Замечательно, что многовековая история монастыря и особенно личность его основателя — преподобного Иосифа Волоцкого — привлекает внимание не только богословов и историков Церкви, но и мирян, и представителей светской исторической науки. Сотни паломников приезжают ежедневно в Иосифо-Волоцкий монастырь, где обретают утешение, получают духовную поддержку и укрепляются в вере. На протяжении столетий благочестивые христиане старались внести свою лепту в устроение и украшение Иосифо-Волоцкой обители. Их усилиями монастырь расширялся, на его территории появлялись новые храмы и здания. Однако в советский период храмы были закрыты, прекратился колокольный звон — колокольня и древние колокола были разбиты и осквернены. Но, несмотря на тяжелые испытания, Иосифо-Волоцкий монастырь все-таки выстоял. В 1989 году началось возрождение обители. Сначала благотворители созидали в одиночку, а затем объединились в сообщество помощи обители. Масштабные работы развернулись в 2004 году. Трудами благотворителей началось восстановление Успенского собора, Трапезной палаты с храмом Богоявления, были отлиты колокола. В 2009 году был создан Попечительский совет по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря. Одним из приоритетных проектов Совета стала реализация комплексной программы возрождения монастыря, включающей не только ремонтно-реставрационные работы, но и восстановление хозяйственной, духовно-просветительской деятельности обители. Милостью Божией и трудами Попечительского совета и Фонда по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря за несколько лет обитель начала обретать свой исторический облик и сегодня принимает многочисленных паломников, со всего мира приезжающих поклониться преподобному Иосифу и прикоснуться к славным страницам русской истории. Искренне признателен всем вам за активное личное участие в этом проекте, за поддержку и проделанную качественную работу. Но все же перед Попечительским советом стоит ряд новых важных задач. Особое внимание необходимо уделить восстановлению монастырской колокольни, реставрации крепостной стены, надвратной церкви Петра и Павла, Ново-братского и Старо-братского корпусов, Святого колодца, башни, подворий и скита монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4161970.ht...

Царственная книга/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 444. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь/Православная энциклопедия. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 118; Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 148 и 149. С. 36.; Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. М.: Издательство «Лето», 2010. С. 73. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 184. С. 186–187. Волоколамский патерик/Древнерусские патерики. М.: «Наука», 1999. С. 81–106; С. 186–210; Иосифо-Волоколамский патерик/Православная энциклопедия. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. C. 122–124. Досифей/Православная энциклопедия. Т. XVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. C. 70. Савва/Православная энциклопедия. Т. LXI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2021. C. 46. Царственная книга/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 449. Иосиф Волоцкий/Православная энциклопедия. Т. XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 559–560. Царственная книга/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 462. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 148. С. 36. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 221. С. 223–224.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Глава Подмосковья займется восстановлением Иосифо-Волоцкого монастыря 16.07.2015 Губернатор Московской области Андрей Воробьев в четверг был утвержден в качестве председателя попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря (Волоколамский район Подмосковья), передал корреспондент " Интерфакса " . " Предлагаю избрать председателем попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря губернатора Московской области Воробьева Андрея Юрьевича. Возражений, думаю, не будет " , - сказал, открывая заседание, патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он напомнил, что место председателя стало вакантным после того, как экс-губернатор Подмосковья Борис Громов сложил с себя полномочия. В свою очередь А.Воробьев поблагодарил патриарха и членов попечительского совета за оказанное доверие. " Мы постараемся объединить вокруг работы по восстановлению и сопровождению монастыря все самые здоровые силы " , - сказал он. Глава Подмосковья добавил, что работа попечительского совета приобретает особое значение в год 500-летия со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого. " Хотелось бы поздравить вас с этим избранием, Андрей Юрьевич, и выразить надежду, что под вашим руководством попечительский совет пройдет важную часть своего пути с тем, чтобы мы могли в обновленной обители совершить юбилейные торжества " , - сказал патриарх. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 16.07.2015 19:56:30 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского 21.04.2024 Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Городище Минского района Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/19177.html

