72 об.–73); в) прочтение “дала”, а не “далъ” вызвало появление мифической женщины, вложившей в Иосифов монастырь иконы Андрея Рублева 6 . Легенда об этой даме была повторена в статье В. Д. Кузьминой, в первом издании научно-популярной книги В. Н. Сергеева и в ряде научно-популярных статей 7 .

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

В праздник Воздвижения Креста Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Иосифо-Волоцком монастыре 27 сентября 2015 г. 17:19 27 сентября 2015 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь  в окрестностях подмосковного Волоколамска. В этом году отмечается 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. По прибытии в монастырь Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжественное шествие по территории обители от святых врат к Успенскому собору, где Святейший Владыка поклонился честным мощам и веригам преподобного Иосифа Волоцкого. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , управляющий делами  Украинской Православной Церкви ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря  г. Москвы; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря;  игумен Петр (Еремеев) , наместник  Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник  Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; насельники Иосифо-Волоцкой обители в священном сане, духовенство Московской епархии. На богослужении присутствовали председатель Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов, глава администрации Волоколамского муниципального района Московской области Е.В. Гаврилов.

http://patriarchia.ru/db/text/4233235.ht...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Архипастырь Волоколамска Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим – наместник Иосифо-Волоцкого монастыря Я хотел бы немного рассказать о деятельности Владыки Питирима как игумена, как наместника Иосифо-Волоцкого монастыря, о деятельности Владыки по восстановлению монастыря. Конечно, эта деятельность митрополита – лишь верхушка айсберга. Он был выдающимся богословом, выдающимся человеком, и его дух в монастыре чувствуется. Самое главное, что произошло, – это то, что сейчас Иосифо-Волоцкий монастырь, преподобный Иосиф и Владыка Питирим – как бы сроднились. Когда слышат об Иосифо-Волоцком монастыре, вспоминают о Владыке. В Москве или Волоколамске, да и по всей стране первая ассоциация: монастырь Иосифо-Волоцкий – это монастырь Владыки Питирима. Это – первое, что приходит на ум, и это действительно так. В нашем монастыре чтят память Владыки – установлен памятный крест при содействии Фонда «Наследие митрополита Питирима». Мы поминаем его на панихидах, и все насельники хранят о нем теплую память. Когда заходит разговор о монастырской жизни, вспоминают: Владыка говорил то-то; при жизни Владыки было так-то. Всё это – память о Владыке и отзвук его жизни. Важен тот дух, который зародился при Владыке Питириме, дух просвещения и возрождения монашеской жизни. Монастырь был открыт 15 мая 1989 года. 12 июля состоялось малое освящение храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и была совершена первая Божественная литургия, которую отслужил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. В своем слове он сказал: «Ради этого дня стоит жить. Пятьсот лет тому назад преподобному Иосифу было указано место для создания обители. Многими путями послушания пришел он сюда для того, чтобы создать здесь новую обитель, – обитель, которая с самого начала должна заявить о своем служении миру. Помолимся преподобному и богоносному отцу нашему Иосифу, игумену Волоцкому, чтобы он вместе со всей единомышленной братией укрепил эту святыню и дал нам силу и разум продолжить это священное дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Московская обл., к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево. Легенда гласит, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные болота и лесную чащу нашел здесь ловчий, стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг ударила молния. Иван Санин решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где сейчас стоит Иосифо-Волоцкий монастырь. Иосиф Волоцкий (к миру Иван Санин) был пострижен в монахи преподобным Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 году вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского князя Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования. На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным преподобным Пафнутием. Вскоре Иосиф и князь Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен 15 сентября 1479 года). В 1486 году в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490м – каменную колокольню. При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани. Иосиф Волоцкий участвовал в церковных соборах 1490, 1503, 1504 гг., осуждал ересь «жидовствующих», был главой партии «осифлян», отстаивавших в спорах с «нестяжателями» право монастырей владеть землями и богатствами на том основании, что они необходимы инокам, чтобы служить бедным.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Волоколамский патерик О Волоколамском патерике Волоколамский патерик — сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком, его учителе Пафнутии Боровском, сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. Волоколамский патерик создается в первой половине XVI в. и открывает ряд монументальных памятников той эпохи (Стоглав, Домострой, Великие минеи четии митрополита Макария и др.). Появление патерикового свода именно в Иосифо-Волоколамском монастыре закономерно. По словам В. О. Ключевского, в XVI в. «ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа» (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 291–292). Писатели-иосифляне активно работали не только в публицистических, но и в агиографических жанрах («житие», «служба», «похвала», «надгробное слово», «патерик»), доказывая существование «новых чудотворцев» и готовя их канонизацию на церковных соборах 1520—1540-х гг. Многие агиографические сочинения, созданные ими, имеют пропатериковый характер, например Житие Пафнутия Боровского редакции Вассиана Санина, 10-е слово Духовной грамоты Иосифа Волоцкого. С Иосифо-Волоколамским монастырем связана литературно-книгописная деятельность Досифея Топоркова (ум. после 1547 г.), составителя патерика, и Вассиана Кошки (ум. в 1568 г.), который продолжил его труд. Оба писателя были кровными или духовными «сродниками» Иосифа Волоцкого: Досифей приходился ему племянником; Вассиан жил в монастыре «под началом» старца Фотия, бывшего учеником Кассиана Босого, ближайшего сподвижника Иосифа. Оба писателя были людьми энциклопедических знаний и универсального художественного таланта. Они славились как книгописцы-профессионалы, агиографы, публицисты, кроме этого, Досифей Топорков был известен как художник, близкий к школе Дионисия, и составитель Хронографа 1512 г., а Вассиан Кошка — как лексикограф. Деятельность обоих монахов-писателей не ограничивалась стенами Иосифо-Волоколамского монастыря. Материал для будущих патериковых сборников дала им жизнь в монастырях Москвы, Подмосковья и Твери, поэтому Волоколамский патерик выходит за рамки «агиографической монастырской летописи». Создание патерика способствовало усилению роли Иосифо-Волоколамского монастыря в делах государственного, религиозного и литературного развития страны, по значению ставило его в один ряд с Киево-Печерской лаврой, первой «академией» русских писателей и церковных иерархов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4133...

