Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Иуст. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 121) [греч. Ιοστος] (I в.?), мч. (пам. 14 июля). Сохранилось краткое Житие И. в составе визант. Синаксарей, в т. ч. в Минологии имп. Василия II (кон. Х - нач. XI в.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.). И. происходил из Рима, служил в отряде под командованием трибуна Клавдия. Однажды, возвращаясь из похода против варваров, он увидел на небе сверкающий, подобно кристаллу, крест и услышал Божественный глас. Прибыв в Рим, И. принял св. крещение и раздал свое имущество нищим. Когда трибун Клавдий узнал, что И. уверовал во Христа, он попытался убедить его вернуться к язычеству, а затем отослал на суд к правителю Магнентию. Тот велел бичевать И. сырыми сухожилиями. Затем на голову мученику надели раскаленный железный шлем и положили И. на раскаленную жаровню. После этого святого бросили в печь, где он скончался, но при этом его тело не пострадало от огня. А. Аморе предположил, что под Римом подразумевается «Новый Рим» - К-поль, поскольку о почитании И. на Западе неизвестно, тогда как в визант. столице в день памяти мученика совершалась торжественная служба в квартале Орфанотрофий ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 91; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338). Канон в честь И., составленный прп. Иосифом Песнописцем (Ταμεον. Σ. 245. N 756), вошел также в древнерус. служебные Минеи. Краткое Житие И. было включено в славянские нестишной и стишной Прологи и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 311 (2-я паг.)). Ист.: PG. 117. Col. 540; SynCP. Col. 819-820; MartRom. Comment. P. 286-287; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 63-65. Лит.: ActaSS. Iul. 1723. T. 3. Р. 651-652; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Ιοστος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 985; Amore A. Giusto//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 23-24; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 223; Aubert R. Juste (3)//DHGE. T. 28. P. 631. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует, однако по рукописям известен канон И., составленнный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом Ιοστον μν μρτυρα στεφηφρον. Ιωσφ (Иуста воспою мученика венценосного. Иосифов), плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ιερονκους στεφνους (Священнопобедные венцы) (Ταμεον. Σ. 245). Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1237893.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [греч. Ιωννης], прп. Руфинианский (пам. греч. 16 марта; пам. визант. 15, 17 марта). Время и обстоятельства жизни неизвестны. Подвизался в одном из мон-рей (возможно, в мон-ре св. Ипатия) в Руфинианах близ Халкидона. Память И. содержится под 15 марта в большинстве визант. календарей: Петровом Синаксаре РНБ. Греч. 240, 1249 г. (архетип XI в.), Синаксарях семейств В, D и R по классификации И. Делеэ, а также в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца . Посвященное И. двустишие («Чтет Иоанне твое отхождение, еже паче к Богу рещи») помещено под 17 марта в греческих стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.), под 16 марта - в греч. печатной Минее (Венеция, 1596). В отдельных рукописях И. упоминается под 14 и 21 марта. При переводе юж. славянами стишного греч. Синаксаря память И. и двустишие ему попали в состав стишного Пролога под 16 марта (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.), и оттуда были внесены в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 785). В совр. календарь РПЦ имя И. не включено. Неоднократно предпринимались попытки отождествить И. с др. святыми, носящими то же имя. Так, существует гипотеза, что И. является одним лицом с прп. Иоанном Аскетом (IX в.; пам. груз. 26 марта), игум. мон-рей во имя мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида в К-поле. Житие этого святого, составленное прп. Иосифом Песнописцем , сохранилось только в груз. переводе и было издано прот. К. С. Кекелидзе (Этюды по истории древнегруз. лит-ры. Тифлис, 1955. Т. 3. С. 251-270 (на груз. яз.)). Особый интерес прп. Иосифа к этому подвижнику объясняется тем, что он неск. лет жил в к-польском мон-ре Сергия и Вакха. Также высказывалось предположение, что составленный прп. Иосифом Песнописцем канон в честь некоего «прп. Иоанна аскета» (Ταμεον. N 532. Σ. 177) посвящен тому же святому, хотя и помещен под 15 марта ( Stiernon D. La vie et l " oeuvre de St. Joseph l " Hymnographe: A propos d " une publication récente//REB. 1973. T. 31. P. 243-266). Совпадение дня памяти этого Иоанна с днем памяти И. и наличие в Руфинианах церкви (возможно, монастырской) во имя мучеников Сергия и Вакха позволили высказать предположение о тождестве этих преподобных, однако, как можно заключить из груз. Жития прп. Иоанна, ц. Сергия и Вакха находилась в столице, а не в Руфинианах ( Janin. Églises et monastères. P. 452). Ф. Алькен считал И. одним лицом с Иоанном, «архиепископом Иерусалимским», упоминаемым в нек-рых списках визант. Синаксарей также под 26 марта. По мнению исследователя, этот святой был не Иерусалимским патриархом, а игуменом мон-ря мч. Диомида в К-поле, т. к. тот часто именовался в источниках Иерусалим или Новый Иерусалим ( Halkin F. Un énigmatigue St. Jean de Jérusalem//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 38). Однако единого мнения относительно идентификации И. с др. одноименными святыми среди исследователей пока не существует.

