Сановник сказал: «Пусть исполниться твое желание». Между тем как палачи-эфиопы точили мечи и размахивали ими, Кратер, имея заботу о патрикии, как бы он не поддался страху, обратился к нему с приглашением – соответственно своему первенствующему положению, доставленному и саном, и красотою доблестей, первым принять венец мученичества. Но патрикий отклонил эту честь, обещая Феодору за ним последовать. Помолившись, Феодор подошел к палачу, и, когда он мужественно и славно скончал свое поприще, остальные святые соответственно своим чинам – как бы это было за царскою трапезой, – уступая один другому надлежащее предпочтение и очередь, все без страха и колебания предали себя на смерть. В заключении делается их сравнение с 40 севастийскими мучениками и присоединяется молитвенное к ним обращение. Канон 42 мученикам Аморийским преподобного Иосифа Песнописца Мученики прославляются как «звезды сияющие, души верных просвещающие и тьму заблуждения рассеивающие» (I, 1), а также «как нежные цветы на луге мистическом… благоухания исполненные, зловонное заблуждение отгоняющие» (VI, 3). «Тьмой заблуждения» называется исламское учение, это один из традиционных эпитетов для него в византийской полемической литературе. Как духовно победившие ислам мученики почитаются небесными заступниками православных христиан в их противостоянии с мусульманами. Засвидетельствовав смертью верность Христу, мученики духовно победили врагов: «Подражая божественным трем отрокам, плененным некогда в Вавилоне, как плененные ненавистными [агарянами]… вы, победные мученики, пленили врага, [повергнув его] в великое замешательство» (VII, 2). Вероятно, имеется в виду удивление мусульман тем фактом, что мученики принятию ислама предпочли остаться христианами и умереть. Возможно также, что под врагом здесь имеется в виду сатана, пытавшийся через мусульман соблазнить мучеников. Канон 42 мученикам Аморийским Игнатия Кроме канона, написанного преподобным Иосифом, есть еще иной канон Аморийским мученикам, написанный песнописцем Игнатием.

http://pravoslavie.ru/put/080319171635.h...

Третье же основание само нуждается в подкреплении; оно базируется на близости и сходстве тропарей, приводимых Pitra, с трипеснцами Триоди, будто бы несомненно надписанными Иосифом Солунским – Студитом. Но ведь это последнее не есть еще бесспорный факт. Древнейший рукописный материал – Греческий и Славянский – ставит это под большое сомнение. Не останавливаясь пока здесь на этом вопросе, заметим, что таким образом все три знаменитых византолога – Christ, Krumbacher и Pitra всецело разделяют традиционное мнение и считают двух песнописцев ИосифовИосифа Студита, епископа Солунского, и Иосифа Сицилийца. Первому приписывают труды с надписанием Иосифа в Триоди, а второму несомненно минейные каноны и возможно каноны Октоиха. Итак, мы имеем с одной стороны однообразную писательскую манеру, свидетельствующую об одном авторе, а с другой приведенные выше мнения западных ученых, поддерживающих обычно традиционное мнение о двух Иосифах. В результате является неизбежным вопрос: два или один Иосиф были писателями канонов, трипеснцев, четверопеснцев и других произведений в церковных богослужебных книгах с надписанием Иосифа или Кир Иосифа? Признаемся, к этому вопросу мы приступаем с большим смущением. Нам могут бросить упрек, что браться за такой вопрос после таких корифеев науки, как Christ, Krumbacher и Pitra, и идти против традиции, подкрепляемой к тому же рукописным, правда, позднейшим, материалом, является большою дерзостью. Но непосред­ственное чтение нескольких сотен канонов и других произведений с надписанием Иосифа или Кир Иосифа, знакомство с древним рукописным и печатным (особенно последнего времени) материалом настоятельно требовали пересмотра вопроса и его твердого и определенного решения. Поэтому мы, хотя и со смущением, однако ставим этот вопрос и постараемся представить посильные соображения по его содержанию. Мы далеки думать, что наше решение может быть исчерпывающим и окончательным. Может быть, последующие открытия новых древних рукописей дадут более веские материалы для того или другого решения этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть праздники Сретение, Благовещение, а Рождество Христово и Крещение не показаны. Вообще месяцеслов не полный и в отношении к праздникам.     