На выставке «Романовы». Фото: И. Правдолюбов/Православие.Ru      – При вас открывался Иосифо-Волоцкий монастырь. Расскажите, что это было за событие. Горбачев начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту . Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря Церкви. – Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Церкви 25 лет тому назад. Я тогда был помощником митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и непосредственно занимался оформлением документов по передаче этой древней обители. Все попытки решить вопрос путем переписки с госучреждениями не принесли никаких результатов. После стольких лет гонений на Церковь государственные чиновники не могли преодолеть какой-то невидимый психологический барьер. Это был не страх, а скорее некий административный рефлекс. Ситуация разрешилась неожиданным образом: владыка Питирим, встретив на одном из высоких собраний М.С. Горбачева, упомянул в разговоре с ним о чиновничьей волоките с возвращением Русской Православной Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. Горбачев отнесся с участием к этому делу и начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту . Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря. Обсуждение плана восстановления Иосифо-Волоцкого монастыря. Начало 1990-х гг.      – Вы хорошо знали владыку Питирима. Каким он был монахом? – Митрополит Питирим был выдающимся архипастырем. На протяжении более 30 лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Было очень сложно печатать церковные книги в условиях государственной политики, направленной на подавление всего, что было связано с церковным просвещением. Однако он не только издавал книги, построил новое современное здание Издательского отдела, но и воспитал, помог получить духовное образование многим молодым христианам, ставшим впоследствии выдающимися архиереями, священниками, церковными работниками. На заседании под председательством владыки Питирима. Слева: Михаил Щербачёв. Фото: М. Юрченко/Православие.Ru     

http://pravoslavie.ru/67999.html

Архив Пн Митрополит Каширский Феогност возглавил праздничное богослужение в Иосифо-Волоцком ставропигиальном монастыре 22 сентября 2023 г. 19:07 22 сентября 2023 года в Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре состоялось торжественное празднование дня преставления преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, основателя обители. Божественную литургию в Успенском соборе монастыря возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Игнатий (Пологрудов) , наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий (Воронков), настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря г. Москвы архимандрит Дионисий (Колесник), благочинный Лотошинского округа Одинцовской епархии священник Алексий Кошелев, братия обители в священном сане, духовенство Московской (городской) и Одинцовской епархий. На богослужении присутствовали советник директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества О.В. Шабуневич, глава Волоколамского городского округа М.И. Сылка, руководители местной администрации. За богослужением владыка Феогност рукоположил насельника Иосифо-Волоцкого монастыря инока Фотия (Белишко) в сан иеродиакона. Митрополит Феогност поздравил от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита обители, братию монастыря и многочисленных паломников с престольным праздником. По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг Успенского собора. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6061885.ht...

