Выставка, посвященная Иосифо-Волоцкому монастырю, откроется в Москве Москва, 8 декабря 2015 г. 11 декабря 2015 г. в 16:00 в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская д. 21) состоится открытие выставки «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», организованной в рамках социально значимого проекта «Иосиф Волоцкий и его обитель», сообщает Синодальный информационный отдел.      Организаторы выставки: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центральный музей современной истории России, Благотворительный фонд Фридриха Липса, Дирекция международных программ, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь при участии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Российской государственной библиотеки. На выставке «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», которая продлится до 10 января 2015 года, представлены экспонаты из коллекции Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, художественные работы участников инновационного образовательного проекта Дирекции международных программ «Передвижная академия искусств», а также уникальные старинные иконы из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: икона «Иосиф Волоколамский» (первая половина XVI в.), Рама со сценами жития Иосифа Волоколамского (XVIII в.), икона «Вход в Иерусалим» (XVIII в.), а также уникальные печатные издания XV- XVI вв. из Российской государственной библиотеки. Специальный раздел выставки посвящен памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), благодаря усилиям которого Иосифо-Волоцкий монастырь был передан в 1989 года Церкви, стал восстанавливаться и возрождаться как монашеская обитель. Справка: Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 14 июня 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека.

http://pravoslavie.ru/88556.html

Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Иосифо-Волоцкий монастырь (Во­лоц­кий Ус­пен­ский Ио­си­фов став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь) - расположен на берегу озёр в селе Теряево, к северо-востоку от города Волоколамск Московской области. Ос­но­ван в уде­ле князя во­лоц­ко­го Бо­ри­са Ва­силь­е­ви­ча (у слия­ния рек Се­ст­ра и Стру­га) в 1479 году преподобным Ио­си­фом Во­лоц­ким и ино­ка­ми Паф­нуть­ев-Бо­ров­ско­го монастыря, от­ку­да бы­ли пе­ре­не­се­ны 3 ико­ны Ан­д­рея Руб­лё­ва. С 1507 года Иосифо-Волоцкий монастырь на­хо­дил­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом великого князя мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча, за­тем Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча. К концу XV века мо­на­стырь стал од­ним из круп­ней­ших, в нём под­ви­за­лось до 400 на­сель­ни­ков. Сре­ди по­стри­жен­ни­ков Иосифо-Волоцкого монастыря - митрополит Мо­с­ков­ский Да­ни­ил (умер в 1547 году), ка­зан­ские свя­ти­те­ли Гу­рий (Ру­го­тин) и Гер­ман (Са­ды­рев-По­лев), ар­хи­епископ Рос­тов­ский Вас­си­ан (Са­нин; умер в 1515 году), епископ Твер­ской Ака­кий (умер в 1567 году) и другие ар­хие­реи, а так­же крё­ст­ный отец ца­ря Ива­на IV - ста­рец Кас­си­ан Бо­сой. Иосифо-Волоцкий монастырь от­ли­чал­ся стро­гим ус­та­вом, вёл боль­шую про­све­ти­тель­скую и бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность. Один из круп­ней­ших цен­тров русской книж­но­сти, из­вес­тен бо­га­тей­шей биб­лио­те­кой и ар­хи­вом (со­став­ле­ны Хро­но­граф 1512 года, Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик, ле­то­пи­си и прочее). Книж­ное и ру­ко­пис­ное со­б­ра­ние Иосифо-Волоцкого монастыря хра­нит­ся в РГАДА (фонд 1192), ГИМе и РГБ. Как центр ио­сиф­лян­ст­ва, Иосифо-Волоцкий монастырь иг­рал важ­ную роль в про­ти­во­стоя­нии не­стя­жа­те­лям, борь­бе с ере­ся­ми, был ме­стом ссыл­ки вид­ных государственных дея­те­лей и опаль­ных ие­рар­хов Русской церк­ви. Преподобный Мак­сим Грек и его со­труд­ни­ки по лож­но­му об­ви­не­нию про­ве­ли в за­то­че­нии в оби­те­ли 12 лет. В Иосифо-Волоцком монастыре бы­ли за­клю­че­ны низ­ло­жен­ный царь Ва­си­лий Ива­но­вич Шуй­ский, вы­слан­ный из Мо­ск­вы митрополит Да­ни­ил, М.С. Баш­кин, князь-инок Вас­си­ан Ко­сой (Пат­ри­ке­ев), поль­ские (1612 год) и фран­цуз­ские (1812 год) во­ен­но­плен­ные. В Иосифо-Волоцком монастыре по­хо­ро­не­ны митрополит Мо­сков­ский Да­ни­ил, ар­хи­епископ Нов­го­род­ский Фео­до­сий, ико­но­пи­сец и со­би­ра­тель книг Дио­ни­сий Зве­ни­го­род­ский (умер в 1538 году), Г.Л. Ску­ра­тов-Бель­ский, кня­зья Во­лоц­кие, Ша­хов­ские, а так­же Без­обра­зо­вы, Ржев­ские, Му­равь­ё­вы, Тют­че­вы, Ку­ту­зо­вы.

