Выставка, посвященная Иосифо-Волоцкому монастырю, откроется в Москве Москва, 8 декабря 2015 г. 11 декабря 2015 г. в 16:00 в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская д. 21) состоится открытие выставки «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», организованной в рамках социально значимого проекта «Иосиф Волоцкий и его обитель», сообщает Синодальный информационный отдел. Организаторы выставки: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центральный музей современной истории России, Благотворительный фонд Фридриха Липса, Дирекция международных программ, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь при участии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Российской государственной библиотеки. На выставке «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», которая продлится до 10 января 2015 года, представлены экспонаты из коллекции Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, художественные работы участников инновационного образовательного проекта Дирекции международных программ «Передвижная академия искусств», а также уникальные старинные иконы из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: икона «Иосиф Волоколамский» (первая половина XVI в.), Рама со сценами жития Иосифа Волоколамского (XVIII в.), икона «Вход в Иерусалим» (XVIII в.), а также уникальные печатные издания XV- XVI вв. из Российской государственной библиотеки. Специальный раздел выставки посвящен памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), благодаря усилиям которого Иосифо-Волоцкий монастырь был передан в 1989 года Церкви, стал восстанавливаться и возрождаться как монашеская обитель. Справка: Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 14 июня 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. |
Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Иосифо-Волоцкий монастырь (Волоцкий Успенский Иосифов ставропигиальный мужской монастырь) - расположен на берегу озёр в селе Теряево, к северо-востоку от города Волоколамск Московской области. Основан в уделе князя волоцкого Бориса Васильевича (у слияния рек Сестра и Струга) в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким и иноками Пафнутьев-Боровского монастыря, откуда были перенесены 3 иконы Андрея Рублёва. С 1507 года Иосифо-Волоцкий монастырь находился под покровительством великого князя московского Василия III Ивановича, затем Ивана IV Васильевича. К концу XV века монастырь стал одним из крупнейших, в нём подвизалось до 400 насельников. Среди постриженников Иосифо-Волоцкого монастыря - митрополит Московский Даниил (умер в 1547 году), казанские святители Гурий (Руготин) и Герман (Садырев-Полев), архиепископ Ростовский Вассиан (Санин; умер в 1515 году), епископ Тверской Акакий (умер в 1567 году) и другие архиереи, а также крёстный отец царя Ивана IV - старец Кассиан Босой. Иосифо-Волоцкий монастырь отличался строгим уставом, вёл большую просветительскую и благотворительную деятельность. Один из крупнейших центров русской книжности, известен богатейшей библиотекой и архивом (составлены Хронограф 1512 года, Волоколамский патерик, летописи и прочее). Книжное и рукописное собрание Иосифо-Волоцкого монастыря хранится в РГАДА (фонд 1192), ГИМе и РГБ. Как центр иосифлянства, Иосифо-Волоцкий монастырь играл важную роль в противостоянии нестяжателям, борьбе с ересями, был местом ссылки видных государственных деятелей и опальных иерархов Русской церкви. Преподобный Максим Грек и его сотрудники по ложному обвинению провели в заточении в обители 12 лет. В Иосифо-Волоцком монастыре были заключены низложенный царь Василий Иванович Шуйский, высланный из Москвы митрополит Даниил, М.С. Башкин, князь-инок Вассиан Косой (Патрикеев), польские (1612 год) и французские (1812 год) военнопленные. В Иосифо-Волоцком монастыре похоронены митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий, иконописец и собиратель книг Дионисий Звенигородский (умер в 1538 году), Г.Л. Скуратов-Бельский, князья Волоцкие, Шаховские, а также Безобразовы, Ржевские, Муравьёвы, Тютчевы, Кутузовы. |