В высоту и в ширину башни имели 2 1/2 сажени, по «городу» – от 1 1/4 сажени до 3 саженей. Башни были сложены в два кирпича. Только башни на «святых воротах», на «водяных воротах», наугольная круглая «рассольная» и наугольная круглая «старицкая» имели в высоту 3 сажени. Башня на «святых воротах» была выложена в 3 кирпича, а старицкая – в 3 1/2 кирпича. Расстояние прясел по «городу» между башнями было неодинаковое: от 21–22 саженей до 53, 57 и 62 саженей. Ширина же крепостной стены была до сажени, а высота – 2 сажени . Строительство стен Иосифо-Волоцкого монастыря велось на вкладные и поминальные пожертвования Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича , многих известных князей, бояр и многочисленных жертвователей. 1568 год. 9 февраля. Повелением Царя Иоанна Васильевича игумен Иосифо-Волоцкого монастыря Лаврентий был избран архиепископом Казанским и Свияжским 1570 год. 6 сентября 1569 года смерть благоверной Царицы и Великой Княгини Марии Темрюковны. Царь Иоанн Васильевич в 1570 году делает вклад в 200 рублей в Иосифо-Волоцкий монастырь «на вечный поминок». Вкладная книга монастыря сообщает: « Лета 7078 (1570 г.) далъ Царь и Государь Великий Князь Иванъ Васильевичъ всея Русии въ домъ Пречистая в Осифовъ манастарь, игумену Леониду зъ братиею, по своей Царице Великой Княгине Марье, на вечной поминокъ и на кормы, двесте рублевъ и игумену Леониду велети Царицу Великую Княгиню Марью написати въ повседневной списокъ и в сенаникь, доколе и манастырь Пречистыя стоить, из повседневнаго списка ея не выгладити, да кормити по ней на всякъ годъ по два корма – на преставление сентября в 6 день, да на память июля въ 22 день, да опосле придалъ кубен серебрян, гривенка, 22 золотникав ней» . 1572 год. 2 марта. В Иосифо-Волоцкий монастырь был принесен точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского Кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. « Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Волоколамская икона Божией Матери — список с Владимирской иконы Московского Успенского собора 16 марта. ПРАВМИР. Волоколамская икона Божией Матери — список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом (1563 — 1566; 1568 — 1573) со всей монастырской братией. Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронтии в 1480 году владимирская святыня окончательно стала московской. В 1588 году Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа). В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. В обиходнике Иосифо-Волоцкого монастыря 1578 года эта икона отмечена как чудотворная. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 августа, 2019 3 мая, 2019 3 июня, 2022 26 октября, 2021 21 июля, 2021 6 июля, 2021 18 мая, 2020 3 ноября, 2019 30 августа, 2019 10 августа, 2019 3 мая, 2019 3 июня, 2022 26 октября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Описание иконы Волоколамская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Волоколамская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Волоколамская Волоколамская икона Божией Матери – список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом (1563–1566; 1568–1573) со всей монастырской братией. Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронтии в 1480 году владимирская святыня окончательно стала московской. В 1588 году Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа). В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря осветили во имя святых апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. В обиходнике Иосифо-Волоцкого монастыря 1578 года эта икона отмечена как чудотворная. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Волоколамская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-36