http://sobory.ru/article/?object=00394

15 ноября. Великий Князь и Государь Василий Иоаннович по пути в Москву останавливается в Иосифо-Волоцком монастыре . 1534 год. 26 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Бужарово Дмитровского уезда . 27 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на деревни Чеклево, Мамоново и Татариново в Сестринском стане Рузского уезда . 28 января. Жалованная, данная, тарханная, несудимая и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на дворовое место в г. Дмитрове . 28 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) и на монастырское пятно грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на села Покровское и Болобоново Рузского уезда и село Богородицкое Дмитровского уезда . 28 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Ивановское Рузского уезда . 28 января. Жалованная тарханно-оброчная, несудимая и заповедная (от ездоков) и на монастырское пятно грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на села Спасское, Успенское и другие в разных станах Рузского уезда . Январь. Жалованная тарханная и несудимая грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на Волоцкие и Зубцовские вотчины . 11 мая. Жалованная тарханная и несудимая грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Турово с деревнями в Тверском и Клинском уездах . 1539 год. 2 февраля. Под давлением бояр Шуйских был насильственно и незаконно отстранен от митрополии Митрополит Московский и всея Руси Даниил и сослан в родной ему Иосифо-Волоцкий монастырь, настоятелем которого он был ранее.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

докл. М., 1999. С. 73-82; Баранов К. В., Жучкова И. Л., Шохин Л. И. Фонд Иосифо-Волоколамского мон-ря в РГАДА: Обзор док-тов фонда 1192. Оп. 1//Там же. С. 13-31; Дюдина Е. А., Суздальцева Т. В. Мат-лы к обзору документов по строительству Иосифо-Волоколамского мон-ря, собранные В. Н. Шумиловым//Там же. С. 48-53; Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999; Маштафаров А. В. Итоги и перспективы издания документов Иосифо-Волоколамского мон-ря до нач. XVII в.//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси». 1999. С. 54-59; Морозов Б. Н. Рукописи Иосифо-Волоколамского мон-ря в собрании ГЛМ//Там же. С. 67-69; Сметанина С. И. Хозяйственные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря в РГАДА//Там же. С. 31-48; Пигин А. В. Волоколамские произведения XVI в. о смерти//Дергачевские чтения - 2000: Рус. лит-ра: Нац. развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2001. Ч. 1. С. 167-171; он же. Прп. Иосиф Волоцкий и созданная им обитель/Сост.: Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева. М., 2001; он же. Видения потустороннего мира в рус. рукописной книжности. СПб., 2006; он же. О лит. контактах Иосифо-Волоколамского и Павлова Обнорского мон-рей в 1-й пол. XVI в.//ВЦИ. 2006. 1. С. 99-107; Ольшевская Л. А. Эсхатологическая тема в Волоколамском патерике//Филол. науки. 