В 2017 году в программу было включено уже 57 объектов. Среди них памятники церковного зодчества на Крутицком патриаршем подворье, в Иосифо-Волоцком монастыре и многих других любимых православным народом святых обителях. Мы располагаем обширным списком соответствующих заявок от монастырей и приходов, подкрепленных технической документацией, по которым патриарх расставляет приоритеты и определяет, сколько и куда будет направлено средств по целевой программе. Остальными техническими вопросами занимается Министерство культуры, так как деньги поступают из федерального бюджета. – Реставрация памятников – это длительный процесс, куда входит проектирование с историко-архивными изысканиями и археологическими работами, собственно сама реставрация и последующая эксплуатация в новых условиях. Какова роль Финансово-хозяйственного управления на каждом из описанных этапов? – Прежде всего в сложившихся условиях мы вынуждены контролировать работу подрядчиков, у которых, скажем прямо, чаще всего один интерес – освоить деньги и получить прибыль. Мы должны выявлять случаи халатного отношения к своим обязательствам. Например, известны факты, когда подрядчик выбирал наиболее выгодный для себя тип работ, хотя в конечном итоге для всего процесса реставрации это оказывалось совсем не эффективным. Если цель подрядчика – прибыль, то у нас задача иная – строить, реставрировать и восстанавливать храмы и монастыри. – Как обстоят дела в таком важном аспекте, как коммуникация? К вам трудно попасть на прием? – Что касается обсуждения насущных вопросов по восстановлению и строительству обителей и храмов, то мы всегда открыты для диалога. Люди приезжают к нам, в ФХУ, в свою очередь, и мы (я и мои сотрудники) всегда стараемся встретиться и услышать каждого посетителя. У нас небольшой штат, но мы готовы к взаимодействию. Ответственность игуменов – Владыка, в завершение беседы позвольте попросить вас дать практические рекомендации игуменам и игумениям монастырей по организации реставрационных работ в обителях и сохранению архитектурного наследия.

http://pravoslavie.ru/110369.html

 Бывая в различных учебных заведениях, и проходя там по длинным коридорам, он не только всегда отвечал на приветствия, но и здоровался первым. Идет, бывало, очень заметный в своей рясе, у окна — стайка студентов. «Здравствуйте, ребята», — улыбается он. Студентам это было в диковинку, но относились к нему с симпатией. Были у него связи с одной японской организацией. Переписка велась по–русски, но в японских этикетных традициях. Ему заботливо желали «беречь себя от простуды суровой русской зимой», а он, в ответ — «насладиться цветением дивной сакуры». Из европейских стран Владыка чаще всего посещал Италию и Германию, из славянских — Болгарию. Вспоминается картинка середины 90–х гг. — во дворе Брюсовского храма какой–то импульсивный итальянец бросается ему чуть не на шею и на ломаном русском кричит, что в Италии его всегда любят и ждут. В разных странах у него были старые друзья из русских эмигрантов первой волны, им тоже посылались поздравления с праздниками, слова утешения по поводу кончины близких и т. д. Много ездя, широко распространенного преклонения перед Европой Владыка не разделял ни в коей мере и европейской культурой не обольщался, хотя повидал ее во всем многообразии. Американскую культуру вообще воспринимал не совсем всерьез. Но и категорического отрицания ни той, ни другой не допускал, всегда старался познакомиться с обычаями любой страны на предмет извлечения полезного опыта. Любил повторять слова Достоевского, что русский человек — это всечеловек. Но вообще международная сфера, занимавшая в его жизни существенное место, нам не принадлежала — в основном этим занималась Т.А. Волгина, нередко ездившая с ним. В последнее же время он часто ездил один или брал с собой кого–нибудь из иподьяконов. Расспросов, «где был и что видел», Владыка не выносил, то немногое, что рассказывал сам, мы записали. Однако очень часто из зарубежных поездок привозил «своим» подарки: иконочки, сувениры, безделушки, а иногда и что–то «полезное» — зонтики, сумочки, кошелечки. Будучи игуменом–наместником Иосифо–Волоцкого монастыря, Владыка и сам в своей деятельности был проникнут духом иосифлянства, но не в том сниженном и тенденциозном смысле, в каком его часто понимает интеллигенция.