96 канонов в Параклитике; в Триоди Постной в Пентикостарии; в Часослове; Мараччи, издатель Mariales, насчитывает их гораздо больше, именно: 9 канонов в честь Богородицы; , судя по Mariales, в Параклитике; (канонов, трипеснцев и четверопеснцев) в Постной Триоди; в Цветной Триоди; Наши русские исследователи, особенно те, которые руководились только Славянским надписанием в печатных богослужебных книгах – «Иосиф», или «Иосифово», т. е. без прибавления «Господин» или «Кир», впадали в крайность, слишком уменьшая число произведений прп. Иосифа. Напр., почтенный почивший литургист прот. К. Никольский всего приписывает святому Песнописцу 139 канонов: 136 в Минеях и 3 в Цветной Триоди. Каноны, трипеснцы и четверопеснцы Постной Триоди, каноны Октоиха, канон всем святым (в следованной Псалтири) прот. Никольский считает написанными Господином Иосифом, т. е. архиепископом Солунским. 330 Автор «Исторического обозрения богослужебных книг» насчитывает в Минеях 134 канона с именем Иосифа и 48 с именем Иосифа Песнописца. 331 Проф. Долоцкий, весьма осторожно обращающийся с материалом и преимущественно печатным, отмечает в Минеях только 163 канона и 3 стихиры. 332 Протоиерей Флоринский, кроме канонов Октоиха, канона в неделю Самаряныни, 8 и 9 песни второго канона на Вознесение и трипеснцев Цветной Триоди, считает в Минеях 180 канонов. 333 Высокопреосвященный Филарет находит возможным приписать св. Иосифу только 211 песнопений, именно: 175 канонов; трипеснцев; Этого же счисления придерживается и Γ. Παπαδπουλο, хотя он в заключении делает оговорку, что более старательно (πιμελστερον) исследовавшие богослужебные рукописи возводят число канонов до 300 – (ε τριακοσου). 335 По исчислениям высокопреосвященнейшего Сергия в одних Минеях преподобному Песнописцу принадлежит более 240 канонов. 336 А профессор И. А. Карабинов , имевший возможность во время своей восточной командировки исследовать отчасти и этот вопрос по Греческим богослужебным рукописям, число канонов св. Иосифа увеличивает сравнительно с высокопреосвященным Сергием весьма значительно; он говорит, что сверх указываемых высокопреосвященным Сергием ему удалось найти еще около 125 канонов. 337 Так разнообразны все эти исчисления; и без сомнения возможно правильный, точный подсчет произведений прп. Иосифа может быть сделан только после тщательнейшего критического «пересмотра всех рукописей Греческих и Славянских Миней, Триодей, Октоихов и других богослужебных сборников». 338

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22 .   Сщмч. Фоки; канон с акростихом: μνεν σε Φωκ προσθτω χριν. ωσ. χο δ. Ирмос: Θαλσση τ ρυθραον πλαγο. Начало: μνσαι προσθυμουμν σμερον τν θεαν μνμην σου. То же в Славянской Печатной. A. Rocchi этот канон приводит по рукописи XI в. под 23 июля. 609 23 .   Св. Евсевия Исповедника. По Афонскому Прологу 769 указывается κανν ωσ· χο β. Ирмос: τριπτον συνθη. 25 .   Прп. Евфросинии; канон с акростихом: μνον σοι μλπω προρνω Εροσνη, ωσ. Греческий акростих испорчен, было не μνον σοι, а μνοι σε. Последние четыре буквы: ι, σ, σ, ε падают на пропущенную вторую песнь, которую воспроизводит проф. А. И. Пападопуло-Керамевс по Афонской Пантелеимоновской рукописи на страницах Византийского Временника. 610 χο πλ. α. Ирмос: ππον κα ναβτην. Начало: μνοι θεοτρπεσιν. В Славянской Печатной акростих изменен: псньми т пою подобную 25 .   Св. мч. Пафнутия. По Афонскому Прологу 769 отмечается κανν ωσ· χο πλ. α. Ирмос: ππον κα ναβτην. 26 .   Св. ап. Иоанна Богослова. По Греческой Минее канон с акростихом: κτην δησιν τ Θεο μστ ρω ωσ. В Славянской Печатной Минее акростих изменен: «моления божественному таиннику несу». Творение Иосифово. χο πλ. β. Ирмос: ν περ. Начало: Ε τ το Πνεματο βθη τν λογισμν. Согласно Греческому акростиху можно предположить, что преподобным Иосифом написано св. Иоанну Богослову шесть канонов, и помещенный под 26 сентября есть шестой по счету. В описании Иерусалимской библиотеки отмечается канон Иосифа св. ап. Иоанну Богослову с таким акростихом: δχου δησιν γδην Θεο λε, το ωσ· χο πλ. δ. Начало: Δεσμεν τε κα λειν π τ γ. 611 В рукописном сборнике Пантелеимоновского Афонского монастыря 479 находится вся служба св. ап. Иоанну, причем по субботам на утрени помещаются восемь канонов этому святому св. Иосифа Песнописца κατ χον. Выписываем эти каноны. α) καν. χ. α. Ирмос: δν πινκιον. Начало: Βροντσα τ ητα. Сверху канона киноварью написано: ποημα