2003. 1. С. 37-44; Фонкич Б. Л. Греч. рукописи и документы в России в XIV-XVIII в. М., 2003. С. 85-88; Васильева Е. Обитель прп. Иосифа Волоцкого//ЖМП. 2006. 11. С. 15-29; Дайкстра Т. Иноческие имена в Московской Руси и проблемы идентификации их обладателей: (На мат-ле источников Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1479-1607)//Именослов: Историческая семантика имени/Сост.: Ф. Б. Успенский. М., 2007. Вып. 2. С. 238-298; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007; Баранов К. В. Переписка властей Иосифо-Волоцкого мон-ря с моск. подворьем в XVII в.//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. С. 368-369; Звягин В. Н., Березовский М. Е., Григорьева М. А. О результатах медико-криминалистического исслед.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Близ Иосифо-Волоцкого монастыря - бывший скит (ос­но­ван в 1855 году на мес­те пер­во­на­чаль­но­го по­се­ле­ния преподобного Ио­си­фа; за­крыт в 1920-х годах) с кир­пич­ной церковью Всех Свя­тых (1856-1860 годы), де­ревенским зда­ни­ем бо­га­дель­ни (1903-1904 годы), кир­пич­ной боль­ни­цей (1900-е годы) и ко­лод­цем, вы­ры­тым преподобным Ио­си­фом; церковь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в селе Спи­ро­во (1810-1825 годы, ко­ло­коль­ня за­вер­ше­на в 1849 году; де­ревянная фи­гу­ра Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го XVI-XVII веков, с ко­то­рой с 1771 года уст­раи­вал­ся кре­ст­ный ход из Во­ло­ко­лам­ска в Иосифо-Волоцкий монастырь) на мес­те од­но­имённого мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го Ио­си­фом. Около 1920 года Иосифо-Волоцкий монастырь был за­крыт и пре­об­ра­зо­ван в Ио­си­фов­скую сельскохозяйственную тру­до­вую ком­му­ну (лик­ви­ди­ро­ва­на в 1922 году); на тер­ри­то­рии оби­те­ли ор­га­ни­зо­ва­ны шко­ла-ин­тер­нат, за­тем дет­ский дом (за­крыт в 1981 году), шко­ла. В 1920-х - 1989 годах в Иосифо-Волоцком монастыре рас­по­ла­гал­ся Ис­то­ри­ко-бы­то­вой и крае­ведческий му­зей. В 1929-1931 годах пе­ре­плав­ле­ны все ко­ло­ко­ла. Мо­на­стырь силь­но по­стра­дал во вре­мя бо­ёв в 1941 году. Рес­тав­ри­ру­ет­ся с 1956 года (Н.И. Ива­нов, Л.А. Бе­ло­ва). 15 мая 1989 Иосифо-Волоцкий монастырь пе­ре­дан РПЦ. С 29 декабря 1999 - став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь. В селе Яз­ви­ще (Во­ло­ко­лам­ский район, Московской области) Иосифо-Волоцкий монастырь име­ет под­во­рье с Свя­то-Тро­иц­кой церковью (1815-1820-е годы; тра­пез­ная - 1894 год). Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Происходил Иосиф из дворянской семьи, мужчины в которой находились на службе у удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого, родного брата великого великого князя Московского Ивана III. Отец Ивана Санина владел селом Язвищи, что рядом с Волоком Ламским. Ещё будучи совсем юным, Иван Санин первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все три его брата и отец.