http://pravenc.ru/text/469009.html

Исследователи считают, что речь идет об одном и том же лице. О существовании утраченного пространного Жития И., использованного составителями Синаксарей, свидетельствует канон в честь этого святого, написанный прп. Иосифом Песнописцем . В каноне говорится об обеих пытках (раскаленном ложе и обжигании головы) и приводятся опущенные в Синаксарях детали - имя матери святого (Олимпиодора) и отсечение ей языка. Этот канон помещен в служебных Минеях под 12 сент.; И. назван в нем священником (AHG. Sept. P. 226-235). Первое Житие из стишных Синаксарей было включено в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и впосл. в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Соответственно в качестве даты празднования утвердилась память 12 сент. В совр. календаре РПЦ И. упоминается дважды: 12 сент. как мученик с 40 сподвижниками и 13 сент. как священномученик и пресвитер. В Римском Мартирологе (XVI в.) под 13 сент. память И. объединена с памятью мч. Макровия (см. в ст. Макровий и Гордиан ) только на том основании, что Макровий также пострадал при Лицинии. Дж. Луккези и Р. Обер отдают предпочтение сведениям о кончине И. при имп. Лицинии ок. 320 г. Ист.: BHG, N 2211g; ActaSS. Sept. T. 4. P. 54-55; PG. 117. Col. 45-48; SynCP. Col. 37, 41-42; MartRom. Comment. P. 394; ЖСв. Сент. С. 268-269; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 128-130. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280-281; Т. 3. С. 372; Lucchesi G. Giuliano, santo, martire in Galazia//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1197-1198; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Ιουλιανς (12)//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 948; AHG. T. 1. Р. 436-437; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julien (20)//DHGE. T. 28. Col. 502. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует. По рукописям известны следующие песнопения И.: канон, составленный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом Ιουλιανν Αγκρας μλπω πθ. Εγ Ιωσφ (Иулиана Анкирского воспеваю ревностно. Я Иосиф), плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ιχνηλατσας τ πθος το παθος (Последовав страсти бесстрастного) (AHG. T. 1. P. 227-235); канон, составленный прп. Феофаном Начертанным, без акростиха, плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Λελαμπρυσμνος τ αγλ (Облистаемый сиянием) (Ταμεον. Σ. 41); анонимный канон 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Ολον κ νεαρς (Всего от юhocmu)(Ibid. Σ. 42).