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Мы также надеемся на дальнейшее развитие контактов с Христианской общественной ассоциацией в Варшаве (Польша). Церковно-общественная деятельность Издательского отдела Издательский отдел вносит свой вклад в важнейшее на сегодняшний день дело – определение достойного места Церкви как института и отдельных верующих в современном обществе. Одним из важнейших событий текущего года стало возрождение ставропигиального Иосифо-Волоцкого монастыря. Мы ищем современную модель возрождения духовного и экономического многовекового уставного служения Церкви миру через сотрудничество с общественными кругами в нашей стране и за рубежом. 14 января 1988 года в Москве учрежден Международный фонд «За выживание и развитие человечества» – уникальная по своему характеру и масштабу неправительственная, некоммерческая организация, основным направлением деятельности которой является осуществление новаторских проектов по основным глобальным проблемам. Особое внимание уделяется этическим проблемам, охране окружающей среды, развитию международного сотрудничества в области религии, здравоохранения, образования и культуры. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, будучи членом инициативной группы, вошел в Совет директоров этого фонда и избран вице-президентом Международного фонда и президентом его Советского отделения. В рамках фонда подготовлен проект исследования актуальных проблем гуманитарной этики, который ставит целью разработку фундаментальных гуманистических принципов этики, основанных на различных религиозных, культурных, мировоззренческих традициях и долженствующих стать эффективным импульсом к созданию общечеловеческой концепции выживания перед лицом угрозы нравственных, экологических, социальных, экономических и политических кризисов. В настоящее время фонд занимается подготовкой крупного Международного форума по экологии и развитию за выживание человечества, который предполагается провести в январе 1990 года в Москве. Издательский отдел является учредителем центра делового сотрудничества с зарубежными странами по созданию международного экологического фонда резерва озона, цель которого – предотвращение тяжелых последствий экологической катастрофы в стратосфере и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

621 ...у своего сына, князя Владимера... – Речь идет о князе Владимире, сыне Богдана Федоровича Путивльского, который вместе с отцом в качестве «почетных пленников» в 1500 г. приезжает в Москву; с 1527 г. живет в Литве; в 1540 г. вместе с сыном Богданом возвращается на Русь. 622 ...великого князя Ивана Васильевича... посланиемъ воеводы с войском взяли град Путивль... – В конце XV в. территория Московского государства расширилась за счет присоединения мелких княжеств, расположенных в устье рек Оки и Вязьмы, и приблизилась к границам Великого княжества Литовского. В начале 1500 г. из состава Литвы вместе с «отчинами» и «волостями» вышли князья Василий Иванович Шемячич Новгород-Северский, Семен Иванович Стародубский, Семен Иванович Вельский. Иван III, нарушив договор, принял их «в службу» и объявил войну Литве, обвинив ее в гонениях на православных. В августе 1500 г. московские войска под командованием казанского царевича Магмет-Аминя и воеводы Якова Захарьевича Кошкина заняли города Мценск, Мосальск, Серпейск, Брянск. По сообщению Разрядной книги 1475–1605 гг., «тими походы государевы воеводы Путивль взяли августа в 6 день». Развернувшиеся в 1500–1503 гг. боевые действия окончились поражением литовских войск. В результате договора о перемирии к Московскому государству отошли земли Чернигово-Стародубского княжества. 623 ...у Юрья Ивановича Замятнина жилъ сей Феодоръ... – Юрий Иванович Замятнин (ум. в 1521 г.), у которого в 1500–1509 гг. жил Федор, позднее – волоцкий монах Фотий, был заметной фигурой в политической жизни Руси первой четверти XVI в. Первое известие о нем относится к 1495 г., когда «постельник Юшко Замятнин» ездил в Новгород в составе свиты Ивана III. Возможно, он принимал участие в походе 1500 г. на Путивль. В 1512 г. Ю. И. Замятнин «стоял на Туле... для крымского царя приходу»; в 1513 г. участвовал в походе на Смоленск; в 1514 г. ходил «в Литовскую землю» в составе войск В. Шуйского; в 1515 г. совершил поход из Пскова «в немцы»; в 1517–1519 гг. вел боевые действия против Литвы, «воевал» Могилев и Полоцк. Воевода Ю. И. Замятнин пользовался расположением великого князя Ивана III, который в 1517 г. вызывал его из Великих Лук в Москву на совет. Юрий Замятнин был тесно связан с Иосифо-Волоколамским монастырем, куда часто посылал старцу Фотию «милостыню и грамоты».