http://sobory.ru/article/?object=00394

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Иосифо-Волоцкий монастырь готовится к открытию первого в России Музея Библии 28.06.2012 В Иосифо-Волоцком монастыре идет подготовка к открытию первого в России Музея Библии . Подобные музеи есть во многих странах мира – в США их около десятка, несколько в Израиле, Германии, есть в Голландии, Венгрии, Латвии. Само место для российского Музея выбрано не случайно – Иосифо-Волоцкий монастырь всегда считался одним из центров книжной культуры. Иосифо-Волоцкий монастырь, что под Волоколамском, без малого пять веков как будто готовился к тому, чтобы дать кров музею главной книги всех христиан. С момента основания его настоятель преподобный Иосиф Волоцкий неизменно поощрял братию к чтению и всякому учению, на несколько столетий вперед сделав обитель центром знания и просвещения. «В нашем монастыре практически у каждого монаха, помимо его прочих обязанностей, было вот это послушание: переписывание книг, – рассказывает пресс-секретарь Иосифо-Волоцкого монастыря послушник Максим. – И здесь собиралась богатейшая библиотека, к середине XVI века, то есть к началу книгопечатания на Руси, была одной из самых богатейших рукописных библиотек на Руси». Наместником монастыря в 90-е годы ХХ века был Владыка Питирим – главный издатель Русской православной церкви своего времени. Российский Музей Библии – его идея, в основе – его же собрание – сотни изданий, собиравшихся в течение всей жизни. В экспозиции представлена знаменитая Острожская Библия 1681 года из личной коллекции Владыки Питирима. Рядом – редкое московское издание с картой центра города XVII века, такое редко встречается. Еще одну Библию нынешний наместник Иосифо-Волоцкого монастыря отец Сергий привез из Рима – специально для создаваемого музея. Прежде в России увидеть Библии из разных времен, разных стран, столь разных оформлений было просто негде. Сейчас в трех залах рождающегося музея – сотни уникальных книг. Ирина Поздеева – научный руководитель проекта – каждую лелеет как дитя.

http://drevo-info.ru/news/13283.html

Как сказано в Летописи: « И того ради князь Иван Шуйской Митрополита свел, что без его велениа давали боярство и велел его сослати». 26 марта. Митрополит Московский и всея Руси Даниил в Иосифо-Волоцком монастыре под давлением бояр Шуйских написал грамоту об отречении от митрополии и от святительства. 21 сентября. Жалованная тарханная, несудимая, двусрочная, заповедная (от ездоков) и проезжая грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Фаустова гора с деревнями в Щепемском стане Зубцовского уезда . 1540 год. 23 июня. Жалованная несудимая грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту на село Черленково с деревнями в Хованском стане Волоцкого уезда . 1542 год. 8–20 декабря. Паломническая поездка Великого Князя Иоанна Васильевича по святым монастырям в Боровске, Можайске и в Иосифо-Волоцкий монастырь. « Тоя же осени, Декабря 8, в пяток, выехал Князь Великий Иван Василъевич всея Русии помолитися в Боровеск и въ Можаеск и на Волок, а с ним брат его Князь Юрьи Васильевич да князь Володимер Андреевич и многие бояре; и на Москву приехал того же месяца 20, в среду» . 1542–1543 год. Игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря становится монах обители, будущий святитель Гурий (в миру – Руготин Григорий Григорьевич). В дальнейшем игумен Иосифо-Волоцкого монастыря Гурий будет в особой милости у Великого Князя и Царя Иоанна Васильевича . 1543 год. 9 июня. Жалованная тарханная, несудимая, двусрочная и заповедная (от ездоков) грамота Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Гурию на села и деревни Волоцкого, Тверского, Рузского и Дмитровского уездов . 16 сентябрь – 1 ноября. Паломническая поездка Великого Князя Иоанна Васильевича с братом своим Юрием Васильевичем и с боярами в Троице-Сергиев монастырь, « А оттоле на Волок и в Можайск, а на Москву приехал ноября 1». Великий Князь участвует в Волоколамске в Царской охоте и ведет подготовку с верными людьми, дабы положить предел беззакониям бояр Шуйских.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