421 Брак Василия III с Соломонией Сабуровой был бездетен. После развода с ней великого князя (1525) Соломонию постригли в Рождественском монастыре. В 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, однако и у нее детей не было около четырех лет. Иван Васильевич Грозный родился от этого брака 25 августа 1530 г. 422 Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Тихон происходил из боярского рода Зворыкиных, в 1509 г. был монастырским казначеем, входил в число соборных старцев, помогавших игумену управлять монастырем. О Тихоне Зворыкине упоминал Иосиф Волоцкий в своем послании к Василию Андреевичу Челяднину. Из этого источника известно, что Тихон Зворыкин подолгу жил в Москве и был вхож в митрополичьи покои. В августе 1530 г. он ездил из Москвы в Иосифо-Волоколамский монастырь с посланиями Василия III к игумену Нифонту Кормилицыну и соборному старцу Тихону Ленкову, где государь просил отпустить к великокняжескому двору старца Кассиана Босого, которого он выбрал в крестные отцы для сына Ивана. 423 Речь идет о Нифонте Кормилицыне, постриженнике и игумене Иосифо-Волоколамского монастыря (1522–1543), известном писателе и книгописце. Во время его игуменства в монастыре находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В 1533 г. Нифонт сопровождал в Москву смертельно больного Василия III и постригал его в схиму. В 1543–1554 гг. Нифонт был архимандритом Ново-Спасского монастыря; на церковном соборе 1549 г. выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки; в 1550 г. принимал участие в Казанском походе. В 1554 г. Нифонт был поставлен епископом Крутицким и Сарским. Последние годы жизни провел в Иосифо-Волоколамском монастыре, скончался в 1561 г. Нифонт Кормилицын работал по составлению сводной Кормчей; он был автором послания Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого»; возможно, ему принадлежат два рассказа о походах на Казань в 1550 и 1552 гг.; не исключено, что он мог быть причастен к созданию Жития Иоанна, мученика казанского. Во время игуменства в Иосифо-Волоколамском монастыре Нифонт «стремился не просто увеличить библиотеку, но собрать и сохранить в монастыре репертуар литературы, представляющей интерес для образованного круга иосифлян». После смерти Нифонта его личная библиотека, видимо, согласно желанию владельца, попала в монастырь, откуда начиналась его церковная карьера. См. подробнее: Дмитриева Р.П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности//Книжные центры Древней Руси... – С. 5, 10–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. А. Зимин в своей монографии “Крупная феодальная вотчина” привел правильное прочтение вкладной записи Феодосия, но не отметил, что в научной литературе существует ошибочное мнение 8 . Мы считаем, что выводы А. А. Зимина убедительно подтверждает “Послание…” Иосифа Волоцкого Борису Кутузову, в котором упомянут вклад Феодосия иконами Андрея Рублева, стоившими двадцать рублей 9 . Анализ текстов описи 1545 г., “древнего” синодика и вкладных книг позволили нам сделать вывод, что в XVI в. в Иосифо-Волоколамском монастыре вклады иконами Андрея Рублева сделали только три лица: иконописец Феодосий (ок. 1503 г.) 10 , архимандрит Пафнутьева-Боровского монастыря Касьян (1526–1542 гг.) 11 и архимандрит Симонова монастыря Алексей Ступишин (1561 г.) 12 . Где приобрели иконы Андрея Рублева эти лица, нам неизвестно, однако необходимо отметить, что у каждого из них была тесная связь как с Иосифо-Волоколамским, так и с московским Симоновым монастырем. Иконописец Феодосий принимал участие в письме икон Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря совместно со своим отцом Дионисием и братом Владимиром. Он выполнил роспись этого собора в 1503–1504 гг. и неоднократно приезжал в монастырь, так как был духовным сыном преподобного Иосифа 13 . Дионисий в 1467 г. расписывал собор Пафнутьева монастыря совместно с симоновским старцем Митрофаном, что подтверждает его старые семейные связи с Симоновым монастырем 14 . Личность архимандрита Касьяна в настоящий момент интересует довольно широкий круг исследователей, так как он был связан с преподобным Иосифом Волоцким и свт. Макарием, митрополитом Московским. Проследить за судьбой этого человека чрезвычайно сложно. Почти все древние документы Пафнутьева-Боровского монастыря погибли в пожарах, и нет никаких сведений о том, кто возглавлял этот монастырь между 1488 и 1531 гг. 15 . В описи имущества Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. назван архимандрит Пафнутьева-Боровского монастыря Касьян, вложивший в монастырь четыре пядничные иконы, и архимандрит Симонова монастыря Касьян, давший Иосифову монастырю две книги 16 . В этой описи отмечено, что икону Мисаила Конина архимандриту Пафнутьева монастыря Касьяну дал архиепископ Новгородский Макарий, а в рукописи “Слова постнические Исаака Сирина” сохранились пометы о “замышлении” ее архимандритом симоновским Касьяном и о вкладе этой книги в Иосифов монастырь по архимандрите Касьяне владыкой Макарием 17 . Круг монашеских имен ограничен и устойчив. Возможно, что в первой половине XVI в. жили как архимандрит Касьян Пафнутьевский, так и архимандрит Касьян Симоновский. Однако мало вероятно, что оба они в период 1526–1542 гг. оказались на покое в Иосифо-Воло­коламском монастыре, и что каждому из них помог сделать вклад новгородский архиепископ свт. Макарий. Мы предполагаем, что в разных частях описи 1545 г. упомянуто одно лицо. К такому же выводу независимо от нас пришел архимандрит Макарий (Веретенников) 18 .

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010