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в несоответствии провозглашаемых идеалов и собственной жизненной практики, в несоблюдении аскетических норм, в непоследовательности нестяжательского учения, к-рая выразилась, в частности, в том, что В. не распространял свои обличения «многостяжания» на светских землевладельцев и вел. князя (несмотря на то что в вотчинах светских владельцев положение крестьян было значительно более тяжелым, чем на монастырских землях). Соч. и ист.: Сб. РИО. СПб., 1882. Т. 35 (по указ.); Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1955; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Л., 1960; Зимин А. А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского мон-ря с Василием III//Лингвистическое источниковедение. М., 1963. С. 131-135; он же. Выпись о 2-м браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: (Очерки соц.-полит. истории). М., 1982; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот. Н. Н. Покровский; Под ред. С. О. Шмидта. М., 1971; Анхимюк Ю. В. Слово на «Списание Иосифа» - памятник раннего нестяжательства//Зап. ОР ГБЛ. 1990. Вып. 49. С. 115-146. Лит.: Павлов А. С. О Кормчей князя-инока Вассиана Патрикеева//ПС. 1863. Ч. 3. С. 93-112; Макарий. История РЦ. Кн. 4. 2 ч. (по указ.); Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. М.; Л., 1952-19542: В 2 кн.; Базилевич К. В. Внешняя политика Рус. централизованного гос-ва, 2-я пол. XV в. М., 1952; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М., 1948-1951. 2 ч.; Каштанов С. М. Соц.-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977; она же. Типы мон-рей и рус. аскетический идеал (XV-XVI вв.)//Монашество и мон-ри в России, IX-XX вв.: Ист. очерки/Отв. ред. Н. В. Синицына. М., 2002. С. 116-149; Казакова Н. А. Когда началась полемика нестяжателей с иосифлянами//Из истории феодальной России: Сб. ст. Л., 1978. С. 111-115; Мазуринская Кормчая: Памятник межслав. культурных связей: Исслед. Тексты. М., 2002; Плигузов А.

http://pravenc.ru/text/149879.html

Затем начались споры по поводу того, должно ли все имущество монастыря остаться в его ведении. Обсуждение проходило бурно. Избранный товарищем председателя собрания Бакшеев как будто в запале сказал представителям советской власти: «Нас 600 человек, а когда нужно - будет собрано до 60 тысяч» . Эту фразу большевики восприняли как угрозу, хотя на самом деле, как позднее выяснилось, смысл ее был иной: «Для принятия монастыря пока достаточно и 6 человек, а в случае надобности Бакшеев сказал что, может быть, тогда соберутся и 60000 человек» . В результате собрание постановило образовать религиозную общину монастыря и взять все его имущество в пользование общине с принятием по описи всех богослужебных предметов . Местная советская власть посчитала собрание контрреволюционным. Начались дознания и допросы. Одним из первых по делу был допрошен 65-летний настоятель монастыря архимандрит Иннокентий. Ранее он служил протоиереем, потом овдовел, принял монашество, с 1916 г. был в Саввинском монастыре настоятелем и благочинным окружных монастырей . Допрашивался о. Иннокентий как обвиняемый, хотя выяснилось, что на собрании он почти ничего не говорил и лишь слушал шумные споры граждан. Дело расследовалось в нескольких советских инстанциях: сначала местный совдеп передал его в уголовно-следственную комиссию Волоколамского уезда, откуда оно уже было передано в ЧК. 4 июня г. дело было направлено Чрезвычайной комиссией в революционный трибунал, а 7 июня - принято последним к производству. В начале сентября следственная комиссия трибунала представила обвинительное заключение. Обвиняемым был И.О. Бакшеев и председатель второго мартовского собрания Д.И. Молчанов. Бакшеев обвинялся в несанкционированном созыве первого собрания и агитации против декрета «Об отделении...» на втором, а Молчанов - в непринятии мер к успокоению граждан. По-видимому, судебного заседания по делу не проводилось, и в итоге оно было замято: 17 декабря 1919 г. трибунал прекратил его по амнистии VI съезда советов . Проанализированное дело, связанное с Иосифо-Волоцким монастырем, очень интересно тем, что события, которые в большинстве приходов и обителей происходили в 1918 г., в этой обители разыгрались на год позже. С чем связана была такая медлительность прихожан и местных властей, пока не ясно. Может быть, и с провинциальностью Волоколамского уезда. В этом контексте характерно, что даже в допросах, произведенных в 1919 году (а не в переходных 1917-1918 гг.) в уездной уголовно-следственной комиссии продолжали ссылаться статью 443 Устава уголовного судопроизводства 1864 г.!