М., 1968. С. 331-382; Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Ужинно-умолотные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1590-1600 гг./Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1976. 3 вып.; То же: Книги денежных сборов и выплат Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1573-1595 гг. М.; Л., 1978. 2 вып.; То же: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря, 70-80-х гг. М.; Л., 1980. 2 вып.; То же: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря, 80-90-х гг. М.; Л., 1987. 2 вып.; КЦДР. Л., 1991. [Вып.]: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности; Das Speisungsbuch von Volokolamsk: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh./Hrsg. L. Steindorff et al. Köln; Weimar; W., 1998; Баранов К. В. Новые акты Иосифо-Волоколамского мон-ря кон. XV - нач. XVII в.//РД. 1998. Вып. 4. С. 22-35; Волоколамский патерик/Подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников//Древнерусские патерики. М., 1999. С. 81-106, 186-210; Народное движение в России в эпоху Смуты нач. XVII в.: Сб. док-тов. М., 2003; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.)/Подгот. текста, исслед.: Т. И. Шаблова. СПб., 2004; Описи ризницы, церк. имуществу, равно и всему монастырскому, с описанием бывших зданий, около 1760 г./Публ.: Л. И. Шохина//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 5-летию обретения св. мощей прп. Иосифа, 520-летию освящения первого монастырского каменного храма - Успенского собора - и 80-летию со дня рожд. митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима. М., 2008. С. 432-490; О принесении иконы пречистыя Богородицы Владимеръскыя и чюдо стого о диаке Петре/Публ.: В. А. Меняйло//Там же. С. 427-429. Лит.: Казанский П. С. Список книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 г.//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4. С. 1-16; Булгаков Н. А., свящ. Прп. Иосиф Волоколамский. СПб., 1865; Хрущов И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868; Жмакин В. И. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881; Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА, составленная иером.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Иконы “Рублева письма” в Иосифо-Волоколамском монастыре Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Преподобный Иосиф Волоцкий может быть назван одним из первых собирателей сведений о жизни прославленного иконописца Андрея Рублева и его икон. Основатель Успенского Волоколамского монастыря в своем сочинении “Отвещание любозазорным…” 1 донес до нас драгоценные воспоминания старца Троице-Сергиева монастыря Спиридона о созерцательной жизни преподобного Андрея. Особое отношение преп. Иосифа Волоцкого к Рублеву, претворявшему в живописи заветы преподобного Сергия Радонежского, подтверждает послание старцев Иосифо-Волоколамского монастыря Ионе Голове, в котором упомянуто, что на место основания обители в 1479 г. преподобный Иосиф принес несколько книг и четыре иконы, три из которых были написаны Андреем Рублевым 2 . Следовательно, с этими иконами освящали место монастыря и его первую деревянную церковь во имя праздника Успения Богоматери. В Иосифо-Волоколамском монастыре по воле его первого игумена с момента освящения находились иконы Андрея Рублева, число которых в XVI в. возросло за счет вкладов. Научный интерес к иконам Андрея Рублева в Иосифо-Волоколамском монастыре проявился в середине прошлого века. Его пробудили публикации текстов произведений преп. Иосифа Волоцкого, послания волоцких старцев и описи имущества Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной в 1545 г. К этой теме обращались Д. А. Ровинский, В. Т. Георгиевский, А. П. Голубцов, В. Н. Лазарев 3 . Итоги исследований были подведены в статье 1958 г. Н. А. Казаковой “Сведения об иконах Андрея Рублева, находившихся в Иосифо-Волоко­ламском монастыре в XVI в.” 4 . Однако с некоторыми положениями этой статьи трудно согласиться, а ряд ее выводов представляется возможным уточнить и дополнить. Н. А. Казакова неправильно прочла текст о вкладе иконописца Феодосия в древнем синодике Иосифо-Волоколамского монастыря. Эта рукопись многократно дополнялась. На ее листе 72 об., разрывая вкладную запись Феодосия, было приписано поминание “Оладьи Ондреева сына Клементева”, которое сделано другим почерком 5 . Исследовательница сочла, что в синодике утрачен лист и что на листе 73 сохранился обрывок записи вклада представительницы какой-то знатной семьи, давшей монастырю иконы Андрея Рублева, оцененные в двадцать рублей. Подобное толкование текста приводит сразу к нескольким недоразумениям: а) вклад сына Дионисия сводится в этом случае только к работе над стенописью и к покупке деревни; б) пропадает название этой деревни, которое читается в рукописи через перенос — “Су/дниково” (лл. 72 об.–73); в) прочтение “дала”, а не “далъ” вызвало появление мифической женщины, вложившей в Иосифов монастырь иконы Андрея Рублева 6 . Легенда об этой даме была повторена в статье В. Д. Кузьминой, в первом издании научно-популярной книги В. Н. Сергеева и в ряде научно-популярных статей 7 .