ωσ. Начального акростиха нет, но по тексту (хотя тропари перепутаны и пропущены) можно восстановить вероятный акростих: βροντσω πρτον νθοι λγοι, ωσ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, как принадлежащий перу преподобного Феофана профессор И. А. Карабинов указывает канон в неделю блудного сына, а в рукописях также самогласны и стихиры великих Пятка и Субботы 16 . Епифаний Нестеровский, который в своей Литургике (1901) дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана 17 . В Литургике профессора А. П. Голубцова (1918), которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного. Автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) 18 . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях их внутренней жизни. Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в Минее . Здесь есть его каноны: 1) пророкам, 2) апостолам, 3) святителям, 4) преподобным, 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6-й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина 19 . Но профессор Е. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни 20 . Значительные труды положены святым исповедником на составление Октоиха . Здесь известны его каноны: 1) святым ангелам (на все восемь гласов и его же стихиры); 2) святым Апостолам (кроме 7-го гласа); 3) восемь канонов о усопших (по числу гласов; канон 6-го гласа наиболее известен и поется на погребении); 4) каноны Божией Матери в пяток, хотя они и не надписаны.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Косма и здесь сделал нововведение, став часто писать каноны без Богородичнов. Большая разница наблюдается между Андреем Критским , с одной стороны, и Иоанном Дамаскиным и Космой, с другой, и в отношении объема канонов: у последних они во много раз короче, а для великих памятей ограничиваются двумя-тремя тропарями. Это, должно быть, чтобы дать место произведениям других творцов или в целях антифонного повторения. В IX в., когда Триодь деятельностью прп. Феодора Студита и брата его Иосифа, а Октоих и Минея прп. Феофаном и Иосифом Песнописцем доведены до нынешнего своего вида – чрез составление канонов на громаднейшее большинство простых дней – выработался вполне и нынешний обычный тип канона с 4–6 тропарями, каковой объем установился ввиду всегдашней необходимости соединения в один день нескольких канонов. Существенного значения количеству тропарей на каноне не придавалось еще в IX в., как показывает безразличие к этому Ипотипосиса. Но уже Диатипосис, а особенно полные списки уставов – Студийских, Евергетидского и Иерусалимских, следовательно, с X-XI в., может быть, ввиду чрезвычайного увеличения этого рода богослужебной письменности и необходимости здесь какой-либо регламентации, стали количеством тропарей в каноне, удвоением ирмосов и тропарей измерять важность праздника, причем почти сразу в этом отношении установились нынешние нормы для количества тропарей в каноне (см. Вступит. гл., 367). Канон воскресной утрени Наиболее видная часть канона – это ирмос его, который открывает собою канон. Ирмос воскресного канона тоже не имеет отношения к празднуемому событию. Но надо заметить, что и ирмосы других праздников редко имеют такое отношение, так, например, из ирмосов Рождества Христова только половина (первого канона) прямо прославляют событие, из 8 ирмосов Сретения это делают только 2, из 16 ирмосов Преображения – 1; что же касается канонов святым, то только ирмосы Григорию Богослову 25 января прославляют его прямо. Следовательно, в этом отношении воскресенье уступает только величайшим праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Святых мучеников Онисифора и Порфирия. В сказании стишного пролога, согласно с которым составлена святым Иосифом песнописцем и служба в честь этих, сегодня воспоминаемых мучеников, говорится о них, что они пострадали за веру Христову во время гонения Диоклитиана и «после жжения на сковороде умерли влачимые конями», «телеса же их, взятые христианами, источали чудеса в веси Панкеанон» 159 . Преподобного Иоанна Колова Иоанн, по прозванию Колов, что значит короткий, так как он был малого роста, – подвизался в Скитской Египетской пустыне в V веке и был наставником св. Арсения Великого (пам. 8 мая). Пылкий по природе, он успел достигнуть полной кротости и смирения. – «У тебя злое сердце», – укорил Иоанна однажды один из братий. – «Это правда, – с искренностию согласился осужденный, – и