Житие Фотия Волоцкого Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской Это агиографическое произведение посвящено монаху Иосифо-Волоколамского монастыря, писателю и профессиональному книгописцу Фотию. До пострижения он жил в Киеве, затем состоял на службе у князя Богдана Федоровича Путивльского, а после взятия Путивля войсками великого князя Василия III находился в качестве почетного пленника в Москве у воеводы Ю. И. Замятнина. В 1509 г. Иосиф Волоцкий постриг его в монахи и отдал «под начало» старцу Кассиану Босому. В монастыре Фотий вел «жестокое» житие: соблюдал суровый пост, спал три-четыре часа в сутки, лежа на земле или сидя, выполнял тяжелую работу на «хлебне». Он занимался перепиской книг, в течение ряда лет был монастырским уставщиком, наблюдал за порядком церковной службы. Духовными учениками Фотия были соборные старцы Арсений и Феодосии Плещеевы, казначей казанского архиепископа Гурия Руготина Исайя Ртищев, инок Мартемьян Старый, а также автор Жития Фотия – Вассиан Кошка. Вассиан Кошка (ум. 1568) – известный писатель середины XVI в. – был пострижеником Иосифо-Волоколамского монастыря, где находился «под началом» старца Фотия. Скорее всего, именно Фотий приобщил Вассиана Кошку к книгописному делу и литературному творчеству, так как занимался не только перепиской книг для монастырской библиотеки, но и сочинительством: ему принадлежат Служба Иосифу Волоцкому , Поучение против сквернословия, Послание к старице Александре и, возможно, другие произведения. О прочности духовной связи между Фотием и его учеником свидетельствует монашеское прозвище Вассиана – «Фатеев». Известно, что в 50-е гг. XVI в. Вассиан Кошка был настоятелем тверского Вотмицкого монастыря (монастыря Покрова Богородицы в устье реки Тмы). В 1563 г. Вассиан Кошка вернулся «на покой» в Иосифо-Волоколамский монастырь, где вел Вкладные книги, а в 1568 г., после смерти Вассиана, в монастырскую библиотеку поступило семь книг, переписанных его рукою. Вассиан Кошка вошел в историю русской литературы как автор Слова о последних днях и смерти тверского епископа Акакия, составитель Азбуковника (компилятивного словарного свода середины XVI в.), редактор Волоколамского патерика (см. наст. изд., т. 9, с. 487–488). Видимо, ему принадлежит авторство и Письма о нелюбках, где объясняются расхождения старцев Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского монастырей по вопросам монастырского землевладения и характера монашеского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Иосифо-Волоцком монастыре 31 октября 2009 г. 16:36 31 октября 2009 года, в праздник обретения мощей преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. По окончании Божественной литургии в Успенском соборе обители Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреподобие, отец игумен, дорогие владыки, отцы, братия и сестры! Сегодня великий день. Мы вспоминаем память святого преподобного Иосифа Волоцкого — в день, когда одновременно празднуем 530-летие основания на этом святом месте обители и 20-летие ее возрождения. Иосиф Волоцкий — это человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли. Он жил в очень непростое время — XV и начало XVI века. Это, с одной стороны, время собирания Руси, образование единого Русского государства из разрозненных феодальных княжеств; это несомненное возвышение страны, а вместе с ней и Церкви, ее роли в жизни народа; несомненное укрепление роли России в Европе и в тогдашнем мире. Преподобный Иосиф прекрасно понимал значение тех событий, которые происходили в стране. Но понимал он также и то, что всякое возвышение страны и Церкви непременно получает сопротивление от врага рода человеческого и от внешних противников, ибо, как гласит древняя восточная пословица, «камнями бросают по тому дереву, на котором плоды». И когда плоды Русской Церкви стали очевидными, когда ее влияние на народ, на жизнь тогдашней Европы стало очевидным, тогда и возвысили свой голос хулители, еретики, которые пытались поколебать духовный авторитет Церкви. Преподобный Иосиф мужественно выступил в борьбе с теми, кто лжеучением пытался разрушить внутреннее единство Церкви и поколебать высокий духовный авторитет наследия Христова в народе нашем. До сих пор не смолкают споры в отношении роли преподобного Иосифа. Некоторые считают, что его борьба с ересью была неправильной, некоторые считают, что его стремление укрепить материальную основу церковной жизни было неверным, некоторые — и в то время, и доныне — обвиняют преподобного Иосифа в стяжательстве только потому, что он был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу.