Из славянских древнейшая праздничная минея находится в импер. публ. библиотеке и относится к XI-XII веку. Замечательно, что в ней находится 28 окт. служба великомуч. Параскеве, которой мы не нашли ни в древнейших греческих рукописных минеях, ни в греч. печатных, ни в древнейших славянских XI-XV в., но в позднейших славянских рукописных минеях иерусалимского устава XVI века служба ей есть. Замечательна праздничная славянская минея в московской синод. типографии 1211), относимая к XII-XIII веку на месяцы декабрь, январь и февраль. В ней есть служба на обретение мощей св. Климента римского 30 января (славянский праздник), с особою службою, чего нет во всех известных нам минеях.     И впоследствии, когда явились уже минеи повседневные, праздничные минеи оставались в употреблении по разным причинам: 1) ради большей удобности употребления одной книги, 2) не во всех церквах была ежедневная служба и потому не было надобности приобретать дорого стоившие рукописные повседневные минеи. Замечательна Хлудовская минея на бомбицыне XIV-XV в. 144 сентябрь-декабрь, со стишным синаксарем (прологом). Она есть нечто среднее между праздничными и повседневными минеями; имеет службы и синаксарь на многие, но не на все дни. Перевод синаксаря отличен от нашего общепринятого и в памятях несколько различествует, 13 сент. в нем есть сказание о Петре в Атрое весьма редкое. В софийской праздничной минее XV в. 383 помещен месяцеслов по студийскому уставу.     Повседневные минеи, как сказано выше, не могли составиться ранее конца IX века. Самое большее число канонов, в них содержащихся, написано св. Иосифом песнописцем, урожденцем сицилийским, монахом селунским, пресвитером, сосудохранителем и духовником константинопольской церкви, скончавшимся в 883 году; весьма многие каноны написаны св. Феофаном палестинским, скончавшимся ок. 850 года. Кроме того немалое число стихир и часть канонов наших миней составлены писателями X века.     Естественно, что состав миней X и XI веков был разнороден и не могло быть еще в них единства по свободе, какую имели тогда составители песнопений и предстоятели церквей в деле устроения церковного богослужения. В конце XI века Никон Черногорец жаловался, что уставы иерусалимские не согласовались с иерусалимскими, а студийские со студийскими. Повседневные минеи того времени также уже требовали исправления. Это дело совершено современником Никона Иоанном, митрополитом евхаитским ( ок. 1100 г.). Так говорит надпись стихами в минеям, им самим исправленным:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В области церковной службы имя Феодора Студита занимает видное место, как гимнографа и в этом отношении церковный устав был обязан ему значительным дополнением, касающимся, впрочем, не порядка службы (потому что этот порядок установился раньше), а её состава и округлённости. Дополнение это, прежде всего, относится к службе великопостной, для которой преп. Феодор составил утренние трипеснцы, продолжал то дело, которому положил начало Косьма Майюмский, написавший трипеснцы на страстную неделю 32 . Поэтому Феодор Студит вместе с братом своим Иосифом Солунским и называется составителем триоди 33 . В 1876 г. Кардинал Питра, известный своими изданиями греческих церковных памятников, издал по Корсиниеву тропологию 27 кондаков с акростихом το στ δτ и Θεοδρ, которые признаёт за произведение Феодора Студита 34 . Что под этими именами разумеется не кто другой, как знаменитый настоятель студийский, на это нет положительных оснований в содержании названных песнопений: ещё менее данных приурочивать к нему те (впрочем, весьма немногие) кондакари, которые носят в акростихе имя σ τ и  ωσφ ρ. Последний из них „на погребение монахов” (in monachorum exsequiis) составлен по подражанию того же содержания кондакарям Романа и Анастасия. Произведения этих песнописцев были, без сомнения, известны Феодору и находились в тогдашнем церковном