http://pravenc.ru/text/1237795.html

Саввы. Правда он находится главным образом в иерусалимских памятниках, наприм. иерусалимском евангелии X века, коаленевом 2 месяцеслове, согласном с иерусалимским уставом, но иерусалимсвие памятники с X века почти не отличаются от константинопольских и синаксарь иерусалимского устава, не раньший по составу XII века, в существе дела не отличен, как ясно показано в 1 части нашего труда, от константинопольского. В иерусалимские памятники пр. Никита внесен из древних константинопольских, хотя он не находится в стишном синаксаре, месяцеслове Василия и других дошедших до нас константинопольских памятниках. Канон ему написан, как видно из акростиха, Иосифом песнописцем константинопольским пресвитером и в Константинополе. В каноне говорится о раке мощей святого, изливающей исцеления. Без сомнения, она была в Халкидоне; в каноне он прямо называется Халкидону удобрением. Но так как Иосифом песнописцем на нынешний день еще написан канон древнейшему святому Евтихию, еп. мелитинскому; то в видах сокращения канон Евтихия встречается один в константиноп. известных нам памятниках, а пр. Никиты в иерусалимских, в которые несомненно перешел из константинопольских, до нас не дошедших. В 8 песни канона говорится, что ныне празднуется успение пр. Никиты. С ним в каноне прославляется св. Игнитий, брат пр. Никиты, священнодейственный, вероятно, иерей.     Св. муч. Евтихий, иже в Мелитине. Неизвестно, с чего Галезиний написал: в Мелитине св. Евтихия епископа и мученика, который при императоре Гордиане после разных мучений за веру наконец, быв усечен секирою, получил небесный венец. Не смешаны ли обстоятельства мучения Еликониды? В Деяниях св. (Mai VI. 734. Aug. IV. 751) не решаются определить: одно ли это лице с Евтихом, учеником Иоанна Богослова, что 24 августа, или разные. Стихословие в греческих минеях как 28 мая, так и 24 августа одно и тоже. Но у Никодима и в славянских рукописных прологах стихословия разной. Об Евтихии, ученике Иоанна Богослова, 24 августа в сказании синаксарном в минеях и у Никодима и в месяцеслове Василия говорится, что он умер после разных мучений в мире в отечестве своем Севастии, но в стихирах греческих миней ему приписывается кончина от меча, хотя все прочие обстоятельства его страданий и чудеса: приятие с небеси хлеба, избавление от пламени и зверей, описываются согласно с упомянутым проложным сказанием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Начало: Τ νεσπρου σιε αγ ποπληρμενο. В греческой Печатной Венецианского изд. 1880 есть другой канон с акростихом: τ χρυσογλττ τρτον ξδω μλο; потом киноварью надписано: ωσ. Ирмос: τ δατα πλαι. Начало: Θεθογγον στμα. В IX песни получается только Ιω. Далее 4-й тропарь IX песни начинается: βαδζων τρμω. Проф. Долоцкий видит здесь указание имени другого песнописца β, неизвестного, только в одном этом каноне и др. стихирах сохранившего свое имя. 356 Высокопреосвященный Сергий считает этот канон Иосифовым. 357 В Печатной Греческой Минее Венецианского издания 1880 г. в IX песни только β. У нас в Печатной Славянской Минее канон не надписан. То же в Греческой Печатной Венецианского издания 1803 и в Римском 1896 г. В Греческой Печатной Римск. 1896 г. акростих выписан полностью: τ χρυσογλττ τρτον ξδω μλο· Ιωβ. Хотя по некоторым образам и выражениям канон напоминает Иосифа; напр., V, 1-й тропарь этого канона сравн. с IX, 2 первого несомненно Иосифовского и др., но он едва ли труд Иосифа Песнописца. Скорее можно согласиться с мнением проф. Долоцкого. В εροσολ. Βιβλ. отмечается канон Иосифа св. Иоанну Златоусту с таким акростихом: κτη δησι τ χρυσοστμ πρπει· χο πλ. β. Начало: κ τν ναγκν μου το βου. 358 То же у A. Rocchi. 359 Профессор И. А. Карабинов указывает Октоих Лавры св. Афанасия на Афоне под Д-32 (XII-XIII вв.), где по четвергам после вечерни каждого гласа имеется канон св. Златоусту с именем Иосифа в акростихе. 360 Из всех этих данных мы можем усматривать, что св. Иосифом был написан целый ряд канонов в честь св. Иоанна Златоустог о, до Октоиха включительно. Кроме того, если в этом Октоихе на 6-й глас помещен тот самый канон, что указывается в εροσολ. Βιβλ. (канон 6-го гласа), то отмечаемый нами выше по Славянской Печатной Минее и Синодальной Греческой рукописной за 331, тоже 6-го гласа, но с другим началом, есть, очевидно, особый, девятый канон. Следовательно всех канонов по меньшей мере девять. Это тем более возможно, что в Константинополе Песнописец, как известно, жил и построил свой монастырь близ церкви св. Иоанна Златоустог о. Вероятно, один из этих канонов был написан на 13 ноября – день кончины св. Иоанна Златоуста; по крайней мере A. Rocchi по рукописи Крипто-Ферратской библиотеки указывает отмечаемый нами в εροσολ. Βιβλ. канон на 13-е ноября – день кончины св. Иоанна Златоустого 361 . A. Rocchi кроме указанных отмечает еще канон Andreae, т. е. Андрея Критского , и приводит начало: δειξα Θε 362 и другой канон Георгия с таким началом: σιον γμηρν. 363