15 ноября. Великий Князь и Государь Василий Иоаннович по пути в Москву останавливается в Иосифо-Волоцком монастыре . 1534 год. 26 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Бужарово Дмитровского уезда . 27 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на деревни Чеклево, Мамоново и Татариново в Сестринском стане Рузского уезда . 28 января. Жалованная, данная, тарханная, несудимая и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на дворовое место в г. Дмитрове . 28 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) и на монастырское пятно грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на села Покровское и Болобоново Рузского уезда и село Богородицкое Дмитровского уезда . 28 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Ивановское Рузского уезда . 28 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) и на монастырское пятно грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на села Спасское, Успенское и другие в разных станах Рузского уезда . Январь. Жалованная тарханная и несудимая грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на Волоцкие и Зубцовские вотчины . 11 мая. Жалованная тарханная и несудимая грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Турово с деревнями в Тверском и Клинском уездах . 1539 год. 2 февраля. Под давлением бояр Шуйских был насильственно и незаконно отстранен от митрополии Митрополит Московский и всея Руси Даниил и сослан в родной ему Иосифо-Волоцкий монастырь, настоятелем которого он был ранее. |
докл. М., 1999. С. 73-82; Баранов К. В., Жучкова И. Л., Шохин Л. И. Фонд Иосифо-Волоколамского мон-ря в РГАДА: Обзор док-тов фонда 1192. Оп. 1//Там же. С. 13-31; Дюдина Е. А., Суздальцева Т. В. Мат-лы к обзору документов по строительству Иосифо-Волоколамского мон-ря, собранные В. Н. Шумиловым//Там же. С. 48-53; Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999; Маштафаров А. В. Итоги и перспективы издания документов Иосифо-Волоколамского мон-ря до нач. XVII в.//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси». 1999. С. 54-59; Морозов Б. Н. Рукописи Иосифо-Волоколамского мон-ря в собрании ГЛМ//Там же. С. 67-69; Сметанина С. И. Хозяйственные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря в РГАДА//Там же. С. 31-48; Пигин А. В. Волоколамские произведения XVI в. о смерти//Дергачевские чтения - 2000: Рус. лит-ра: Нац. развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2001. Ч. 1. С. 167-171; он же. Прп. Иосиф Волоцкий и созданная им обитель/Сост.: Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева. М., 2001; он же. Видения потустороннего мира в рус. рукописной книжности. СПб., 2006; он же. О лит. контактах Иосифо-Волоколамского и Павлова Обнорского мон-рей в 1-й пол. XVI в.//ВЦИ. 2006. 1. С. 99-107; Ольшевская Л. А. Эсхатологическая тема в Волоколамском патерике//Филол. науки. 2003. 1. С. 37-44; Фонкич Б. Л. Греч. рукописи и документы в России в XIV-XVIII в. М., 2003. С. 85-88; Васильева Е. Обитель прп. Иосифа Волоцкого//ЖМП. 2006. 11. С. 15-29; Дайкстра Т. Иноческие имена в Московской Руси и проблемы идентификации их обладателей: (На мат-ле источников Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1479-1607)//Именослов: Историческая семантика имени/Сост.: Ф. Б. Успенский. М., 2007. Вып. 2. С. 238-298; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007; Баранов К. В. Переписка властей Иосифо-Волоцкого мон-ря с моск. подворьем в XVII в.//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. С. 368-369; Звягин В. Н., Березовский М. Е., Григорьева М. А. О результатах медико-криминалистического исслед. |
Близ Иосифо-Волоцкого монастыря - бывший скит (основан в 1855 году на месте первоначального поселения преподобного Иосифа; закрыт в 1920-х годах) с кирпичной церковью Всех Святых (1856-1860 годы), деревенским зданием богадельни (1903-1904 годы), кирпичной больницей (1900-е годы) и колодцем, вырытым преподобным Иосифом; церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово (1810-1825 годы, колокольня завершена в 1849 году; деревянная фигура Николы Можайского XVI-XVII веков, с которой с 1771 года устраивался крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь) на месте одноимённого монастыря, основанного Иосифом. Около 1920 года Иосифо-Волоцкий монастырь был закрыт и преобразован в Иосифовскую сельскохозяйственную трудовую коммуну (ликвидирована в 1922 году); на территории обители организованы школа-интернат, затем детский дом (закрыт в 1981 году), школа. В 1920-х - 1989 годах в Иосифо-Волоцком монастыре располагался Историко-бытовой и краеведческий музей. В 1929-1931 годах переплавлены все колокола. Монастырь сильно пострадал во время боёв в 1941 году. Реставрируется с 1956 года (Н.