даже более злое, чем ты думаешь»... Иоанн, ревнуя о своем спасении, с таким же усердием старался и о спасении других. Многих успел он обратить к покаянию, между прочими Таисию (пам. которой 16-го мая), и Паисия, совратившегося с доброго пути, успел так тронуть, что тот, внезапно и безвозвратно отступившись от всего своего достояния в мире, провел остальную свою жизнь в покаянии в дикой пустыне. Иоанн преставился около 430 г. в пустынной келии близ г. Кольцума (ныне Суэца). По смерти его остались записанными многие замечательные его изречения и описание жития преп. Паисия (пам. его 19-го июня), составленное им для пользы общей. В этом житии повествователь представляется неоднократно в близких сношениях с преп. Паисием, с которым сначала жил в одной пустыне, потом, разлучившись, посещал его и беседовал с ним. Преподобного Евмеона Метафраста Симеон Метафраст , родом из Константинополя, благородного происхождения, получил блистательное образование, по окончании которого был принят ко двору и, успев обратить на себя внимание своими дарованиями и заслугами, занимал последовательно важные государственные должности. Между тем в душе его преобладало благочестие; все преимущества, которыми предоставляло ему пользоваться его блистательное мирское поприще, не препятствовали ему быть тайным аскетом. – Послужив своему отечеству как дипломат и воин, облеченный многими наградами за свои заслуги, Симеон сверх того известен и в Церкви по своей духовной деятельности, так как он много потрудился над составлением жизнеописаний святых. Наименование Метафраста (перелагателя) он получил за то, что давал древним жизнеописаниям святых лучший вид по содержанию и по слогу. Он составил их в числе 122-х и исправил многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15-е Св. священно-муч. Елевферия и матери его Анфии и епарха Корривона и двух казнесовершителей Елевферий – Римлянин знатного происхождения, получил от матери своей Анфии, обращённой в христианство самим Апостолом Павлом, христианское воспитание и, присоединив к нему блистательное научное образование, с юности посвятил себя на служение Богу. Пятнадцати лет от роду был посвящён в диакона папой Анаклетом (79–91), на 18-м году получил сан пресвитера, а на 20-м возведён в сан епископа Иллирийского и вскоре заявил себя на высоте своего избрания святостью жизни своей и деятельным распространением и утверждением христианства среди паствы своей. Слух об его успешной деятельности в пользу гонимого христианского учения достиг до Рима, и император Андриан вызвал сюда Елевферия и, после многих истязаний, велел обезглавить этого исповедника Христа (около 120 г.). Поражённый чудесами, бывшими при испытании Елевферия, которого не коснулись выпущенные на него дикие звери и который среди огня остался невредимым, сам префект Корривон обратился ко Христу и принял вместе с Елевферием мученическую кончину. Пострадали и мать Елевферия – Анфия, подошедшая к своему умершему сыну, чтобы дать ему последнее целование; она также была обезглавлена. Были ещё усечены мечом и двое простолюдинов, сначала мучивших Елевферия, но во время мучений его уверовавших во Христа. Мощи священномуч. Елевферия в настоящее время находятся в Риме, в церкви мученицы Сосанны. В конце IV столетия был сооружён при императоре Аркадии храм во имя его в Константинополе близ Ксиродофа (Сухого Холма) (Василием Патрикием). – Св. Иосифом песнописцем составлен в честь св. мученика канон, в восьмой песни которого говорится, что рака его изливает реки исцелений и чудес 183 . Преподобного Павла, подвизавшегося в Латре Уроженец Елей близ Пергама, по смерти родителей вступил в монастырь горы Латра (близ Милета) и подвизался там во дни императора Константина Багрянородного. Слава его святой жизни и добродетелей собрала к нему множество ревнителей благочестия, и он был основателем знаменитой и в последующее время обители в ущелье той же Латрской горы. Скончался 15 декабря 950 года. Святого Стефана, архиепископа Сурожского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Иоанн родился в конце VIII века. В юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита († ок. 820; память 20 ноября) и принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре. Под его руководством преподобный Иоанн достиг высокого духовного совершенства. Когда император Лев Армянин (813–820) возобновил гонение за почитание святых