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рождества Христова, 28 янв., 1 февраля, 9 марта. Меньше в настоящую эпоху, что и естественно, сделала для гимнографии лавра св. Саввы. Она дала одного лишь плодовитого песнописца прп. Феофана Начертанного († 843 г.), исповедника за иконы, умершего еп. Никейским. Он написал для Октоиха каноны 8 гласов ангелам, апостолам и усопшим, должно быть, некоторые Богородичные каноны на повечериях; для Триоди каноны на 1-ю Нед. поста — пророкам (ныне на повечерии, прежде должно быть, на утрени) и православию, на среду Средокрестную, на субботу ваий, пополнив четверопеснцы Космы и Дамаскина, первые тропари пасхального Богородичного канона (вторые тропари Иосифа песнописца), каноны Преполовения и Духу Св. на повечерии Пятидесятницы; для Минеи — канон Благовещению, Иоанну Предтече 7 янв., брату своему Феодору Начертанному 27 дек и на большую часть дней года более 180 канонов, из которых не все употребляются ныне вместе и Иосифом Песнописцем (см. ниже) это самый плодовитый творец канонов. Георгий, сначала хартофилакс св. Софии, потом митр. Никомидийкий, друг патр. Фотия, IX b., написал для Триоди канон на неделю Мытаря, для Минеи каноны Введению, Зачатию, предпразднеству Сретения и Благовещения, Положению пояса Богоматери 31 авг., Кресту 31 июля и нескольким святым. Митрофан, еп. Смирнский, сторонник патр. Игнатия в его споре с Фотием, написал для Октоиха Троичные каноны и должно быть, некоторые Богородичные. Иосиф Песнописец († 883 г.), сицилиец, много потерпевший в течение долгой жизни за иконы, пополнил Октоих до настоящего его вида (после Иоанна Дамаскина, Феофана и Митрофана) покаянными канонами в понедельник и вторник, канонами Предтече, Кресту, свт. Николаю и всем святым, пополнил и Триодь до нынешнего вида каноном Самаряныне и, должно быть, другими и трипеснцами на все дни Пятидесятницы; то же сделал и для Минеи, составляя каноны главным образом на дни, опущенные Феофаном, около 180 канонов, в том числе на большинство предпразднеств. Менее плодовитые, но большей частью столь же талантливые песнописцы: Феостерикт нач.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

4-е Преп. Иосифа Песнописца и творца канонов Сегодня Церковь совершает память св. Иосифа Песнописца – одного из великих борцов, отстаивавших иконопоклонение, одного из высоких молитвенников, «просвещённого дарами Божиими», обогатившего красноречивыми канонами сокровищницу молитвенных излияний, славословий – во все века возносимых верующими от избытка чувств, переполняющих сердце. Отечеством св. Иосифа была Сицилия, но, когда ещё он был отроком, произошло нападение Сарацин на Сицилию, и родители его, благочестивые Платон и Агафия, принуждённые оставить свою родину, удалились в Пелопонес. – По переселении сюда, со временем, в юноше Иосифе, с детства напитанном чтением св. Писания, взросшем в любви к посту и молитве, определилось окончательно отчуждение от всего мирского. Поэтому, расставшись с родителями, он, на 15-м году своего возраста, поступил иноком в Солунскую обитель, где и предался с самого начала строгой подвижнической жизни. Спал он на земле, покрытой кожей, одежда его состояла в едва прикрывающем его тело рубище; пища – в небольшом куске хлеба и «в меру» питие воды; молитвой его было постоянное пение в устах, стояние коленопреклонённое и продолжавшееся часто всю ночь. Чтение св. Писания и списывание книг было его главным и любимым занятием; таким образом преуспевал он из силы в силу в разуме духовном; был между братией, как ангел Божий, сияющий святостью, ради чего и был избран единодушно и принуждён принять чин настоятеля обители и сан священства. В этом сане ещё ревностнее предавался