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

Арх.: РГАДА. Ф. 1192. Оп. 3. Ч. 3. Д. 56а, 49/1757 г., 49/1759 г., 77/1759 г., 53/1759 г., 13/1782 г., 16/1786 г., 13/1787 г., 15/1786 г., 16/1786 г., 18/1789 г., 11/1794 г.; Оп. 4. Д. 5/1853 г., 3/1855 г., 5/1856 г., 7а/1860 г., 10/1860 г., 2/1862 г., 3/1865 г., 5/1902 г., 2/1909 г. Д. 13-17, 51, 21, 23, 65; Ф. 280. Оп. 3. Д. 211; Оп. 5. Д. 165; Оп. 6. Д. 113, 893; Оп. 7. Д. 98; Оп. 8. Д. 165; Оп. 11. Д. 190; Оп. 1. Ч. 2. Д. 14528; Оп. 20. Д. 1308, 1431; РГИА. Ф. 798. Оп. 35. Д. 421; Ф. 796. Оп. 65. Д. 295; Ф. 796. Оп. 133. Д. 697; ГАРФ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 935. Лит.: Леонид (Краснопевков), еп. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря/Сообщ.: еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков)//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Отд. 5. С. 1-8; Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова Волоколамского второклассного мон-ря. М., 1887; Виноградов П. И., свящ. Летописи Волоколамского Иосифова мон-ря. М., 1898; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Торопов С. А., Щепетов К. Н. Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1946; Павличенков В. И. Высотные сооружения в рус. ансамбле кон. XVII в.: Дис. М., 1950; он же. Ансамбль Иосифова Волоколамского мон-ря//Архит. наследство. М., 1958. Вып. 10. С. 127-152; Воронин Н. Н., Сахарова И. Г. Новые мат-лы об архит. ансамбле Иосифова-Волоколамского мон-ря//Там же. 1956. Вып. 6. С. 107-131; Белова Л. А., Суханова Э. В. Трапезная палата и ц. Богоявления Иосифо-Волоколамского мон-ря//Мат-лы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1979; Архитектурный ансамбль Иосифо Волоколамского монастыря: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Мат-лы науч.-практ. конф. 30-31 окт. 1986 г. М., 1989; Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря//Там же. С. 11-15; Steindorff L., hrsg. Speisungsbuch von Volokolamsk - Кормовая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря. Köln; Weimar; W., 1998; Чижов В. Е. Чтения по истории для любознательных волоколамцев. М., 1998; Теряево//Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат./Ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1999. Вып. 1. С. 68-77; Егасова Н. А. Тринитарная идея в Успенском храме XV в. Иосифо-Волоколамского монастыря//Троицкие чт., 2003-2004 гг.: Мат-лы VII-VIII Троицких чт. Б. Вязёмы, 2004. С. 79-108; Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008; Чернов С. З. Некрополь Иосифо-Волоколамского монастыря в свете археол. исследований 2001 г.: Старый и новый приделы//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. 2008. С. 629-314.

http://pravenc.ru/text/673721.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010