икон, преподобный Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом Песнописцем († ок. 820; память 4 апреля) и своим учеником преподобным Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборческой ереси. Несколько лет, невзирая на гонения, святые Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя почитание святых икон. После многих трудов преподобный Григорий скончался (около 820 года), а вскоре за ним отошел ко Господу и его верный ученик Иоанн. Преподобный Иосиф Песнописец перенес мощи святых Григория и Иоанна в построенную им церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Максимовская» Аще 18 апреля случится от субботы Лазаревой до недели Антипасхи, празднуем Пресвятей Богородице ради Максимовския иконы в понедельник Фоминой седмицы и поем службу Ея вкупе со службою Триоди. Аще же 18 апреля случится после недели Антипасхи, празднуем Пресвятей Богородице в свое время и поем службу Ея такожде вкупе со службою Триоди того дне. ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры Триоди 3 и Богородицы 5, глас 1. Подобен: О, дивное чудо: О, дивное чудо!/Царица Небесная святителю Максиму является/и омофор тому подает./Веселися, граде Владимире,/таковаго посещения сподобивыйся./Возопиим, вернии,/святителя Максима имуще предначальником./Благодатная, радуйся,/с Тобою Господь,/подаяй Тобою Церкви Русской велию милость. Дивны Твоя тайны, Богородице!/В Вышних с Сыном Твоим пребывающи,/на землю присно призираеши/и людей, к Тебе притекающих,/Богоподобными чудесами осияваеши./Православнии, вкупе со святителем Максимом возопиим:/Благодатная, радуйся,/с Тобою Господь,/подаяй Тобою земли Русской велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Последование Зачатия Иоанна Предтечи (23 сент.) включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Η πρην ο τκτουσα, στερα εφρνθητι (        ); кондак 1-го гласа на подобен «Лик ангельский» Εφρανεται λαμπρς (    ) с икосом; канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Τς στειρευοσης ψυχς μου (      ); 3 цикла стихир-подобнов и 3 самогласна; 3 седальна; светилен. В последовании Собора Иоанна Предтечи (7 янв.) собственно И. П. посвящены: отпустительный тропарь 2-го гласа Μνμη δικαου μτ γκωμων (         - тот же, что и 29 авг.); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Τν σωματικν σου παρουσαν (      ) с икосом; канон 2-го гласа, творение Феофана, с акростихом Βαπτιστ Χριστο, τος πανους μου δχου (Крестителю Христов, хваления моя приими), ирмос: Τ τν βατον κυμαινομνην θλασσαν (      ), нач.: Βαπτιζμενον τ τν παθν μου κλδωνι (        ); цикл стихир-подобнов и 3 самогласна; светилен. А. А. Лукашевич В рукописях сохранились многочисленные каноны И. П., не вошедшие в совр. богослужебные книги. 23 июня, на предпразднство Рождества Иоанна Предтечи, известны 3 канона, составленные Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем и Исидором I, патриархом К-польским, соответственно (Ταμεον. Σ. 223-224). 24 июня, на Рождество Иоанна Предтечи,- канон, составленный Андреем Критским, со 2-й песнью и его различные варианты (AHG. T. 10. P. 177-242), канон авторства Георгия Никомидийского и 3 анонимных (Ταμεον. Σ. 225). 25 июня, на попразднство Рождества Иоанна Предтечи,- канон, составленный Феодором Студитом (Ibid. Σ. 226). 29 авг., на Усекновение главы Иоанна Предтечи,- канон, составленный Андреем Критским, со 2-й песнью в различных вариантах (AHG. T. 12. P. 338-395), 2 канона авторства Иоанна Монаха, канон, составленный Георгием Никомидийским, канон, автором к-рого является Симеон Логофет, и др. (Ταμεον. Σ. 273-275). Также известны каноны И. П. на Обретение (24 февр.) и Положение (29 окт.) главы Иоанна Предтечи (AHG. T. 6. P. 375-387; Ταμεον. Σ. 74). 23 сент., на Зачатие Иоанна Предтечи,- канон авторства Георгия Никомидийского (AHG. T. 1. P. 307-316) и 2 анонимных (Ταμεον. Σ. 48-49). 7 янв., на Собор Иоанна Предтечи,- 5 канонов, составленных Георгием Никомидийским, 2 - Иоанном Мавроподом, и др. (Ibid. Σ. 146-149).