употреблении. Весьма вероятно, они входили в состав того тропология, о котором упоминает Студит в одном письме, говоря, что он взял его с собой в темницу вместе с другими книгами и им утешал себя в горькие минуты заключения 35 . В одном из ямбов св. Феодора есть даже выражение, по-видимому, заимствованное из Романова кондакаря, начинающегося словами: τρανωσ ν μ γλσσαν. Разумеем его 20-й ямб „ ες κοιμητριον”, где читаются следующие слова: „ γλσσαν τρανν μο πρς τ μλπειν ετνως”. Из одного письма Феодора Студита видно, что он составил канон монаху Иакову, умершему страдальческой смертью за иконы. Но этот канон не дошёл до нас, а кондаки, хотя и сохранились в рукописях некоторых западных библиотек, но не осталось сведений, какое положение занимали они в составе студийской службы, долго ли употреблялись и как широк был круг их известности. Ни слова не говорится о кондаках преп. Феодора и в студийских уставах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский (память 22 октября/4 ноября) был епископом в Иераполе Малоазийском в годы царствования Марка Аврелия (161–180 гг.). Однажды в городе справлялось пышное торжество, посвящённое языческим богам. В этот день Аверкий во сне получил повеление сокрушить идолов. Он пошёл в языческий храм и стал разбивать изваяния богов. Когда на шум прибежали жрецы и спросили, что здесь происходит, Аверкий ответил: «Скажите жителям, что ваши боги напились вина на празднике, который вы устроили для них, и передрались между собой и, упав без сил на землю, разбились». Городские власти решили арестовать епископа, но бесстрашная проповедь и чудеса исцелений, произошедшие по молитве святого, привели к настоящему триумфу христианства в Иераполе. Слава об Аверкии донеслась даже до Рима. В это время Марк Аврелий сделал своим соправителем Луция Вера и обручил с ним свою дочь Лукиллу. Но ещё не успело состояться брачное торжество, как Лукилла тяжко заболела. Все старания опытных врачей были напрасны, а бес, мучивший Лукиллу, начал кричать, что никто не может изгнать его, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Тогда Марк Аврелий послал к своему восточному проконсулу письмо с требованием доставить святого в Рим. Едва Аверкий предстал перед императором, как бес, бывший в Лукилле, начал кричать и заклинать епископа не мучить его, но разрешить вернуться в ад. Старец ответил: «К отцу злобы, сатане, пойдёшь ты, но за то, что ты заставил меня, старика, идти сюда, ты не избегнешь труда и не вернёшься отсюда пустым. Вот лежит большой камень, повелеваю тебе отнести его на мою родину в Иераполь и положить у южных ворот». В тот же час жители Иераполя с изумлением увидели огромный камень, упавший с воздуха у ворот города. Богослужебный канон, написанный Иосифом Песнописцем (ум. В 883 г.), упоминает, что это был не просто камень, а «столп», т. е. столб или колонна (МС. Т. 2. С. 571). Римский император, обрадованный исцелением своей дочери, стал предлагать Аверкию богатые подарки. Но святой отказался от золота и серебра и попросил у Марка Аврелия, чтобы в Иераполе ежегодно раздавалось бедным три тысячи мер пшеницы из податей, собираемых для Рима, а также чтобы император построил за счёт казны бани при источнике тёплых вод, который Аверкий молитвой извёл из недр земли для исцеления больных. Император обещал исполнить просьбу святого и дал ему письменное обязательство. После этого Аверкий отплыл в Сирию, где проповедовал христианское учение. Перед кончиной он вернулся в Иераполь, где был настоящим героем среди жителей. Особенно радовались бедняки, которые по ходатайству Аверкия получали императорскую пшеницу. Раздача пшеницы продолжалась до времени Юлиана Отступника, отменившего указ Марка Аврелия. (См. также: Четьи-Минеи–1910. 2. С. 495–507).