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЯРОПОЛЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ярополец (ранее Ерополчь, Ярополч ), село в Волоколамском районе Московской области. Расположено на реке Ламе, в 13 км к северо-западу от Волоколамска. Население 1184 человека (2006) Село Ярополец впервые упоминается в летописи в 1135 году. На правом берегу Ламы в те годы был создан укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича . Он в ту пору владел Ростовом и Суздалем и вел борьбу с Новгородом, используя Волоко-Ламский путь. Очевидно, название села произошло от имени Ярополк, хотя есть и другие версии. Село долго принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю . В 1562 г. село выкупил Иван Грозный , и оно стало дворцовым. В 1684 г. село вместе с окружающими деревнями (всего около 1 тыс. дворов) было пожаловано гетману П. Д. Дорошенко. Северная часть владения от П. П. Дорошенко в 1717 г. перешла к Чернышевым. З. Г. Чернышев строит в Яропольце загородную резиденцию " Русский Версаль " . Это богатый архитектурный ансамбль, в создании которого принимали участие видные зодчие XVIII века М. Ф. Казаков, В. И. Баженов и их ученики. Внучка Дорошенко, Екатерина, вышла замуж за А. А. Загряжского, и со второй половины XVIII в. село принадлежало Загряжским, а с 1825 г. - оно перешло Гончаровым. Село имеет мемориальное значение, обусловленное пребыванием в ней А. С. Пушкина , приезжавшего сюда в 1833-1834 гг. к матери жены - Н. И. Гончаровой. До 1941 г. в усадебном доме существовал музей-комната его имени. В годы Великой Отечественной войны гитлеровские оккупанты разрушили усадьбу, в т.ч. и " Пушкинскую комнату " , пострадали здания и парк. В 1960-х гг. под руководством Н. Д. Надовича усадьба полностью восстановлена. С 1919 года в селе действовала ГЭС, силами которой к 1923 году было электрифицировано 22 деревни. 30 октября 1941 года ГЭС была взорвана фашистами. Храмы Использованные материалы Редакция текста от: 03.01.2013 15:01:39 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/23069.html

Владыка, кстати, мог читать мысли. Даже в таких мелочах: сижу, помню, за столом, а мне очень хочется арбуза, который от меня далековато... – Пожалуйста, – тут же берет тарелку с дольками и протягивает мне владыка Питирим. Также и одна из сотрудниц кафедры рассказывала, что однажды она съела уже порцию сырников, а еще взять стесняется... А владыка к ней вдруг так поворачивается и, обращаясь по имени, убеждает: – Ну, возьмите же! И такое бывало постоянно. Вообще, у нас тут на всех кафедрах к владыке Питириму все очень расположились. Елена Георгиевна Белова : – На лекции к владыке Питириму и преподаватели всех возрастов с удовольствием ходили. Как-то раз на лекции, когда говорили про семью, какая-то студентка развыступалась: мол, все мужики – сволочи. Владыка так слушал-слушал и вдруг сказал: – А ты не вешайся-то на всех мужиков... Мог вот так вразумить. На его лекциях можно было обреветься Вообще на его лекциях, как и на лекциях ставшего потом его преемником владыки Алексия (Фролова), можно было обреветься. Как они говорили о предназначении человека, о смысле жизни, о любви. Однажды мы оказались с папой и его женой в Иосифо-Волоцком монастыре, и владыка пригласил нас остаться на трапезу. Папа у меня нецерковный, на всенощной он поставил свечку и сразу же ушел из храма. Мы понимали, что он нас уже ждет в машине, тарабаня пальцами по рулю. Я даже стала у других священников канючить: – Не благословите ли нас все-таки поехать домой?.. Владыка вот на трапезу благословил остаться, да папа, – объясняю, – у меня нецерковный... – Нет! – тут же обрывали на полуслове. – Вы что? Раз владыка благословил, это тогда уже только к нему! А архиерей-то в алтаре! Но, видно, мы ему так мешали молиться своими переживаниями, что он послал своего иподиакона. Выбегает из алтаря Мишенька (сейчас это уже отец Михаил), я вижу знакомое лицо, пытаюсь его перехватить: – О! Вас-то я и ищу! – вдруг отвечает он. – Передайте владыке, что мы не мо... – А владыка сказал, чтобы я вас нашел и чтобы вы обя-за-тель-но остались на трапезу!!