он трудам и подвигам, работая Богу своему и молясь о всём мире часто со слезами – при совершении Божественных Таин. Однажды посетил монастырь, где подвизался Иосиф, преп. Григорий Декаполит и, видя святую жизнь Иосифа, возлюбил его всей душой, сблизился с ним и пожил в монастыре несколько времени. Потом, отправляясь в Византию для укрепления верных, смущаемых тогда еретиками, пожелал ехать туда вместе с Иосифом, провидя в нём великого помощника в деле защиты Церкви, волнуемой бурей еретической. Прибыв в Византию, поселились они в церкви св. мучеников Сергия и Вакха и ревностно занялись вразумлением народа – как оберегать себя от вреда еретического и твёрдо держаться догматов и обычаев веры отцов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Профессор Евграф Иванович Ловягин также говорит об этом каноне как о «превосходном произведении церковного красноречия» 709 . И действительно, каждому верующему известна та глубокая духовная радость, которая охватывает его в вечер акафиста с первыми же словами канона Богоматери: Христову книгу одушевленную, запечатленную Тя Духом, великий Архангел, Чистая, зря, возглашаше Ти: радуйся, радости приятелище, Еюже праматерняя клятва разрешится 710 . В последующих тропарях канона печатлеется та же высокая и светлая радость, которая не падает в своей силе до последней строки. Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, – слышим мы в 3-й песни канона, – радуйся, одушевленная трапезо, Хлеб животный вмещшая 711 . От Тебе роса укану 712 , пламень многобожия угасившая, – возглашает преподобный Иосиф дальше, находя все новые и новые образы в прославлении Пречистой, – тем вопием Ти: радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон, Дево, предвиде 713 . Но и это еще не все, что скажет преподобный Иосиф о Деве Марии. Воспеваем Тя, вопиюще, – слышим мы дальше в словах канона, – радуйся, колеснице Солнца умнаго, лозо истинная, Грозд зрелый возделавшая, вино источающий, души веселящее верою Тя славящих 714 . Да, воистину человеку необходимы веселие, радость, и в этот вечер акафиста радости дан широкий и светлый путь, и преподобный Иосиф – путеводитель по этому пути. Явилася еси просвещение наше… – в заключительной, 9-й песни свидетельствует Преподобный, – темже вопием Ти: радуйся, звездо незаходимая, вводящая в мир великое Солнце 715 . Для данного очерка структура творчества преподобного Песнописца представляется нам достаточно освещенной. Далее необходимо перейти к анализу содержания канонов Преподобного. Преподобный Иосиф – проповедник покаяния По-видимому, приходится признать, что наиболее прославленными произведениями преподобного Иосифа являются его покаянные каноны, составленные на восемь гласов Октоиха. Выше мы приводили отзыв о них преосвященного Филарета Черниговского 716 . Действительно, этим канонам присущ дух деятельного и непадательного покаяния, которое насаждается святым Иосифом от опыта его жизни. Однако тот же дух умиления и деятельного устремления к Богу отличает и все остальные произведения преподобного Песнописца. В этом можно было убедиться на примере тех его трудов, которые разбирались нами в предыдущем разделе. Таким образом, нам кажется, более правильным будет сказать, что преподобный Иосиф во всех своих произведениях, где только находит эту возможность, является проповедником спасительного покаяния. Проповедь и воспевание покаяния для Преподобного – дело всей его жизни, всех устремлений его души. Покаяние, которое воспевает, к которому зовет преподобный Иосиф, всегда окрашено верной и твердой надеждой на Бога, потому в тех же строках, где он – учитель покаяния, он приводит людей и к чувству умиления, примирения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Самым существенным недостатком житий и синаксарных сказаний является отсутствие хронологических дат; «тогда», «потом», «немного спустя», «немало» – вот обычные хронологические указания, заставлявшие ради выяснения хронологии прибегать к другим более точным хронологическим датам в других источниках и сопоставлениям с точно известными событиями. Некоторые данные о преподобном Иосифе дает еще один канон, написанный в честь его и помещаемый в печатной Славянской Минее под 4 апреля. 