И. Иванов, Л.А. Белова). 15 мая 1989 Иосифо-Волоцкий монастырь передан РПЦ. С 29 декабря 1999 - ставропигиальный мужской монастырь. В селе Язвище (Волоколамский район, Московской области) Иосифо-Волоцкий монастырь имеет подворье с Свято-Троицкой церковью (1815-1820-е годы; трапезная - 1894 год). Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Происходил Иосиф из дворянской семьи, мужчины в которой находились на службе у удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого, родного брата великого великого князя Московского Ивана III. Отец Ивана Санина владел селом Язвищи, что рядом с Волоком Ламским. Ещё будучи совсем юным, Иван Санин первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все три его брата и отец. |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Иосифо-Волоцкий монастырь готовится к открытию первого в России Музея Библии 28.06.2012 В Иосифо-Волоцком монастыре идет подготовка к открытию первого в России Музея Библии . Подобные музеи есть во многих странах мира – в США их около десятка, несколько в Израиле, Германии, есть в Голландии, Венгрии, Латвии. Само место для российского Музея выбрано не случайно – Иосифо-Волоцкий монастырь всегда считался одним из центров книжной культуры. Иосифо-Волоцкий монастырь, что под Волоколамском, без малого пять веков как будто готовился к тому, чтобы дать кров музею главной книги всех христиан. С момента основания его настоятель преподобный Иосиф Волоцкий неизменно поощрял братию к чтению и всякому учению, на несколько столетий вперед сделав обитель центром знания и просвещения. «В нашем монастыре практически у каждого монаха, помимо его прочих обязанностей, было вот это послушание: переписывание книг, – рассказывает пресс-секретарь Иосифо-Волоцкого монастыря послушник Максим. – И здесь собиралась богатейшая библиотека, к середине XVI века, то есть к началу книгопечатания на Руси, была одной из самых богатейших рукописных библиотек на Руси». Наместником монастыря в 90-е годы ХХ века был Владыка Питирим – главный издатель Русской православной церкви своего времени. Российский Музей Библии – его идея, в основе – его же собрание – сотни изданий, собиравшихся в течение всей жизни. В экспозиции представлена знаменитая Острожская Библия 1681 года из личной коллекции Владыки Питирима. Рядом – редкое московское издание с картой центра города XVII века, такое редко встречается. Еще одну Библию нынешний наместник Иосифо-Волоцкого монастыря отец Сергий привез из Рима – специально для создаваемого музея. Прежде в России увидеть Библии из разных времен, разных стран, столь разных оформлений было просто негде. Сейчас в трех залах рождающегося музея – сотни уникальных книг. Ирина Поздеева – научный руководитель проекта – каждую лелеет как дитя. |
Как сказано в Летописи: « И того ради князь Иван Шуйской Митрополита свел, что без его велениа давали боярство и велел его сослати». 26 марта. Митрополит Московский и всея Руси Даниил в Иосифо-Волоцком монастыре под давлением бояр Шуйских написал грамоту об отречении от митрополии и от святительства. 21 сентября. Жалованная тарханная, несудимая, двусрочная, заповедная (от ездоков) и проезжая грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Фаустова гора с деревнями в Щепемском стане Зубцовского уезда . 1540 год. 23 июня. Жалованная несудимая грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Черленково с деревнями в Хованском стане Волоцкого уезда . 1542 год. 8–20 декабря. Паломническая поездка Великого Князя Иоанна Васильевича по святым монастырям в Боровске, Можайске и в Иосифо-Волоцкий монастырь. « Тоя же осени, Декабря 8, в пяток, выехал Князь Великий Иван Василъевич всея Русии помолитися в Боровеск и въ Можаеск и на Волок, а с ним брат его Князь Юрьи Васильевич да князь Володимер Андреевич и многие бояре; и на Москву приехал того же месяца 20, в среду» . 