http://patriarchia.ru/db/text/925048.htm...

Теряево. Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь. Церковь Богоявления Господня в трапезном корпусе. Богоявленская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:Между 1504 и 1506. В 1682 одна глава заменена пятиглавием с кокошниками. Архитектор:Трофим Игнатьев Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский район, с. Теряево, на территории Иосифо-Волоцкого монастыря Координаты: 56.171919, 36.099401 Проезд:От ж. д. ст. Волоколамск (Рижское направление) авт. 31 до ост. Валуйки, далее на север 1 км до монастыря; или от ж. д. ст. Чисмена (Рижское направление) авт. 23 до ост. Теряево (конечная), далее 1 км на запад до монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа. Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля – свод её опирается на один срединный столп. При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви. В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада. http://www.iosif-vm.ru/monastery/architecture Трапезная палата с Богоявленской церковью - одна из старейших монастырских построек со сложной строительной историей. Кирпичное здание на подклете состоит из маленькой бесстолпной церкви, перекрытой коробовым сводом, и обширной палаты, крестовые вспарушенные своды который опираются на центральный столб. Одноглавый храм Богоявления был выстроен в 1504 году на средства князя Семёна Ивановича Бельского и Бориса Васильевича Кутузова (ум. 1501). Его скромная трапезная заново перестраивалась с частичным использованием стен прежнего здания в 1530 году на средства архиепископа Новгородского Феодосия (1491-1563). В конце 17 века при реконструкции монастырского ансамбля верх храма переделан в соответствии с формами завершения вновь выстроенной надвратной церкви. Древняя глава и закомары уступили место ярусам мелких кокошников, увенчанных декораивным пятиглавием. Работа производилась зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. - нач. 18 в.). Одновременно были расширены окна, обрамлённые богатыми наличниками. Они уничтожены при последующей растёске проёмов в 18 и 19 веках. В конце 19 века к трапезной с западной стороны примкнула трёхэтажная пристройка.