33 Канон несомненно древний, написанный под влиянием Феофанова жития и отчасти сам послуживший материалом для труда диакона Иоанна. В IX, 3 тропаре певец просит преподобного Иосифа: «не престани поминать словесных твоих питомцев (τν λογικν σου θρεμμτων μνημονεειν μ πασ), но, как, живя, ты помогал (нам), так и теперь, переселившись к жизни нескончаемой, не оставляй…» Вероятно, канон от питомцев Преподобного, вообще тех, что учились у него, или жили при нем, может быть, в его монастыре, где была некоторого рода школа песнописцев и автор канона – один из них. В Петровом прологе Пантелеимоновского монастыря под 3 апреля, после памяти преподобного Иосифа, указано: καν. ευ´. Δετε λαο, т. е. канон Еводия, ирмос Δετε λαο. Указываемый нами канон тоже 2 гл. с тем же ирмосом. Но есть ли это один канон? По-видимому, да. Во II отд. Библиотеки Академии Наук в числе Греческих рукописей есть пергаменный лист из Служебной Минеи, по-видимому, XIII в. Большая часть листа занята службой на 3 апреля, на память το σ[ου] ωσ το μνογρου, и тут между прочим читается κα[νν] πο[η]μα Εοδου μο[ν]αχ[ο]. Канон начинается словами: σματικ τν μνογρον τιμσωμεν. То есть самый канон, который мы нашли в Греческой рукописной Минее Пантелеимоновского монастыря, под 51, и что помещен в нашей Славянской Печатной Минее. По-видимому, и Еводий есть тот самый, который вместе с преподобным Иосифом, по случаю освящения храма Амморейским мученикам, по поручению императора Василия Македонянина писал в честь мучеников похвальное слово, а преподобный Иосиф канон. 34 Если так, то возможно, что Еводий и Иосиф были друзьями и возможно, что Еводий и почтил преподобного Песнописца по его смерти целым каноном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разоряя темныя облаки сердец наших… Это сказано даже не о явном прегрешении или проступке, это всего лишь – о тех неясных, темных помыслах, облаках нашего сердца, которые окутывают, затемняют его внутреннее зрение. И природный образ (облацы), хотя и соотносится с темными облаками сердца, несомненно, второстепенен. Основная задача преподобного Песнописца – добраться до сердца человеческого, разорить его темные облака в ожидании грядущего на Иордан Спасителя мира. В своем единственном каноне на двунадесятый праздник Вознесения Господня преподобный Иосиф не оставляет своих мыслей, своей заботы о человеке. Среди воспевания светлого праздника уже в 1-й песни Преподобный свидетельствует: Состаревшийся, Господи, мир многими грехми, обновив страстию Твоею… возшел еси, носим облаком, к пренебесным 745 . Очищение от грехов, обновление человека подвигом Христовым – вот то, что неустанно хочет видеть Преподобный, о чем он спешит сказать даже в великий праздник Владычний. Взятся превыше Ангел естество наше, древле отпадшее, – богословствует Преподобный дальше в 8-й песни канона, – и на Престоле посаждено бысть Божественне, паче смысла 746 . Вот что дорого Преподобному, что составляет предмет его размышлений и песнословий. Эта мысль имеет место и у творца первого канона на Вознесение Господне – преподобного Иоанна Дамаскина , – но каждый гимнограф излагает ее индивидуально. Мысль о почтенном посаждении на Престоле естества нашего подвигом Христовым владеет преподобным Иосифом: Соседением Отца почтеся естество наше отпадшее; торжествуим и согласно еси воскликнем, и восплещим руками радующеся 747 . Подвиг Христов, давший соседение естеству нашему, конечно, в центре внимания Преподобного. Но ему как знатоку души человеческой особенно дорого, что это естество отпадшее почтено такою славою. Впрочем, в душе преподобного Песнописца находятся и такие слова, которыми он воспевает дело Христово. В отдельных тропарях это воспевание достигает необыкновенной красоты как внешней формы, так и внутреннего содержания. Святым Ангелам усвояет Преподобный удивление непостижимым делом Христовым, таинством двух Его естеств, и восклицает в тропаре своего праздничного канона: Что червлены ризы плоти Соединившагося дебельству? святии Ангели Христа зряще, вещаху, страсти честныя Божественныя носяща образы 748 . – Почему красны одежды плоти Христовой, той плоти, которую Он вознес на небо и спосадил со Отцем? Так излагает преподобный Песнописец спасительные догматы нашей веры, разрешая себе только в редких строках богословствовать о страшных тайнах. В остальном же – и преимущественно – он бдит над сердцем спасающегося человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010