1542–1543 год. Игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря становится монах обители, будущий святитель Гурий (в миру – Руготин Григорий Григорьевич). В дальнейшем игумен Иосифо-Волоцкого монастыря Гурий будет в особой милости у Великого Князя и Царя Иоанна Васильевича . 1543 год. 9 июня. Жалованная тарханная, несудимая, двусрочная и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Гурию на села и деревни Волоцкого, Тверского, Рузского и Дмитровского уездов . 16 сентябрь – 1 ноября. Паломническая поездка Великого Князя Иоанна Васильевича с братом своим Юрием Васильевичем и с боярами в Троице-Сергиев монастырь, « А оттоле на Волок и в Можайск, а на Москву приехал ноября 1». Великий Князь участвует в Волоколамске в Царской охоте и ведет подготовку с верными людьми, дабы положить предел беззакониям бояр Шуйских. |
М., 1968. С. 331-382; Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Ужинно-умолотные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1590-1600 гг./Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1976. 3 вып.; То же: Книги денежных сборов и выплат Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1573-1595 гг. М.; Л., 1978. 2 вып.; То же: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря, 70-80-х гг. М.; Л., 1980. 2 вып.; То же: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря, 80-90-х гг. М.; Л., 1987. 2 вып.; КЦДР. Л., 1991. [Вып.]: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности; Das Speisungsbuch von Volokolamsk: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh./Hrsg. L. Steindorff et al. Köln; Weimar; W., 1998; Баранов К. В. Новые акты Иосифо-Волоколамского мон-ря кон. XV - нач. XVII в.//РД. 1998. Вып. 4. С. 22-35; Волоколамский патерик/Подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников//Древнерусские патерики. М., 1999. С. 81-106, 186-210; Народное движение в России в эпоху Смуты нач. XVII в.: Сб. док-тов. М., 2003; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.)/Подгот. текста, исслед.: Т. И. Шаблова. СПб., 2004; Описи ризницы, церк. имуществу, равно и всему монастырскому, с описанием бывших зданий, около 1760 г./Публ.: Л. И. Шохина//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 5-летию обретения св. мощей прп. Иосифа, 520-летию освящения первого монастырского каменного храма - Успенского собора - и 80-летию со дня рожд. митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима. М., 2008. С. 432-490; О принесении иконы пречистыя Богородицы Владимеръскыя и чюдо стого о диаке Петре/Публ.: В. А. Меняйло//Там же. С. 427-429. Лит.: Казанский П. С. Список книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 г.//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4. С. 1-16; Булгаков Н. А., свящ. Прп. Иосиф Волоколамский. СПб., 1865; Хрущов И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868; Жмакин В. И. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881; Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА, составленная иером. |
Иконы “Рублева письма” в Иосифо-Волоколамском монастыре Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Преподобный Иосиф Волоцкий может быть назван одним из первых собирателей сведений о жизни прославленного иконописца Андрея Рублева и его икон. Основатель Успенского Волоколамского монастыря в своем сочинении “Отвещание любозазорным…” 1 донес до нас драгоценные воспоминания старца Троице-Сергиева монастыря Спиридона о созерцательной жизни преподобного Андрея. Особое отношение преп. Иосифа Волоцкого к Рублеву, претворявшему в живописи заветы преподобного Сергия Радонежского, подтверждает послание старцев Иосифо-Волоколамского монастыря Ионе Голове, в котором упомянуто, что на место основания обители в 1479 г. преподобный Иосиф принес несколько книг и четыре иконы, три из которых были написаны Андреем Рублевым 2 . Следовательно, с этими иконами освящали место монастыря и его первую деревянную церковь во имя праздника Успения Богоматери. В Иосифо-Волоколамском монастыре по воле его первого игумена с момента освящения находились иконы Андрея Рублева, число которых в XVI в. возросло за счет вкладов. Научный интерес к иконам Андрея Рублева в Иосифо-Волоколамском монастыре проявился в середине прошлого века. Его пробудили публикации текстов произведений преп. Иосифа Волоцкого, послания