http://pravoslavie.ru/116977.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря 16 июля 2015 г. 18:59 16 июля 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря . Святейший Патриарх Кирилл является почетным председателем Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря. В этом году Русская Православная Церковь отмечает 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого, основателя обители. В заседании участвовали губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий (Воронков), заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов, председатель Комитета по науке Совета Федерации ФС РФ З.Ф. Драгункина, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы С.А. Попов, министр культуры Московской области О.А. Рожнов, глава Волоколамского муниципального района Московской области Е.В. Гаврилов, советник Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе М.Н. Белогубова, а также члены Попечительского совета, члены правления Благотворительного фонда по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря, представители администрации Московской области и Волоколамского района. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом. Затем был рассмотрен ряд организационных вопросов. Председателем Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря был избран губернатор Московской области А.Ю. Воробьев. Также были утверждены и другие изменения в составе Попечительского совета. А.Ю. Воробьев проинформировал собравшихся о ходе подготовки к торжествам, посвященным памяти преподобного Иосифа Волоцкого. С докладом «О комплексной программе подготовки и проведения юбилейных мероприятий празднования 500-летия со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого» выступил наместник монастыря архимандрит Сергий (Воронков). Глава Волоколамского района Е.В. Гаврилов сообщил о подготовке к проведению юбилейных торжеств в Волоколамском районе Московской области. Также выступили заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов и председатель Комитета по науке Совета Федерации ФС РФ З.Ф. Драгункина. В ходе заседания обсуждались вопросы проведения восстановительных работ в Иосифо-Волоцком монастыре. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4161869.ht...

Список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери был преподнесен в дар Иосифо-Волоцкой обители видным сподвижником Царя Иоанна Васильевича Грозного Григорием Лукьяновичем Скуратовым-Бельским . Список Владимирской иконы Божией Матери с первых дней прославился чудесными творениями и получил название Волоколамской иконы Божией Матери и является главной святыней монастыря на протяжении столетий и до сего дня. В настоящее время хранится в музее имени Андрея Рублева в Москве. 1573 год. В Иосифо-Волоцком монастыре был похоронен Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, погибший 1 января при штурме крепости Вейсенштейн (Пайде) в Эстляндии. Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский был ктитором Иосифо-Волоцкой обители . 18 сентября во время сильного пожара случившегося в Иосифо-Волоцком монастыре сгорело 17 братских келий. Возвращавшийся из Великого Новгорода в Москву Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич остановился в царских покоях Иосифо-Волоцкого монастыря и пожертвовал «200 рублев на кельи, а 50 рублев на масло» . 1573–1580 гг. Предатель и клятвопреступник князь А. Курбский в Литве пишет свое клеветническое сочинение о Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче и в том числе полные ненависти и откровенной лжи измышления о преподобном Иосифе-Волоцком и о монахах Иосифо-Волоцкого монастыря . 1575 год. 21 сентября. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского. И велел Царь Иоанн Васильевич « поминати его, доколя манастырь… стоит» . 1576 год. 3 июня. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в 50 рублей на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского . 1578 год. 29 августа. Жалованная тарханная и несудимая грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Евфимию на села Малечкино, Луковниково и других сел разных уездов и о подсудности обители только Царскому суду . В Царской грамоте указано: «Се яз, Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми Пречистые Богородицы Иосифова манастыря игумена Еуфимья з братьею, или хто по нем иный игумен в том монастыре будет.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010