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Следовательно, праздник Вознесения Господня, в них упоминаемый, получил свое начало от самых апостолов и был соблюдаем, по крайней мере, некоторыми их преемниками до письменного заповедания совершать его всем христианам. Итак, мнение Рехенберга, будто праздник Вознесения Господня сделался известным с того времени, когда под именем Пятидесятницы престали разуметь все время от Пасхи до сошествия Святого Духа на апостолов, само собой падает. Да в Церкви Греческой и не переставали совершенно так разуметь; хотя и праздник сошествия Святого Духа, в частности, называют также Пятидесятницей. Примечание. Госпиниан Рудольф, следуя рассказу Фомы Неогеорга, говорит, что Вознесение Христово в день сего праздника представляемо было в Церквах чувственным образом, а именно: поставлялась на жертвенник икона Христа Спасителя, и поднимаема была вверх так, что наконец скрывалась от глаз присутствовавших. Обряд этот, если и существовал, то в Церквах Западных, где и ныне представляют еще чувственным образом Воскресение Христово, а в праздник Рождества Христова показывают статую младенца Иисуса, которую все присутствующие целуют. Такое представление святых вещей людей простых в новости поражает, но скоро становится предметом одного любопытства и начинает больше развлекать, нежели одушевлять. Посему в Церкви Восточной таковых представлений никогда не было; разве кто отнесет к сему представление Входа Спасителя во Иерусалим и умовение ног, из которых первый представляем был прежде, а второе и теперь представляется; но это действия обыкновенные, не сверхъестественные, хотя были совершены и Иисусом Христом. Происхождение службы Служба на праздник Вознесения Господня, какую мы имеем в Цветной Триоди, неизвестно кем составлена; но из канонов (коих два) один составлен Иоанном Дамаскиным; другой — Иосифом Песнописцем, писателем IX века. Вероятно, что и другие песни, если не все, то некоторые, составлены ими же. Проповеди святых отцов Проповеди на сей праздник оставили нам святые отцы: Афанасий, Григорий Нисский, Златоуст, Епифаний, Августин, Лев Папа, Иларий, Петр Хрисолог, Григорий Великий, Феофилакт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

«Внутренний вид мон-ря Ватопеда на Афонской горе». Худож. Н. Ефимов. Акварель 1835 г. (ГМИИ) Сведения мн. афонских преданий не находят подтверждения в древних письменных источниках. Встречаются в них, как это и свойственно устной традиции, неточности и анахронизмы. Однако даже еп. Порфирий, известный как беспристрастный критик и убежденный противник всякой «благочестивой лжи», писал: «Не отвергаю этих преданий, потому что они, без легендарных прикрас, могут подтвердиться открытиями христианских памятников времени Константина Великого, Феодосия, Аркадия и Пульхерии и потому что за них ручается преемство жителей Афона» (Там же. С. 92). До сих пор большая часть территории А. археологически мало исследована. Образование монашеского сообщества Достоверными сведениями о времени появления первых монахов на А. наука не располагает. Афонская традиция связывает заселение полуострова отшельниками с бегством монахов с земель, завоеванных арабами в VII в. Нек-рые ученые видят причину освоения иноками этих пустынных мест в преследованиях, к-рым подвергали монахов иконоборческие императоры в сер. VIII и 1-й пол. IX в. Наиболее вероятно, что монахи начали заселять опустевший А. в кон. VIII в., хотя отдельные отшельники, возможно, укрывались на этой лесистой и крутой горе и в более древние времена. Самое раннее достоверно датированное упоминание об афонском монашестве содержится в хронике Генесия (сер. X в.), к-рая сообщает, что в 843 г. в связи с восстановлением иконопочитания в К-поль прибыли монахи с Вифинского Олимпа, А., Иды и Кимина ( Genesius. Βασιλεαι. IV 3). Т. о., в сер. IX в. на А. жило уже значительное количество монахов и Св. Гора была достаточно известна в Византии. Мраморная капитель. 2-я пол. X в. (мон-рь Ватопед) Мраморная капитель. 2-я пол. X в. (мон-рь Ватопед) Довольно долгое время на А. не было крупных мон-рей, что отличало его от др. монашеских центров. Здесь подвизались аскеты и отшельники, приходившие из др. обителей в поисках совершенного уединения. Первым известным афонским святым является прп. Петр . Время его подвижничества приблизительно относится к 1-й пол. IX в. Самым ранним свидетельством об этом отшельнике является канон, составленный в его честь прп. Иосифом Песнописцем в сер. IX в. Следует отметить, что почитание прп. Петра уже в X в. было довольно широко распространено и за пределами А., о чем свидетельствует его житие ( Papachryssanthou D. La Vie ancienne de S. Pierre l " Athonite: Date, composition et valeur historique//AnBoll. 1974. T. 92. P. 19-61).

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010