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Засвидетельствовав смертью верность Христу, мученики духовно победили врагов: «Подражая божественным трем отрокам, плененным некогда в Вавилоне, как плененные ненавистными [агарянами]… вы, победные мученики, пленили врага, [повергнув его] в великое замешательство» (VII, 2). Вероятно, имеется в виду удивление мусульман тем фактом, что мученики принятию ислама предпочли остаться христианами и умереть. Возможно также, что под врагом здесь имеется в виду сатана, пытавшийся через мусульман соблазнить мучеников. Канон 42 мученикам Аморийским Игнатия Кроме канона, написанного преподобным Иосифом, есть еще иной канон Аморийским мученикам, написанный песнописцем Игнатием. Если первый ныне употребляется в греческих Церквах, то второй находится в богослужебном употреблении у славянских Поместных Церквей. В каноне говорится, что мученики своим подвигом «разрушили варварского безбожия мрачное злочестие» (III, 2), «иссушили мутные потоки прелести» и «благочестно отринули скверну нечестия» (VI, 2, 3). В икосе мученики ублажаются как те, кто «от [всей] души возненавидели и возгнушались агарянской безбожной веры и прелести лютого беса», а о мусульманах говорится как о врагах, ненавидящих Христа-Бога: «Исмаил пребезумный, отвергнувший богомудрые учения Христовы, был посрамлен» (VII, 4). В стихирах говорится, что мученики «светлостию страдания просветили всю землю и разрушили тьму заблуждения». Халиф именуется «зверем злоименитым». В стихирах на стиховне мучеников просят: «Молитвами вашими сокрушите свирепство безбожных агарян и от всякого обстояния избавьте людей благочестно думающих». Стихиры надписаны в Минее как «творение Сикеота», но это не может принадлежать известному песнописцу святому Феодору Сикеоту (+ 613). И оба канона, и стихиры выражают убеждение в том, что мученики, духовно победив мусульман, теперь, будучи с Богом, имеют особую власть помогать христианам в вынужденном противоборстве с исламом.   Лопарев Х.М. Греческие жития святых VIII–IX вв. Петроград, 1914. С. 76. Никитин П. Объяснительные примечания//Сказания о 42 аморийских мучениках. СПб., 1905. С. 275. При этом святые рассуждали не совсем согласно с идеями автора, высказанными в введении к «Сказанию…». Рейтинг: 6 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4094.html

В древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава, напр. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 210-211), и в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 105а) память М. отмечается 25 апр., устав службы и набор богослужебных текстов существенно не отличаются от известных по Типиконам студийской традиции. То же самое можно сказать и в отношении первопечатного издания греч. Типикона 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 25 апр. отмечено знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба М. соединяется со службой Цветной Триоди; помещен дополнительный отпустительный тропарь М. 3-го гласа         В пореформенном издании Типикона 1682 г. статус службы М. был повышен до славословной и 25 апр. стало отмечаться знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В XVIII в. в рус. богослужебных книгах статус службы М. повысился до полиелейной, и богослужебное последование М. было дополнено необходимыми песнопениями (напр., см.: Минея. Апрель. М., 1741. Л. 137-143; Типикон. М., 1782. Л. 283 об.). Последование М., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 3-го гласа Απστολε γιε (    ); иной отпустительный тропарь 3-го гласа        (Минея (МП). Апр. Ч. 2. С. 174); кондак 2-го гласа Εξ ψους λαβν τν χριν (        ) с икосом; анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: Σου τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Μρκον τν θεπτην εφημν (      ); 3 цикла стихир-подобнов (в греч. Минее - 4); 3 самогласные стихиры (в греч. Минее - 2); седальны (в рус. Минее - 4, в греческой - 1); светилен (не совпадает в греч. и рус. Минеях). По рукописям известны песнопения, посвященные М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: иной проимий и дополнительные икосы кондака М. ( Амфилохий. Кондакарий. С. 113, 182; Εστρατιδης, μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1950. Τ. 49. Σ. 37); канон, составленный Иосифом Песнописцем , с акростихом Ω Μρκε τν δ τν δησν μου δξου. Ιωσφ (О Марк, мое моление прими. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Ως λιος μγας (Как солнце великое) (AHG. T. 8. P. 302-311); анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: Τ βοηθσαντι θε (    ), нач.: Τν ες τ πρατα τς γς παστρψαντα (До края земли просиявшего) со 2-й песнью, канон, составленный Иоанном, еп. Тамиафийским, с акростихом Μρκος πφυκεν αχος Αγπτου μγα (Марк породил славу Египта великую) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Μεγλως π τς γς ννισαι (Славно на земле подвизался) (Ταμεον. Σ. 191) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 269); 2 дополнительных цикла и отдельные стихиры-подобны, 11 самогласнов, седален и светильны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1950. Τ. 49. Σ. 34-37).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

В Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.), составленный кард. Цезарем Баронием , сведения о К. внесены под 26 сент. Ист.: BHG, N 290z - 291c; BHO, N 185; PG. 115. Col. 881-900; Vitae et Passiones Sanctorum Selectae ex Eclogariis. Venice, 1874. Vol. 1. P. 656-686; Conybeare F. C. The Armenian Apology and Acts of Apollonius and Other Monuments of Early Christianity. L., 1896. P. 289-336; SynCP. Col. 81-83; Halkin F. La Passion ancienne de S. Callistrate//Byz. 1983. T. 53. Fasc. 1. P. 233-249; ЖСв. Сент. С. 592-600; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993 3. Τ. 1. Σ. 225-227. Лит.: ActaSS. 1760. Sept. T. 7. P. 190-195; Ibid. 1867. P. 174-179; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 400; Delehaye. Origines. P. 256; Gouillard J. Callistrate (1)//DHGE. 1949. Vol. 11. Col. 449; Rinoldi A. Callistrato//BiblSS. Vol. 3. Col. 692-693; Janin. Églises et monastères. P. 275-276; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 246. О. В. Л. Гимнография Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) 27 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. К. не упоминается. Последование К., согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 285), включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, дополнительную стихиру-подобен, седален. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 173) К. назначается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан общий отпустительный тропарь мученику Ο μαρτς σου Κριε (      ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помещен общий тропарь мученикам (К. и воинам, с ним пострадавшим). В первопечатном Московском Типиконе 1610 г. указания те же, что и в первопечатном греческом. В издании Московского Типикона 1633 г. в последование К. был добавлен кондак, а в исправленном издании Типикона 1682 г. 27 сент. появился 2-й кондак К. Последование К., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь мученикам 4-го гласа Μρτυρς σου Κριε (      ); кондак 4-го гласа Ωσπερ στρον μγιστον (Яко звезда великая...- только в совр. греч. Минее; этот же кондак встречается в слав. Минеях XV в.- см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 236), кондак 4-го гласа Τος πολυτρπους ακισμος (     - только в совр. рус. Минее, греч. оригинал известен по рукописям - см.: Там же. С. 203); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τ παμμεγστ προσλαλ Καλλιστρτ. Ιωσφ (К всесильному обращусь Каллистрату. Иосифов), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Τρβον διοδεσας (Стезю шествовав); цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; седален; светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/1320119.html

У нас лично, в частности, имеются и другие побудительные причины к тому, чтобы решиться занять ваше просвещенное внимание в настоящей беседе вопросами о покаянии и молитве. В предшествующей своей речи о посте на основании учения о сем предмете нашей церковно-богослужебной книги, именуемой «Постной Триодью», мы, как известно 3 , по недостатку времени и в виду обширности предмета, не коснулись двух других существенных мотивов ее – покаяния и молитвы, раскрываемых в названной книге вдохновенными песнописцами, свв. братьями Феодором и Иосифом Студитами, с неменьшей полнотой, обстоятельностью и художественно-поэтическими красотами, как и учение о посте, и заслуживающих в одинаковой степени и со стороны верующего человека, и