волоцких старцев и описи имущества Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной в 1545 г. К этой теме обращались Д. А. Ровинский, В. Т. Георгиевский, А. П. Голубцов, В. Н. Лазарев 3 . Итоги исследований были подведены в статье 1958 г. Н. А. Казаковой “Сведения об иконах Андрея Рублева, находившихся в Иосифо-Волоколамском монастыре в XVI в.” 4 . Однако с некоторыми положениями этой статьи трудно согласиться, а ряд ее выводов представляется возможным уточнить и дополнить. Н. А. Казакова неправильно прочла текст о вкладе иконописца Феодосия в древнем синодике Иосифо-Волоколамского монастыря. Эта рукопись многократно дополнялась. На ее листе 72 об., разрывая вкладную запись Феодосия, было приписано поминание “Оладьи Ондреева сына Клементева”, которое сделано другим почерком 5 . Исследовательница сочла, что в синодике утрачен лист и что на листе 73 сохранился обрывок записи вклада представительницы какой-то знатной семьи, давшей монастырю иконы Андрея Рублева, оцененные в двадцать рублей. Подобное толкование текста приводит сразу к нескольким недоразумениям: а) вклад сына Дионисия сводится в этом случае только к работе над стенописью и к покупке деревни; б) пропадает название этой деревни, которое читается в рукописи через перенос — “Су/дниково” (лл. 72 об.–73); в) прочтение “дала”, а не “далъ” вызвало появление мифической женщины, вложившей в Иосифов монастырь иконы Андрея Рублева 6 . Легенда об этой даме была повторена в статье В. Д. Кузьминой, в первом издании научно-популярной книги В. Н. Сергеева и в ряде научно-популярных статей 7 . |
Арх.: РГАДА. Ф. 1192. Оп. 3. Ч. 3. Д. 56а, 49/1757 г., 49/1759 г., 77/1759 г., 53/1759 г., 13/1782 г., 16/1786 г., 13/1787 г., 15/1786 г., 16/1786 г., 18/1789 г., 11/1794 г.; Оп. 4. Д. 5/1853 г., 3/1855 г., 5/1856 г., 7а/1860 г., 10/1860 г., 2/1862 г., 3/1865 г., 5/1902 г., 2/1909 г. Д. 13-17, 51, 21, 23, 65; Ф. 280. Оп. 3. Д. 211; Оп. 5. Д. 165; Оп. 6. Д. 113, 893; Оп. 7. Д. 98; Оп. 8. Д. 165; Оп. 11. Д. 190; Оп. 1. Ч. 2. Д. 14528; Оп. 20. Д. 1308, 1431; РГИА. Ф. 798. Оп. 35. Д. 421; Ф. 796. Оп. 65. Д. 295; Ф. 796. Оп. 133. Д. 697; ГАРФ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 935. Лит.: Леонид (Краснопевков), еп. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря/Сообщ.: еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков)//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Отд. 5. С. 1-8; Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова Волоколамского второклассного мон-ря. М., 1887; Виноградов П. И., свящ. Летописи Волоколамского Иосифова мон-ря. М., 1898; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Торопов С. А., Щепетов К. Н. Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1946; Павличенков В. И. Высотные сооружения в рус. ансамбле кон. XVII в.: Дис. М., 1950; он же. Ансамбль Иосифова Волоколамского мон-ря//Архит. наследство. М., 1958. Вып. 10. С. 127-152; Воронин Н. Н., Сахарова И. Г. Новые мат-лы об архит. ансамбле Иосифова-Волоколамского мон-ря//Там же. 1956. Вып. 6. С. 107-131; Белова Л. А., Суханова Э. В. Трапезная палата и ц. Богоявления Иосифо-Волоколамского мон-ря//Мат-лы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1979; Архитектурный ансамбль Иосифо Волоколамского монастыря: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Мат-лы науч.-практ. конф. 30-31 окт. 1986 г. М., 1989; Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря//Там же. С. 11-15; Steindorff L., hrsg. Speisungsbuch von Volokolamsk - Кормовая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря. Köln; Weimar; W., 1998; Чижов В. Е. Чтения по истории для любознательных волоколамцев. М., 1998; Теряево//Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат./Ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1999. Вып. 1. С. 68-77; Егасова Н. А. Тринитарная идея в Успенском храме XV в. Иосифо-Волоколамского монастыря//Троицкие чт., 2003-2004 гг.: Мат-лы VII-VIII Троицких чт. Б. Вязёмы, 2004. С. 79-108; Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008; Чернов С. З. Некрополь Иосифо-Волоколамского монастыря в свете археол. исследований 2001 г.: Старый и новый приделы//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. 2008. С. 629-314. |
| |