http://sobory.ru/article/?object=14091

Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 23 (420) декабрь 2009 /  10 декабря 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 24 ноября - 8 декабря 2009 24 ноября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Чрезвычайным и Полномочным Послом Великобритании в России Энн Прингл. Во встрече приняли участие второй секретарь Посольства Великобритании в России Ян Фру, заместитель председателя ОВЦС МП иеромонах Филипп (Рябых), и.о. секретаря ОВЦС МП по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев. 25 ноября в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря и организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого в 2015 году. На заседании был принят за основу проект Положения о Попечительском совете. Почетным председателем Попечительского совета избран Святейший Патриарх Кирилл, председателем Попечительского совета — губернатор Московской области Б.В. Громов, заместителем председателя — наместник Иосифо-Волоцкого монастыря игумен Сергий (Воронков). 27 ноября в Троицком соборе Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии и чин наречения архимандрита Климента (Родайкина) во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии (см. с. 7). 29 ноября, в день памяти святого апостола и евангелиста Матфея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии (см. с. 7). По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил заупокойную литию по жертвам теракта на «Невском экспрессе». 1 декабря в Колонном зале Дома союзов в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в открытии III Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Илл. 1. Первое издание Службы преподобному Иосифу Волоцкому (9 сентября) в Трефологионе (сентябрь - февраль). Москва: Печатный двор, 1637, в современном переплете 16 октября 2015 г. 13:16 Перед этими иконами молился преподобный Иосиф Волоцкий «...Тако и ныне сподобися нами въобразоватися и писатися на всечестных иконах. И ради таковаго изображения трисвятая песнь Трисвятей, Единосущней и Животворящей Троици на земли приносится; желанием бесчисленным и любовию безмерною, и духом въсхищающеся к Первообразному и Непостижимому Подобию, и от вещнаго сего зрака възлетает ум наш и мысль к Божественному желанию и любви». Преподобный Иосиф Волоцкий. «Просветитель». Слово пятое. 1490 — 1504. ВЫСТАВКА УНИКАЛЬНЫХ СВЯТЫНЬ И ДРЕВНИХ КНИГ В ПЯТИВЕКОВОМУ ЮБИЛЕЮ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОГО СВЯТОГО РУССКОЙ ЗЕМЛИ Несмотря на камерный характер экспозиции, разместившейся в единственном зале Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева , она получилась емкой и насыщенной. Здесь всего 11 икон (большинство из фондов самого музея) и 18 рукописных и старопечатных книг (в основном из Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки ). Но за каждой – удивительная многовековая история. Главные святыни экспозиции – две иконы, непосредственно заказанные преподобным Иосифом в 1480-х годах для местного чина иконостаса первого каменного собора обители. Их передали в Москву в середине прошлого века, когда территорию Иосифо-Волоцкого монастыря покидал Волоколамский краеведческий музей. Это внушительные (обе иконы больше метра как в длину, так и в ширину) образы Пресвятой Троицы и Богоматери Одигитрии. Известны имена их авторов: вторая принадлежит перу знаменитого Дионисия, приглашенного преподобным Иосифом для благоукрашения Успенского собора, а первую написал инок Паисий 1 . В «Троице» Паисия угадываются мотивы знаменитого шедевра, созданного преподобным Андреем Рублевым для собора Троице-Сергиевого монастыря . Однако очевидно: это самостоятельная рука весьма зрелого мастера. В отличие от остальных известных по Иосифо-Волоцкой описи 1545 года иконописцев, в других документах обители Паисий не упоминается. На этом основании специалисты делают осторожное предположение, что автор состоял в местной братии. Помимо «Троицы», он же писал для Успенского собора икону Рождества Пресвятой Богородицы и надгробную икону князя Ивана Борисовича Рузского (+ 1503) вместе с его небесным покровителем апостолом Иоанном Богословом, а в Одигитриевской церкви «под колоколы» (погибла вместе с взорванной в 1941 году колокольней) расписывал царские врата и сень к ним.

http://e-vestnik.ru/culture/ikonografiya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010