пытливого исследователя нашей церковной гимнографии глубокого и полного внимания. Недосказанное нами в прошлой нашей беседе, мы и намереваемся восполнить в настоящий раз. Возвышенное учение нашей Постной Триоди о покаянии и молитве так же точно, как и учение о посте, предваряется указанием на поучительные и назидательные примеры из св. Евангелия, и из жизни святых, наиболее рельефно изображающие пред нами осуществление на деле указанных христианских добродетелей – истинного покаяния и молитвы. Причина этого весьма обстоятельно выясняется патриархом Никифором Каллистом Ксанфопулом в синаксаре службы в неделю мытаря и фарисея. «Яко же бо к телесным бранем отходити хотящии, от воевод брани время преднавыкают, читаем мы в этом синаксаре, яко да оружие очистивше и угладивше, и другая вся добре устроивше, и всяко претыкание от среды сотворше, к подвигом усердно воспрятаются, и еже к потребе снабдят. Многожды же и прежде сражения, и словеса, и повести, и притчи себе приносят, и на ревность изощряюще онех душы: леность же, и боязнь, и уныние, и другое аще что бедно, отгоняще. Тако и божественные отцы предтрубят пощение, последующее на демоны ополчение, яко бы душам нашим некую предвзятую страсть, и яд долгим соделанный временем очистить; еще же и еже не имуще от благих, потщавшеся стяжим, и яко подобно вооружившеся, тако готови к поста подвигом да пойдем. Понеже убо первое оружие к добродетели покаяние и смирение, и паки преткновение к величайшему смирению, гордость и вышение; настоящую от божественного Евангелия достоверную притчу первую всех излагают, фарисеем убо гордости и дмения отложити нам страсть поучающе; мытарем же паки сопротивное страсти сея, смирение и покаяние противу сотворити» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мученики прославляются как «звезды сияющие, души верных просвещающие и тьму заблуждения рассеивающие» (I, 1), а также «как нежные цветы на луге мистическом… благоухания исполненные, зловонное заблуждение отгоняющие» (VI, 3). «Тьмой заблуждения» называется исламское учение. Это один из традиционных эпитетов для него в византийской полемической литературе. Как духовно победившие ислам, мученики почитаются небесными заступниками православных христиан в их противостоянии мусульманам. Засвидетельствовав смертью верность Христу, мученики духовно победили врагов: «Подражая божественным трем отрокам, плененным некогда в Вавилоне, как плененные ненавистными [агарянами]… вы, победные мученики, пленили врага, [повергнув его] в великое замешательство» (VII, 2). Вероятно, имеется в виду удивление мусульман тому, что мученики, вместо того чтобы принять ислам, предпочли остаться христианами и умереть. Возможно также, что под врагом здесь имеется в виду сатана, пытавшийся через мусульман соблазнить мучеников. Канон 42-м мученикам Амморейским песнописца Игнатия Кроме канона, написанного преподобным Иосифом, есть еще иной канон Амморейским мученикам, написанный песнописцем Игнатием. Если первый ныне употребляется в греческих Церквах, то второй находится в богослужебном употреблении у славянских Поместных Церквей. В каноне говорится, что мученики своим подвигом «разрушили варварского безбожия мрачное злочестие» (III, 2), «иссушили мутные потоки прелести» и «благочестно отринули скверну нечестия» (VI, 2,3). В икосе мученики ублажаются как те, кто «от [всей] души возненавидели и возгнушались агарянской безбожной веры и прелести лютого беса», а о мусульманах говорится как о врагах, ненавидящих Христа-Бога. «Исмаил пребезумный, отвергнувший Богомудрые учения Христовы, был посрамлен» (VII, 4). В стихирах говорится, что мученики «светлостию страдания просветили всю землю и разрушили тьму заблуждения». Халиф именуется «зверем злоименитым». В стихирах на стиховне мучеников просят: «Молитвами вашими сокрушите свирепство безбожных агарян и от всякого обстояния избавьте людей благочестно думающих». Стихиры надписаны в Минее как «творение Сикеота», но это не может принадлежать известному песнописцу преподобному Феодору Сикеоту (+613).

http://pravoslavie.ru/3684.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010